Обобщение по теме рыбы и пресмыкающиеся. Презентация на тему "класс земноводные и класс пресмыкающиеся"

Данные об авторе

Чашева Зоя Викторовна

Место работы, должность:

МБОУ "СОШ №12 г.Йошкар-Олы"

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1.Систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».

2.Научить выполнять морфологический разбор имени существительного.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК «Перспектива»

Краткое описание:

Систематизация знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание .

В написании каких букв встречается элемент «Верхняя петля»?

Пословица недаром молвится .

Что значит молвится, недаром? Как можно сказать по-другому?

Объясните смысл этой пословицы.

  1. Актуализация знаний.

Составьте пословицу, выбрав нужные слова: нашла, коса, вода,на. камень, косит.

Нашла коса на камень.

Когда так говорят?

Послушайте задания к этому предложению. Нужно выполнить:

  • фонетический т.е. звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.
  • Кто выполнил разбор верно: Аня или Ваня?
  • выполнить морфемный разбор (т. е. разобрать слово по составу) слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (камень).
  • Выполнить синтаксический разбор предложения. (работа у доски).
  • Выполнить морфологический разбор слова камень.(проблемный вопрос).

Какое из заданий вам показалось незнакомым?

Что значит выполнить морфологический разбор? Как можно сказать по-другому?

Прочитайте как называет морфологический разбор профессор Самоваров? Я уверена, что вы сможете его выполнить. Почему?

А помогут нам в этом « Шаги к умению» и наши знания об имени существительном.

1.шаг. - назовите часть речи.

2 шаг. - Укажите начальную форму . Что такое начальная форма?

Поставьте в начальную форму имена существительные: об осени, на крыльце, за хлебом, у дома, на крыше.

3 шаг. Определи признаки имени существительного .

Признаки бываю постоянные (неизменяемые) и непостоянные (неизменяемые): выберите постоянные признаки.

Собственные или нарицательные.

Какие слова называем собственными? Нарицательными?

Запишите ответы викторины:

Страна, где по совету К.Чуковского опасно гулять?

Что твердил доктор Айболит, спеша в Африку к больным зверям?

Какая сказочная героиня занималась неквалифицированным трудом: перебирала крупу, чистила печь и убиралась в доме?

Фамилия поэта, который написал стих «Черемуха душистая»?

Спутник Земли

Самая большая река России.

В каком случае одинаковые по звучанию слова будут собственными. В каком - нарицательными?

Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Поля рано вышла в поле.

Одушевленные или неодушевленные.

Как превратить неодушевленные существительные белки. Козлы - в одушевленные?

Какое из существительных полька, чешка, голландка, француженка может быть только одушевленным?

Род имен существительных.

Какого рода могут быть имена существительные?

Определите род имен существительных: кофе (с.р), повидло (с.р.), вермишель (ж.р), какао (с.р.), пюре (с.р.) картофель (с.р.).

Представьте себе, что вы в кафе(кстати слово тоже среднего рода французского происхождения) делаете заказ, используя данные слова в сочетании с именами прилагательными в нужном роде.

У наших героев Ани и Вани возник вопрос в определении рода. Помогите их рассудить.

Папины и мамины часы.

Ваня выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять существительных женского рода. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на комоде. И он спрашивает Аню:

Аня. Часы по-твоему какого рода?

Какие часы? - спрашивает Аня

Папины часы, - отвечает Ваня.

Аня, не задумываясь решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а если мамины - то женского»

Правильно ли она рассуждает? Какого рода часы?

(Род определяем только у существительных единственного числа. Если существительное множественного числа. Ставим его в форму единственного числа, если это невозможно- род не определяем).

Непостоянные признаки.

Число.

Продолжите мою фразу:

Когда существительное обозначает один предмет, оно употреблено в……,

Когда несколько предметов -………

Докажите, что число имен существительных - это признак непостоянный.

Измените число: ученик -….., ребенок - ….., человек - …..

Золото-…., кислород….., железо -……

Среди существительных есть, не секрет.

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

Вспомнить вы их попытайтесь слов пять.

И постарайтесь их мне назвать.

(очки, духи, чернила, ворота, каникулы, шахматы, ножницы).

