Стрессы из-за учебы. Как пережить непоступление и что делать дальше? Подумайте, что пошло не так

Как правило, в школе мы достаточно легко относимся к плохим оценкам или неожиданным неприятностям, но плохие оценки в колледже или университете могут повлиять на нашу профессиональную деятельность в будущем. Возможно, вы получили не самую высокую оценку или полностью завалили последний тест или зачет - не переживайте. Лучше уделите внимание своему духовному состоянию, смиритесь с этим случаем, обретите гармонию и приготовьтесь двигаться дальше. Дзен - учение не только об успокоении. Это учение больше основано на обретении той целеустремленности и решительности, которая поможет улучшить ваше будущее. Необходимо понять, по какой причине вы получаете плохие оценки, что можно сделать, чтобы это исправить, а также как стоить вести себя, чтобы получать хорошие оценки в будущем.

Шаги

Смиритесь со своими оценками

    Возьмите на себя ответственность за свои оценки. Даже если это удар по вашему самолюбию, вам нужно понять, что только вы ответственны за те оценки, которые получаете. Конечно, у вас могут произойти конфликты с преподавателями, на оценки также могут повлиять другие посторонние факторы, но в большинстве случаев вам нужно понять, что если вы хотите что-то улучшить - нужно действовать.

    Рассмотрите эту ситуацию в перспективе. Поймите, к сожалению, неприятности в жизни случаются. Плохие оценки могут вызвать у вас панику, но вам нужно здраво взглянуть на ситуацию, чтобы смириться с ней. Вы здоровы? У вас есть близкие люди, которые вас любят, друзья, которые всегда рядом? Подумайте, насколько вы счастливый человек. Помните, что оценки, конечно, важны, но это не единственная важная вещь в вашей жизни.

    Поговорите с человеком, которому вы доверяете. Когда вы расстроены, вполне нормально обсудить эту ситуацию с другом или близким человеком. Не думайте, что вы обязаны справляться с этой ситуацией самостоятельно. Вполне понятно, что вас беспокоит то, что вы расстраиваете своих родителей, портите свою успеваемость и впечатление учителей о себе. Помните, что вы можете справиться с этим и найти необходимую поддержку.

    • Вы даже можете попробовать обратиться к психологу (в школах, колледжах и университетах обычно есть штатные психологи). Они хорошие специалисты, которые обучены помощи расстроенным и переживающим студентам.
    • Не стоит посещать форумов и социальных сетей, чтобы пожаловаться о своих "бедах" там. Ведь ваши комментарии могут увидеть другие студенты, работники института и преподаватели. Это может грозить последствиями. Поэтому лучше поговорить с другом или психологом с глазу на глаз.
  1. Сделайте перерыв. Возможно, вы ужасно устали, поэтому сейчас не время забывать о своем самочувствии. Съешьте мороженое с другом, посмотрите кино или примите пенную ванну. Займитесь чем-нибудь, что помогает вам расслабиться. Суть не в том, чтобы "убежать" от плохих оценок, а в том, чтобы обрести гармонию и спокойствие, которые необходимы для того, чтобы исправить эту ситуацию. Как только вы отдохнете и расслабитесь, вернитесь к своим оценкам.

    Напомните себе, что оценки не определяют вашу самооценку и вашу значимость. Вы - это гораздо большее, чем ваши оценки. Хорошие оценки могут помочь вам самоутвердиться, но не позволяйте плохим оценкам понижать вашу значимость. Кроме того, плохие оценки вовсе не говорят о том, что вы глупы или не способны нормально окончить университет. У каждого есть свои таланты, свои сильные стороны и хорошие качества, которые нельзя измерить одной лишь учебной программой.

    Медитируйте. Когда вы сможете уединиться в своей комнате, попробуйте на несколько минут закрыть глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Успокойте мысли и позвольте себе отдалиться от них. Старайтесь ни о чем не думать, и если вас начинают одолевать беспокойные мысли о ваших оценках, старайтесь их отбрасывать. Можно включить приятную спокойную музыку - она поможет вам расслабиться. Старайтесь уделять медитации 15–30 минут.

    • Если вам сложно уделять медитации много времени, попробуйте скачать специальное приложение для медитации (например, "PureMind: Медитация и Звуки" или "Headspace" (приложение на английском, однако 95 % слов повторяются из упражнения в упражнение, поэтому даже со слабым знанием языка стоит попробовать им воспользоваться)). В этих приложениях предлагаются определенные советы и руководства, которые помогают сконцентрироваться.
    • Йога - еще один способ расслабиться и достичь гармонии. В некоторых учебных заведениях (колледжах и университетах) есть спортивные кружки, в том числе и кружок по йоге. Узнайте, есть ли такой кружок в вашем учебном заведении, можно ли туда записаться.
  2. Если у вас случаются панические атаки, попробуйте одну из расслабляющих техник. Иногда мы чувствуем беспокойство или паникуем, но у нас не хватает времени на медитацию. В таком случае, можно попробовать воспользоваться быстрой техникой релаксации, которая поможет немного прийти в себя. Итак, оставьте все свои дела. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Представьте себе спокойное место, где вы счастливы, например, рядом с океаном или с журчащим ручьем. Эти техники помогут вам расслабиться и избавиться от переживаний, которые вас одолевают.

    Откажитесь от наркотиков и алкоголя. Некоторые люди так сильно переживают насчет своих оценок, что еще больше ударяются в веселье и гулянки, чтобы забыть об этой проблеме - так начинается порочный круг. Если вы очень волнуетесь из-за плохих оценок, старайтесь не употреблять алкоголь до тех пор, пока не расслабитесь и не почувствуете спокойствие.

    Подумайте, что пошло не так

    1. Подсчитайте, сколько времени вы уделяете учебе. Перед тем, как впадать в панику, попробуйте предположить, из-за чего вы начали получать плохие оценки. Вы учитесь в полную силу? Вы прогуливаете и пропускаете тесты? Подумайте о своих привычках касательно учебного процесса - это поможет вам понять, над чем стоит поработать.

