Симеон полоцкий вошел в историю как. Симеон Полоцкий - цитаты

Подробное решение параграф §2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.

С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где жили выходцы из западноевропейских стран. Уже в ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1667 г. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (полонез, мазурка), иностранные языки.

Это влияние способствовало реформаторской деятельности представителей власти. Во-первых, таким образом можно было познакомиться с преимуществами и недостатками технических достижений и социального устройства зарубежных стран. Во-вторых, мода на всё иностранное повышала престиж реформаторов, следовавших иностранным образцам. В-третьих, использование иноземного опыта позволяло использовать готовые образцы, экономить ресурсы, а не «изобретать велосипед».

2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?

Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629 – 1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище – Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещенном монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля.

Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них – Федор и Софья – стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.

3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?

А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он способствовал заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.

4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?

Историк В.О.Ключевский по праву назвал А.Л.Ордин-Нащокина «государственным человеком», поскольку этот один из самых известных политических деятелей России XVII в. был не только незаурядным военным и дипломатом, но крупным реформатором. Он радел об интересах страны, правильно понимал необходимость преобразований в России, разрабатывал важнейшие государственные документы и реформы, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.

5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

В.В.Голицын был приближенным царевны Софьи, но не обладал всей полнотой власти. Многие его начинания (отмена смертной казни, отмена крепостного права) опередили время и не были воплощены в жизнь. Видимо, ему не хватило социальной опоры, помешали традиционный характер мировоззрения большинства населения и недостаток ресурсов для государственных преобразований и создания наемной армии.

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

Мне кажется, реформаторской деятельностью представителей власти были многие слои населения. Во-первых, у реформаторов было много завистников, соперников и противников среди царского окружения и высших слоев общества. Во-вторых, против преобразований выступало большинство духовенства, державшееся за старину и противившееся иноземным обычаям. В-третьих, торговые люди, крестьяне и ремесленники также опасались изменений, опасаясь ухудшения своего положения. В реформаторской деятельности были заинтересованы немногочисленные европейски просвещенные люди, купцы и предприниматели, получавшую выгоду от развития международной торговли.

Изучаем документ

1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.

Я считаю, что никакого противоречия между приведенными высказываниями нет. А.Л. Ордин-Нащокин выступал за использование западноевропейских образцов, но подчеркивал, что при переносе зарубежного опыта на нашу почву необходимо учитывать особенности российской культуры и традиций. Во-первых, он был хорошо знаком иноземными порядками и особенностями российской жизни, понимал, что серьезные преобразования требуют долгого времени. Во-вторых, А.Л. Ордин-Нащокин знал, что географические условия и исторический путь России отличается от стран Западной Европы, заимствования оттуда должны быть приспособлены для восприятия нашими людьми.

2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?

Данный документ можно отнести к такому виду исторических источников, как публицистика.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.

Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич (ум. 1680) - выдающийся русский дипломат. Сын небогатого псковского помещика, Ордин-Нащокин получил довольно хорошее для своего времени образование, изучил математику, иностранные языки (латинский и немецкий), ознакомился с порядками в иностранных государствах. Теоретическая подготовка и личная одарённость Ордин-Нащокина обратили на него внимание русского правительства. Ещё в 1642 году ему было поручено проведение пограничного размежевания с Швецией.

Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней. Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве. Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены. Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые "куранты", т. е. рукописные сводки иностранных известий.

В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке. При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской "Персидской компанией", ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.

Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.

Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.

2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.

В истории известно два основных принципа формирования армии:

1) Принудительный. Это призывная армия, иначе ее еще называют народной или национальной. В призывной армии военный коллектив нацелен на защиту общества от вооруженных нападений извне, связан неразрывными узами с родной страной и своим народом. Но военные эксперты придерживаются мнения, что за недолгое время срочной службы невозможно подготовить хорошего бойца.

2) Добровольческий. Это контрактная армия. К ней нужно отнести и наёмную – она ведь тоже работает по контракту. При наемной армии военный коллектив может превратится в группу хорошо обученных и вооруженных людей, которые служат не стране, а лишь узкому клану или социальной группе, стоящей у власти, оплачивающих их работу и использующих наемников для достижения личных целей.

