Прутченков А.С. Девять шагов выполнения социально-экологического проекта

В России впервые объявлен дистанционный конкурс ученического самоуправления. Проводит его Федеральный центр гражданского образования при поддержке Федерального агентства по образованию и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Основная цель конкурса – стимулировать деятельность органов ученического самоуправления, поддержать активно работающих лидеров. Участвовать в нем могут любые образовательные учреждения.

Путаница в формах

Одна из наиболее серьезных ошибок – ученическое самоуправление путают с деятельностью детской общественной организации. А между тем это две совершенно различные организационные формы детской активности.
Ученическое самоуправление – самостоятельный социально-педагогический феномен. Благодаря ему ученики могут участвовать в управлении школьной жизнью. Детские же общественные организации в школе решают другие задачи.
Добавим, что это разделение зафиксировано и в законодательстве. Ученическое самоуправление регламентируется требованиями Закона «Об образовании». А любые детские организации подпадают под действие Закона «Об общественных объединениях».

Без нормативной базы

Другая ошибка – структуры ученического самоуправления создаются, а необходимая нормативно-правовая база, учитывающая специфику конкретного образовательного учреждения, отсутствует.
Самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. И в этом вопросе недостаточно одних общих положений, закрепленных в Законе «Об образовании» или в Типовом положении об общеобразовательном учреждении. В каждой школе, лицее или гимназии нужно создавать свою нормативную базу.
Разумеется, ее нужно будет дорабатывать и дополнять, но начинать работу без нее – предприятие рискованное и вряд ли допустимое в школе, где любые отношения должны быть урегулированы правовым способом.

Сложности с терминологией

Третья, наиболее распространенная, ошибка – неверное использование юридических терминов при создании форм самоуправления. Вот несколько примеров из практики различных школ.
«В нашей школе функционирует парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: разве может парламент состоять из министерств? Министерства входят в структуру исполнительной, а не законодательной власти.
«У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в Школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».
Оформление сцены и подготовка лыж – разве это занятие для думы, для законодательного учреждения? Или этим должен заняться кто-то другой? Или те же дети, но уже не в роли депутатов Школьной думы?
«В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».
Конституция не может выполнять роль административно-хозяйственного кодекса. Если мы создаем систему гражданского воспитания, то обязательно должны быть точны в терминах – это основа любой правовой системы.

Активисты, ау!

Еще одна возможная ошибка – отсутствие систематического отбора и подготовки актива ученического самоуправления. Невозможно ожидать, что школьники включатся в организационную работу без соответствующей методической и психологической подготовки.
Еще до запуска модели ученического самоуправления следует подумать над системой такой подготовки: кто это будет делать, как выявлять таких ребят, по каким программам их обучать, где и когда проводить лидерские тренинги.
Вторая сторона этой проблемы – устаревшие содержание и методы обучения актива. Довольно часто педагоги хотя и понимают важность этой деятельности, но используют «хорошо зарекомендовавшие себя» технологии, которые не годятся для современных подростков.

Масштабно. Даже слишком…

Также среди ошибок можно отметить чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс – республика».
В принципе в таком подходе нет ничего предосудительного. Но, во-первых, школьникам средних, а особенно младших классов такой материал для игры слишком сложен. Можно выбрать более простую модель, например, административное устройство города.
Во-вторых, при использовании модели «Каждый класс – республика» и ей подобных создается огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров. А где обычный рядовой гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о свой работе?

Досуг, досуг и еще раз досуг?

Еще одна вероятная ошибка – работа органов ученического самоуправления строится в первую очередь вокруг досуговой деятельности. В этом случае участники самоуправления рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе. И занимаются организацией свободного времени школьников.
Разумеется, организация досуга – это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна ограничиваться только этим. Иначе мы получаем широкий актив массовиков-затейников, а самоуправление превращается в клубную деятельность, планируемую и реализуемую силами школьников.
Здесь стоит добавить, что согласно опросам больше половины старшеклассников считают, что самоуправление в школе затем и нужно, чтобы устраивать дискотеки и т.п. И в этой ситуации важно удержать разумный баланс интересов.