      • Возможно, вы полностью отдаетесь учебе. Учиться изо всех сил, получая при этом плохие оценки, действительно, очень обидно. Но вы должны помнить, что сделали все возможное, чтобы преуспеть. Возможно, в следующий раз вам стоит изменить свои привычки касательно учебного процесса или попросить помощи у преподавателя.
      • Возможно, вы просто сразу сдались и не все попробовали. Что вам нужно понять, так это то, что дни, когда вы полагались лишь на свой талант и везение, прошли. Извлеките из этого урок и в следующий раз постарайтесь подготовиться получше.
    2. Подумайте, по каким материалам вы готовитесь. Еще раз взгляните на свои заметки, записи и упражнения. Какую часть (или какие задания) вы не поняли? Что говорится в учебной программе по поводу этих тестов? Подумайте, возможно, вы не поняли что-то из того, что должны были выучить (или научиться делать).

      • Возможно, вы выучили только то, что вам интересно. Если какие-то моменты показались вам слишком сложными или неинтересными, скорее всего, вы вернулись к более интересным частям материала или задания, а сложные или скучные части задания просто проигнорировали. В следующий раз постарайтесь бороться с таким желанием.
      • Возможно, вы прочитали лишь необходимый минимум к занятию. В таком случае попробуйте помимо основного домашнего задания читать дополнительный материал. Если вы не понимаете материал, отправляйтесь в библиотеку, попросите помощи у преподавателя или найдите объяснение в интернете.
    3. Обратите внимание на свою посещаемость. Некоторые преподаватели снимают баллы за то, что студент пропускает слишком много занятий. Иногда, пропуская занятия, вы упускаете ключевую информацию. Подумайте о степени посещаемости. Добавьте к этому количество пропущенных занятий.

      • Есть ли у вас уважительная причина, по которой вы отсутствовали на занятиях? У вас есть медицинская справка, подтверждающая, что вы болели? Если у вас кто-то умер, есть ли у вас копия свидетельства о смерти? Если ответ на эти вопросы отрицательный, скорее всего, ваши пропуски не были расценены, как отсутствие по уважительной причине.
    4. Примите в учет остальные факторы, которые могли на это повлиять. Если вы плохо себя чувствуете и не можете позволить себе даже какие-то базовые вещи, скорее всего, вам будет тяжело даваться учеба. В таком случае поговорите с врачом или психологом, чтобы понять, что вы можете сделать, чтобы разрешить эту ситуацию (возможно, вам понадобится взять паузу, чтобы разобраться со своим состоянием). Если сейчас не конец семестра, может быть, будет хорошим решением пропустить пару занятий, чтобы уладить эту ситуацию. Итак, ниже перечислены основные внешние факторы:

      • смерть близкого человека;
      • работа (полная или неполная занятость);
      • воспитание маленьких детей;
      • проблемы с психическим здоровьем.
      • Учтите, что повторно пройти курс обучения определенному предмету вам вряд ли удастся. Подобное возможно, только если вы повторно восстановитесь на тот же курс (то есть вам придется снова учиться целый год тому, что вы уже изучали). Однако можно поговорить с преподавателем. Наверняка он обучает студентов других специальностей по той же программе (особенно если это общая дисциплина). Если вам удастся выделить время на занятия по предмету, по которому вы отстаете, и преподаватель согласится на это, то у вас есть шанс улучшить свои оценки.
    5. Подумайте, насколько много вы общаетесь. Когда вас полностью поглощают какие-то жизненные события, вы не успеваете справляться с остальными своими делами. Возможно, у вас появился новый друг или новая девушка, которая занимает все ваше время. Может быть, вы вступили в какое-то сообщество или клуб по интересам, в котором часто устраивают вечеринки. Общественная жизнь очень важна, но если вы тратите слишком много времени на вечеринки, и у вас не хватает времени на учебники, вы можете испортить свою успеваемость.

      Встретьтесь со своими преподавателями. Проявление внимания и ответственности может помочь вам даже при учебе в колледже или университете. Преподаватели поймут, что у вас сейчас определенные трудности, и они оценят ваше желание учиться. Разговор с преподавателями поможет лучше усвоить урок, понять материал и улучшить свою работу в будущем.

      • Поговорите с преподавателями в их рабочее время или напишите электронное письмо, чтобы договориться о личной встрече. Такие дела всегда лучше обсуждать лично.
      • Хотя это может быть трудно, но вы можете подойти к этой теме спокойно и искренне. Просто скажите: "Я очень разочаровался в своих знаниях касательно последних заданий. Мне интересно, как бы я мог улучшить свои результаты. Может, вы посоветуете, как мне лучше подойти к этому заданию?"
      • Если вы будете тянуть с этим разговором до конца семестра, возможно, будет уже слишком поздно что-то менять.

    Подумайте над новым подходом к учебе

    1. Оцените общее влияние плохих оценок на свое будущее. Чтобы не переживать по поводу своих оценок, подумайте, насколько сильно они повлияют на вашу дальнейшую учебу и карьеру. Чаще всего плохие оценки не сильно влияют на наше общее образование. Если вы получите неудовлетворительные оценки за один или несколько уроков, возможно, вы ухудшите свою успеваемость. Но не расстраивайтесь - сделайте несколько глубоких вдохов и взгляните на общую картину. Составьте конкретный план, чтобы исправиться.

      Определитесь, в каких областях вы хотите развиваться. Возможно, вы поняли, что проблема в подходе к учебе. Может быть, вы поняли, что не умеете организовывать материал, что забываете о сроках сдачи. После того, как вы определили, в чем заключается главная проблема, нужно предпринять шаги для ее устранения. Примите решение что-то изменить.