Видный итальянский государственный деятель, философ Никколо Макиавелли считал, что войско государства может быть полностью или частично наемным, союзным, а также собственным. В тоже время, Макиавелли полагал что наемные и союзнические войска не только бесполезными, но и опасными для государства-нанимателя: наемники честолюбивы, задиристы, лишены моральных принципов, распущенны, вероломны, в бою трусливы, в мирное время они воруют и грабят мирное население. Сколько бы им не платили – им будет всегда мало, а главное, у них полностью отсутствует побуждение ценой своей жизни защитить кого-либо.

Многие утверждают, что наемный солдат будет более профессионально выполнять свои обязанности, чем служащий по призыву. Но мне кажется, что в действительности ни боевые, ни специальные качества бойца не зависят от того, каким путем он попал в армию, а обусловлены личным отношением каждого человека к порученному ему делу.

Можно с уверенностью сделать вывод: наемная армия неспособна участвовать в масштабных и длительных боевых действиях. Для такой большой страны, как наша Россия, содержание исключительно наёмной армии еще и слишком большая финансовая нагрузка. Таким образом, я думаю, что необходимо использовать преимущества призывной и наёмной армии в сочетании.

3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.

В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку.

На С. Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения») , «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» , «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией.

С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.

Особо следует подчеркнуть ясное понимание С. Полоцким роли православия в деле единения трёх братских восточнославянских народов. Он занимал чёткую позицию по вопросу церковного раскола. Русская Православная Церковь, в отличие от наднациональной римско-католической церкви, всегда была национальной структурой, выражавшей и защищавшей интересы русского, белорусского и украинского народов. Выступавшие против Единой национальной церкви раскольники-староверы разрушали общность народа, для которого православие означало нечто большее, чем конфессия. Раскол был прежде всего выгоден врагам России. Не случайно А.И. Солженицын назвал раскол «великой трагедией русского народа». В 1666 году С. Полоцкий выступил с резким осуждением челобитников - раскольников Лазаря и Никиты. В 1667 году было опубликовано его сочинение «Жезл православия», в котором резко осуждались взгляды старообрядцев. В том же году Церковный собор высоко оценил этот трактат С. Полоцкого.

С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным».

История в лицах: современники.

Симео́н По́лоцкий (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий - топонимическое прозвище; 12 декабря 1629 - 25 августа 1680) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Биография
Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.
Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.
Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).
Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.
В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.
сообщает о том, что Симеон Полоцкий занимался астрологией при царском дворе, был придворным астрологом: «Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий (впоследствии св. ростовский митрополит) занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра славные его деяния и письменно утвердил, что „по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кириловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может“ и проч. ( „История Петра I“)»
В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.
По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.
В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Богословие и педагогика
По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылаются на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.
Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») - вопрос о времени пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления». Наличие латинских богословские мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.
Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку - тогда языку дипломатии - молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.
С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).
Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»
В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди
Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия
Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Симеон Полоцкий в литературе
В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий». В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Книги
Симеон Полоцкий — ВЕРТОГРАД МНОГОЦВЕТНЫЙ
Симеон Полоцкий — Вирши 1990

Симеон Полоцкий - выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.

Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Добился успехов в поэзии и драматургии.

Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.

Годы жизни

Самуил Гаврилович Петровский - Ситнянович рождён в декабре, 12-го, 1629 года. Дата смерти - 25 числа в августе, 1680 года.

Биография

Родился в белорусском городе Полоцк, Литовского княжества. В семье Петровских - Ситниановичей, кроме Самуила, было ещё четверо детей: три мальчика и девочка. В народной памяти остался как Симеон Полоцкий.

Конец 1640-х гг. - посещал Киево - Могилянскую коллегию.

С учителем - Лазарем Барановичем, в 1657 г. ставшим епископом Черниговским, постоянно поддерживал дружеские отношения.

Первая половина 1650 гг. - закончил польскую Виленскую иезуитскую академию, получив звание духовного оратора. Там же стал членом греко - католического ордена св. Василия Великого.

Начало 1660 гг. - вынужденное бегство в Россию по причине доносов на людей, симпатизирующих Русскому государству.

Конец 1656 г. - стал православным монахом по имени Симеон в Полоцком Богоявленском монастыре и учителем в православной школе. Молодой педагог расширил программу обучения: дополнил русским и польским языком, изучением риторики и поэзии. Больше времени отводилось на грамматику.

