В гаванях афинского порта пирей краткое содержание. Посиняя Татьяна Ивановна
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом .
При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .
Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком , а классом знаков.
Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф » и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь».
Классификация морфем
Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни ) и аффиксальные (аффиксы ) .
Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки . Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).
В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они в основном располагаются в самом конце слов.
Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках - например, суахили семья банту , (Центральная Африка) - используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках , к которым принадлежит русский язык , используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.
Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:
- интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс );
- конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»);
- инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском : s um ulat "писать", ср. sulat "письмо");
- трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском). В арабском языке очень мало гласных, их всего 3, так как язык консонантный:
Литература
- А. А. Реформатский . Введение в языкознание
- Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Окончание" в других словарях:
ОКОНЧАНИЕ, окончания, ср. (книжн.). 1. Завершение, конец чего нибудь. Окончание работы. Ушел, не дождавшись окончания спектакля. 2. Заключительная часть литературного произведения. Окончание романа в следующей книге журнала. Окончание следует… … Толковый словарь Ушакова
См … Словарь синонимов
Окончание - напечатанная в выпуске (номере, томе) сериального издания завершающая часть произведения, публиковавшегося частями в нескольких (многих) выпусках (номерах, томах) этого издания. На странице, где начинается О., в сноске или перед осн. текстом… … Издательский словарь-справочник
окончание - ОКОНЧАНИЕ, довершение, завершение, конец, финал ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ, конечный, последний, книжн. дефинитивный ОКАНЧИВАТЬСЯ/ОКОНЧИТЬСЯ, довершаться/довершиться, завершаться/завершиться, заканчиваться/закончиться, кончаться/ кончиться,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
В стихе см. Клаузула …
То же, что флексия … Большой Энциклопедический словарь
ОКОНЧАНИЕ, я, ср. 1. см. окончить, ся. 2. Конец, завершающая часть чего н. Благополучное о. повести. О. романа в следующем номере журнала. 3. В грамматике: то же, что флексия. Падежное о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
окончание - радиоканала Физическое местонахождение антенны радиооборудования (МСЭ R F.1399). Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы радиоканала EN radio termination … Справочник технического переводчика
ОКОНЧАНИЕ - (termination). Часть слова, прибавляемая к основе, когда слово грамматически изменяется, как в латинском, так и в греческом языках … Термины ботанической номенклатуры
окончание - дождаться окончания модальность, ожидание дожидаться окончания продолжение, модальность, ожидание ждать окончания модальность, ожидание ожидать окончания модальность, ожидание окончание следует субъект, приближение / удаление (не)… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей - стать[й’-а] - стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число
И. п. син-ий лисий-Ø
Р. п. син-его лисьj-его
Д. п. син-ему лисьj-ему
В. п. =и. п. / в. п.
Т. п. син-им лисьj-им
П. п. син-ем лисьj-ем.
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.
Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.
Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол
, лошадь
. Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола
, лошади
.
Сравним:
- Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
- Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
- Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
- Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.
Внимание:
В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .
Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол
, лошадь
окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра
, сверху
, слева
.
Дисциплина: история Древнего мира
Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»
5 класс
Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час.
Цели урока :
Знание : знать роль Афин в истории Древней Греции
Понимание : понимать специфику античной демократии
Применение : выполнять тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»
Анализ : анализировать исторические документы
Синтез : формулировать выводы по теме
Оценка : проводить самооценку по предложенным критериям.
Оборудование: раздаточный материал, копии исторических документов, иллюстративный материал, мультимедийные презентации.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Подготовка к восприятию нового.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Ход урока
I этап. Проверка домашнего задания .
Выполнить тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»:
Вариант 1.Где находится Спарта?
А) в долине реки Эврот в Лаконии;
Б) на севере Греции;
В) на о. Сицилия.
Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
А) рабов;
Б) оливковое масло;
В) хлеб.
А) Гомер;
Б) Гесиод;
В) Эсхил.
Как по - гречески назывался простой народ?
А) илоты;
Б) полис;
В) демос.
Где проводились Олимпийские игры?
А) на горе Олимп;
Б) в Олимпии;
В) в Афинах.
В каком городе Древней Греции было два царя?