      • Если вы очень забывчивы, можно купить календарь или органайзер, отметить важные даты и установить напоминания на телефоне.
      • Если у вас проблемы с распределением и организацией своего времени, можно заранее составить расписание и, завершив намеченные дела, вознаградить себя чем-то приятным.
    2. Ставьте себе новые цели. Подумайте, чего вы хотите в итоге достичь? Какую карьеру вы хотите построить? Вы хотите заработать определенную сумму? Хотите поступить в магистратуру? Составьте список целей. После того, как определитесь с целями, перечислите необходимые шаги для достижения этих целей.

      • Например, если вы хотите в дальнейшем обучаться медицине, просмотрите список предметов, которые вы будете изучать, определитесь с тем, какой должна быть ваша успеваемость на момент окончания учебы, а также с тем, как достижению вашей цели могут поспособствовать различные внешкольные мероприятия. Итак, список ваших практических шагов может быть таков: "Найти информацию о поступлении" или "Найти хорошие медицинские университеты".
    3. Подумайте, что вы могли бы улучшить. Очень важно понимать, что вы не можете изменить прошлое, но вы можете изменить будущее. Убедите себя в том, что вы можете решить свои проблемы. Когда вы поймете, что сделали неправильно, то сможете предпринять меры для улучшения своей ситуации.

    Двигайтесь дальше

      Запишитесь на консультацию к преподавателю. Если вас беспокоит тот факт, что ваши оценки повлияют на вашу учебу в будущем, поговорите с научным руководителем и составьте план действий. Возможно, предмет вам тяжело дается, и вам стоит обратиться к репетитору либо попросить преподавателя позаниматься с вами дополнительно. К сожалению, в России и других странах СНГ нет возможности свободно выбирать предметы. Составьте вместе с преподавателем (и, может быть, родителями или опекунами) план действий, который поможет вернуть прежнюю успеваемость.

      Составьте план того, как можно улучшить свои результаты. Этот план должен быть сформулирован максимально конкретно и поэтапно, он должен помочь вам преуспеть в следующий раз. Ощущение того, что вы контролируете ситуацию, поможет расслабиться и поставить себе задачи, на которые стоит ориентироваться в следующий раз.

      • В этот план необходимо включить количество часов в неделю, которое вы будете тратить на учебу, оценки, которые вы хотите получать по каждому из предметов. Опишите, как вы собираетесь справляться с разными проблемами медицинского характера, сколько часов в неделю вы будете проводить за работой, за общением и так далее.
    1. Изучите свое расписание. Если в прошлом семестре у вас были очень тяжелые предметы, возможно, у вас уже есть ответ на вопрос, почему у вас так ухудшились оценки. Даже самые умные и способные люди должны время от времени делать для себя перерывы. Возможно, и в текущем семестре расписание не сбалансировано, в таком случае вам всей группой необходимо обратиться в деканат с просьбой распределить предметы иначе. Но, скорее всего, визит к декану будет успешным лишь в том случае, если семестр только начался.

    • Если есть такая возможность, вежливо спросите преподавателя, можно ли вам посмотреть свой тест (чтобы убедиться в том, что вам верно поставили оценку). В некоторых случаях (но довольно редко) преподаватели ошибаются при проверке работы.
    • Если ситуация складывается не очень хорошо с самого начала семестра, подумайте о том, чтобы пропустить одно или несколько занятий, чтобы снизить нагрузку и взять ситуацию под контроль.
    • Поймите, что бросить учебу - это самый последний вариант, и у него множество последствий. Лучший вариант - попытаться прикладывать больше усилий и упорства, чтобы преуспеть. Пропуская занятия и бросая учебу, вы развиваете эскапизм (желание убежать от трудных ситуаций), а не твердость характера и настойчивость.

    Предупреждения

    • Никогда не причиняйте себе или кому-то другому вред в ответ на плохие оценки. Помните, это тоже пройдет.
    • Если вы недостаточно много спите или плохо питаетесь (или и то, и другое), помните, что это скажется на вас неприятным образом. Но со временем. Обратитесь за помощью к социальному работнику, если дело в финансовом положении.
    • Если вы страдаете от проблем с психическим здоровьем или от каких-то физических ограничений, которые влияют на ваш учебный процесс, не забивайтесь в угол и не страдайте в тишине. Во многих колледжах и университетах модернизируют учебные программы и создают специальные условия для лиц с ограниченными возможностями. В структуру курса и расписание вносят определенные коррективы, чтобы помочь студенту успешно пройти обучение. Попытка добиться успеха несмотря ни на что достойна восхищения, но это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе вы можете потерпеть неудачу, поэтому постарайтесь выяснить, какие условия обучения помогут вам справиться с ситуацией.
    • Избавьтесь от вредных привычек (например, чрезмерного общения и привычки недоучивать материал), потому что эти привычки становятся причиной ваших ошибок и неудач. Вместо того, чтобы следовать принципу "все или ничего" и бросать все, когда дела не идут в гору, попробуйте достигать цели постепенно.

    Что вам понадобится

    • Планировщик или органайзер
    • Встречи с преподавателями, психологом (чтобы оценить прогресс)
    • Открытый доступ к тетрадям, учебникам, онлайн-материалам и так далее (если у вас нет доступа к учебным материалам, попросите преподавателя обеспечить вас всем необходимым)
    • Найдите обычную тетрадь или блокнот на кольцах, в котором будете делать заметки. Найдите небольшой блокнот, если вы можете записывать материал с помощью сокращений и аббревиатур

В этом году хочу попробовать поступить в лицей...но очень бюсь,что не пройду...как мне саму себя убедить,что я смогу???хоть я вкласе и отличница, но очень-очень волнуюсь

Здравствуйте Танечка, для начала нужно успокоиться и перестать прокручивать все отрицательные картины вашего поступления. Ваша Вера в себя это самое главное для достижения успеха. В жизни бывают и радости и трудности, но они даются именно для того,чтобы мы закаляли свой характер, свое упорство в достижении поставленных целей. Вероятность того,что вы поступите с первого раза будет намного выше,если вы пойдете на экзамены уже уверенной в том,что это уже произошло и вы можете представить себя как студентку этого лицея. Мысли материальны, что думаем,то и притягиваем. А вы сейчас поступаете с точностью до наоборот. Еще экзамены не начались, вы уже заранее боитесь и уверены в том,что не поступите. Сами в себя не будете верить (я в класе отличница,) кто же поверит в вас тогда? Меняйте свое мышление, встаньте перед зеркалом и проговорите о том, какая вы умная, успешная, найдите в интернете позитивные видео- аффирмации на достижение поставленных целей, на повышение самооценки, на любовь к себе и повторяйте их каждый день (лучше с утра, чтобы зарядиться на весь день), улыбайтесь чаще и увеличивайте свою Веру в себя. Как говорится " По Вере нашей и воздастся нам". Удачи и исполнения желаний!

