Твардовский снега потемнеют синие история создания. План-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему: "А.Т


Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети».

Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и в частности, трактовке Писарева.
Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы –о нигилизме, аристократизме, практической пользе и проч. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для . Все слова Павла Петровича – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все «принсипы» Павла Петровича сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания – в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»). Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом . Настоящий оппонент вождю нигилистов – Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с . Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей – он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о ! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и проч.) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров – порождение пороков старшего поколения, философия – это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот. Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии – сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с , но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для , ни для брата. Оружие последних в споре – логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, – для и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет. Это в состоянии понять сын Николая Петровича, Аркадий, который в конце концов приходит к выводу о несостоятельности идей . В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика . Весь дальнейший путь , описанный в романе, – опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность не в состоянии понять всего этого. Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть – это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, –любовь к Одинцовой. Тургенев на каждом шагу опровергает . Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа –храм, а не мастерская, и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности . Кроме того, Тургенев сумел показать в образе и очень опасные тенденции – крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с , когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину» о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма – к развенчанию. Не случайно после смерти у него не остается последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене – описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, – вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы – человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его.
Д. И. Писарев ОТЦЫ И ДЕТИ
Базаров
О романе в целом:
«...В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры; есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни... Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника».
О :
«В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах».
«Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина... На людей, подобных , можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо... Он не метит в губернские тузы: если воображение иногда рисует ему будущность, то эта будущность как-то неопределенно широка; работает он без цели, для добывания хлеба насущного или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет. Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».
«Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные!»
«Если базаровщина – болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать... Относитесь к базаровщине как угодно – это ваше дело; а остановить – не остановите; это та же холера».
«Базаров завирается – это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина – потерянное время; заниматься музыкой – смешно; наслаждаться природой – нелепо... Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм... Увлечение очень естественно; оно объясняется, во-первых, односторонностью развития, во-вторых, общим характером эпохи, в которую нам пришлось жить. Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами».
«Личность замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов».
«Он не способен поддерживать с женщиной обязательные отношения; его искренняя и цельная натура не поддается на компромиссы и не делает уступок; он не покупает расположение женщины известными обязательствами; он берет его тогда, когда оно дается ему совершенно добровольно и безусловно. Но умные женщины у нас обыкновенно бывают осторожны и расчетливы... Словом, для нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и с своей стороны горячо ответить на это чувство».
«Умереть так, как умер Базаров, –все равно что сделать великий подвиг... Рассудочность была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину».

О преемственности образа :
«... холоднее Печорина, и потому дурит гораздо больше Онегина, кидается за впечатлениями на Кавказ, ищет их в любви Бэлы, в дуэли с Грушницким, в схватках с черкесами, между тем как вяло и лениво носит с собою по свету свое красивое разочарование. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек, владеющий обеспеченным состоянием, выросший в атмосфере барства и не получивший серьезного образования. Рядом с этими скучающими трутнями являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу... Общество глухо и неумолимо; горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным... Казалось, рудинству приходит конец, и даже сам г. Гончаров похоронил своего Обломова и объявил, что под русскими именами таится много Штольцев. Но мираж рассеялся –Рудины не сделались практическими деятелями: из-за Рудиных выдвинулось новое поколение, которое с укором и насмешкой относилось к своим предшественникам... Они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности. Словом, у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

Отношение Тургенева к :
«Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма...»
«Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах , о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью...» /
«Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».
Аркадий:
«Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо... Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности».
«Аркадий... напяливает на себя идеи , которые решительно не могут с ним срастись».
Павел Петрович:
«Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров... Убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит... В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как сам Базаров».
Ситников и Кукшина:
«Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины... Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями: ни один благоразумный человек не порадуется тому, что он стоит с ними под одним знаменем...»
1. Смысл названия романа «Отцы и дети».
2. Характер конфликта в романе.
3. Базаров – «лицо трагическое».
4. Художественное мастерство Тургенева.

