Гармоничная личность аспекты. Гармоничные аспекты

УДК 316.664: 61

Пазекова Галина Евгеньевна

кандидат психологических наук Ульяновский государственный университет

fimeizhi@mail. ш

Еливанова Наталья Евгеньевна

Поволжская академия государственной службы (филиал в г. Ульяновске)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ*

Статья посвящена теоретическим аспектам психологии гармоничной личности и детерминант её внешнего и внутреннего благополучия с позиций целостного акмеологического подхода к проблеме здоровья. В статье рассматриваются научные подходы к содержанию понятия «гармония», раскрывается суть психологической гармонии личности.

Ключевые слова: гармония, психологическая гармония личности, гармонический тип личности, индикаторы психологической гармоничности: баланс, целостность, развитие, интегративная модель здоровья.

В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема здоровья, эффективности человеческой деятельности, актуализации и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. По своей актуальности и значимости проблема здоровья считается одной из сложнейших проблем современной науки и не уступает таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды. Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет наблюдается неуклонное ухудшение здоровья российской нации. Статистика свидетельствует, что 60-70% общей численности населения нуждается в реабилитации физического и психического состояния. Более половины работающих имеют рейтинг здоровья ниже трех по шестибалльной системе. Около 6,5 млн человек нуждаются в психиатрической помощи (включая наркологическую), из них почти 80% составляют больные алкоголизмом, умственной отсталостью, психотическими расстройствами. Все эти данные, приведенные в материалах научных медицинских и образовательных конференций и семинаров, говорят о том, что для здоровья нации необходима «единая политика здоровья» . Решение проблемы здоровья нуждается в новых подходах: нужны комплексные интердисциплинарные исследования, с помощью

которых можно было бы изучить важнейшие взаимосвязи между основными свойствами человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Методологической основой для данного представления является целостная (холистическая) модель здоровья . Мы рассматриваем здоровье как единство соматической, психической и духовной составляющих, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Но сам организм, который имеет такое целостное выражение, не изолирован, он находится в системе «человек - социум - вселенная», где действуют внутриличностные, социальные условия и экологические факторы. Все эти системы взаимосвязанно взаимодействуют между собой, и нарушение со стороны соматики влияет на психическую сферу, и, наоборот, психические измерения влияют на соматику, а изменения в социальной и экологической среде оказывают воздействие и на соматику, и на психику. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов, которые взаимосвязаны, начиная еще задолго до рождения ребенка, и которые проявляются, существуют в течение всей его индивидуальной жизни, сохраняются до конца жизни, формируются в виде видовой памяти и передаются следующим поколениям (Н.Б. Бехтерева, Л.Н. Гондарева).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень здоровья зависит на

* Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408 от 18.11.2009.

© Пазекова Г.Е., Еливанова Н.Е., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010!

50% от условий и образа жизни, на 20% - от экологических факторов, ещё на 20% - от генетических и только на 10% - от медицинских и других факторов . Перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного и экологичного функционирования человека в области объективных результатов деятельности и внутреннего психологического благополучия (В.И. Моросанова, А. Ануашвили,

О.И. Мотков, О.А. Ольвинская и др.).

Актуальные проблемы современной психологии развития личности связаны с изучением гармонизации личности как детерминанты здоровья и определяются наличием объективных и субъективных противоречий, среди которых необходимо выделить противоречия между:

Все более возрастающими требованиями к формированию здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и её неготовностью или неумением обеспечить этот процесс;

Потребностью личности реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения;

Потребностью быть независимым, самостоятельным человеком и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации;

Потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы и неспособности разрешать внутренние и внешние конфликты, что неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления саморазвитием личности и гармонизации личности, ее внешнего и внутреннего пространства.

Кроме того, актуальность изучения гармонии личности как исходного и желанного состояния обусловлена, во-первых, высокой социальнокультурной значимостью проблемы гармоничной личности в современном обществе; во-вторых, потребностью в понимании этого феномена, т.к. многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности; в-третьих, необходимостью научного анализа природы дисгармонии, который можно осуществить лишь в сопоставлении с гармонией.