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Таня! Чего именно Вы боитесь? Как себя пугаете? Вы не доверяете учителям, которые оценивают Ваши знания на "отлично"? Как Вы организуете себе волнение? Напишите список того, на что Вы можете опираться при сдаче экзамена: знания, умения, навыки, способности... Вспоминайте его, когда появляется тревога . Это может успокоить и придать уверенность. Желаю успехов! Татьяна.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Танюш, ну, вы точно волнуетесь - слова "в классе" пишутся раздельно и с двумя "с". Я тоже, когда тороплюсь, пишу с описками и ошибками и "не парюсь" по этому поводу, т.к. для меня важнее написать то, что я думаю, пока мысль не убежала. А ведь я проработала 15 лет учителем русского и литературы. Твое страдание (ничего, что на ТЫ?) будет еще сильнее если не сбудутся твои ожидания. С одной стороны, хорошо добиваться результата, целей, с другой, иногда бывает очень сильное разочарование, когда результат не получен или вообще, не тот, что нужен. А давай-ка попробуем "отпустить" ситуацию и сказать самой себе: "Если я могу что-то сделать, я делаю. Если не могу, то пусть все идет так, как есть." Ты напрягаешься в своем стремлении к совершенству, а вот если примешь себя несовершенной, как и все остальные люди, сразу наступит расслабление и станет легче. Тогда, действительно, появятся силы для достижения целей. Научиться жить, играя и танцуя, получая удовольствие от процесса, а не от результата - это высшее мастерство Жизни. А в Жизни есть все: и правильное и неправильное, и вредное и полезное, и красивое и уродливое. Будь гибкой. Ну, не суждено поступить в этом году, так тому и быть, собственно учеба, получение знаний зависит большей частью от твоей мотивации, желания.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Таня!

Убеждать себя в том, что вы точно поступите, не стоит, ведь можете и не поступить. Не всё здесь зависит от вас. А лучшим способом снять волнение, на мой взгляд, является такой: уберите с этого поступления в лицей такое сильное значение, как будто это вопрос жизни и смерти . Продумайте, как вы будете жить в обоих вариантах: и если поступите, и если нет. Тогда эмоциональный накал спадёт, и вы сможете при поступлении показать свои самые сильные когнитивные способности, им не будут мешать ваши эмоции. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Таня, вы пишите, что вы отличница, а с чем же связано тогда волнение? о чем именно вы волнуетесь и почему считаете, что не пройдете? у вас был неудачный похожий опыт?

вы пишите "попробовать", а что будет если вы вдруг не поступите, что-то изменится сильно в вашей жизни из-за того, что вы не поступите?

А с чем связано, что вы хотите себя "убедить"? опять же, на чем основывается ваше волнение? там слишком сложные экзамены? или вы не разбираетесь в предметах, которые нужно будет сдавать?

В жизни при любых значимых для нас жизненных ситуациях присутствует волнение, но вопрос в том, а что вы с ним будете делать, вы волнуетесь и продолжаете реализовывать свои цели, или же вы волнуетесь и начинаете бороться со своим волнение, тем самым забывая про цель и фокусируясь только на волнении...

Желаю вам успеха.

с уважением, Елена.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Здравствуй, Таня. Это конечно парадокс, что отличницы, которые в принципе хорошо знают материал больше волнуются чем троечники. И что самое обидное, что это волнение может и помешать. Попробуй понять чего именно ты боишься, как то опредметить свой страх и подумай насколько твои страхи адекватны. И наверное не стоит такое глобальное значение придавать этому поступлению, ведь не решается же вопрос жизни и смерти , и если даже пойдет что то не так то все можно исправить.

Желаю удачи! Элла.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуй Таня!
Твое волнение вполне нормально. Все нормальные адекватные здоровые люди волнуются перед важным событием.(это миф, что есть люди, которые вообще никогда не волнуются). А там где есть факт некоторой оценки, как при поступлении, то тем более. Другое дело - насколько это волнение сильно. Ведь если оно будет "зашкаливать" это может лишить тебя способности собраться и хорошо сдать экзамены. Попробуй проанализировать, чего же ты так боишься: это могут быть какие-то внешние обстоятельства или люди (родители, одноклассники и пр). Либо это волнение связано с внутренними причинами, с какими-то чувствами. Если ты разберешь свое волнение "по полочкам", то тебе легче будет регулировать его уровень.
Светлана.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Экзамен — это всегда волнение и страх. Причем эти симптомы сопровождают нас в течение всей жизни. Школьники волнуются перед контрольными или итоговыми экзаменами, студенты — в период сессии, будущие водители — перед экзаменом в ГИБДД.

Частично именно волнение помогает нам мобилизовать свои силы, но, в то же время, это чувство мешает нам, и таит в себе настоящую угрозу.

Стресс и волнение затрагивают большинство систем человеческого организма, но прежде всего негативно влияют на работу нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системы. Чрезмерное волнение вызывает учащение пульса и скачки артериального давления. Из-за сбоев в работе организма часто возникают нарушения в эмоциональной сфере личности: перепады настроения, проблемы в общении с родителями и сверстниками.

Откуда вообще берется волнение?

