Муниципальное разделение района. Из истории Фрунзенского района

Фрунзенский район Санкт-Петербурга - это район, представляющий собой интерес как с исторической точки зрения, так и в плане его нынешней роли в жизни второй столицы. Его площадь составляет порядка 40 квадратных километров и занимает он около 6% площади города. Здесь проживает более 400 тысяч человек.

Из истории Фрунзенского района

Второй по площади и количеству проживающих в нём жителей город России - Санкт-Петербург. Фрунзенский район в нем был образован в 1936 году. Название он получил по имени командира периода Гражданской войны - М. В. Фрунзе.

Самым интересным местом в районе, с точки зрения истории, является Купчино. Он получил своё название от деревни Купчиново, первые упоминания о которой встречаются в шведских хрониках, относящихся к XVI веку.

Во второй половине двадцатого века началась активная застройка юга Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где в то время находились обычные сельские поселения. Со временем эта территория была полностью занята многоэтажными зданиями, и район обозначил свои нынешние границы.

Округи, входящие в состав Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Описываемый район состоит из шести муниципальных округов.

  • На территории Волковского есть предприятия и исторические места. Сохранилось много построек петровских времён, но большая территория была застроена в послевоенные годы.
  • Купчино - это округ, территорию которого можно считать колыбелью создания и развития района.
  • Георгиевский - это довольно большой округ Фрунзенского района. Здесь много современных жилых комплексов, а расположение позволяет добираться сюда автомобильным транспортом. Это прекрасно озеленённый район с хорошей экологией.
  • Основная часть Балканского занята жилой зоной. Это окраина района.
  • На территории муниципального округа № 72 есть множество объектов, необходимых для обеспечения потребностей населения. На его территории расположены как исторические сооружения, так и современные жилые микрорайоны.

  • Муниципальный округ № 75 представляет собой зону, основная часть которой занята под промышленную деятельность.

Как добраться

Фрунзенский район граничит с шестью районами Добраться сюда можно на метро, на электричке. Сюда ходят трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси.

Дискомфорт возникает, в основном, из-за периодически имеющих место автомобильных пробок в часы пик.

Экология

Обилие зеленых насаждений в названном районе оказывает благотворное воздействие на окружающую среду, которая несколько загрязняется выбросами промышленных предприятий и автомобильным транспортом. На описываемой территории много деревьев, парков и скверов, расположенных на улицах и во дворах. Для улучшения экологической обстановки проводятся работы по дальнейшему озеленению района.

По исследованиям, величина химического загрязнения здесь соответствует принятым допустимым значениям, но некоторые участки почвы все же имеют несколько повышенную его степень, потому что находятся в непосредственной близости от промышленных зон.

Население

Большая доля населения Фрунзенского района приходится на молодых людей, которых привлекает удобное расположение его территории, наличие в нём всего необходимого для повседневных нужд, достаточное количество культурных и детских учреждений, парков и скверов, благополучная экология.

По социальному статусу жители района представляют самые широкие слои населения. Это рабочие, служащие, индивидуальные предприниматели, пенсионеры. Здесь живут люди, которым нравится этот благоустроенный район, дающий возможность получить всё, что нужно для работы, учёбы и отдыха на его территории.

Инфраструктура

Множество больших и маленьких магазинов, торговых центров и мини рынков создают условия для покупки нужного товара без потери большого количества времени в длинных очередях к кассам.

На территории района можно получить работу, образование, необходимые медицинские услуги. Есть тут и места для проведения свободного времени и прогулок на свежем воздухе - Купчинские карьеры, парки, скверы.

Здесь находятся школы и детские сады. Спортивные комплексы и стадионы предоставляют возможность заниматься полезными физическими нагрузками в любое время года. На территории района есть высшие учебные заведения, колледжи и лицеи. Овладеть хорошей, востребованной профессией можно не покидая район.

В Фрунзенском районе Санкт-Петербурга есть предприятия деревообрабатывающей промышленности, заводы по производству различных видов аппаратуры, а также изготовлению товаров бытовой химии. Здесь находится множество мебельных и авторемонтных мастерских, а также салонов по бытовому обслуживанию населения.

Некоторые достопримечательности

На улицах Фрунзенского района Санкт-Петербурга можно увидеть якоря у авторынка, пушку, установленную рядом со школой, скульптуры львов в жилых массивах. Их нельзя назвать памятниками или достопримечательностями, но они добавляют определённый колорит этим местам.

Но здесь есть и известные ваяния: памятник маршалу Г. Жукову, открытый честь пятидесятилетия Победы, скульптурная группа в память о солдатах, погибших в Афганистане, стела с бюстом хирурга Святослава Фёдорова, монумент в память о жертвах 1905 года. Имеется и скульптура, изображающая бравого солдата Швейка (литературного героя Ярослава Гашека).

В районе находится много православных и других храмов, где верующие всегда могут найти поддержку и сочувствие.

По своим архитектурным решениям представляют определённый интерес путепроводы, построенные в конце прошлого столетия.

