Марсианин энди вейр краткое содержание. Главный герой Марсианина — космический Робинзон

Деятельность любой компании невозможна без построения коммуникативных связей, для создания которых используются , пиар и пресс-релизы. Обсудим последний инструмент представления информации широкой общественности. Как написать грамотный пресс-релиз? Попробуем разобраться.

Что такое пресс-релиз?

Пресс-релиз представляет собой некий информационный документ, ориентированный на СМИ. Бумага рассылается журналистам с расчетом на то, что они заинтересуются освещенной темой и запустят в средства массой информации публикации, основанные на полученном пресс-релизе.

Многие не понимают разницу между пиаром и релизом, однако она существенна – последний не является стопроцентной рекламой, значит, решение о печати материалов (или их представлении на радио, телевидении и т.д.) принимает главный редактор издания.

Публикации исключительно коммерческого направления проходят через отдел рекламы – логично, что за них надо платить. В каких же случаях компании прибегают к составлению и распространению пресс-релиза? Для чего он нужен? На самом деле вариантов масса. Например:

  • Старт работы новой организации;
  • Открытие филиала, увеличение масштабов производства;
  • Оповещение о произошедших серьезных кадровых изменениях;
  • Освещение событий, которые произошли в отрасли либо стране;
  • Уведомление о предстоящем корпоративном мероприятии;
  • Информирование о полученных организацией наградах или иных достижениях;
  • Сообщение о чрезвычайных и форс-мажорных происшествиях.

Если проанализировать представленные выше ситуации, то понятно – пресс-релиз не всегда имеет анонсирующий характер и пишется до какого-либо события, иногда это происходит постфактум, но тогда его называют информативным.

Например, после того как новая модель автомобиля сошла с конвейера и увидела свет, пишется пресс-релиз, содержащий данные о достоинствах транспортного средства и его характеристиках. Рассылается такая статья по разным изданиям (как печатным, так и электронным) в надежде на дальнейшую публикацию. Конечно, произойдет она лишь в том случае, если тема покажется редактору актуальной и интересующей читателей.

Обычно релизы создают, когда есть действительно стоящая причина обратиться к СМИ (тогда у компании появляются реальные шансы засветиться в прессе или на телевидении) или новость отличается нестандартностью, способной заинтересовать народные массы. В качестве примера с ноткой юмора можно вспомнить первоапрельскую акцию «Евросети», обещающую в релизе сотовый телефон тем, кто придет к ним в салон связи и снимет с себя одежду.Слоган был предельно прост: «Разденься и получи телефон бесплатно». Как ни странно, но желающих обнаружилось немало, а благодаря множеству фотографий рейтинг этой новости в Сети затмил даже постоянные сообщения о войне в Ираке.

Виды пресс-релизов

В зависимости от цели составления выделяют следующие разновидности пресс-релизов:

  • Информационные – содержат какую-либо информацию, которую необходимо донести до общества. Например, о создании новой компании, выпуске «свежеиспеченной» продукции.
  • Анонсирующие – извещают о том, что в скором времени произойдет определенное событие, приглашая принять в нем участие, например в качестве зрителя. Это могут быть выставки, мастер-классы, конференции и т.д.
  • Рекламные – заключают в себе профессионально составленное сообщение, интересное широкому кругу.
  • Пиар-ориентированные – своеобразная сводка, содержащая данные о прошедшем мероприятии (имена участников, итоги, любопытные нюансы и т.д.).
  • Динамические – довольно новый и современный тип, который хорошо воспринимается молодежью. Суть в том, что релиз создается не в привычном текстовом формате, а с помощью аудио- и видеоматериалов.

Как написать пресс-релиз?

Основной функцией подобных сообщений является привлечение общественного внимания. Но для начала необходимо заинтересовать своим текстом журналистов, чтобы они представили содержащуюся в вашем релизе информацию в СМИ.

Логично, что для этого часто нужно не так и много – действительно важная (сенсационная, шокирующая, нетривиальная и т.д.) новость. Однако если абы как написать скучную статью, нисколько не заботясь о соблюдении некого свода правил составления релизов, то шансы на публикацию в прессе будут стремиться к нулю.

Конечно, все рекламные материалы создаются с учетом определенных требований и стандартов: , прайс, пресс-релиз – все они нуждаются в грамотном и логичном представлении. Необходимо помнить, что релиз является в какой-то степени навязыванием информации, способом пробудить интерес, и только может принести желанный результат в виде публикации ваших материалов в СМИ.

Каковы же правила составления рассматриваемых документов? Что должно быть в содержании? Существует общепринятый набор необходимых пунктов, своеобразный шаблон, руководствуясь которым написать пресс-релиз не составит труда даже новичку. Рассмотрим структуру статьи:

Помимо наличия определенного содержания, качественный пресс-релиз должен быть составлен с учетом ряда требований:

  • Небольшой объем – обычно он колеблется в интервале от одной до трех страниц.
  • Форматирование – любая информация воспринимается лучше, если она структурирована, то есть текст разделен на абзацы, в нем есть подзаголовки и списки.
  • Бланк организации – по стандартам пресс-релизы рассылаются на фирменных бланках компании с печатями и подписями. Можно приложить и .

Важно: в последнее время широкое распространение получили так называемые медиа-релизы, представляющие информацию посредством аудиофайлов, видеороликов, а также презентаций.

Особенности рассылки пресс-релизов

Некоторым кажется, что написать хороший релиз достаточно для того, чтобы пресса им заинтересовалась, однако это не совсем так – важную роль играет и процесс рассылки текста. Следует обратить внимание на некоторые аспекты:

Важно: сегодня в Интернете есть множество сервисов, чья работа направлена на распространение пресс-релизов. Можно рассылать тексты на новостные и специализированные сайты, подобрав подходящую вам рубрику.

Пресс-релиз – примеры готовые

Конечно, если обратиться к примерам, то легче всего понять, что такое пресс-релиз и как его написать. Выше говорилось, что подобные тексты обычно направлены на освещение абсолютно разных поводов – выпуск новой продукции, интересные события, появление новых , рекламные и благотворительные акции и т.д. Список можно продолжать бесконечно. Рассмотрим несколько примеров.

Вариант №1

Заголовок

МК «Как добавить изюминку в художественный фотопортрет?»