Название романа Тургенева никак не связано с противопоставленностью героев в семейно-возрастном плане. В романе художественно осмысляется идейная борьба эпохи: антагонизм позиций либеральных дворян («отцов») и разночинцев-демократов («детей»).
Добролюбов еще в 1859 году, размышляя об общественной ситуации в России, иронически характеризовал поколение сороковых годов как «мудрую партию пожилых людей... с высокими, но несколько отвлеченными стремлениями». «Говоря «пожилые», – замечал критик-демократ, – мы везде разумеем людей, которые прожили свои молодые силы и уже не умеют понимать современное движение и потребности нового времени; такие люди встречаются и между двадцатипятилетними». Там же Добролюбов размышляет и о представителях «нового» поколения. Они отказываются от преклонения перед возвышенными, но абстрактными принципами. «Их последняя цель не совершенная рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение «возможно большей пользы человечеству», – пишет критик. Полярность идейных установок очевидна, противостояние «отцов» и «детей» назрело в самой жизни. Чуткий к современности Тургенев-художник не мог на него не откликнуться. Столкновение Павла Петровича Кирсанова как типичного представителя поколения 40-х годов с Евгением , носителем новых идей, неизбежно. Их основные жизненные и мировоззренческие позиции выявляются в диалогах-спорах.
Диалоги занимают в романе большое место: их композиционное господство подчеркивает идейный, мировоззренческий характер основного конфликта. Тургенев, как уже отмечалось, по своим убеждениям был либералом, что не помешало ему показать в романе несостоятельность героев – дворян-либералов во всех сферах жизни. Писатель определенно и достаточно жестко оценивал поколение «отцов». В письме к Случевскому он отмечал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Отец братьев Кирсановых – боевой генерал 1812 года, человек простой, даже грубый, «всю жизнь тянул свою лямку». По-иному складывается жизнь его сыновей. Николай Петрович, вышедший из университета в 1835 году, начал службу по протекции отца в «министерстве уделов». Однако вскоре после женитьбы ее оставил. Лаконично, но емко автор рассказывает о его семейной жизни: «Супруги жили очень хорошо и тихо, они почти никогда не расставались. Десять лет прошло как сон... И Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо». Повествование окрашено мягкой авторской иронией. Никаких общественных интересов у Николая Петровича нет. Университетская юность героя проходила в эпоху николаевской реакции, и единственной сферой приложения его сил стала любовь, семья. Павел Петрович, блестящий офицер, оставил карьеру и свет из-за романтической любви к загадочной княгине Р. Отсутствие социальной активности, социальных задач, отсутствие навыков ведения хозяйства ведет героев к разорению. Николай Петрович, не зная, где добыть деньги, распродает лес. Будучи человеком мягким по натуре, либеральных убеждений, он пытается реформировать хозяйство, облегчить положение мужиков. Но его «ферма» не дает ожидаемых доходов. Автор замечает по этому поводу: «Их хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева». Выразительно и многозначительно описание убогих деревень, мимо которых проезжают герои в начале романа. Природа под стать им: «Как нищие в лохмотьях стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...». Возникала печальная картина русской жизни, от которой «сердце сжималось». Все это – следствие неблагополучия общественного устройства, несостоятельности помещичьего класса, в том числе и субъективно весьма симпатичных братьев Кирсановых. Упование на силу аристократии, высоких принципов, столь дорогих Павлу Петровичу, не поможет изменить социально-экономическое положение России. Болезнь зашла далеко. Нужны сильные средства, революционные преобразования, считает «демократ до конца ногтей» Базаров.
Базаров – центральный персонаж в романе, именно он герой времени. Это человек дела, материалист-естественник, демократ-просветитель. Личность по всем параметрам антагонистически противопоставленная братьям Кирсановым. Он из поколения «детей». Однако в образе в большей мере сказались противоречия мировоззрения и творчества Тургенева.
Политические взгляды содержат некоторые черты, присущие лидерам революционной демократии 60-х годов. Он отрицает общественные устои; ненавидит «барчуков проклятых»; стремится «место расчистить» для будущей правильно устроенной жизни. Но все-таки определяющим в его политических взглядах был нигилизм, который Тургенев отождествляло революционностью. В письме к Случевскому он так и писал: «...и если он называется нигилистом, то надо считать: революционером». Нигилизм был крайним течением в революционно-демократическом движении и неопределяющим его. Но абсолютный нигилизм по отношению к искусству, любви, природе, душевным переживаниям был авторским преувеличением. Такой степени отрицания не было в мировоззрении шестидесятников.
Базаров привлекает своим стремлением к практической деятельности, мечтает «обломать много дел», правда, каких именно, мы не знаем. Его идеал – человек дела. В имении Кирсановых он постоянно занимается естественнонаучными опытами, а приехав к родителям, начинает лечить окрестных крестьян. Для важна сущность жизни, потому он так пренебрежительно относится к ее внешней стороне – своей одежде, внешнему облику, манере поведения.
Культ дела, идея пользы порой превращаются у в голый утилитаризм. По направленности мировоззрения он ближе к Писареву, чем к Чернышевскому и Добролюбову.
Противоречивы отношения с простым народом. Несомненно, он ближе к нему, чем надушенный, чопорный Павел Петрович, но мужики не понимают ни его поведения, ни его целей.
Базаров показан Тургеневым в чуждой для себя среде, у него, по сути дела, нет единомышленников. Аркадий – временный попутчик, попавший под влияние сильного друга, его убеждения поверхностны. Кукшина и Ситников – эпигоны, пародия на «нового человека» и его идеалы. Базаров одинок, что делает его фигуру трагической. Но есть в его личности и внутренний диссонанс. Базаров провозглашает цельность, но в его-то натуре ее как раз и нет. В основе его мировоззрения лежит не только отрицание признанных авторитетов, но и уверенность в абсолютной свободе собственных чувств и настроений, убеждений. Именно эту свободу он демонстрирует в споре с Павлом Петровичем после вечернего чая, в десятой главе романа. Но вот встреча с Одинцовой и любовь к ней неожиданно показывают ему, что этой-то свободы у него и нет. Он оказывается бессилен совладать с тем чувством, само существование которого он так легко и смело отрицал. Будучи идейным максималистом, Базаров не способен отказаться от своих убеждений, но и победить свое сердце он не в силах. Эта раздвоенность причиняет ему огромные страдания. Собственные чувства, жизнь сердца нанесли страшный удар по его стройной мировоззренческой системе. Перед нами уже не уверенный в себе человек, готовый к разрушению мира, а, как говорил Достоевский, «беспокойный, тоскующий Базаров». Смерть его случайна, но в ней проявилась жизненная закономерность. Мужество в смерти подтверждает незаурядность его натуры и даже героическое начало в нем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», – писал Писарев.

