Авторская программа моро м и. Основные цели начального обучения математике (программа Моро М.И.)

Я за стандарт (Моро) для ребенка с техническим складом ума, при условии если школа не будет единственным местом, где с ребенком будут заниматься. Если ему дома готовы давать доп.книжки, энциклопедии, задачи, будут водить на кружки и т.д.. Математика - запишут в заочную мат.школу.
Если надеяться исключительно на школу для развития ребенка, наверное надо думать, но тут не могу посоветовать.
Свой негатив по поводу Петерсон недавно уже писала - дала его сыну как факультатив, так тоска взяла обоих. Вся математика объясняется на картинках, на пальцах. Все решается графически. Причем совершенно серьезные вещи, которые не математику для жизни не нужны - матрицы, основы программирования. Это занятно - рассказать про матрицы во втором классе, можно считать это сильным образованием. Но во-первых, если вдуматься, в жизни большинству это все не нужно. Так, попонтоваться "я это уже знаю и проходил, а ты не знаешь". Во-вторых, для сколь-нибудь сильного ребенка методы объяснения темы уровня "уси-пуси" (все по картинкам и на пальцах) вызывают раздражение. А в-третьих, специфическая (я бы сказала "корявая") логика этого учебника совершенно не дружественна для взрослых, поэтому проверить ребенка или помочь ему сложно. Учебник не "умный, а потому родители не могут его постичь". он именно что "с специфичной логикой", а потому обычные (разумные) люди с нормальной логикой его не постигают, до тех пор пока не потратят несколько месяцев на изучение "правил, по которым живет Петерсон". Осмысленность этого процесса для меня не очевидна.
Окружающий мир в программе школы 2100, там же где и Петерсон - написан умным человеком, кандидатом наук. Это вроде плюс. Но есть и минус: дело в том, что это кандидат БИОЛОГИЧЕСКИХ наук. А окружающий мир в начальных классах касается всего, в том числе и физики... Из его учебника: "нарисуйте бесцветную воду, налитую в прозрачный сосуд".. или как-то так В общем, родители оттуда перлы регулярно публикуют.
Если очень хочется прочесть этот учебник, так можно дать его ребенку факультативно. И будет он знать все то же самое, но без странных "экспериментов", характерных для программы Петерсон и приводящих к тому, что дети по 2 часа в день делают какое-то мутное ДЗ.
ИМХО.
В общем, отбросив родительские понты в духе "раннего развития" и "экспериментального обучения" я за стандарт в исполнении школы. Потому что стандарт она реализовывать умеет, а в экспериментах я сильно не уверена. Пусть лучше школа не мешает развивать ребенка дома самостоятельно, куда ему нужно и с индивидуальным подходом. А для экспериментов нужен отбор детей по уровню и заинтересованности. "Сильное обучение всех подряд" выглядит странно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«………………..»

Рабочая программа по учебному предмету

математика

для 1 «…..» класса (начального общего образования )

Составитель:

Сроки реализации программы:

г. Рубцовск, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования(приказ № 253 от 31.03.2014) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «……………….» на 2015 – 2016 учебный год и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 27.08.2013) и Годовым календарным учебным графиком на 2015 – 2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Моро М.И., Бантовой М.А., Волковой С.И. «Математика».

УМК «Школа России» включает в себя:

    Волкова С.И. Математика. Проверочные работы к уч. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015 г.

    Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011г. Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).

    Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 г.

    Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 1 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Цели :

Задачи :

    формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

    развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

    развивать пространственное воображение;

    развивать математическую речь;

    формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

    формировать умения вести поиск информации и работать с ней;

    формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

    развивать познавательные способности;

    воспитывать стремления к расширению математических знаний;

    формировать критичность мышления;

    развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

    Числа (нумерация, запись, чтение натуральных чисел и счёт предметов) и величины (масса, доли, время и зависимость между величинами).

    Арифметические действия (устные и письменные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления).

    Работа с текстовыми задачами (разные виды задач).

    Пространственные отношения. Геометрические фигуры (расположение фигур на плоскости, виды фигур (точка; линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная; многоугольник) ).

    Геометрические величины (площадь: единицы, способы сравнения и нахождения).

    Работа с информацией (задачи-расчёты, задания логического, поискового и творческого характера).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).

Место и роль учебного предмета в учебном плане

Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 1 – х классах: обучение в объёме – 132 часов, 4 часа в неделю (из обязательной части).

Обоснование выбора УМК

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, чтоони ориентированы на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Информация о внесенных изменения, внесённые в авторскую программу

Раздел «Сложение и вычитание».

«Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание» в авторской программе стоит 10 ч (допущена ошибка), а в итоге их 20, если посчитать все часы темы.

«Переместительное свойство сложения» 4 ч, так как в авторской программе на раздел «Сложение и вычитание» (продолжение) допущена ошибка. На этот раздел отведено 28 часов, а если сложить все часы получается 30 часов.

Формы, методы и технологии организации уроков по учебному предмету: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра, учебный диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)), проблемное обучение, информационно-коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Для отслеживания результатов освоения курса «Математика» предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития первоклассников

Текущий:

Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия

Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения

Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

Итоговый контроль в формах:

Проверочные работы

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении МБОУ «…………......».

Учебно-методический план по математике в 1 классе

Наименование раздела

Количество

часов

Из них

Прове-рочные

работы

Контроль и учет знаний

Проекты

Подготовка к изучению чисел.

Пространствен-ные и временные представления.

Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация.

Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Числа от 1 до 20. Нумерация.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

Итоговое повторение.

Проверка знаний.

Итого:

1 класс (132 ч)

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч).

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов. (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов (3 ч). Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на...». Пространственные и временные представления: Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом (2 ч). Проверочная работа.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч).

Цифры и числа 1 – 5 (9 ч).

Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.:

Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. Числа 1, 2. Письмо цифры 2. Число 3. Письмо цифры 3. Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=». Число 4. Письмо цифры 4. Число 5. Письмо цифры 5. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломанная линия. Многоугольник.

Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10 (19 ч).

Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел:

Число 6. Письмо цифры 6. Число 7. Письмо цифры 7. Число 8. Письмо цифры 8. Число 9. Письмо цифры 9. Число 10. Запись числа 10. Числа от 1 до 10. Закрепление. Число 0. Цифра 0. Сложение с 0. Вычитание 0. Числа от 1 до 10. Закрепление. Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». Закрепление. Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…» (2 ч). Определение закономерности построения таблиц. Простейшая вычислительная машина. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч).

Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2 (16 ч)

Сложение и вычитание вида □ +- 1. Сложение и вычитание вида □ + 1+ 1, □ – 1 – 1. Сложение и вычитание вида □ ± 2. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Таблица + и – для случаев вида □ + 2, □ - 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. Составление задач на сложение, вычитание по одному и тому же рисунку. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение пройденного (3 ч).

Сложение и вычитание вида □ ± 3 (12 ч).

Сложение и вычитание вида □ ± 3. Приёмы вычислений (4 ч). Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. Странички для любознательных. Классификация объектов по заданному условию. Задания с высказываниями содержащими логические связки. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч). Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Повторение пройденного (вычисления вида □ ± 1,2,3; решение текстовых задач (3 ч)

Сложение и вычитание вида □ ± 4 (3 ч). Решение задач на разностное сравнение чисел.

Переместительное свойство сложения (6 ч)

Переместительное свойство сложения (2 ч). Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 7, □ + 8, □ + 9. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 (2 ч).

Странички для любознательных.

Связь между суммой и слагаемым (14 ч).

Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность) (2 ч). Вычитание в случаях вида 6 ‒ □. Вычитание в случаях вида 7 ‒ □. Вычитание в случаях вида 8 ‒ □. Вычитание в случаях вида 9 ‒ □. Вычитание в случаях вида 10 ‒ □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания – обобщение изученного. Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач. Единица массы килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч).

Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. Единица длины: дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения (2 ч). Странички для любознательных. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч). Контроль и учет знаний (2 ч).

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (22 ч).

Табличное сложение (11 ч).

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение вида □ + 2, □ + 3 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 4 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 5 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 6 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 7 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 8 (с переходом через десяток). Сложение вида □ + 9 (с переходом через десяток). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. Странички для любознательных.

Табличное вычитание (11 ч)

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. Приём вычитания вида 11 – 4. Приём вычитания вида 12 – 4. Приём вычитания вида 13 – 4. Приём вычитания вида 14 – 6. Приём вычитания вида 15 – 7. Приём вычитания вида 16 – 9. Приём вычитания вида 17 – 8. Странички для любознательных. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 1 классе». (5 ч).

Проверка знаний (1 ч).

