Идейная математика алексея николаевича паршина. Об управлении наукой

Членство в РАН (2)

Награды и премии

премия имени И.М.Виноградова РАН (2004)

премия им. Александра фон Гумбольдта (ФРГ, 1996)

Место хранения личного дела: УКРАН

Область знаний: Математика

Библиография

Публикации в базе данных Math-Net.Ru (http://www.mathnet.ru/php/person.)

1. Векторные расслоения и арифметические группы. II

А. Н. Паршин

Тр. МИАН, 2003, 241, 179–191

2. Соответствие Кричевера для алгебраических поверхностей

А. Н. Паршин

Функц. анализ и его прил., 2001, 35:1, 88–90

3. О применении разветвленных накрытий в теории диофантовых уравнений

А. Н. Паршин

Матем. сб., 1989, 180:2, 244–259

4. Вычеты и двойственность на алгебраических поверхностях

А. Н. Паршин

УМН, 1977, 32:2(194), 225–226

5. К арифметике двумерных схем. I. Распределения и вычеты

А. Н. Паршин

Изв. АН СССР. Сер. матем., 1976, 40:4, 736–773

6. Поля классов и алгебраическая $K$-теория

А. Н. Паршин

УМН, 1975, 30:1(181), 253–254

7. Минимальные модели кривых рода 2 и гомоморфизмы абелевых многообразий, определенных над полем конечной характеристики

А. Н. Паршин

Изв. АН СССР. Сер. матем., 1972, 36:1, 67–109

8. Изогении и кручение эллиптических кривых

А. Н. Паршин

Изв. АН СССР. Сер. матем., 1970, 34:2, 409–424

9. Алгебраические кривые над функциональными полями, I

А. Н. Паршин

Изв. АН СССР. Сер. матем., 1968, 32:5, 1191–1219

10. Сергей Сергеевич Демидов (к 60-летию со дня рождения)

Д. В. Аносов, И. Г. Башмакова, А. Н. Боголюбов, Л. Д. Кудрявцев, А. Н. Паршин, С. С. Петрова, К. А. Рыбников, В. М. Тихомиров, А. Н. Ширяев

УМН, 2003, 58:6(354), 189–192

11. Андрей Николаевич Тюрин (некролог)

Ф. А. Богомолов, А. Л. Городенцев, В. А. Исковских, Ю. И. Манин, В. В. Никулин, Д. О. Орлов, А. Н. Паршин, В. Я. Пидстригач, А. С. Тихомиров, Н. А. Тюрин, И. Р. Шафаревич

УМН, 2003, 58:3(351), 176–182

12. Геннадий Владимирович Белый (некролог)

Ф. А. Богомолов, Н. И. Дубровин, В. А. Исковских, В. С. Куликов, А. Н. Паршин, И. Р. Шафаревич

УМН, 2002, 57:5(347), 139–140

13. Изабелла Григорьевна Башмакова (к восьмидесятилетию со дня рождения)

С. С. Демидов, А. Н. Паршин, С. С. Петрова, К. А. Рыбников, Г. С. Смирнова, В. М. Тихомиров, И. Р. Шафаревич

УМН, 2001, 56:4(340), 169–172

14. Алексей Иванович Кострикин (некролог)

Э. Б. Винберг, Е. С. Голод, Е. И. Зельманов, В. А. Исковских, В. Н. Латышев, Ю. И. Манин, А. В. Михалёв, А. Н. Паршин, И. Р. Шафаревич

УМН, 2001, 56:3(339), 143–145

15. Василий Алексеевич Исковских (к шестидесятилетию со дня рождения)

А. И. Кострикин, В. С. Куликов, Ю. И. Манин, В. В. Никулин, А. Н. Паршин, Ю. Г. Прохоров, А. В. Пухликов, М. Рид, А. Н. Тюрин, И. Р. Шафаревич, В. В. Шокуров

УМН, 1999, 54:4(328), 183–187

16. Валентин Евгеньевич Воскресенский (к семидесятилетию со дня рождения)

В. А. Исковских, А. А. Клячко, А. И. Кострикин, Б. Э. Кунявский, А. Н. Паршин, С. А. Степанов, И. Р. Шафаревич