А) в Спарте;
Б) в Афинах;
В) в Фивах.
Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
А) раз в четыре года;
Б) раз в десять лет;
В) каждый год.
Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.?
А) Ксеркс;
Б) Дарий I ;
В) Кир.
Вождь афинского демоса в V в. до н. э.:
А) Сократ;
Б) Перикл;
В) Дракон.
Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):
А) при Марафоне;
Б) при Фермопильском ущелье;
В) при Платеях.
Вариант 2.
Где находятся Афины?
А) в Аттике;
Б) на севере Греции;
В) на о. Крит.
Что произошло в 490 г. до н. э.?
Б) взятие греками Трои;
В) распад державы Александра Македонского.
Как назывался Совет знати в Афинах?
А) археопаг;
Б) демос;
В) полис.
Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?
А) похоронами Гектора;
Б) взятием Трои при помощи деревянного коня;
В) возвращением Одиссея в Итаку.
Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом;
Б) военным делом;
В) земледелием.
Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?
А) вино;
Б) оливковое масло;
В) пшеницу.
Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:
А) стратеги;
Б) архонты;
В) Народное собрание.
Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?
А) рабы;
Б) граждане Афин;
В) купцы – переселенцы.
Высший орган власти в Спарте?
А) Народное собрание;
Б) Совет старейшин;
В) цари.
Что означает греческое слово «демократия»?
А) власть народа;
Б) власть знати;
В) власть тирана.
11. Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? Укажите битвы, в которых произошли столкновения греков и персов, какие и них были успешны, а какие закончились поражением.
II этап. Подготовка к восприятию нового .
Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
Ответы учащихся :
А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою независимость;
Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с персами;
В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли отказаться от участия в войне, оставить поле боя;
Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла.
III этап. Изучение нового материала .
Какие факторы сделали Афины главным городом Древней Греции?
Задание для учащихся: заполнить 1-ую и 2-ую части таблицы.
Афины?
1. Победы в Греко-персидских война:
Марафонское сражение;
Саламинское сражение;
военный талант Фемистокла.
2. После победы при Саламине и Платеях жители Афинотстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом.
Афин?
1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз
греческих государств – Афинский морской союз.
2. После окончания войны по договору персам и их военнымкораблям было запрещено плавать в Эгейском море.
3. Во многих освобождённых греческих городах по примеру Афин была установлена власть демоса – демократия.
Что способствовало процветанию
Афин?
Большой военный флот – 400 триер.
Налоги переселенцев.
Активная торговля и пошлины купцов.
Использование труда рабов гражданами Афин, запрет по закону убивать раба и возможность для него стать вольноотпущенником по закону.
Превращение Афин в крупнейший центр ремесла и торговли.
Задание для учащихся: заполнить 3-ю часть таблицы.
Использование мультимедиа: отрывок учебного материала – описание порта.
А) Карта - схема порта Пирей
Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это объяснить?
В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились афинские граждане?
Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165).
Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой гавани? В чём их отличие от граждан?
Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог»)
Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани?
1-ый вариант – что привозили? (новое понятие «пошлина»)
2-ой вариант – что вывозили?
Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар?
3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы.
Работа учащихся с документами.
ОтветКакие факторы делали власть демоса в Афинах неустойчивой?
Бесправное положение рабов.
Незаинтересованность рабов в результатах своего труда.
Протест рабов.
Описание рабства древнегреческими философами.
Аристотель. Политика.
Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты … и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие – одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности …
Ксенофонт. О доходах.
Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.
Демосфен. Против Никострата.
Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов …
Стела, столбец 1:
165 драхм – фракиянка, 144 драхмы – скиф,
240 драхм – сириец, 72 драхмы – ребёнок из Карии,
161 драхма – иллириец, 60 драхм – лидиянка
Вопросы для обсуждения:
Где применялся труд рабов?
Как обращались с рабами?
Кто мог быть рабом в древне Греции?
Текст для обсуждения на уроке.
Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом площадью около 150 кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду.
Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода.
Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату- можно забыться тяжёлым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Её вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.
Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда людей на серебряных рудниках.
Кто трудился на рудниках, почему?
Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции?
IV этап. Закрепление нового материала .
