Название центров активности в доу по фгос. Оснащение центров развития активности детей в групповом

«Предметно – развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
1. Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
2. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
3. «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
4. материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
5. материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
6. центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
7. центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
8. для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
9. в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
10. помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
11. все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
12. у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
13. Таким образом, развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Приложение №1
Направление: Физическое развитие
Центр «Здоровья»
Спортивное оборудование Для мальчиков: гантели, кегли, боксёрская груша и т.д. для девочек: обручи, скакалки, мячи, ленты и т.д.
Альбомы:«Мужские и женские виды спорта», «Портреты спортсменов мужчин и женщин», «Спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные сезоны».
Картотека игр:Народные, хороводные, подвижные
Папки - ширмы:«Неприятная вещь плоскостопие», «Держи осанку».
Оборудование для закаливания:Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания;

Направление: Художественно – эстетическое развитие
Центр «художественного творчества»
Народные игрушки, росписи:Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель.
Репродукции картин;Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика
схемы животных, птиц, людей, деревьев, транспорта и др.
трафареты, силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков
Раскраски: «Забавные зверята», «Весёлые человечки» и др.
Дидактические игры:«Угадай роспись», «Ателье дымковской модницы», «Угадай символ» и др.
альбомы:«Мужской образ», «Женский образ», «Художники – иллюстраторы» и др.
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты:Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д.
Портреты композиторов И.С. Бах, Д.Кабалевский, П. Чайковский, Д.Шостакович, Л.Бетховен и др.
иллюстрации К песенному репертуару
атрибуты Платочки, ленточки, султанчики, маски.
картотека «Всё о музыке» /стихи, загадки/
Музыкально – дидактические игры «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др.
Музыкальный репуртуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
Разные виды театра:Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф
костюмерная:Костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек
атрибуты Сумки, галстуки, ленты, бусы и др.
Разные виды ширм, фланелеграф Вращающийся барабан
Иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» и др.
альбомы «Актёров, артистов театра и кино», «Все профессии хороши, выбирай на вкус»

Направление: Познавательно – речевое развитие
Центр «Мир книги»
Альбомы «портреты писателей», поэтов; «Художники – оформители детских книг».
Художественная литература Сказки, рассказы, повести, стихи..
Энциклопедии для мальчиков, девочек. «Всё обо всём», «Приключения колеса», «История открытии», «Мир и человек», «Миллионы лет до нашей эры», «География» и др.
Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта. Сказки «Про кошку, котёнка, сороку и лечебную рубашку», «Большой друг», «О волшебном цветке и яблоке» и др.
Тематические выставки «День рождения Пушкина», «К 60 – летию Победы», «Картины родной природы», «Выставка детских художников» и т.д.
Центр коммуникации и кругозора
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук Игры на диафрагментального дыхания Дидактические игры на обогащение словаря Дидактические игры на развитие психических процессов Дидактические игры на развитие речи
- волшебные узелки
- разные виды шнуровок
разноцветные волчки
- пластилиновые узоры
трудные виражи и т.д. - ветерок
- бабочка, лети.
- солнышко, покажись
- осенние листья
- подуй на шарик, султанчик, вертушку, вату и т.д. - аквариум
- кто где живёт
- кто как кричит
- скажи ласковой слово
- подбери словечко
- один и много - занимательная полянка
- кто что делает
- чего не хватает
- что изменилось - цепочка слов
- доскажи словечко
- волшебное окно
- скажи наоборот
- придумай слово на заданный звук
Тематические альбомы Овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.
Альбомы на развитие артикуляционного аппарата Артикуляционные профиль, фотографии с артикуляции на все звуки, предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные, и другие звуки
картинки Сюжетные, предметные на составление рассказов
Касса букв Алфавит, наборное полотно
Книги для чтения по слогам «Чтение по слогам» В. Степанова
«букварь» В. Степанова
картотека Стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок
Игры на развитие фонематического слуха «Дятел», «Телефон», «Какое слово лишнее», «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Что мы слышим за окном»
Конструктивный центр
Разные виды конструктора Мелкий (настольные),крупный (напольный) строительный материал и лего и др.
Разные виды транспорта Наземный, водный, воздушный
Макеты Домов, микрорайонов
Дорожные знаки:Запрещающие, предупреждающие
Альбомы «Разные виды домов», «Разные виды мостов», «Разные виды транспорта» (наземный, воздушный, водный)
Образцы Иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, схемы частей строения.
Природный и бросовый материал:Крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др.
Столярная, слесарная мастерская С различными инструментами и материалом: молоток отвёртка, рубанок, пассатижи, шведский ключ, рожковые ключи, струкцына, гвозди, болты и др.