3-5 мая в московской галерее «Гамма» состоится мастер-класс фотографа Юлии Вайкулиной, посвященный созданию необычного художественного портрета.

Основная часть

Для всех людей, интересующихся фотографией как искусством, Юлия Вайкулина – одна из наиболее значимых личностей, на чьи работы хочется смотреть и разгадывать. В ее фотографиях выражена индивидуальность моделей и их неповторимость. Мастерство и глубина восприятия позволяют ей приоткрыть завесу тайны человеческой души с помощью фотоснимка. Юлия уже около десяти лет специализируется на съемке портретов, находя в этой сфере новые горизонты и возможности.

Фотографии Юлии Вайкулиной публиковали известные российские и мировые СМИ: «Огонек», «Комсомольская правда», «Российская газета», «The Times», «Parool», «Liberation», «Focus» и другие. Юлия является победителем престижного международного конкурса «35AWARDS» и неоднократным призером многих российских.

Энди Вейр

МАРСИАНИН

Запись в журнале: 6-е марсианские сутки

Я в полной заднице.

Это абсолютно взвешенное мнение.

В заднице.

Первые шесть дней из двух месяцев, обещавших стать самыми значительными в жизни, обернулись кошмаром.

Даже не знаю, прочтёт ли кто-нибудь эти строки. Думаю, в конце концов мои записи всё же найдут. Может, лет через сто.

Ну, для отчёта… На шестые сутки я не погиб. Определённо, наша команда сочла меня мёртвым; не могу их винить. Быть может, в мою честь объявят день национального траура, а на моей странице в «Википедии» появится запись: «Марк Уотни - единственный из людей, погибших на Марсе».

И, по всей видимости, это окажется правдой. Потому что я наверняка здесь умру. Только позднее, не в шестой день программы, когда все думают, что я уже покойник.

Так, посмотрим… с чего начать?

Программа «Арес». Человечество потянулось к Марсу, чтобы впервые отправить людей на другую планету, раздвинуть границы познания, и так далее - ну, вы знаете… Команда «Ареса-1» сделала дело и вернулась героями. Они получили парады в свою честь, славу и любовь всего мира.

Команда «Арес-2» повторила то же самое, в другой точке поверхности Марса. По возвращении они получили крепкое рукопожатие и горячую чашку кофе.

«Арес-3». Ну, это мой полёт. Ладно, ладно - не то, чтобы непосредственно мой . Командиром была Льюис, я был лишь одним из членов команды. Если честно, во всей команде по званию я младше всех. Я мог бы стать командиром лишь в одном случае - если бы остался в одиночестве.

Ну, что тут скажешь? Теперь командир я.

Задаюсь вопросом - найдут ли эти записи до того, как остальная часть команды погибнет от старости? Полагаю, они вернутся на Землю в полном порядке. Ребята, если вы это читаете - вашей вины в этом нет! Вы сделали то, что должны были сделать. На вашем месте я поступил бы так же. Не порицаю вас… и так рад, что вы спаслись!


Думаю, следует объяснить, как работают марсианские исследовательские программы - так, чтобы это понял любой неспециалист, который может это читать. В первую очередь мы на обыкновенном космическом корабле выходим на околоземную орбиту, где переходим на борт «Гермеса». Все миссии «Арес» используют «Гермес», чтобы добраться до Марса и вернуться обратно. Этот корабль по-настоящему большой и стоит кучу денег - так что NASA построило его в единственном экземпляре.

Когда мы на «Гермесе», четыре дополнительных автоматических корабля доставляют нам топливо и припасы, а в это время мы сами готовимся к полёту. Как только всё готово, мы отправляемся к Марсу. Но не очень быстро. Времена мощных ракет на химическом топливе, выходящих на орбиту Марса одним могучим импульсом, прошли.

«Гермес» приводят в движение ионные двигатели. Они с по-настоящему огромной скоростью выбрасывают аргон с кормы, чтобы придать судну крошечное ускорение. Фокус в том, что при этом не нужно большое количество реактивной массы - так что небольшое количество газа (и ядерный реактор для создания нужной мощности) позволяет равномерно ускоряться на пути туда. Удивительно, до каких скоростей можно с крошечным ускорением разогнаться за долгое время.

Я мог бы накормить вас сказками о том, как классно было в пути, но не буду. Нет настроения описывать это сию минуту. Хватит того, что мы добрались до Марса за 124 дня, и при этом друг друга не передушили.

Здесь мы пересели в МСМ («Марсианский спускаемый модуль»), чтобы добраться до поверхности. МСМ, по сути, не что иное, как огромная консервная банка с небольшими дюзами и парашютами. Единственное её предназначение - доставить шесть человек с околомарсовой орбиты на поверхность, при этом никого не прикончив.

Теперь мы подходим к самой фишке изучения Марса: откуда у нас здесь всё наше барахло.

В общей сложности четырнадцать беспилотников заранее доставили сюда всё, что нам было нужно для работ на поверхности. Сбросить все контейнеры с припасами постарались в одном районе, и, в общем-то, это удалось. Припасы далеко не столь хрупки, как люди, так что приземлять их можно по-настоящему жёстко. Впрочем, контейнеры всё же имели склонность разлетаться по окрестностям.

Естественно, нас не могли отправить на Марс, пока не убедились, что все припасы успешно добрались до поверхности, а контейнеры целы. От начала до конца, с учётом отправки припасов, одна марсианская программа занимает примерно три года. На деле, припасы для «Ареса-3» уже летели к Марсу, когда команда «Ареса-2» была на обратом пути.

Самым важным из всех присланных заранее единиц оборудования, конечно, был МВМ - «Марсианский взлётный модуль». Именно на нём после всех работ на поверхности нам предстояло вернуться на «Гермес». Посадка МВМ, в отличие от жёстких приземлений прочих припасов, была мягкой. Разумеется, модуль оставался на постоянной связи с Хьюстоном, так что в случае каких-либо неполадок мы бы пролетели мимо планеты и вернулись домой, даже не попытавшись спуститься.

МВМ - хитроумная штука. Модуль включается и путём выверенных химических реакций с марсианской атмосферой из каждого привезённого на Марс килограмма водорода производит тринадцать килограмм ракетного топлива. Однако, процесс неспешен: на заполнение бака уходит двадцать четыре месяца. Потому-то модуль отправляют задолго до нас.

