Теории возникновения государства. Определение войны, причины возникновений войн, классификация войн

Пост Вейкко Корхонена разлетелся буквально по всей Всемирной паутине. Житель финского города Оулу прошелся по странам Европы и Азии. Начал он свое повествование с родного официального Хельсинки. Он вспоминает времена еще царской России.

Финский блогер решил напомнить жителям десятков государств о том, кому они обязаны своим положением на мировой арене
Сегодня от европейских и западных «партнеров» Москва все чаще слышит антироссийскую риторику. Буквально в воздухе витает словосочетание, прилипшее к устам чиновников, – «российская агрессия». Однако политики, кажется, забыли, кому обязаны независимостью. Финский блогер решил напомнить подписчикам в facebook историю зарождения государственности для нескольких десятков мировых держав.

Кому благодаря Руси жить хорошо?

Год 1802. После русско-шведской войны царь Александр I объявляет Финляндию автономным Великим княжеством. До этого страна не имела собственной государственности. Уже после Первой мировой войны независимость страны была признана СССР одной из первых. Это произошло в 1918 году.


Корхонен подчеркивает, что в этот же год – 1918 – аналогичное признание от Советского союза получили: Латвия, Эстония, Литва, Польша.

Румыния, как государство, появилась в результате русско-турецких войн. А суверенной стала уже 1877–1878 годах благодаря России. Ее соседка - Молдавия - родилась внутри Советского союза.

«Болгария освобождена от гнета Османской империи и восстановила свою независимость в результате победы русского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 годах. В качестве благодарности Болгария в двух мировых войнах участвовала в составе антирусских коалиций. Сейчас она – член НАТО, и на ее территории размещены базы США», - пишет Корхонен.
Благодаря этой войне появилась и Сербия. Грузия сохранилась физически и возродилась как государство благодаря Российской империи.

Азербайджан, Армения, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Украина были сформированы внутри СССР. Союзу они обязаны и своим суверенитетом.

Странная «агрессия»

«Если же учитывать роль России-СССР в рождении и становлении таких государств как КНР, Вьетнам, КНДР, Индия, Грецию (у турок отбила Россия в далёком 1821 году), Алжир, Куба, Израиль, Ангола, Мозамбик. Вот такая какая-то странная «агрессия»», - иронизирует блогер.
Корхонен говорит и о значении России в независимости Швейцарии.

«При значимом вкладе России Швейцария добилась независимости от Франции 217 лет назад и с тех пор больше ни разу не воевала», - подчеркивает Вейкко Корхонен.

Благодаря заслугам СССР Австрия и бывшая Чехословакия освободились от Третьего рейха в 1945 году.

Утверждение США как государства не обошлось без участия России и Екатерины II. Именно поддержка российской стороны дала возможность Штатам одержать победу над Англией и, таким образом, добиться суверенитета.

«Дважды за последние два века Россия дарила независимость большинству европейских стран перемалывая армии диктаторов Наполеона и Гитлера», - отмечает блогер.
Не забыл финн и о помощи Египту со стороны СССР. Без союза Каир не смог бы выстоять в войне с Израилем, Британией, Францией в 1956-1957 годах.

О благодарности забыли

Без преувеличения можно сказать, что 90-е годы были весьма непростыми и тяжелыми для всего СССР. Ознаменовались они поражением в «холодной войне». Ослабленная «дружная семья братских народов» дала трещину, а затем и вовсе распалась на части, хотел ли того сами граждане союза или нет. Отдельные конфликты возникали лишь локально, например, Абхазия, Приднестровье, Чечня.

Зато победивший Запад не стеснялся. Начал с развала Социалистической федеративной республике Югославия (СФРЮ). С начала ее расчленили на Словению, Хорватию, Македонию, Боснию и Герцеговину, а также Югославию. Далее на территорию Боснии и Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством американцев. Под предлогом урегулирования межэтнического конфликта между сербским и албанским населением США провели военную операцию по захвату и фактическому отделению от Югославии и Сербии этого автономного края, который оказался под протекторатом ООН. Затем Югославия превратилась в еще два государства – Сербию и Черногорию.

Косово признал весь мир, но этот шаг до сих пор отказывается сделать Россия.

