Есенин о своей лирике. Любовная лирика сергея есенина

Сергей Есенин был из тех поэтов, которому не удалось ощутить на себе веяния высокой литературы, прочувствовать тяжелый крестьянский труд или принять активное участие в революции. Он пришел в литературу, обладая безграничным талантом, но без конкретных общественных устремлений. И все же он смог прозвучать. Прозвучать непривычной для того времени золотой флейтой, изысканной и душевной. Даже в ранней лирике Есенина можно отметить эти хрупкие, «золотые» мотивы.

Краткая биография

Огромное влияние на раннюю лирику Есенина оказали впечатления детских и юношеских лет. Сергей Есинин родился в Константиновке, небольшом селе Рязанской губернии. С ранних лет его воспитывал дедушка. Он был зажиточным человеком и хорошо знал церковные книги. Сергею Есенину не довелось познать тяжелый крестьянский труд, но он был хорошо о нем наслышан.

Будущий поэт окончил четыре класса сельской школы, позже учился в церковно-учительской школе. В 1912 году подался в Москву к отцу, который на время служил у купца. В столице работает в типографии, присоединяется к литературно-музыкальному кружку Сурикова. В свободное время посещает лекции в народном университете Шанявского.

Первые его стихи появились в московских журналах в 1914-м. Его восторженно воспринимают в столичной литературной среде как посланца русской деревни и бескрайних полей. Именно с таким амплуа входит Есенин в среду русской литературы Серебряного века.

Особенности ранней лирики

Этому русскому поэту посвящены уроки в 11 классе. И ранняя лирика Есенина тоже рассматривается, вот только не всегда этому вопросу уделяется достаточно внимания. Обычно в школьной программе только кратко рассказывается о ранней лирике поэта. И эта краткость заключается лишь в обобщении, что основной темой лирики на раннем этапе творчества является любовь к Родине, описанная с нотками народного фольклора и традиций. Поэтому стоит более основательно рассмотреть раннюю лирику Есенина.

Поэт вырос в селе, он отлично знал обычный русский народ, традиции и культуру. В своих первых стихотворениях он описывает природу. Используя для этого метафоры, поэт маскировал среди природы истинные русские образы. Есенин проявлял живой интерес к старинным традициям, и даже его первый сборник был назван в честь старославянского праздника - «Радуница».

В ранней лирике Есенина прослеживаются гармония и полнота эмоций. Поэт подчеркивает красоту русских девушек, передает особенности человеческого характера характеристиками растений. В его стихотворениях человек растворяется в природе, становясь ее неотъемлемой частью. Есенин возвышает красоту окружающего мира и ставит природу на первое место, делая человека всего лишь небольшой ее частью.

Фольклор

Также в ранней лирике Есенина прослеживается сильное влияние народного фольклора. Даже некоторые его стихотворения по своему слогу напоминают частушки и имеют очень мелодичное звучание. Есенин выражал чувства посредством использования пейзажной лирики. Стихотворения ранней лирики Есенина просты в своем повествовании, эмоциональные и даже сегодня актуальные.

Что говорят литературоведы?

Литературоведы, что детально рассматривали поэзию поэта, говорят о ранней лирике Есенина другими словами. Его творчество неоднородное и неравноценное. В стихотворениях, особенно в первых, сталкиваются противоположные поэтические традиции и заметны неодинаковые социальные устремления поэта. Он постоянно делал попытки подтянуть это противоречие к какому-то одному ряду стихотворений и выделить один единственный звонкий мотив. Подчас это стремление вызывало противоречивые настроения в лирике, которые ставили исследователей в тупик.

Если же проводить анализ ранней лирики Есенина в целом, то поэт удивительно правдоподобно раскрывает социально-психологический мир. Как и многие поэты его времени, он нередко сталкивался с влиянием случайных инородных веяний. И все же произведения Есенина базировались на постоянной составляющей: безудержном удальстве, безмятежной радости, кротости, унынии и грусти.

Крестьянство и революция

Также в поэзии Есенина запечатлена неразрывная связь крестьянской психологии в ее противоречивости: детство и старость, младенческие порывы и мертвая неподвижность, постоянные оглядки на патриархальные традиции. Но в этот безмятежный мир врывались веяния революционной эпохи. Хотя поэту было не до них. Ранняя лирика Сергея Есенина была представлена яркими картинами близкой его духу природы. В ранней юности поэту не удалось испытать положительного влияния людей, которые имели бы четкие взгляды относительно дальнейшего развития общества. Поэтому идеи народной борьбы, которые в то время массово присутствовали в отечественной литературе, не стали источником ранней лирики Есенина. Но поскольку поэт обладал удивительной способностью тонко чувствовать все происходящие события, ему удалось уловить и передать в своих стихотворениях их временную тональность. Стихотворения Есенина «пахнут жизнью» и оставляют после себя пьянящее послевкусие вспаханных полей.

