Принцесса на горошине. Прощание с осенью

Предлагаем вам систематизированную подборку контрольных работ по русскому языку, состоящую из тематических диктантов в соответствии с темами УМК "Школа России", авторы учебников Канакина, Горецкий, за третий класс.

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание
1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
2. Прочитайте слова.
Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.
1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
3. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.
Живут, шина –
Часы, щавель –
Чудо, щупальца –
Ночка, ручной –

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

Зимний холод

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.
(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)

Грамматическое задание
4. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
5. Разберите по составу слова: осинка, переход.
6. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Село Юрьево

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова: рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант по теме «Части речи. Имя существительное»

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание
1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.
2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

Контрольный диктант по русскому языку 3 класс 1 полугодие

Зима в этом году выдалась мягкая, снежная. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые шубки кусты и деревья. Радостно ходить по лесу в ясный день. Мохнатые ветки деревьев нависают над узкой тропинкой. Вот постучал по стволу дятел. Хрустнула ветка. А какие шишки на ёлках! Белки, дятлы, клесты добывают из шишек пищу. Вот ком снега упал на землю. В воздухе кружится снежная пыль

Грамматическое задание

1) Выделить изученные орфограммы:

в 3 предложении; в 5 предложении.

2) Подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи:

в 5 предложении; во 2 предложении.

3) разобрать слова по составу:

снежная, денёк; пушистые, тропинкой

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Входная контрольная работа №1

В лесу

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

Грамматическое задание

  1. Подчеркнуть грамматическую основу в 4 предложении.
  2. Разделить слова на слоги: весело, поют, серые, ежики.
  3. Подчеркнуть мягкие согласные, обозначающие мягкость согласных звуков

в словах: ветки, белки.

Контрольная работа №2

В роще.

Наступила осень. Дети идут в рощу. Рядом бежит Жучка. Под кустом шуршит ёжик. Белка грызет шишки. Стучат пестрые дятлы. Интересно детям наблюдать за животными.

Хорошо в роще!

Грамматическое задание:

  1. Найти и подчеркнуть орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
  2. В 4 предложении подчеркнуть грамматическую основу.

Словарный диктант:

Воробей, тетрадь, линейка, карандаш, сорока, девочка, капуста, ягода, посуда, ребята.

Контрольная работа №4

Весна.

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и Миша пускают бумажные кораблики. Мальчики любят играть. Скоро она будут ходить в школу.

Грамматическое задание

  1. В 3 предложении подчеркнуть грамматическую основу.
  2. Разделить слова для переноса: мальчики, огоньки, коньки, ручейки, сильные.
  3. В двух последних предложениях подчеркнуть согласные, обозначающие мягкость согласных звуков

Контрольная работа № 7

Щенок Шарик.

Дядя Витя принес щенка. Петя назвал собаку Шарик. Шарик был рыжий, пушистый. Он ел булку и суп. Летом Петя уехал на дачу в село Каменку. Мальчик взял туда и щенка. Они часто ходили в лес, купались в реке Вязьме.

Грамматическое задание:

  1. В 1 предложение подчеркнуть существительные.
  2. Составить предложение с именем собственным
  3. Разделить слова для переноса: мальчик, щенок, пушистый, рыжий, летом.
  4. В 5 предложении подчеркнуть грамматическую основу.

Контрольная работа № 10

Весной в лесу.

Денис любил ходить в лес с дедушкой. Лес встречал звонкими песнями птиц. Вот стайка грачей. Они прилетели в субботу утром. На веточках деревьев лопались клейкие листочки. Сочная зелень и яркие лесные цветы росли на полянке. Много интересных историй о птицах и зверях рассказал дедушка внуку.

Грамматическое задание.

  1. Во втором предложении подчеркнуть существительное одной чертой, глагол – двумя чертами, прилагательное – волнистой линией.
  2. Выписать два слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Подобрать проверочные слова.
  3. разделить слова для переноса: стайка, суббота, клейкие, полянка, рассказал.

Контрольная работа № 11

Белочка.

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Она сушит грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.

Грамматическое задание.

