Каникулы в школе. Расписание учебных каникул

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир, происходит формирование личности, а также физических, умственных нравственных и др. качеств. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, именно поэтому в этом возрасте стоит уделять большое значение умственному воспитанию. Физическое воспитание в этом возрасте также играет чрезвычайно важную роль, так как воздействует не только на развитие физических качеств и положительно влияет на здоровье, но и является универсальным и оказывает влияние на другие виды воспитания. В данной работе будет рассматриваться взаимосвязь умственного и физического воспитания.


1. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Человек, это существо обладающие даром мышления и для него чрезвычайно важно такое понятие, как умственное воспитание и умственное развитие.

По определению Медведева С.Б умственное воспитание - это процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы .

Гончарова Е.В. пишет, что умственное воспитание это планомерное целенаправленное воздействие на умственное развитие с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В понятие умственное воспитание также взаимодействует с понятием умственного развитие, которое определяется как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта. На умственном развитии сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни .

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро –медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении, пишет Гелецкий В.М. .

1.2 Понятие о физическом воспитании

Всестороннее развитие физических качеств, является необходимым для нормальной жизнедеятельности человека, этому способствует физическое воспитание.

Медведева С.Б дает определение физическому воспитанию, говоря о том, что это, главным образом, система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании .

Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. пишут что, физическое воспитание это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. В это понятие входят физическое образование и воспитание физических качеств. Первое определяется как процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний. Физическое образование включает в себя:

1) Формирование спортивных двигательных умений и навыков двигательных

2) Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

3) Передача специальных физкультурных знаний

Воспитание физических качеств подразумевает целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок, которое в свою очередь определяется :

1) Силовыми способностями

2) Скоростными способностями

3) Выносливостью

4) Координационными способностями

5) Гибкостью

Гелецкий В.М. указывает, что Процесс физического воспитания базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности (принципы отечественной системы физической культуры).

1.3 Взаимосвязь умственного и физического воспитания

Физическая культура и спорт дают широкие возможности для умственного воспитания, что обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. По мнению физиолога В. Л. Федорова, первоочередной задачей в обучении двигательным действиям является совершенствование мозга, при этом физические упражнения носят идеомоторный (в широком смысле) характер.

Ведущей целью и умственного и физического воспитания является совершенствование познавательной деятельности человека, его интеллекта и мышления, которое признается главной из человеческих способностей. С одной стороны, физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной деятельности и способствует развитию интеллекта. С другой стороны, умственное воспитание продуцирует условия более вдумчивого отношения к занятиям физической культурой и спортом, что существенно повышает эффективность физического воспитания, пишет в своих трудах Медведева С.Б. .

Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что физическое и умственное воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» .

Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. отмечают, что в содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др. .

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» .

Ионов А.А. в своей работе указывает, что с точки зрения физиологических процессов двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

2 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Возрастные особенности умственного и физического развития детей дошкольного возраста

Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 до 6-7 лет. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное физическое развитие: активное увеличение роста и веса, увеличение общей мышечной силы, уменьшение жировой прослойки, становится выраженной крупная мускулатура. Продолжается окостенение скелета - поэтому в этом возрасте необходимо следить за осанкой детей и избегать чрезмерных физических нагрузок. Улучшаются кровообращение и дыхание: повышается кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких, следовательно, увеличивается работоспособность. Совершенствуется нервная система, увеличивается масса головного мозга, созревают все проводящие пути между центральной и периферической нервной системой, пишут Федоровская О. М. и Бабенкова Е. А

Говоря об умственном развитии дошкольников, следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Через познание материального мира у ребенка происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Также в дошкольном возрасте начинает активно развиваться речь, она является главной интеллектуальной функцией на этом возрастном этапе. Происходит развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса .

Щербакова Т. А. в своей работе говорит о том, что дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для интеллектуального развития. Высокая пластичность мозга обуславливает необходимость целенаправленно воздействовать на развитие высших психических функций с учетом его наличных и потенциальных возможностей .

В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание. Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано, отмечает коллектив авторов Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. .

