Примеры конформизма. Условия возникновения конформизма

(от позднелат. conformis - подобный, сходный, сообразный; англ. conformism; нем. Konformizm)
Конформность; Конформное поведение; Феномен группового давления

1. Морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.

2. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

3. Некритическое принятие общественного мнения и следование ему, подчинение стереотипам массового сознания, указаниям авторитетов и вождей.

4. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

5. Пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.

6. Пассивное согласие с общепринятыми нормами.

7. Поведение, контролируемое посредством группового давления.

8. Поведение конформиста.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

10. Принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы.

11. Принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.

12. Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям.

13. Приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений и т.д., отсутствие собственной позиции.

14. Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.

15. Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

16. Приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

17. Соглашательство.

18. Социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей.

19. Тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включён.

20. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.

21. Философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Пояснения:
Конформизм означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств (мнения большинства, авторитета, традиций и т.п.). Конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т.п.), следовательно, отказу от себя как от личности.

Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Одновременно он обнаруживает себя тем, что пытается приписать своему авторитету абсолютную непогрешимость.

Конформизм следует отличать от других проявлений единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, поведении человека (в т.ч. тех, которые формируются в процессе социализации), например, единообразия взглядов основанного на единой системе знаний об окружавщем мире, следования моде, определенным обычаям и т.д., а также сознательного изменения взглядов под влиянием убедительной аргументации и в результате переосмысления позиции.

Целесообразно различать Конформизм как социальное явление и конформное поведение как психологическая особенность человека.

Конформистскими являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства.

Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
Обычно примерно треть людей в группе проявляет такое поведение, т.е. склонна подчиниться мнению группы. Влияние группы на индивида зависит от её размера (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек, дальнейшее увеличение размера группы не ведет к усилению эффекта), групповой согласованности (наличие в группе хотя бы одного «партнёра», который высказывает то же мнение, существенно снижает эффект давления группы), состава группы (от авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр.). Склонность к Конформизму зависит также от возраста (с возрастом существенно снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны, чем мужчины). Высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. Независимые женщины имели гораздо меньший индекс "социализации", чем подчиняющиеся.

Конформизм во многих случаях отвечает объективной заинтересованности государства в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому Конформизм в обществе по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания и идеологического воздействия (службами пропаганды, средствами массовой информации и религией). Конформизм является типичной чертой государств с тоталитарными режимами и бюрократических организаций. Высокая степень Конформизма на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект.

В «свободном мире» с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену «правила игры», стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара Конформизм выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле «так живет весь мир».

Тенденции нивелирования личности и приспособленчества присущи современному обществу. Конформизм объясняется неизбежным результатом развития общества - цена социального принятия есть Конформизм и потеря независимости. Распространение Конформизма в обществе - результат воздействия определенных социальных факторов, а отнюдь не следствие его неустойчивости, «мягкости».

Отсутствие плюрализма мнений создает условия для конформного усвоения идеологических стереотипов, "однонаправленных" убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и общества.
Преобразование общества невозможно без преодоления Конформизма.
Нам нужны такие люди, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, не испугаются никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

Человек является социальным существом. Где бы человек ни рос, он всегда идет на контакт с другими живыми существами. Конформизм в своем понятии подразумевает желание человека подчиняться чужим законам и правилам ради установления благоприятных отношений. Противоположностью является нонконформизм – феномен, возникающий в ситуации, когда человек не желает идти на поводу у других лиц.

Человек всегда будет желать быть с кем-то, принадлежать определенной группе лиц, иметь семью. Зачем это человеку? Многие скажут, что человек просто не настолько силен, чтобы противостоять всему обществу. Психологи же скажут, что человек является более разумным существом: зачем идти против общества, если можно в нем приспособиться так, чтобы общество приносило пользу человеку?

Другими словами, одним из факторов, который заставляет человека быть конформной личностью, является стремление достигать своих целей и реализовывать потребности. Вспомним такие ситуации на сайте психологической помощи сайт:

  1. Когда люди утверждают, что без связей невозможно продвинуться по карьерной лестнице, получить хорошую должность. А для установления таких связей человеку нужно соответствовать взглядами и манерами тому обществу, в котором находятся эти полезные люди.
  2. Как мужчина может себя сексуально удовлетворить без женщины?
  3. Невозможно создание семьи без второй половинки.
  4. Дети не выживут, если их не будут растить и воспитывать родители, с которых маленькие люди берут пример и подражают им.