Можете себе представить, как я был разочарован, увидев, что МВМ улетел!


До крайности нелепая череда случайностей привела к тому, что я едва не погиб, и ещё более нелепая - к тому, что я всё-таки выжил.

Программа предполагает работу в условиях песчаной бури с порывами до 150 км/ч. Так что, когда на нас обрушился ветер с порывами до 175 км/ч, беспокойство Хьюстона можно было понять. Все мы нацепили скафандры и сгрудились в сердце Дома, на случай разгерметизации. Но проблемой был не Дом.

МВМ - космический корабль. У него множество хрупких узлов. Он может в какой-то степени противостоять шквальному ветру, но не до бесконечности. Через полтора часа непрекращающегося урагана NASA передало приказ прервать выполнение программы. Никто не хотел останавливать рассчитанную на месяц программу спустя лишь шесть дней, но если бы МВМ оставался под ударами и дальше, мы бы все тут застряли.

Чтобы перейти из Дома в МВМ, нам пришлось выйти в песчаную бурю. Это было рискованно, но какой у нас был выбор?

Справились все, кроме меня.

Наша главная тарелка связи, передающая сигналы с Дома на «Гермес», сработала наподобие парашюта. Её сорвало с основания и увлекло потоком ветра. На своём пути она обрушилась на принимающие антенны. Одна из этих длинных тонких антенн, в свою очередь, пронзила меня остриём. Оно, словно пуля масло, пробило мой скафандр, - и когда воткнулось в бок, я почувствовал сильнейшую боль в жизни. Смутно помню, как ветер выбил меня (вырвался из меня, лучше сказать), а уши резко и больно сдавило: давление в костюме упало.

Последнее, что я запомнил - как Йоханссен в безнадёжной попытке пыталась до меня добраться.


Меня пробудил сигнал тревоги: избыток кислорода в скафандре. Ровные, назойливые гудки, которые в конце концов вывели меня из глубокого и всепоглощающего желания просто взять и, чёрт возьми, умереть.

Шторм стих. Я лежал лицом вниз, почти погребённый в песке. Кое-как придя в себя, я задался вопросом, почему же я не мертвее, чем есть.

У антенны оказалось достаточно сил, чтобы пробить скафандр и мой бок, но её остановили кости таза. Так что в скафандре появилась лишь одна дыра - и дырка во мне, конечно же.

Меня ударило довольно сильно, я скатился с крутого холма. Каким-то образом я приземлился лицом вниз, что вынудило антенну принять довольно острый угол - сильно вывернув дыру в костюме. Отверстие оказалось почти герметичным.

Затем это отверстие начала обильно заливать кровь из раны. По мере того, как кровь достигала места разрыва, водная её часть в потоке воздуха и при низком давлении быстро испарялась, оставляя липкое месиво. Вдогонку поступала ещё кровь, которая в свою очередь тоже превращалась в липкую массу. В конце концов кровь запечатала отверстие в костюме и снизила утечку до такого уровня, с которым скафандр мог управиться.

Скафандр выполнил работу на отлично. Зарегистрировав падение давления, он принялся нагнетать азот для компенсации. Когда утечка приостановилась, скафандр стал мало-помалу добавлять новый воздух.

Через какое-то время патроны для поглощения CO2 в костюме оказались израсходованы. Именно это - лимитирующий фактор в системе жизнеобеспечения. Не количество кислорода, которое можно с собой взять, а количество углекислого газа, которое можно удалить. В Доме имеется регенератор кислорода - приличных размеров махина, способная разрушать CO2 и выделять из него кислород. Но скафандры должны быть мобильными, поэтому в них применяется простая химическая абсорбция: заменяемые патроны. Я провалялся без чувств так долго, что они выработали ресурс.

Маме, которая зовет меня озорником, и папе, который зовет меня стариком.

Я в глубокой заднице.

Таково мое твердое убеждение.

В заднице.

Прошло шесть дней из двух месяцев, которые должны были стать лучшими в моей жизни, а обернулись сущим кошмаром.

Я даже не знаю, кто это прочтет. Думаю, рано или поздно кто-нибудь найдет мои записи. Лет эдак через сто.

Хочу отметить… я не умер на шестой сол. Определенно, все прочие члены экипажа решили, что я мертв, и мне не в чем их упрекнуть. Не исключено, что в мою честь объявят национальный траур, а моя страница в «Википедии» сообщит: «Марк Уотни — единственный человек, погибший на Марсе».

И вполне вероятно, что это будет соответствовать действительности, потому что я определенно умру здесь. Только не на шестой сол, как все думают.

Что ж… с чего бы начать?

Программа «Арес». Человечество покоряет Марс, впервые отправляя людей на другую планету, расширяя горизонты обитаемого мира, бла-бла-бла. Экипаж «Ареса-1» выполнил свою миссию, и вот герои вернулись домой. Они получили свои парады, цветы, славу и всеобщую любовь.

«Арес-2» сделал то же самое в другой области Марса. Когда они вернулись домой, каждому пожали руку и предложили чашку кофе.

«Арес-3» — моя миссия. Ладно, по сути не моя. Главной у нас была капитан Льюис, а я — всего лишь член экипажа. По правде сказать, член экипажа самого низшего ранга. Главным я стал бы лишь в том случае, если бы все остальные неким волшебным образом исчезли.

И что? Теперь я главный.

Интересно, отыщут ли мой журнал до того, как прочие члены экипажа умрут от старости? Думаю, они вполне благополучно вернутся на Землю. Ребята, если вы читаете это, знайте: вы не виноваты. Вы сделали то, что должны были сделать. На вашем месте я поступил бы точно так же. Я вас ни в чем не виню и рад, что вы выжили.

Полагаю, следует объяснить принципы работы марсианских миссий, на случай если этот журнал попадет в руки простым смертным. Мы прибыли на орбиту Земли стандартным способом: сели на обычный корабль и прилетели на «Гермес». Все миссии «Арес» используют «Гермес», чтобы добраться до Марса и вернуться обратно. «Гермес» — очень большой и дорогой корабль, поэтому НАСА построило только один.

Когда мы оказались на «Гермесе», четыре беспилотника доставили нам топливо и прочие ресурсы, а мы тем временем готовились к путешествию. Закончив подготовку, мы отбыли на Марс. Но не очень быстро. Дни тяжелого химического топлива и трансмарсианских орбит выведения остались в прошлом.