В старшем дошкольном возрасте завершается дифференциация нервных элементов тех слоев (ассоциативных зон), в которых осуществляются умственные действия: обобщение, осознание последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. Благодаря этому происходит существенный сдвиг в обобщенности мышления: дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей .

2.2 Средства и методы умственного воспитания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие личности, в том числе оказывают влияние и на умственной развитие.

Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий .

Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий. Стародубцева И.В. в своей диссертационной работе описывает группу упражнений, оказывающих прямое влияние на умственное развитие дошкольников в процессе физического воспитания. Такие упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей, таких как различные виды восприятия, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух компонентов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым. Опираясь на данный принцип, был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1)синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2)последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения). При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие и строевые упражнения, игры средней и малой подвижности) .

Степаненкова Э.Я. в своих трудах пишет, что особое значение в проведении занятий физической культурой имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом и достаточно выразительно. Использование игровых образов способствует стимуляции мыслительных процессов.

Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям.

Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами, которые помогают детям увидеть путь следования движения в, целом или частей тела, «подогнать» свои движения к тем требованиям, которые предъявляет педагог .

Щербакова Т.А. указывает, что решения задач интеллектуального развития должно осуществляться через усвоение двух взаимосвязанных разделов содержания физического воспитания: знания и умения. Раздел «Знания» включает знания: 1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений; 2) правил подвижных и спортивных игр; 3) взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой.

Раздел «Умения» включает: 1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элемент спортивных упражнений; 2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил; 3) умственные умения: выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств и отношений; 4) умения количественного и порядкового счета в пределах 10; 5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения; 6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи

Использование различные методы и приемы, для развития умственных способностей детей дошкольного возраста посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы .

2.3 Влияние занятий физической культурой на умственное развитие дошкольников

Интеллектуальное развитие - важнейшее направление воспитания ребенка. Именно в детстве у маленького человека формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений.

Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты, отмечает Королева Т. А. .

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

1) Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

2) Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу .

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Магомедов Р.Р. в своей работе говорит о том, что между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка существует прямая зависимость. Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

1) Между физическим и умственным воспитанием существует взаимосвязь, она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в возникновении познавательных ситуаций на уроках физической культуры. Опосредованная связь состоит в том, что двигательная активность создает благоприятные условия для умственной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации, вследствие чего повышаются умственные возможности.

2) Средствами умственного воспитания в процессе физического воспитания, прежде всего, являются физкультурные занятия, а также специально организованные проблемные ситуаций, решение которых требует умственных действий. К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий. На уроках физической культуры с детьми дошкольного возраста применяют упражнения, сочетающие два компонента: двигательное действия и упражнение, направленное на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемое в форме дидактической игры. Также применяются игровые образы, использование предметов, творческие задания, создания поисковых ситуаций. Упражнениям такого характера активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей.

3) На занятиях физической культурой дети занимаются двигательной активностью, в результате чего, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность. Физические упражнения требуют внимания, наблюдательности, сообразительности, в результате этого повышают пластичность нервной системы, благодаря чему увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Также под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образного; 3) словесно-логическое;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

2 Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

3 Гончарова, Елена Владимировна. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Сургут, 2005. – 475 с.

4 Дж Ф. и др. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников. – 2013.

5 Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогиго психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6 Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7 Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8 Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

9 Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

10 Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – Litres, 2013.

11 Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дисс.... канд. пед. наук / И. В. Стародубцева. – Тюмень, 2004. – 141 c.

12 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

13 Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

14 Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: дис. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011.

15 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013.

Главный вопрос, который волнует ученика, открывающего дверь школы 1 сентября, — когда будут школьные каникулы. Учебный год только начался, а проблема отдыха уже интересует многих. Конечно, каждый школьник и его родители хотят, чтобы каникулы для ребенка прошли недаром. Всего лишь за неделю следует набраться сил перед очередным учебным стартом. А времени очень мало.

Почему каникулы такие маленькие? – задаются школьники вопросом.

Что ждет ребят в этом году?

Рассмотрим календарь каникул на 2015-2016 учебный год.