1656 г. - Симеон преподносит проезжавшему государю сочинённые как приветствие «Метры». Самодержец был поражён декламацией стихов 12 учениками поэта и пригласил Полоцкого и других учёных в столицу.

1664 г. - поехав в Москву за вещами умершего архимандрита Игнатия, остался, по поручению государя, для подготовки подьячих на дипломатическое поприще.

1665 г. - написал для царя поздравление с рождением сына, стихотворные строки которого обрамляли геометрическую звезду. В этом же году на Московском соборе, участвовал как переводчик и редактор - издатель по делу суда над Никоном и староверами. В этом же году занял место скончавшегося игумена Заиконоспасского монастыря и организовал школу, где обучались мелкие чиновники.

С 1667 г. - поэт при дворе и учитель в царской семье. Кроме этого Полоцкий составляет тексты выступлений для царя, сочиняет черновики с торжественными объявлениями. Взошедший на престол Фёдор дал учителю разрешение на заведение в 1678 г. собственной типографии с выпуском первого издания - «Букваря».

Через год, в 1679 г., Полоцкий спроектировал положение первого российского высшего учебного заведения, названном Славяно - греко - латинская академией. Спустя год богослов - философ умер. Последнее место учителя и просветителя - Заиконоспасский монастырь. Доработан проект учеником Симеона Сильвестром Медведевым, в 1687 г. академия открылась.

Реформы

Симеон Полоцкий участвовал в необходимых России реформах, послуживших толчком для реформ царя Петра. Но его предлагаемые преобразования были европейского образца.

  • Церковная реформа. Считая правильной Греческую православную церковь, сравнивал с традиционными обычаями Русской церкви, называя их предрассудком. Подобное внимание к религии у Полоцкого сформировалось во время учёбы в Киеве и Вольно.
  • Выступления против старообрядчества написанием книг, поддерживая реформистские направления Никона. Например, Симеон обличал старую веру в «Жезле правления». Труд имел значение в спорах по поводу раскола. В XX в. трактат раскритикован с утверждением недостаточности аргументов и слабой исторической подготовкой автора. Кроме этого, говорится о сложности чтения трактата и невостребованности произведения.

Духовная жизнь

Духовную практику Полоцкий передал в богословских трудах, названных «Венцом веры», и составил краткий катехизис. Проповедник возобновил проповедническое слово. Симеон написал больше 200 нравоучений. В «Обеде душевном» и «Вечерне душевной» внимание слушателей обращается на религиозно - нравственные идеалы и жизненную цель. Остальные проповеди обличают злой нрав вообще и рассказывают о правильных христианских понятиях.

К сожалению, тексты написаны бездушно и казённо. Два сборника проповедей издали через 1-3 года после кончины Полоцкого. Результат религиозной работы философа:

Творчество

Симеон Полоцкий — первый русский поэт, применивший изосиллабизм в написании стихов, изложенных в двух сборниках. Стихотворец сделал Псалтырь рифмованной, назвав «Рифмотворной». Так же автором написаны стихотворения «Рифмологиона», первого сборника. В этих сочинениях воспета жизнь царской семьи и приближённых царя. Во втором альманахе, названном «Вертоград Многоцветный», содержатся нравственно - дидактические поэмы с поучительными наставлениями, научными и литературными сведениями, вопросами воспитания. Этот сборник - творческий пик Полоцкого как литератора.

Учёным монахом написана пастораль и 3 пьесы, сыгранные в придворном театре. Таким образом, Москва узнала о драматическом искусстве.

  • «Беседы пастуские».
  • «Блудный сын»
  • «Навуходоносор и три отрока»
  • «Навуходоносор и Олоферн».

Особенность произведений - отсутствие аллегорических фигур, среди действующих лиц - реальные люди. В пьесах Симеона образы убедительные, композиция стройная, есть веселым интермедиям.

Итоги

Являясь ярким деятелем в искусстве и религии, Симеон Полоцкий проповедовал нравственность в обществе, учил жить по - божески, принося добро. Принёс в Россию поэзию и драматургию. Внёс ощутимый вклад в развитие образования. Добивался открытия школ, организовал типографское производство. Создал основу первого высшего российского учебного заведения.

Память

  • 1995 г. - выпуск белорусской почтовой марки, посвященной просветителю
  • 2004 г. - установление памятника в г. Полоцке
  • 2008 г. - издание исторического романа Рассолова о Симеоне Полоцком
  • 2013 г. - в Белоруссию вернулась книга «Жезл правления».