Питерцы о районе

В своих отзывах о Фрунзенском районе Санкт-Петербурга жители отмечают наличие достаточного количества магазинов и зелёных зон для прогулок, расположенных вблизи жилых домов. Их радует хорошо налаженная работа наземного транспорта и метро, а также возможность добираться до некоторых крупных сетевых торговых центров специально организованным для этого бесплатным автобусным сообщением.

Фрунзенцы довольны отсутствием очередей для определения детей в дошкольные учреждения. Кроме того, ими отмечается удобное расположение района относительно центра и других зон города.

Если составить рейтинг городских районов по транспортной доступности, то «подвал» этого списка прочно оккупирует Фрунзенский . По мнению экспертов, только появление новой ветки метро оживит развитие торговой инфраструктуры и повысит покупательский интерес к квартирам этого района.

Фрунзенский район расположен в юго-восточной части Петербурга. Граничит с Невским, Московским, Центральным, Колпинским и Пушкинским районами. С запада и востока его территория ограничена железнодорожными ветками Витебского и Московского направлений соответственно. Площадь района составляет примерно 3,7 тыс. га. Это одна из самых густонаселенных административно-территориальных единиц города - здесь проживают около 393 тыс. человек.

В тисках железных дорог

Фрунзенский район - по хронологии и функциональности застройки - можно разделить на две части. Северная, старая часть территории (улицы, примыкающие к Обводному каналу, Лиговскому и Волковскому проспектам), является промышленной. Ее большую долю занимают промзоны (здесь находятся завод «Старт», ООО «Топливные системы», завод имени Шаумяна, автопарк, комбинат «Северное сияние», станция Витебская товарная) и два кладбища - Волковское и Нововолковское. И на юго-востоке района, в Обухово, есть еще одна крупная промышленная зона, в которой размещены Завод металлоконструкций, Домостроительный комбинат № 2, Обуховское производство строительных конструкций, завод «Стройфарфор» и др. Промышленные территории во Фрунзенском районе занимают не менее четверти всей его площади.

Южная часть - Купчино - сложившийся крупный спальный район с неплохо развитой социальной и торговой инфраструктурой.

Границы Фрунзенского района в их нынешнем виде сформировались только в 1960-х, когда администрацией города было принято решение соединить территорию южнее Обводного канала с Купчино. В результате район стал узкой «полосой», вытянутой с севера на юг между двумя железнодорожными ветками - Витебской и Московской. Они практически полностью изолировали Фрунзенский район от Московского и Невского. Почти сразу наметилась проблема транспортной доступности территории. Зажатая между двумя ветками железных дорог, эта земля нуждалась в основной магистрали, которая связала бы ее с центром города. Однако главная трасса так и не была проложена, несмотря на многочисленные проекты пробивки в центр Софийской, Пражской, Бухарестской, Будапештской улиц. Реализации этих проектов мешало старое Волковское кладбище, располагающееся в северной части района.

В результате роль центральной магистрали для этого административного района стал играть проспект Славы, но при движении не с севера на юг, а с запада на восток. Таким образом, жители Фрунзенского района вынуждены добираться домой через соседние - Московский или Невский.

Плохая транспортная доступность является главной проблемой Фрунзенского района до сих пор. Территорию обслуживает единственная станция метро «Купчино», расположенная на южной границе Московского и Фрунзенского районов и совмещенная с железнодорожной станцией (направление на Пушкин - Павловск). Она удалена от спальной части района, в часы пик обитатели кварталов Купчино вынуждены штурмовать маршрутки, трамваи и автобусы, чтобы попасть на работу и домой. Довершает же транспортные проблемы Фрунзенского района тот факт, что на его основной транспортной трассе — проспекте Славы — постоянно возникают пробки, что значительно тормозит движение автобусов и троллейбусов.

Экологическое состояние промышленных и жилых кварталов, в зависимости от их местоположения, существенно различается. Наиболее загрязнена северная часть Фрунзенского района, где располагаются производственные предприятия. Сильно загазованы проспекты Славы и Лиговский.

В жилых массивах Купчино воздух значительно чище. Доля зеленых насаждений района составляет около 30% его общей площади. Большая их часть сосредоточена на юге Фрунзенского района. Здесь немало зеленых дворов и скверов, между Южным шоссе и проспектом Славы расположен парк Интернационалистов.

Территория дешевого жилья

По составу и качеству жилищного фонда во Фрунзенском районе можно выделить несколько отдельных территорий. В его северной части, где размещена промышленная зона, есть несколько жилых анклавов. Они сформировались вокруг Лиговского проспекта, а также на участках, примыкающих к Мгинской и Стрельбищенской улицам.

Большая часть домов вдоль Лиговского проспекта построена до 1917 года. Здесь только некоторые здания прошли капремонт, немало строений в аварийном состоянии с ветхими коммунальными квартирами.

Вдоль улиц Мгинской и Стрельбищенской есть несколько кварталов, созданных в сталинское время. Однако сталинки здесь не пользуются популярностью. Большая часть коммунальных квартир в них заселена бывшими или нынешними работниками окрестных предприятий. Многие дома до сих пор имеют статус ведомственных.