Философскими предпосылками изучения гармоничности в современной отечественной психологии являются исследования в области соотношения внешнего и внутреннего, проводившиеся в рамках научных школ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной (психически здоровой) личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К. Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юн-га, телесно-ориентированной психологии В. Райха, онтопсихологии А. Менегетти, психосинтезе Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа, квантовой психологии РА. Уилсона и др.

В российской психологии личности описание гармонического типа личности и ее мотивационных отношений встречаются в работах Л.Н. Соб-чик, Э.М. Александровской, А.Б. Орлова и др.

В разработке методов оценки гармонии личности важную роль играют работы, связанные с самоактуализацией, самоменеджментом, саморазвитием, саморегуляцией (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Н.И. Козлов, Е.Б. Лисовская, В.И. Моросанова, Н.Ю. Синягина, В.И. Панов и др.).

Мы рассматриваем каждого человека как целостную высокоорганизованную систему, способную развиваться и саморегулироваться на физическом, эмоциональном, социальном и духовном уровнях, что подразумевает повышенную чувствительность к внутренним и внешним сигналам, адекватную их обработку, что дает возможность трезвой оценки ситуации и эффективных, осознанных действий и способности управлять своей жизнью в соответствии со своими истинными потребностями, идеалами и стремлениями.

В целом можно выделить следующие достаточно распространенные подходы к понятию гармония . В широком круге научных работ термин «гармония» чаще всего используется не как специфическое научное понятие, а метафорически, как оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром (например, «музыкальная гармония», «числовая гармония», «структурная гармония систем», «гармоничный образ жизни» и т.д.).

Гармония личности - это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их доста-

точно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адле-ровском смысле.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек - живой организм и субъект поведения, в психологическом - носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном - член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального. Личность - феномен одновременно индивидуального, и социального бытия. Рассмотрение вопросов основ личности предполагает и обсуждение вопросов гармонии личности. При этом следует отметить, что внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. Многообразные связи личности с окружающим миром определяют интегративную структуру личности, ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся устойчивые личностные качества регулируют объем и меру активности социальных контактов, образуя собственную среду развития. При этом наступает взаимообусловленность двух интегративных структур - самой личности и социального окружения. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Таким образом, понятие гармонии, как понятие высокого уровня обобщенности, необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах - природной, предметной, социальной.

В психологическом плане гармонию личности можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости . Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Поэтому изучать гармонию личности можно и нужно в разных сферах жизни, поскольку, как мы уже говорили, бытие человека многомерно. Человек существует одновременно в разных средах, мирах - мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живая система), мире людей (как единица определенного общества). Существование в этом триединстве находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Следует отметить, наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи -У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г. А. Мюррей, П.В. Симонов и др.

Психологическая гармония рассматривается нами как самоуправляемая система психологической организации и функционирования индивида, выражающаяся в оптимальной соразмерности, согласованности психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, создавать бесконфликтную среду вокруг себя и людей - творить добро и реализоваться как человек. При таком подходе человек становится гармони-затором, источником жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема использования и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. Особенно актуальным становится вопрос о необходимости создания условий для самоактуализации, развития творческого потенциала, мотивации к личностному росту психологов, педагогов, воспитателей, врачей, социальных работников, в сферу профессиональной деятельности которых входит воспитание, обучение и оказание помощи другим людям. Для людей этих специальностей высокий уровень личностной зрелости, психическое здоровье и степень самоактуализации являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и основными факторами, определяющими эффективность работы.

Гармоничность психологической организации личности определяется:

Сформированностью интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Сбалансированностью (соразмерностью) развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

Интегрированностью (тесной взаимосвязью и внутренней согласованностью) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности, происходящих в интра- и интерперсональных планах.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М., 2001. - C. 3-19.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2001. - C. 352.

3. Воробьева Т.М, Колядко С.П. Биоуправление: теория и практика. Новосибирск, 2008. - C. 202.