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

Начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

Начальные представления о математических способах познания мира;

Начальные представления о целостности окружающего мира;

Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Учащийся получит возможность для формирования:

- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

Понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

Принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

Понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

Проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

Определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

Выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

Выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

Находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

- применять полученные знания в измененных условиях;

- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

- систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

Задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

Уважительно вести диалог с товарищами;

Принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

Понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

аргументировано выражать свое мнение;

- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;

Выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;

Распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;

выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;

Учащийся получит возможность научиться:

- вести счет десятками;

- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Учащийся научится:

Понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

Выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям;

Выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

Выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);

Объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

Учащийся получит возможность научиться:

- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и - вычитания значение неизвестного компонента;

- проверять и исправлять выполненные действия.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

Решать задачи (в 1-2 действия), в том числе и задачи практического содержания;

Составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

Отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

Составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

- решать задачи в 2 действия;

- проверять и исправлять неверное решение задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

Понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

Находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

Находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

Измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

Чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

Выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

- соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Строить несложные цепочки логических рассуждений;

определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Учащийся получит возможность научиться:

- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;

- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

«Информационные технологии и учитель» - Электронные образовательные ресурсы. Информационная система “Единое окно доступа к образовательным ресурсам“ (ИС “Единое окно”). Содержание. Основные элементы процесса формирования ИК. Каковы инновационные качества ЭОР? Интернет-технологии в помощь учителю. Какими преимуществами обладают ОМС? Что такое веб 2.0?

«Задачи ЕГЭ по математике» - Письмо МИНОБРа. Методические и психологические соображения. О подготовке к ЕГЭ по математике 2013. Считать «картинку» необходимой частью решения тригонометрического уравнения. Пример части первого листочка. Сравнение результатов. Личное мнение лектора. Учиться решать системы неравенств. Уровни подготовки.

«Революция 1917 года в России» - В Ставке Верховного Главнокомандующего. Переплетение властей на деле приводило к безвластию и росту анархии в стране. Двоевластие -. Февральская революция в России. Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность или заговор против России и монархии? На улицах Петрограда в дни февральской революции.

«Аварии на радиационных объектах» - К числу таких объектов относятся: Локальная. Бета-частицы - обычные электроны. Хранят. объекты потребляющие АХОВ. ХОО – химически опасные объекты. Разрабатывают. Ядерные энергетические установки на транспорте. Радиационные аварии подразделяются на 3 типа. Научно-исследовательские и проектные организации.

«Мониторинг в школе» - Мониторинг – сложный и серьезный управленческий инструмент. АНАЛИЗ результатов стартовой (вводной) контрольной работы. Диагностика качества знаний за 1 и 2 триместры 2007-2008 уч.г. Объекты мониторинга 2007-2008 уч.г.г. : Внедрение в систему оценивания качества знаний мониторинговых технологий. Диагностика учащихся 1 класса Анализ ориентировочного теста «Школьной зрелости» по А.Керну в модификации И.Ирасека.

«Театр Древней Греции» - Древнегреческие трагики. Еврипид. Скене. Фила - сектор амфитеатра. Гиматий – тяжелый пурпурный плащ, такие носили древние служители Диониса. Аристофан. Комедия. Орхестра. Котурны. Амфитеатр. Парод - проход, разделяющий сектора амфитеатра. Хламида – короткий плащ. Менады. Комедиографы. Корифей. Орхестра - круглая площадка, на которой выступает хор античного театра.

Всего в теме 23688 презентаций

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО (раздел III, п. 19.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов). Дополняет рабочие программы авторский материал, представленный в разделе «Приложения»: примерные планируемые результаты по годам обучения, характеристика внеурочной познавательной (в том числе проектной) деятельности младших школьников, программы курсов для организации внеурочной деятельности: «Математика и конструирование», «Юный математик», «Открываю математику».

Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а ± 28, 8 b, с: 2; с двумя переменными вида a+b, a-b, a-b, c: d (d = 0); вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 (1 а = а, 0 с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание курса Тематическое планирование
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Приложения
Приложение 1. Планируемые результаты обучения по курсу «Математика» М. И. Моро и др.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Приложение 2. Внеурочная познавательная деятельность младших школьников
Внеклассная проектная деятельность Факультативный курс «Математика и конструирование»
Интеллектуальный клуб «Юный математик» Кружок для любознательных «Открываю математику».