Южную, спальную часть Фрунзенского района, по хронологии застройки можно разделить на две части. Жилой квартал от улицы Фучика до улицы Димитрова заполнен в основном хрущевками. Здесь немало домов старых блочных 606-й и 504-й серий. По мере продвижения на юг (от Димитрова до Балканской улицы) застройка становится все более современной, хрущевки попадаются реже. Эта территория застраивалась в 1980-90 годы по единому плану. Здесь много панельных зданий 137-й серии. Кирпичные - возводились позже, их существенно меньше.

«Спросом у покупателей жилья во Фрунзенском районе пользуются качественные современные кирпичные и панельные дома вдоль проспекта Славы, в кварталах, обладающих приемлемой транспортной доступностью, расположенных недалеко от станции метро «Купчино», - говорит главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев.

Торговлю тормозит отсутствие метро

На территории Фрунзенского района сосредоточено несколько гипермаркетов и два крупных торгово-развлекательных комплекса. На Балканской площади - поблизости от станции метро «Купчино» - находится ТРК «Балканский», на Пражской улице - ТРК «Южный полюс». К услугам жителей района несколько сетевых продуктовых гипермаркетов - «О`Кей» на Малой Балканской улице, «Рамстор» на Боровой. На Бухарестской улице располагаются продуктовые гипермаркеты «Карусель», «Лента» и строительный магазин «Старт». По словам Игоря Лучкова, директора департамента оценки и аналитических исследований компании Becar Commercial Property SPb, развитие торговой недвижимости в районе замедляет малоразвитая система метрополитена. Новых проектов мало, существующие объекты не удовлетворяют потребности жителей густонаселенного района. Одним из немногочисленных крупных проектов во Фрунзенском районе является строительство многофункционального комплекса «Словацкий дом» (на пересечении улицы Салова и Волковского проспекта). Его общая площадь составит порядка 100 тыс. кв. м. Согласно проекту комплекс будет включать в себя торговые площади, рестораны и кафе, боулинг, фитнес-центр, многозальный кинотеатр, а также офисный центр.

Во Фрунзенском районе действует порядка 30 бизнес-центров, предлагающих аренду офисных площадей. Большая часть из них относится к низкокачественным деловым объектам, появившимся в результате реконструкции промышленных и административных зданий постройки советского периода. Среди наиболее крупных офисных комплексов класса «В» - «Софийская площадь» на улице Белы Куна (11,3 тыс. кв. м), «Статус» на Лиговском проспекте (6,2 тыс. кв. м), «Информ-Футуре» на Тамбовской улице (3,6 тыс. кв. м), «Парус» на улице Белы Куна (3,5 тыс. кв. м). На Софийской улице функционируют два крупных бизнес-центра класса «С» - «Софийская, 14» (30 тыс. кв. м) и «Софийская, 17» (9,2 тыс. кв. м).

На территории района ведется строительство новых современных объектов с офисной функцией, таких как торгово-офисные центры - «Морской клуб», на Лиговском проспекте, 140, лит. Б, и еще один - на Лиговском проспекте, 226.

В составе многофункционального жилого комплекса «Самсон-Лиговка», на бывшей территории комбината «Самсон», планируется возведение шестиэтажного бизнес-центра. Сообщается о планах на будущее по строительству многофункционального комплекса на пересечении улиц Турку и Бухарестской, а также делового центра на улице Ярослава Гашека.

Во Фрунзенском районе расположено несколько отелей и мини-гостиниц. К наиболее вместительным гостиницам относятся - «Нептун» на набережной Обводного канала (150 номеров) и «Южная» на Растанной улице (268 номеров).

Район останется спальным

Жилищное строительство во Фрунзенском районе ведется достаточно активно. В настоящее время здесь возводят дома многие строительные компании города: «Ленстройтрест», «ЛенСпецСМУ», «Строймонтаж», «ЛЭК», «Квартира.ру», «ИПС», «ЮИТ Лентек», «РосСтрой» и др.

К наиболее крупным жилым проектам района, находящимся в процессе строительства, относятся: кирпично-монолитный комплекс «Радуга» компании «ЛенСпецСМУ» на Загребском бульваре (срок сдачи - первый квартал 2009 года) и жилой комплекс «Международный» компании «Квартира.ру» на улице Турку (срок сдачи - последний квартал 2008 года).

«Во Фрунзенском районе продолжается уплотнительная застройка, в основном здесь возводятся дома эконом-класса, - говорит Сергей Бобашев. - В настоящее время в сознании большинства горожан район является типичным спальным, ориентированным в целом на недорогое жилье, и репозиционировать территорию в ближайшее время вряд ли удастся».

Перспективы развития жилищной функции района связывают с реализацией городской программы реновации территорий, застроенных зданиями первых массовых серий. Во Фрунзенском районе в список кварталов, предназначенных для реновации, вошли пять участков. Этокварталы вдоль русла реки Волковки, территория, застроенная ведомственным жильем ОЖД, у Фарфоровского поста (ограниченная улицами Белы Куна и Софийской, проспектом Славы, а также полосой отвода Октябрьской железной дороги). В список включены несколько кварталов в районе создания будущей станции метро «Волковская» (участок ограничен Волковским проспектом, Средней и Грузинской улицами, железнодорожной веткой, Бухарестской улицей) и жилые массивы, ограниченные улицами Белы Куна, Софийской, Пражской и Турку. В феврале текущего года депутаты Законодательского Собрания Петербурга внесли в список еще одну территорию Фрунзенского района - жилой анклав у Лиговского проспекта (ограничен Лиговским проспектом, Расстанной, Тамбовской и Прилукской улицами).

