Ментальная система. Ментальные модели: как научить мозг мыслить по-новому

Чарльз Мангер

Адвокат, экономист, инвестор, партнёр Уоррена Баффета в Berkshire Hathaway.

Упрощайте сложное

Обычно мы не задумываемся о том, что каждое событие - это сумма миллиардов переменных. Если бы вы смогли повлиять на переменные, ответственные за результат, вы смогли бы увеличить шансы на положительный исход. Но как узнать, что это за переменные?

Нет смысла пытаться влиять на все мельчайшие детали, да это и невозможно, наш мозг не создан для этого. Здесь-то и пригодятся ментальные модели. С помощью них можно отделить зёрна от плевел.

Один из примеров ментальных моделей - . Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон помогает отсеять неважное и сосредоточиться на ключевых моментах.

Мангер и Баффет применяют этот закон, когда решают, во что инвестировать. Они оценивают компании в поисках тех, которые обеспечат непропорционально высокий доход.

Избавьтесь от предубеждений

Одновременно к достоинствам и недостаткам человеческого ума относится способность определять причину и следствие. С одной стороны, это само по себе работает как ментальная модель, позволяя нам быстро упорядочивать всё понятным для нас образом. С другой - как раз из-за этой быстроты причинно-следственная связь часто бывает ошибочной.

Мы не можем смотреть на мир объективно, у всех нас есть предрассудки. Ментальные модели помогают заметить их.

Зная свои предрассудки, вы дважды подумаете перед тем, как принять решение. Так вы значительно снизите вероятность ошибок и убытков.

«Нужно накапливать много ментальных моделей. Используя одну или две, вы неизбежно начнёте подстраивать под них действительность, - говорит Чарльз Мангер. - И модели должны быть из разных дисциплин, ведь вся мировая мудрость не может сосредоточиться в одной области».

Обычно мы смотрим на мир через призму своей специальности или профессии. Но он гораздо разнообразнее, чем то представление, которое складывается благодаря нашим привычкам, занятиям и образованию.

Это не значит, что нужно одновременно стать экспертом по экономике, психологии и другим наукам. Но нужно понимать основные принципы всех дисциплин и использовать их, принимая решения. Мозгу для работы необходим набор инструментов. Ментальные модели как раз станут такими инструментами.

Ричард Фейнман (Richard Feynman), получивший Нобелевскую премию по физике в 1965 году, за свою жизнь заслужил репутацию одного из самых выдающихся в мире ученых. Помимо этого, он отлично играл на бонго, попробовал себя как художник, в течение нескольких лет рисуя обнаженные модели, и взломал сейф с совершенно секретной информацией об атомной бомбе:)

Получив степень бакалавра в MIT и докторскую в Принстоне, за годы учебы в каждом из этих заведений он прославился легкостью решения математических задач, с которыми не могли справиться даже кандидаты наук математических факультетов.

В своей удивительной книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Surely You’re Joking Mr. Feynman!), ученый так описывает свой успех:

«Однажды [школьный учитель физики, мистер Бадер,] попросил меня остаться после урока. «Фейнман, — сказал он. — Ты очень много болтаешь и от тебя слишком много шума. Я знаю, почему: тебе скучно. Поэтому я собираюсь дать тебе книгу, которую ты тихо будешь читать на уроке, пока не поймешь все, что в ней написано, а потом снова можешь начать разговаривать»

С этого момента, на каждом уроке физики я не обращал внимания на объяснения закона Паскаля и на то, что происходило в классе, — я просто сидел в углу за задней партой и читал «Продвинутый математический анализ» Вудса (F. S. Woods, Advanced Calculus). Бадер знал, что я был уже немного знаком с «Математическим анализом для практика» Томпсона (J.E. Thompson, Calculus for the Practical Man), поэтому он дал мне труд посложнее, рассчитанный на первые курсы колледжа и включавший ряд Фурье, функцию Бесселя, детерминанты, эллиптические функции, т. е. все те замечательные вещи, с которыми я еще не был знаком.

Эта книга научила меня еще и тому, как дифференцировать параметры под знаком интеграла — операция не из простых. Впоследствии выяснилось, что этому не особенно учат в университетах, уделяя данной теме минимум внимания. Но я сумел освоить этот чертовски сложный метод и применял его, где только мог. Так, благодаря самостоятельному обучению, я приобрел уникальные знания.

