Как путин девочку обманул

Высшего образования в России слишком много?

Если в 30-х годах ХХ века в университеты шло меньше 15% возрастной когорты, в 1970-е-1980-е годы - 25-30%, то теперь во многих странах - 70-90% (табл. 1).

Таблица 1. Доля возрастной когорты, поступающей в вузы в различных странах, %

Страна

Австралия

Великобритания

Германия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Финляндия

Южная Корея

Для сравнения

Бразилия

Источник : Мир в цифрах (2007, 2014). М.: ЗАО «Олимп-Бизнес».

При этом экономические условия в этих странах могут достаточно сильно различаться, как и роль системы высшего образования в решении стоящих перед ними социальных и экономических проблем. Так, в США в университеты поступает 82% возрастной когорты, в Финляндии - 94%, в Южной Корее - 96%, и, одновременно, в вузы идет 91% возрастной когорты в Греции - страны с совершенно другими социально-экономическими условиями по сравнению с указанными государствами. Вместе с тем общий тренд, как хорошо видно из данных табл. 1, состоит в росте доли возрастной когорты, поступающей в университеты.

В Китае за восемь лет (с 2006 по 2013 год) указанная доля выросла с 16% до 26%, а общая численность студентов вузов превысила 30 млн человек. В Индии в университеты пока поступает 15% возрастной когорты (прирост за 8 лет 3%), но это уже составило больше 20 млн человек. Студенческий контингент Китая и Индии, обучающийся в университетах как своих стран, так и за границей, суммарно равняется, таким образом, 50 млн, что превышает численность студентов всех стран Европы вместе взятых, включая и иностранных студентов европейских университетов.

В России (РСФСР) в конце 1927 года было 90 вузов, в которых училось 114,2 тыс. студентов. Но уже в 1940 году число вузов возросло до 481, а численность студентов в них составила 478,1 тыс. человек, т.е. за 13 лет увеличилась более чем в 4 раза. В 1960-е годы численность студентов в РСФСР достигла 1,5 млн человек, в 1980-е годы уже превысила 3 млн, но к 1990 году несколько сократилась до 2,8 млн студентов .

В 1996 году, когда принимался Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодатель, видя, что численность бюджетных студентов снижается, даже установил для нее минимальный порог в 170 человек на 10000 человек населения России, что тогда равнялось 2,5 млн человек. Быстрый рост студенческих контингентов начался с 1995 года и даже кризис 1998 года эту поднимающуюся волну не остановил: в 2000 году в 965 вузах Российской Федерации (государственных было 607) обучалось уже 4,7 млн студентов, из них 2,6 млн на бюджетной основе, иными словами, меньше чем в РСФСР в 1990 году. Пик студенческого контингента в 7,5 млн человек пришелся на 2008 год, который стал годом «великого перелома», - с этого времени число студентов в силу демографических причин начало стремительно убывать. В 2014 году в российских вузах уже училось 5,2 млн студентов, из них всего 2 млн за счет бюджетных средств (рис. 1).


Рисунок 1. Число студентов российских вузов в 2000/01 - 2014/2015 учебных годах, человек

Источник : Росстат: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/vp- obr1.htm.

Именно быстрый рост студенчества в конце 1990-х и в 2000-е годы породил представление о том, что «высшего образования» в России стало «слишком много».

Вместе с тем до 2021 года студенческий контингент будет и дальше снижаться - до 4,1-4,2 млн человек. Потом вектор развернется и начнется небольшой подъем до 4,4-4,5 млн. Таким образом, в 2025 году, по самым оптимистическим оценкам, в российских вузах будет учиться меньше студентов, чем в 2000 году (рис. 2).


Рисунок 2. Прогноз числа студентов российских вузов до 2025 года (базовый прогноз), млн человек

Источник : Рассчитано ЦЭНО РАНХиГС по данным демографического прогноза Росстата.

При этом число студентов, обучающихся на бюджетной основе, уже в 2014 году практически достигло нижнего предела, определенного Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, согласно которому на бюджетной основе должно учиться не менее 800 человек на 10000 человек населения в возрасте 17-30 лет (рис. 3).


Рисунок 3. Число бюджетных студентов российских вузов в 2011-2015 годах, млн человек

Источник : Рассчитано по данным Росстат и Минобрнауки России.

С 2011 года число бюджетных студентов в российских вузах сократилось на 15,5%. При этом следует отметить, что с каждым годом в российские вузы поступает все большая доля выпускников школ, получивших среднее (полное) общее образование (рис. 4).


