Звуковая культура речи ш средняя группа. План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Звуковая культура речи: звук Ш"

Цель. Показать детям артикуляцию звука ш , учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш .

Ход занятия

«Послушайте, – говорит педагог, – о чем я сегодня вам расскажу.

Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: „Хвостик греется на солнышке“, а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: „Собака!“, а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш , подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш» .

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

«А теперь давайте играть, – предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

«Слов, которые начинаются со звука ш, очень много, – продолжает разговор педагог. – Шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим, услышите ли вы звук ш , когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш , хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы . (Произнося слово, педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово.)

Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком ш ».

Воспитатель читает стихотворение «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина):


Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.

«И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?» – спрашивает педагог.

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком ш .

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ш »).

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокращении):


Гуси-лебеди, спешите,
Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,
Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура речи: дифференциация звуков С -Ш.

Цель. Познакомить со звуками С-Ш.

Образовательные задачи: закрепить правильное произношение звуков С-Ш; дифференцировать их на слух; отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками; упражнять детей в подборе слов со звукам С и Ш; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков С и Ш, на определение позиции звука в слове.

Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, дыхание.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал: картинки (пес, лошадь, ландыш). Карточка с тремя окошками, фишка. Плакат с изображением разных картинок, в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Фишки синего и красного цвета.

Раздаточный материал: карточки с тремя окошками, фишка. Карточки с изображение картинок в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Карандаши красного и синего цвета.

1.Организационный момент.

С Добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень!

Улыбнемся мы друг-другу, улыбнемся мы гостям!

На занятье не зевать на все вопросы отвечать!

2. Основная часть.

Ребята, сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учится различать звуки, а какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступила осень. Саша с Настей поехали на велосипеде в лес за грибами. В лесу дети увидели змею. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш-Ш. Саша испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая змея сердитая!» Дети решили не трогать змею и отправились к ручью. Тут у Насти произошла неприятность с велосипедом- колесо спустило. Он взял насос и стал качать: С-С-С-С. Это засвистел веселый насос. Саша помог сестре накачать шину, и они вместе поехали дальше собирать грибы.

Итак, ребята, какой вы слышали звук, когда змея грозно шипела на Сашу с Настей? (Ш-Ш-Ш).

А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С).

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Ребята давайте поиграем, если вы услышите звук «С», то нужно показать, как будто вы качаете насос, а если услышите звук «Ш», сделайте зигзагообразное движение кистью руки, от себя, как будто уползает змея. (Произношу звуки Си Ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук).

А теперь ребята задание посложней, я буду называть слова со звуками Си Ш, а вы услышав заданный звук, выполняйте движения: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи»

Звук «ш»

Цель:

Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах и фразах.

Задачи:

  1. Укреплять артикуляционный аппарат.
  2. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, ориентируясь на окончания слов, в образовании слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.
  3. Учить правильно регулировать темп и силу голоса, развивать речевое дыхание – произносить звук «Ш» длительно на одном выдохе.
  4. Учить составлять короткий описательный рассказ о картинке.
  5. Воспитывать выдержку, умение выслушивать товарища, не перебивая его.

Материал: кукла Звукознайка, предметы в названии которых есть звук «Ш»: мишка, шарф, шапка, мышка, машина, чашка; картинки с изображением белки, зайца, лисы, медведя.

Словарная работа: пушистый, шерстяной, мишенька, мишутка, медведище, шустрый.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Звукознайка. Она будет учить нас говорить внятно, чётко и красиво. Звукознайка предлагает нам сделать массаж языка, чтобы язычок стал расслабленным, послушным и легко произносил разные звуки. Помогут нам губы и зубы.

Сначала превратите свой язычок в лопаточку.

Язычок погладим ласково губами,

А теперь постукаем бережно губами (пя – пя – пя)

Язычок погладим ласково зубами

Нежно покусаем мы его зубами (та – та – та)

И опять погладим ласково зубами

А потом похлопаем бережно губами (пя – пя – пя)

И в конце погладим ласково губами.

Чувствуете, как понравился вашим язычкам такой массаж? Язычки стали спокойными, расслабленными и готовы слушаться и делать всё так, как вы им велите.

Звукознайка предлагает вам поиграть: она превратит вас в гусей. Как шипят большие гуси? Как маленькие гусята? Гуси рассердились. (дети изображают гусей) (Ш-ш-ш)

Это звук, с которым мы сегодня познакомимся.

Вытяните и округлите губы, кончик языка спрячьте за верхние зубы. Давайте негромко произнесём «Ш» все вместе. Этот звук можно тянуть долго – долго: ш-ш-ш.

Послушаем Тимошу, Амелию… (4-5д.)

Давайте научим наш Язычок петь разные песни, в которых слышится звук «Ш»

Ша – ша – ша - Лена хороша,

Шо – шо – шо - Летом хорошо,

Шу – шу – шу - Я тебе пишу,

Аш – аш – аш - Вот и домик наш,

Уш – уш – уш - Вот холодный душ.