УМН, 1997, 52:6(318), 201–202

17. Игорь Ростиславович Шафаревич (к шестидесятиле­тию со дня рождения)

С. П. Демушкин, А. И. Кострикин, С. П. Новиков, А. Н. Паршин, Л. С. Понтрягин, А. Н. Тюрин, Д. К. Фаддеев

УМН, 1984, 39:1(235), 167–174

18. Письмо в редакцию по поводу статьи Элстрода Дж., Грюневальда Ф. и Меннике Дж. "Разрывные группы в трехмерном гиперболическом пространстве: аналитическая теория и арифметические приложения"

А. Н. Паршин

УМН, 1983, 38:6(234), 177–178

19. Изабелла Григорьевна Башмакова (к шестидесятилетию со дня рождения)

П. С. Александров, Б. В. Гнеденко, С. С. Демидов, А. Н. Колмогоров, А. Н. Паршин, С. С. Петрова, А. П. Юшкевич

УМН, 1981, 36:5(221), 211–214


Свернуть

Биографическая справка

Паршин Алексей Николаевич (1942, Свердловск) - математик, специалист в области теории чисел и алгебраической геометрии;

академик РАН (2011)

Паршин Алексей Николаевич родился 7 ноября 1942 г. в г. Свердловске. Окончил механико-математический факультет Московского университета (1964) и аспирантуру (1967). Ученик И. Р. Шафаревича.

Младший и старший научный сотрудник (1968-1995), зав. отделом алгебры (1995-н.вр.) Математического института им. В.А.Стеклова РАН.

Доктор физико-математических наук (1984).

Паршин А.Н. ведет преподавательскую работу в Московском Государственном Университете, среди его учеников – 5 кандидатов наук.

26 мая 2000 г. избран членом-корреспондентом РАН по Отделению математики, специализация «математика».

22 декабря 2011 г. избран действительным членом (академиком) РАН по Отделению математических наук, специализация "математика".

Область научных интересов: алгебраическая теория чисел и теория Галуа, алгебраическая геометрия, n-мерные локальные поля и их приложения к арифметике, геометрии многообразий, интегрируемым системам и квантовой теории поля; история математики.

Определил и изучил итерированные интегралы, доказал гипотезу Шафаревича для семейства алгебраических кривых без вырождений, доказал, что гипотеза конечности Шафаревича влечет гипотезу Морделла. Им развита теория полей классов для локальных полей и алгебраических поверхностей.

Применил адельные конструкции к теории векторных расслоений, доказал гипотезу Ленга о целых точках на абелевых многообразиях, обобщил теорему Серра о связи векторных расслоений и основ Брюа-Титса на случай алгебраической поверхности, построил соответствие Кричевера для алгебраических поверхностей.

Паршин Алексей Николаевич - автор более 60 научных работ. Помимо своей основной математической деятельности, А.Н. Паршин занимается вопросами русской религиозной философии и её взаимоотношением с современным естествознанием. В частности, принимал активное участие в изучении и публикации трудов о. Павла Флоренского и исследовании имяславия. По его инициативе был организован и регулярно проводится семинар «Русская философия (традиция и современность)». Работы Паршина по истории науки и русской философии собраны в монографии «Путь. Математика и другие миры» (2002).

Награды: Премия имени И.М.Виноградова РАН (2004) за цикл теоретико-числовых работ. Лауреат премии им. Александра фон Гумбольдта (ФРГ, 1996).


Сторонники и организаторы реформы аргументируют свою позицию тем, что в Академии простой, в российской науке в последние годы не сделано ничего значительного. Так ли это, мы решили узнать у самих ученых. О важнейших открытиях российских ученых в последние годы и о работе своего отдела Правмиру рассказал заведующий отделом алгебры и теории чисел Математического института имени Стеклова РАН, академик РАН Алексей Паршин.

Алексей Николаевич Паршин родился в 1942 году в Свердловске. В 1964 году окончил мехмат МГУ. С 1968 года работает в отделе алгебры и теории чисел Математического института имени В. А. Стеклова РАН. С 1995 года заведующий отделом. Лауреат премии Александра фон Гумбольдта. Золотая медаль им. П. Л. Чебышева РАН. Академик РАН.