Рисунок 4. Выпуск из школ и прием в вузы в 2011-2014 годах (тыс. человек, левая шкала), доля выпускников данного года, поступивших в вуз (%, правая шкала)

Этим летом из российских вузов выпустились около миллиона молодых специалистов. Статистика говорит о том, что даже диплом престижного университета не гарантирует трудоустройство, и многие из выпускников столкнутся с трудностями при поиске работы. «Коммерсант» пишет о том, почему работодатели не всегда рады молодым специалистам.

По данным Минобрнауки, которое ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников, из тех, кто получил дипломы в 2015 году, работу нашли 74-75%. Успешнее всего справились с поиском работы выпускники национальных исследовательских университетов (НИУ) Бауманский, Губкинский, МИФИ - 81,54%. Менее востребованными оказались те, кто закончил МГУ или СПбГУ - 74,58%. Выпускники МГИМО и вовсе оказались трудоустроены в 53,17% случаев, и их средний заработок составил 47 760 рублей. Издание отмечает, что речь идет о вузах, которые считаются престижными: высокие требования к абитуриентам, дорогая подготовка к поступлению и дорогое обучение. Согласно данным Росстата, безработица среди выпускников 2015 года в пять раз больше, чем по стране в целом.

Издание отмечает, что в парадоксально невыгодной ситуации оказываются те, кто получал высшее образование платно. Официальная статистика учитывает бюджетников, а о тех, кто платил за обучение, государство забывает после того, как они получили диплом. Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», обращают внимание на то, что многие вчерашние студенты работают не по специальности или не устроены официально.


елена авраамова

заведующая лабораторией исследования социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

«На российском рынке труда нарастает конфликт между выпускниками и работодателями. Работодатели при первом трудоустройстве значительно занижают оплату труда. Поэтому среди молодежи велика текучка, мало кто остается на одном месте три года и больше. В кризис же работодатели сразу предлагают молодым неформальную занятость, я бы сказала, просто выталкивают их во фриланс, на срочные договора, а то и вообще без договора, оплачивая налом подработку, без соцпакета, без страховых и пенсионных взносов».

Авраамова отмечает, что связи имеют первостепенное значение при поиске работы. Речь идет не только о «теплых местах»: почти каждый работодатель охотнее возьмет специалиста на работу, если его кто-то порекомендовал.

Отдельная проблема — отношение бизнеса к выпускникам. На Западе компании привыкли вкладываться в будущих специалистов, а для России такой подход остается экзотикой.

Статистика вузов России говорит о приверженности иностранцев к получению образования в РФ. Граждан других привлекает:

  • качество высшего образования. Несмотря на некоторые недочеты российских вузов, традиции гуманитарного и технического образования держат высокую планку;
  • статистика бюджетных мест в вузах предполагает наличие льгот для иностранцев, что позволяет им учиться бесплатно.
  • финансовая доступность (низкая цена образования). Как показывает статистика вузов России, стоимость обучения в университетах с высоким мировым рейтингом ниже, чем получение образования в очень среднем университете США.
  • стоимость проживания гораздо доступнее, чем в странах Европы или США.

Сравнительная стоимость обучения в российском и американском университете:

Стоимость обучения за семестр, руб. Проживание в студгородке, руб. Проживание в частном секторе без питания, руб. Примечание
Юго-Восточный университет. Штат Луизиана, город Хамон 199 000 121 000 – 211 000 206 000 Любой курс
Новосибирский государственный университет 75 000 900 15 000 Представлена стоимость обучения по специальностям:

Менеджмент;

Медицина;

Математика;

Направления, которые являются самыми дорогими в НГУ

55 000
45 000

НГУ считается одним из самых лучших университетов России. Он имеет высокий рейтинг среди университетов в мире, чего нельзя сказать о Юго-Восточном университете. Российские вузы отличаются высокой доступностью образования, поскольку каждое учебное заведение дает возможность поступить «на бюджет».

Если в 1990 году иностранцами были интересны инженерно-технические специальности, то есть котировался Строительный вуз, то в современном образовании процент студентов обучающихся инженерно-техническим специальностям упал в 2,5 раза. Интерес для иностранных граждан представляет теперь Театральный вуз, а для жителей ближнего зарубежья престижным считается Таможенный вуз.

Проблемы коррупции в вузах

Еще в советские времена, поступление в вузы связывали с «кумовством», «блатом» или большими деньгами. Но тогда возможности официального платного образования не существовало, и учитывались реальные знания, полученные порой с педагогами из конкретного вуза. Абитуриент, даже имеющий какие-то «выходы», вынужден был проходить предварительную подготовку с преподавательским составом конкретного вуза.

