Эффективней социализируются в обществе. Этапы социализации личности

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности , которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности .

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
  • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
  • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
  • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности :

  • Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
  • Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

  • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
  • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
  • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
  • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Понятие социализации впервые было описано в конце 40х - начале 50х гг. в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Различают следующие уровни адаптации: 1) целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу); 2) взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаньский); 3) аккомодация как наиболеё распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский); 4) ассимиляция, или полное «Приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже).

Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная (защитная), девиантная (отклоняющаяся) и патологическая. Таким образом, с помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации Я концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются отечественными психологами, хотя приоритет чаще отдается первому. Так, И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный Опыт. Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъектность, реалии собственного бытия через событийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся.

При определении стадий (этапов) социализации отталкиваются от того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: 1) дотрудовая, включающая период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2) трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Именно в труде закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности; 3) послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте и знаменует прекращение трудовой деятельности.

В процессе социализации личность как бы «примеривает» себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусноролевых отношениях, в которые личность была включена.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилиэационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Кон КС. Социология личности. М., 1967. С. 21-24.
2.Котова И.Б., Шиянов Е.Л. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997, С, 514.
3.МудрикАВ. Социализация и смутное время. М., 1991.
4.ПарыгинБД. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 123-126.
5.ПетровскийАБ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека.

Социализация личности - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум три трактовки: как общечеловеческое, как общественное, как коллективное. В понятие же «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда. Сущность процесса определяется тем, что стоит за этими отношениями.

Понятие социализации было введено в 1940-е гг. в работах Дж. Дол-ларда и П. Миллера. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию.

Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.

Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация - перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей и т. д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта, полагают А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг.

Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой - процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность - общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).

В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире».

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.

Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого процесса - индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух противоположных процессов - социализации и индивидуализации.

Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.

Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации, отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.

По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация - это процесс «становления собой» или самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация - это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со-деятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.

В общем виде самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте. Длительное следование «не своим» путем приводит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв может субъективно выражаться в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности. Ошибки в выборе субъективно-оптимального жизненного пути являются неизбежными и в этом смысле даже нормальными. Преодоление жизненных кризисов ведет к более полному и точному пониманию «своего» пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.

Социализация личности (от лат. socialis — общественный) — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

  • первый опыт раннего детства — формирование психических функции и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);
  • социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация личности — не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы». Это процесс активного самопостроения личности, которое стимулируется определенными социальными условиями. Социализация личности — предоставление личности возможности жить в качестве полноправного члена общества. Социализация личности связана с выработкой у него адекватных отношений к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация личности не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать полное свое подобие. Социализация личности — присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе, а не всех социальных стандартов.

Стиль социализации личности определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями является принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.

Приобщение индивида к социальному наследию — приобщение его к культуре общества. Культура — достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни.

Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества — качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

Основные формы социализации личности — воспитание и обучение. Воспитание — процесс систематического целенаправленного формирования индивида как субъекта социальных функций, осуществляемый соответствующими социальными институтами — семьей, воспитательными и учебными заведениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Содержанием воспитания является формирование нравственных понятий, установок, ценностных ориентаций, поведенческих навыков и привычек, соответствующих требованиям общества. Эффективным воспитание может быть лишь на основе знания психологических закономерностей формирования личности. В процессе воспитания индивид должен выступать как полноправный субъект, а не только как объект воздействия. На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств.

Образование — социальный институт формирования общекультурной структуры личности, преимущественно в форме обучения — процесса целенаправленного вооружения подрастающего поколения системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности индивида в обществе.

Однако социализация личности не сводится к воспитанию и образованию. В процессе социализации формируется жизненная позиция личности — принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества. Эта позиция формируется комплексом социальных факторов.

В процессе социализации личности выделяются три стадии: 1) дотрудовая (раннее детство и период обучения); 2) трудовая (период зрелости человека); 3) послетрудовая. Как видим, социализации личности не сводится только к процессу воспитания молодежи — это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействия личности с различными социальными институтами.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора”, влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Итак, социализации личности — это и процесс, и результат присвоения (интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социальноадаптированных способов поведения, осуществляемые как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия наличность различных жизненных обстоятельств.

Качество и характер социализации личности в значительной мере определяются социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно зависимый тип личности .

Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил, верноподданность; авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью, некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим; — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность , косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, понимаю оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы; стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.

В социально-психологические сети тоталитаризма попадают прежде всего люди, склонные к психическому уподоблению — конформизму. Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению. И чем примитивнее и понятнее «идея», тем больше доброхотов. А если
идея еще и прибыльна, дает привилегии, то начинается даже борьба за большую ортодоксальность.

Без анализа смысловой сферы конкретной личности нельзя понять механизм ее взаимодействия со средой. У каждого человека свое жизненное пространство, своя «техника” жизни, самовозложение на себя своих обязанностей, свои сокровенные устремления и приверженности.

Личность стремится упорядочить свое миропонимание, сделать мир предсказуемым и понятным для себя. Для поддержания своей стабильности она может прибегать даже к самообману. И нет большей трагедии для личности, чем разрушение ее субъективного мира, деконцептуализация ее существования — крах ее надежд и верований.

Жизненные трудности возникают у всех. Но только высокоадаптированные индивиды способны преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. Для этого сознание индивида должно быть способным к концептуальным перестройкам. В ситуациях жизненных катаклизмов высокоадаптированные индивиды переходят на новую схему психической саморегуляции. Во всех тяжелых жизненных ситуациях человек может увидеть свой спасительный шанс, новую жизненную опору. Неспособность же его к стратегической переориентации может оказаться губительной.

Судьба порой наносит такие жестокие удары, что полностью изменяет характер человека; всю его ценностно-регулятивную систему. Люди, психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую «жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни», нередко оказываются сломанными. Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

В общем виде люди подразделяются на две категории: на тех, кто во всех неудачах винят внешние обстоятельства (экстерналы), и на тех, кто в своих неудачах склонны винить прежде всего себя (интерналы). Интерналы  более адаптивны — они способны своевременно корректировать свое поведение, исправлять ошибки. Их поведение отличается большей социальной ответственностью. Экстерналы же интерпретируют социальные нормы как нечто навязанное извне. Преимущественная ориентация на внешний контроль снижает уровень их самоконтроля. Трудные обстоятельства жизни они интерпретируют как кару судьбы. Интерналы же рассматривают эти трудности как возможность проявить жизнестойкость, для них характерен более высокий уровень социальной ответственности.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия; десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуальными — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования, постоянно открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость К их потребностям и интересам.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний . Развитая личность обладает обостренным чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному . Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства и философского скепсиса.