Согласно приказу, изданного Департаментом образования Москвы от 24.05.2103 школьные каникулы пройдут в следующие даты:

  • Осенние каникулы – 2 ноября 2015 – 9 ноября 2015 (1 неделя)
  • Зимние каникулы – 28 декабря 2015 – 12 января 2016 (2 недели)
  • Весенние каникулы – 24 марта 2016– 31 марта 2016 (1 неделя)
  • Расписание каникул в школах, где обучение проходит по триместрам:
  • осенние первые – 7 октября – 13 октября (1 неделя)
  • осенние вторые – 18 ноября – 24 ноября (1 неделя)
  • зимние первые – 31 декабря 2015 – 08 января 2016 (9 дней)
  • зимние вторые – 19 февраля – 23 февраля (1 неделя)
  • весенние – 9 апреля – 13 апреля (1 неделя)

Возможны дополнительные даты каникул для детей первого класса и учащихся коррекционно-развивающего обучения.

Кстати, следует сказать, что учебные триместры и график школьных каникул могут существенно отличаться в различных городах и регионах России. Обусловлено этот тем, что Департамент не дает точное расписание, а лишь рекомендует возможные дни отдыха учащихся среди года. Традиционно каникулы связаны с новой учебной неделей:

  1. осенние – с первым понедельником ноября;
  2. зимние – с последним понедельником декабря;
  3. весенние – с последним понедельником марта.
  4. Дни летних каникул, как правило, начинаются с 25 мая, т.е. после праздника Последнего звонка.

График каникул на любой учебный год предполагает их деление на «длинные» и «короткие»:

  • весенние и осенние длятся около недели, поэтому называются «короткими»,
  • а зимние охватывают дни новогодних праздников и длятся в течение двух недель, отсюда и определение – «длинные».

Однако расписание и даты могут варьироваться не только в связи с решением региональных властей, но и в зависимости от предпочтений школьного руководства. Если государственные учебные заведения обычно соблюдают график, данный Департаментом, то частные школы позволяют себе существенные отклонения.

Календарь каникул может значительно изменяться в зависимости от различных непредвиденных обстоятельств или общегосударственных мероприятий. Так, осенние школьные каникулы могут быть перенесены или затянуться в связи с ноябрьскими выборами, зимние — в связи с карантином. Конечно, пропущенные дни порой приходится отрабатывать, но гуляют в такие периоды школьники все же больше обычного.

Календарь каникул, как уже было сказано, может определяться и географическим положением. Приведем пример. В Санкт-Петербурге расписание отдыха для школьников сократится на неделю в зимнее время: они уходят на каникулы 28 декабря и выходят 8 января. Мало чем будут отличаться дни каникул на этот учебный год и в других регионах России.

Итак, каникулярная осень для российских школьников уже началась и продлится всего 7 дней. Может, кому-то этого покажется мало. Ребята Санкт-Петербурга вполне могут пожаловаться на небольшие зимние каникулы и позавидовать московским товарищам. Но в целом, это мелочи школьной жизни, к которой давно привыкли. В любом случае, отдых среди учебного года должен способствовать обновлению сил, восстановлению здоровья, чтобы по выходе в школу ученик чувствовал себя бодрым, веселым, готовым к новым свершениям. Пусть этот учебный год принесет вам успехи, достижения, радость побед и, конечно же, приятного отдыха на каникулах!

Родителям и школьникам важно заранее знать, школьные каникулы 2015-2016: учебный год, Москва или другой город, какого числа начинаются и заканчиваются. Родители смогут спланировать свой отпуск, а дети просто придумать себе планы на ближайшие для них длинные выходные.

Осень

В школу дети идут осенью после, казалось бы, столь долгих летних каникул. Но, когда световой день уменьшается, а на улице становится холодно и дождливо, мысли о каникулах сами собой лезут в голову.

Важно! Каждая школа может самостоятельно устанавливать график определенных каникул в тех рамках и числах, которые обозначены Министерством. Но сегодня по всей стране вновь пытаются прийти к единому формату школьных каникул для всех.