Уровень подготовки был достаточно высок, поэтому абитуриент поступал в институт, вооруженный отличными от других выпускников школ, знаниями. При некоторой усидчивости и доступности программы обучения, студент мог успешно завершить свое образование. Особенно это относилось к гуманитарным факультетам МГУ, где преподавательский состав мог донести материал в столь доступной форме, что даже студент, обладающий средними показателями, вполне справлялся с материалом.

Как только появилось платное образование, возникла . Статистика утверждает, что большинство платных вузов вообще не проводили предварительных испытаний для приема в институт. Каждое высшее учебное заведение именовало себя университетом, имело аккредитацию, но нередко, не давало достойного образования по предлагаемой специальности.

Сегодня вузы заинтересованы в количестве поступивших на платной основе, поэтому проявляют «снисходительность» при приеме, что порой приводит к тому, что студент «вылетает» уже в зимнюю сессию. Родители, заплатившие за учебу порой не понимают, что их «чадо» еще обязано учиться.

Когда ссылаются на пример образования в европейских вузах, где принимают всех, хочется обратить внимание, что эти «все» представляют другой процентный состав от учащихся в школе. Если в российских школах все поступившие получают образование, то в европейских вузах происходит отсев в процессе учебы.

Поступив в университет, и проучившись там положенный срок, некоторые студенты в Европе не получают дипломы, провалив выходные испытания. В России же все ученики оканчивают школу, а если молодой человек попадает в институт и доходит до госэкзаменов, то получение диплома ему гарантировано, вне зависимости от его реальных знаний.

Проблемы трудоустройства по окончании вузов

На рисунке представлено соотношение абитуриентов, подавших заявки в государственные вузы и поступивших на обучение. В 2009 году статистика поступающих в вузы и статистика студентов в вузах соотносится как 2:1.

Приоритетными для поступления были государственные вузы:

Как видно на диаграмме, в 2009 году поступление в вузы статистика зафиксировала в соотношении 81% – для государственных вузов и их филиалов, и 19% – для негосударственных вузов.

В советское время такого понятия, как сложность трудоустройства после окончания вуза не существовало. Тогда имело место распределение, то есть обязательная работа выпускника в течение трех лет в том регионе, где требовались специалисты. За исключением тех минусов, что студент никогда не знал «в какую глушь его зашлют», он имел реальную возможность применения своих знаний на практике и «нарабатывал» стаж.

Современное образование не берет на себя обязанности распределения выпускников, поэтому молодые специалисты вынуждены сами трудоустраиваться. Возникают следующие проблемы:

  • руководители предприятий людей без опыта, то есть бывших студентов;
  • в кризисные времена на предприятиях проходят сокращения, и потребность в сотрудниках уменьшается;
  • выпускников не устраивает уровень зарплаты, а работодателей уровень квалификации;
  • несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка. Специальности, которым отдают предпочтение выпускники, статистика вузов России фиксирует в непроизводственных сферах, в то время как в большей части регионов востребованные вакансии находятся в сфере производства.

Ежегодно молодежь выбирает престижные профессии (финансы, бухгалтерский учет, управление на предприятии, экономика), которые «штампуются» вузами увеличенным темпом. В 1913 году в городе Югра статистика трудоустройства выпускников вузов по этим специальностям показала 2,5% безработных молодых специалистов.

Несмотря на высокую потребность в медицинских работниках и педагогах и достаточно массовый выпуск таких специалистов, большой процент занимают выпускники, работающие не по специальности. К ним относятся:

  • 60% медиков и педагогов;
  • 50% инженеров;
  • 30–40%% экономистов и юристов.

Тенденции 2016 года

Количество вузов в России по статистике значительно сократилось. Если в 2014 году было 2486 вузов, то в 2016 осталось 1450. Эта тенденция будет продолжаться. Существующая статистика трудоустройства выпускников вузов 2016 заставляет задуматься о перспективах получения хорошей должности по окончании вуза:

  • выпускники не готовы к реалиям быстроменяющегося рынка, как правило, они малоценны для работодателя в силу отсутствия опыта;
  • кризис диктует жесткие правила, высокая конкуренция задает стрессовые нагрузки и требует от сотрудника определенных личностных качеств, которые еще недоступны молодому человеку;
  • сам выпускник, нередко, задает высокие требования к зарплате. 50% бывших студентов отказываются от подходящего места из-за низкой ставки.