Конформизм является просто формой приспособления человека к тому миру, который был создан людьми. Природа уже дает человеку те механизмы, которые ему нужны для выживания в дикой среде. Но человек создал общество цивилизованное, образованное, культурное, другими словами, мир состоит из придуманных правил, законов, морали и прочих норм, которых должны придерживаться все люди.

Таким образом, адаптированным к обществу человеком называется тот, который усвоил традиции, законы, правила приличия и все необходимые нормы поведения, которые приветствуются среди людей. Неадаптированным, антисоциальным человеком называется тот, кто желает противостоять, устанавливать свои законы, нарушать правила общественности. Это и называется конформизмом или нонконформизмом.

Что такое конформизм?

Простыми словами, конформизм называется приспособлением человека к установленному политическому и социальному строю, в котором он появился и живет. Человек должен принять существующие правила, бездействовать в плане их устранения или изменения, соглашаться с настроением, убеждениями и мнением общества. Сюда же входит отсутствие критики господствующих законов и правил, внутреннее их принятие и следование им, отказ от принятия собственных решений и наличия личной позиции, слепое подчинение и безоговорочное следование принципам государства, коллектива или семьи.

Конформизм предполагает полное принятие человеком всего, что общество от него требует и предлагает ему. Человек при этом не должен думать и рассуждать, критиковать и оценивать. Он должен только принимать, соглашаться, жить по установленным правилам и традициям, совершать те действия, которые от него ожидаются, а не которые он сам решил совершить.

Социальный конформизм

Общество состоит из групп людей, которые бывают малыми, средними и большими, что зависит от количества людей, входящих в них. Конформизм носит социальный характер, поскольку предполагает социализацию человека, из-за чего он будет стремиться к своему подчинению.

Социальный конформизм предполагает некритическое и бездумное следование авторитетному мнению, установленным законам и правилам, стереотипам, шаблонным убеждениям, традициям. Человек может не принимать имеющиеся тенденции, однако должен им следовать, на поступках выражать их. Таким образом, социальным конформизмом называется отказ от собственного мнения, его выражения, а также отсутствие несения персональной ответственности за совершенные действия, поскольку человек выполнял то, что ему говорило общество, а не то, что он решил сам сделать.

Конформизм возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Конформизм становится нужным, когда человеку трудно выполнить какое-то задание либо он просто не знает, как ее выполнить (несведущ).
  2. Степень конформизма усиливается, чем большее количество людей давит на индивида. Человеку легче противостоять отдельному индивиду, нежели группе.
  3. Конформизм нужен тем, кто обладает низкой самооценкой.
  4. Человек готов слушаться тех, кто считается более сильным, авторитетным, профессиональным.
  5. Чем более сплоченный коллектив, тем больше сила конформизма (влияния людей друг на друга).
  6. Если у человека, который обладает своим отличительным мнением и выступающим против, есть хотя бы один союзник, тогда его уровень конформизма снижается.
  7. Конформизм становится сильнее, когда человеку нужно устно изложить свою идею другим людям, нежели в письменной форме.
  8. Чем выше статус человека, чем больше его власть, дающаяся по статусу, тем менее конформным он становится.

Конформизм – это поведение приспособления к группе, когда индивид сознательно отказывается от своего мнения и позиции ради адаптации к группе. Противоположным становится поведение самостоятельное, которое направлено на противодействие натиску группы.

Выделяют 4 типа реагирования:

  1. Внешний (истинный) конформизм – когда человек на уровне поступков принимает мнение общества, но внутренне его не принимает, остается при своем мнении.
  2. Внутренний конформизм – способ приспособления, высокая степень внушаемости. Когда человек соглашается с мнением общества внутренне и начинает с этими правилами жить.
  3. Негативизм – когда человек имеет свое мнение, выражает его, различными способами противиться и аргументирует свою позицию, живет в соответствии со своими желаниями.
  4. Нонконформизм – когда человек становится самодостаточной личностью, которая живет в соответствии со своим мнением и мировоззрением, при этом не старается его навязывать, громко и ярко выражать его. Просто человек живет своей жизнью, никому не мешая и не подчиняясь.