В настоящее время наблюдается не самая приятная тенденция — все чаще в детском возрасте проявляются невротичность и тревожность, повышенное беспокойство и эмоциональная неустойчивость.

Если школьник готовится к экзаменам неправильно, несистематично или чересчур усердно, велики шансы довести свой организм до стрессового состояния. Стресс появляется, когда выпускники проводят за учебниками слишком много времени, забывают о необходимости полноценного отдыха или постоянно недооценивают свои силы, сомневаются в достаточности знаний.

Почему мы волнуемся, и что с этим делать?

Страх перед экзаменом — это нечто большее, нежели просто неприятное ощущение. Многие школьники знают, что из-за волнения результат экзамена может оказаться вовсе не таким, каким хотелось бы. Часто самый сильный страх перед экзаменом — это страх разволноваться.

Некоторые школьники и студенты полагают, что отличники не нервничают перед экзаменом. Это не так. Страх перед экзаменом в жизни испытывал каждых человек, даже тот, кто знает все. Есть две причины, которыми может быть вызван данный вид страха.

Первая причина — это неуверенность в своих силах. Причем чаще всего такая неуверенность вызвана не реальными пробелами в знаниях, а чрезмерной мнительностью и невротичностью школьника. Разумеется, подобного рода неуверенность появляется и у тех, кто реально оценивает свои силы и понимает, что его знаниям не хватает полноты и системности.

Реальные проблемы с уровнем знаний устранить легче, нежели мнимые. Достаточно уделить внимание дополнительной подготовке, перечитать учебник, посмотреть видеообъяснения в интернете, позаниматься с репетитором, в конце концов.

Гораздо труднее работать над самооценкой, перестать сомневаться в себе. В таких случаях школьнику нужна поддержка родителей и учителя.

Совет учителю: Положительная оценка знаний школьника добавит ему уверенности, если вы найдете правильные слова. Подбадривания в духе: «У тебя все получится, и вообще ты умничка» — малоэффективны. Скажите то же самое, но на языке фактов: «На экзамене будут вот такие задания, вспомни, на уроках ты всегда легко справлялся с ними, сочинения даются тебе лучше всех в классе. Я сама иногда их по два раза перечитывала» и т. п.

Вторая причина — переоценка значимости экзамена.

ЕГЭ — это, пожалуй, важнейшее испытание в жизни школьника. От исхода этого экзамена зависит дальнейшая судьба. В связи с этим, появление волнения, внутреннего напряжения и тревоги — вполне закономерно.

Чтобы снизить уровень тревоги, вызванный подобным стрессом, нужно научить школьника правильно интерпретировать ситуацию. Для многих выпускников недополучить один-два балла на экзамене — трагедия всей жизни. Ребята часто ставят перед собой завышенные требования. Нередко ситуацию нагнетают еще и родители.

Совет родителям: Не ставьте ультиматум, не угрожайте ребенку, не сгущайте краски. Дайте ему немного свободы. Спокойно поговорите о его желаниях и о том, как он представляет свое будущее.

Вместе представьте разные ситуации: обсудите, что вы будете делать, если ребенку удастся получить высший балл, и как поступите, если ему не хватит несколько баллов для поступления в выбранный вуз.

Что нужно сделать, чтобы не паниковать в преддверии ЕГЭ?

1. Ставьте цели. К сожалению, многие выпускники даже в конце учебного года не до конца уверены, куда собираются поступать и какую профессию выбрать. Такая неопределенность создает дополнительное напряжение.

Родители и учителя должны помочь выпускнику определиться и подсказать, какие шаги ему нужно сделать на пути к достижению своей цели. Целеустремленность помогает объективно оценить свои силы, подойти к подготовке более осмысленно и системно.

2. Дисциплинируйте себя. Запомните простое правило — системность и порядок во всем.

  • Изучайте материал комплексно, во взаимосвязи между разделами школьной программы, и обязательно равными порциями. Ни в коем случае не откладывайте на последнюю неделю.
  • Давайте мозгу отдохнуть. Для этого полезно переключаться на занятия, не связанные с учебой: творчество, хобби, упражнения по релаксации.
  • Закаляйте тело. Не забывайте о необходимости физических нагрузок. Это одно из важнейших условий хорошего сна.
  • Питайтесь правильно. Полноценное и правильное питание может предупредить возникновение стресса. Не лишним будет прием витаминов.

3. Узнайте «врага» в лицо

Страх перед неизвестным живет в каждом из нас. Поэтому нужно уделить внимание разбору и анализу типовых заданий ЕГЭ.

Вспомните выражение «предупрежден — значит вооружен», каким бы избитым оно вам не казалось. Уделяйте больше времени разбору заданий и помогите выпускникам осознать свои слабые и сильные стороны.

Проведите пробный экзамен в атмосфере максимально близкой к реальному ЕГЭ, чтобы на реальном экзамене ученики чувствовали себя свободнее.

Вам слово:

С коленками, которые подкашиваются, сильным волнением и другими проявлениями паники сталкивался каждый из нас. Есть ли у вас проверенные способы побороть волнение?

11 -й класс, последний (уже действительно последний) звонок, выпускной, вступительные экзамены, первый курс, первая сессия… А что если после вступительных экзаменов первый курс не последовал? Об этом вы сможете прочитать в нашем исследовании. Мы опросили 3-х абитуриентов из Украины, которые не поступили с первого раза, а также получили советы психолога по этом поводу.