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старохуторская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

на уровень начального общего образования

(1-4 классы)

Составитель: Папенко Ольга Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 1-4 классов разработана и составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (М., «Просвещение» 2011г) и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (М., «Просвещение» 2011 г).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа определяет следующие цели:

Освоение основ математических знаний,

Формирование первоначальных представлений о математике;

Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

- развитие образного и логического мышления, воображения;

Формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения; развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;

Воспитание стремления к расширению математических знаний;

  • формирование критичности мышления;

Развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Программа реализуется посредством следующего учебно-методического комплекта системы «Школа России»:

для 1 класса

1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 1 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2011

В 2 частях. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2011

3) Математика. Проверочные работы . 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2013

Контрольные работы

Тесты

для 2 класса

1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 2 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2012

2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2012

3) Математика. Проверочные работы . 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2012

4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2012

5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2012

Для 3 класса

2) Математика. Рабочая тетрадь

3) Математика. Проверочные работы

4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013

5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013

для 4 класса

1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 3 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2013

2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2013

3) Математика. Проверочные работы . 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2013

4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013

5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются следующие

формы организации учебного процесса:

Фронтальная беседа,

Устная дискуссия,

Самостоятельные и контрольные работы,

Коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,

Различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),

Новые педагогические технологии:

ИКТ,

Развивающее,

Модульное,

Дифференцированное обучение.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет относится к образовательной области «Математика и информатика». На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики:

  • в 1классе

количество учебных недель – 33;

количество часов в год – 132;

количество контрольных работ – 3 (2 + 1 комплексная)

  • во 2 классе

количество часов в неделю – 4;

количество контрольных работ – 13 (1 входная, 11 тематических, 1 комплексная)

  • в 3 классе

количество учебных недель – 34;

Количество часов в год – 136;

Количество часов в неделю – 4;

Количество контрольных работ – 13 (1 входная, 10 тематических, 1 комплексная)

  • в 4 классе

Количество учебных недель – 34;

Количество часов в год – 136;

Количество часов в неделю – 4;

Количество контрольных работ – 13 (1 входная, 12 тематических, 1 комплексная)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

Восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

· формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

Доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

Уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся

Результаты изучения предмета

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия, деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+ 28, 8 * Ь, с : 2; с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а Ь, с: в (d=/ О), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 * а = а, О* с = О и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный , остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
0троение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (

на различные виды программного материала для обучающихся 1 класса

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

8 часов

1 четверть

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация.

28 часов

1 четверть

Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание.

56 часов

2 четверть

Числа от 1 до 20. Нумерация.

12 часов

3 четверть

Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание.

22 часов

3-4 четверть

Итоговое повторение.

6 часов

4 четверть

Распределение учебного времени

на различные виды программного материала для обучающихся 2 класса

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Числа от 1 до 100. Нумерация

16 часов

1 четверть

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

70 часов

1 -3 четверть

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

18 часов

3 четверть

Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление

21 час

4 четверть

10 часов

Согласно плану

Проверка знаний

1 час

4 четверть

Распределение учебного времени

на различные виды программного материала для обучающихся 3 класса

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8 часов

1 четверть

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

56 часов

1 -2 четверть

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

27 часов

3 четверть

Числа от 1 до 1000. Нумерация

13 часов

3 четверть

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

10 часов

4 четверть

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

12 часов

4 четверть

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

9 часов

Согласно плану

Проверка знаний

1 час

4 четверть

Распределение учебного времени

на различные виды программного материала для обучающихся 4 класса

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Числа от 1 до 100. Повторение

13 часов

1 четверть

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11 часов

1 четверть

Величины

18 часов

1-2 четверть

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

11 часов

2 четверть

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

71 час

2-4 четверть

Итоговое повторение

10 часов

4 четверть

Контроль и учёт знаний

2 часа

Согласно плану

Формы и средства контроля

В 1 классе в виде контроля используются проверочные работы, тесты, в конце года проводится метапредметная и итоговая контрольные работы, во 2-4 классах используются тематические контрольные работы, итоговые контрольные работы, самостоятельные работы, тесты. Контроль за уровнем достижений обучающихся по математике производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б. Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы».

Текущий контроль осуществляется в виде:

  • Фронтальный опрос
  • Беседа
  • Опрос в парах
  • Творческие задания
  • Тестирование
  • Защита проектов

Промежуточный контроль:

  • Самостоятельная работа
  • Проверочная работа

Итоговый контроль:

  • Тестирование
  • Контрольная работа
  • Комплексная работа

1 класс

Проверочные работы-5:

Проверочная работа №1 по теме «Пространственные и временные представления»

Проверочная работа №2 по теме « Нумерация чисел от 1 до 10 и число 0»

Проверочная работа №3 по теме «Прибавление и вычитание чисел 1,2.3.Решение задач»

Проверочная работа №4 по теме «Сложение в пределах 10» (тестовая форма)

Проверочная работа №5 по теме «Числа от 1 до 20» 9 тестовая

Контрольные работы - 1 итоговая, 1 комплексная

Проекты-2:

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»;

«Математика вокруг нас. Форма. Размер, цвет. Узоры и орнаменты»

2 класс

Тематические контрольные работы – 11:

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»

Контрольная работа №2 по теме «Числовые выражения»

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание от 1 до 100»

Контрольная работа №4 по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

Контрольная работа №6 по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»

Контрольная работа №7 по теме « Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Контрольная работа №8 по теме « Умножение и деление»

Контрольная работа №9 по теме «Решение задач на умножение и деление»

Контрольная работа №10 по теме «Табличное умножение и деление на 2 и 3»

Контрольная работа №11 по теме «Итоговая за 2 класс»

Комплексная контрольная работа 1

Проекты – 2:

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

«Оригами». Изготовление различных изделий и заготовок, имеющих форму квадрата.

