История сухаревская. Большая сухаревская площадь

Если внимательно почитать историю Сухаревской площади, то выяснится, что она возникла в конце XVII - начале XVIII веков, и ей дала название Здесь в те давние времена стоял стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева. Он охранял Земляной город, которым была обнесена часть Москвы. Перед башней раскинулась Сухаревская площадь, на которой устроили бойкое торжище.

Примечательное место

Сухаревская башня была высоким монументальным зданием. Ее верхушка со шпилем просматривалась с дальнего расстояния. Она напоминала ратуши в западных городах, которые царь видел во время своего Великого посольства.

На ней были даже часы. В ней Петр I устроил математическую и навигационную школы. Это было первое в России техническое учебное заведение, которое готовило инженеров. Здесь же оборудовали обсерваторию, а народ продолжал обживать свободное пространство перед ней, называя его «Сухаревская площадь».

Популярный рынок

В 1780 году на площади бойко шла торговля различными продуктами, которые привозили крестьяне. Позже на ней можно было купить старые вещи, очень часто - антиквариат, а также потрепанные, иногда очень ценные рукописи и книги. Этот рынок посетил Пьер Безухов, чтобы купить пистолет и застрелить из него Наполеона. Лет сто сорок назад его часто навещали любители старины. Сухаревская площадь с ее рынком была популярным местом.

Перенесемся в первую треть XX века

По решению Моссовета сначала закрыли рынок. Потом решили, что башня мешает движению, и это красивое и древнее сооружение, несмотря на протесты, снесли. Две площади назвали Большая и Малая Колхозные. Там, конечно, никто не торговал, но название закрепилось с 1936 по 1990 годы. Им вернули историческое название, но оставили старое деление на две площади и старое название, хотя они фактически объединились.

Большая площадь

Отличается одной удивительной достопримечательностью Сухаревская площадь. Фотография показывает парадный вход в Институт скорой помощи им. Склифосовского.

До революции это был Странноприимный дом, или Шереметьевская больница, рассчитанная на двести человек. Она украшена двойной колоннадой и большим куполом. Это величественное здание в стиле классицизма похоже на дворец и построено в 1810 году. Оно находится в глубине двора и полукругом его охватывает. По преданию, граф Шереметьев построил его по просьбе любимой актрисы Параши Жемчуговой. Укоры совести не давали им, невенчанным, спокойно жить, и они как-то пытались смягчить свои грехи благотворительностью. Они обвенчались за год до смерти Параши. Она умерла, по одним сведениям, от чахотки, по другим - в родах. В 1812 году французы не тронули великолепное здание, а размещали своих раненых. Принимал раненых Странноприимный дом во время русско-турецкой, русско-японской и мировой войны.

Большая Сухаревская площадь отличается еще одним красивым зданием. Это бывший доходный дом, который построил архитектор С. К. Родионов для торговца обувью Гутмана.

Он похож на русские хоромы семнадцатого века. Крыши у него четырехскатные с коньком, с башенкой, на которой имеется флюгер. Дом очень наряден, так как украшен белыми и ярко-зелеными изразцами.

Где находятся площади

Не очень сложно ответить, где расположена большая Сухаревская площадь. Какой это? Она органично вписалась в Мещанский и Красносельский районы. Вторая, Малая площадь, расположена только в На ней жил певец и актер М. Бернес. На нее есть выход из м. «Сухаревская». У этих площадей имеется небольшой парадокс: малая площадь больше большой на двадцать метров.

Как мы уже говорили, практически две площади слились в одну. Когда быстро проезжаешь мимо, то уже не отличаешь, как одна переходит в другую. Совсем иное дело - пешая прогулка.

Адрес: Сухаревская площадь

Сухарева башня, которую также называют Сухаревской, была построена в Москве в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Если говорить точнее, то тогда решили перестроить Сретенские ворота из камня, и укрепили их боевой башней. Ворота находились в месте пересечения нынешнего Садового кольца с улицей Сретенкой.

Сухарева башня стала уникальным сооружением, единственным подобным во всей России. Башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года.

Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году, за сто лет перед тем, как Сухаревскую башню уничтожили, так писал о ней в "Панораме Москвы": " …На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться".

Действительно, Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города. Поскольку башню построили на месте Сретенских ворот, она сохранила в себе их главную функцию - Северных ворот Москвы, откуда брала начало дорога в Ярославль. Опережая события, можно сказать, что в годы Октябрьской революции Сухарева башня стала одним из опорных пунктов революционеров, отсюда с двух пулеметов красногвардейцы обстреливали юнкеров на площади.