Положительное влияние на развитие как жилой, так и коммерческой недвижимости района окажет реализация проектов по улучшению транспортной доступности территории - реконструкция дорог, строительство «Надземного экспресса» и Фрунзенского радиуса метрополитена.

В декабре прошлого года было открыто движение по обновленному Дунайскому проспекту - от Купчинской до Софийской улицы. Реконструкция проспекта длилась около года, за это время проезжая часть была расширена до шести полос, оборудованы проезды к домам, реконструированы инженерные сети.

До конца 2009 года над Обводным каналом будут демонтированы три старых «американских моста» и построены два новых. Проектом Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству также предусматривается расширение набережной канала, а также реконструкция и расширение проспекта Обуховской Обороны.

Начало строительства новой системы легкорельсового транспорта - «Надземного экспресса» - запланировано на первую половину 2008 года. Первая очередь трассы появится в городе в начале 2011-го. Трасса свяжет пять южных районов города: Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский. В Купчино, за Бухарестской улицей, «Надземный экспресс» опустится на землю и пройдет до Софийской улицы. Переход через нее будет проложен по эстакаде. Далее трасса перейдет на четную (северную) сторону продолжения Дунайского проспекта - проспект Девятого января, опускаясь на землю. Конечная остановка после эстакадного пересечения с линией Московского направления Октябрьской железной дороги - наземный павильон «Станция метро «Обухово» .

Перспективы радиуса

Планы создания Фрунзенской ветки метро (или Фрунзенского радиуса) родились давно - еще в 80-х годах прошлого века. По проекту Фрунзенский радиус должен соединить Купчино и Приморский район. Эту линию начали возводить еще в 1990 году, но из-за проблем с финансированием строительство ветки постоянно откладывалось.
К концу 2008 года планируется построить четыре новые станции Фрунзенского радиуса: «Площадь Мира-2» (на Сенной площади, между улицей Ефимова и существующим вестибюлем станции метрополитена «Сенная площадь»), «Звенигородскую» (на пересечении Звенигородской улицы и Загородного проспекта), «Обводный канал» (угол Лиговского проспекта и набережной Обводного канала), «Волковскую» (на участке между Волковским проспектом, Средней и Грузинской улицами).

Сначала выход на поверхность появится только на станции «Волковская» (остальные будут транзитными). Эскалаторы на «Площади Мира-2», «Звенигородской» и «Обводном канале» скорее всего появятся лишь к 2010 году. Впрочем с «Площади Мира-2» и «Звенигородской» можно будет перейти через переходы на ближайшие станции - «Садовую» и «Пушкинскую».

Вестибюль станции метро «Волковская» планируют расположить непосредственно возле платформы железнодорожной станции «Волковская». Далее Фрунзенский радиус продолжат до Малой Балканской улицы. Линия пройдет вдоль Бухарестской улицы (станции метро будут располагаться на перекрестках с улицами Салова, Белы Куна и проспектом Славы). Завершить работы планируется к 2012 году.

Аналитики считают, что появление метро в этом районе может стать катализатором роста объемов коммерческой и жилой недвижимости в южной части Фрунзенского района. «В настоящее время инвестиционная активность в районе невысока, и вся она сосредоточена на жилищном строительстве и торговых комплексах, - считает Сергей Бобашев. - В связи с запланированным вводом Фрунзенского радиуса метро ожидается увеличение спроса на жилье в данном районе. Кроме того, открытие метро оживит формирование торговой инфраструктуры, что может повысить покупательский интерес к квартирам в этом районе».

По мнению г-на Бобашева, северная часть Фрунзенского района, занятая промзоной, пока не имеет существенных перспектив развития. Вывод крупных предприятий здесь пока не планируется, жилые кварталы будут постепенно расселять и сносить. «Строительство жилья в промышленной северной части Фрунзенского района, вероятнее всего, активизироваться не будет, здесь уместнее разместить логистические комплексы, - поясняет Сергей Бобашев. - Исключение составляет жилой анклав у Лиговского проспекта. Близость к центру позволяет развивать на этом участке офисную функцию. В этом квартале уже есть проект создания гостиничного комплекса».

Фрунзенский район, названный так в честь знаменитого командира Красной Армии, - это своеобразный памятник Ленинграду и Петербургу прошлого века. В настоящий момент район активно развивается - здесь проживает чуть меньше полумиллиона жителей, среди которых были и есть такие известные горожане, как певица Эдита Пьеха, бывший президент и нынешний премьер РФ Дмитрий Медведев, математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказавшийся от всех регалий и денег, которые полагались за этот научный вклад, и многие другие знаменитости.