Когда РФ стала вновь сильной, она помогла отстоять свое право на независимость Южной Осетии и Абхазии, которые подверглись вероломной агрессии со стороны Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили. Россия стала первой страной, признавшей независимость этих республик.

Не на словах, а на деле

Коалиция США руками администрации президента Барака Обамы вот уже четыре года пытается бороться с терроризмом в Сирии. Однако создается впечатление, что за этот период боевики стали только процветать, а малоизвестные когда-то ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» (группировки запрещены в РФ) доросли до такого понятия как глобальная угроза.

Россия на поприще борьбы с террористами лишь новичок. Недавно в РФ отметили год с начала операции в Сирии. Тем не менее, российским военнослужащим, а также комплексам С-300, С-400, «Калибрам» удалось сделать намного больше, чем всей американской коалиции за четыре года. И это не громкие слова. К такому выводу приходят сотни экспертов по всему миру.

Особого внимания заслуживают и заслуги России на гуманитарном поприще. Во многих регионах сирийцы обеспечены провизией, водой и необходимыми лекарствами. И это все благодаря российскому вмешательству.


Стоит отметить, что военные действия РФ в Сирии начались по официальной просьбе действующего правительства. Чего нельзя сказать о коалиции.

Сирия - последний рубеж, который не поддался странам Запада на Ближнем Востоке. После агрессии США и стран НАТО в отношении Ирака и Ливии, а также цветной революции в Египте, эти страны стали рассадником экстремистов, а Ливия, похоже, полностью потеряла государственность после убийства Муамара Каддафи.

Вдвойне интересно, что вопросом миротворческой роли "агрессора" из России и "империи зла" СССР задался гражданин ЕС. Несмотря на потоки антироссийской пропаганды и истерии, факты говорят сами за себя. А они упрямо твердят о том, как те же прибалты, поляки, а теперь и украинцы «благодарны» российским и советским "империалистам", в результате стараний которых у них есть родина и своя государственность.

Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:


личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Текущая страница: 6 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

31. Понятие военной оккупации

На основании гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны под военной оккупацией подразумеваются действия, которые носят временный характер, применяются только в ходе военных действий. Также на оккупированную территорию будет распространяться суверенитет того государства, которому она принадлежит, т. е. военная оккупация не влечет возникновения права на суверенитет оккупирующего государства; оккупация порождает прекращение деятельности правительства государства, суверенитет которого распространяется на занятую территорию, а административная власть осуществляется высшими командными инстанциями воинских формирований на основании норм международного права.

Покровительствуемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не могут быть лишены прав и преимуществ настоящей Конвенции на основании ее оккупации ни в силу соглашения, заключенного между властями оккупированной территории и оккупирующей державы, ни в силу аннексии оккупирующей державой всей или части оккупированной территории.

Вышеуказанные лица, не являющиеся гражданами державы, территория которой оккупирована, имеют право покинуть эту территорию. Решение по этому вопросу должно приниматься в соответствии с процедурой, которую установит оккупирующая держава.

Воспрещаются угон и депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы либо на территорию любого другого государства.

Оккупирующая держава может произвести полную или частичную эвакуацию населения отдельного оккупированного района, если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Покровительствуемые лица в данной ситуации могут быть перемещены только в глубь оккупированной территории, если это возможно.

Эвакуированное население будет помещено обратно в свои дома немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава при перемещении или эвакуации должна обеспечить покровительствуемым лицам надлежащие помещения; перемещения производятся в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Члены одной семьи не могут быть разлучены. Как только перемещение или эвакуация подойдут к своему логическому завершению, об этом сообщается державе-покровительнице.

Оккупирующая держава не может задерживать покровительствуемых лиц в районе, особенно если он подвергается опасностям войны, если требуется безопасность населения или имеются соображения военного характера. Оккупирующая держава не имеет права депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Оккупирующая держава может при содействии национальных и местных властей оказывать разного рода помощь учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей, для того, чтобы их работа протекала успешно.

Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Любое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию строго воспрещается. Направление на принудительную работу может осуществляться только тех покровительствуемых лиц, которым больше 18 лет, и на работу, необходимую либо для нужд оккупационной армии, либо на работу, связанную с коммунальными предприятиями, питанием, жилищем, одеждой, транспортом и здоровьем населения занятой местности.