Власть и народ

Ошибкой является и закрытость органов ученического самоуправления. Когда самоуправление рассматривается только как совокупность выборных органов, обладающих определенной властью, создается модель, в которой «власти» живут сами по себе, а «народ», то есть ученики школы, только наблюдает за происходящим, не имея возможности вмешиваться в происходящее и все больше отстраняясь от всего.
Эта ошибка может привести к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, к появлению «звездной болезни» у тех, кто входит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, к длительному противостоянию актива и ученического коллектива, когда лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
В этой ситуации очень важно помнить, что цель ученического самоуправле-
ния – это прежде всего организация демократических отношений, в которых нет «избранных» в негативном значении этого слова.

День дублера

И наконец, последняя из ошибок, о которых нам хотелось бы сказать – это восприятие ученического самоуправления только как игры в «День дублера».
Результаты систематического анкетирования в разных регионах показывают, что 70% школьников считают, что самоуправление – «это когда ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах» (из анкеты школьника).
В принципе, не имея ничего против данной модели самоуправления, мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что это только одна из моделей. И если в школе она остается единственной, то ожидать серьезных результатов не приходится. Любой навык требует длительной тренировки и закрепления, тем более когда речь идет о создании демократического уклада школьной жизни.

Подробную информацию о конкурсе можно получить по почте: uskonkurs@mail. ru или на сайте Федерального центра гражданского образования -

Официальные сведения и контакты.

Официальное наименование программы.Программа ʼʼШкола гражданского обществаʼʼ Общероссийской общественной организации ʼʼДетские и молодежные социальные инициативыʼʼ (ДИМСИ). Программа реализуется с 1996 ᴦ. Организация имеет региональные отделœения в Кировской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Ставропольском крае, республиках Мари-Эл, Удмуртия, в ᴦ. Санкт-Петербурᴦ. Подразделœения организации функционируют в муниципальных образованиях, городах Владимирской, Саратовской, Самарской области, имеется Якутская общественная организация ДИМСИ.

Руководство программой. Директор: Никитина Любовь Евгеньевна - член Исполкома ДИМСИ, д.п.н., член Сою­за журналистов России; Зам. директора по связям со средствами массовой ин­формации: Нагаев Игорь Германович - член Исполкома ДИМСИ, член Союза журналистов России, главный редактор журнала ʼʼДетская ли­тератураʼʼ, Тетерский С.В. - координатор региональных подразделœений программы, д.п.н., президент ДИМСИ, член Союза журналистов России и др.
Размещено на реф.рф
Расположение руководства, органов управления программой: ᴦ. Москва. Контакты. Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 322. Адрес сайта в Интернете: www.dimsi.net , электронная почта: [email protected] .

Цель программы - создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России.

Молодежный гражданский марафон (МГМ) - ϶ᴛᴏ технология повышения гражданской активности жителœей местного сообщества, прежде всœего школьников, основанная на их индивидуальной (групповой) инициативе, ученическом самоуправлении, реальной социальной практике и личном участии в делах школы, детских общественных организаций, местного сообщества, на деловом сотрудничестве с муниципальными органами власти и т.д. Это комплексная программа гражданского воспитания детей школьного возраста͵ подготовка и проведение базовых мероприятий которой рассчитаны на весь учебный год в масштабах образовательного учреждения, муниципального образования и субъекта РФ, а промежуточные (каникулярные) и итоговые (летние) программы – на межрегиональный (или Всероссийский) уровень.

Основные задачи марафона, стоящие перед отдельными участниками:

– освоение базовых демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений,

– знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;

– изучение истории своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России; – овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества.

Основные задачи марафона, стоящие перед образовательными учреждениями и общественными организациями:

– включение школьников в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества;

– помощь учащимся в освоении технологии "портфолио" (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или вида работы;

– апробация программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в свою педагогическую практику;

– диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в свою работу.

Основные задачи марафона, стоящие перед муниципальными органами управления образованием:

– изучение воспитательного потенциала образовательных учреждений и детских общественных организаций;

– развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях и активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций;

– систематизация имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создание информационного банка эффективных технологий гражданского воспитания молодежи;

– стимулирование деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским воспитанием подрастающего поколения;

Установление отношений социального партнерства с представителями бизнеса и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.