О реформе РАН

В Академии многое нужно менять, но что именно, должны решать сами ученые, а не далекие от науки политики. Пришел новый президент, Владимир Евгеньевич Фортов, со своими программами. Нормально было бы года два подождать, пока новое руководство что-то сделает. Но не успел новый президент вступить в должность, как научное сообщество поставили перед фактом: Академию наук будут ликвидировать (потом это слово «смягчили» - реорганизовывать). Без обсуждений, да еще летом, когда многие в отпуске.

Министра образования прямо спросили: «Почему вы делаете это в такое неудобное время, когда никого нет?», а он ответил: «Почему же неудобное? Как раз самое удобное». Так что замысел стал понятен.

Конечно, попытки прибрать Академию к рукам были и раньше. В девяностые ее просто бросили на произвол судьбы - выживайте, как хотите. Лет десять назад появились люди, которым по разным причинам Академия не давала покоя. Кому-то очень хотелось завладеть собственностью в центре Москвы, кто-то просто жаждал власти - есть люди, которые мечтают командовать другими. Кроме того, Академия - один из немногих относительно независимых общественных институтов. У нас существует демократическая процедура выборов, члены Академии не раз резко критиковали так называемую либерально-рыночную экономику.

Естественно, всё это многим не нравилось, и уже давно началась активная борьба против Академии. Два раза предпринимались попытки ввести то, что теперь введено. Идеологическая основа действий Министерства образования и науки очень проста: надо представить научную деятельность исключительно как форму наемного труда в рамках рыночной экономики, а обучение - исключительно как форму предоставления услуг.

Высшая школа, по их мнению, тоже сфера обслуживания, место, где студент может купить определенный набор знаний и на выходе получить диплом. То есть они не видят принципиальной разницы между университетом и магазином, научным институтом и гостиницей. В этом вся суть их идеологии.

Об управлении наукой

У меня есть свое представление о том, как устроена наука в Академии. Мой административный опыт - опыт заведующего отделом, и с начала девяностых жизнь заставляла меня вникать в эти вопросы, но, я думаю, что у директоров институтов кругозор в этом шире.

Недавно я читал интервью Александра Григорьевича Литвака, директора Института прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде. Он прямо сказал, что их институту реформа не нужна. У института есть выход в промышленность, в оборонку, они создают технологии, которые пользуются спросом, при этом закрывают лаборатории, работой которых недовольны, и открывают новые, перспективные. Александр Григорьевич признает, что есть бюрократические препоны, но для того, чтобы эти препоны ликвидировать, вовсе не надо перетрясать всю систему. Это институт мирового уровня и таких в Академии много.

Сейчас предлагают поддерживать в институтах только лучшие лаборатории - им выделять деньги, и много денег, а остальные пусть как в девяностые выживают, а не выживут - сами виноваты. Но в любой общественной группе можно по какому-то критерию, считающемуся правильным, выявить тех, кто лучше и кто хуже. И если плохих отсечь и через какое-то время провести новую выборку, выяснится, что среди оставшихся, еще вчера лучших, опять есть лучшие, а есть более чем средние. Дело в том, что ни один общественный организм не может состоять только из лучших. В той же Америке есть Гарвард, Принстон, но там и десятки университетов попроще, в которых работают отдельные очень хорошие ученые, а есть и ученые так себе. И ничего, существуют, никому в голову не приходит оставить только Гарвард с Принстоном.

Начиная с девяностых науке очень помогали грантовые фонды РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд). За последние годы их финансирование остановилось и не увеличилось, тем не менее, эта система работала.

С 1 сентября этого года во всей Академии запретили аспирантуру. Это уже просто за гранью здравого смысла.

Аспирантура останется только при вузах, которые имеют лицензию. В Законе об образовании есть пункт об аспирантуре, где написано, что аспирантуру можно открывать там, где есть лицензия, а в положении о лицензии сказано, что в данном учреждении должны быть медпункт, столовая, что-то еще - в общем, та инфраструктура, что обычно есть в вузах.

Аспирантуры при академических институтах всегда были существенно меньше, чем при вузах, но считались престижными, аспиранты сюда стремились. И нам они нужны, мы должны готовить себе смену. Теперь одним идиотским (а может быть, и не таким идиотским - всё зависит от цели!) правилом уничтожили многолетнюю традицию.