Каждый человек является в той или иной степени конформным, что вполне естественно для удовлетворения своих желаний и потребностей. Однако отдельно выделяют «чистый конформизм» — когда человек полностью живет в соответствии с мнением общества. Он полностью подчиняется всем правилам, законам, придерживается норм. Однако путаница возникает в ситуациях, когда одна и та же модель поведения не приемлема в отдельных кругах. Где-то нужно вести себя вежливо, а в другой группе – грубо. Конформный человек зачастую не является гибким, чтобы быстро перестраиваться, поэтому это значительным образом влияет на его самооценку.

Конформные люди часто чувствуют себя неполноценными, особенно в тех ситуациях, где их модели поведения не срабатывают. Нередко они являются неуверенными в себе и нерешительными.

Конформистами являются все люди, отличается лишь степень их конформности. В некоторых ситуациях данное качество помогает человеку, а в других – мешает. Плюсами групповой конформности являются:

  1. Высокая сплоченность коллектива.
  2. Быстрая адаптация человека в коллективе.
  3. Простота организации общей деятельности.

Минусами групповой конформности являются:

  1. Потеря собственного мнения и способности ориентироваться в незнакомых для себя обстоятельствах.
  2. Способствование формированию тоталитарных групп, сект, массовых убийств, геноцида.
  3. Возникновение предубеждений и предрассудков в адрес меньшинства.
  4. Отсутствие творчества, новизны, развития общества.

Феномен конформизма

Конформизм необходим любому человеку, который рождается хотя бы в малом кругу лиц. В зависимости от степени авторитарности общества, группа может проявлять терпимость или, наоборот, насаждать подчинение отдельному индивиду. Если человек сам желает стать частью определенного коллектива, тогда он вынужденно принимает ее правила, устои, принципы и правила. Если человеку не подходят законы группы, тогда он может ее сменить.

Человек составляет группу, в которую входит, чтобы воплотить с ее помощью какие-то свои цели и потребности, которые самостоятельно невозможно реализовать. Вместе с тем, у группы есть свои цели и деятельность, которая устанавливается главами или всеми членами группы и которым должны подчиняться все.

Следует отличать конформизм от конформности:

  • Конформизм – вынужденное обстоятельство, на которое соглашается человек, чтобы быть просто принятым группой или обществом.
  • Конформность – качество характера, при котором человек априори везде приспосабливается, со всем соглашается, подчиняется и следует мнению других.

Практически все люди вынуждены быть конформными к политике и обществу, в котором они живут. Противоположным явлением является нонконформизм (независимость и самодостаточность индивида). Однако побочным явлением конформизма является негативизм – когда индивид яростно сопротивляется установленным правилам и нормам, навязывает свои идеи, желает подчинить себе.

Человек живет в социуме и у него есть некоторая степень выбора. Группа непосредственно оказывает на человека давление, вынуждая его подчиняться своим рамкам и правилам. Если человек соглашается и подчиняется, тогда он становится конформистом. Если же у него есть свое мнение, которому он желает следовать, живет по своим правилам, которые не согласуются с общественными, тогда это называется нонкорформизмом.

Нельзя однозначно говорить о том, что какая-то модель поведения является единственно правильной. Конформность так же важна, как и нонконформность. Таким образом:

  1. Конформизм – это уступчивость и одобрение.
  2. Нонконформизм – стремление жить в соответствии со своими желаниями и мнением, отстаивание своей позиции.

Итог

Конформизм является важной частью адаптации человека к социуму. Нельзя говорить о том, что данное поведение является отрицательным. В некоторой степени человек должен быть уступчивым, податливым, подчиняемым другим лицам, чтобы с ними взаимодействовать, получать от них желаемое, пользоваться их помощью и получать уважение, одобрение. В свою очередь другие люди тоже становятся конформными человеку.