У «Гермеса» ионные двигатели. Они выбрасывают аргон из задней части корабля с огромной скоростью, чтобы добиться мизерного ускорения. Фишка в том, что большая реакционная масса здесь ни к чему, поэтому небольшое количество аргона (плюс ядерный реактор в качестве источника энергии) позволило нам поддерживать постоянное ускорение на всем пути сюда. Вы удивитесь, узнав, насколько быстро можно перемещаться с незначительным ускорением на протяжении длительного времени.

Развлекать вас рассказами о том, как весело нам было в пути, мне сейчас не хочется. Достаточно будет сказать, что через 124 дня мы прибыли на Марс в целости и сохранности, то есть не передушив друг друга.

Затем мы воспользовались МПА (марсианским посадочным аппаратом), чтобы высадиться на поверхность. МПА — это большая банка с несколькими двигателями малой тяги и парашютами, единственное назначение которого — доставить шестерых человек с орбиты Марса на его поверхность, никого не убив.

И вот мы добрались до главного фокуса марсианских исследований: предварительной отправки на планету всех наших пожитков.

Назовем вещи своими именами – ближайший бум интереса к и без того бестселлеру книге Марсианин, автор — Энд Уир (или Энди Вейер) обеспечил выход одноименного фильма в 2015-м году. Здесь потенциальных заинтересовавшихся можно поделить сразу на несколько условных категорий: видевшие фильм, поклонники научной фантастики, падкие на общественный ажиотаж и тд. В моем случае, литературный оригинал был приобретен заранее и дожидался своего времени, а теперь, спустя два года, перечитан с удовольствием. 400 страниц книги Марсианин , при личном усилии по растягиванию удовольствия, пронеслись мимо глаз и сознания за рабочую неделю и оставили приятное послевкусие, дважды. В дополнение к подробному разбору книги Марсианин, я решил подготовить подробный материал по отличиям оригинала от экранизации The Martian Ридли Скотта , который, я надеюсь, будет интересен и тем, кто читал, и тем, кто смотрел. Если у вас возникнут дополнения или замечания материалу, обязательно комментируйте, чтобы он приобрел окончательный, законченный вид.

Как подсказывает англоязычная страница Wiki, отец автора Энди Уира (Andy Weir) занимается физикой элементарных частиц, а сам он с детства увлекался научной фантастикой – зачитывался произведения Артура Кларка и Айзека Азимова. В 15 лет Энди Уир начал работать начинающим программистом и в последствии сменил несколько компаний, в том числе даже принимал участие в работе над Wartcraft 2 в стенах Blizzard. Сам Энди Уир начал писать в жанре фантастики еще в 90-х и выкладывать работы на собственном сайте. Первой работой был короткий рассказ The Egg, который, уже в наше время, стал предметом небольшого ажиотажа на YouTube. Как подсказывают нам открытые источники, автора будущей книги Марсиан, Энди Уира заинтересовала собственная идея о миссии на Марс , где могли возникнуть непредвиденные обстоятельства. С самого начала, писатель решил отнестись максимально серьезно к теме Марса и выдать максимально точное, с точки зрение науки, художественное произведение о главном героем, застрявшем на красной планете.

Энди Уир стал интенсивно изучать всю необходимую информацию по астрономии, механике орбитальных запусков, моделированию, ботанике. Стал зачитываться доступными книгами и научными работами об истории космических полетов и сам утверждает, что держит в памяти все важные даты в этой сфере науки. Энди Уир начал выкладывать готовые главы своей книги на личном вебсайте и уже написанное получило лестные и ободряющие отзывы постоянных читателей и поклонников научной фантастики. И хотя фактически в полном варианте книга Марсианин (The Martian) уже попала в общий доступ бесплатно, со временем Энди Уир подготовил доработанную версию для электронных книг Amazon, а после и заключил договор с издательством на публикацию традиционной печатной версии. Книга Марсианин дебютировала на 12-м месте в писке бестселлеров New York Times, а авторитетное издание The Wall Street Journal окрестило его одной из лучших работ в жанре научной фантастики за последние годы. Как мы знаем сегодня, книга Марсианин стала довольно популярным, и права на его экранизацию в 2013 году выкупила студия 20 Century Fox, а в середине октября 2015 года мы получили просто отличную экранизацию, фильм Марсианин Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в титульной роли.

Сразу после выхода фильма Марсианин Ридли Скотта в 2015 году, было очень интересно услышать мнение астрофизика и популяризатора науки Нила Деграса Тайсона . Он — любитель обсудить научно-популярные фильмы о космосе, тем более, что их качественных выходит, в лучшем случае, один в год – как это был с «Гравитацией» Альфонсо Куарона и «Интерстелларом» Кристофера Нолана. В 2015 Нил Деграс Тайсон не ограничился одним комментарием после премьеры фильма Марсианин – его пригласили на популярное мероприятие Red Carpet, место с создателями фильма, актерами и видными гостями. После было записано небольшое интервью и участие в вечернем шоу. Ученый в целом очень положительно оценил книгу Марсианин, историю, заложенную Энди Уиром и после, под руководством консультантов из НАСА, перенесенную на экраны. Из неточностей, которые, тем не менее, были созданы в угоду художественной составляющей и книги и фильма – определенный драматизм, который придали сложной системе взаимной кооперации между сотрудниками NASA. Кстати буря, которая происходит, в начале истории, к трагическим последствиям, в оригинале была больше похожей на возможную, чем в картине. И все же, атмосферного давления Марса, которое составляет лишь 1% от земного, наверняка не хватило бы, чтобы оторвать антенну связи и чуть не опрокинуть челнок МВА.

Конечно, можно, даже не обладая знания в механике, аэродинамике и астрофизике, с микроскопом напускного неодобрения рассматривать все написанное в книге Марсианин Энди Уира, но, насколько можно понять, перед нами одно из лучших научно-популярных произведений последних лет. Во время прочтения The Martian обращаешь внимание на некоторые наивности и вольности, в угоду развитию истории, но они только повышают интерес к истории. Важны ли такие произведения как книга Марсианин? Вне всяких сомнений. Кроме того, тема науки, освоения окружающего мира, критического мышления, не так уж широко представлена в современном кино. Многочисленные экшен фильмы вытесняют вдумчивые проекты просто по принципу сильных. Поэтому я всеми руками за более частые экранизации действительно качественной литературы по теме научной фантастики. В случае с The Martian, во время и после прочтения ощущаешь себя немножко умником. Кроме того, получаешь несомненный стимул к самостоятельному изучению тематика – благо сегодня есть интернет и все его образовательные возможности.