Падеж.

Сколько падежей в русском языке? Если падеж категория изменяемая. Измените по падежам слово школа (по цепочке).

Как правильно сказать?. Запишите ответ и определите падежи имен существительных:

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

У рыбей нет зубей. Или как-то еще?

  1. Шаг. Чем является в предложении?.

Посмотрите, как выполнил разбор Ваня. Как он оформил запись.

Вот теперь мы можем разобрать слово камень.

(выполняют разбор совместно с учителем. Образец записи - на доске.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 75.

Упражнение 76. (исправьте ошибки письменно).

  1. Итог урока.

Чему мы сегодня научились на уроке?

  1. Домашнее задание упр. 77 выполнить морфологический разбор выделенных существительных.
  2. Оценивание ответов обучающихся .

Тема урока «Морфологический разбор имени существительного». 6 класс

Методическое обеспечение:

Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов, составленной с использованием материалов ФГОС основного общего образования, и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

    Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль) обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

    Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

    Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Морфологический разбор имени существительного».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а) создание положительно-эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята!

Письмо от деда мороза

Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?

Дорогие ребята 6 А класса!

Я получил ваши письма. Спасибо вам большое за поздравления!

Вот уже наступает зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, зимние прогулки и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.С любовью к вам, ваш Дедушка Мороз.

Ну что, ребята, порадовало вас письмо?

А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?

(ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д .)

А какой частью речи являются все эти слова?

(ответы учеников: имя существительное )

А почему вы решили, что это имена существительные?

(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное )

Молодцы, ребята! Совершенно верно.

2. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 5).

Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.

(запись в тетрадь числа и темы урока )

Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.

3.1 . - Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.

Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.

В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек.

По финской традиции, к непослушным детям этот зимний старик приносит розги, а послушным подарки.

Но у всех народов есть одна общая традиция.

Ребята, как вы думаете какая?

(ответ: приносить в дом елку, наряжать елку ). (Слайд 6).

Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I , т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.

С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.

3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд 7). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:

Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь 4 .

делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении )

3.3 . Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж). Подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Слайд 8).

А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре.

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине «На севере диком».

а) Игра «Соколиный глаз». (Кто больше найдет слов с известными орфограммами и пунктограммами).

(орфограммы: вырастала (ро с/раст ); безуд. гласная в корне слова: в ле су (ле с), на го ре (го ры), ле дышки (лё д); проверяем. согл. в корне слова ледыш ки (ледыше чка); на ши шках (жи, ши); паль тишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;

пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в сложном предложении (чертим схемы)

б) Лексическая разминка.

I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (игла)

II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)

в) - А как вы считаете слово «елка» является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта.

Орфографический словарь

ёлка , -и, р. мн. ёлок

Большой толковый словарь

ЁЛКА, -и; мн. род. ёлок, дат. ёлкам. ж.
1.
=Ель.
2.
Ель, срубленная и украшенная к празднику Рождества или Нового года. Новогодняя, рождественская ё. Нарядная ё. На ёлку повесили золотые шары, хлопушки, блестящий дождь. Танцевали у ёлки, под ёлкой. Пора зажигать ёлку
(зажигать свечи или гирлянды электрических лампочек).
3.
Новогодний или рождественский праздник с танцами и играми вокруг украшенной ели. Устраивать ёлку. Ходить на ёлку. Весёлая ё. Билет на ёлку. ◊ Ёлки зелёные; ёлки-моталки, в зн. межд. Разг.-сниж.
Выражает недовольство, досаду, удивление и т.п. Ну и погодка, ёлки зелёные! Ты зачем это сделал, ёлки-моталки! Е-ые игрушки. Е-ая хвоя. Ё. базар
(на котором продают ёлки или игрушки для них). Ёлкой, в зн. нареч.
=Ёлочкой. В ёлку, в зн. нареч.
=В ёлочку.

Русское словесное ударение

ёлка, -и; р. мн. ёлок

4. Обобщение и систематизация понятий по теме

«Имя существительное»

Ребята, все мы узнали о слове «ёлка», и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд 9).

Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.

а) повторение и систематизация ЗУН.

Слайд 9. Работа в группах:

Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на повторение морфологических признаков имен существительных.