О современных достижениях

Когда закон уже приняли, я видел интервью заместителя председателя комитета по науке Госдумы, который сказал: «А что ученые просят? За последние 10 лет разве были какие-то выдающиеся достижения в академии?». Заметьте, это сказал человек, как-то причастный к науке. И он не в курсе того, что было в Академии.

Я не собираюсь заниматься пропагандой, но навскидку назову несколько выдающихся достижений, о которых сообщалось в печати, в теленовостях. Во-первых, доказательство гипотезы Пуанкаре, за которое математик Григорий Яковлевич Перельман получил Филдсовскую премию и отказался от нее. История . Да, со скандальным оттенком, но от этого доказательство Перельмана не перестает быть крупнейшим научным открытием. Не будем говорить о его личных особенностях, они к делу не относятся. Как математик он вырос в Петербургском отделении Математического института имени Стеклова.

Второе. В рамках проекта «Радиоастрон» был выведен на орбиту спутник с крупнейшим в мире радиотелескопом, на котором астрономы и астрофизики уже получили новые результаты, наблюдая ядра галактик, пульсары и другие космические объекты. Для некоторых наблюдений «Радиоастрон» работал в паре с американским радиотелескопом, который находится в Калифорнии - пример эффективного и обоюдновыгодного международного сотрудничества.

Теперь гуманитарные науки… В своей «Валдайской речи», которую многие обсуждали, президент России процитировал русского философа XIX века Константина Леонтьева, до недавнего времени считавшегося реакционером из реакционеров. Не знаю, известно ли президенту, что академическое собрание сочинений Леонтьева - по-моему, вышло уже десять томов, каждый по 600–800 страниц, а в одном их даже больше тысячи - издается в Академии наук, в Институте русской литературы (Пушкинском доме) в Петербурге. И проделывают эту огромную работу всего два человека: Владимир Алексеевич Котельников и Ольга Леонидовна Фетисенко. Несомненно, это большое достижение Академии наук.

На Алтае открыта стоянка первобытного человека эпохи верхнего палеолита - Денисовская пещера. Это древнейшие из останков людей, найденные на территории России. Археологическое открытие, тоже имевшее мировой резонанс.

Я назвал открытия, которые имеют чисто теоретическое значение, но Академия связана и с прикладными вещами, в том числе с обороной. Очень многие говорят, что грядущие реформы Академии скажутся на обороноспособности страны. Приведу пример, о котором сам узнал только сейчас, потому что до недавнего времени это была закрытая информация.

Предыдущий президент Академии наук, Юрий Сергеевич Осипов, десять лет был директором Математического института имени Стеклова - с 1992 по 2002 год. В основе знаменитых ракетных комплексов С-300, о которых известно каждому обывателю, лежит теория академика Осипова и его ныне покойного учителя Николая Николаевича Красовского.

К сожалению, все эти годы Академия не умела показать себя. Когда законопроект о реформе появился, враги Академии организовали движение типа «Наших», и они повесили на новом здании Президиума знак «80+» - здесь одни старцы. А надо было этот баннер снять и повесить другой: «РАН = С-300», и чтобы он провисел все два месяца, пока шло противостояние.

Академии, есть что показать, но мы не умеем себя, как сейчас говорят, “продвигать”. Я сам это не люблю и никогда этим заниматься не буду. Но всё-таки Академия - большая структура, и когда на нее нападают, она должна защищаться. Считалось, что достаточно отчетов, которые каждый год посылают в правительство и администрацию президента. Не знаю, там сразу спускают эти тома с отчетами в мусоропровод или они где-то пылятся.

Об алгебре и банкоматах

Алгебра, как она понимается теперь, появилась в XVII веке, а возраст теории чисел уже несколько тысячелетий. Она восходит еще к Евклиду. Считалось, что эта наука не имеет никаких практических приложений. Кроме одного - еще в первом классе все учатся считать и всем это нужно в дальнейшей жизни. Это тоже теория чисел - сложение, вычитание, умножение, деление. Не наука, конечно, но ее крохотный кусочек. Если же говорить о более сложных применениях, то их до XX века почти не было.