Вывод учащихся:
В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно становилось тормозом для процветания и укрепления могущества Афин, а также вызывало протест против афинян – граждан.
V этап. Домашнее задание . § 36, задание № 36 в рабочей тетради.
В этом уроке вы станете настоящими путешественниками и посетите удивительный и мощный древний афинский порт под названием Пирей. Вы узнаете, где он располагается и какие корабли заходят в этот порт. Кроме того, вы узнаете о том, почему наварх (командующий флотом) имел большое влияние в Древней Греции, в частности в Афинах. Кроме того, вы увидите, как строятся военные и торговые суда. Морской порт неразрывно связан с торговлей, поэтому из данного урока вы почерпнете знания о том, какие товары ввозили в Афины и что вывозили из них. И, конечно, этот урок расскажет вам о приезжих жителях Афин - метеках, и о том, чем они отличались от обычных граждан города и рабов, которые были полностью несвободными и бесправными.
Предыстория
Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.
События
В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот , который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили биремы (два ряда весел) (рис. 2) и триеры (три ряда весел) (рис. 3). Триеры были очень подвижными и легкими. Такие корабли помогли грекам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такой триере помещалось около сотни солдат, и еще оставалось место для гребцов.
Рис. 2. Древнегреческая бирема (военный корабль) ()
Рис. 3. Древнегреческая триера (военный корабль) ()
Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда (рис. 4). Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.
Рис. 4. Древнегреческий торговый корабль ()
Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед . Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры (рис. 5). Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.
Рис. 5. Древнегреческие амфоры (сосуды) ()
Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир) (рис. 6), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин .
Рис. 6. Плоды фигового дерева (инжир) ()
Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо . Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из железа оружие и напасть с ним на Афины.
Метеки (от греч. слова «приезжие») - это жители других городов, которые приезжали в Афины на постоянное место жительства (рис. 7). Метеков в Афинах было очень много, но правами граждан они не обладали.
Особенности метеков:
Не считались гражданами;
Не могли владеть землей;
Не избирались на государственные должности;
Были обязаны платить специальный налог (сами же афиняне не платили никаких налогов).
Рабов греки захватывали на дальних побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 8). Нередко это были военнопленные, но бывали случаи, когда греческие работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом продать их в качестве рабов на территории Греции.
Рис. 8. Рабы в Древней Греции ()
Рабов, привезенных в Пирей, отправляли в сами Афины.
С рабами греки обращались плохо. Убивать рабов было не положено, но нагружать их тяжелой работой и наказывать афинские законы не запрещали . Поэтому человек, попавший в рабство, терял всякую надежду вернуться домой и увидеть своих родных. Правда, в Греции, в частности в Афинах, бывали случаи, когда хозяева давали своим рабам свободу. Такие бывшие рабы, отпущенные на волю, назывались вольноотпущенниками . Но, как правило, это были очень старые люди, которые не могли уже выполнять нормальную работу и которых хозяева не хотели больше кормить. Раба, по сути, выгоняли из дома, и он был вынужден заканчивать свою жизнь на улице, становясь нищим.
В порту Пирей велось строительство военных и торговых кораблей . Такие предприятия по строительству кораблей назывались верфи . Одновременно афиняне строили несколько кораблей, причем деньги на строительство собирались с жителей города. Человек, который командовал греческим флотом и наблюдал за строительством кораблей, назывался наварх . Он был очень влиятельным человеком, так как флот играл огромную роль в жизни Древней Греции. Именно на кораблях держалось могущество и благополучие города Афины .
Рис. 9. Древнегреческая верфь ()
Список литературы
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. - М.: «Просвещение», 2010.
2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М.: «Баласс», 2013.
3. Доватур А. И. Рабство в Аттике VI-V вв. до н. э. - Л.: Наука, 1980.
4. История Древней Греции // Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1996.
Домашнее задание
1. Из каких кораблей состоял афинский флот и чем они отличались друг от друга?
2. Какими товарами Афины торговали с другими городами и что ввозили к себе?
3. Чем древнегреческие рабы отличались от метеков? У кого из них условия жизни были лучше?
4. Почему наварх в Древней Греции имел очень большое влияние?