Главный герой Марсианина — космический Робинзон

Многие наверняка были и будут удивлены форматом, который выбрал автор Энди Уир для своей книги Марсианин. Дело в том, что перед нами не классическая научно-фантастическая история, а скорее приключенческая история — выживание в невероятно экстремальных условиях в соответствующем космическом антураже на Марсе. Я не зря привел в пример знаменитое произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» – с ним у работы Энди Уира больше общего, чем с классиками космо-фантастики в лице Станислава Лема, Айзека Азимова. Фактически, мы воспроизводим невероятную историю американского астронавта Марка Уотни, главного героя Марсианина, с помощью его же дневника, поделенного, как не трудно догадаться, по дням (в книге – солы, то есть солнечные дни на Марсе, равные 24 ч. 39 мин.) пребывания на Красной планете. Такой формат книги Марсианин создает, в хорошем смысле, ощущение псевдодокументальности – не просто выдуманной истории, но ежедневных переживаний одного человека на Марсе. Кроме прочего, это элементарно располагает читателя к судьбе героя книги – изучая дневник Марка Уотни, мы подсознательно ставим себя на место его автора, словно это наша рука изрекала эти строки. Прием далеко не новый, но конкретно в книге Марсианине сработал на 90% (часть людей считает такой вариант скучным).

Марк Уотни , который вынужден свыкнуться с мыслью, что он единственный человека на огромной безжизненной планете, не собирается просто лечь и умереть на поверхности Марса. Для того чтобы продлить все возможности выживания, ему приходится использовать все имеющиеся вещи, средства и, что очень важно, знания, для достижения поставленной цели – выжить на Марсе. Я возьму для сравнения два культовых и лучших произведения по теме, которые неоднократно читал: «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» . В первом случае герою удалось спасти из остова корабля большую часть припасов, инструментов, древесины и даже животных. Во втором – не имея ничего кроме одежды и одного зернышка в кармане, герои Жюля Верна создали целый мир изобилия на Богом забытом острове в Тихом океане. Так вот Марсианин автора Энди Уира представляет собой нечто среднее, между этими двумя столь отличными концепциями. Наш протагонист располагает жилым модулем и набором коммуникаций, двумя марсоходами, а также еще техническими плюшками на Марсе (да не будет это спойлером).

Если брать шире, то даже самое современное и дорогое оборудование NASA – это просто груда плат и винтиков, а чтобы выжать из их использования максимально возможной пользы, нужно приложить незаурядные способности и усилия. Марк Уотни , первым делом, создает подробную опись всего, что имеет в наличие, ведь никаких пополнений из окружающей среды, кроме толченой горной породы Марса, ожидать не может. Как, с нервозной шутливостью, замечает главный герой книги Марсианин, если хоть одна из принципиально важных систем его жилища выйдет из строя, он умрет, и при множестве непредвиденных возможностей – тоже. Естественным вопросом, который возникает сразу, помимо укрытия и кислорода, являются продукты питания и вода. Ведь как бы не говорили о сытности духовной пищи, провести месяцы и годы на Марсе, хотя бы в блеклой надежде быть спасенным, на ограниченном количестве сух пайков не представляется реальным. Да, у марсианина Уотни есть курица в кислом соусе , есть фрукты и кетчуп в термо- упаковках, но он способен опустить вашу челюсть в попытке вырастить еду из мертвой почвы Красной планеты.

Кто-то сочтет такой формат повествования скучным, но мы видим ежедневный кропотливый труд упорного и невероятно терпеливого труженика. Марк Уотни просто не может позволить себе расслабиться, сесть на мягкую точку и ждать помощи извне. К тому же, постоянный насыщенный труд помогает Марку не сойти с ума и занимать свой разум усилиями по выживанию на Марсе. Уотни постоянно вступает в схватку с окружающим его миром. Из книги Марсианин вы узнаете, что на Марсе все же есть атмосфера, только она очень разряжена, а процент кислорода равен примерно 1 единицы на 100. Вместо шалаша – многомиллионный жилой модуль от НАСА. Вместо дождей и ветров – неприветливая погода чуждой планеты. Вместо потрепанной одежды – сверхсовременный многофункциональный скафандр.

Марсианин и NASA

Это вторая важная часть книги Марсианин Энди Уира , которая для кого-то станет неожиданностью. Да, The Martian развивается параллельно на двух планетах. В то время как Марк Уотни делает все от него зависящее, чтобы продлить свою жизнь и не остаться на Марсе навсегда в качестве окаменелости, лучшие умы космического агентства Соединенных штатов (NASA) ломают голову над тем, чтобы вернуть смелого астронавта домой. Если говорить о вдохновителях, то сам автор Энди Уир не скрывает факта, что посматривал на историю миссии Аполло 13 и одноименный фильм Рона Ховарда (это же говорит и Ридли Скотт, выделяя главный ориентир при работе над экранизацией The Martian. Действительно тесную связь двух историй, Марсианина и Аполло 13, трудно игнорировать. Американские герои выживают после страшной аварии на борту космического корабля и, будучи ограничены в технике и времени, на ходу предпринимают активные шаги для собственного спасения – в этом им способствует постоянная связь с Центром Управления Полетами. Автор Энди Уир пошел еще дальше и растянул несколько напряженных дней на месяцы. Кто-то скажет, что человеческий гений способен на все и в этом есть истина. Даже если бы потребовалось соорудить космическое судно из горной породы, умножить это на должное количество времени – у героев книги Марсианин наверняка бы вышло.