Сухарева башня была настолько необычной, что сразу же обросла множеством легенд и преданий. Существовало мнение, что проект башни разработал сам император Петр I. На самом же деле автором башни являлся Михаил Чоглоков. Возможно, он возводил башню, руководствуясь какими-то указаниями Петра или по его наброскам. Михаил Иванович Чоглоков был не только талантливым архитектором, но и живописцем. Известно, что он расписывал боевые знамена, являлся автором фресок в царских покоях.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров, и в народе ее называли невестой колокольни Ивана Великого. В башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года.

По мнению исследователей, Сухаревская башня была построена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а, скорее, была устроена как аллегорический корабль с мачтой. Восточная часть башни символизировала корабельный нос, а западная - корму. Поэтому, зная о пристрастии Петра I ко всему, что касается флота, можно предположить, что он действительно участвовал в разработке проекта башни. По подобию Спасской башни Кремля, Сухарева башня была украшена часами, а венчал ее двуглавый орел. Изображение орла было нетрадиционным, его крепкие лапы окружали стрелы, возможно они символизировали молнии.

Сухарева башня стала первым в России гражданским сооружением такого масштаба. До ее появления такими высокими строили лишь церковные колокольни. Одна из легенд башни рассказывает, что за день до вступления наполеоновских войск в Москву над Сухаревой башней пролетал ястреб с лапами, опутанными веревкой. Зацепившись за крылья орла, ястреб долго бился, пытаясь вырваться на волю, но растерял силы и умер. Москвичи это событие истолковали как доброе знамение, решив, что Бонапарт, как и ястреб, погибнет от крыльев русского орла.

Но все это случится гораздо позднее. А поначалу башня служила полковой избой, в которой размещались стрельцы полковника Сухарева, охранявшие Сретенские ворота. Собственно, от фамилии Сухарева и возникло название башни. Известно, что полк Лаврентия Сухарева был единственным из девяти стрелецких полков, который сохранил верность молодому государю, и стал на его защиту в августе 1698 года, в дни противостояния Петра I и его сводной сестры Софьи.

После подавления Петром Стрелецкого бунта, вместе с другими полками был расформирован и полк Сухарева. С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии.

Возглавил навигацкую школу военный деятель, астроном, химик, инженер и дипломат Яков Брюс. На одном из последних этажей Сухаревой башни он организовал астрономическую обсерваторию. Граф Яков Брюс вел довольно уединенный образ жизни, из-за чего его личность еще при жизни была окутана тайной, его даже считали колдуном-чернокнижником. Большая часть легенд Сухаревой башни связана с именем Брюса. Самая известная из них - о спрятанной в основании постройки «черной книге», состоящей из семи деревянных табличек с непонятными письменами. Поговаривали, что тот, кому повезет найти эту книгу, приобретет неограниченную власть над миром. Опасаясь, что книга попадет в недобрые руки после его смерти, Брюс будто бы замуровал ее где-то в башне.

Затем долгое время Сухаревская башня находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка. В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 годы в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы.

В 1931 году было принято решение о разработке плана Генеральной реконструкции Москвы, выполнение которого должно было изменить облик советской столицы, и саму его суть. На карте должен был появиться совершенно новый город - центр мировой пролетарской революции. В соответствии с этим планом началось планомерное уничтожение уникальных памятников истории и архитектуры. К тому же, набирала обороты антирелигиозная компания, в ходе которой также немало выдающихся памятников православной культуры.

Все усилия новой власти были направлены на расширение центральной части города. Здесь планировалось создать новые транспортные магистрали, построить высотные здания, а для осуществления этих проектов нужно было освобождать застроенные территории. Сухарева башня, по мнению руководства страны, мешала развитию движения на Сухаревской площади, и должна была исчезнуть с лица Москвы. Обычные москвичи не могли выступить в поддержку старинной башни, но выдающиеся деятели культуры предпринимали попытки спасти Сухареву башню. В августе 1933 года известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский написали И. В. Сталину коллективное письмо, в котором пытались объяснить ошибочность принятого решения. Они говорили, что их мнение не одиноко, а разделяется всей научной и культурной общественностью, независимо от убеждений и вкусов.

"Сухарева башня, есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров". " Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера" - это выдержка из письма Сталину.

Но в письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню. В частности, предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути, и направить транспортный и пешеходный поток. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке. Одновременно такое же письмо было направлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

Несколько дней спустя, 4 сентября на совещании московских архитекторов-коммунистов Каганович сказал, что спор о башне является ярчайшим примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. " Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры? ". Как бы там ни было, Каганович согласился с предложением архитекторов, заявив, что если проект реконструкции будет удачным, то Сухарева башня останется на Сретенской площади.