Нонконформность проявляется в отдельных случаях, когда человек может быть независимой личностью, живущей по своим правилам. Если индивид при этом не нарушает свободу и права других лиц, тогда общество в некоторой степени приемлет его независимость, не мешает ему быть нонконформистом.

Негативное отношение у общества вызывает негативизм – яростное противодействие общественным законам и правилам. В такой ситуации человек нередко совершает деструктивные поступки, преступные действия, которые поддаются уголовному наказанию с целью ограждения людей от неадекватного поведения индивида.

Конформизм - изменение собственных взглядов, убеждений под влиянием среды, обстоятельств, следование мнению большинства. С библейских времен известен афоризм: «Лучше быть живым псом, чем мертвым львом». Известна и другая классическая фраза, ставшая крылатой: «И все-таки она вертится!» Согласно легенде, ее произнес итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), вынужденный отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Тут в голову приходят строки из поэзии нашего соотечественника Н.А. Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Позитивный конформизм - стремление сохранить существующий социальный порядок, избежать революционных потрясений. Речь идет о постепенном усвоении определенных норм, привычек и ценностей, являющихся основой социализации личности в обществе. Примером может служить мужественная смерть философа Сократа. Уже приговоренный афинским судом, он твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ сказал, что, хотя его осудили несправедливо, закон надо чтить. Положительная сторона конформизма состоит в том, что он помогает человеку соблюдать общественные нормы и правила. Будущая российская императрица Екатерина II (урожденная немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), прибыв к русскому двору 15-летней девочкой (1744 г.), «ставила себе за правило нравиться людям, с какими ей приходилось жить» (В.О. Ключевский). Возможно, еще не зная русской пословицы «С волками жить - по волчьи выть», она следовала именно ей. Нелестно отзываясь о нравах, царивших при дворе правившей тогда императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина Алексеевна в своих действиях, образе жизни руководствовалась жесткими внешними условиями, а не собственными принципами. Историк В.О. Ключевский пишет о ее нелегком пути к власти: «Она рано усвоила себе мысль, что лучшее средство пользоваться обстоятельствами и людьми - это плыть до времени по течению первых и служить не слепым, но послушным орудием в руках вторых. Она не раз отдавалась в чужие руки, но только для того, чтобы ее донесли до желаемого ею места, до которого она не могла сама добраться» . Гибкая, уступчивая позиция Екатерины, ее умение приспособиться к обстоятельствам, уступить чужому мнению (мнению человека более сильного), в конце концов и приведет ее к власти (1762 г.).

Благодаря конформизму человек сохраняет единство со своей группой, получает одобрение и признание окружающих. Он помогает группе быть более сплоченной, единой, а значит, более сильной.

Конформизм как приспособленчество , бездумное следование общему мнению показан в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля». Двое обманщиков сказали королю, что изготовят чудесное платье, увидеть которое сможет только умный человек, а дураку либо тому, кто не на своем месте, ткань будет невидима. Придворные и в итоге сам голый король не посмели признаться, что ничего не видят. Перед нами «стадный инстинкт», «инстинкт толпы» - склонность людей присоединяться к социальным группам, партиям, их вождям и подражать им. В сказке Андерсена мальчик из толпы выкрикнул: «Да ведь король-то голый!». Найдется ли такой человек в социуме конформистов? Один из героев сатирического романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Панург бросил барана-вожака в море и все остальные кинулись за ним и утонули. Отсюда и выражение «панур - гово стадо» - толпа, идущая безрассудно за своим вожаком, люди, лишенные способности к самостоятельному мышлению.

Интересна этимология данного слова: конформисты [англ, conformist - буквально «согласный»] - английские протестанты, сторонники англиканской церкви, принявшие все ее обряды и догмы . Король Генрих VIII (1509-1547) провозгласил себя верховным главой английской церкви, начал реформировать не только церковную иерархию, но и изменять религиозные ритуалы и основы вероучения. Конформисты выбрали меньшее из двух зол. Встретив сопротивление духовенства, король мог вообще упразднить институт священников, упростить церковные обряды, как это было в ряде протестантских движений в Европе. Отказавшиеся подчиниться воле короля подвергались репрессиям: казням, лишению имущества. Как видим, с эпохи английской реформации (XVI в.) конформизм считается таким нормативным образцом, когда личность отказывается от существовавших ранее ценностных ориентаций под влиянием новых условий и господствующих в обществе стандартов.