У этой важной части сюжета романа Марсианин есть свои персонажи и протагонист в лице руководителя программы «Арес» Венката Капура . Так как книгу я читал уже после просмотра фильма, то ключевые образы в голове уже приобрели четкий облик Чиветела Эджиофора (Капур), Джеффа Дэниэлса в роли директора NASA Тедди Сандерса и Шона Бина в образе директора управления полетами. Есть еще целый ряд второстепенных персонажей, вроде импульсивного директора по связям с общественностью, внимательной сотрудницы и гениального техника. Примерно треть из четырех сотен страниц книги Марсианин вы проведете в кампании этих людей. В целом такой подход оказался успешным. Во-первых, мы получаем возможность взглянуть на основную сюжетную линию на Марсе под другим углом (во многих смыслах). Ведь Марк Уотни, при всем желании, не может дать полную картину происходящего, в том числе оперировать всеми техническими данными извне. Во-вторых, две сюжетные ниточки постоянно перекликаются и контрастно сменяют друг друга. Как только вы начинаете уставать от технических подробностей оживления старого марсохода, главный герой Марсианина обсуждает с читателем американские сериалы 1970-х и наоборот. К тому же, постоянная недосказанность позволяет поддерживать перманентный интерес к продолжению.

Жизнь одного астронавта на Марсе

На страницах романа Марсианин Энди Уира даже сам главный протагонист не питает особых иллюзий по поводу своих шансов на спасение с Марса. У него нет любящей жены и кучи маленьких ребятишек, что могло бы в большей степени давить на эмоции – он лишь упоминает своих родителей и, в случае чего, просит, насколько это возможно, корректно сообщить им о случившейся трагедии. Автор Энди Уир напрямую не поднимает ряд вопросов, но они проходят красной, почти невидимой, линией через все главы романа – он начинает о них говорить, а мы додумываем сами. Например, всего несколько предложений об имидже NASA и всей программы Арес, которые могут пострадать, если не приложить всех усилий. Или вот интересный акцент на словах о том, что агентство вернет своего человека домой живым и невредимым. Стоит ли жизнь одного человека, пускай и такого талантливого как Мар Уотни (Мэтт Деймон ), миллиардов долларов, потраченных на мероприятия по его спасению. А если так – стоит ли тратить миллиарды долларов, чтобы возможно (шанс небольшой) вернуть на Землю одного астронавта, в то время как 1 млрд. человек находятся за чертой голода в мире. Каждый термопакет с едой, который могут доставить Уотни, учитывая стоимость всех мероприятий, равнозначен еде, которой можно накормить целую деревню где-нибудь в Сомали.

Равнозначно ли ставить всю дальнейшую программу полетов на Марс под угрозу, задействуя корабль Hermes по полной, а также оборудование для следующего полета, ради того, чтобы, возможно, вернуть одного участника предыдущей экспедиции. Есть ли факторы, которые могут повлиять на подобные решения – например, все тоже наличие семьи или религиозные убеждения астронавта. Будут ли американские граждане, налоги которых формируют бюджет NASA, больше сочувствовать семьянину, католику или вегетарианцу. Венкат и Сандерс в книге Марсианин подчеркивают важность эффекта общественного одобрения всех усилий агентства. Пока Марк Уотни рискует расстаться с жизнью на Марсе, десятки тысяч американских военнослужащих, рискуют каждый день своим здоровьем и, снова же, жизнью, как и полицейские на улицах, пожарные. Ведь астронавт это тоже профессия, правда, куда более способная вызывать ажиотаж. Чуть позже по тексту книги Марсианин возникает дилемма, можно ли подвергнуть риску пятерых других участников миссии, чтобы лишь появилась призрачная надежда вернуть шестого на борт. Вот такие вопросы и формируют общее сильное впечатление от прочтения Марсианина Энди Уира, которые лучше ощутить на себе лично, чем слышать или, в данном случае, читать в пересказе.

В 2015, третью осень подряд мы получили просто отличный научно-фантастический фильм Марсианин, который, чтобы не говорили, был на слуху весь октябрь 2015 года и часть даже заядлых ленивцев похода в кино приобрели свой билет. Когда четыре года назад я в первый раз услышал о предстоящем проекте The martian, название и литературный оригинал Энди Уира мне ни о чем не говорили, зато, чуть позже, многое сказали имена режиссера и исполнителя главной роли. Если говорить о точности переноса текста книги Марсианин на экран, то перед нами почти что образцовая экранизация, с минимальным количеством купюр и принципиальных изменений. Естественно ряд сцен из романа был опущен просто потому, что в 2 часа времени вместить всю историю просто невозможно. Марсианин Ридли Скота — важный фильм еще в том плане, что он мотивирует к прочтению оригинала, к прочтению других произведений научной фантастики, к просмотру других фильмов на тему космоса. Он, в более доступной для современного потребителя, степени популяризирует науку, чем роман, ведь кино, особенно развлекательное, смотрит несоизмеримо больше людей, чем читает книгу.

Что касается непосредственно самого фильма Марсианин, как художественного произведения, то Ридли Скотт выдал просто отличный проект, с легкостью напомнив о себе, как о человеке, возродившем жанр серьезной космофантастики (речь, естественно, о «Чужом» 1979 г.). Причем получилось, в том числе, довольно весело – Мэтт Деймон не ходит с серьезной миной на лице, изображая избранного гения от мира ботаники и космонавтики. Он ближе к зрителю – располагает к себе, а значит, располагает ко всей истории с его спасением с Марса. У фильма Марсианин просто отменный саундтрек, который сочетает как почти механические звуки и классику рока и поп-музыки: звучит композиция I will survive , группа ABBA и ремейк сверхпопулярной песни Хендрикса All Along The Watchtower . И хотя то и дело пытаешься уловить в показанном неточности, касательно нахождения главного героя на поверхности Марса, действительно веришь в происходящее. Спустя минут 20 просмотра фильма Марсианин погружаешься в рассказанную историю и словно сам принимаешь созерцательное участие. Только находясь в безопасности перед экраном кинотеатра.