Тургеневский роман о герое времени, «новом человеке» написан с безукоризненным мастерством. Прежде всего оно проявилось в создании образов персонажей. Аналитический портрет героя дает его емкую социально-психологическую характеристику. Так, «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся еще красивее от нежной белизны рукавичка, застегнутого одиноким крупным опалом...» подчеркивает аристократизм Павла Петровича, вместе с другими деталями портрета указывает на романтический характер этого персонажа. «Длинный балахон с кистями» и «обнаженная красная рука», которую Базаров не сразу подает Николаю Петровичу, – эти портретные детали красноречиво говорят о демократизме и его независимости.
С большим мастерством автор передает своеобразие речи персонажей. Плавная и любезная речь Николая Петровича говорит о его мягкости, о деликатности натуры. Речь Павла Петровича надменна, намеренно архаизирована, а когда он говорит о чуждом и даже враждебном ему – презрительна и груба. Богата и разнообразна речь . Так, в разговоре с Павлом Петровичем «этот лекарский сын не только не робел, но даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». По-другому, очень внимательно и умно, он разговаривает с Одинцовой. В речи много естественнонаучных терминов, он привык называть вещи своими именами.
Особую роль в романе играет пейзаж, который, как всегда у Тургенева, необычайно выразителен. Реалистические картины природы в романе связаны с действием, то составляя его фон, то создавая настроение. Пейзаж кладбища в эпилоге романа передает определенное настроение и вызывает философские размышления. Он психологичен и философичен.
В манере повествования Тургенев стремился к лаконичности, но сжатая форма повествования не помешала автору раскрыть глубокие и масштабные проблемы своего времени. Роман «Отцы и дети» – одно из лучших произведений И.С.Тургенева.

«Снега потемнеют синие…» Александр Твардовский

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Анализ стихотворения Твардовского «Снега потемнеют синие…»

Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.

Твардовский остро чувствует подобные перемены и приветствует их, о чем свидетельствует стихотворение «Снега потемнеют синие…», написанное в 1965 году. Он подмечает каждую мелочь и видит, как «прозрачный еще лесок» заполняется талой водой, которая несет в себе живительную силу. Снег сходит с проселочных дорог, обнажая их черноту. Они, словно вены на руках, соединят между собой поля и луга, леса и деревни. Пройдет совсем немного времени, и по ним весело побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва».

Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее , так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот удивительно яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений. Точно также, как листва и трава, в какой-то момент жизни встречаются старики и дети. Первые уходят, чтобы уступить место молодым, а вторые лишь делают несмелые шаги навстречу неизведанному, которое их волнует и пугает одновременно. Пройдут годы, и те, кто когда-то давно были детьми, повторят путь своих предков, унося в небытие воспоминания о каждом прожитом дне. Однако пока этого не произошло, есть возможность в полной мере насладиться ольховой пыльцой, которая, как и в детстве, оседает на лице под дуновением теплого весеннего ветерка.