  1. Сделать грамматический разбор первого предложения.
  2. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подобрать проверочные слова.
  3. Выписать 2 слова с парными согласными по звонкости-глухости на конце корня. Подобрать проверочные слова.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову зима. Выделить корень.
  5. Сделать транскрипцию слова МОРОЗ.

3 класс

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Совенок

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совенка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совенка. (42 слова)

Грамматическое задание:

  1. Во втором предложении сделать грамматический разбор.

Контрольная работа № 2

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть гласные члены пятого и шестого предложений.
  2. Написать три однокоренных слова, выделить корень.
  3. разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.

Контрольная работа № 3

Зима

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)
  2. Разобрать слово по составу: подснежник, зеленка, замазка.
  3. выписать три слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова.

Контрольная работа №4

Находчивые птицы.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. подобрать и записать два слова на то же правило.

Контрольная работа №5

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам третье и десятое предложения. (по вариантам)
  2. Разобрать по составу слова: осинка, переход.
  3. Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольная работа № 6

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! (47 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.
  3. найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

Контрольная работа № 7

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. второе и пятое предложение разобрать по частям речи.
  2. написать пять имен существительных с шипящим согласным на конце.

Контрольная работа № 8

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Разобрать по членам предложения четвертое предложение.

Узкий ручей-

Старательный ученик-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными во множественном числе.

4. Разобрать по составу слова: сахарные, лесистый, глубокая.

2 вариант

1. Разобрать по членам предложения пятое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Трусливый мальчик-

Высокий куст-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными среднего и женского рода.

4. Разобрать по составу слова: северное, голосистый, сказочные.

Контрольная работа № 9

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (79 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам седьмое и девятое предложения
  2. разобрать по составу слова: 1-засветило, утренний, березки; 2-развесили, веселый, местечко.

Контрольная работа № 10

По зеленым тростникам ползли золотые солнечные колечки. Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Растения дрогнули. Показался плоский утиный нос.

Это продиралась вперед утка -чируша. За ней гуськом по дорожке торопились утята. Один утенок застрял между стеблями. Он стал пищать: утка ринулась назад. Схватила птенца носом за шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищит и дергает ногами.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова. Подобрать и написать два слова на это правило.
  2. Выписать два слова с непроверяемым написанием. Написать еще два таких слова.
  3. Выписать два слова с приставками.
  4. В первом и четвертом предложениях обозначить грамматическую основу. Указать части речи.
Выписать нераспространенное

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей ; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст .

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом .

Звонкий ручьи; смолистые почки.

м. р., ед. ч., Т..п.

ж. р., ед. ч., Д. п.

Храбрый мальчик, широкий ручей; небрежный мальчик, низкий куст.

Сосновую шишку, крепким клювом

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый , говорливый ручеёк . Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик . Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки ; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко .

3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу

пр. вр., ед. ч.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image099.png" width="23" height="16">.png">.png" width="10" height="16">Засветило, утренний, берёзки; развесили, весёлый, местечко

Побежал, взглянешь, принесу

Контрольное списывание № 1

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(По Г. Остеру)

Контрольное списывание № 2

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!

Контрольное списывание № 3

Липки

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.

Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки , щёчки , спинки . Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото. (70 слов)

Грамматические задания:

1. Выпишите предложение с однородными второстепенными членами предложения и разберите его по частям речи и членам предложения.

2. Выпишите из предложения два словосочетания с вопросами.

3. Выполните фонетический разбор слова «дорожки».

Шумит (где?) в лесу, пропитались (чем?) солнцем.

https://pandia.ru/text/80/254/images/image128.png" height="17">Дорожки - дарошк´и - 3 слога

д – д - согл., тв., зв., парн.

о – а - гл., безуд.

р – р - согл., тв., зв., непарн.

Контрольно-измерительные материалы

Критерии отметок

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Объем диктанта:

1-й класс- 15-17 слов.

2-й класс - 1-2 четверть - 25-35 слов.

3-4 четверть - 35-52 слова.

3-й класс - 1-2 четверть - 45-53 слова.

3-4 четверть - 53-73 слова.

4-й класс- 1-2 четверть - 58-77 слов.

3-4 четверть - 76-93 слова.

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Оценки:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс- 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

ТЕСТ

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая-за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Во втором классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В третьем и четвертом классах за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.