Но случилось так, что за снос башни был сам Сталин, и тут уже ничего нельзя было поделать. 18 сентября 1933 года из Сочи Кагановичу пришла телеграмма от Сталина и Ворошилова, в которой говорилось буквально следующее: " Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.». В ответном письме Сталину Каганович просил повременить со сносом башни, так как он дал архитекторам обещание рассмотреть их проекты. «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта".

Несмотря на все усилия защитников башни, 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) одобрил предложение Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены. Участь древних московских памятников была решена. В ответ на это решение 17 апреля 1934 года с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, к которым присоединились и авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. В письме говорилось: " Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры".

Ответ Сталина пришел 22 апреля 1934 года, и он был предельно однозначным. " Письмо с предложением не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И.Сталин".

Разрушение Сухаревской башни шло быстро и методично. По поводу ее уничтожения существует еще одно предание. Говорили, что Сталин, как и многие тираны, имел склонность к мистике, и хотел отыскать книгу Брюса. Именно поэтому было приказано разбирать башню по кирпичику, а затем, когда так ничего и не нашли, в гневе он приказал взорвать остатки здания. На самом деле вряд ли эта история правдива, в те годы часто разбирали памятники архитектуры, а затем старинными кирпичами мостили улицы, или пускали на постройку новых домов.

В газетах того времени осталась хронология варварства. По ним можно проследить. Как постепенно исчезал один из символов Москвы - Сухаревская башня:

19 апреля 1934 года - верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.

29 апреля 1934 года - вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.

24 мая 1934 года - разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.

Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал: " Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом". Эти слова он дополнил своими стихами:

"Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…"

Итак, 12 июня 1934 года - в ночь на 11 июня работы по сносу Сухаревой башни завершились. Считалось, что сделано это было на благо города и москвичей. После того, как башню уничтожили, Сухаревскую площадь по предложению Кагановича переименовали в Колхозную.

В ходе разборки Сухаревой башни был сохранен наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа. Его перевезли в Донской монастырь, где в то время работал филиал Государственного музея архитектуры. Там его вмуровали в аркаду монастырской стены. Этот наличник сохранился и до наших дней, но доступ к нему ограничен, так как этот участок стены находится на территории, закрытой для посетителей. Часы Сухаревой башни также сохранились, они установлены на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское.

Необычайно крепкие фундаменты Сухаревой башни при сносе не уничтожили, они скрыты под Сухаревской площадью. В 1982 году исполком Москвы объявил конкурс на лучший проект по восстановлению Сухаревой башни, но по итогам ни одно предложение принято не было. В 2006 году, когда под Сухаревской площадью прокладывали подземные переходы, проводились частичные раскопки и исследования фундаментов, о чем гласит памятная табличка.

Сухаревская башня часто упоминается и в литературных произведениях, и на полотнах живописцев. Ее можно увидеть на полотне А. Саврасова, написанном в 1872 году, которое так и называется - Сухарева башня. В знаменитом романе Ильфа и Петрова " Золотой теленок" конвенция " детей лейтенанта Шмидта" была подписана в трактире, расположенном у Сухаревой башни. А в рассказе фантаста Кира Булычева "Новости будущего века" в конце 21 века Сухарева башня будет восстановлена…


Историческая справка:


1692-1695 г.г. - на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города была построена Сухарева башня
1700-1715 г.г. - в башне работала математическая и навигацкая школа
1715-1829 г.г. - находилась в ведении Московской конторы Адмиралтейской коллегии
1829 г. – Сухарева башня стала использоваться как водонапорная
1870-е г.г. - башню отреставрировали
1925-1934 г.г. - годы в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы
19 апреля 1934 г. – начались работы по сносу Сухаревой башни в Москве
11 июня 1934 г. - работы по сносу Сухаревой башни завершились Кагановича переименовали в Колхозную.

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.
Старая Москва. Сухарева башня.

Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший по своей архитектурной ценности в одном ряду с Кремлем, его соборами, и храмам Василия Блаженного, башня являлась символом Москвы с 1695 по 1934 годы, возвышалась она пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).

"…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться" М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

Башня была сооружена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города., по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название своё получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров!
Во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: "Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра".

В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую готическую ратушу.