В результате, когда ребята в MIT или Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, пытаясь взять его при помощи стандартных методов, изученных в школе — по контуру или разложением в простой ряд — приходил я и дифференцировал выражение, при этом часто довольно успешно. Вскоре я заработал репутацию человека, умеющего брать сложные интегралы, а все потому, что мой набор инструментов отличался от других, и когда обычные методы не работали — всегда звали меня»

— Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман, фотография Калифорнийского Технологического Института

Ментальные модели

«Точка зрения — это уже 80 баллов по шкале IQ»
— Алан Кэй (Alan Kay)

Ментальная модель — это способ нашего восприятия мира.

Говоря простым языком, ментальные модели — это набор инструментов, при помощи которых вы мыслите. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт. Так, в отличие от других, Фейнман мог брать сложные интегралы благодаря уникальной ментальной модели, которую он добавил в свой интеллектуальный репертуар и использовал тогда, когда остальные студенты были бессильны. Это совсем не означает, что Фейнман был обязательно умнее, чем другие, он просто подходил к решению задачи с другой стороны.

Итак, ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок вы начинаете видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет вам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, вы сможете выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Закон инструмента

Абрахам Каплан в книге «Принцип методологической автономии исследования» (Abraham Kaplan, The Conduct of Inquiry ) говорит о своей концепции под названием «Закон инструмента» (The Law of the Instrument ), которая также известна как «Молоток Маслоу» (The hammer of Maslow) :

«Я назвал это законом инструмента, и суть его в следующем: дайте ребенку молоток, и он будет крушить им все, что встретит на своем пути»

Действие закона Каплана можно проиллюстрировать другой известной фразой, сказанной Маслоу: «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь» (If all you have is a hammer, everything looks like a nail ). Если вы привыкли смотреть на все только с одной стороны, то ваше восприятие ограничено рамками вашего мировоззрения, в котором решение сложной проблемы обычным способом может оказаться невозможным. Расширение границ разума путем включения в него новых ментальных моделей позволит вам найти выход из любой ситуации.

Интересно, что такое одностороннее восприятие особенно выражено у людей, которые являются выдающимися экспертами в какой-либо области. Чем ярче ваш талант и способности в одной сфере, тем вероятнее, что вы имеете тенденцию рассматривать свои способности как ключ к решению всех проблем. Иными словами, чем больше вы развиваете какую-то одну ментальную модель, тем скорее она перестанет оправдывать свою дееспособность, так как мешает вам мыслить шире. В результате, очень умные люди часто впадают в пристрастное состояние, их взгляд замыливается, и они не могут придумать ничего действительно инновационного.

Однако, если вы регулярно добавляете в свое сознание новые ментальные модели, со временем вы научитесь с легкостью находить правильный ответ именно благодаря нестандартному подходу. Стоит ли говорить, что как раз это умение и отличает настоящих гениев от обычных людей, даже обладающих высоким интеллектом, и Ричард Фейнман — блестящий тому пример.

Накапливайте различные мысленные модели, практикуйте новый взгляд на вещи — это самый лучший ключ, который поможет вам открыть любую дверь.

Как осваивать новые ментальные модели?

Существует два основных пути приобретения новых ментальных моделей:

Читайте книги за пределами стандартной программы

Если вы владеете тем же материалом, что и остальные, вы будете думать так же, как и все. Даже не надейтесь найти оригинальный подход, если вы читаете то же самое, что и ваши сокурсники, сослуживцы или ровесники. Поэтому старайтесь обращать больше внимания на редкие работы (такие, как математический анализ Вудса) или читать те книги, которые выходят за пределы ваших интересов, но каким-либо образом пересекаются с ними. Проще говоря, ищите ответы в непривычных местах.

Находите связи между несвязанными вещами

Неважно, заняты ли вы чтением книги, прослушиванием лекции или просмотром ТВ, делайте заметки о том, как эта новая информация может быть связана с тем, что вы уже знаете. Люди имеют тенденцию разделять информацию по разным областям знаний, считая, что вот этот набор сведений относится к экономике, этот — к медицине, а третий, вообще, к истории. Но это всего лишь пережиток школьной системы образования, потому что в реальном мире не существует такого четкого разделения:

Подпись: «Все взаимосвязано: осознание того, как различные области знаний пересекаются друг с другом, ведет к более глубокому пониманию вопроса» (на рисунке пересекаются три области знаний — история, поведение животных и архитектура, рождая новую область — Великие пирамиды Гизы).