Отличия книги Марсианин от фильма The Martian

  • В книге Марсианин экстренная эвакуация с Марса и несчастный случай с Уотни произошли на шестой солярный день, в то время, как в экранизации – на 18-й.
  • Мэтта Дэймона, судя по показанным подробностям, антенна поразила в область желудка и не глубоко. В тексте же герой отмечает, что металл был остановлен тазовой костью. К тому же дается более полное объяснение того, как ранение помогло заделать дыру в скафандре, благодаря испарению жидкости из крови. Хотя самой операции Марка Уотни у Энди Уира уделен всего небольшой абзац, а вот в фильме на этом сделали акцент, как на шокирующей сцене.
  • В книге Энди Уира теме удобрения марсианской почвы уделено более подробное значение. Марк Уотни подчеркивает, что отходы жизнедеятельности команды, собранные в специальные вакуумные упаковки, стали безжизненными – в них нет живых бактерий. Поэтому он постоянно, по мере поступления, подмешивал в почву свежую «добавку» от себя.
  • В оригинале The martian у героя не было второго отдельного помещения, де бы он мог заниматься саженцами. Пришлось засыпать землей тот жилой блок, где он жил. Причем изначальная площадь была 91 квадратный метр, и еще 20 с лишним удалось выделить, засыпав землей два стола, неиспользуемые кровати экипажа и заполнив пол двух надувных модулей. Именно эти герметичные палатки белого цвета, подсоединенные к шлюзу, после увидела Майнди Парк на спутниковых снимках.
  • Процесс добычи воды для саженцев в фильме Марсианин существенно упрощен. Во-первых, было отдельное помещение, во-вторых – сам процесс занял немного времени и из неприятных моментов последовал только небольшой локальный взрыв. Марсианин Энди Уира же ведет сложные расчеты, выкачивает кислород из жилого модуля благодаря взаимодействию аппаратуры и скафандров, а случившийся взрыв более серьезен.
  • Сам момент обнаружение Майнди Парк следов жизнедеятельности на фотографиях Арес-3 подан иначе. Венкат Капур не был с ней знаком лично и даже переспросил имя, войдя в центр наблюдения. При осмотре снимков, женщина постоянно всхлипывала, несмотря на еще большие сомнения у руководителя миссии. Одним из главных изменений на фото стало именно появление белых надувных палаток, подсоединенных к шлюзам.
  • В экранизации трагическая эвакуация с планеты случилась на 18-й солярный день, а фотографии с сенсацией появились на 54-й. В романе же все случилось на 6 день, а по словам Капура и Тедди Сандерса – прошло два месяца до решения изучить место лагеря Арес-3. Хотя уже после установления печатной связи, Венкат сообщает, что они следят за подопечным с 49 сола.
  • У Ридли Скота именно герой Джеффа Дэниелса, как директор НАСА, в первый раз доводит до представителей прессы новость о том, что Марк Уотни жив, в то время как в книге Марсианин это делает специалист по связям с общественностью Энни Монтроз. А неосторожная фраз о том, что организация сделает все, чтобы вернуть своего героя, исходит из уст Сандерса, а не Капура, и никакого резонанса со стороны заинтересованных лиц не вызывает.
  • В моменте, когда руководитель миссии почти философски задается вопросом о том, что может думать человек, брошенный один на расстоянии 200 млн. километров, как одиночество может повлиять на его эмоциональное состояние, Марк Уотни задается вопросом, почему киты подчиняются герою комиксов Аквамену, ведь они млекопитающие – для него это бессмыслица. В фильме же он танцевал под музыку.

  • Хотя экранный Марк Уотни (Мэтт Деймон) располагает своей логикой проверки дальноходности марсохода, делая постепенные вылазки на все больше расстояния, книжная логика еще более очевидная. Чтобы не рисковать быть застигнутым далеко от жилища, астронавт нагонял первые выезды в радиусе 1 км от станции, чтобы всегда, в случае чего, можно было дойти пешком.
  • Энни Монтроз – директор NASA по связям с общественностью, на бумаге получилась довольно резкой и грубой – не похожей на почти что паиньку в исполнении Кристен Уиг.
  • Самый серьезный вызов, брошенный красной планетой Марку Уотни, а именно разгерметизация шлюза и взрыв, в фильме Марсианин существо упрощены. Показана авария на отдельном жилом модуле с растениями, так как в оригинале он всего был один. Там астронавту пришлось довольствоваться запасами кислорода в пока еще герметичном переходном шлюзе, который оторвался и отлетел на 50 метров. Марк Уотни с большими усилиями стал передвигать его, словно телефонную будку. После добрался сначала до марсохода, а после уже приступил к возвращению жилого вида своей базе.
  • Первое сообщение от бывшей команды Уотни поступило к нему не посредством чата, как в кино, а в качестве обычного сообщения, вроде и-мейла, в котором капитан Льюис выразила радость, что их товарищ жив и пообещала выставиться пивом по возвращению на Землю.
  • В книге Марсианин наш бравый астронавт не позволяет себе просто сложить выращенный картофель в ящики, как показано в адаптации. Он понимает, что тот сгниет и его съедят бактерии, поэтому перед хранением он решат выбросить картофелины на улицу, чтобы влага испарилась, а оставшаяся подмерзла и, таким образом, дезинфицировала овощи.
  • Показанный Ридли Скоттом красивый момент с ворвавшимся через шлюз ветром с песком, в романе отсутствует. Автор дает понять, что буря действительно была сильной, но из жилого модуля группа вышла мягче.
  • Неудачный пуск корабля снабжения Айрис в книге Марсианин Энди Уира расписан куда более подробно. И подается нетривиальная причина аварии, не ограничивающаяся лишь техническими неполадками (в силу спешки постройки и отмены проверок). Для марсианина приготовили 300 кг белковых кубиков, в составе которых был белок и растительное масло. Так что вот это масло при нагрузках запуска фактически превратилось в жидкость и, высвободившись из тары, при переходе на вторую ступень, силой 0.3 тонны ударило в заднюю крышку аппарата. Один из пяти болтов крепления оказался дефектным, да и не мог выдержать подобного толчка.
  • Помните довольно запоминающуюся и не лишенную иронии сцену в фильме, где Митч Парнелл с помощью степлера, ручки, а также работников НАСА наглядно демонстрирует свой план. В книге этого мини-шоу не было.
  • Сам дневник, который ведет главный герой, отличается в двух произведениях. В книге, что не удивительно, Уотни набирает текст на компьютере, а в картине – записывает, по большей части, короткие видеоотчеты. Естественно второй вариант был более предпочтительным для экранизации.
  • После гибели урожая картошки в оригинале, астронавту удалось спасти ее явно больше, чем нам показали в тех ящиках, где герой Мэтта Деймона ведет пересчет на бумаге. На глаз, несколько десятков килограмм в пластиковых контейнерах против 200 кг у книжного Марка Уотни. Он отчитался перед таким количеством перед НАСА и учел их при определении запасов для путешествия к Скипарелли.
  • У Энди Уира, после решения совершить маневр и спасти бывшего товарища, члены экипажа Гермеса связываются с родственниками и самым интересным разговором, который не отражен в кино, являются мысли молодой Йохансен. Дело в том, что команда негласно договорилась, что если запуск ракеты с продовольствием провалится и им придется, без пополнения запаса, отправиться в полет еще на 530 дней, все кроме программистки примут таблетки. Выжить должна будет она – останется запас для шести человек, плюс тела экипажа.
  • Во время активной подготовки марсохода к 3200-километровому переезду, астронавт надрывает спину, что на несколько дней выводит его из строя. Хиропрактика под рукой нет, поэтому книжный Марк Уотни решает поберечь себя, употребляя викадин для обезболивания и принимает горячие ванные.
  • Если в фильме, установленная с помощью Пасфайндера, связь прослужила до самой эвакуации, то в оригинале Эгди Уира судьба уготовила протагонисту больше испытаний. Из-за глупости и невнимания аппарат выходит из строя и на долгие месяцы подготовки марсохода связь теряется. Отдельные короткие сообщения, в одностороннем порядке, астронавт передает, выкладывая камни на поверхности планеты – чтобы спутники могли сделать снимки и прочитать.
  • В экранизации, после спасения, уже на борту Гермеса, герой Мэтта Дэймона говорит, что не принимал душ полтора года. В романе The Martian, как раз для лечения сорванной спины, он умудряется нагреть воду до комфортной температуры и принимать расслабляющие ванны.
  • Сценаристы фильма Марсианин вполне оправданно решили вырезать целый отрезок с подготовкой марсохода к длительному переезду на 3200 км. Мы видим актера уже похудевшего, в преддверии того, как нужно было покинуть жилой модуль. Этому предшествовало несколько месяцев тяжелой изнурительной работы, требовавшей изобретательности и упорства. К марсоходу Уотни приделал подобие прицепа с герметичной палаткой, ставшей его комнатой. Также он закрепил солнечные панели и окончательно распотрошил первый аппарат, и до этого уже служивший донором для используемого.
  • Само путешествие к кратеру Скиапарелли тоже было сокращено при переносе на большой экран. В романе герой сталкивается с рядом трудностей, в частности с масштабной песчаной бурей, в которой он потерялся, а отсутствие ожидаемого количества солнечного света, увеличило потребность останавливаться и производить зарядку.
  • Сцена, где наш герой оставляет милую записку в марсоходе, была добавлена в сценарий и отсутствует у Энди Уира.
  • МВА для Ареса-4, на котором Уотни осуществляет старт с планеты, в книге изначально весил 12 600 кг, а необходимы были меры по облегчению до 7300 кг. В кино-версии: 6 т и окончательный вариант в 3 тонны.
  • Одно из заключительных отличий двух версий лежит в финальной стадии спасения астронавта. В оригинале перехват все же удалось осуществить Беку без привлечения капитана Льюис.
  • Последние сцены романа и фильма Марсианин отличаются. Книжный Марк Уотни сидит на лавочке и наслаждается очередным скучным днем. К нему подходит мальчик с мамой и ребенок расспрашивает астронавта, в том числе задает вопрос, хотел бы он еще раз отправится на Марс. Протагонист ворчит на такую наглость. Фильм же заканчивается в аудитории университета.