Направление: Социально-личностное развитие
Центр сюжетно – ролевых игр
«Дом» - семья:
- дочки матери; Коляска для двойников мальчик девочка, макет дома с мебелью для Вани и Мани
«Больница»
«Поликлиника» - хирург;
- терапевт;
- педиатр;
- стоматолог;
- окулист;
- процедурный кабинет;
- регистратура;
- рентгеновский кабинет; Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, рентгеновские снимки, лабораторная карта, фанэндоскоп.
«Почта» - почтальон;
- оператор связи; Посылки, бандероль, конверты с письмами, открытки, газеты, журналы, телеграммы, сумка почтальона, почтовый ящик.
«Российская армия» -пограничники;
- пехотинцы;
- ракетчики;
- связисты; Карты, планшет, бинокль, рация, радио телефон, фуражки, береты, китель, пилотки, средство защиты (противогаз)
«Космические полёты» - тренировка космонавтов
- физическая подготовка;
- медицинская комиссия;
- изучение космоса;
- полёт на луну; Скафандр, шлем, радио-связь, карты звёзд, планет, солнечной системы, фотоаппарат, видеокамера, телескоп, продукты питания.
«Военно-Морской флот» - военный катер;
- военный корабль;
- морская пехота;
- подводная лодка; Штурвал, бескозырки, воротники, бинокль, аптечка, планшет, карты, сигнальные флажки, компас.
«Магазин» - продуктовый;
- хлебный;
- ткани;
- спортивный;
- игрушек и другие Касса, чековая лента, деньги, пакеты, макеты, муляжи, спортивное оборудование.
«парикмахерская» - женский зал;
- мужской зал;
- детский зал; Муляжи женской, мужской, детской косметики, игрушки инструменты.
«Правила уличного движения» - регулировщик;
- патрульно-постовая служба;
- вневедомственная охрана; Форма милиционера, жезл, радар, радиотелефон, рация, машина, квитанции.
«Школа» Учитель начальных классов;
учитель труда;
учитель музыки; учитель рисования;
учитель физкультуры;
- директор Звонок, журнал, учебники, тетради, ручки, карандаш, линейки, дневник, ноты, краски, картон, цветная бумага, свисток, секундомер, телефон, документы.
«Библиотека» - библиотекарь;
- читатель; Формуляры, читательский билет, книги, журналы и т.д.
«Детский сад» - заведующая;
- воспитатель;
- помощник воспитателя;
- логопед;
- медицинский работник;
- инструктор по физкультуре; Телефон, книги, папки, с документами, картины, игрушки, музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, медицинский инвентарь и т.д.
Ателье «Белошвейка»
Разные виды ткани:Ситец, лен, шерсть, драп, вельвет, фланель, шёлк и др.
Лекало Фигурные линейки для портных.
Швейная машина
Фурнитура:Разные виды пуговиц, ниток, бусин, лент, кнопки, кружева, крючки, наклейки и др.
Альбомы «Женская одежда», «Одежда зимой», «Праздничная одежда», «И в будни - нарядно», «Школьная форма», «Образцы тканей»
Дидактические игры:«Всё для Алёши», «одень Машу», «Юный модельер», «Мода разных эпох»

Салон красоты «Принц и принцесса»
Зеркало
Муляжи Женской, мужской, косметики.
Журналы Причёсок, макияжа, мод.
Игрушки-инструменты:Фен, бритва, плойка, набор расчёсок, ножницы и т.д.
Альбомы «Материнство», «Отцовство», «Кому, что нужно для работы», «О красоте мужской и женской»

Приложение №2

Паспорт экологического центра (средняя группа)
Энциклопедия - «Новая детская энциклопедия».
- «Тайны живой природы».
- «Мир животных и растений.
- Чудо – всюду».
- «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии».
- «Насекомые-рекордсмены.
- «Рыбы.
- «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого».
- Познавательная литература для детей:
Газина О.М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.;
Крутов В.А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.;
Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр.;
Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр.;
Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.;
Эршон В.Г. « Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр.
Демонстрационный материал - «Животные обитающие на территории нашей страны»
Дидактические игры - «Береги живое» /2ч./; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес».
Географические карты, глобус Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации.
макеты «Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др.
Приборы, материалы для исследования Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.
Альбомы по экспериментированию «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др.
альбом «Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы».
картотека Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений.
Комнатные растения Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста.
Календарь наблюдений За живой и неживой природой.
Аквариум С разными видами рыб и набор по уходу за аквариумом.