4. Розин В.М. Здоровье как философская и социальная - психологическая проблема // Мир психологии. - 2000. - №1. - С. 12-30.

5. Ольвинская Ю.Л. Возможности практической психологии в обеспечении развития потенциала личности и организаций в системе современного предпринимательства // Материалы научно-практической конференции «Особенности предпринимательства в переходной период экономики». - Мн., 2000. - С. 38-43.

6. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. ГС. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - C. 607.

7. Разработка стратегий по достижению здоровья для всех к 2010 году: руководящие принципы и общие вопросы. - Женева: Исполнительный комитет ВОЗ, 2000. - C. 265.

8. Братченко С.Л., МироноваМ.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - C. 44.

9. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 2008. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 366.

Такие понятия, как адаптация, психическая устойчивость, гармония имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. Именно единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии проявляется в жизни человека, одновременно отклоняясь в ту или иную сторону.

Здоровья связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал как здоровье гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровья, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в размерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонию личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственный, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. Поскольку начальным и желаемым (для возврата) по состоянию есть гармония, необходимые точнейшие знания о ней.

Гармонию личности невозможно обсуждать, если рассматривать личность в отрыве от среды, вне ее связями с миром. Анализируя то, что происходит в современном мире, стоит выбрать как начальную точку анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми являются: природный мир (и неживая и живая природа), социальный мир (мир людей, наций, этносов, обществ, групп различного масштаба) и предметный мир (рукотворный, инструментальный, техногенный). Все они составляют бытие отдельного человека и человечества в целом.

Для этого периода развития человечества характерен конфликт между тремя названными мирами. Под конфликтом понимают выраженную несогласованность этих трех миров, трех аспектов человеческого бытия - несогласованность, что наносит вполне ощутимого ущерба каждом из трех миров. Особое значение имеет невротичне стремление человека все переделать в природном мире, и по возможности быстро.

Становления предметного мира происходило параллельно с развитием социального. Увеличиваясь и усложняясь, предметный мир усиливал свое влияние на социальный мир. Сейчас можно говорить уже не только о влиянии, а и о перестройке социального мира под влиянием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, недостаточно контролируемого социумом. Некоторые из них, к сожалению, не отражают всех потребностей общества в этой сфере. Особенно это проявляется в Украине, где нет не только многих необходимых механизмов контроля и регулирования.

Имея возможность пользоваться предметами, человеческий вид значительно увеличил свою численность. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек подчиняла (а часто просто уничтожала) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Людей стало настолько много, что специалисты все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежно сокращение ресурсов, которые дают пищу, возможность удовлетворять гостиной потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт - вопрос открытый. Кроме того, приобщается вредное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т.д.).

Сегодня предметный мир достиг значительного развития и является достаточно сложным. Он все больше перестраивает не только образ жизни, но и много душевных и телесных процессов. К последствий такой «перестройки» нужно отнести:

  • ускорение ритма жизни;
  • гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и др.);
  • увеличение производства и потребления психоактивных наркотических веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).

Ускорение ритма жизни привело к значительному повышению стрессовую нагрузку. Самые печальные последствия этого - значительный рост психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Время инструментальный мир начинает дублировать, замещать или закрывать природный мир. Кроме того, инструментальный мир имеет чрезвычайно много возможностей для построения иллюзий. Например, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость).

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Со Средних веков в западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека нет более гармоничной, ни благополучной, счастливее. Такой односторонний развитие привел в XX в. до научно-технической революции без адекватных, размеренных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом причина разрушения экологии планеты и «топтание на месте» в духовной сфере. Это также вызывает нехватка развития эмоционально-чувственной сферы, невротизацію общества и занижение жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически) странах. На контроль и сдерживания эмоций затрачивают немало энергии.

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Гармония - высший уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - высший уровень интегрированности личности по сравнению с адаптируемость.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ - это согласованность и пропорциональность основных аспектов бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (и потенциальной, и реализованной). Пропорциональность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как пропорциональность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это сопоставление внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связь; сопоставление внешнего и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализованной энергии; пропорциональность энергетических и информационных ресурсов. Гармония - это также равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности, например, в адлерівському смысле).