2016 год отмечен тем, что желающих поступить в вуз после школы стало меньше. Специалисты связывают эту тенденцию с:

  • ухудшением экономической ситуации (не каждый родитель в состоянии оплатить ребенку учебу);
  • серьезным сокращением бюджетных мест в вузах;
  • усложнением ЕГЭ (введение второго, более серьезного теста по математике, требующегося для поступления в специализированные вузы);
  • возможностью избежать сдачи ЕГЭ в случае поступления в техникум, а в дальнейшем – в институт.

Статистика поступления в вузы 2016 имеет склонность к увеличению числа школьников, поступивших в техникум или колледж, по сравнению с вузом. Результаты опросов родителей учеников о выборе места учебы после школы (%):

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Техникум, колледж 8 11 19 22 21 21 23
Институт, университет 80 65 58 56 55 55 48
Работа 2 2 1 2 1 1 1
Решение еще не принято 6 15 17 12 17 17 21
Возникло затруднение с ответом 4 7 5 8 6 6 7

Возможность попадания абитуриентов на бюджетные места зависит от их количества в институте, численности льготников, поступающих в текущем году и проходного бала. В 2016 году на 10% было сокращено количество бюджетных мест. Статистика вузов Москвы наглядно демонстрирует проходной бал на бюджетные места в некоторых вузах.

Самый высокий проходной бал был в институте Школа студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова – 276. Второе место занял МГИМО – 268 баллов. Третье МГУ – 265 баллов.

Перспективы развития высших учебных заведений

Развитие высших учебных заведений движется к своему максимальному сближению со сферой экономики. Происходит сокращение количества вузов, в том числе и путем их слияния. Количество студентов снизится в 2018–2019 гг до 4295,4 тыс. человек. Что является минимумом за прошедшие годы, а подъем планируется к 2029–2030 годам.

Ежегодное сокращение количества вузов основывается на проверках конкретных организаций. Регулярно рассматривается ежегодный отчет о работе вуза. По статистике он должен выделяться среди остальных достойными показателями.

При рассмотрении перспектив учебных заведений изучается статистика выпускников вузов по специальностям, статистика образования в вузах, статистика зарплат вузов. Последние данные очень неутешительны. Высокие зарплаты получают только ректоры и деканы. Ставки кандидатов наук минимальны (около 9000 руб.), путем разных начислений за преподавательскую деятельность и дополнительные часы, зарплата может достичь 25000 руб.

Большое значение для адаптации выпускников к потребностям народного хозяйства имеет степень использования интерактивных технологий в вузе. Статистика подтверждает пользу таких интерактивных методов обучения как:

  • мозговой штурм;
  • деловой стол;
  • ролевые игры;
  • ситуационный анализ.

Создание федеральных университетов преследует цель достигнуть высокого уровня образовательного процесса на фоне новых технологически и научно-исследовательских разработок. Сегодня существует 10 таких университетов. Особый статус, присвоенный МГУ и СПбГУ, выделяет их сочетанием высокого уровня образования и научно-технических разработок.

29 высших учебных заведений получили статус Национального исследовательского университета. Это связано с созданием базы конкурентоспособных университетов, поддерживающихся государством, проводящих научно-технические разработки и создающие кадры для потребностей российской экономики.

Роль экономического образования

Сегодня международные финансовые институты, в которых принимает участие Россия, требуют присутствия на местах квалифицированных кадров. Как показывает статистика экономических вузов, востребованность образования у абитуриентов только растет.

Самое известное высшее учебное заведение – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Хороших специалистов в этой области дают МГУ, МГИМО и другие финансовые институты. Появившиеся в последние годы социально-экономические институты (МСЭИ, СЭИ) также призваны служить пополнением рядов сотрудников банков и других организаций, которые кратко можно назвать «специализированные кредитно-финансовые институты».

Мировые рейтинги

Статистика количества вузов за рубежом сегодня не представляет особого интереса. Главное, за что бьются мировые университеты – рейтинг. Первые строчки рейтинга (17 позиций) занимают учебные заведения США и Великобритании.

Российским вузам последнее время удалось заявить о себе в мировом рейтинге. Мало, кто за последнее время, смог выставить в рейтинг такое количество вузов в мире. Статистика вузов России за 2016 год показывает, что всего в топ-800 вошло 13 российских заведений, а МГУ поднялся на 161 место.