Будут отличаться школьные каникулы 2015-2016: учебный год, Москва по триместрам, а вот по четвертям можно будет отдохнуть уже с 31 октября. В это число каникулы начнутся, и будут продолжаться девять дней. Закончатся осенние каникулы 8 ноября, то есть, 9 ноября в понедельник вновь нужно будет сесть за парты.

Зима

Если не брать в расчет лето, то зимние каникулы можно назвать самыми продолжительными. На этот период приходятся новогодние праздники, так что, скучать точно не придется и есть большой выбор праздничной развлекательной программы.


Новогодние каникулы, они же, зимние каникулы у российских школьников должны начаться 26 декабря. Продлятся они в этом году две недели плюс два дня. Выходить в школу нужно будет в понедельник 11 января. То есть, школьников ожидают зимние каникулы с 26 декабря и по 10 января включительно.

Весна

Школьные каникулы 2015-2016: учебный год, Москва департамент образования только устанавливает приблизительные рамки, но каждый школа в столице или другом российском городе, поселке, может в этих рамках назначать свои даты каникул. Что касается весны, то передышка начнется 26 марта и продолжиться до понедельника 4 апреля. Именно в этот четвертый день апреля начнется четвертая, заключительная в рамках учебного года четверть.

Важно! Обратить внимание стоит на то, что в 2016 году временными рамками порадуют весенние праздники и выходные дни. В начале мая можно будет отдыхать четыре дня, а в честь 9 мая выпадает три выходных подряд.


Дополнительные каникулы для первоклассников

Также нужно отметить, что для первоклассников, как правило, предусмотрены дополнительные каникулы. Детям в первом классе достаточно сложно сразу перестроиться на серьезную нагрузку в течение года. Поэтому, как правило, для первоклассников вводятся дополнительные каникулы, и они в 2016 году придутся на период с 16 по 28 февраля.

Школьные каникулы 2015-2016: учебный год, Москва или другие города нашей большой страны могут самостоятельно устанавливать конкретные даты начала каникул. Есть определенные промежутки времени, которые установлены департаментом, но конкретную дату начала и окончания каникул каждая школа во главе с директором принимает самостоятельно. Так что, приведенные в данном материале числа и временные рамки ни в коем случае нельзя считать абсолютными.

Указывая сроки отдыха школьников, нельзя полагаться на опыт прошлых лет: при неизменной продолжительности каникул сроки их проведения постоянно смещаются. Что ждет школьников: каким по продолжительности будет их отдых и каков график школьного отдыха в 2015 — 2016 году?Кто устанавливает конкретные сроки? В соответствии с законодательством организацию и планирование сроков каникул для школьников школы осуществляют самостоятельно. Этим занимается школьная администрация. Она может учитывать рекомендации, составленные органами управления образованием (большинство школ планируют работу с оглядкой на этот документ) .

Обычно начало весенних и осенних каникул совпадает с началом выходных, а конец – с последним выходным днем (школьники получают возможность полноценно отдохнуть неделю). Московские школы с этого года могут организовывать работу, придерживаясь одного из 2 имеющихся графиков. Первый, традиционный, рассматривает учебный год как 4 четверти. Весной/осенью ребята выходят на недельный отдых, зимой дети наслаждаются двухнедельными выходными (вторые по продолжительности каникулы после трехмесячного летнего отдыха) . Второй вариант – модульная схема. Учебный процесс разделен на равные по времени периоды работы, разделенные перерывом одинаковой продолжительности. Организация образования выглядит так. После 5 — 6 недель учебного процесса школьники вправе рассчитывать на недельный перерыв (предусматривается 5 небольших перерывов, равномерно чередующихся с занятиями) . Совет учебной организации выбирает предпочтительный график организации учебного процесса.

Согласно рекомендованному расписанию, школьники 31 октября выходят на осенние каникулы, завершается 1 четверть. 9 ноября они начинают 2 четверть после первого отдыха в текущем учебном году. С учетом выходных осенний отдых для детей составит 9 дней. На время каникул придется патриотический праздник – (речь о празднике народного единства) .