Мелодии родного края

Первые стихи Есенина написаны под детскими впечатлениями, основная их часть датируется 1910 годом. После того как поэт переехал в Москву, он испытывал влияние различных литературных веяний. Однако устойчиво и неизменно в его стихах звучали мотивы родного края, которые обретали более определенную форму поэтического выражения.

Он вырос среди глуши лесов, жил овеянный однообразным шумом сосен и берез, засыпал под тихий шепот трав. Детские годы он провел вдалеке от тенденций «нового времени», а в деревне не испытывал тяжелого бремени крестьянского труда. Его детство не было омрачено нуждами и лишениями, поэтому он просто учился, наблюдал за природой и деятельностью односельчан.

Есенин хорошо разбирался в бытовых вопросах и в психологии простых рабочих. От них он перенял глубокую любовь к Родине, природе и устным старинным преданиям.

Церковь и патриархальные порядки

Некоторые исследователи уверяют, что не последнее влияние на стихи ранней лирики Есенина оказала закрытая церковная школа. Учеба в этом заведении помогла поэту расширить круг своих знаний, в том числе и в области литературы. К тому же церковь хранила своих воспитанников от пафосных идей ХХ века и революционных течений. В закрытой школе воспитывались ученики в духе патриархально-религиозной старины.

Вот только Есенину были более интересны песни, сказки и частушки, что бытовали на его родине. Вопреки религиозному влиянию он начал подражать в своем творчестве фольклору. В своей автобиографии сам поэт указал, что начал писать стихи рано, а основным были сказки, что ему рассказывала бабка. Ему не нравились некоторые истории с плохим концом, и он переделывал их на свое усмотрение. Когда писал стихи, то подражал частушкам, а в церковь ходить не любил, да и в бога не верил.

Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, Есенина спросят, что повлияло на его творчество, и он уверенно скажет, что в самом начале огромное влияние имели деревенские частушки.

Технические характеристики

В ранних работах Есенина поэтический образ простой и прозаичный, без особой вычурности. В стихах еще не успела обрести силу метафора, однако заметны ее индивидуальные особенности. Сами лирические чувства неглубокие и лишены серьезных переживаний. Эмоциональность ранних произведений схожа с порывами ветра, теплым летним вечером.

Что касается выразительных средств, то поэт чаще всего использует эпитеты и несложные сравнения. Каждая строфа - это маленькая картинка, которая появилась в процессе личных наблюдений, а потом оформилась в желание передать чувства, которые ощущал сам поэт, наблюдая за чем-то. Все что поэт видел, он выражал самой простой, бытовой лексикой, практически никогда не употребляя сложных слов.

Вот такая она, ранняя лирика Есенина. Жизнь и творчество поэта неразрывно связаны. Неважно, что происходило в жизни Есенина, он обязательно писал об этом в своих стихотворениях. Наличие таланта и отсутствие политически-религиозной остроты в произведениях - вот что сделало его певцом благочестивой мужицкой Руси.

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Выходит первое печатное издание мало кому известного двадцатилетнего поэта из Рязани - Сергея Есенина. Могут ли стихи, наполненные светлым чувством к Родине и всему живому на Земле, оставить кого-нибудь равнодушным? Чем отличается от других поэтов Сергей Есенин? Ранняя лирика Есенина и ее особенности будут рассмотрены далее.

Биография поэта

Сергей Александрович Есенин родился 18 октября 1895 года. Когда поэту исполнилось два года, мать ушла от отца, а воспитанием Сергея занимались бабушка и дедушка. Они жили в достатке и воспитывали еще троих сыновей, с которыми и проводил большую часть времени Сергей. Они научили поэта плавать и работать на поле.

Именно бабушка привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею массу народных сказок, песен и частушек. Считается, что бабушкины рассказы стали толчком для написания собственных произведений. Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику.

После окончания обучения в школе Есенин вернулся в Москву и устроился на работу в мясную лавку к своему отцу. После он работал в типографии.

Особенности ранней лирики Есенина

Сергей Александрович - один из гениальнейших Могут ли стихотворения, пропитанные огромной любовью к родине и всему живому на планете, оставить кого-нибудь равнодушным? Конечно нет. В произведениях поэта присутствует любовь и к родной земле, и к природе, а также к женщинам и животным. Но этим ли отличается Сергей Александрович Есенин? Ранняя лирика поэта - это вечная борьба человеческих эмоций, положительного и отрицательного, света и тьмы, богатства и бедности. Даже в самые тяжелые моменты поэт не изменяет своей Родине и народу.