Сколько вузов расположено в соседних с Россией странах? Количество высших учебных заведений:

29 июля 2017 | 00:17

Навальный, ты лучше за себя ответь! Ты вешаешь лапшу на уши неокрепшим умам молодёжи, тем более несовершинолетней! Ты пытаешься расшатать и дестабилизировать ситуацию в России своими бредовыми фейковыми фильмами и голословными обвинениями! Вали обратно в Америку к своим госдеповским хозяевам, и скажи, что их план провальный, пусть тебя они отправят на пенсию, посмертно!!! Это в их духе!

martinn 29 июля 2017 | 07:22

ЧИСЛО БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В 2016 Г. - 507 тыс.

ЧИСЛО БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В 2017 Г.- 575 тыс.

КТО ИДЕТ НА ДЕБАТЫ С НИМ, ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ ЭТИ ЦИФРЫ.

/ Общее число бюджетных мест в вузах РФ в текущем году составит 507 тысяч, сообщил глава министерства образования и науки Дмитрий Ливанов /

/ На 100 выпускников, заканчивающих школу в 2017 году, приходится 57 бюджетных мест – это небывалая цифра в истории образования», - сказала Васильева. /

collector163: И пусть девочку Настю с собой в США захватит - это ж она тему завела про сокращение бюджетных мест, пытаясь дестабилизировать и расшатать ситуацию в России. Так, все же - количество бюджетных мест сокращается или увеличивается?

collector163: Вам известно, у каких депутатов Госдумы и членов правительства РФ дети учились и учатся в университетах США и Западной Европы на денежки своих отцов-патриотов? Вспомните например, хотя бы о Сергее Железняке, Петре Толстом и Дмитрии Пескове. Российские сенаторы дают высшее образование своим детям заграницей. Может быть, американские сенаторы посылают своих детей учится в Россию?

farmer1984: К великому вашему разочарованию, именно в СССР было самое лучшее образование в мире! Это признано всей Европой и Америкой тоже! Но к сожалению в России сейчас образование упало, из-за нововведений связанных с долбанным ЕГЭ- под Европу косят, но опять хорошие и великие умы и изобретатели, опять всё таки в России! А многие сенаторы, ранее получали образование в СССР, а их дети получают доп. образование именно в России! Так что, и их дети, тоже учатся и получают доп. образование в России! Как ни верти, но даже это грёбанное ЕГЭ, конечно оно большая помеха в учёбе, не мешает получить достойное образование и в России!

collector163: О чем вы говорите? СССР не существует уже более четверти века. А "золотая молодежь", дети высших чиновников и депутатов РФ, получает высшее образование в зарубежных университетах и это мейнстрим для них, а патриотизм нулевой. Относительно ЭГЭ с вами согласен. А талантливая российская молодежь после получения образования при первой же возможности уезжает по приглашению заграницу, где им предоставляется достойная оплата труда и современные условия существования.

farmer1984: Вы несёте полную чушь! Большинство молодёжи талантливой, как раз работают в России и при чём не плохо зарабатывают! Условия существования по приглашению как раз не соответствуют тем, что им там обещали. Так не несите чушь! И образование получают молодёжь как раз у нас, не за границей, а судя по вашим высказываниям, оно у нас плохое, так кто ж будет приглашать заграницу с плохим образованием то а?

collector163: Российская талантливая молодежь будет по-прежнему уезжать на Запад, так как в РФ о них заботятся только на словах. Вы видели хоть один ноутбук, собранный из российских компонентов? Наше отставание в области высоких промышленных технологий составляет свыше десятка лет и постепенно увеличивается. Доля РФ в мировой экономике ныне составляет всего лишь 2,5%, а доля США достигает 25%.

farmer1984: Есть такое, уезжают, но в дальнейшем возвращаются(убедившись в том, что их там особо не ждут и считают людьми второго сорта), Российские компоненты есть в самих деталях из которых делают ноутбуки, так как у самой Сша этих компонентов нет! А также 90% всей электронной техники делаются в Китае, но никак не в США! Доля США в мировой экономике достигнута путём выпуска своих долларов и оооочень большого долга перед другими странами, если США попросят вернуть всем долг, то от мировой экономики США останется всего лишь 2%, даже если просто один Китай, запросит обратно свой золотой запас, который находится в США то увы в Сша тут же начнётся колапс и доля их в мировой экономике опуститься до 12%. Вот так-то уважаемый. Есть отставание в высоких промышленностях, это верно, но она никак не увеличивается, стоит на месте, а в некоторых областях науки и технологий уже пошла в вверх, это тоже учитывайте! Так что США это не показатель всего и всея!

collector163: //Российские компоненты есть в самих деталях из которых делают ноутбуки, так как у самой Сша этих компонентов нет! //
Назовите пожалуйста эти компьютерные российские компоненты, которые присутствуют в ноутбуках США, очень интересно!