Когда у школьников зимние каникулы 2015 — 2016

После окончания 2 четверти школьники смогут наслаждаться новогодними праздниками 16 дней. В субботний день 26 декабря школьники смогут начать отдых. В преддверии Старого Нового года, 11 января их ждут трудовые будни – начинается 3, самая продолжительная школьная четверть.

Дополнительные каникулы для первоклассников в 2016 году

С целью снизить нагрузку на младших школьников, в середине 3 четверти (она самая длинная) предусматривается дополнительный недельный отдых для первоклашек. Они начнутся на 2 неделе февраля.

Расписание весенних каникул — 2016

Наслаждаться весенним отдыхом ребята смогут с субботы 19 марты до 27 марта. 9 дней будут набираться сил школьники после самой трудной и длинной 3 четверти. Некоторые школы уйдут на отдых с недельным опозданием (26. 03 — 3. 04) . Многим проще по старой памяти включаться в работу в апрельские дни.

Даты каникул при графике «5 (6) +1»

Школьники, учащиеся по модулям, отдыхать будут по другой схеме. 5 или 6 недель учебного процесса будут сменяться недельным отдыхом (каникулами) . В течение учебного года данным графиком предусмотрено 5 периодов отдыха. Расписание каникул по модульному графику в 2015 — 2016 году:

  • октябрь: с 5. 10 по 11. 10;
  • ноябрь: с 16. 11 по 22. 11;
  • зима: с 30. 12 по 7. 01;
  • 15. 02 по 21. 02;
  • апрель: с 4. 04 по 10. 04.

Каникулы! Их ждут с нетерпением не только дети, но и родители. Ведь каникулы — это время отдыха от трудных учебных будней. Вот почему расписание школьных каникул полезно знать как школьникам и педагогам, так и мамам с папами, чтобы вовремя запланировать отпуск и провести его со своими детьми, заранее составив план совместных развлечений.

Как определяют даты школьных каникул

С 2013 г. Приказом № 1015 в России были отменены единые нормы, касающиеся сроков и продолжительности школьных каникул. Остались только базовые федеральные стандарты, которые ежегодно принимаются и официально обнародуются Правительством и Министерством образования Российской Федерации.

После опубликования рекомендованного расписания каникул администрация каждой школы может самостоятельно определять даты каникул. Обычно такое решение принимается на педагогическом совете школы в начале учебного года, и оформляется приказом, который обязательно подлежит размещению на сайте или школьной доске объявлений. Но, определяя даты школьных каникул, педагоги должны учитывать несколько важных аспектов:

  • систему организации учебного процесса (четвертная или семестровая)
  • возраст школьников (для первоклассников рекомендуют планировать дополнительные каникулы)
  • рекомендации местных органов образования и региональных администраций с учетом конкретных климатических условий, даты государственных праздников, сроки проведения выборов, чтобы избежать «пробелов» и «накладок» в учебном процессе

Календарь осенних каникул в 2015 году

Осенний отдых — это первая возможность в новом учебном году отложить в сторону учебники и насладиться солнечной прохладой осени и пестрым великолепием осенней природы.

Как же обычно формируется календарь школьных каникул? Чаще всего начало любых школьных каникул совпадает с началом недели. В связи с этим старт осенних каникул, продолжительностью 7-10 дней, рекомендовано планировать на последний понедельник октября.

Поэтому по графику их начало в 2015 году рекомендовано планировать на субботу 31 октября, а вернуться в учебные классы — в понедельник 9 ноября. Таким образом, продолжительность осенних каникул будет составлять 9 веселых дней. И веселых не только потому, что и ребятишки, и их родители будут освобождены от изнурительных школьных будней, но и потому, что начало осенних каникул совпадает с празднованием Хеллоуина. Также осенние каникулы совпадают с государственным праздником — Днем народного единства, который с 2005 года празднуется ежегодно 4 ноября. А это значит, что родители будут иметь дополнительные выходные, чтобы посвятить их общению с детьми: сходить в парк, чтобы подготовить заготовки для осенних поделок, посетить выставки, чтобы расширить кругозор своих отпрысков, посмотреть вместе семейный фильм или отправиться в короткое заранее запланированное путешествие за новыми впечатлениями.