Основные направления деятельности, реализуемые в программе. В содержание МГМ органично включаются три ведущих направления деятельности (подпрограммы):

а) ʼʼУченическое самоуправлениеʼʼ – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всœего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами школьного самоуправления и детскими общественными организациями;

б) ʼʼДетские общественные организацииʼʼ – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединœений и т.п.;

в) ʼʼЦентры гражданского самообразованияʼʼ – создание и работа в образовательных учреждениях муниципалитета центров гражданского самообразования детей и молодежи в режиме сетевого взаимодействия. В каждом центре реализуется одна или две программы, основное содержание которых составляет гражданская тематика.

Организация и проведение мероприятий молодежного гражданского марафона строится на следующих базовых принципах и положениях.

1. Инициативное участие образовательных учреждений и общественных организаций, которые могут выступать одновременно как в качестве центра гражданского самообразования детей и молодежи, работающего с учащимися всœего муниципалитета (города, посœелка и т.д.) по своей авторской программе, так и в качестве делœегации, принимающей участие в программах других центров гражданского самообразования.

2. Возможность индивидуального инициативного участия в МГМ. Любой школьник вправе по своей личной инициативе принять участие в любом мероприятии МГМ в качестве активного участника (доклад на конференции, учеба в одном из центров гражданского самообразования и т.д.) при условии предварительной заявки, так и в качестве наблюдателя.

3. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций по четырем подпрограммам, которые реализуются одновременно на базе сети центров гражданского самообразования детей и молодежи, где в течение учебного года проводятся мероприятия, запланированные общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями и т.д. И посœещать эти центры в праве любой школьник, заранее оформивший заявку на участие в программе того или иного центра.

4. Общая циклограмма базовых мероприятий, проводимых во время школьных каникул, заранее согласовываются со всœеми регионами и проводятся, как правило, на межрегиональном уровне, то есть с приглашением делœегаций школ, УДО и ДОО из различных регионов России, принимающих участие в гражданском марафоне.

5. Ежегодный межрегиональный (российский) финал каждого направления МГМ: 1 – ʼʼУченическое самоуправлениеʼʼ – тематическая смена активистов ученического самоуправления, на уровне России смена ʼʼЛидер-2006ʼʼв ВДЦ ʼʼОрленокʼʼ; 2 – ʼʼДетские общественные организацииʼʼ, вопрос о мероприятии решается регионами; 3 – ʼʼЦентры гражданского самообразования детей и молодежиʼʼ, вопрос о мероприятии решается регионами. По технологии ʼʼСоциальное проектированиеʼʼ проводится финал в виде Всероссийской акции ʼʼЯ – гражданин Россииʼʼ в ВДЦ ʼʼОрленокʼʼ.

6. Общее итоговое мероприятие – Межрегиональный детский гражданский Форум ʼʼВерим в Россию. Строим Россиюʼʼ проводится как конференция по итогам проведенного марафона и серия круглых столов по планированию и разработке социальных проектов на учебный год.

«Голосуйте за меня»

Разработки занятий специализированного тренинга лидерских качеств

Хотите подчинить себе других, - начинайте с себя!Л. Вовенарг, французский мыслитель Описание разработок тренинга лидерских качеств начнем со сравнения понятий "менеджер" и "лидер". Эти понятия не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. В специальной литературе имеются различные точки зрения на структуру личности лидера. Это сложнейшее многомерное образование, состоящее из различных взаимосвязанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные характеристики лидера в шесть блоков: 1. Представления лидера о себе; 2. Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера; 3. Система важнейших убеждений; 4. Стиль принятия решений; 5. Стиль межличностных отношений; 6. Устойчивость к стрессу. Остановимся еще на образе "Я - концепции" лидера, которая поможет организовать проведение тренинговых занятий. Американские психологи Д.Оффер и Ч.Строзаер рассматривают образ Я лидера, состоящим из шести различных частей: 1. Я - физическое; 2. Я - сексуальное; 3. Я - семейное; 4. Я - социальное; 5. Я - психологическое; 6. Я - преодолевающее конфликты. Физическое Я - это представление лидера о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости. Лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы болезни или недомогания не препятствовали его деятельности. Сексуальное Я - это представления лидера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Лидер не должен иметь проблем, чтобы целиком отдаваться своему делу. Семейное Я - это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанностях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возможность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке. Социальное Я - это представления лидера о своих способностях к совместной деятельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами. Психологическое Я - это представления лидера о своем внутреннем мире, своих желаниях, страхах и т.д. Лидер должен понимать, что происходит с ним в те или иные моменты, в тех или иных ситуациях. Преодолевающее конфликты Я - это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему, и достаточно самоуверенным, чтобы приняться за ее решение и передать свою уверенность другим. Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия данного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками лидера. Любое занятие в определенной мере является и диагностическим, т.е. участник с помощью ведущего и самостоятельно может проверить себя, свою готовность к лидерской деятельности, увидеть и прочувствовать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в данном направлений.