Во Фрунзенском районе сосредоточено более половины всех промышленных предприятий , здесь есть памятники всем войнам 20-го века. Это спальные новостройки Купчино, это КАД и «заКАД», это современные магистрали, торговые центры и «хрущобы», криминальные сводки и научно-исследовательские центры. Мы попробуем отразить все противоречия этого района.

Военный памятник

История Фрунзенского района началась сравнительно недавно. Еще в первой половине 20-го века здесь находилась одна только деревня Купчино, но второй по величине и по значимости город Советского Союза стремительно развивался, расширяя свои территории, и в скором времени, в 1936-м году, на месте деревни Купчино образовался одноименный микрорайон.

Купчино росло и застраивалось, и примерно к концу 70-х годов прошлого столетия Фрунзенский район обозначил свои границы, в которых находится и сейчас. Сегодня часто весь Фрунзенский район именуют «Купчино», что не совсем верно, на самом деле, Купчино - это один из муниципальных округов, входящих в состав района. Условно Купчино делится на Старое (Северное) - к северу от проспекта Славы и на Новое (Южное) - к югу от проспекта Славы и до территорий, примыкающих к Окружной железной дороге.

Фрунзенский район граничит с Центральным, Адмиралтейским, Московским, Невским, Колпинским и Пушкинским районами. Это огромная территория в 37.5 квадратных километров, занимающая почти 6% площади всего Санкт-Петербурга. До недавнего времени с центром города «подземкой» район связывала лишь станция метро «Купчино» (надо заметить, что территориально эта станция расположена уже не во Фрунзенском, а в Московском районе), однако в последние годы были построены также станции метро «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская» и «Международная» (последние две откроются в декабре 2012-го года). Через пять лет, в 2017-м году, Метрострой обещает также сдать в эксплуатацию станции метро «Проспект Славы», «Дунайскую», «Боровую» и второй вестибюль станции «Обводный канал».

Добраться до исторического центра района можно и по железной дороге: станция «Купчино», бывшая ранее центром «цивилизации» в поселке, на сегодня является одной из самых востребованных ж\д платформ, находящихся в черте города. Естьи другие ж\д станции, откуда пригородной электричкой можно доехать до Московского или Витебского вокзала.

Ст. Купчино

Также транспорт в районе представлен трамваями (6 маршрутов), троллейбусами (8 маршрутов), автобусами (22 маршрута), можно воспользоваться и маршрутными коммерческими такси и автобусами (около 40 маршрутов). Несмотря на такую развитую транспортную инфраструктуру, район нередко испытывает затруднения: автомобильный траффик очень плотный, многокилометровые и многочасовые пробки на проспекте Славы и других магистралях Фрунзенского района известны каждому петербуржцу. Не спасает ни близость Кольцевой автодороги, ни постоянно строящиеся транспортные развязки и ремонт дорожного полотна - машины в час пик все равно стоят.

Пробки на Славы

Недвижимость в районе строится и покупается очень активно. Здесь представлены практически все виды жилья: от старого фонда в районе Обводного канала до современных элитных жилых комплексов и таунхаусов в южной точке района.

Достаточно большую площадь занимают и унылые микрорайоны «хрущевок», которые правительство города обещает реконструировать, однако на данный момент реализовано всего несколько пилотных проектов, целью которых была не столько реконструкция, сколько попытка замаскировать дискомфорт проживания в таких домах.

Кварталы хрущевок

Лидерами продаж являются современные новостройки класса эконом: в районе реализуется множество разнообразных проектов подобного рода, и все они находят своего покупателя.

Жилой комплекс

Стоимость жилья колеблется от 1500-1600 долларов за квадратный метр (в аварийном старом фонде или «хрущевках») до 3000-3500 долларов в современных новых жилых комплексах. Несмотря на такой разброс цен и качества недвижимости, стоит отметить, что покупается в районе все: комнаты в коммунальных квартирах и хрущевки приобретают преимущественно приезжие, желающие закрепиться, раскрутиться и получить прописку в Санкт-Петербурге. Есть вполне объяснимый спрос и на новые и старые новостройки Купчино: несмотря на пробки, район удобно расположен относительно КАД и основных магистралей, здесь одна из самых развитых торговых инфраструктур в Санкт-Петербурге, в районе множество развлекательных заведений, спортивных, культурных и образовательных центров.

В принципе, при желании из района можно не выезжать: он дает работу, дает образование, предоставляет все необходимые медицинские услуги, здесь есть где провести свободное время, где погулять на свежем воздухе…

Купчино имеет несколько лиц. Не секрет, что еще совсем недавно этот район имел сомнительную славу одно из криминальных центров Северной столицы, где своему или чужому после 8-ми вечера лучше не показываться на улице с мобильным телефоном или в дорогой одежде. Да и сейчас, во Фрунзенском районе существуют неспокойные кварталы.

Старые новостройки

Однако ошибочно было бы думать о районе только в этом ключе. Фрунзенский район - это, между прочим, и огромный промышленный и производственный потенциал, и, например, НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, где, помимо повседневных рабочих задач, медики часто находятся на передовой, работая с жертвами катастроф, террористических актов и стихийных бедствий, произошедших на территории России.