Саша, 19 лет, студентка биологического факультета

Я училась в историческом классе, и многие мои одноклассники поступали на юридический, экономический факультеты. Я же подала документы на факультет психологии. Первым экзаменом была биология, и я шла на нее с полной уверенностью, что все знаю: моя сестра — биолог, и мы добросовестно прошли с ней всю программу поступления. Не знаю почему, но мне поставили «3»… Плохо помню, как доехала домой. Весь день проплакала, уткнувшись носом в подушку, а вечером родители подняли меня и заставили готовиться дальше. Проходной балл в институте был 13:
это «4», «4» и «5». Или «3», «5» и «5». Думаю, шансов у меня не было. Оплачивать контракт моя семья не могла. Когда шла сдавать остальные экзамены (философию и украинский язык и литературу), то уже смирилась с тем, что не поступила.
Изменилось ли ко мне отношение со стороны одноклассников, не знаю: на встречу выпускников я не пошла. Не то, чтобы я скрывала, что не поступила, просто старалась обходить эту тему в разговорах, чтобы не расплакаться. Мама однажды упрекнула меня и этим очень обидела.
После экзаменов я решила пойти работать. Было очень тяжело сделать первый шаг, выбраться из мирка, где меня обеспечивали родители, прийти к незнакомым людям и предложить свои услуги. Я обошла несколько кафе — и везде меня были готовы принять. Это очень помогло: я поняла, что нужна не только своим родителям и сестре. В итоге я устроилась официанткой. Было интересно, я постоянно общалась с людьми. Но и сложно: смена начиналась в час дня, а заканчивалась в 11 вечера, и все это время я была на ногах. В день получала 50-70 гривен чаевых. Три месяца работы пошли на пользу: сейчас мне намного легче общаться.
В январе я записалась на подготовительные курсы при медицинском университете. Месяца за два до поступления решила, что буду поступать сразу в три места: на психологический и биологический факультеты Национального университета имени Тараса Шевченко и на биологический в Киево-Могилянскую академию. Начала усиленно готовиться, так как понимала, что слабых мест у меня быть не должно. За основу я взяла программу Шевченко: учила и вычеркивала выученные вопросы. За две недели я зазубрила 62 биографии украинских писателей. Я понимала, что могу не поступить, но знала, что это не страшно. Что жизнь, по крайней мере моя, на этом не заканчивается.
Первый экзамен я сдавала в Могилянку. И уже на следующий день знала результат — я поступила. Идя на экзамены в КНУ, уже была спокойна. Биологию на оба факультета сдала на «4». Потом был украинский на биофаке, я сдала его на «4», то есть поступила еще и сюда. Украинский на психологии прошел не очень хорошо. Мне сказали: «Вообще-то вы ответили на «2», но поставим вам «3», чтобы вы могли идти дальше». Я сказала, что никуда не пойду, если у меня будет «3». Экзаменаторы продиктовали мне 15 слов, я написала их правильно и получила «4». На философии меня выслушали, не перебивая, а в конце сказали, что у меня хорошая речь, но отвечала я неправильно, и поставили «3». Так за шесть дней я сдала пять экзаменов. Конечно, пришлось очень тяжело. Нужно было четко распланировать свой день, я знала, что расслабляться нельзя ни в коем случае. Но это дало свой результат! Мне очень нравится выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». И я благодарна судьбе, что не поступила с первого раза, так как стала за этот год намного сильнее. Теперь я знаю точно, что не пропаду, не потеряюсь. Что бы у меня в жизни ни случилось, я смогу это пережить: катастрофой это кажется только вначале.

Аня, 25 лет, аспирант Института журналистики

В детстве я хотела стать балериной. Потом — фигуристкой. После 9-го класса пошла в швейный техникум. За год до окончания учебы экстерном сдала школьные предметы, получила аттестат и подала документы в Институт журналистики — очень хотела работать на телевидении. Родители сказали, что не одобряют мое решение, но ради них не стоит менять свой выбор.
Было два экзамена — сочинение и история. Сочинение написала на «3», историю сдала на «4». Не поступила и продолжила обучение в техникуме. В следующем году сочинение сдала на «4», а вот историю — на «3». Конечно, расстроилась, но плакать — нет, не плакала. Устроилась на работу в ателье, параллельно готовилась и даже делала в свободное время сюжеты для местного телеканала. О том, что не буду студенткой, даже и не думала. Если не получилось с первого раза, получится со второго, третьего… Я была в этом уверена. И вот третья попытка. За сочинение (которое эти два года я сознательно училась писать именно так, как «надо» для поступления) мне поставили «5». Это означало, что я поступила, так как окончила училище с отличием. Даже не знаю, как бы все повернулось, если бы в третий раз дело дошло до истории… Помню, как увидела в списке, что у меня «5». Несколько раз перепроверила, а потом решила узнать, что делать дальше. Подошла к приемной комиссии. Возле нее стояла очередь из тех, кому не повезло. Я представила: они подают апелляции, а я сейчас захожу и говорю, что у меня «5». Это было бы просто издевательством. Срок подачи апелляции — два часа. Я решила подождать. Позвонила маме с таксофона, успела сказать, что поступила, и на этом связь оборвалась. В приемной комиссии мне сказали, что надо пройти практику (пять дней). Но мое счастье было настолько огромным, что даже месяц практики ничего бы не изменил.
Вечером дома накрыли стол, купили большой арбуз. Это было в июле, арбуз оказался зеленым. Но мы были счастливы.
Сейчас я работаю на телевидении и учусь в аспирантуре — моя мечта сбылась!