(используется раздаточный наглядно-дидактический материал)

    Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»

    Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»

    Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака «Род имени существительного».

    Загадки. Определение морфологического признака «Склонение»

    Кроссворд. (Определение числа им. существительного)

4.1.Слайд 10. Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»:

новый год

Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)

каникулы

О каком признаке им. существительном мы вспомнили?

4.2. Слайд 11,12. Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»


рукав рыбка тыква волк


По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?

Ответ: одушевленные: рыбка, волк, скворец

неодушевленные: рукав, тыква, елка

4.4. Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака «Склонение».

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька) 1 скл.

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка) 1 скл.

Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин) 2 скл.

Вот ещё одна загадка

девочкам и мальчикам:

кто рождается в кармане

с маленьким карманчиком?

(Кенгуру) несклон. имя сущ.

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши) 3 скл.

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти) несклон. им.сущ.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время) (разносклоняемое имя сущ.)

Составьте таблицу «Склонение имен существительных», заполнив ее примерами. (Обращаю внимание на правописание слов)

Несклоняемые

Разносклоняемые

Со сулька

Хло пушка

Се рпантин

Ке нгуру Ко нфетт и

Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

(ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение ).

А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?

(ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению )

4.5. Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.


По горизонтали
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?

Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь(ед.ч.), СНЕГ(ед.ч.).

б) Физкультминутка.

в) обобщение ЗУН:

1) работа с учебником

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.

2) решение проблемного вопроса

Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?

(ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)

3) Закрепление изученного материала.

а) выполнение морфологического разбора имени существительного

Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова «зиму 3 » (Слайд 17)

4) проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд 18).

а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и

дифференцированно): морфологический разбор имен существительных I вариант «прилетел с неба 3 », II вариант «убежал в землю 3 »

б) взаимопроверка.

Опрос: - кто выполнил без ошибок (молодцы),

У кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

У кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или

одноклассника, справившегося с заданием).

5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

а) Завершение работы.

Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!

А какая у нас елочка? (Слайд 19)

(ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительного. )

А какое у вас настроение?

(ответ: радостное, праздничное)

б) Рефлексия (Слайд 20)

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

в) выставление оценок.

г) домашнее задание. ( Слайд 21).

§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.

6. Оргмомент. Завершение урока. (Слайд 22)

– Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!

Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" 633455

Кушенова Светлана Алексеевна , учитель

Разделы: Преподавание биологии

...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью”.
К.Д. Ушинский.

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно” . Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.

В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта” .

Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.

В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.

Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.

Урок - обобщение по темам “Земноводные” и “Пресмыкающиеся”.

Цель: углубление и обобщение знаний о земноводных и пресмыкающихся, активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Задачи:

    Проверить и систематизировать знания и умения учеников по теме;

    Воспитывать стремление к самосовершенствованию, к самореализации через умение работать в группах.

    Развивать монологическую речь, мышление, познавательную активность в ходе игры.

Оборудование: цветные таблицы “Класс Земноводные”, “Класс Пресмыкающиеся”, дидактический материал (карточки с заданиями, конверты с рисунками, кроссворды), Красная книга Тверской области.

Примечание: Игра командная, поэтому команды можно сформировать заранее или перед началом уроком. Надо проследить, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий (обычно это учитель - предметник), ему помогает жюри из приглашенных учителей и старшеклассников, свободных от уроков. Жюри же и подводим итоги каждого конкурса и игры в целом. По итогам можно провести награждение, отметить наиболее активных игроков в команде.

Ход урока

    Организационный момент.

    Тема, задачи и цель урока.

    Основной этап урока - выбор команд, жюри и игра.

Конкурс 1.

Работа по вопросам учителя.

Каждая команда отвечает на три вопроса. Другая команда может дополнять ответы. Время ограничено, команды отвечают по очереди.

Команда 1

    Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и на воде.

    Если голодной лягушке положить мертвых насекомых, будет ли она их есть? Почему?

    Язык лягушки не может проталкивать пищу к глотке. Кто же выполняет эту работу? Как?

Ответы на некоторые вопросы: 2. Нет – глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых. 3. Глаза выполняют работу вместо языка. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Команда 2

Докажите, что пресмыкающиеся - настоящие наземные животные.