Первое занятие

Человек рожден для великих дел, когда у него хватает сил победить себя самого.Ж. Массильон Цель занятия - создать благоприятные условия для эффективного начала работы группы, взаимного представления участников. Для этого необходимо рассказать об основных правилах социально-психологического тренинга, разработать и принять правила данной группы. На этом занятии начинается освоение активного стиля общения, запускается процесс коррекции самооценки участников и самораскрытие членов группы, формулируются индивидуальные задачи членов группы на предстоящие занятия. Рекомендации ведущему. Ваша основная задача на протяжении всего тренинга, а особенно на первых занятиях, создать условия, необходимые для активной самостоятельной работы каждого участника над собой. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой. Для этого Вы: 1). Организуете обсуждение и принятие Правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии; 2). Объясняете цель проводимого упражнения, разъясняете инструкцию к очередному заданию, процедуре; отвечаете на возникающие вопросы участников, а затем контролируете ход упражнении и правильность их выполнения; 3). Передаете по очереди права ведущего участникам для самостоятельного проведения ими одного из упражнении. За время занятий каждый из них должен провести хотя бы по одному упражнению со всей группой. Такие упражнения обозначены значком (+); 4). Организуете совместное обсуждение и анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из заданных целей и задач тренинга и конкретного занятия; 5). Контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку; 6). Подводите итоги каждого занятия и объясняете домашнее задание.

Примерное содержание занятия

1. "Автобиография ".

Способность концентрироваться является важнейшим качеством для лидера.Н. Энкельманн, психолог "В начале работы каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографией. Вам нужно буквально за 30 сек. рассказать о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. При этом имейте ввиду, что это ваше первая заявка - представление себя всей группе, от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить: о том, где вы учитесь (учились), где живете, какой вы человек, а может быть сколько вам лет и какой рост? Одним словом, думайте и запишите свою биографию, чтобы при выступлении не забыть. Кстати, не забудьте начать с фамилии и имени. На составление биографии отводится 5 минут. Затем мы соберемся в большой круг и вы по очереди выступите перед всей группой, рассказывая свою биографию. Задача - четко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга." Рекомендации ведущему. После представления своих биографий участники оформляют визитку, где указывается тренинговое имя. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать игровое имя. Участники обращаются в дальнейшем друг к другу по этим именам. Вам следует позаботиться о карточках для визиток. Работу над своей автобиографией следует продолжить и на следующих занятиях, чтобы у участников была возможность постоянно размышлять над собой. Поэтому лучше собрать автобиографии участников, чтобы они не забыли их к следующему занятию.Это самое начало встречи, поэтому участники должны подумать над представлением себя. Причем именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Участники с первых минут тренинга понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, а тренинг (от слова тренировка) своих лидерских качеств. Кроме того, биографический подход охватывает все основные сферы, над которыми и предстоит работать участнику. Прежде всего при составлении биографии человек явно проявляет представление о себе, видно его самовосприятие как в социальном, так и в психологическом плане.

2. "Правила группы".

"После представлений мы ознакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Затем мы должны выработать и принять правила работы нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы. Эти правила являются универсальными (См. тренинг "Привет, индивидуальность", раздел "Первое занятие", упр.2.) Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, рассчитанные на специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их. 1. Конструктивность общения. Мы говорим только по делу, поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не имеющие непосредственного отношения к проводимому этюду или процедуре, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность. 2. Состязательность. Мы настроены на победу, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам. 3. Самостоятельность в подведении итогов . Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов за каждый этюд, каждое упражнение, определяют итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и свое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости.