В русской литературе образцами конформизма можно считать поведение таких героев, как Молчалин и Швабрин. Алексей Молча- лин, действующее лицо в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», исповедует жизненный принцип:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Он профессиональный конформист и человек, вынужденный в силу своего незнатного происхождения и отсутствия богатства следовать законам «барской Москвы». Это дает свои плоды:

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил.

Ориентиром для Молчалина является Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья». Вот что важно для Молчалина: приходят и уходят министры, совершаются государственные перевороты, а чиновник-конформист остается незаменимым для каждого политического режима. Чтобы осуществить свой заветный идеал - «И награжденья брать, и весело пожить» - он готов приспособиться к любым обстоятельствам.

Алексей Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» приспосабливается к обстоятельствам, становится предателем, изменяет присяге и переходит на сторону мятежников. «Швабрин - олицетворенная низость», - напишет Марина Цветаева о человеке, запятнавшем честь и достоинство дворянина.

«Народ безмолвствует» - эта фраза из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» стала крылатой. Она может быть истолкована как ключевой пункт из социального контракта народа с властью. Признавая существующие «правила игры» (обряды, догмы, служебную иерархию и т.д.), отдельные индивидуумы могут уйти в глухую оппозицию. Например, в 70-80-е годы прошлого века в СССР многие представители интеллигенции затаенно высказывали недовольство политическим курсом КПСС (отсутствием свободы слова, свободы выезда за границу и т.д.). Об этом они говорили дома, на кухне (отсюда и выражение «кухонные разговоры»). Но так как многие из них сами были членами КПСС, Союзов писателей, композиторов и т.д., пользовались всеми благами, что давали эти организации (бесплатные поездки в санатории и дома отдыха, возможность выезда за границу в составе делегаций писателей, артистов, музыкантов и др.), они, говоря словами поэта А. Галича, молчали «не против, конечно, а за». Эти строки очень точно передают внутреннее состояние конформиста:

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание - золото.

Промолчи - попадешь в палачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

Может быть, корни современного русского конформизма уходят в архетипы национального характера? И среди этих черт психологии народа - долготерпение, покорность судьбе, приводящие к тому, о чем с горечью говорил А.С. Пушкин:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Эта нелестная характеристика в чем-то соответствует нынешнему молчанию людей, на глазах у которых молодые, пышущие здоровьем контролеры в электричках требуют от стариков-пенсионеров оплатить проезд. Общество, допускающее подобное, заслуживает следующего диагноза: «Скорее, больное, чем здоровое».

В 2010 г. вышла книга «Герои, злодеи, конформисты российской науки». Ее автор - доктор биологических наук академик С.Э. Шноль. «Участь конформистов трудна, - пишет Шноль, - им приходится сотрудничать со злодеями и терпеть неодобрение современников <...>, но утешением им может быть сознание выполненного долга - спасенья тех, кого такой ценой удается спасти» . Показательно, что в первом издании (1997 г.) автор назвал ее по-другому: «Герои и злодеи российской науки». Жизнь науки, как, впрочем, и религии, искусства, философии, не определяется лишь противоборством героев и злодеев. Конформисты - естественная и необходимая часть общества.

Ее представителем выступает Александр Леонтьевич Онисимов, герой романа «Новое назначение» Александра Альфредовича Бека (1903-1972). Ключевым для героя романа А. Бека стал 1938 г. - время массовых репрессий в СССР: «Аресты, уже вырвавшие одного за другим почти всех, с кем работал...». Совсем недавно был арестован его брат Иван Назаров. Ждет решения своей участи и сам Онисимов. Александра Леонтьевича, в том момент кандидата в члены ЦК, являющегося начальником крупнейшего Главка, вызывают в Кремль на доклад к Сталину. Онисимов получает полный кредит доверия от руководителя страны и назначение на должность народного комиссара танкостроения. Многие годы Онисимов хранит дома «охранную грамоту», выданную ему самим Сталиным в тот памятный день. На блокнотном листе брошены несколько строк: «Тов. Онисимов. Числил Вас и числю среди своих друзей. Верил Вам и верю. А о Назарове не вспоминайте. Бог с ним. И. Сталин» .