Способность чувствовать точно так же, как и много лет назад, вызывает искреннее изумление у Твардовского, который предполагает, что прошлое и будущее не просто встречаются в определенный момент. Они существуют как бы в параллельных измерениях, поэтому «свежесть поры любой не только была да канула, а есть и будет с тобой». Так же, как весна приходит на смену зиме, юность плавно перетекает в старость . Однако если природа сталкивается с этим явлением регулярно, то человеку пережить это удается лишь однажды. Но когда завершается очередной цикл, есть надежда, что все вернется на круги своя, ведь смерть всегда идет рука об руку с новой жизнью.

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Ты уйдешь усталая, Слов не говоря, И погаснет алая Зимняя заря. И дорогу ровную Заметет пурга, Злые подмосковные Синие снега Будут ночи черные Мчаться без следа, Как туманы горные, Будут...
  2. Поля ждут снега, Сны — сожженья, И, самым милым дорожа, Ни суеты, ни сожаленья. А очищен ья ждет душа. Чтоб, Ввечеру нам наметелив Сугроб гусиного пера, К рассвету- Набело, Ни...
  3. Снега буреют, тая, И трескается лед. Пасхальная, святая Неделя настает. Весна еще в тумане, Но знаем мы — близка… Плывут и сердце манят На волю облака. И радуется Богу Воскресшая...
  4. Какое блаженство, что блещут снега, что холод окреп, а с утра моросило, что дико и нежно сверкает фольга на каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канитель восходят...
  5. Для всех раскрылась зеленая библия, Зеленая книга весны,- А я не знаю… не знаю. погиб ли я, Иль это лишь призрак, лишь сны… Синеет небо сквозь зыбкие листики… Простор… суета…...
  6. 1 Столпотворение — Зима по плечи. Нет освещения И вышли свечи. Но есть и хлеб в дому, И печка — рядом. А как же бедному Под снегопадом? К стеклу оконному...
  7. На фотографии в газете нечетко изображены бойцы, еще почти что дети, герои мировой войны. Они снимались перед боем — в обнимку, четверо у рва. И было небо голубое, была зеленая...
  8. Лишь утром снега берегут Остатки ночной тишины. Стоял альпинист на снегу У скал красноватой стены. И кончив вязать на себе Веревку, ведущую к другу, Пожал он багровой Ушбе Холодную скальную...
  9. За осоку, за лед, за снега, В тихий дом позвала, где звенели стаканы. И опять голубая в гранитах река И сквозные дома и реянье ночи. Эй, горбатый, тебя не исправит...
  10. Сверкают от снега Уральские горы, Туманкой морозною скрыт небосклон, У гор приютились сосновые боры И льют аромат из развесистых крон. Под белым убором различны узоры: То остов скалы, то пенек,...
  11. Раскрылись синие провалы Глубоких, тающих высот. Небо наливаться стало Медом из осенних сот. Светлыми паутинками Стекает со жнивий сок. Прощальными голосами тинькают Птицы в золотой песок. Тушканчик скачет сиротливо Над...
  12. Давно ты дал в порыве суеверном Мне зеркало в оправе из свинца, И призрак твоего лица Я удержала в зеркале неверном. И с этих пор, когда мне сердце жжет Тоска,...
Вы сейчас читаете стих Снега потемнеют синие, поэта Твардовский Александр Трифонович

Тема весны в творчестве любого поэта связана с обновление. Обновлением мира, человека, его души. Весной в глубинах каждого рождается мечта, стремление к новому, новая любовь.

Почему же Александр Твардовский, будучи уже немолодым человеком в 1965 году обратился к этой теме в своем стихотворении «Снега потемнеют синие»? Что подвигло его, сторонника коллективизации, живопишущего Сталина скачущем на коне, военного корреспондента, прошагавшего ВОВ бок о бок с солдатами и размышлявшего в период оттепели о роли личности в истории, о жизни и смерти, прильнуть к пробуждающемуся лону природы?

В понимании Твардовского весна, это не только романтичное время года, это бесконечный цикл смены старого на новое. В его строках «листву прошивая старую, пойдет строчить трава» мы видим встречу осени, поры увядания, и весны, времени пробуждения. Покуда «темнеют синие снега», являющиеся метафорой сталинского тоталитаризма, ручьи «хрущевской оттепели» разбудят спящий лес. Поэт надеялся, что новое поколение людей, прошив жухлый покров леса, станет тем обновлением, которое выведет Россию на новый виток истории. Он не отрицает связи поколений, не откидывает прошлое, как нельзя изъять из календаря осень и зиму. Они сделали свое дело: опавший лист удобрил землю, снег напоил ее. Старое и новое неразрывны в его произведении, как непрерывна смена стариков и детей.