К теории чисел принадлежит теория диофантовых уравнений. Это область древнейшая, потому что Диофант жил примерно две тысячи лет назад (когда точно, никто не знает), и написал трактат, который долгое время был неизвестен. В XVII веке его обнаружили, перевели с греческого на латынь, и Ферма на полях написал свою знаменитую гипотезу, которая стала всем известна и которую математики недавно доказали с помощью алгебраической геометрии.

Алгебраическая геометрия - наука, которая изучает кривые, поверхности и многообразия более высокой размерности.

В алгебраической геометрии кривая на плоскости с координатами x и y задается уравнением f (x, y) = 0. Здесь f - многочлен степени n. Если у многочлена f рациональные коэффициенты, такое уравнение называется диофантовым, и основная задача теории состоит в описании множества решений (x, y) этого уравнения в рациональных числах x и y. Если степень n небольшая, задача решается легко, трудности начинаются с n = 3. Такие кривые называются эллиптическими (они совсем не эллипсы!), и вопрос о решении таких диофантовых уравнений, например, х 3 + y 3 = 1, - отдельная наука, арифметика эллиптических кривых. Это трудные задачи, поставленные давно и решенные лишь частично. Задачи очень интересные, но вполне умозрительные.

Неожиданно, лет 20–30 назад, было осознано, что эту чисто абстрактную теорию можно использовать для построения алгоритмов, которые нужны для криптографии, чтобы зашифровывать и безопасно передавать секретные сообщения, а также снимать и класть деньги в банкоматах и т. п. Теория эта оказалась востребована на практике. Яркий пример: в девяностые годы, когда математикам есть было нечего, многие уехали за границу, но многие и остались здесь, и некоторые математики из провинциальных институтов успешно сотрудничали с банками. По-моему, сами банкиры к ним обратились - просили помочь в переводе денег из дальних регионов в Москву. И математики это делали, потому что хорошо знали теорию эллиптических кривых. Так они выжили в девяностые.

В России есть целая Академия криптографии и научно-исследовательские организации, которые используют такие разработки. Они понимают, что в академии существуют отделы и институты, которые оказывают им большую помощь, и перетряска, вызванная новым законом, - а она наверняка начнется - помешает нормально работать.

Это то, что касается серьезных практических применений. Я близко знаком с людьми, которые непосредственно этим занимаются. Сам я прикладной деятельностью не занимаюсь, наш отдел чисто теоретический, но были люди, которые сначала работали у нас, потом почувствовали, что им интереснее прикладная деятельность, и они уходили в соответствующие организации. Уверяю вас, в любую организацию, которая занимается криптографией, человека из нашего отдела возьмут без проблем.

Об уровне российской науки

Есть объективные, понятные всем критерии уровня нашей науки. Несколько человек из нашего отдела уехали на Запад. Среди них и директор Института Математики общества Макса Планка в Бонне, и профессор Курантовского Института математических наук при Нью-Йоркском университете. Это одни из самых знаменитых математических центров. Остальные тоже получали разные позиции в хороших университетах.

То же самое можно рассказать не только о нашем отделе, не только о математиках, но и о других ученых. Тот факт, что российские ученые, которые решили уехать на Запад, без всякого труда устраивались во многих странах, уже говорит о том, какая у нас была наука. И до сих пор многие молодые ребята, получившие образование на мехмате МГУ или на физтехе, если хотят уехать и поступить там в postgraduate - аналог аспирантуры, - могут это сделать без проблем. Конечно, ситуация на Западе ухудшается, и отношение бюрократии к науке делается все более жестким, но всё равно даже на совсем теоретические научные области денег выделяют достаточно. Что будет через год, три, пять, никто не знает, но пока науку там поддерживают.

Вернемся к нашему отделу. За последние 10–12 лет пять наших сотрудников выступали с докладами на международных математических конгрессах. Они проходят раз в четыре года. Поверьте, на такие конгрессы приглашают сделать доклад не за индекс Хирша - не за то, что тебя пять тысяч раз процитировали, - а после весьма жесткого отбора за то, что ты сделал в науке, за конкретные результаты, полученные в те четыре года, что предшествовали конгрессу. В такой системе оценки уровня ученого тоже можно найти недостатки, и есть ученые, которые могли бы быть докладчиками на конгрессах, но не получают приглашения. Но кого попало туда не приглашают.