Покровительствуемых лиц нельзя заставлять выполнять какую-либо работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях.

32. Гражданская оборона на оккупированных территориях

Согласно Дополнительному протоколу I от 8 июня 1977 г. к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, гражданская оборона – это выполнение определенных гуманитарных задач (по оповещению, эвакуации, предоставлению убежища и их устройству, проведению мероприятий по светомаскировке, проведению спасательных работ, медицинского обслуживания, борьбе с пожарами, обнаружению и обозначения опасных районов и т. д.), которые направлены на:

1) защиту гражданского населения от опасностей;

2) оказание помощи гражданскому населению в устранении последствий военных действий или бедствий;

3) создание условий, необходимых для выживания гражданского населения.

В соответствии с положениями настоящего Протокола гражданские организации гражданской обороны и их персонал обладают правом на уважение и защиту, а также на осуществление порученных им задач по гражданской обороне. Исключением являются случаи настоятельной военной необходимости.

Под организациями гражданской обороны следует понимать все учреждения и иные единицы, либо уполномоченные на то компетентными властями конфликтующей стороны выполнять любую из вышеупомянутых задач, предназначенных и используемых исключительно для их выполнения.

Персонал организаций гражданской обороны – это назначенные конфликтующей стороной лица для выполнения задач, связанных с оповещением, эвакуацией, предоставлением убежищ и их устройством, проведением мероприятий по светомаскировке, проведением спасательных работ и медицинского обслуживания и т. д., включая персонал, который назначается компетентными властями конфликтующей стороны исключительно для управления этими организациями.

Под общую защиту гражданских объектов подпадают все здания и материальная часть, которые используются в целях гражданской обороны, и убежища, предназначенные и предоставляемые для гражданского населения. Под материальной частью организаций гражданской обороны подразумевается любое оборудование, материалы и транспортные средства, применяемые этими организациями для выполнения всех гуманитарных задач гражданской обороны. Объекты, предназначенные для целей гражданской обороны, не должны быть уничтожены либо использованы не по назначению.

На территориях государств-оккупантов гражданские организации гражданской обороны получают от властей помощь, которая необходима им для осуществления задач. Персонал гражданских организаций не должен подвергаться принуждению к осуществлению деятельности, затрудняющей выполнение ими гуманитарных задач. Держава-оккупант не вправе вносить никаких изменений в структуру этих организаций или его персонала, тем более если эти изменения могут поставить под угрозу эффективность выполнения их задач.

Держава-оккупант не может заставлять, принуждать или побуждать гражданские организации гражданской обороны к выполнению поставленных перед ними гуманитарных задач так, чтобы это отрицательно сказалось на интересах гражданского населения.

Государство-оккупант не имеет право на изменение прямого назначения зданий или материальной части, которые принадлежат этим организациям либо используются ими, но в то же время оккупирующая держава может реквизировать либо изменять назначение этих ресурсов при наличии следующих условий :

1) здания или материальная часть необходимы для иных нужд гражданского населения;

2) реквизиция или перемена назначения осуществляется до тех пор, пока существует эта необходимость.

Держава-оккупант не имеет права ни изменять прямого назначения, ни реквизировать убежища, которые предназначены для использования гражданским населением.

33. Управление оккупированной территорией

В соответствии с гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны любое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, представляющего собой индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин, общественных или кооперативных организаций, которое не является необходимым для военных операций, воспрещается.

Оккупирующая держава не имеет права изменять статус должностных лиц или судей на оккупированных ею территориях, применять к ним санкции, другие меры принуждения или проводить дискриминацию по отношению к ним, потому что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести, но не затрагивается право оккупирующей державы снимать должностных лиц с занимаемых ими постов.

В обязанности оккупирующей державы входит за счет всех имеющихся у нее средств обеспечение и поддержка при содействии национальных и местных властей деятельности санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранения и общественной гигиены на оккупированной территории. Она должна принимать и применять профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных заболеваний и эпидемий.

Оккупирующая держава может позволить служителям культа оказывать духовную помощь своим единоверцам; принимать посылки, содержащие книги и предметы.