Словно сам, омолодившись с пришедшей весной, автор со всей искренностью юности восхищается новизной мира, радуется «ольховой пыльце принесенной из детства». В последней строфе стихотворения сквозит легкая грусть – весна жизни человека, его молодость позади. Но, подобно мудрой природе, Твардовский «чует свежесть поры любой». Этой метафорой поэт подводит нас к мысли, что все смертно и бесконечно одновременно, на смену старой придет новая жизнь.

К выразительным средствам стихотворения можно отнести: эпитеты – снега синие, прозрачный еще лесок, сырая ночь, нежно-зеленая ольховая пыльца, недвижимая гладь; метафоры – воды зайдут низинами, недвижимой гладью прикинутся, в поход отовсюду кинутся ручьи, листву прошивая старую, пойдет строчить трава, из детских лет донесенная пыльца, свежесть поры любой

Школа: МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»

Учитель : Хадисова Мадина Гусейновна

Предмет: литература

Класс : 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество. «Снега потемнеют синие.»

Цели:

1 . Образовательная цель : совершенствование навыков анализа лирического произведения

2 . Развивающие цели:

Развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

Развитие элементов творческой деятельности;

Развитие навыков устной и письменной речи;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание любви к прекрасному, родной природе;

Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1. Иллюстрации «Весеннее пробуждение природы»,

2. Аудиозапись стихотворения «Снега потемнеют синие» в исполнении самого поэта

А. Т. Твардовского.

3. Фрагмент музыкального видеоролика, «Весеннее пробуждение природы»

4 . Компьютер, проектор.

5 . Мультимедийное обеспечение (презентация).

6. Видеоролик о жизни и творчестве А Т Твардовского.

Структура урока .

I. Оргмомент.(1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. 10 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Вводное слово учителя. Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (5 мин.)

2.Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие» (10 мин.)

3. Словарная работа (5 мин.)

4. Чтение стихотворения учащимися (5 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. (4 мин.)

Ход занятия

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

(Слайд № 1)

II . Проверка домашнего задания

1.Факты жизни А.Т.Твардовского.

2. Презентация учащихся

3. Рисунки, иллюстрации учащихся «Наступление весны»

III . Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук.

(Слайд № 2) Просмотр видеоролика о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского?

Беседа по вопросам.

Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

О чем его первые стихи?

(Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)

Постановка целей и задач занятия

(на примере лирического произведения А.Т.Твардовского, музыки и изобразительного искусства попытаемся понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

Давайте послушаем стихотворение А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие», как же он изображает картины природы.

(Слайд № 3)

2) Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие».

(Слайд № 4)

3) Словарная работа

(Слайды № 5,6)
низи́на – низкое место, откуда текут ручьи
ру́сло - углубление,направление, путь, по которому
течёт вода
ри́нутся – устремятся, бегут
та́лая – влажная земля
обвя́нет – станет мягкой
ольха́ – лиственное дерево или кустарник семейства березовых.
ка́нула – была исчезла

Анализ стихотворения.

(Слайд № 7)

Докажите, что тема – уходящая зима

(Снега потемнеют, воды зайдут, ручьи ринутся, пойдёт строчить траву)

С чем в сознании поэта связана наступающая весна?

(Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.)

С чем ассоциируется у лирического героя ранняя весна?

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется
у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот
в природе вселяет оптимизм.

(Слайд № 8)

С каким настроением герой встречает весну?
Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. Он радуется .
(Слайд № 9)
Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт? Приведите примеры эпитетов, олицетворений, метафор
.

(Слайд № 10)

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И
воды зайдут низинами
В
прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом -
в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся ,
Из русел выбив
ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава ,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца
,
Из детских лет донесенная,
Как тень , коснется лиц

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только
была да канула ,

А есть и будет с тобой. 1965

(Слайд № 11)

Картина, созданная Твардовским, напоминает вышивку. Что, по-вашему, должно быть на этой вышивке (по тексту - примеры)?

Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

(Слайд № 12)

(Возрождает лучшие чувства; радость, восхищение, ожидание новой жизни в природе).

(Слайд № 13)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества..

4. Чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом.


Выучить стихотворение наизусть
Письменно проанализировать стихотворение по плану:
Название стихотворения (если есть), его значение (почему стихотворение так названо?)
Основная тема стихотворения (о чем идет речь в стихотворении?).
Определите стихотворный размер стихотворения.
Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Зачем их использует автор?
Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении? Какие ключевые слова можно выделить в тексте?