Как правильно выразится: “укусила” или “ужалила” змея? Почему?

Желтопузики (ящерицы) спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки - с открытыми. Как это можно объяснить.

Ответы на некоторые вопросы: 2. Правильно “укусила”. Многие слышали о том, что ядовитые змеи жалят жертву, отравляя ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел, ос, а не у змей. Иногда за жало принимают раздвоенный язык змей, но так они улавливают запахи. В жертву же они впрыскивают яд с помощью ядовитых зубов. 3. Дело в том, что у ящериц глаза прикрыты подвижными веками. А у змей – края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным.

    За полный ответ - 2 балла.

    За не полный ответ - 1 балл.

    За дополнение - 0.5 - 1 балл.

Конкурс 2

Биологический диктант или тестирование.

Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.

I Земноводные: ,.. .

II Пресмыкающихся: ,.. .

Утверждения:

    Постоянная температура тела.

    Непостоянная температура тела.

    Обитают и в воде и на суше.

    Обитают в основном на суше.

    Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.

    Один круг кровообращения.

    Дышат только с помощью легких.

    В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.

    Обитают только в воде.

    Имеют жабры.

    Голая кожа покрыта слизью (в основном).

    Кожа сухая с роговыми чешуями.

    Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.

    Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.

Ответы: I - 2,3,5,8,11,14; II - 2,4,5,7,12,13.

Максимальное количество баллов - 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).

Конкурс 3

Решение кроссвордов.

Кроссворд “Пресмыкающиеся”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Название класса холоднокровных животных, приспособленных к наземно-воздушной среде.

2. Ядовитая змея, обитающая в том числе и в нашей Тверской области.

3. Животные, имеющие костный панцирь, покрытый роговыми пластинами.

По вертикали:

4. Это животное похоже на огромных ящериц, бывают до 8 метров в длину, а тело их покрыто роговыми щитками, сердце четырехкамерное.

5. Существо более древнее, чем ящеры-великаны, обитающее на острове Новая Зеландия, животное – ископаемое.

6. Одна из самых крупных ящериц с массой тело до 130 кг.

7. Безногая ящерица, которую часто путают со змеей.

8. Типичный представитель отряда чешуйчатые, обитатель смешанных лесов, способна отбрасывать хвост при опасности для жизни.

Ответы.

    По горизонтали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Гадюка. 3. Черепаха.

    По вертикали: 4. Крокодил. 5. Гаттерия. 6. Варан. 7. Веретенница. 8. Ящерица.

Кроссворд “Земноводные”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Это животное живет почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов.

2. Название класса, к которому относятся хладнокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

3. Маленькие лягушки, обладающие смертоносным ядом и обитающие в Южной Америке.

4. Животные из отряда Хвостатые земноводные, обитающие в нашей зоне.

По вертикали:

5. Животные, обитающие на Кавказе, имеющие ядовитые кожные железы, хвостатые. Окраска - черная, с яркими желтыми пятнами.

6. Представители отряда Безногие.

7. Древесные лягушки, обитающие и в России.

8. Это животное отряда Бесхвостые земноводные имеет грубую кожу, покрытую бугорками.

Ответы.

    По горизонтали: 1.Лягушка. 2. Земноводные. 3. Кокои (кокоа). 4. Тритоны.

    По вертикали: 5. Саламандры. 6. Червяга. 7. Квакша. 8. Жаба.

Максимальная сумма баллов - 8, по 0.5 балла за угаданное слово.

Дополнительный балл получает команда, которая выполнила задание раньше назначенного времени и без ошибок.

Конкурс 4

Узнать животных и назвать характерный признак.

Карточки для команды 1 и команды 2.

Количество баллов: по баллу за угаданное животное, дополнительно 0.5 балла за названный характерный признак. Максимально 7.5 баллов.

Ответы: Конверт №1: 1 - Квакша. 2 - Тритон. 3 - Остромордая лягушка. 9 - Черепаха. 10 - Кобра.

Конверт №2: 4 - Лягушка прудовая. 5 - Тритон карпатский. 6 - Жаба обыкновенная. 7 - Гадюка обыкновенная.

Конкурс 5

Составить название животных из букв данных слов.

Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.