Например, один из документальных фильмов повествует, что общего между пирамидами и ритуальными повадками животных. С точки зрения создателей передачи, манера животных во время схватки подниматься на задние лапы, чтобы через рост продемонстрировать свою власть, связана с известным историческим фактом: когда правление Египтом переходило в руки нового фараона, чтобы доказать свое культурное превосходство, он строил еще более высокую пирамиду как символ своей власти.

Такой подход объединяет, казалось бы, совершенно несвязанные области (архитектуру, древнюю историю и поведение животных), в результате исследования нам открылось более глубокое понимание вопроса.

В рамках четвертой главы изучающие курс приобретут знания и опыт применения этих знаний на практике в процессе участия в проведении четвертого практического занятия. В итоге по материалам четвертой главы они будут:

знать

уметь

  • обобщать и систематизировать элементы ментальных моделей;
  • идентифицировать и классифицировать проблемы;
  • анализировать и интерпретировать связь ментальных моделей и принципов восприятия;
  • разрабатывать и осуществлять построение ментальных карт;
  • решать задачи, связанные с идентификаций интеллекта и эмоций в решении проблем;
  • применять теоретические знания к ситуациям оценки эмоционального интеллекта;
  • использовать полученные знания о проблеме как системе;
  • грамотно ориентироваться в навыках эмоционального интеллекта;
  • выбирать необходимые методы корректировки эмоционального интеллекта для реализации поставленных задач;
  • давать самостоятельную оценку собственным навыкам эмоционального интеллекта;

владеть

Система ментальных моделей

Наше несистемное мышление часто порождает проблемы преодоления стереотипов, закрепившихся в нашем сознании. В этом смысле мы сами - элемент наших проблем, поскольку не в состоянии решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, который ее породил.

Ведущий исследователь проблем развития интеллекта - Тони Бьюзен - создал модель ментальных карт, суть которых кроется в том, что мозг человека не способен усваивать последовательно логически изложенные знания, а воспринимает мыслеобразы, своего рода мыслительные картинки. Поэтому иногда говорят, что ментальные модели - это карта местности (жизни), по которой мы идем. Она составлена в прошлом нашими предшественниками и мы ею руководствуемся.

Эти мыслеобразы хранятся в памяти, и каждый из них становится базой для последующих. В результате выстраивается цепочка ассоциаций. Из мыслеобразов (этаких информационных узлов, количество которых невозможно подсчитать) мысли разбегаются подобно лучам: каждая ассоциация рождает множество новых.

Графическая модель движения мысли напоминает паутину или ветвистое дерево, или реку с множеством притоков. В качестве примера на рис. 4.1 представлена ментальная карта проблем стратегического управления регионом.

Ментальные модели представляют собой своеобразные фильтры, через которые мы видим мир.

Эти модели формируются под воздействием идей наших воспитателей, тренеров (коучей ), социальной культуры и общественных нравов и проявляются через четыре основных принципа восприятия (рис. 4.2).

Всякий раз, когда мы стремимся найти решение ранее не встречавшейся проблемы, мы пытаемся раскрепостить мышление и тем самым отменить сложившиеся ментальные модели и создать новые. Рис. 4.1. Ментальная карта проблем стратегического управлення регионом

Рис. 4.2.

В качестве помех в поиске решений следует выделить такие факторы ошибочных толкований, как регрессию, пренебрежение временем и субъективную трактовку событий.

Регрессия проявляется в том, что наше восприятие реальной действительности представляет собой результат вынесения мозгом статистически вероятностного суждения, стремясь при этом поддержать наши ментальные модели .

Пренебрегая фактором времени, мы интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и следствие.

Односторонняя (субъективная) трактовка событий обеспечивает подкрепление наших исходных ментальных моделей.

Считается, что помехи устраняются добротно выстроенными причинно-следственными связями между явлениями и возникающими проблемами.