Возможные виды самостоятельной деятельности детей, развернутые ими в развивающей среде группы и участка детского сада:
самостоятельная индивидуальная деятельность детей с материалами и пособиями, которые специальным образом оформлены или подобраны – «самообучение» – «самообразование» ребенка (проектировать возможные действия детей с материалами и пособиями);
самостоятельная деятельность как познавательные инициативы детей через проявление интереса и любознательности, вопросы к взрослому, привлечение взрослого к деятельности, самостоятельное экспериментирование детей с предметами и материалами – накопление опыта (проектировать возможные инициативы детей);
самостоятельная деятельность детей по использованию накопленных (приобретенных) представлений в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре – перенос на новое содержание (проектировать условия и возможное содержание деятельности детей).
Литература.
Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Детское экспериментирование и опыты

Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина.

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные, мерные ложки (от детского питания), сита и воронки, половинки мыльниц, формы для льда, резиновые перчатки, медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, деревянные палочки), соломки для коктейля, гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания, разноцветные стаканы из-под йогурта, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники щетка, совок, тряпки.

Технический материал – гайки, скрепки, винтики.

Разные виды бумаги.

Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.

Природный материал.

Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).

Карточки-схемы проведения экспериментов.

На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями.

На стене находится календарь природы, календарь погоды, рядом лежат дневники наблюдений. Настольно – печатные дидактические игры для формирования первичных естественно научных представлений «Дикие животные», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Деревья наших лесов» и т.п.

Почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, камушки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох листья, опилки, стружка пенопласта. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты. Соломка для коктейля разной длины и толщины. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, вата, марля, шприцы без иглы.

Циркуль, весы, часы песочные и стрелочные, мерные стаканчики градуированные.

Термометры для воздуха, воды.

Настольно-печатные математические игры.

Книги по математике.

Образцы поделок и игрушек.

Коробки с разными видами материалов.

Бумага разных видов и размеров.

Вата, поролон, текстиль, цветная проволока, природный материал.

Пробки, палочки, катушки.

Клей.

Кисть, ножницы, со старшей группы – крючок, игла, линейка, циркуль.

Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

Образцы построек и поделок.

Коробки разных размеров.

Палочки.

Наборы для моделирования (со старшей группы).

Центр «Безопасности дорожного движения» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы,

дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Консультация для воспитателей

Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;

2)свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно - развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно - развивающая среда центра искусств в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований.

Для создания предметно-развивающей среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами: Полифункциональность среды - предметная развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Трансформируемость среды - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Например, в ходе НОД с помощью маркеров пространства соответствующее оборудование и материалы центра искусств могут служить музеем, где дети могут пройти с экскурсией по залам живописи, скульптуры или декоративно- прикладного искусства. А уже через несколько минут с помощью маркеров пространства этот же центр превращается в площадку для сюжетно-ролевых игр художественно-творческого содержания в самостоятельной игровой деятельности детей. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам. Вариативности - предполагающий конкретный вариант предметно-развивающей среды центра искусств для конкретной группы и возраста воспитанников данной группы.

Наполняемость и оформление изоуголков групп должны иметь свои варианты, в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможностей помещения. В качестве ориентиров для подбора материала и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Однако, строиться все эти варианты будут вокруг единого стержня требований и рекомендаций. Важно, чтобы предметная среда центра имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Учёт интеграции образовательных областей - предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Например, центр искусств обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.

Или, например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи. Учёт гендерной специфики - предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

Учёт специфики национально-культурных условий. При реализации вариативной части программы предметно - развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально - культурных, демографических, социально - экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. Переводя данную выдержку на центр искусств, мы можем, прежде всего, обратить внимание на оформление этой зоны группы используя национально - культурные мотивы (внешний дизайн, подбор предметов или иллюстраций народных промыслов, игры и тренажёры на мотивы узоров или промыслов народов края (Оренбургский пуховый платок) информационная, иллюстрированная подборка о творчестве художников, скульпторах, архитекторах родного края). Материалы и оборудование центра должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду. Следует систематически проводить анализ состояния предметно -развивающей среды центра с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Особенности оформления уголков изодеятельности в группах ДОУ


Цель: создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

  • расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;

  • использование детского дизайна в оформлении;

  • наличие игрового персонажа;

  • изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;

  • оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;

  • работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

  • работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

  • различная техника изобразительного творчества (образцы);

  • развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

  • знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

  • жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей;

  • образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);

  • уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);

  • наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики;

  • наличие перспективных планов с обеспечением интеграции и преемственности содержания.&

Консультацию подготовил педагог по изодеятельности Бойко О.В