Остальные наши сотрудники - и молодежь, и люди постарше - тоже часто ездят за границу, участвуют в самых разных конференциях, публикуются в западных журналах. Отрадно, что молодежь вновь пошла в науку. Не потоком, но в девяностые вообще не шла - ребята заканчивали мехмат и шли в банки, в другие коммерческие структуры, их везде охотно брали. Сейчас появилась молодые люди, которые хотят заниматься наукой, причем многие из них хотят жить и работать в России. Только ростки появились, как бы «реформа» их не вырвала с корнем.

В нашем институте есть образовательный центр - читаем спецкурсы по математике всем желающим. Бесплатно. Туда приходят студенты и с мехмата, и с физфака, и из физтеха, и из Высшей школы экономики. Могут просто прослушать курс, а желающие сдают экзамены и получают свидетельство о дополнительном образовании. Последние годы приходит примерно 60–70 человек. Немного, но это люди, которые хотят потратить свое свободное время - занятия по вечерам проходят - на то, чтобы узнать что-то сверх учебной программы.

Конечно, базовое образование необходимо, но есть вещи более специальные, о которых рассказать могут только люди, которые ими занимаются. Особенно открытия самых последних лет. И все желающие могут прийти и узнать о них, что называется, из первых рук.

Сейчас эти спецкурсы под вопросом по той же причине, по которой ликвидировали аспирантуру - на образовательную деятельность нужна лицензия, а выдают ее, только если в учреждении есть то, и то, и то…

Самый большой дефект в организации нынешней научной жизни в том, что если раньше была хотя бы некоторая стабильность, и в рамках этой стабильности мы могли спокойно думать о своей работе, сегодня приходится, как сейчас говорят, крутиться: искать заказчиков, гранты, заключать контракты. Конкуренция в науке всегда была, но раньше она осуществлялась не таким примитивным, лобовым образом.

Что нужно сделать

В Академии наук достаточно умных людей с необходимыми знаниями, которые давно могли бы объединиться и начать резкую и бескомпромиссную борьбу с представлением власть имущих о научной деятельности как о разновидности наемного труда в рамках рыночной экономики. Недавно в Госдуме выступал нынешний министр образования и науки. Его жестко критиковали и даже предлагали уйти в отставку. Он ответил: «Я наемный работник у моего работодателя. Пока работодатель мной доволен, я не вижу причин уходить в отставку». Ему и его сотрудникам не приходит, видимо, в голову, что научные сотрудники, которыми они хотят руководить - не наемные работники и у них мотивация принципиально другая.

Беда нашего протестного движения именно в разобщенности. Пока непосредственно нас что-то не коснется, живем по принципу «моя хата с краю». Люди в Академии наук должны были еще год назад публично оценить то, что происходит с вузами. Наверное, очень немногие в Академии тогда пытались как-то поддержать высшую школу. И сейчас многие вузовские преподаватели говорят: «Когда нас год назад уничтожали этими рейтингами, вы молчали. Что же вы теперь от нас хотите?».

Доля правды, и немалая, в их словах есть, но всё же если кто-то прошел мимо чужой беды, не значит, что надо отвечать ему тем же. Сейчас, я считаю, научное и преподавательское сообщества должны объединиться против идеологии, которая, если восторжествует, уничтожит и науку, и образование. Это первое, что нужно сделать.

Второе - пропаганда. Наверняка найдутся люди, которые смогут доходчиво и убедительно рассказать о наших достижениях мирового уровня. Эти достижения нужно уметь показывать, демонстрировать, в том числе и через масс-медиа.

И последнее. Надо властям хотя бы немного увеличить финансирование, два-три года не беспокоить Академию и посмотреть, что будет. Я уверен, что был бы очень большой подъем. То же, что сейчас предлагается, делается не в интересах науки, не в интересах общества, не в интересах государства.

Записал Леонид Виноградов

Алексей Николаевич Паршин (род. 7 ноября , Свердловск) - советский и российский математик , один из крупнейших специалистов по алгебраической геометрии и теории чисел, академик Российской академии наук (2011, член-корреспондент РАН с 2000), доктор физико-математических наук.