Обычно предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, в то время как относительная значимость каждого фактора, влияющего на систему, остается неизменной. Однако системное мышление свидетельствует о том, что факторы влияют друг на друга и относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Поэтому причина не статична, а динамична.

Причинно-следственные связи между элементами определяют структуру системы.

Здесь необходимо рассмотреть три основных заблуждения относительно причинно-следственных связей.

  • 1. Причина и следствие относятся к одному и тому же событию. Но упреждающая обратная связь приводит к тому, что следствие влияет па причину. Например, ожидание роста цеп на бензин в летний период в России влияет на рост спроса на него, в результате - возникает дефицит и цены, естественно, растут.
  • 2. Если ограничить поиски причин областью, в которой проявляется следствие, то можно прийти к неверным выводам. При системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее. Системное мышление вскрывает глубинные факторы, которые создают паттерн (воспроизводящийся образ или архетип). Например, отсутствие денег воспринимается как проблема в деятельности организации, хотя решение проблем в таких ситуациях, как правило, может находиться в области мотивации, в технологии взаимодействия подразделений, в квалификационной структуре кадров, в планировании и т.д.
  • 3. Действия могут не вызывать последствий, так как у системы есть порог восприятия. Например, стремясь снизить издержки и получить больше прибыли, руководители организации принимают решение закупить более дешевое сырье, которое снизит качество конечной продукции, но репутация торговой марки будет позволять поддерживать спрос на прежнем уровне. То есть обратная связь позволяет оценить принятое и реализованное решение и закрепить в памяти результат (как положительный, так и отрицательный).

Необходимо учитывать и сложности в опознании стереотипов мышления, заложенных в ментальные модели.

Изменение ментальных моделей - рычаг, который обеспечивает прорыв. Но если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью. Например, для повышения качества выпускаемой продукции ужесточается контроль, что позволяет па определенный период времени решить проблему. Но при этом не меняются ментальные модели основных работников. Если же ввести новые модели самоорганизации и самоконтроля, то проблема качества будет иметь более эффективное решение.

Переоценивать свои ментальные модели заставляет нас обучение на собственном опыте: нас учит все, что мы делаем. Приобретенный опыт меняет нас. Так, например, самоорганизация и самоконтроль формируют инновационное мировосприятие, что меняет модель нашего поведения.

Обучение как петля обратной связи: действуем, усваиваем реакцию на свои действия и принимаем решения, которые инициируют новые действия. Например, введение самоорганизации приводит к снижению брака, что повышает заработную плату, что, в свою очередь, побуждает работников к эффективному труду.

Учиться означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи. Обратная связь может быть усиливающей и уравновешивающей.

Усиливающая обратная связь: чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что повышает количество новых решений.

Уравновешивающая обратная связь: устранение разрыва между действительным и желаемым.

Схема обучения, основанная на указанных положениях, приведена на рис. 4.3. Примером может служить процесс перехода на бюджетирование, когда потребность в самоорганизации создаст новые правила принятия решений внутри подрядного коллектива, перешедшего на работу в рамках выделенного бюджета. Эти правила относятся к самой системе организации труда в коллективе и самоконтролю технологического процесса как в части экономии выделенных ресурсов, так и в части производительности и качества труда.

Рис. 4.3. Схема обучения на основе ментальных моделей

Среди причин, мешающих процессу обучения, необходимо выделить следующие моменты.

  • 1. Удаление части информации и обратной связи (учатся обе стороны диалога, хотя и разным вещам).
  • 2. Динамическую сложность (сложность связей, отсроченная реакция, неформальная логика).
  • 3. Ограничивающие ментальные модели (мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть).
  • 4. Трудности измерения обратной связи (ментальные модели притупляют восприимчивость).
  • 5. Смешение понятий точности и достоверности (качественные оценки обратной связи: оценка мимики, интонации, чувств и т.д.).
  • 6. Осуществление действий (опережение обратной связи; запаздывание действий).
  • 7. Неумение задавать вопросы.
  • 8. Игнорирование того, что мы чувствуем.
  • Бьюзен Т. 10 способов развить креативность. Ми.: Попурри, 2010.
  • От англ, coach - тренер.
  • Бернс Г. Разрушители стереотипов: Когда и как можно разрушать общепринятые правила и выходить победителем. С. 115.