Промзона Купчино

Это и знаменитые Купчинские карьеры, где в летнее время отдыхают жители Санкт-Петербурга, которым по тем или иным причинам не удалось выбраться из города. Это множество зеленых и лесопарковых зон, несколько речек и каналов.

Купчинские карьеры

Экология района

С точки зрения экологии, Фрунзенский район также очень разнороден. Как уже было упомянуто выше, зеленые зоны на востоке и юге способствуют очищению атмосферного воздуха. От нормы загрязнения воздух отклоняется только в Северном Купчино, в районе Обводного канала с его промышленными зонами и плотным автомобильным движением и северной части проспекта Славы. Чем дальше на юг - тем воздух чище. Согласно данным, предоставленным администрацией города, на каждого жителя района приходится около 30 квадратных метров зеленых насаждений. Вероятно, это верно, так как в некоторых микрорайонах - например, на Загребском бульваре или Дунайском проспекте - Купчино и правда выглядит очень зелено и привлекательно.

В норме во Фрунзенском районе и уровень шума, и радиационный фон (он не превышает 12 микрорентген в час), а вот почвы загрязнены сильно. Дело в том, что здесь находится крупная доля городского производства и промышленности: заводские и фабричные зоны в районе Обводного канала, улицы Салова и Растанной способствуют тому, чтобы грунтовые воды и почвы в районе не были экологически чистыми.

Население района

По данным переписи населения 2010-го года, во Фрунзенском районе проживает 402 тысячи человек. Район «молодой» и постоянно пополняется за счет людей, купивших квартиры в первичном или вторичном фонде на рынке недвижимости Купчино. Причем - невольный каламбур - Новое Купчино гораздо «моложе», чем Старое: сказываются реалии рынка недвижимости во Фрунзенском районе - мало найдется работоспособных молодых людей, желающих начать совместную жизнь в коммунальной квартире аварийного дореволюционного фонда. В основном, молодежь приобретает в собственность и арендует квартиры на юге, в новостройках.

Молодые семьи привлекает широкий ассортимент предлагаемого жилья - действительно, здесь можно найти квартиру на любой вкус и кошелек, разнообразие инфраструктурных объектов, удобное транспортное сообщение, относительно стабильный и благополучный экологический фон. Во Фрунзенском районе удобно растить детей: здесь много разнообразных детских развлекательных комплексов, площадок, возможность без проблем определить ребенка в детский сад или ясли.

Относительно невелика, по сравнению с другими районами Питера, и стоимость коммунальных услуг: средний счет составляет 2000-2200 рублей. Для пенсионеров и других социально незащищенных граждан администрацией района предоставляется система скидок и вычетов при оплате услуг ЖКХ.

Детская площадка

По социальному составу населения район представляет собой смесь «белых» и «синих» воротничков: здесь с удовольствием селятся и представители интеллигенции, и обладатели рабочих профессий. Есть множество индивидуальных предпринимателей, активных людей, стремяшихся открыть и развивать собственное дело - в районе практически в каждом дворе есть небольшой магазин, салон красоты или парикмахерская, предоставляются разнообразные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей и техники. Все это свидетельствует об оптимизме и энергии местных жителей, которым нравится благоустраивать одновременно и свое место жительства, и повышать собственное финансовое благосостояние.

Муниципальное разделение района

Фрунзенский район делится на 6 муниципальных округов: Волковское, Купчино, Георгиевский, Балканский и муниципальные округа №№ 72 и 75. Рассмотрим их подробнее.

Волковское (ранее муниципальный округ № 71) - это одна из северных территорий Старого Купчино, район станций метро «Обводный канал», «Волковская» и «Бухарестская». В недалеком будущем, в 2017-м году, здесь будет построен также и второй вестибюль «Обводного канала» и новая станция «Боровая». Это трамвайные пути, промзоны, разрушающиеся дома старого фонда, историческое Волковское кладбище, изящная Воскресенская церковь 18-го века и Лиговский народный дом, построенный в свое время графиней Паниной (ныне ДК Железнодорожников). По данным переписи 2010-го года, здесь проживает около 60 тысяч человек. Границы округа проходят по Обводному каналу через Железнодорожный пост и Московской направление железной дороги до улицы Белы Куна, затем по Белы Куна до Будапештской, по ней - до улицы Фучика и далее до железной дороги по Витебскому направлению, до Боровой и Рыбинской улиц, Рузовского моста через Обводный канал, и по Обводному замыкается на ж\д пути Московского направления.

Это неуютное место, ранее доступное только с помощью наземного транспорта. На сегодна открытие нескольких новых станций метро несколько облегчило жизнь тем, кто проживает в этом округе, однако привлекательным этот микрорайон можно назвать с трудом: промзоны, трамвайные пути, магистрали, кладбище… Квартиры здесь представлены, в основном, старым еще петровским фондом, а также послевоенными кирпичными домами и редкими «хрущевками». Много аварийных домов, много домов на капитальном ремонте, есть нерасселенные коммуналки. Недвижимость недорогая, можно найти предложения и по 1500 долларов за квадратный метр, однако качество и самого жилья, и центральных коммуникаций оставляет желать лучшего.