(настоящее имя - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович)

(1629-1680) русский поэт, переводчик и просветитель

Симеон Полоцкий жил и работал в такую эпоху, которую называли «переходной». XVII век стал своеобразным рубежом в развитии русской культуры. За этот небольшой промежуток времени вся жизнь русских людей во многом переменилась. Россия пережила сильные общественные потрясения и соединилась наконец с многообразной европейской культурой. Существенное место в этом процессе занимает фигура Симеона, человека, благодаря творчеству которого русские люди познакомились с европейской культурой и литературой.

О детстве Симеона практически ничего не известно. По-видимому, местом его рождения был Полоцк. Получив начальное образование, в возрасте четырнадцати лет он становится студентом Киево-Могилянской академии. В ее стенах он не только изучил иностранные языки, в том числе латынь и греческий, но и познакомился со многими писателями и общественными деятелями. Известно, что о способностях Симеона высоко отзывался ректор академии Петр Могила.

В 1650 году Самуил Ситнианович получает звание «дидаскала». В числе лучших выпускников его направляют в Вильно, где он поступает в иезуитскую академию, чтобы продолжить свое образование. Для этого Самуилу пришлось вступить в католический орден базилиан. Однако доучиться в академии ему не удалось, поскольку в 1654 году Польша вступила в войну с Россией.

Вернувшись в Полоцк, Самуил принимает постриг в Богоявленском монастыре и получает новое имя Симеона. Через несколько месяцев после этого в Полоцк вошла русская армия во главе с царем Алексеем Михайловичем. Можно предположить, что, как один из самых образованных монахов, знавший несколько языков, Симеон был представлен царю, произвел на него благоприятное впечатление и получил приглашение приехать в Москву.

Симеон Полоцкий не сразу принял приглашение царя и провел в Полоцке целых восемь лет. Только весной 1664 года он становится постоянным жителем Москвы. Начало московской жизни было отмечено ответственным поручением. Симеону поручили организовать в Заиконоспасском монастыре латинскую школу. В ней получил начальное образование будущий великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов .

С этим сложным делом Симеон Полоцкий справился блестяще: уже первые выпускники, направленные с дипломатическими миссиями в разные страны, показали высокий уровень образованности. С этого времени у Симеона устанавливаются дружеские отношения с Алексеем Михайловичем, и он становится частым гостем в царском дворце. Царь нередко давал образованному монаху и другие поручения. Так, к каждому торжественному событию Полоцкий пишет пространное стихотворное поздравление.

Вскоре положение поэта становится еще более ответственным: его назначают воспитателем и учителем царских детей. Кроме того, Симеон выполняет и ответственные политические поручения. Он участвует в церковном соборе, на котором был осужден патриарх Никон, а также составляет ученые трактаты, направленные против старообрядцев.

Но наибольшую известность получает деятельность Полоцкого как переводчика. Он перевел на русский язык множество латинских сочинений, как церковных, так и светских. Для воспитания царевича Полоцкий составил целую библиотеку назидательных книг. Очевидно, что подобная работа должна была стать достоянием общества. И такая возможность вскоре представилась. Симеон Полоцкий получил разрешение царя на открытие первой в России неподцензурной типографии. Она была названа Верхней, поскольку находилась во дворце.

В ней были напечатаны подготовленные Полоцким переводы, а также целый ряд его собственных сочинений, прежде всего сборник стихотворений «Вертоград многоцветный» - настоящая энциклопедия в стихах, содержащая сведения по античной мифологии, истории, философии и христианской символике.

Другой крупный сборник Полоцкого - «Рифмологион» - содержит проповеди и торжественные стихотворения, а также драматические произведения. По инициативе Полоцкого был создан придворный театр, в котором шли написанные им пьесы.

Кроме того, Симеон предпринял титанический труд по подготовке полного стихотворного перевода Библии. Он считал, что, переложив Библию в стихах, сделает ее более доступной для русских людей. В этом труде Симеон Полоцкий впервые в русской литературе применил расположение стихотворных строк «лесенкой», позже использованное Владимиром Маяковским .

Симеон Полоцкий начинает свою работу с переложения Псалтыри, а завершил невиданным для того времени изданием - Библией в картинах, к которым составил пространные стихотворные тексты.