На территории Сухаревой башни Петром были устроены библиотека и астрономическая обсерватория, а также навигацкая и математическая школы, в которых преподавали люди не только из-за рубежа, но и Леонтий Магницкий, написавший первый в истории России учебник арифметики. Также в башне находились астрономические часы, а в нижнем ярусе – большой медный глобус (более 2 метров в диаметре), подаренный еще отцу государя Петра властями Голландии

Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение. Именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов.
Учились в ней представители самых разных сословий.

Много легенд было связано с Сухаревой башней. Одна из них возникла в результате разбора башни. Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.

Но все же вернемся к реалиям того времени и от легенд перейдем к истории и фактам.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву её жители и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.

В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В разное время в башне размещались и резервуар с водой для города, и склады, и чиновничьи конторы, и квартиры служащих, и лавки, и даже часовня с кельями для монахов,.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897-1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

В марте 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали «Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

Ответ не заставил себя ждать."Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)

Отношение москвичей к разрушению башни ярче всего отражено в стихах Владимира Алексеевича Гиляровского:
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…

Тем не менее, параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, а некоторые особо ценные фрагменты декора удалось сохранить. Один из наличников окон третьего этажа перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену.

koroleni wrote in November 23rd, 2009

Сухаревский рынок в начале XX в.

Сухаревский рынок Сухаревка. Находился на Большой Сухаревской площади. Возник в конце XVIII в. как место торговли съестными припасами. На Сухаревке торговали также картинами, скульптурами, изделиями прикладного искусства. Сухаревский рынок и прилегающие переулки к концу XIX в. были одним из центров букинистической торговли. В годы Гражданской войны и НЭПа Сухаревский рынок превратился в «барахолку»; в 1925 рынок был переведён в один из дворов на Садовой-Сухаревской улице (близ кинотеатра «Форум»), в 1930 закрыт.

Вид с Сухаревой башни.

Сухарева башня.

Сухаревская башня (также Сухарева) была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчаной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу.

В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (музей истории города Москвы).

Не смотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин, в сентябре 1933 года он писал Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.

Высоко стояла вековая Сухарева башня с ее огромными часами. Издалека было видно. В верхних ее этажах помещались огромные цистерны водопровода, снабжавшего водой Москву.
Много легенд ходило о Сухаревой башне: и «колдун Брюс» делал там золото из свинца, и черная книга, написанная дьяволом, хранилась в ее тайниках. Сотни разных легенд - одна нелепее другой. По воскресеньям около башни кипел торг, на который, как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал.


Разбор Сухаревой башни.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву москвичи и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.


Против роскошного дворца Шереметевской больницы вырастали сотни палаток, раскинутых за ночь на один только день. От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов, оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы. Толклось множество народа, и у всякого была своя цель.
Сюда в старину москвичи ходили разыскивать украденные у них вещи, и не безуспешно, потому что исстари Сухаревка была местом сбыта краденого. Вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренные» вещи, скупщики возили их возами. Вещи продавались на Сухаревке дешево, «по случаю». Сухаревка жила «случаем», нередко несчастным. Сухаревский торговец покупал там, где несчастье в доме, когда все нипочем; или он «укупит» у не знающего цену нуждающегося человека, или из-под полы «товарца» приобретет, а этот «товарец» иногда дымом поджога пахнет, иногда и кровью облит, а уж слезами горькими-всегда. За бесценок купит и дешево продает...
Лозунг Сухаревки: «На грош пятаков!»

Сухаревский рынок. Продажа старой обуви.


Сухаревский рынок. Торговец вином.


Сухаревский рынок. Торговец часами.


Сухаревский рынок. Торговец лимонадом.

Сухаревский рынок. Торговля посудой.

Старая Сухаревка занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров. А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки - сапожные и с готовым платьем, куда покупателя затаскивали чуть ли не силой. В ближайших переулках - склады мебели, которую по воскресеньям выносили на площадь.
Главной же, народной Сухаревкой была толкучка и развал. Какие два образных слова: народ толчется целый день в одном месте, и так попавшего в те места натолкают, что потом всякое место болит! Или развал: развалят.
Нескончаемыми рядами на рогожах немудрый товар и торгуют кто чем: кто рваной обувью, кто старым железом; кто ключи к замкам подбирает и тут же подпиливает, если ключ не подходит. А карманники по всей площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи «караул»- никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гляди, уже пустой, и сам поет:
«Караул! Ограбили!» И карманники шайками ходят, и кукольники с подкидчиками шайками ходят, и сменщики шайками, и барышники шайками.
На Сухаревке жулью в одиночку делать нечего. А сколько сортов всякого жулья! Взять хоть «играющих»: во всяком удобном уголку садятся прямо на мостовую трое-четверо и открывают игру в три карты - две черные, одна красная. Надо угадать красную. Или игра в ремешок: свертывается кольцом ремешок, и надо гвоздем попасть так, чтобы гвоздь остался в ремешке. Но никогда никто не угадает красной, и никогда гвоздь не останется в ремне. Ловкость рук поразительная.