1. тон, три .

2. басма, и, мот .

3. код, ил, рок .

4. репа, а, чех .

Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано - тем меньше баллов.

Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.

4. Обобщение по вопросу “Значение Земноводных и Пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана животных” в форме беседы. (Жюри в это время подводит итоги)

4.1 Систематическое положение Земноводных и Пресмыкающихся.

Ответ: царство Животные, тип Хордовые, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся.

4.2. Количество видов и отрядов.

Ответ: Земноводных 4800 видов, 3 отряда – Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Пресмыкающихся 6000 видов, 4 отряда – Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.

4.3. Земноводные России и Тверской области.

Ответ: Хвостатые и Бесхвостые, всего 24 вида, из них в Тверской области 10 видов. Это тритоны – обыкновенный и гребенчатый; лягушки – травяная, остромордая, прудовая, озерная; жабы – зеленая и обыкновенная, и другие.

4.4. Пресмыкающиеся России и Тверской области.

Ответ: В России 72 вида, из них в Тверской области 6 видов: обыкновенная гадюка, прыткая ящерица, степная черепаха, веретеница, уж обыкновенный, желтопузик, уж водяной и другие.

4.5 Значение пресмыкающихся и земноводных в природе.

Ответ: земноводные регулируют численность беспозвоночных, поедая пауков, насекомых, слизней, червей, а пресмыкающиеся еще грызунов и растения. Сами служат добычей для птиц, зверей, то есть являются важным звеном природных биоценозов.

4.6 Значение для человека.

Ответ: земноводные используются как лабораторные животные, за что им поставлены памятники во Франции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки; мясо саламандр и лягушек съедобно, земноводные являются индикаторами, так как их кожа очень чувствительна к загрязнениям; некоторых земноводных содержат в аквариумах и террариумах для красоты. Некоторые пресмыкающиеся приносят пользу человеку, поедая моллюсков, грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Морских черепах промышляют из-за вкусного мяса, а крупных змей и крокодилов добывают для получения красивой и прочной кожи; иногда черепахи наносят ущерб бахчам, а водяные ужи – рыбным хозяйствам; некоторые пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и сельскохозяйственных животных; опасны укусы ядовитых змей, но на основе змеиного яда создано много ценных лечебных препаратов для лечения болезней сердца и суставов.

4.7 Виды, занесенные в Красные книги России и Тверской области.

Ответ: многие виды амфибий стали редкими, в Красную книгу России занесены: уссурийский когтистый тритон, малоазиатский тритон, камышовая жаба и другие. В Красную книгу Тверской области занесены 4 вида земноводных: жаба зеленая, чесночница обыкновенная, тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая. Пресмыкающихся в Красной книге России 21 вид: пискливый геккончик, западный удавчик, гюрза, средняя ящерица и другие. В Тверской области охраняются: веретенница ломкая, ящерица прыткая, медянка обыкновенная.

Вывод: амфибии и рептилии поддерживают равновесие в природе. Они часть биосферы и тесно связаны с другими организмами.

5. Итоги игры, итоги урока.

6. Д/з: составить ребусы, рассказы с ошибками, синквейны или презентации по данной теме (по желанию) .

Список литературы.

1. Александровская Т.О., Васильева Е.Д., Орлова В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной Книги СССР; Береги природу! М.; 1998.

2. Биологический энциклопедический словарь. М.; 1986 - Энциклопедия для детей. Том 2. М.; “Аванта+”, 1995.

3. Жизнь животных: Земноводных, пресмыкающиеся; том 1-7. М.; Посвящение 1986.

4. Зоология для учителя. Хордовые. М.; “Просвещение”, 1985.

5. Константинов В.М. И др., Биология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.; Вентана-Граф, 2009.

6. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С. Сорокин. - Тверь: ООО “Вече Твери”, ООО “АНТЭК”. - 2002.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, М.; ООО “ИТИ Технологии”, 2003.

8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология: 7-8 класс. Поурочные разработки к учебникам - Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И другие - М.; ВАКО, 2004.

9. Трофимова Г.В. Урок - возможны варианты/ Биология в школе, №5, 1991.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.; 1954.

Урок - игра

Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Задачи урока:

    Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.

    Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Средства обучения : таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки - задания, схематические рисунки. Использование компьютера.

Основное содержание урока:

    Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.

    Первая команда представляет класс Рыбы.

    Вторая команда представляет класс Земноводные.

    Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.

2. Подготовительный этап.

Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.

    Работайте в группе сообща.

    Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

    Работайте быстро, смелее, у вас все получится.

    Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников

    В конце урока вас ждет мини - тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.

Желаю успеха!

(сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)

Название тура

Команда

«Рыбы»

Команда

«Земноводные»

Команда

«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»

2. «Стоп - кадр»

3. «Найди ошибку»

4. «Анатомическая лаборатория»

5. «Книга рекордов природы»

3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур - «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)

Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю. (5 баллов)

    Характеристика класса

    Особенности класса

    Многообразие класса

    Значение

Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.

(время отводится 2 мин)

Характеристика классов

признаки

земноводные

пресмыкающиеся

1. кожные покровы

2. органы дыхания

3. строение сердца

4. круги кровообращения

5. место обитания и размножения

Каждый проверяет свою работу (на экране представлена таблица)

Выставляем оценки: (критерия оценивания на доске)

    7-11 баллов - «3»

    12 - 13 баллов - «4»

    14 - 15 баллов - «5»

2. тур - «Стоп - кадр».

Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

лягушка травяная

Жаба обыкновенная

лягушка прудовая

саламандра огненная

тритон обыкновенный

головастики

змея кобра

крокодил нильский
икра лягушачья

морская черепаха

прыткая ящерица

уж обыкновенный

щука

ящерица живородящая

3 тур - «Найди ошибку».

За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.

(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур - «Анатомическая лаборатория»

Используем диск - Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс.

Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.

Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. (3 балла)

5 тур - «Книга рекордов природы»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

    Самая крупная лягушка - обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/

    Самая большая ядовитая змея - она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/

    Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/

    Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/

    Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина - 3 м, а ширина - 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/

    Самая крупная рыба - в длину до 18 м и весом до 25 т, одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/

    Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес - 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/

    Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/

    Самая большая рыба - людоед, длиной 7,92 м? / белая акула/

мини тест

1 вариант

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды

    Органом обоняния

    Боковой линией

    Органом вкуса

2. К хрящевым рыбам относят:

3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.

    Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

4. Координацией движения управляет:

    Спинной мозг

    Мозжечок

    Средний мозг

5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:

    Только легких

    Легких и кожей

2 вариант

1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:

    Дышат при помощи жабр

    Имеют хорду

    Имеют спинной о головной мозг

2. По характеру питания окуня относят:

    Растительноядным

    Хищникам

    Сапрофитам

3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

    Приспособления к жизни в воде

    Хорошего зрения

    Приспособления к жизни на суше.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:

  1. Капилляры

5. Живорождение наблюдается:

  1. Кожистой черепахи

    Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания -

5 баллов -оценка «5», 4 балла -«4», 3 балла - оценка «3», 2 балла - оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.

Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Домашнее задание:

    Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. (по желанию)

    Составить кроссворд по многообразию. (по желанию)

    Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. (параграфы -35, 39, 43)

Обобщающий урок «Земноводные и пресмыкающиеся»

(урок-игра) 7 класс.

Цель урока:

Активизация познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого, углубление межпредметных связей.

    Сформировать и углубить знания о представителях животного мира

    Развить навыки индивидуальной и коллективной работы

    Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения

    Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация на диске или флешкарте, жетоны с очками.

ХОД УРОКА

    Орг. момент – 2 мин.

    Пояснение правил игры – 2 мин.

    Блиц - турнир – 2 мин.

    1 раунд. Объекты ихтиологии, потомки стегоцефала, родственники динозавров. – 10 мин.

    2 раунд. Лягушки, ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы. – 10 мин.

    3 раунд. Ученые, законы, определения, эксперименты. – 5 мин.

    4 раунд. Термины. – 5 мин.

    Подведение итогов урока.

Правила игры:

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц - турнир (может проводится в виде тестового задания или в виде фронтального опроса). Или загадки:

А) Бугорками на спине отпугнет любого. Но животное полезно, не найдешь такого!

(жаба-амфибия).