Контрольные работы

I четверть

Входной контрольный диктант №1

Совенок

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совенка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совенка. (42 слова)

Грамматическое задание:

Выписать из текста 2 слова с проверяемой безударной гласной, подобрать и записать проверочные слова.

Контрольный диктант по теме «Повторение» № 2

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей. (48 слов)

Грамматическое задание:

1.Разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть. №3

Любители мастерить.

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козленок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)

Грамматические задания.

    Третье предложение разобрать по членам предложения.

    Разделить для переноса слова:

1 вариант: открыта, мастерская

2 вариант: отнесли, красивая

II четверть

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» № 4

Зима

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

Грамматическое задание:

1.В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)

2.Разобрать слово по составу: подснежник, зеленка, замазка.

Итоговый контрольный диктант за 2 четверть. №5

Находчивые птицы.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

Грамматические задания:

1.Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.

2.Подобрать и записать два слова на то же правило.

III четверть

Контрольный диктант №5

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

Грамматические задания:

1.Разобрать по членам третье и десятое предложения. (по вариантам)

2.Разобрать по составу слова: осинка, переход.

3.Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» № 6

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! (47 слов)

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

2.Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.

3.Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

Контрольный диктант по теме «Правописание приставок и суффиксов» №7

Чик и Чирика.

Чик и Чирика – молодые воробьи. Они поженились и отлично зажили одной семьёй. Для гнезда выбрали широкую щель под крышей. Натаскали соломы, перьев. Чирика отложила яички. Чик полетел добывать червячков.

Чирика выглянула из гнезда. С крыши протянулась лапа с когтями. Рванулась Чирика. Пучок перьев остался у кота. Он запустил в щель длинную лапищу и выволок гнездо. Проглотил яички. Скинул лёгкое гнёздышко на землю.

Горько плакала Чирика. (68 слов).

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены в пятом и шестом (по вариантам) предложении.

2.Разобрать слова по составу (по вариантам) пучок, длинную, лапищу, гнёздышко.

Итоговый контрольный диктант за 3 четверть №8

Зимний вечер.

Короток зимний вечер. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На небе зажглись звёзды. Мороз крепчал. Вьюга наметала большие сугробы.

Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В маленькой избушке стало тепло и уютно.

Слова для справок:короток, сумрак, огонь.

IV четверть

Контрольный диктант по теме «Предложение. Словосочетание» № 9

Компас.

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петька двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали куски глины и камни. Петька посмотрел на круглые часы с острой стрелкой. Стрелка двигалась. Это был компас. (57 слов).

Слова для справок: компас, палатка.

Грамматическое задание.

1.Выписать из текста два словосочетания: сущ. + прил.

2.Разобрать по членам предложения 3 и 6 предложения (по вариантам).

Итоговый контрольный диктант за 4 четверть. №10

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (79 слов)

Грамматическое задание:

1.В седьмом и девятом предложениях подчеркнуть главные члены, указать словосочетания.

2.Разделить слова для переноса: сосульки, съело, глубокую.

Контрольное списывание 1.

Цели: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, вставок и искажений; грамотно записывать слова с безударной гласной, имена собственные.

Заботливая мама.

У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял ёжика в руки, погладил по мягким иголкам. Ёжик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ёжика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.(По В.Баныкину)

Слова для справок: ежонок, устремилась, увидел, принюхивалась.

Контрольное списывание 2.

Цели: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, вставок и искажений; грамотно записывать слова с безударной гласной, с парной согласной.

В лесу.

Наступили первые весенние деньки. Робкий луч солнца пробрался в чащу леса. Земля покрыта снегом. Только на опушках журчат ручьи. На голых ветках орешника показались первые цветы. Серые комочки висят на гибких прутьях. Это серёжки. Около старого пня была проталина. Лесник Иван Петрович осмотрел поляну. Тихо в лесу. Но вот над лесом пронеслась стайка птиц.

Изложение. №1

Осенний лес.

Красив осенний лес на закате. Солнце спряталось, а он ещё сверкает, как золотой остров. Кажется, от деревьев идёт свет. Особенно от рябины и осины.

Высокая большая рябина вся в красных бусах. Маленькая рябинка – это живая сказка. Села в высокую траву Жар – птица и распустила свой огненный хвост.