При условии соблюдения временных мер, вводимых оккупирующей державой в порядке исключения по соображениям безопасности чрезвычайного характера, признанные национальные общества Красного Креста (Красный Полумесяц, Красный Лев и Солнце) смогут продолжать заниматься деятельностью, отвечающей принципам Красного Креста. Другим обществам по оказанию помощи будет разрешено продолжать свою гуманитарную деятельность на тех же условиях; оккупирующая держава не может требовать изменений в персонале или структуре этих обществ, если это нанесет ущерб вышеозначенной деятельности.

Данные принципы применяются к деятельности и персоналу специальных организаций невоенного характера для обеспечения условий жизни гражданского населения путем поддержания основных общественно полезных служб, распределения помощи и организации спасения.

Уголовное законодательство на оккупированной территории остается в силе. В исключительных случаях оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой, если будет представлять угрозу безопасности оккупирующей державы или препятствовать применению настоящей Конвенции. При необходимости обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством.

Оккупирующая держава может подчинить население действию постановлений, необходимых для выполнения ее обязательств, поддержания нормального управления территорией и обеспечения безопасности оккупирующей державы, личного состава и имущества оккупационных войск или администрации, а также используемых ею объектов и коммуникационных линий.

Издаваемые оккупирующей державой постановления, предусматривающие уголовную ответственность, вступают в силу только после публикации и доведения до сведения населения на его языке. Действие этих обязательных постановлений не должно иметь обратной силы.

При нарушении постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, оккупирующая держава может предать обвиняемых военным судам с условием их нахождения на оккупированной территории. Суды второй инстанции будут заседать преимущественно в оккупированной стране.

34. Правовое положение населения оккупированной территории

Правовое положение населения оккупированной территории регулируется положениями Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

Лица, находящиеся под контролем держав-покровительниц, осуществляющие охрану конфликтующих сторон и не являющиеся гражданами державы, чья территория оккупирована, вправе покинуть эту территорию.

Запрещено угонять и депортировать покровительствуемых лиц с территории, находящейся в оккупации, на территорию оккупирующей державы. Но несмотря на это, оккупирующая держава может осуществить эвакуацию какого-либо определенного оккупированного района, если это необходимо для безопасности населения.

Производя эвакуацию или какие-либо перемещения, оккупирующая держава обязана обеспечить лицам, находившимся под покровительством, надлежащие помещения. Строительство этих помещений должно происходить в условиях, соответствующих правилам безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Недопустима разлука членов одной и той же семьи.

Держава-оккупант не вправе:

1) задерживать лиц, находящихся под покровительством в районе, если этого не требует безопасность населения;

2) депортировать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию;

3) затруднять применение преференциальных мер в отношении питания, медицинского ухода, защиты от действия войны, принятых до оккупации по отношению к нижеперечисленным лицам:

а) детям, не достигшим 15 лет;

б) беременным женщинам;

в) матерям, имеющим детей в возрасте до 7 лет;

4) принуждать покровительствуемых лиц нести службу в ее вооруженных или вспомогательных силах;

5) заставлять выполнять работу, вынуждающую принимать участие в военных операциях;

6) изменять статус должностных лиц или судей, находившихся на оккупированных территориях, либо применять к ним санкции.

Держава-оккупант обязана:

1) при помощи национальных и местных властей оказывать содействие учреждениям, осуществляющим попечение и воспитание детей, для успешного хода их работы;

2) обеспечить гражданскому населению гуманитарную помощь в виде продовольствия и санитарных материалов и иных предметов;

3) принимать посылки с книгами и предметами, которые необходимы для удовлетворения религиозных требований;

4) разрешать открытый провоз посылок и гарантировать их охрану.

Держава, которая предоставляет свободный провоз посылок на оккупированную территорию стороной-оккупантом, имеет право просматривать их и регулировать их провоз.

Гуманитарная помощь не освобождает державу-оккупанта от ответственности.

Держава-оккупант не вправе придавать грузам помощи иное назначение. Исключением являются случаи срочной необходимости в интересах населения оккупированной территории.

Распределение грузов помощи осуществляется при содействии и под контролем покровительствующей державы.