Б) На себе ношу я дом, от врагов я прячусь в нем. (черепаха - рептилия).

В) По реке плывет бревно, ох, и злющее оно; кто б на встречу не поплыл, всех – проглотит. (крокодил – рептилия).

Г) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка.

(лягушка-амфибия)

Д) бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватился за хвост – ах, удрала, а хвост в руках оставила (ящерица – рептилия).

Е) Лежит веревка, шипит плутовка. Брать ее опасно – укусит. Ясно? (змея – рептилия).

Правила викторины

В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).

Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

В игре встречаются следующие подраунды:

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку);

“аукцион”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде (игроку). Если одна из команд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды (игрока) удваивается.

1 раунд.

Объекты ихтиологии:

10 очков .- Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Одомашненной рыбой, можно считать карпа. Он был получен путём одомашнивания дикого сазана. К настоящему времени выведены следующие породы карпа: чешуйчатый, зеркальный (с крупными чешуями), голый (почти без чешуй). Карп отличается от сазана не только высоким качеством мяса и скороспелостью, но и поведением: карпы менее пугливы и осторожны)

20 очков. Скелет у них пожизненно остаётся хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуёй, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек нет, жаберные щели открыты наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две непарные лопасти, из которых верхняя – более крупная. Плавательного пузыря нет. Назовите класс и его характерных представителей. (Класс Хрящевые рыбы. Акулы и скаты)

50 очков . Проходные рыбы: осётр, белуга, лосось, некоторые сельди и др. – для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море? (Угорь. Эта рыба для размножения направляется из рек Европы, а западную часть Атлантического океана – район Бермудских островов (Саргассово море). Интересно отметить, что личинка угря совсем не похожа на взрослую рыбу. Поэтому до конца 19 столетия, когда были выяснены подробности жизни и размножения европейского угря, его личинку считали за особый вид рыбы, и даже выделяли в отдельный род – лептоцефал)

100 очков . Известен случай, когда рыба прожила 267 лет. Она была выловлена в Германии близ Хейльбронна в 1947 году и весила 143 кг, длина её тела – 5 м 80 см. Рыба данного вида часто встречается в водоёмах нашего района. (Щука)

Потомки стегоцефала

10 баллов . Большую тёплую часть года он проводит в стоячих водоёмах и питается в значительной мере личинками комаров. О ком идёт речь? (Обыкновенный тритон)

20 баллов. Как – то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это – шутка или, правда? (Да, это правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно-голубую окраску. Множество таких лягушек, скопившихся на мелководье, представляет занимательное и эффективное зрелище. Извлечённые из воды, лягушки теряют эту окраску)

50 баллов «Кот в мешке ». В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

100 баллов. Какое наше земноводное обитает в пустынях? Это земноводное встречается не только в обычных условиях Европейской части России, но характерно также и для типичного пустынного ландшафта Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Это земноводное лучше всех остальных наших земноводных приспособлено к сухому климату. (Зелёная жаба)

Родственники динозавров

10 баллов . Оба его глаза в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в это же время – вниз, или вбок, или быстро вращаться, что позволяет, не сходя с места, следить за жертвой. У А.П. Чехова есть рассказ с таким же названием, несмотря на то, что именно это животное не является его героем. О ком идёт речь? (Хамелеон )

20 баллов. Ядовитый плевок летит метров пять. Во рту яд смешивается со слюной. В минуту опасности они выбрасывают эту ядовитую смесь через своё жало – раздвоенный язык. Обитают в тропической Африке. (Кобры – снайперы )

50 баллов. Один вид обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой – в умеренном поясе: лесах и лесостепи. Они довольно длинны, по земле двигаются, извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, т. к. питаются улитками, насекомыми, грызунами. О ком идёт речь? (Это безногие ящерицы – желтопузики и веретеницы)

100 баллов. Сюрприз.

2 раунд.