Сухаревский рынок. Торговцы скобяными изделиями.

В те времена палаток букинистов было до тридцати. Здесь можно было приобрести все, что хочешь. Если не найдется нужный том какого-нибудь разрозненного сочинения, только закажи, к другому воскресенью достанут. Много даже редчайших книг можно было приобрести только здесь. Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты!
Шесть дней рыщут - ищут товар по частным домам, усадьбам, чердакам, покупают целые библиотеки у наследников или разорившихся библиофилов, а «стрелки» скупают повсюду книги и перепродают их букинистам, собиравшимся в трактирах на Рождественке, в Большом Кисельном переулке и на Малой Лубянке. Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке, где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя.
Букинисты и антиквары (последних звали «старьевщиками») были аристократической частью Сухаревки. Они занимали место ближе к Спасским казармам. Здесь не было той давки, что на толкучке. Здесь и публика была чище: коллекционеры и собиратели библиотек, главным образом из именитого купечества.


Сухаревский рынок. Точильщик.

Фото отсюда: http://andcvet.ya.ru/index_fotki.xml#y5__id38
Спасибо.

Примерка костюма.

Съестные ряды.

Сюда одних гнала нужда, других - азарт наживы, а третьих-спорт, опять-таки с девизом «на грош пятаков». Один нес последнее барахло из крайней нужды и отдавал за бесценок: окружат барышники, чуть не силой вырвут. И тут же на глазах перепродадут втридорога. Вор за бесценок-только бы продать поскорее- бросит тем же барышникам свою добычу. Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дешево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром говорили о платье, мебели и прочем: «Сухаревской работы!»
В. Гиляровский

Из статьи "Рыночная экономия".
Для большевистских лидеров Сухаревский рынок был как бельмо на глазу, поскольку ассоциировался со свободной торговлей. Уничтожить этот рассадник буржуазной заразы было для них делом чести. 13 декабря 1920 года Моссовет принял постановление "О ликвидации Сухаревского рынка".
Для всех было очевидно, что это постановление никак не повлияет на частную торговлю, которая теперь просто переместится в другое место. И тем не менее закрытием Сухаревки большевики очень гордились. На проходившем в те дни VIII Всероссийском съезде Советов Ленин дважды возвращался к ликвидации знаменитого рынка и говорил о необходимости уничтожить Сухаревку в душе каждого частника с таким же энтузиазмом, с каким говорил об электрификации страны. Примерно в то же время наркомздрав Семашко призывал покончить с "медицинской Сухаревкой", то есть с частной врачебной практикой. Однако искоренить индивидуальное предпринимательство в районе Сухаревой башни все-таки не удалось: через пару месяцев там вновь появились торговцы.
С началом НЭПа закрытие главного свободного рынка страны стало казаться полным абсурдом, однако восстанавливать Сухаревку, про которую первые лица государства успели наговорить столько гадостей, не хотелось.
Новая Сухаревка
В конце концов был придуман компромисс: старый рынок по-прежнему считался ликвидированным, но чуть в стороне построили торговый комплекс, который назывался "Новая Сухаревка". Проектировал торговые павильоны К. С. Мельников, только что завершивший работу над саркофагом для ненавидевшего Сухаревку Ленина. Мельников строил новый рынок, тщательно копируя старый: "В самом центре движения рыночной толпы,— комментировал архитектор свой проект,— стоит трактир — элегантное здание открытых террас и лестниц с обжорной кухней жирных щей и осетровых селянок, и вернулась в Москву вновь кипучая страсть знаменитой Сухаревки".
Однако убрать торговлю с площади так и не удалось — "Новая Сухаревка" стала лишь наиболее цивилизованной частью заполонившей площадь барахолки. В 1930 году рынок был окончательно ликвидирован как мешающий уличному движению. Заодно закрыли и "Новую Сухаревку", которая находилась во дворах за кинотеатром "Форум" и транспорту никак не мешала. А спустя еще четыре года была снесена и Сухарева башня.
Александр Малахов

Трамвай на Сухаревской площади. Фото А.Родченко. 1925. РГАКФД


Колхозная площадь.(С 1939 — по 1994 год Большая Сухаревская площадь — Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников»)

Фото 2009 года.