Купчино (ранее - муниципальный округ № 73) - как уже было упомянуто выше, это муниципальный округ, где началась в свое время история Фрунзенского района. Первое упоминание о Купчино относится еще к 1676-му году, когда не то, что не было Санкт-Петербурга, но и не появилась оформленная мысль о строительстве великого города. На сегодня в округе, согласно переписи населения за 2010-й год, проживает около 55 тысяч человек. Это микрорайон, граничащий по улице Фучика с МО «Волковское», по Октябрьской железной дороге и реке Волковке пролегает граница округа с Московским районом, по Софийской улице - с промышленными зонами Обухово.

Это вытянутая вглубь района территория, где представлены практически все виды застройки: старый и сталинский фонд на севере и современные таунхаусы и элитные коттеджи на юге. Соответственно, метраж и стоимость квартир очень разная, от 2000 долларов до 3500 и даже 4000 за квадратный метр.

В округе долго не было «своей» станции метро, однако близко находятся и «Купчино», и «Волковская». С этого года Купчино может пользоваться и «Международной», и «Бухарестской», станциями метро, расположенными на его территории. Здесь же находится одна из самых главных магистралей Фрунзенского района - проспект Славы, и несколько ж\д станций: «Фарфоровская», «Обухово», «Сортировочная» (Московское направление), «Проспект Славы» и «Купчино» (Витебское направление).

Георгиевский (до 2008-го года - муниципальный округ № 74) - одно из самых крупных муниципальных образований Фрунзенского района. Перепись населения за 2010-й год зафиксировала здесь более 90 тысяч жителей. Это спальный район, здесь находится преимущественно жилая застройка и сопутствующая ей инфраструктура. Границы района пролегают по Октябрьской железной дороге, Дунайскому проспекту и проспекту Славы.

Несмотря на то, что на территории округа нет станции метро, добираться сюда очень удобно - развязка КАД, Бухарестская и Будапештская улицы, проспекты Славы и Дунайский - если не брать в расчет пробки, то транспортная доступность округа просто прекрасна. Здесь зелено и спокойно, множество новых жилых комплексов класса комфорт и эконом, развитая инфраструктура и умеренная загазованность воздуха. Именно в этом округе самый высокий спрос на жилье во всем Фрунзенском районе. Цены колеблются от 1800 до 2500 долларов за кв.м.

Балканский (ранее - муниципальный округ № 76) - район станции метро «Купчино». По данным переписи за 2010-й, здесь проживает чуть менее 80 тысяч человек. Это тоже, в основном, жилая зона, ограниченная Дунайским проспектом, Бухарестской улицей и Витебской и Окружной линиями железной дороги.

Это окраинная часть Фрунзенского района, с многоэтажной застройкой, несколько неудобная с точки зрения общественного транспорта, однако прекрасно оборудованная для автомобилистов: широкие магистрали, новое дорожное покрытие, множество предложений для паркинга. На рынке недвижимости округа представлены современные кирпичные дома, небольшие таунхаусы у черты города, попадаются и более экономичные предложения, например, дома 137-й серии. Цены колеблются от 2000 до 3000 долларов за квадратный метр.

Муниципальный округ № 72 - район новой станции метро «Международная». Здесь, по данным 2010-го года, проживает около 69 тысяч человек. Округ граничит с округом «Волковское» по Белы Куны, по Октябрьской железной дороге (Московское направление) с Московским районом, и с муниципальным округом № 75 и с «Купчино» по Южному шоссе и Бухарестской улице соответственно.

Это также район высотной многоэтажной жилой застройки, несколько неспокойный и отдаленный от центра («Купчино» является конечной станцией метро одной из самых длинных веток Петербургского метрополитена), с развитой инфраструктурой и транспортным сообщением. Дома представлены как «старыми», так и новыми новостройками, есть некоторая часть «хрущевок». Недвижимость можно найти как экономичную (1500-1800 долларов за квадратный метр), так и элитную (до 3200 долларов за кв.м).

Муниципальный округ № 75 - самый малочисленный округ Фрунзенского района, расположенный на юго-востоке района. Здесь, согласно переписи населения за 2010-й год, проживает около 50 тысяч человек. Большая часть территории округа занята промышленными зонами и мемориальным кладбищем «Памяти жертв 9-го Января». Границы округа с Колпинским и Невским районами пролегают по железной дороге (Окружная и Московская линия соответственно), по Южному шоссе округ граничит с муниципальным округом № 72, а по Бухарестский улице с округами «Балканский» и «Георгиевский». Ближайшая станция метро находится вне черты Фрунзенского района - это «Обухово».

Не совсем привлекательный с точки зрения покупки жилья округ - неудобное транспортное сообщение, множество пробок, неблагоприятный экологический фон из-за обилия вокруг промышленных и производственных предприятий. Дома - «хрущевки», послевоенные кирпичные, «старые» новостройки и несколько современных жилых комплексов класса эконом. Жилье недорогое - от 1800 до 2500 долларов за квадратный метр.