В всегда присутствуют самые сложные социально-классовые, моральные и этические проблемы. Поэт постоянно находится в раздумьях о судьбе России. Именно любовь к ней была главной темой в творчестве поэта. Также лирико-философские стихи пишет Есенин. Ранняя лирика поэта имеет философские черты. В таких произведениях масса сокровенного и лично пережитого литератором переплетается с человеческой добротой и теплом. Именно этого сейчас и не хватает в нашем мире.

Прозаик

Чем ещё может удивить нас Сергей Есенин? Ранняя лирика поэта славится не только замечательными стихотворениями, но и романтично-эмоциональными прозаическими произведениями. Они открыто показывают народную жизнь. Есенин стал первопроходцем советской поэзии. Он один из первых осмыслил, а также раскрыл значение Октябрьской революции для общества. Он считал, что именно революция открыла человечеству путь к духовному возрождению.

Ранняя лирика Есенина: стихотворения

Лирика Сергея Александровича пронизана душевностью и искренностью, добротой и беспокойством за судьбу своих соотечественников, а также народов других стран и национальностей.

Произведения Есенина актуальны и сегодня. Они призывают сохранять мир во всем мире и затрагивают самые острые проблемы нашего времени. Время идет, история меняется... Есенин, как никто другой, это чутко чувствует и нередко размышляет на морально-этическую и политическую темы. Каждое стихотворение великого мастера пера прекрасно по своему. Достаточно сложно выделить лучшее, ведь каждое произведение несет что-то свое, необычайно прекрасное.

Ох, как часто в своих произведениях поэт пишет о русской березке. Именно с ней литератор ассоциирует Россию. Читая стихотворения Есенина, невольно переносишь себя в березовую рощу, где слышно, как завораживающе поют птицы и капает березовый сок.

Природа в стихотворениях Сергея Александровича Есенина

Как говорилось ранее, о природе также любил писать Есенин. Ранняя лирика наполнена массой стихотворений, которые пропитаны и всему живому. Поэт в своих произведениях сравнивает природу с божественным храмом, звезды - с небесными лампадками, и это лишь малая часть его метафорических сравнений.

Нередко в пейзажная лирика переплетается с библейскими образами. В его стихах наиболее часто встречается синий и голубой цвета, а также множество их оттенков. Однако, чтобы придать торжественность стихотворению, он добавлял малиновой краски.

Гордецкий восхищался Есениным. Он считал, что хороший поэт должен распознавать все цветы родины. По его мнению, Есенин каждую травинку не только знал, но и называл по имени-отчеству. Интересно, что при исследовании творчества Сергея Александровича в его произведениях было насчитано по двадцать разновидностей деревьев и цветов, а животных и птиц - около ста.

Немалую роль в произведениях поэта играли образы луны и солнца. Нередко Есенин использовал мифы о небе, солнце и луне для создания собственной системы знаков и символов. Именно этим всем и характеризуется ранняя лирика Есенина. Стихотворения наполнены любовью ко всему живому, и это не может оставить равнодушным.

Сергей Александрович Есенин прожил малое количество лет, тем не менее оставил не только массу стихотворений, но и множество загадок о своей жизни. Поэт был достаточно любвеобильным человеком. За короткую жизнь у него было множество романов с самыми разнообразными девушками. Одним из самых известных был роман с внучкой Льва Толстого. Интересно, что девушка хотела отправить поэта на лечение от алкогольной зависимости, но он сбежал с клиники. Некоторые исследователи считают, что в клинику Есенин лег для того, чтобы избежать ареста.

Тайнами овеяна и смерть поэта. По официальным данным, Есенин наложил на себя руки. Однако литературоведы считают, что это не так, ведь в последний вечер поэт был в приподнятом настроении и ни слова не обмолвил о каких-либо переживаниях своим друзьям.

С. А. Есенин - великий прозаик и поэт. Трепетной любовью к родной земле, растениям, животным и людям пропитаны все стихи Есенина. Ранняя лирика литератора ассоциируется с бурей эмоций, самыми сложными политическими и моральными проблемами. Темы его произведений актуальны и в наше время.

— лирик и самобытный поэт, который был ярким в своем творчестве многообразного мира поэзии начала двадцатого века. Это писатель, что творил на рубеже двух эпох. Эпох новой и старой. При этом, в своем творчестве так и говорит, что он не новый человек. Одной ногой он в прошлом, а второй скользит и падает, чтобы догнать стальную рать.