Ведомость учета результатов работы

Дата занятия

Название упражнения

Сумма баллов

Штраф в баллах

Графа "Подпись" заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего. 4. Использование системы штрафов. Для упорядочения работы группы и повышения эффективности занятий предусматриваются следующие штрафы:- за опоздание на занятие или с перерыва - за 1 мин. 1 балл,- за неконструктивный вопрос - 1 балл,- за последнее место в упражнении или этюде - 2 балла,- за предпоследнее место в упражнении - 1 балл и т.д. Участники вправе самостоятельно вводить новые штрафные санкции. 5. Ведущий всегда прав! Несмотря на то, что атмосфера социально-психологического тренинга очень доброжелательна, способствует творчеству и активности, решение ведущего подлежит обжалованию только после занятии (в устной форме, или в письменной при ответе на вопросы заключительной анкеты). Рекомендации ведущему. На все вопросы участников вы даете ответы. Предложения об изменении правил или добавлении новых обсуждаются группой. Во время обсуждения правил вы должны дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения и обсудить их. Ваша задача разъяснить участникам, что данные правила - это не просто формальные требования, а необходимость, способствующая формированию привычки систематически планировать свою деятельность и наблюдать за изменением ситуации, отработке приемов отслеживания хода работы и анализа показателей результативности своей деятельности. Затем должно быть проведено поименное принятие окончательно согласованного текста правил, которыми и будете руководствоваться вы и группа на протяжении всего тренинга. Правила работы группы записываются на отдельном листе бумаги, который подписывается каждым участником. Лишь после этого участник становится членом группы. Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать их и следовать этим правилам или покинуть группу, не начиная занятий. Выбор участник делает самостоятельно без советов и давления со стороны других членов группы.

3. "Моя цель" (+)

Большие обещания уменьшают доверие.Гораций "Лидера отличает четкое и ясное осознание целей своей деятельности. Наш тренинг посвящен отработке лидерских качеств, поэтому начнем с простого и трудного вопроса: "Зачем я сюда пришел?" Каждый из вас должен четко и кратко ответить на этот вопрос перед всей группой. Вам дается 3 минуты на подготовку ответа. Группа будет оценивать ваш ответ - система оценки от 1 до 5 баллов. Тот, кто не сможет получить положительный балл, может остаться на занятии только в качестве кандидата." Рекомендации ведущему. Группа располагается по кругу, таким образом, чтобы все участники могли хорошо видеть друг. Затем начинается сама работа: первый участник отвечает на вопрос "Зачем я сюда пришел", и вы ставите ему оценку в баллах, слово берет второй, потом третий и т.д. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свои результат в ведомость учета результатов работы. После этого и практически всех других упражнений и заданий вы организуете работу в режиме рефлексии, т.е. осмысление того, что произошло, позиции и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: "Что произошло во время упражнения? Что помешало тебе ответить на этот вопрос? В чем причина? Тебе не хватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай". Главная ваша задача - настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. "Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?" - эти и подобные вопросы должны стать неизменным спутником тренинговых процессов. В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять нельзя, но и торопить тоже не следует. Психологический комментарий. Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение, которое является постоянным для всего тренинга, решает именно эту задачу - научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.

4. “Самопрезентация, или Кто Я?”

"Продолжим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 15 минут вы должны ответить на единственный вопрос “Кто Я?”, используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов, пишите первое, что приходи вам в голову. Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Затем мы обсудим ваши ответы." Рекомендации ведущему. При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на четыре группы в зависимости от объяснения причин: “Я - это зависит от меня” , "Д - это зависит от других”, “С - это зависит от судьбы”, и “П- это просто так случилось”. Чем больше ответов участника относится к группе "Я", тем выше балл, который он получает (от 0 до 10 баллов). Психологический комментарий. Этюд предназначен для дальнейшего самораскрытия и представления членов группы друг другу.

5. "Я - лидер?".

"Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов: 1). Какие качества и умения лидера я знаю в себе? 2). Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?" На втором этапе вы объединитесь в микрогруппы по 4 - 5 человек и обсудите свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый из вас может комментировать свои ответы. Время на эту работу - 10-15 мин. Затем каждый участник самостоятельно оценивает свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов с ответами других членов микрогруппы. Этот балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова соберемся в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии. Рекомендации ведущему. Вы должны приготовить для участников чистую бумагу и ручки. Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом.

6. "Голосуйте за меня ".

"Лидер - это независимый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Это мнение необходимо знать для успеха его дела. Давайте попробуем провести предварительные выборы, например, лидера нашей группы. Для этого заготовьте бюллетени.

Избирательный бюллетень

Тренинговое имя опрашиваемого

Подпись опрашиваемого члена группы

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: " Ты проголосуешь за меня?" Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше подписей для себя. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать ответ "да" или "нет". Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участника, который к вам подходил. Не забудьте вместе ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ "да" дает вам 1 балл." Рекомендации ведущему. Для более организованного проведения предварительных выборов заготовьте необходимое количество бланков бюллетеней. После подведения итогов попросите участников проранжироваться по убывающей, т.е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество голосов (ответов "да"), и заканчивая тем участником, у которого самая маленькая сумма голосов. Напоминаем, что последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей ведомости. В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковое количество ответов "да". Они могут встать друг за другом, или, что более предпочтительно, - в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим бюллетенем к вам, вы также вправе высказать свое мнение. Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика предвыборной борьбы за голоса своих будущих избирателей.

7. "Еженедельник".

"Это постоянное домашнее задание. Лидер - это человек, целеустремленно идущий к цели. Но, безусловно, для достижения цели требуется время, и тем больше, чем значительнее цель. Заведите "Еженедельник", где фиксируйте с точностью до 15 минут все свои дела, расходы времени. Ведите этот "Еженедельник" в течение всех занятий. Анализируйте, куда уходит ваше время. Нельзя ли какие-то расходы времени сократить? Главное - будьте искренни сами с собой!" Рекомендации ведущему. Вы на каждом занятии должны выделить время для работы с "Еженедельником" участников, предлагая желающим зачитать свои записи. Желательно выслушать всех, но принуждать никого не следует. Психологический комментарий. Смысл постоянного домашнего задания и его "проверки" заключается в том, чтобы показать участникам огромную пользу, которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме того, выполняя домашнее задание, участник на какое-то время вспоминает о тренинге, думает о членах группы, значит у него происходит психологическая настройка на предстоящую работу.

8. "Экспресс-анализ".

"Последней процедурой каждого занятия является заполнение специальной анкеты, которая помогает осознать свои промахи и отметить успехи. Отвечая на вопросы этой анкеты, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас.

"Экспресс-анализ"

Мое тренинговое имя _________________________ Дата занятия _________ 1. Принес ли я сегодня пользу окружающим меня людям? 2. Где я пошел на напрасные компромиссы? 3. Что доставило мне радость? 4. Кто меня порадовал? 5. Что или кто помешал мне сегодня достичь большего? 6. Чему я научился сегодня? 7. Это занятие приблизило меня к цели? 8. Неужели это все, что я могу? Рекомендации ведущему. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность). Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают тренеру. В ходе высказываний необходимо следить за тем, чтобы участники давали конкретные ответы на эти вопросы. В случае необходимости напомнить им еще раз содержание прошедшего занятия. Психологический комментарий. Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое - это задачи тренинга).

9 . Подведение итогов

"Наше занятие заканчивается. Суммируйте полученные баллы. А теперь мы соберемся в большой круг, но по принципу ранжирования. Рядом со мной, справа от меня, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим другой участник с чуть меньшим результатом и т.д. В итоге получается "ранжированный круг", в котором справа от меня - "лидеры" прошедшего занятия, а слева - " аутсайдеры ". Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый участник обязательно должен ответить на два вопроса: "Почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал), чтобы быть первым? " "Над чем мне еще надо поработать на следующем занятии? Что я должен сделать? " Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так как, не сказав об этом "обидчику". А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово..." Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. Ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома. Психологический комментарий. Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.