3 класс

Входная контрольная работа -1

Проверочные работы (тестовая форма) «Оценим себя и свои достижения»- 5

Взаимные проверочные работы (тестовая форма) - 2

Тематические контрольные работы – 10:

Контрольная работа №1 по теме «Умножение и деление на 2 и 3. Порядок действий»

Контрольная работа №2 по теме « Табличное умножение и деление»

Контрольная работа №3 по теме « Табличное умножение на 6, 7, 8. 9»

Контрольная работа №4 по теме «Итоги 1 полугодия»

Контрольная работа №5 по теме «Внетабличное умножение и деление»

Контрольная работа №6 по теме «Деление с остатком»

Контрольная работа №7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000»

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 10002

Контрольная работа №9 по теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление»

Контрольная работа №10 по теме « Итоговая за 3 класс»

Проекты – 2:

«Математические сказки»,

«Задачи-расчёты»

4 класс

Входная контрольная работа -1

Проверочные работы (тестовая форма) «Оценим себя и свои достижения»- 5

Взаимные проверочные работы (тестовая форма) - 2

Тематические контрольные работы – 12:

Контрольная работа №1 по теме «Числа, которые больше 1000»

Контрольная работа №2 по теме «Итоги 1 четверти»

Контрольная работа №3 по теме « Величины»

Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Контрольная работа №5 по теме «Итоговая за 1 полугодие»

Контрольная работа №6 по теме « Умножение на однозначное число»

Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся 0»

Контрольная работа №8 по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число»

Контрольная работа №9 по теме « Деление на двузначное число»

Контрольная работа №10 по теме «Деление на трёхзначное число»

Итоговая контрольная работа №11

Итоговая контрольная работа №12

Комплексная контрольная работа - 1

Проекты – 2:

Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город (село)»

Математика вокруг нас. Составление сборника математических задачи заданий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебно-методических средств обучения

1 класс

Учебно-методический комплект :

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2011

Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011

Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011

Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011.

Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др.

Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.

Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Демонстрационные пособия.

Учебно-практическое оборудование:

2 класс

Учебно-методический комплект :

Контрольные работы по математике. 2 кл.: к учебнику М.И. Моро и др.

Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Моро М.И. Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2012.

«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2012.

Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011г.

Демонстрационные пособия.

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

Объекты (предметы для счёта).

Пособия для изучения состава чисел.

Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.

3 класс

Учебно-методический комплект :

Контрольные работы по математике. 3кл.: к учебнику М.И. Моро и др.

Моро М.И. Математика: учебник для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012

Методическое пособие к учебнику «Математика. 3кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2013.

«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2007.

Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011г.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2010.

Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009

Демонстрационные пособия.

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

Объекты (предметы для счёта).

Пособия для изучения состава чисел.

Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.

Таблицы, электронные презентации по математике.

4 класс

Учебно-методический комплект :

Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.

Волкова С. И. Проверочные работы по математике для 4 класса. – М.: Просвещение,2009.

Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

Планируемые результаты начального общего образования/ [Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

Аргинская И.И. Математика: Задания для работы в классе и дома. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

И.И. Аргинская. «Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа.-М.: ВАКО,2004

Математика.1-4 классы: коррекционно – развивающие задания и упражнения\ авт.-сост. Е.П.Плешакова.-Волгоград:Учитель, 2009

Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов - Саратов: «Лицей», 2001

Математика.1-4 классы: обучение решению текстовых задач\авт.- сост. И.Л.Кустова.-Волгоград:Учитель, 2009

Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах.\Сост. Л.В.Лазуренко.-Волгоград:Учитель-АСТ, 2005

Математика. Развитие логического мышления.1-4 классы:комплекс упражнений и задач\ сост.Т.А.Мельникова. – Волгоград:Учитель, 2009

Лавриненко Т.А. Приемы вычислений по методике развивающего обучения: Дидактический материал для учителей.-Саратов: Лицей, 2003

Электронно – образовательные ресурсы

  1. http://belclass.net- сетевой класс Белогорья
  2. http://www.proshkolu.ru- интернет-портал