Сочинение лирика Есенина

В работах писателя мы видим богатые своей тематикой мотивы лирики Есенина, что обусловлено множественными путешествиями, его образом жизни, и видением окружающего мира. Уже в раннем возрасте писатель пишет замечательные произведения, где очень часто фигурирует родного края. Он описывает пейзажи с особой теплотой, и именно этой тематикой переполнена ранняя лирика поэта. Природа в лирике Есенина как живая, поэтому часто растения в стихах Есенина приобретают качества, которыми наделены животные. Так, Кленочек маленький матки Зеленое вымя сосет.

Есенин, как поэт-лирик, использует яркие метафоры, вводит сравнения, и это чувствуется уже в раннем творчестве, затем все это плавно переносится и на дальнейшие его работы. Образы в лирике автора разнообразны, но именно природа, знакомая с детства, вдохновляла писателя, была для него Музой и источником восхищения. Есенин относится с трогательной трепетностью ко всем элементам быта, хоть это веточка, будь это утварь, или же это животное.

В юные годы в творчестве поэта начинает прослеживаться тема любви. Отсюда мы можем познакомиться с любовной лирикой Есенина, которая наполнена свежестью. Мы видим, что для поэта любовь — это нечто хрупкое, романтичное. Здесь возлюбленной для поэта является не девушка, а видение. Герой знакомит нас не с описанием любимой, а с чувствами, которые проснулись в нем. К тому же, создавая стихи на тему любви и природы, что взаимосвязаны между собой, автор в своем творчестве использует глобальную тематику Родины. Одним из стихотворений на тему Родины Есенина является Гой ты, Русь, моя родная. Мы видим, что для писателя Русь выше рая. Он и говорит о том, что ему рай не нужен, лишь бы ему дали Родину его.

Тема Родины в работах писателя продолжается и после того, как он оказался в Москве. Родина отобразилась в Письме матери, Возвращение на родину и других творениях поэта. В Москве, где скандалы вокруг поэта и эпатаж сделали свое дело, мы начинаем прослеживать двойственность лирических тем. С одной стороны воспоминания о деревне, как о светлом периоде жизни, а с другой стороны появляется эпатажная лирика Есенина. Здесь в пример стихотворение Я нарочно иду нечесаный.

Лирика периода, когда писатель жил в Москве, — это описание несчастной любви, что обречена на разлуку, хотя порой в ней проскальзывает и трогательная нежность.

Если взять стихотворения последних лет жизни, то мы увидим философские мотивы, которые отображают прожитую жизнь писателя. Жизнь писателя была не долгой, но яркой, где-то трагичной, ведь после революции многим было сложно выживать. Есенин, который считался последним поэтом деревни, был не исключением. Ему также было сложно творить, когда повсюду была цензура и слежка. Несмотря на это, писатель успел за короткое время оставить нам достойное наследие, многогранное и сочетающее в себе разные идеи, темы и мотивы.

Лирика Есенина

План

1. Народный поэт

2.Пейзажная лирика

3.Гражданская лирика

4.Филосовская лирика

5.Заключение

Народный поэт. навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.

Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.

Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.

Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения - родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.

С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.

Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.

Есенин признавал отсталость старого патриархального мира. Но его разрушение не привело к возникновению достойной альтернативы. Ярким выражением взглядов Есенина стало стихотворение «Русь Советская», в котором поэт с грустью замечает, что обновленный деревенский мир погрузился в еще большее невежество. Причем это состояние объявляется властью достигнутым идеалом. Есенин не мог найти своего места в новом обществе. Его тоска по старому миру может служить олицетворением общероссийской невозвратимой утраты.

Филосовская лирика. Эта огромная часть творчества Есенина и в наше время продолжает подвергаться критическим нападкам. Печально известна разгульная жизнь скандального поэта. На этом основано утверждение, что Есенин символизирует собой пьяницу и хулигана, бесцельно растерявшего свой талант и воспевшего такой образ жизни. В качестве примера приводится цикл «Москва кабацкая» и часто встречающиеся в стихотворениях поэта намеки на самоубийство. Современники открыто обвиняли Есенина в «упадочничестве», «духовной прострации» и антиобщественной позиции.

Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала - старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.

Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шер-шеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь -- Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знако мых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

« Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.»

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта -- вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта -- светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари...”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период -- какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная -- не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

«…Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.»

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему -- тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

« Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.»

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты -- в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):

« И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь -- малиновое поле

И синь, упавшая в реку...»

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “...Россия! Роса и сила и синее что-то...”).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный...”), с другой -- воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:

« Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.»

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

« Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались...

(“Русь советская”) »

« И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”...

(“Возвращение на Родину”) »

Любовь -- это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

« Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.»

«...моя тихая радость --

Все любя, ничего не желать.

(Тогда же.) »

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны:

« Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком...»

« Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.»

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” -- это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость -- кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

« Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне. »

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

« В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей. »

(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь -- гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.