В изучении личности применяют общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных аспектах ее бытия: физическом (предметном), приветственном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из граней личностной гармонии - согласованность всех аспектов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) - это существование в мире тел и предметов, вовлеченность в мир неживой природы (вовлеченность индивида как тела). Ни одно функционирования человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне миром предметов и вещей, без адекватного отображения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне очевидные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в приветственном пространстве (биологическое бытие) - это жизнедеятельность, вовлеченность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне миром живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) - это социальная жизнь, вовлеченность в мир людей как личности, как члена макро - и микросоциума. Социальное бытие - это погруженность в межличностные отношения, реализация стремление сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.д. Вне социальным пространством человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения этого социума и его история. Социальное бытие сохраняет их в виде традиций, устойчивых социальных норм, правил. Но социальное пространство является прежде всего пространством современников, сообществом людей, которые проявляют активность, непосредственно общаются друг с другом и влияют друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, вовлеченность в мир духовный как субъекта, который имеет духовные потребности; привлечение к высших ценностей человеческого бытия. Духовная жизнь - это также реализация стремление внести свою лепту в сохранение высших ценностей. Деятельность, направленная на расширение круга людей, которые принимают те ценности, которые субъект обосновал, или ценности, к которым он присоединился как последователь. В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Пространство духовного бытия - особый.

Духовный мир относительно независимый от других пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционный, чем социальное, поскольку природные, экономические и другие изменения оказывают на него косвенное влияние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек имеет способность к рефлексии. В процессе развития личности возникает самосознание. Представление о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к себе и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние просторы представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутреннюю жизнь.

Итак, внешний пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. Поэтому точнее будет говорить не только о разные части личностного пространства, но и о многих его измерений.

Для гармонии личности важна равновесие событий наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - екстраактивність (активность, направленная на внешнее пространство) и інтроактивність (активность, направленная на внутреннее пространство).

В субъективном аспекте гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах.

ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - ощущение причастности к духовной культуры общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры. Для духовного благополучия весь т продвижение в понимании сущности и назначении человека, достаточно полное осознание смысла жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Это также удовлетворенность межличностными связями, статусом в мікросоціальному окружении.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ (телесное) БЛАГОПОЛУЧИЯ - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, что удовлетворяет индивида, физический тонус.

По психической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равенство их значимости. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой причины, которая влияет, и силой отклика.

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia") означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет нашу личность, "органическое единое целое"?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: "Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать", "Все хорошо, только вот на работе проблемы" или "Все хорошо, только вот жена..." Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: "начальник", "умелец", "отец", "любовник". Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши "различные компоненты", слияние которых образует в нас то самое "органическое целое", называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный "начальник". И скорее всего, хороший "коллега" и "друг". Но его части "любовник", "отец" не проявляются. Приходя домой, он остается "начальником", "другом", но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная "мать". Однако зачастую и "подруга", и "любовница" - это не про нее. Я направленно не использую слова "муж" и "жена", так как вместо них я употребляю слова "любовник" и "любовница", подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова "муж" и "жена" в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие "отец" и "мать", а затем "дедушка" и "бабушка". Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть "художником" или "модельером". Возможно, он мог быть "ученым" или "музыкантом", но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те "роли", которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те "роли", которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши "роли" будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

А в народе эту особенность заметили давным-давно. «Бог шельму метит», – издавна говорят о тех, чьи явные или скрытые пороки так или иначе отражены во внешнем облике. Еще народная мудрость утверждает, что «с лица воды не пить», но, тем не менее, лицо говорит о многом…

Известно, что правое полушарие отвечает за левую часть нашего тела, а левое – за правую. Поэтому у «левши» активнее работает правое полушарие, а у «правши», наоборот, левое. Давайте разберемся, за что отвечает каждое из них.

Ученые утверждают, что левое полушарие курирует логику, анализ, количественную обработку информации и выработку стратегии поведения. Следовательно, люди, у которых доминирует левое полушарие, чаще всего занимаются наукой, администрированием, бизнесом – заняты в тех сферах, где необходимо принимать логически обоснованные решения.