Гуманитарная помощь освобождается на оккупированной территории от сборов, налогов или таможенных пошлин. Исключением являются случаи, когда сборы, налоги и таможенные пошлины необходимы в интересах экономики оккупированной территории. Держава-оккупант обязана обеспечить осуществление быстрого распределения гуманитарных грузов.

Договаривающиеся стороны обязаны разрешать бесплатный провоз и транспортировку грузов помощи, которые следуют на оккупированные территории.

Покровительствующая держава вправе осуществлять проверку:

1) состояния продовольственного снабжения;

2) состояния снабжения санитарными материалами на оккупированной территории.

35. Понятие нейтралитета

Нейтралитет является одним из древнейших институтов права войны. Однако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любой воюющей стороне и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в т. ч. и военными материалами.

При введении санкций ограничения торговли они должны в равной мере относиться ко всем сторонам военного конфликта.

Нейтральным государствам на своей территории запрещается иметь вербовочные пункты воюющих сторон, но запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы они не могут. При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

1) права воюющих государств в отношении морской торговли нейтрального государства;

2) права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

При вооруженных конфликтах на море может применяться морская блокада. Морской блокада – изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены.

На морскую акваторию также распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Сторонами военного конфликта обязательно должна уважаться неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Также подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не может осуществлять поставки авиационной техники воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать данные поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов.

Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местным населением. Следует учесть возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства.

На основе своего внутреннего законодательства некоторые государства являются постоянно нейтральными и признаны в качестве таковых другими странами: Швейцария, Австрия и Мальта. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

36. Нейтралитет в сухопутной войне

Под нейтралитетом следует понимать правовое положение государств, при котором они не принимают участия в военных действиях либо военных конфликтах и не предоставляют какой-либо непосредственной помощи конфликтующим сторонам.

На основании положений Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 г. территория нейтральных держав неприкосновенна, кроме этого, конфликтующим сторонам запрещается :

1) проводить через территорию нейтральной державы свои вооруженные силы либо обозы с военными или съестными припасами;

2) располагать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа и любые приспособления, которые предназначены для сообщения с воюющими как на море, так и на суше;

3) эксплуатировать указанные выше сооружения, установленные ими перед началом военных действий на территории нейтральной державы с целью военного применения;

4) формировать на территории нейтральной державы в пользу конфликтующих сторон военные отряды и открывать учреждения для осуществления вербовки.

Нейтральная держава не обязана чинить препятствия осуществлению вывоза либо транзиту за счет того или другого оружия или военных припасов, которые могут быть пригодны армии или флоту.

Держава, не принимающая участия в военных действиях, обязана:

1) применять меры запрещающего или ограничивающего характера к пользованию в интересах конфликтующих сторон как телеграфными, телефонными кабелями, аппаратами беспроволочного телеграфа, которые являются либо ее собственностью, либо собственностью компании или частных лиц;

2) применять меры карательного характера к тем действиям конфликтующих сторон, которые противоречат нейтралитету, но только тогда, когда эти действия совершены на ее собственной территории.

Держава, не участвующая в военных действиях, должна следить за выполнением этих обязанностей компаниями, частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.

Нейтральной державе не может быть запрещено отражение вооруженными силами покушений на ее нейтралитет, кроме этого, если оно приняло на свою территорию войска, которые принадлежат воюющим армиям, то оно обязано расположить их подальше от театра войны. Нейтральное государство вправе:

2) подвергать их заключению в крепостях либо в приспособленных для этой цели местах;

3) принимать решения по вопросам сохранения за офицерами свободы, а именно под честное слово не покидать нейтральную территорию без дозволения;

4) разрешать проведение операций, связанных с перевозкой по своей территории раненых и больных, которые принадлежат воюющим армиям, но с обязательным условием, чтобы перевозящие их поезда не перевозили бы ни войск, ни военных припасов.

Доставленные раненые и больные, принадлежащие воюющим армиям, согласно вышеуказанным условиям на нейтральную территорию одним из воюющих, должны содержаться этой державой так, чтобы они заново не могли принять участие в военных действиях. Такие же правила применяются и к раненым и больным, которые принадлежат другим армиям, или вверенным ее попечению.

Нейтральная держава должна принять на себя все расходы по содержанию водворенных. Указанные расходы подлежат возмещению при заключении мира.