Рецензия на книгу «Марсианин» - Энди Вейр, написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. .

— Можно найти здесь что-нибудь острое и проковырять дырку в перчатке скафандра. Воспользуюсь воздухом, как реактивной струёй — полечу к вам. Толкателем будет рука, так что с направление струи будет легко регулировать.

— Откуда он их рожает? — вскользь заметил Мартинес.

— Понятия не имею, — признался Уотни.

«Марсианин» Энди Вейр.

Марсианин, которого нам представил Энди Вейер – это землянин, по воле случая оставшийся совершенно один на чужой и неизведанной планете Марс; это Робинзон Крузо нашего поколения. Вот только сказочному герою Даниэля Дефо было куда проще выжить, ведь у него был воздух, вода и Пятница. Ему нужно было лишь придумать, как добыть еду и выбраться с острова. А Марку Утони, главное герою книги, тому самому «Марсианину», пришлось растить еду, для чего добывать воду, а воду без кислорода не сделаешь. И одновременно со всеми этими непростыми процедурами, несколько раз рисковать жизнью, постоянно находясь на волоске от смерти, и делая открытия. Постоянный риск жизнью ради жизни. Это была основная деятельность новоявленного «марсианина» во время его нахождения на чуждой ему планете.

Мне очень понравилась манера повествования, которой был написан роман. Текст всего произведения читается легко, потому что наполнен юмором и не содержит предлинных описаний одного и того же, как это часто случается в подобных книгах. И, несмотря на то, что книга написана как документальное произведение, основанное на точных цифрах, формулах и датах, «Марсианин» имеет и некий философский смысл, глубоко и не очень глубоко заложенный в тест. Он весь между строк. Мне кажется, что Энди Вейр показывает, что человек наедине с собой и вместе со всеми – два разных существа. Наедине с собой (как он это думает), Марк Уотни абсолютно искренен и готов признавать и исправлять вес свои ошибки. Он никогда не лукавит и не «выгораживает» себя перед самим собой. Напротив, он защищает свих товарищей, считая, что они потупили совершенно правильно, улетев на Землю не взяв «труп» своего друга на борт. Он доказывает иск5лючительную правоту своих коллег тем, что он бы занимал много места на борту, утяжелял корабль, и топливо расходовалось бы больше, чем без него. Так же меня удивило о, какой сообразительностью может обладать человек, когда под прицел становится его жизнь. В таком случае его фантазия безгранична и он может найти выход из любой ситуации, вставая против известного афоризма: «Все поправимо кроме смерти». «Марсианин» же доказывает, что если хорошенько поднапрячь мозги и попытаться применить все знания, накопленные за жизнь, то даже смерть является поправимой проблемой. Вернее проблемой, которую можно избежать.

У «Марсианина» можно научиться жить. Он показывает нам, что если человек хочет жить, то он способен даже на то, о чем не подразумевал до критической ситуации. Роман-хронология, роман-феерия одновременно. Поэтому, дорогие читатели Буки, я думаю, что всем нам стоит прочитать эту книгу, явившеюся дебютом для американского писателя Энди Вейра, который, как я думаю, еще не раз покажет миру свои шедевры!

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.