ЛЯГУШКИ

100 баллов. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

200 баллов. Лягушка – саламандра – тритон – варан. (Четвертый лишний)

500 баллов «Аукцион». Лягушки не могут обходиться без воды, но иногда подолгу живут на суше. Как им это удается? (Лягушки запасают воду под кожей и в мочевом пузыре. На суше вода испаряется через кожу лягушки, но ее потери восполняются за счет этих «цистерн».) Почему лягушка не может жить без воды? (Кожа лягушки пропускает воду как в ее тело, так и из него. В сухих условиях влага из организма быстро теряется, ее запас необходимо постоянно пополнять. Легкие лягушки развиты слабо, для нее очень важен газообмен через кожу, возможный только тогда, когда кожа влажная. )

100 баллов . В отличие от многих видов ящериц с чувствительной (тонкой) кожей, у гребенчатого …………. кожа плотнее, однако нужно быть внимательным, так как эти ящерицы теряют хвост, который больше не отрастает(геккон).

200 баллов. Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества.Комодский варан. В начале ХХ века на малых Зондских островах был открыт новый вид варана, который получил название от острова Комодо. Это крупнейшая ящерица из существующих ныне; ее длина достигает 4м, окраска серо-черная.

500 баллов. Эта ящерица – быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам. Занесена в Красную книгу (прыткая ящерица).

ЧЕРЕПАХИ.

100 баллов. Форма панциря черепах зависит от способа существования вида. У этих черепах панцирь тоньше, поэтому они самые быстроходные рептилии(морские ).

200 баллов. «Кот в мешке». Эта черепаха – самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой, а не роговыми пластинками, как у других видов (кожистая черепаха).

500 баллов. Эта черепаха, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков (змеиношейная).

100 баллов. Род змей семейства гадюк. Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми ребрышками, которые при свертывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. 5 видов в пустынях Сев. Африки, Юго-Зап., Юж. и Ср. Азии. Ядовиты, укус может быть смертелен для животных и человека (песчаные Эфы).

200 баллов. Ядовитая змея семейства гадюк. Длина до 1,6 м. В Сев. Африке и Юго-Зап. Азии, а также в Закавказье, на юге Казахстана и в Ср. Азии. Укус может быть смертелен для человека. Яд используют в медицине. Подвид, обитающий на островах Эгейского м., - в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (гюрза).

500 баллов. Род змей семейства удавов. Длина до 11,4 м (обычно 5-6 м). 4 вида, в тропиках Юж. Америки, по берегам рек, озер и болот. Хорошо плавают и ныряют. Питаются различными позвоночными, нападают и на домашних животных; для человека не опасны. Яйцеживородящие (анаконда).

КРОКОДИЛЫ.

100 баллов. «Сюрприз» Его длина - до 6,6 м. Ест рыбу, схватывая ее с помощью резкого бокового движения головы. Иногда ловит птиц, мелких млекопитающих. (Крокодил гавиал - близкий родственник динозавров ).

200 баллов. Этот вид крокодилов распространен в Центральной и Южной Америке. Молодые питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы (кайманы).

500 баллов. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

3 раунд.

Ученые – 500. Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Назовите ученого, которому принадлежит данное высказывание. (Жоффруа Сент-Илер.

Законы фольклора – 300 «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит - ещё терпима, а как речь начнёт, всех досада возьмёт» (лягушка).

Определения – 200 . Дайте определениеСерпентарий (змеепитомник).

Эксперименты – 500. Исправь ошибки художника. (Земноводное: голова жабы, туловище и задние конечности травяной лягушки, передние лапы квакши, окраска тела озерной лягушки, хвост тритона.

Пресмыкающееся: голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки)

Рисунки – 100. Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии. Почему?

Заключительный раунд. Исправьте ошибки в предложенных терминах

    Гемофродиты

    Чещуйчатые

    Галовастики

    Аллегатер

    Пресмыкающие

    Веритеница

    Регинирация

Правильные ответы

    Ге р мофродиты

    Че ш уйчатые

    Г о ловастики

    Алл и гатор

    Пресмыкающие ся

    Вер е те н ница

    Рег е н е рация

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос-аукцион, вопрос «кот в мешке» подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассников.

Для того, чтобы в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа также переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

По окончании игры поводятся итоги: подсчитываются очки и выставляются оценки.

На своем опыте я убедилась, ИКТ необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторону климат на уроке, формируется стойкий интерес к предмету. Повышается качество обучения учащихся, расширяется их кругозор, способность применять полученные знания в повседневной деятельности.