Держава, не принимающая участия в военном конфликте, которая приняла бежавших военнопленных, должна оставлять их на свободе, а если она разрешает остаться им на своей территории, то тогда это государство обязано определить местопребывание этих лиц.

Такое же правило применяется и к военнопленным, приведенным войсками, ищущим убежища на территории нейтральной державы.

С течением времени на Руси появились знамена в виде полотна, крепившемуся к древку. Они назывались стягами, собирали вокруг себя воинов.
Стяги могли быть разной формы, но на Руси часто встречались в виде вытянутого треугольника.
С XV века для обозначения стяга и хоругви все чаще использовали слово “знамя”. Отныне знамя воспринималось не просто как знак, а как реликвия, общая для всего войска, подобно иконе обладающая спасительными свойствами. На знаменах изображали лик Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцены из Библии, текст Евангелия, крест. В средневековой Руси знаменами так же называли и воинские подразделения, и военные регалии. Знамя – это символ объединения. Войско встречались вокруг боевого знамени. Знамя означало ставку полководца или центр боевого порядка. По числу знамен определялось и число войск. Поднять знамя означало объявить готовность к бою, опустить – признать поражение. Утеря знамени ложилась тяжелым позором на все воинское подразделение. Захват вражеского знамени в бою считался особым отличием.
Трудно судить о цветовой гамме, но в исторических источниках названы: красный, зеленый, голубой, синий, белый.
В XVII-XVIII на Руси появилась разновидность знамен – прапор (небольшое знамя с длинными хвостами). Таким образом, еще во второй половине VII на Руси не было государственного, национального флага, а царское знамя не могло считаться таковым.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия Руси. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плававших по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трехмачтового корабля “Орел” и четырех более мелких судов.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги, которые поднимали на кораблях. Флаги служили опознавательным знаком корабля и государства, которому принадлежало судно. Именно от морских флагов берут начало многие государственные фаги.
Известно, что первый флаг, установленный на корабле “Орел” состоял из белого, синего и красного цветов, но они располагались не горизонтальными полосами. Так считают некоторые историки. Они считают, что флаг состоял из четырех частей. Синий крест делил полотнище на 4 части, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. Существует и другое мнение о том, что флаг выглядел так, как современный флаг России.
Известно, что в 1693 году в Архангельске на кораблях Петр I поднял флаг с горизонтальными полосами (белая – синяя – красная), назван флагом царя Московского. В 1690 году бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства, прежде всего на море.
Российский триколор (трехцветный флаг)возник, вероятно, по голландскому образцу. Голландия в XVII веке была одной из великих морских держав. Её флаг сочетал цвета оранжевый, белый и голубой. Вскоре оранжевый цвет был заменен на красный.
Расположение полос на российском флаге было иным, а символика цветов отражала русские традиции. Порядок цветов на флаге – белая, синяя, красная.
Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси.
Красный цвет считался символом отваги и мужества, а так же синонимом красивого. Голубой цвет считался символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Все три цвета соответствовали и московскому гербу: на белом коне Святой Георгий в синей мантии на красном поле щита.
В эпоху Петра появились и другие российские флаги. Один из них Андреевский флаг – голубой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота России, его поднимают на военных кораблях. Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых российских судах. Текст указа сопровождался рисунком флага из трех полос – белой, синей и красной. Выбери сама полезную инфу. Я сам такое писал

Режим военной оккупации

Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

Совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

Применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;

Применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

Применять коллективные наказания;

Захватывать заложников;

Депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

В процессе развития вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может оккупировать полностью или частично территорию другой воюющей стороны.

При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства, оккупировавшего определенную территорию.

Однако оккупирующее государство не получает суверенных прав над оккупированными территориями и не может их аннексировать либо уступать другому государству.

Юридическое положение таких территорий определяется при окончательном мирном урегулировании.

Режим военной оккупации регламентируется правилами и обычаями войны, в частности

Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.

Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г.

Военная оккупация начинается с момента установления фактического контроля над определенной территорией и длится до утраты этою контроля над ней.