Маша, 23 года, стилист

До 16 лет я жила в небольшом поселке в Крыму. И сколько себя помню, очень любила делать разные замысловатые прически, стригла подружкам челки. После школы решила поступать на юрфак в Полтаве, где жили мои родственники.
Экзамены — историю, диктант и правоведение — сдала на «4», но не хватило одного балла на бюджет. А на обучение по контракту у семьи денег не было.
Конечно, я очень расстроилась. Так всегда: денег нет, жизнь накрылась. Не долго думая, подала документы в парикмахерское училище. Меня приняли даже без вступительных экзаменов. Училась два года, жила в общежитии и работала в небольшом салоне красоты, принадлежащем моей двоюродной сестре. Практика помогла мне — я окончила училище с отличием и уехала на родину.
Два года жила в Симферополе: снимала квартиру и работала в парикмахерской. В то время я мало зарабатывала, но амбиции были бешеные. «Надо что-то делать», — решила я и поменяла работу. В новом салоне быстро стала ведущим парикмахером, но чувствовала, что мне не хватает знаний. Начала посещать семинары, принимала участие в конкурсах. Завоевала второе место на чемпионате Крыма по парикмахерскому искусству, а потом и Украины.
Однажды к нам в салон пришел молодой человек. Мы познакомились. Оказалось, он из соседнего поселка. Начали встречаться. Влюбились. До сих мы вместе. Саша меня всегда поддерживает во всех моих начинаниях. Для меня это очень важно. Однажды у нас в городе проходили мастер-классы известного украинского парикмахера. Я поняла, что работаю, скорее, интуитивно, что мне надо еще многому научиться. Саша дал мне денег и сказал: «Езжай в Киев». В Киеве у меня живет подруга, которая предложила пожить у нее на первых порах. Мне повезло — буквально на второй день я нашла работу по специальности. Правда, это был почти такой же салон, как и в Симферополе, то есть никакого профессионального роста. Но вскоре я узнала о том, что один очень известный салон объявил набор специалистов. Я прошла собеседование — и меня взяли на работу! Сбылась моя мечта! Я не жалею о том, что стала парикмахером. Сейчас меня окружают замечательные люди, я занимаюсь делом, которое мне нравится. Часто езжу в Крым, к родителям и Саше. Жаль только, что пока он не может переехать в Киев, это связано с его
работой.

Работа над ошибками:

Непоступление — это в любом случае стресс, и стресс очень сильный. Особенно непоступление после 11-го класса, когда нервная система и без того истощена выпускными экзаменами.
И особенно оно выбивает из колеи тех, не просто хотел поступить, но и основательно к этому готовился.
Если эта неприятность случилась с тобой, лови подсказку от психолога.

Шаг 1. Сделать паузу
То есть временно закрыть тему поступления, чтобы эта травмирующая ситуация не раздражала психику. Выделить себе срок на то, чтобы полностью отключиться от всего, что связано с учебой, отдохнуть и восстановиться. Вплоть до того, чтобы даже не говорить на эту тему с друзьями, знакомыми и родителями. Важно уяснить: реально на следующее поступление эта «пауза» никакого влияния не имеет, а запастись силами в преддверии сложного, первого «самостоятельного» года твоей жизни, действительно нужно.

Шаг 2. Осознать, насколько вы могли повлиять на ситуацию с поступлением
Не секрет, что есть вещи, на которые не в силах повлиять ни один, даже суперподготовленный абитуриент. Например, настроение экзаменатора или коррумпированность вуза, в который невозможно поступить без взятки. В этом случае убиваться смысла нет. Лучше учесть эти особенности при поступлении в следующем году.

Нюанс: Если есть желание активно по обвинять окружающих в «провале» на вступительных экзаменах (родителей — за то, что не дали взятку, учителей — за то, что плохо учили, институт — за то, что не захотел видеть в числе своих первокурсников), имеет смысл задуматься: а сколько еще лет вы собираетесь перекладывать ответственность за то, что происходит с тобой, на других людей? То же самое касается ситуации, когда вам, в принципе, все равно, поступила вы или нет.

Шаг 3. Определить время «X»
То есть время начала ПОДГОТОВКИ к следующему поступлению. При этом важно учесть следующее: за десять лет учебы в вышем организме установился своеобразный условный рефлекс — летом ни о чем не думать и ничего важного не делать. А раз организм привык к такому режиму, имеет смысл в таком режиме и продолжать! В средине июля, когда солнце светит и все гуляют, садиться за книжки бессмысленно. Это ничего не даст, только заберет остатки сил. А первые активные действия в направлении будущего поступления лучше начинать с сентября.

Шаг 4. Понять в тот ли вуз вы поступали
Это первое, с чего следует начинать подготовку. Если вам нравится шить/петь/рисовать/писать стихи и художественную прозу, но при этом собирались поступить на бухгалтера, глубоко внутри испытывая огромное отвращение к этой профессии, то, наверное, и к лучшему, что ваша попытка потерпела фиаско. Если есть сомнения в выборе вуза, имеет смысл сходить попрофориентироваться (пройти ряд тестов, бесед, которые помогут определить склонности, способности в той или иной сфере) к психологу: может быть, даже в вашу бывшую школу или ближайшую службу занятости.

Нюанс: Если у ваших родителей есть четкое представление о том, куда вы должна поступить, а тебе это неинтересно/противно, существуют два варианта действий. Если родители совершенно «невменяемые» и не желают прислушиваться к твоим доводам — поступить туда, куда они хотят, доучиться до второго-третьего курса (в общем, до того момента, когда вам стукнет 18, и вы почувствуете в себе силы самостоятельно обеспечивать ваши нужды), бросить это неблагодарное дело и начинать жить автономно от предков. Если родители, в принципе, способны к диалогу, то рекомендуется еще раз возвратиться к разговору о поступлении. Донести до них мысль, что, быть может,вы не поступила в данный конкретный вуз именно потому, что не видите смысла тратить столько сил и энергии на то, чем не желаете заниматься всю жизнь. Объяснить, что когда человек занимается любимым делом, у него сразу же возрастает успешность деятельности. И подыскать для себя другой вуз/факультет.

Шаг 5. Честно ответить но вопрос: а нужно ли вообще тебе высшее образование?
Быть может, сейчас у вас есть реальная возможность работать, зарабатывая практические навыки, которые, как известно, за плечами не носить (например, начинать карьеру в частном бизнесе кого-то из родственников). Если вы пока сами толком не знаете, зачем вам высшее образование, и родители тоже внятно объяснить этого не могут, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни, и какую роль играет в этом высшее образование?» Реальный жизненный опыт поможет сориентироваться, какие знания тебе нужны (и нужны ли вообще).