А правое полушарие отвечает за интуицию, воображение , творчество , целостное восприятие ситуации. Значит, людям «правополушарным» близки творческие профессии. Поэты, музыканты, актеры и художники, прежде всего, полагаются на свою интуицию, чувства и эмоции.

Но если одно из полушарий доминирует избыточно, это приводит к дисгармонии личности. А под гармонией надо понимать согласованность двух начал в человеке – интуиции и логики или духа и ума.

Но А.Н.Ануашвили, ныне профессор, доктор технических и психологических наук, в результате исследований установил, что эта закономерность не относится к нашему лицу. Оказывается, на правой части нашего лица проецируется состояние правого полушария, а на левой половине – левого. А поскольку, многим из нас далеко до личностной гармонии, лица наши несимметричны. Ученые попробовали составлять портрет человека из двух левых или двух правых половинок. И тут выяснилось, что таким образом зачастую получаются совершенно разные портреты. В системе Автандила Ануашвили портрет из правых половинок лица называется «духовным», а из левых – «жизненным».

У этой системы оказалось одно чудесное свойство – простое наблюдение на экране компьютера портретов, составленных из двух одинаковых половинок своего лица, приводит к гармонизации личности! К такому неожиданному открытию пришли ученые, работающие под руководством Автандила Николаевича. Результаты, по их утверждению, получаются впечатляющие. Бывали случаи излечения психических и неврологических заболеваний, пьянства и т.д.

«Коррекция происходит на основе зрительно-обратной связи. В мозге колебательные процессы происходят синхронно. Это может перестроить весь организм и всю жизнь , восстановить целостность, гармонизировать личность », – уверяет А.Н.Ануашвили.

На основе результатов этих исследований А.Н.Ануашвили разработал метод видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции (ВКП), на который получил медицинский патент. Что же представляет собой этот метод?

Метод основан на определении функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга. Изображение человека вводится в компьютер, специальная программа строит два портрета из половинок его лица – «духовный» и «жизненный», а потом сравнивает их. Определяется доминирование одного из полушарий головного мозга, разности амплитуд колебательных процессов в полушариях. После чего компьютер выдает психологическую и профессиональную характеристики, прогноз поведения в разных ситуациях, рекомендации по профессиональной ориентации и гармонизации личности. Достоверность такой компьютерной диагностики очень высока.

Это простой и удобный метод, например, для приема на работу. Никаких тебе психологических тестов с огромным количеством вопросов. Есть и еще немало областей, в которых компьютерная психодиагностика и психокоррекция может прекрасно работать и на сегодняшний день уже работает.

ВКП применяется в Государственной службе РФ, в Генеральном штабе ВС РФ, в Центре перспективных медицинских технологий, а также в медицинских центрах для объективной психодиагностики, психокоррекции и семейной психотерапии в России, в странах СНГ и за рубежом.

Впрочем, сегодня каждый человек, имеющий доступ к ПК, может ввести свое изображение в компьютер, и с помощью графического редактора построить два портрета – «левый» и «правый». И, как советуют создатели системы психодиагностики, хотя бы неделю каждый день по 10-15 минут смотреть на «себя любимого» в двух вариантах. Таким образом можно избавиться от многих проблем. Согласитесь, не так уж это и трудно.

Попробуйте, а вдруг поможет? И ваша жизнь потечет по-новому – гармонично и легко.

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. “Согласованный” означает достигший единства, “стройный” означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных временгармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности - это ее целостность (в соответствии с этимологией термина “интеграция”). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но - не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности - например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность всех планов ее бытия.


Физическое бытие (существование в физическом пространстве) - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Витальное бытие (существование в витальном пространстве) – это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Социальное бытие (существование в социальном пространстве) – это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие – это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является, в первую очередь, пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Духовное бытие – это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности…). Духовная жизнь – это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека, духовный мир личности - предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством - все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия - особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении.Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.