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Ментальные модели – это способ нашего восприятия мира, набор инструментов, при помощи которых мы мыслим. Каждая модель предлагает собственную систему взглядов на жизнь, позволяющую толковать различные реальные ситуации.

Впервые термин «ментальные модели» был использован шотландским психологом Кеннетом Крейком (Kenneth Craik) в работе «Природа объяснения» в середине XX века. Крейк предположил, что мозг создает «уменьшенные модели действительности» и использует их для оценки грядущих событий.

Всего существуют десятки тысяч различных ментальных моделей, имеющих отношение к разным дисциплинам, однако, как сказал известный американский адвокат и экономист Чарли Мангер (Charlie Munger), «всего 80 или 90 основных моделей способны сделать из вас опытного человека, уверенно ориентирующегося в 90% жизненных ситуаций».

В этой статье мы постараемся осветить несколько наиболее важных из них.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20, стала американская компания IBM. В 1963 году сотрудники IBM обнаружили , что примерно 80% компьютерного времени тратится на обработку 20% команд. Компания немедленно переписала системное ПО таким образом, чтобы сделать их наиболее эффективными. Это позволило IBM увеличить скорость работы своих компьютеров и обогнать конкурентов.

Закон нормального распределения (Normal Distribution)

Этот закон играет исключительно важную роль в теории вероятностей . Физическая величина подчиняется нормальному распределению, когда она подвержена влиянию огромного числа случайных помех. В наших реалиях это достаточно частое явление, потому нормальное распределение наиболее распространено.

Неточные методы моделирования основываются на центральной предельной теореме , которая гласит, что если сложить множество независимых величин с одинаковым распределением и конечной дисперсией, то сумма будет нормально распределена.

В популярных психологических тестах часто используются списки вопросов, ответы на которые сопоставлены с определённым количеством баллов. В зависимости от суммы этих баллов испытуемого причисляют к той или иной категории. Оказывается, что, согласно центральной предельной теореме, если вопросы не имеют никакого смысла и никак не соотносятся с теми категориями, к которым причисляют испытуемых (то есть тест фальшивый), то распределение сумм будет приближенно нормальным.

Это значит, что большинство испытуемых окажутся причислены к некоторой средней категории. Поэтому, если после прохождения какого-либо теста вы «попали» в середину шкалы, то, вполне возможно, сработало нормальное распределение, и тест бесполезен. Подробнее о нормальном распределении можно прочитать .

Анализ чувствительности (Sensivity analysis)

Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых, обычно, используется внутренняя норма прибыли или чистая приведенная стоимость (NPV).

В основе анализа чувствительности лежит вопрос «А что произойдет, если…?», который призван определить насколько сильно изменится эффективность проекта при отклонении одного из исходных параметров от нормы. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени способны повлиять на осуществимость и эффективность проекта. В качестве исходных переменных могут быть приняты объём продаж, цена за единицу продукции, срок задержек платежей, уровень инфляции и т. д.

Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах, хотя последняя является более наглядной. Однако анализ чувствительности имеет серьезное ограничение – он является однофакторным методом, потому неприменим в ситуациях, когда изменение одной переменной влечет за собой изменение другой.

Заключение

Действие каждой из вышеуказанных ментальных моделей выходит за рамки одной конкретной дисциплины. Например, закон Парето находит применение в менеджменте, экономике, торговле и других областях.

«Модели должны быть заимствованы из различных дисциплин, потому что мудрость мира не заключена в единственной академической кафедре», – пишет Чарльз Мангер (Charles Munger) в своей автобиографической книге «Альманах бедного Чарли» (Poor Charlie"s Almanac).

Секрет успеха заключается в том, чтобы иметь в распоряжении как можно больше моделей, в противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, описанной Маслоу: «Для человека с молотком любая проблема выглядит как гвоздь».

Ментальные модели помогут увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Эффект их применения особенно заметен, когда в результате мыслительных тренировок вы получаете способность видеть сразу несколько вариантов решения проблемы.

Универсального метода не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, вы сможете выбирать наиболее эффективную по ситуации. Старайтесь по-новому глядеть на вещи – это самый лучший подход к преодолению трудностей.

P.S. Парочка дополнительных материалов по теме из нашего блога на Хабре.