Ребята, давайте покажем Звукознайке предметы, в названии которых есть звук «Ш»

На столе разложены вещи, дети выбирают нужные и дают Звукознайке, произнося слово так, чтобы слышен был звук «Ш»

Физминутка:

Давайте устроим соревнование, кто дольше протянет звуки. Как будто мы надули большие шары, а они потихоньку спускаются. Поднимите руки, а теперь, медленно опуская, произнесите звук «Ш». Игра повторяется 2-3 раза.

Отгадайте, про кого я говорю: шерстяная, пушистая, большая – это мишка или кошка? А эта загадка о ком: коричневая, весёлая, смешная – это мишка или обезьяна? А косолапая, большелапая, меховая? А как можно сказать про мишку? Он шерстяной, пушистый, большой. А как можно сказать про мишку ласково? (мишенька, мишутка, медведюшка) скажите такое слово, чтобы было понятно, что мишка большой? Не медведь, а медве… медведище.

Звукознайка принесла картинки и предлагает рассказать о животных, которые на них нарисованы. Расскажите о белочке, какая она, что умеет делать, какой у неё характер.

Дети: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну. Собирает грибы, накалывает их на ветки для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. (Аналогично даётся задание рассказать и про других зверей: зайку, лису, медведя)

Послушайте маленький стишок про лягушку: не найду я ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо – тихо. (Дети выполняют) Теперь погромче. (Дети выполняют) Скажите медленно. (Дети выполняют) Быстро. (Дети выполняют)

Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? А что было трудно выполнять? А что нового вы узнали?

Звукознайке пора домой, но она обязательно придёт ещё к нам на занятие. До свидания.


Цель : показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.

Ход занятия : «Послушайте, - говорит педагог, - о чём я сегодня вам расскажу.

Мой язычок очень любит выглядывать из домика, посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил его на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он всё время держал хвостик, поднятым кверху (показывает).

Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал, поднятым кверху (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу - на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике.

Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Произнести: ш-ш-ш (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным - 2-3 секунды.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесённой близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «ш-ш-ш».

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами.

«А теперь, давайте играть,- предлагает воспитатель.- Вы будете изображать листочки, листья шуршат, подул ветер, и листья зашуршали. Ветер подул сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, ещё тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

« Слов, которые начинаются со звуком ш, очень много, - продолжает разговор педагог.-шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим услышите ли вы звук ш, когда я буду произносить слово, начинающегося со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шёлк... красивый …

Шахтёр… шинель…шиповник… розовый… шторы. (Произнеся слово, педагог считает про себя до трёх, затем проговаривает следующее слово.)

А сейчас я вам загадаю загадку: У какого гриба на шляпке волны? (У волнушки!)

Почему гриб называют волнушкой? Съедобный он или ядовитый?

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

Воспитатель читает ещё раз, а дети повторяют слова со звуком ш.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Ёжик и грибы».

Из числа играющих выбирается ёжик, детям дают названия грибов.

Ведущий спрашивает у ёжика:

За чем пришёл?

За грибом.

За каким?

Ёж называет гриб. Гриб выбегает, ёж его ловит, если названного гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока ёж не соберёт все грибы.

Фотогалерея проекта :

Представление «Осенний экологический праздник».

Художественное слово:

Загадки: На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие ….(лисички).

Стоит лукашка- белая рубашка

А шапка надета шоколадного цвета (белый гриб).

Во мху, как на подушке, чьё - то беленькое ушко (груздь)

Очень дружные сестрички-

Золотистые лисички.

Ходят в рыженьких беретах

  • в лес приносят летом. Г. Новицкая.

Заплела трав косички

А под ней сидят лисички

Ароматные грибы -

Хоть лопатою греби!

Сколько шляпок золотых

Под травой замечено!

Мы в пакет собрали их

  • жарить вечером. Ю.Чичев.

Есть ещё грибочек - груздь

из души прогонит грусть

он по виду, как воронка, беленький по цвету.

Часто прячется в сторонку

От дневного цвета

Грусть солёный - это что-то!

Всех грибов вкуснее!

До чего ж грибов охота,

В лес пойдём скорее! Е.Долгих.

И под старою сосной

Где склонился пень - старик,

Окружён своей семьёй,

Первый найден боровик. В.Рождественский.

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш .

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж . Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел .

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

Занятие 5. Обучение рассказыванию

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Ход занятия

Воспитатель читает детям нанайскую сказку «Айога» до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события (например: «Бежала-бежала Айога и увидела медвежонка. Тот, закрыв глаза, кружился по полянке, выкрикивая: „Я самый красивый! Самый-самый красивый!“»).

Возможно, что детские варианты будут короткими, и их будет не очень много. Тогда стоит дать задание на дом:пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.

Если останется время, педагог предлагает детям принять участие в импровизированном диалоге.

Роль матери берет на себя воспитатель, а роль Айоги – дети. (Можно и наоборот.)

– Дай мне лепешку, мать!

– Горячая она. Руки обожжешь.

– А я варежки надену.

– Да они мокрые.

– А я их высушу.

– Они долго сохнуть будут. Мы успеем лепешки съесть.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12