Инфраструктура

Фрунзенский район - один из самых развитых с точки зрений инфраструктуры. Здесь находится 50 общеобразовательных школ, 80 учреждений дошкольного детского и дополнительного образования. Несколько педагогических и научно-методических центров, 2 детских дома, множество оздоровительных, спортивных и развлекательных комплексов.

Несколько крупных коммунальных аварий, произошедших в период с 2005-го по 2011-й год заставили администрацию района провести замену отопительных коммуникаций и коммуникаций водоснабжения. Отремонтированы основные магистрали. Район был одним из первых, кто отказался от снятия трамвайных путей, а, наоборот, модернизировал их и пустил новые современные трамваи.

Среди высших учебных заведений можно выделить один из самых старых и уважаемых негосударственных университетов Санкт-Петербурга - Гуманитарный университет Профсоюзов. Также здесь расположены Государственная Полярная Академия, являющаяся также научно-исследовательским центром и некоторые факультеты ИНЖЭКОНА и Педагогического университета имени Герцена.

Есть и учреждения среднего профессионального образования: «Автотранспортный и электромеханический колледж», «Профессиональный лицей Метрополитена» и многие другие. Здесь находятся и около 20 медицинских учреждений различного профиля, как государственных, так и частных.

В районе находится множество гипермаркетов: «Окей», «Лента», «Карусель», «Супер-Сива», торговые комплексы и различные увеселительные заведения. По КАД и Вантовому мосту отсюда легко добраться до торговой зоны «МЕГА-Дыбенко» - излюбленного места воскресного отдыха жителей Санкт-Петербурга и ближайщих пригородов.

Предприятия и работа в районе

Район граничит с промышленной зоной Обухово - самым концентрированным скоплением складов и предприятий в Северной столице. Да и на территории самого Фрунзенского района представлены такие гиганты, как Химический завод «Салолин», ОАО «Пекарь», производственные фабрики «Ленводприбор», «Картонажник», «Ленремчас».

На территории муниципального округа «Купчино» находится Южная ТЭЦ - предприятие стратегической важности для города.

Во Фрунзенском районе успешно развивается и деревообрабатывающее производство (ООО «Союзбалткомплект»), и производство аппаратуры для топлива (ООО «Топливные системы»), здесь множество складов, авторемонтных мастерских, салонов по изготовлению мебели, филиал международной компании «Юнилевер», производящей подавляющее большинство марок бытовой химии, представленных на прилавках России и СНГ.

В районе зарегистрировано и более 7 тысяч мелких частных предприятий, оказывающих населению весь спектр востребованных услуг.

Криминал

Фрунзенский район, по оценкам работников правоохранительных органов, не является благополучным. Здесь было и есть неспокойно: знаменитые «купчинские гопники», а попросту уличные бандиты, до сих пор орудуют на темных улицах района. В некоторых кварталах без проблем продают запрещенные наркотические вещества, нередки автомобильные и квартирные кражи.

В 2011-м году именно на территории Купчино случилось резонансное происшествие: девочки-подростки, старшего школьного возраста, жгли машины, принадлежащие жителям района. Ведется следствие.

Часты преступления, совершаемые на национальной почве: здесь много строек и, как следствие, много нелегальных мигрантов (даже на сайте администрации района создана специальная служба, занимающаяся сообщениями горожан о месте проживания нарушителей миграционного законодательства). Преступления против «коренного населения» (согласно статистике - преимущественно грабежи и изнасилования) провоцируют ответные действия со стороны молодежных банд националистов.

Регулярно фиксируются и экономические преступления, угоны автомобилей с последующей их разборкой на запчасти и продажей, наркотраффик и проституция. Всему этому способствуют промышленные и складские территории, где легко спрятать следы правонарушений.

Тем, кто испытывает гордость за военное прошлое Петербурга, будет интересно посетить памятник великому полководцу Георгию Жукову на проспекте Славы или храм Покрова Святой Богородицы, где еще в Первую Мировую войну отпевали погибших солдат.

Не забыты и воины-интернационалисты, сложившие свои головы в Афганистане - памятник солдатам «забытой войны» расположен на пересечении Бухарестской и Славы. На территории района находится и церковь Георгия Победоносца - православного святого, покровителя опять же военных.

Среди нестандартных достопримечательностей можно отметить памятник «бравому солдату Швейку», ДОТы, сохранившиеся в некоторых купчинских дворах еще со времен Великой Отечественной войны, а также знаменитые путепроводы - Фарфоровский, Цимбалинский и Невский, сохранившие и в наши дни свой оригинальный внешний вид, будут интересны всем интересующимся архитектурой и строительством второй половины прошлого века.

И, конечно же, во Фрунзенском районе есть, где поразвлечься и приятно провести время. Множество ресторанов, несколько больших современных кинотеатров, ледовые катки, кафе и спортивные комплексы не дадут вам скучать в Купчино. Здесь есть и ночные клубы, и банные оздоровительные комплексы.

Для любителей шоппинга практически у каждой станции метро здесь концентрируются торговые комплексы, а для тех, кто предпочитает отдых на природе - добро пожаловать на Купчинские карьеры или в многочисленные скверы и парки, которые в изобилии разбиты на территории района.