Биография

Алексей Николаевич Паршин родился в Свердловске в 1942 году. В 1959 г. поступил на механико-математический факультет МГУ , окончил его в 1964 г. Во время учёбы принимал участие в научных семинарах И. М. Гельфанда и И. Р. Шафаревича , который вскоре стал его научным руководителем .

После окончания МГУ поступил в аспирантуру . В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые теоремы конечности в диофантовой геометрии» . В 1983 г. защитил докторскую диссертацию «Адели и поля классов на алгебраических поверхностях» .

Сотрудник отдела алгебры Математического института им. В. А. Стеклова (c 1968 года), с 1995 года - заведующий отделом. Член-корреспондент РАН c 2000 г., академик c 2011 г.

Научные интересы

Основные труды в области алгебраической теории чисел и теории Галуа, алгебраической геометрии, геометрии многообразий, теории интегрируемых систем. Кроме того, А. Н. Паршин является автором нескольких работ по истории математики ; им были изданы собрания сочинений Г. Вейля и Д. Гильберта .

А. Н. Паршиным были созданы новые методы в теории диофантовых уравнений (метод разветвлённых накрытий, конструкция канонических высот, оценки с помощью гиперболической метрики Кобаяши), оказавшие сильное влияние на дальнейшее развитие как теории чисел, так и алгебраической геометрии.

Также им было дано определение n -мерных локальных полей и получены их применения к теории полей классов , теории вычетов, теории векторных расслоений на алгебраических поверхностях , формуле Лефшеца для неподвижных точек . Построен гармонический анализ на двумерных локальных полях и доказан бесконечномерный аналог формулы Пуассона. Построена теория представлений дискретных групп Гейзенберга (а именно, была получена классификация неприводимых представлений , описано пространство модулей , проведено доказательство существования характеров и их вычисление как тета-функций).

Помимо своей основной математической деятельности, А. Н. Паршин занимается вопросами русской религиозной философии и её взаимоотношением с современным естествознанием. Работы Паршина по истории науки и русской философии собраны в монографии «Путь. Математика и другие миры» (2002). По его инициативе был организован и регулярно проводится семинар «Русская философия (традиция и современность)».

Награды и премии

Общественная позиция

В 2013 году выступил с критикой реформы Российской академии наук, предлагаемой правительством и собрал многочисленные отклики российского и мирового научного сообщества против законопроекта о РАН . Он также организовал издание сборника переводов статей о библиометрике.

Напишите отзыв о статье "Паршин, Алексей Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Паршин, Алексей Николаевич

– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алексей Николаевич Паршин (род. 7 ноября , Свердловск) - советский и российский математик , один из крупнейших специалистов по алгебраической геометрии и теории чисел, академик Российской академии наук (2011, член-корреспондент РАН с 2000), доктор физико-математических наук.

Биография

Алексей Николаевич Паршин родился в Свердловске в 1942 году. В 1959 г. поступил на механико-математический факультет МГУ , окончил его в 1964 г. Во время учёбы принимал участие в научных семинарах И. М. Гельфанда и И. Р. Шафаревича , который вскоре стал его научным руководителем .

После окончания МГУ поступил в аспирантуру . В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые теоремы конечности в диофантовой геометрии» . В 1983 г. защитил докторскую диссертацию «Адели и поля классов на алгебраических поверхностях» .

Сотрудник отдела алгебры Математического института им. В. А. Стеклова (c 1968 года), с 1995 года - заведующий отделом. Член-корреспондент РАН c 2000 г., академик c 2011 г.

Научные интересы

Основные труды в области алгебраической теории чисел и теории Галуа, алгебраической геометрии, геометрии многообразий, теории интегрируемых систем. Кроме того, А. Н. Паршин является автором нескольких работ по истории математики ; им были изданы собрания сочинений Г. Вейля и Д. Гильберта .

А. Н. Паршиным были созданы новые методы в теории диофантовых уравнений (метод разветвлённых накрытий, конструкция канонических высот, оценки с помощью гиперболической метрики Кобаяши), оказавшие сильное влияние на дальнейшее развитие как теории чисел, так и алгебраической геометрии.