В таком же положении в 30-50-е годы XX в. в СССР были тысячи как рядовых граждан, так и руководящих работников, членов Коммунистической партии. Например, академик Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), основатель отечественной научной школы физической оптики, Президент Академии наук СССР. В августе 1940 г. был арестован его брат генетик Николай Иванович Вавилов (1887-1943). Он умер в тюрьме, и С.И. Вавилов, Президент АН СССР, лауреат Сталинских государственных премий (!!!) даже не знал, где могила его младшего брата.

Как могли люди, чьи родственники были репрессированы, продолжать работать, служить советскому режиму, выступать на партийных собраниях, одобряя решения КПСС? Ответ дает А. Бек устами Онисимова: «От вопросов, которые могли возмутить его, коммуниста, разум и совесть, он уходил, ускользал простейшим способом: не мое дело, меня это не касается, не мне судить. Любимый его брат погиб в тюрьме, в душе он оплакал Ваню, но и тогда остался твердым в своем “Не рассуждать!”. Для него не было пустыми словами выражение “солдат партии”. Позже, когда вошло в обиход “солдат Сталина”, он с гордостью и, несомненно, по праву считал себя таким солдатом» .

Действие романа происходит в 50-е годы XX в., после смерти И.В. Сталина (1953 г.). Онисимов, «солдат Сталина», крупный руководитель советской промышленности, чувствует новую эпоху, где ему уже нет места. Он подводит итоги своей деятельности, вспоминает прошлое. Сознание выполненного долга, пожалуй, именно это служит моральным оправданием конформизма литературного героя Онисимова, реального человека С.Н. Вавилова, других подлинных патриотов, благодаря которым мы победили в Великой Отечественной войне, подняли страну из руин в 40-50-е годы, а в 1961 г. уже первыми в мире полетели в космос. С.Э. Шноль к числу выдающихся конформистов, кроме уже упоминавшегося С.И. Вавилова, относит советских ученых: химика-органика Президента Академии наук СССР Александра Николаевича Несмеянова (1899-1980), биохимиков Сергея Евгеньевича Северина (1901-1993), Владимира Александровича Энгельгардта (1894-1984) .

Проведенный нами опрос среди студентов показал, что большинство из них в той или иной мере осуждает конформизм в качестве нормативного образца личности:

  • «Конформизм тормозит развитие общества. Мы теряем свою индивидуальность, подчиняясь точке зрения большинства. А еще древние говорили: “Худших - большинство”. Прогрессу, созданию нового в науке, искусстве, технике способствуют деятельные Личности, а не пассивные соглашатели-конформисты»;
  • «Конформизм - это, к сожалению, нормативный образец поведения современного человека. Каждый из нас внутренне готов согласиться с мнением большинства»;
  • «Это ужасно, когда взрослый человек подстраивается под окружающих. У него нет своей позиции, собственного мнения. Но все начинается с детства. Уже в раннем возрасте мы сбиваемся в стаи, нами руководит вожак - физически крепкий, часто наглый, задиристый. Тот, кто не признает его авторитет в классе, во дворе, становится “белой вороной”. За вожаком - группа, стая. За “белой вороной” - никого. Видимо, тогда и формируется у нас этот стереотип: “Если ты не с нами, значит, ты против нас”». После этих строк вспоминается преступный конформизм школьников, о котором идет речь в фильме режиссера Р. Быкова «Чучело». Каждый из них, подчиняясь общему настроению, травит ни в чем не повинную новенькую в классе девочку. Фильм вышел на советские экраны в 1984 г. и вызвал бурное обсуждение в СМИ. Жить в обществе извергов-конформистов, безусловно, очень страшно!