Но королева осеннего леса – это осина. Летом она простушка с невзрачными листьями, сереньким стволом. Но осенью осина превращается в красавицу. Листья осины могут быть жёлтыми, малиновыми, оранжевыми, лиловыми.

    Свет осенних деревьев на закате.

    Рябина как Жар – птица.

    Королева осеннего леса – осина.

Изложение.№2

Наконец пришла зима! Первые снежинки закружились в воздухе.

Проснулась на зорьке Пеструшка. Осмотрелась и не узнала знакомого леса. Что стало с ним? Он весь был пушистый и белый.

Скоро проснулись тетерева. Они тоже с удивлением оглянулись по сторонам и обрадовались. Теперь на всю зиму убежище есть. Полетают по лесу, покормятся – да и в снег спрячутся отдыхать. Хорошо там! (По Г.Скребицкому)

Изложение.№3

Диковинная берёза.

Иду я раз на лыжах по зимнему лесу – вдруг лыжня в сторону свернула. Выбралась я на какую-то поляну и глазам своим не верю. Стоит на той поляне берёза дивная: грозди

рябины краснеют.

Подошла я поближе и только тут а разглядела, что рябина на ветках берёзы развешана. К нижним сучьям кусочки сала привязаны, а в развилке сучьев дощечка приделана, на

ней остатки семян лежат.

Порадовалась я, что чья-то добрая рука такую диковинную кормушку смастерила.

(По В.Чаплиной)

Изложение.№4

Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших

матрёшек, располагая их по росту.

Мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим,

как угли румянцем. . Синие их глаза он прикрыл длинным ресницами. На плечи наки-

нул шаль алого цвета. На сарафане – большие розово-малиновые цветы шиповника.

Изложение.

Март в лесу.№5

Воздух пахнет весной. С каждым днём солнце светит ярче и греет сильнее. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени. Сыреет, мякнет под ногами податливый снег.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны.

Вот под лучами мартовского солнца свалилась с макушки дерева и рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка.

Вот почти над самой головою послышалась звонкая барабанная трель.

Это долбит по сухому дереву лесной музыкант – пёстрый дятел. Издалека доносятся

звуки других барабанов. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны.

(По И.Соколову-Микитову)

Контрольное изложение.№6

Котёнок.

Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Он был серый с

белыми лапками

У дороги рос щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка.

Выехал охотник с двумя собаками. Собаки бросились к котёнку. Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле.

Вася бросился к котёнку. Он закрыл его своим телом от собак. (По Л.Толстому)

1.На прогулке.

2.Котёнок один.

3.Встреча с собаками.

4.Беда миновала.

Слова для справок: щавель, охотник, прижался, с собой.

Изложение №7 (с.123 №49)

Рано утром на озёрах, прудах появляются из воды большие бутоны. Едва солнечные лучи коснутся поверхности воды, бутон превращается в прекрасный белый цветок. Это водяная лилия, или белая кувшинка.

Кувшинка удивительно красива! Её цветок похож на чашечку розы, но почти вдвое больше. Белые лепестки окружены правильными кожистыми тёмно-зелёными листьями. Особенно хороши они на фоне воды.

Почему прозвали эту красавицу кувшинкой? Её семена очень похожи на кувшинчики. На Руси называли кувшинку «одолень-трава». Верили, что она излечивает от многих болезней, оберегает от многих бед, одолевает зло.

Но встреча с этим красивым цветком - редкость. Виной тому мы сами. Бездумно человек выдёргивает с корнем кувшинки. И не они нас, а мы должны оберегать это чудесное творение природы. (По Б.Чащарину)

Изложение №8(с.125 №3)

Дело было в экспедиции. Сижу я на камне и ем. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Не могут понять, что я делаю. Стал прибивать умывальник на доску, тоже окружили и внимательно смотрят. Очень пингвины любопытны.

Раз я в палатке примус разжёг. Примус шумит. Захотел я выйти из палатки – не смог. У входа стоят пингвины и слушают звук примуса. Согрел я чай и выключил примус. Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё слушать его «музыку». Я снова включил примус - пусть слушают. (По Г.Снегирёву)

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов от_____2013 №__

Председатель ШМО / Кузовкова А.С./