Также им было дано определение n -мерных локальных полей и получены их применения к теории полей классов , теории вычетов, теории векторных расслоений на алгебраических поверхностях , формуле Лефшеца для неподвижных точек . Построен гармонический анализ на двумерных локальных полях и доказан бесконечномерный аналог формулы Пуассона. Построена теория представлений дискретных групп Гейзенберга (а именно, была получена классификация неприводимых представлений , описано пространство модулей , проведено доказательство существования характеров и их вычисление как тета-функций).

Помимо своей основной математической деятельности, А. Н. Паршин занимается вопросами русской религиозной философии и её взаимоотношением с современным естествознанием. Работы Паршина по истории науки и русской философии собраны в монографии «Путь. Математика и другие миры» (2002). По его инициативе был организован и регулярно проводится семинар «Русская философия (традиция и современность)».

Награды и премии

Общественная позиция

В 2013 году выступил с критикой реформы Российской академии наук, предлагаемой правительством и собрал многочисленные отклики российского и мирового научного сообщества против законопроекта о РАН . Он также организовал издание сборника переводов статей о библиометрике.

Напишите отзыв о статье "Паршин, Алексей Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте РАН

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Паршин, Алексей Николаевич

Изидора всё ещё находилась от нас далеко, в своих глубоко-ранящих воспоминаниях, и мне честно совсем не хотелось, чтобы она продолжала рассказывать дальше... Её история терзала мою детскую душу, заставляя сто раз умирать от возмущения и боли. Я не была к этому готова. Не знала, как защититься от такого зверства... И казалось, если сейчас же не прекратится вся эта раздирающая сердце повесть – я просто умру, не дождавшись её конца. Это было слишком жестоко и не поддавалось моему нормальному детскому пониманию...
Но Изидора, как ни в чём не бывало, продолжала рассказывать дальше, и нам ничего не оставалось, как только окунутся с ней снова в её исковерканную, но такую высокую и чистую, не дожитую земную ЖИЗНЬ...
Проснулась я на следующее утро очень поздно. Видимо тот покой, что подарил мне своим прикосновением Север, согрел моё истерзанное сердце, позволяя чуточку расслабиться, чтобы новый день я могла встретить с гордо поднятой головой, что бы этот день мне ни принёс... Анна всё ещё не отвечала – видимо Караффа твёрдо решил не позволять нам общаться, пока я не сломаюсь, или пока у него не появится в этом какая-то большая нужда.
Изолированная от моей милой девочки, но, зная, что она находится рядом, я пыталась придумать разные-преразные способы общения с ней, хотя в душе прекрасно знала – ничего не удастся найти. Караффа имел свой надёжный план, который не собирался менять, согласуя с моим желанием. Скорее уж наоборот – чем больше мне хотелось увидеть Анну, тем дольше он собирался её держать взаперти, не разрешая встречу. Анна изменилась, став очень уверенной и сильной, что меня чуточку пугало, так как, зная её упёртый отцовский характер, я могла только представить, как далеко она могла в своём упорстве пойти... Мне так хотелось, чтобы она жила!.. Чтобы палач Караффы не посягал на её хрупкую, не успевшую даже полностью распуститься, жизнь!.. Чтобы у моей девочки всё ещё было только впереди...
Раздался стук в дверь – на пороге стоял Караффа...
– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.
– Хорошая моя, сердце моё... Я не смогу смотреть на твои мучения... Я тебя не отдам ему, моя девочка! Севера и ему подобных, не волнует, кто останется в этой ЖИЗНИ... Так почему же мы должны быть другими?.. Почему нас с тобой должна волновать чья-то другая, чужая судьба?!.
Я сама испугалась своих слов... хотя в душе прекрасно понимала, что они вызваны всего лишь безысходностью нашего положения. И, конечно же, я не собиралась предавать то, ради чего жила... Ради чего погиб мой отец и бедный мой Джироламо. Просто, всего на мгновение захотелось поверить, что мы можем вот так взять и уйти из этого страшного, «чёрного» караффского мира, забыв обо всём... забыв о других, незнакомых нам людях. Забыв о зле...
Это была минутная слабость усталого человека, но я понимала, что не имела право допускать даже её. И тут, в довершении всего, видимо не выдержав более насилия, жгучие злые слёзы ручьём полились по моему лицу... А ведь я так старалась этого не допускать!.. Старалась не показывать моей милой девочке, в какие глубины отчаяния затягивалась моя измученная, истерзанная болью душа...