Меньшая группа опрошенных пытается проанализировать неоднозначность понятия «конформизм»:

  • «Такой нормативный образец личности, как конформизм - это палка о двух концах. Если правящая элита, формирующая мнение большинства, аморальна и развращена роскошью, живет по принципу: “Получи от жизни все”, то конформизм растлевает и граждан. Если у власти оказываются подвижники, честные люди, то конформизм - благо для всего государства. Как сказал Конфуций правящему классу, “если вы будете стремиться к добру, то и народ станет добрым”»;
  • «В нашем обществе конформистов у людей отсутствует гражданская позиция. Вспомним, что в дореволюционной России было широкое земское движение, т.е. инициатива шла “снизу”. На деньги земцев строились больницы, школы для крестьянских детей, библиотеки. Это наглядный пример позитивного конформизма, когда интересы большинства порядочных и деловых людей подчиняют себе примитивный утилитаризм эгоистов и индивидуалистов».

Особо выделим «аналитическую», или «отстраненную», точку зрения. Авторы представленных работ, видимо, признают то обстоятельство, что абсолютных истин не существует и, следовательно, задача «моралиста» - это размышление, философствование:

  • «Несмотря на мою собственную систему ценностей, общество диктует мне свои правила: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов”. С помощью “карманных СМИ” власть может доказать, что черное - это белое, а белое - это черное”. Плохо это или хорошо - все зависит от ситуации»;
  • «Мое мировоззрение формируется моими собственными ценностями, приоритетами. Моя семья, ее традиции для меня гораздо важнее стереотипов и клише, что навязывают нам ежедневно СМИ. Хотя есть и те, кто исповедует то, что ему внушает большинство»;
  • «Несколько человек пришли в институт учиться, а остальные - валять дурака. Для первых учебные пары, общение с преподавателем - способ познания нового, самореализация. Для вторых учеба - скукота, “отстой”. Что, если вторые (большинство) захотят сбежать с занятий? Поддержат ли их первые (меньшинство)? Смогут ли “интеллектуалы” занять самостоятельную позицию или же согласятся “забить” на лекции, как и их “дубинноголовые” однокурсники?».

Лишь один человек (!) честно признался в своей жизненной позиции: «Я - конформист. Мои мысли, убеждения, пристрастия сформировали те, кто вокруг: родители, друзья как реальные, так и виртуальные (Интернет). Я не могу и не хочу сопротивляться мнению большинства. У нас в классе была одна девочка - “белая ворона”. Ее травили, задевали. Я на всю жизнь запомнил этот урок: не вставай на пути у большинства. Большинство всегда право, а если не право, то смотри пункт первый».

Подводя итоги сказанному, отметим, что в рамках конформизма как нормативного образца поведения существуют две его формы: конформизм позитивный и конформизм эгоистический. Последний основан на страхе и отсутствии способности к сопротивлению внешним обстоятельствам. Подобная мировоззренческая позиция граждан страны способствует стагнации общества, косности, отсутствию подлинной свободы слова. В этом случае люди ощущают себя лишь «винтиками», безропотно поддерживающими любое мнение, спускаемое «сверху». Рассуждают «винтики» примерно так: «Я ничего не решаю», «Мой протест ничего не изменит», «Я как все».

Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характери­зуется принятием индивидом мнения большинства в ка­честве групповой нормы, зависимостью индивида от груп­пы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Ин­формационное влияние характеризуется влиянием дру­гих членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособле­ние) характеризуется внешним согласием с мнением груп­пы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобре­ние, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципи­ально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутрен­ него конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобле­ние индивида партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним) и интернализация, т. е. внутреннее усвоение уста­новок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.

4.4. Развитие малой группы

Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отно­шениях: дифференциации и интеграции.

В концепции Л. И. Уманского поэтапное развитие группы характеризует­ся последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности её членов в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа харак­теризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграци­ей в сфере эмоциональных отношений. Группа-коопера­ция характеризуется преобладанием интегративных тен­денций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере де­ловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоля­ция группы и концентрация активности ее членов на уз­когрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью кол­ лектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика кол-лективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на од­ном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризо­ваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интроэгоизм», по Л. И. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизне­деятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

    эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

    открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

    принятие решения и активные совместные действия по его реализации. В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:

    «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

    «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутстви­ем единства в группе;

    «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

    «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:

    Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

    «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

    «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедея­тельность группы, при условии, что они будут способствовать более полному достиже­нию ее целей.