Однако активная просветительская деятельность Полоцкого вызывала не только восхищение, но и зависть. Православному духовенству была непонятна его широкая образованность, и не случайно сам писатель постоянно чувствовал себя в Москве «странным пришельцем». Естественнно, что как монах он не имел семьи, но прожил всю жизнь вместе со своими братьями и сестрой, о которых не переставал заботиться.

Правда, выступить против него противники так и не решились. Только после скоропостижной смерти Симеона они осмелились выпустить обличительный трактат.

Всю жизнь Симеон Полоцкий собирал книги. Мечтая о том, чтобы и после его смерти они служили делу просвещения, он разделил свою библиотеку между четырьмя монастырями - московским Заиконоспасским, полоцким Богоявленским и киевскими - Печерским и Братским.

Нравоучительные стихи, книги, написанные Симеоном Полоцким, не были забыты. Они оказали влияние не только на русскую, но и на белорусскую и украинскую культуру. Кроме того, открытый им силлабический принцип стихосложения почти на целое столетие определил развитие русской поэзии.

Симео́н По́лоцкий (в миру - Самуил Гаврилович (по другим данным - Емельянович ) Петровский-Ситнянович (Ситниянович ); Полоцкий - топонимическое прозвище ; 12 декабря , Полоцк , Полоцкое воеводство , Речь Посполитая - 25 августа , Москва , Царство Русское) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик, монах-базилианин , московский придворный астролог . Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской : Ивана , Софьи и Фёдора . Основатель школы при Заиконоспасском монастыре , учитель Сильвестра Медведева .

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев , Карион (Истомин) , Феофан Прокопович , Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир , считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова .

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского , «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений» .

Биография

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем , Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича) ; однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел , назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.
А. С. Пушкин сообщает о том, что Симеон Полоцкий занимался астрологией при царском дворе, был придворным астрологом: «Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий (впоследствии св. ростовский митрополит) занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра славные его деяния и письменно утвердил, что „по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кириловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может“ и проч. (А. С. Пушкин „История Петра I“) »

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне» . В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде .

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича , благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида .

Богословие и педагогика

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию ») Славяно-греко-латинской академии , представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями , причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий - один из первых белорусских и русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 году), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный» . По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий» . В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцкого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков - Л., 1935. - С. 89-119.
  • Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина. - М., Л., 1953.
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. - Ленинград: Советский писатель, 1970. - С. 164-173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой . - Минск: Мастацкая літаратура, 1990. - 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 280 с. ISBN 5-02-026993-X
  • Жезл правления. - Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО «Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки, составление словарей А. Брезгунова. - Мн.: Издательство Национальной библиотеки Беларуси, 2013. - В 2-х кн.

Электронные публикации

  • Венец веры Симеона Полоцкого [рукопись]. - [Б.м.], XVIII в. - 226, [из них 1 чистый], л.; 1˚(31,5 х 20,5)
  • Букварь языка славенска. - Москва: Типография Верхняя, декабрь 1679 . - 1 пустой, 1 тит. л., -, 1-16, , 1-103, 1-36 = 160 л.; 8°.
  • Месяцеслов / стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. - 1680. - 18 с.
  • Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно по различным стихов родом преложенная... / / Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. - Москва: Типография Верхняя, апрель 1680 . - 1-8, 1 гравюра, 1-126, 126₂, 127-139, 1-18 = 167 л.
  • Обед душевный . - Москва: Типография Верхняя, октябрь 1681г. . - Тит. л., 1 лист в 2 гравюрами, 1-20, 1-560, 560, 561-688 = 771 л.

См. также

Примечания

  1. Державина О. А. Симеон Полоцкий // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 6. - С. 841–842.
  2. Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. - Мн. : БелЭн, 2007. - Т. 2. - С. 567. - 792 с. - ISBN 978-985-11-0394-8 .
  3. Беларуская энцыклапедыя. - Мн. : БелЭн, 2002. - Т. 14: Рэле - Слаявіна. - С. 391. - 512 с. - ISBN 985-11-0238-5 .
  4. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  5. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж, 1937, стр. 75.
  6. Margarita Korzo, Studi Slavistici VI (2009), s. 59-84