На данной территории создается оккупационная администрация, которая должна осуществлять свои функции в соответствии с нормами международного права. Оккупационная администрация обязана допускать деятельность местных судей и чиновников, но не может принудить их к этому. Оккупационные власти могут использовать для своих нужд государственные здания и сооружения, но без приобретения права собственности на них.

В отношении населения оккупированной территории должны соблюдаться основные права человека, а также права, зафиксированные в нормах права вооруженных конфликтов.

Воспрещается по каким-либо мотивам угон, а также депортирование населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или третьей державы.

Однако для обеспечения безопасности населения или по особо веским военным соображениям может быть произведена полная или частичная эвакуация населения определенного оккупированного района.

Оккупационные власти не могут принуждать население оккупированных территорий служить в своих вооруженных силах или вспомогательных подразделениях, а также принуждать к даче сведений об армии и оборонных средствах другого воюющего государства.

Лица старше 18 лет могут быть направлены на принудительные работы, если это необходимо для нужд оккупационной армии либо связано с деятельностью коммунальных предприятий, обеспечением населения питанием, жильем, одеждой, транспортом, медицинской помощью.

Жизнь, честь и достоинство, семейные права и религиозные убеждения должны уважаться оккупационной администрацией в отношении населения занятых территорий.

Не допускаются захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, независимо от формы собственности. Оккупационные власти обязаны обеспечить защиту и уважение культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства, истории, научных коллекций, архивных материалов и т.д.), находящихся под их контролем.

Реквизиция частной собственности для нужд оккупационной администрации допускается с учетом местных возможностей и при условии оплаты изъятого или выдачи соответствующей расписки. Разрушение частной собственности запрещается, кроме случаев абсолютной военной необходимости.

Военная оккупация бывает двух видов.

Во-первых, оккупация воюющей державой территории неприятеля в ходе военных действий.

Во-вторых, может быть послевоенная оккупация неприятельской территории как способ гарантирования выполнения побежденным обязательств, вытекающих из его ответственности за агрессию. Например, послевоенная оккупация Германии войсками государств антигитлеровской коалиции.

Нормы права вооруженных конфликтов распространяются на оба вида оккупации.

Средства и методы ведения военных действий

К средствам ведения военных действий относятся оружие и военная техника, используемые вооруженными силами для физического уничтожения противника и ликвидации материальной возможности оказания им сопротивления.

Методы ведения военных действий - это система специальных приемов использования указанных средств с целью достижения успеха в вооруженном конфликте.

В международно-правовой доктрине этот раздел права вооруженных конфликтов именуется «правом Гааги», поскольку основные принципы и нормы о средствах и методах ведения военных действий закреплены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Впоследствии Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. развили эти принципы и нормы.

Анализ обычных и конвенционных норм позволяет заключить, что средства и методы ведения военных действий могут быть запрещенными, частично запрещенными и незапрещенными.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., опираясь на положения Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. и Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., устанавливает, что в случае любого вооруженного конфликта право сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным;

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания: запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (ст. 35).

Одним из наиболее опасных видов оружия массового уничтожения является химическое оружие.

Впервые оно было применено во время первой мировой войны, когда германские войска в 1915 г. произвели газовую атаку против французской армии на реке Ипр, что дало название использовавшемуся газу - иприт.

В настоящее время согласно международному праву запрещено использование в вооруженных конфликтах как химического, так и бактериологического оружия.

Договорно-правовое запрещение применения химического оружия впервые было зафиксировано в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

В 1993 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, поставившая химическое оружие под полный запрет. Конвенция вступила в силу в 1997 г.

Самым опасным видом оружия массового уничтожения является бактериологическое оружие, которое применялось Японией против Китая в годы второй мировой войны.

Эти деяния Японии были квалифицированы как военные преступления Токийским и Хабаровским военными трибуналами.

В 1972 г. была заключена Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Современное международное право не содержит специальных норм, которые бы запрещали применение ядерного оружия, однако Консультативное заключение Международного Суда ООН 1996 г. подтвердило это.

Вместе с тем в Заключении было подчеркнуто, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями международного гуманитарного права.

Опыт ядерных бомбардировок ВВС США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. доказывает, что применение данного вида оружия несовместимо с отраслевыми принципами права вооруженных конфликтов, запрещающих использование антигуманных средств и методов ведения войны с неизбирательным эффектом.