Шаг 6. Определиться с условиями поступления
Можно провести разведку боем, отловив кого-то из студентов интересующего вуза. Отлично, если в данном вузе у вас учится кто-то из знакомых или друзей — это позволит узнать ситуацию изнутри (например, пробраться на пары и прослушать пару лекций). Если при вузе есть долгоиграющие подготовительные курсы, есть смысл на них записаться. Также можно пойти работать в этот вуз: лаборантом, методистом на кафедру. Во-первых, лучше узнаете преподавателей, во-вторых — конкретные вузовские требования как относительно знаний, так и финансовой стороны. В идеале, к Новому году вы должны уже иметь четкое представление о том, куда вы поступаете, и что вам для этого нужно. Финансовый вопрос обсудить с родителями или заработать необходимую сумму самостоятельно. Определить, какие знания необходимо «подтянуть», каким способом вы будете это делать (сами/с репетитором/на курсах), какого объема знаний вам недостает, насколько быстро вы воспринимаешь материал, хорошая ли у тебя память, сколько раз нужно повторить пройденное. И начинать активно готовиться по всем этим пунктам.

Шаг 7. Разобраться со старыми комплексами
Если вы относитесь к категории людей, страдающих оттого, что в ответственный момент все знания по непонятной причине вылетают из головы или же язык прилипает к гортани и никак не желает «выдавать» нужную информацию, крайне важно заблаговременно найти хорошего психолога и проработать все эти личные заморочки. Учтите: ни один преподаватель не будет тратить время на то, чтобы успокоить/разговорить запаниковавшего абитуриента. Можно тысячу раз выучить необходимый материал, но если комплексы остались, то они снова «вылезут» в, подобной стрессовой ситуации.

Шаг 8. Настроиться морально
Накануне поступления не делать из этого события нечто гиперзначимое. Когда мотивация зашкаливает, успешность резко падает. Иными словами, когда что-то становится слишком важным, то излишнее волнение не позволяет проявить себя полностью, отнимает нужные силы. Поэтому имеет смысл подготовить себе путь к отступлению
— подумать, а что будет, если ты не поступишь и в этом году? Естественно, не настраиваться на неудачу, а просто решить, что будете дальше делать, если вдруг такая ситуация повторится.

P.S. Пережить непоступление в глобальном смысле можно, осознав, что это ценный опыт. Неудачи, потери — неотъемлемая часть бытия. И умение с ними справляться пригодится вам. Также непоступление — это способ реально узнать ваши сильные и слабые стороны, понять, что помогает вам добиваться цели, а что мешает этому. Важно, что пока такой жизненный опыт не обходится вам слишком дорого. И в этом — главный позитив.

10 способов успокоиться перед экзаменами

1. Посоветуйте перестать себя «накручивать», думая о возможном провале как о конце света. Лучше вместе подумайте, что самое плохое может случиться, если экзамен не будет сдан. Скорее всего, последствия неудачи не так фатальны , как кажется, и другие варианты развития событий всех тоже устроят. В таких случаях, неплохо действует девиз: «Что ни делается - все к лучшему».

2. Чтобы ребенок не волновался, успеет ли он все выучить до часа «Х», помогите ему составить план подготовки к экзамену и следовать ему. Во-первых, он будете четко видеть свои реальные успехи и чувствовать, что держит ситуацию под контролем. А во-вторых, такая система защищает от откладывания из-за волнения серьезных и самых неприятных задач «на потом» в ущерб действительно необходимым.

3. Если из-за переживаний и умственных перегрузок у выпускника нарушился сон , дайте ему легкое успокоительное. Пара таблеток пустырника или валерьянки не помешают и непосредственно перед встречей с экзаменатором. Главное, не переусердствуйте с дозой - иначе ваш «малыш» рискует оказаться слишком сонным для подготовки задания на хорошую оценку .

4. Предложите ребенку написать шпаргалки. Конечно, не призывайте его идти на экзамен в надежде списать. Но наличие в кармане/рукаве/ботинке мелко исписанной бумажки придает уверенности, что если что-то забудется в критический момент, то у него есть «подложенная соломка». Кроме того, в процессе написания «шпоры» он освежит и систематизирует свои знания - но только в том случае, если делает ее сам, а не с вашей помощью.

5. Отвлеките от переживаний физическими нагрузками. Даже несколько минут, потраченные на махание руками и ногами, позволят выпустить пар и дадут немного отдохнуть голове. Отлично, если в доступе есть боксерская груша или просто подушка - пусть нервничающий подросток отлупит ее изо всех сил, почувствует себя победителем, способным справиться с любыми трудностями, не то что с каким-то там экзаменом.

6. Сделайте ему массаж или покажите, как делать его самому себе - даже несколько успокаивающих приемов смогут снять стресс и усталость. Например, кончиками пальцев помассируйте лоб и брови, постепенно направляясь к вискам. Легкими постукивающими движениями пройдитесь по закрытым векам, расслабляя глаза. Проведите несколько раз руками по волосам ото лба к макушке. Напоследок помассируйте ушные раковины.

7. Подготовьте заранее все, что может пригодиться в день экзамена - документы, одежду, сумку, шоколадку для поднятия настроения - чтобы в последний момент не пришлось искать глаженую рубашку, паспорт или зачетку. Так и вы, и ребенок будете спокойнее, зная, что он идет на экзамен в полной боевой готовности, не забыв ничего важного.

8. Если есть возможность, пусть он примет душ. Текущая вода отлично снимает физическое и нервное напряжение. Или хотя бы предложите смочить лицо, чтобы остудить эмоции, когда нет времени на полноценную разрядку.

9. Не забудьте дать чаду с собой в экзаменационную аудиторию бутылочку воды - несколько глотков помогут справиться с пересохшим горлом и дрожащими руками в самый ответственный момент.

10. Быстрый способ снизить градус нервного возбуждения - дыхательные упражнения. Научите ребенка медленно и глубоко вдыхать, расправив грудную клетку и считая до пяти, а потом также выдыхать, пока не полегчает. Размеренные действия и насыщение мозга кислородом помогут одолеть даже приступ паники.

И пожелайте ему ни пуха, ни пера на экзаменах!