Актуальной проблемой современного международного права является запрещение разработки и применения новых видов оружия массового уничтожения: инфразвукового, лазерного, радиологического и пр. К сожалению, эффективных запрещающих норм в этой сфере международным сообществом пока не выработано.

Что же касается обычного оружия, то применение некоторых его видов находится под запретом международного права.

Так, Петербургская декларация 1868 г. запретила использование любых снарядов весом менее 400 г, которые либо взрываются, либо начинены воспламеняющимся составом.

В 1981 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и три протокола к ней (Протокол о запрещении применения любого оружия, ранящего необнаруживаемыми осколками;

Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств;

Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

Однако Конвенция 1981 г. не смогла решить всех вопросов, связанных с использованием мин. Поэтому международное сообщество вело активную работу по полному запрещению производства, накопления и применения противопехотных мин, от которых, по данным ООН, ежегодно в мире погибают или становятся калеками более 25 тыс. человек.

В декабре 1997 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Согласно положениям Конвенции складские запасы противопехотных мин должны быть уничтожены в течение четырех лет с момента вступления ее в силу.Украина, как известно, унаследовала от СССР огромные запасы таких мин. Кроме того, Украина была их крупным производителем. Однако с 1995 г. производство противопехотных мин в Украине было прекращено; и она приступила к уничтожению их запасов.

Право вооруженных конфликтов запрещает и определенные методы их ведения. Еще с древних времен запрещено вести войну вероломными методами. В п. 1 ст. 37 Дополнительного протокола I 1977 г. провозглашается: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству».

Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить поверить его, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту по нормам международного права с целью обмана такого доверия.

Примерами вероломства могут являться следующие действия:

Симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции;

Симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;

Симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

Симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не принимающих участия в конфликте.

Военные хитрости не считаются вероломством: использование маскировки, ловушек, ложных операций, дезинформации.

Данный Протокол также подтвердил обычную норму о запрещении непредставления пощады противнику: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40).

Право вооруженных конфликтов запрещает вести военные действия такими методами, которые бы угрожали гражданским объектам.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. установила запрет на бомбардировки и атаки каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ и строений (ст. 25).

В Дополнительном протоколе I 1977 г. также подтверждается запрет на нападения или репрессалии в отношении гражданских объектов (ст. 52).

Протокол запрещает совершение каких-либо враждебных актов, направленных против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метола ведения войны. Недопустимо подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (запасы продовольствия, сооружения идя снабжения питьевой водой и ее запасы, посевы, ирригационные сооружения и т.д.).

Дополнительным протоколом I запрещено использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью и выживанию населении.

В 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которая усилила режим защиты природной среды от вредного воздействия на нее в период вооруженных конфликтов.

Согласно Дополнительному протоколу I установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие установки и сооружения являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (п. 1 ст. 56).

Необходимо отметить, что для установок и сооружений, содержащих опасные силы, введен международный специальный знак: группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета одинакового размера, расположенных на одной оси, причем расстояние между каждым кругом должно составлять один радиус.

Знак должен быть настолько большим, насколько этого требуют обстоятельства (ст. 16 Приложения I Дополнительного протокола I).

С целью облегчения идентификации культурных ценностей также введен отличительный знак для их обозначения: щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синею и белого цвета.

Щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета (ст. 16 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.).

Отличительный знак применяется троекратно для идентификации недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой; транспортов с культурными ценностями; импровизированных укрытий. Однократное применение отличительного знака возможно для идентификации культурных ценностей, не находящихся под специальной защитой; лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с Исполнительным Регламентом; персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей.

Правовая защита гражданского населения в ходе вооруженного конфликта

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют: а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции: б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся: в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся: г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года.

Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым.

В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1).

Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению..нападения" означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны.

Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше. в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе.

Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта.

IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности.

Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права.

Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории.

Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери.

IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается:

Совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27) :

Насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27) :

Применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31):

Принятие каких-либо мер. могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32) :

Наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33) :

коллективные наказания (ст. 33):

репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33) :

Взятие заложников (ст. 34) .

Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта.

В соответствии со ст. 38 }