Терские казаки на карте. Терские казаки: история, песни, традиции терского казачьего войска

от кандидата исторических наук Петра Федосова,

Существует множество теорий возникновения казачества на Северном Кавказе. Восточная гипотеза историков утверждает, что казачество возникло путём слияния касогов (древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках) и бродников (народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII веке). После покорения монголами, касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя "казак". Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов: "От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить".

Поэтому не случайно, для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани, законодателями кавказской "моды" были кабардинцы, черкесы и другие адыгские народы. Кабардинской породы конь, их манера скакать на лошади, джигитовка, великолепная черкеска, бурка и владение оружием долгое время служили образцом для казаков. Переняли казаки у черкесов не только атрибутику в одежде, но и некоторые горские обычаи, которые вошли в традиции и культуру казачества.

К началу XIX века казаки сформировались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, формировали отряды и посылали людей на множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии - крупной частью белой эмиграции. Несмотря на то, что многие казаки примкнули к большевикам, во время и после войны казачьи области и население подверглось массовым репрессиям. Лишь в недавнее время Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества жертвы массового террора были реабилитированы вместе с другими северокавказскими народами, наряду с чеченцами, ингушами, балкарцами и карачаевцами.

Например, в Масленицу в кубанских станицах наряду с приготовлением блинов и галушек обязательно устраивались скачки, джигитовки.
В быт внедрились большие плетеные корзины для хранения кукурузы, овощей, фруктов, ульи для пчел из лозы. А в качестве тягловой силы нередко использовали ишаков. В Расшеватской, Новотроицкой, Новоалександровской и других станицах на свадьбах танцевали не только русские кадрили, но и медленный грациозный адыгский танец «Кафа». Некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения со временем становилось трудно отличить от горской лезгинки. Усваивали казаки и местные языки. В те времена для межнационального общения почти повсеместно на Северном Кавказе использовался тюркский (казаки называли его татарским). Как отмечал Л. Толстой в своей повести «Казаки», «молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Переняли казаки у горцев и обычай аталычества (тюркск. «аталык» – отцовство) – одну из древнейших традиций воспитания подрастающего поколения. У горских народов правом отдачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей – воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, геройской стойкостью. Тот, кто брал на воспитание сына князя, становился тому близким родственником, так как для княжича он был отныне отцом – аталыком. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями, сопровождали княжича в походах. По достижении определенного возраста воспитанник возвращался в родную семью. Этот обряд тоже проходил в торжественной обстановке.

Казакам понравился обычай аталычества и стал нередким явлением в их семьях, которые имели с горскими зачастую не только бытовые, но и родственные связи. В истории можно оты-скать множество тому примеров. Получив на воспитание горского мальчика еще грудным ребенком, казак-аталык становился для него фактически вторым отцом и, как было заведено, пользовался всеми правами и властью, которые давало ему это звание. Аталычество способствовало изучению языка, обретению новых традиций. Знакомство же горцев с культурой казаков помогало им в дальнейшем учиться в российских учебных заведениях.

Несмотря на грозное лихолетье Кавказской войны ХIХ века, традиции аталычества не утеряли своего значения. Истории известен случай, как в первой половине ХIХ века казак терской станицы Каргалинской Матвей Захаров взял на воспитание чеченского мальчика, который с раннего возраста проявлял большие способности к рисованию. Отец-аталык дал ему свою фамилию и имя Петр, а со временем, скопив денег, направил приемного сына на учебу в Петербург. Через много лет Петр Захаров написал один из лучших портретов М. Лермонтова. Свои картины так и подписывал: «Петр Захаров – чеченец». Великий поэт неоднократно встречался с академиком живописи. Не исключено, что рассказы Захарова были им использованы при написании поэмы «Мцыри».

Известно, что первые поселения казаков были отмечены на правом берегу Терека, на гребнях (невдалеке от станицы Горячеисточненской. – Авт.), где проживали чеченцы. Так, кстати, гребенскими и стали называться. Так вот, когда в начале XVIII века императрица Анна решила переселить казаков на левый берег Терека, некоторые, уже породнившиеся с чеченцами, не подчинились. Зная, что за ослушание может последовать наказание, ушли в горы. Со временем эта отколовшаяся группа образовала свой тейп – «гуно», приняла ислам. А потомки их и до настоящего времени живут в горах. Причем большинство из них даже не подозревает о своих древних казачьих корнях. Только светлые волосы и голубые глаза выдают их происхождение.

Другая актуальная традиция – куначество (от тюркского слова «кунак» – гость). Слово изначально связано с обычаем гостеприимства. Но со временем стало обозначать понятие, больше близкое по значению к «другу», «побратиму». Казаки и горцы нередко встречались и вместе решали проблемы взаимоотношений между родами, семьями, экономические, культурные вопросы. Совместное проведение национальных, религиозных, семейных праздников, свадеб вообще стало обыденностью. Нередко старики-казаки и уважаемые аксакалы-горцы собирались вместе, чтобы разрешать конфликтные ситуации между своими молодыми людьми. В станице Марьинской Ставропольского края в ХIХ веке родился кунацкий обычай проведения совместных базарных дней, которые обычно заканчивались приглашением горцев домой, где проводили время за дружескими беседами.

Горцы-кунаки нередко переезжали в казачьи станицы на постоянное место жительства. Лакец полковник запаса Муса Гаджимирзаев из Ставрополя рассказал случай из жизни своего деда Сулеймана Хаджимирзаева, который вместе со своим братом Магомедом жил много лет в станице Славянской-на-Кубани (теперь город Славянск-на-Кубани. – Авт.). Родом братья были из Дагестана, аула Унчукатль, который славился мастерами по пошиву черкесок, папах, шаровар, бывших у казаков основной одеждой. У Хаджимирзаевых появилось так много заказов, что, став казакам настоящими кунаками, они построили в станице свой магазин «Азиатский». Никому не позволялось даже говорить о них плохо.

Особенно много примеров кунацких, братских отношений сложилось на Кубани между черкесами, карачаевцами и казаками, между осетинами и казаками в станицах Ардонской, Архонской, Михайловской. Даже многолетняя Кавказская война не стала препятствием для побратимства. Казаки, кстати, не забывали своих друзей из ингушей и чеченцев, когда те находились в депортации. По возвращении из мест ссылки принимали их как братьев и делали все возможное, чтобы приютить семьи на своем подворье. Благодаря куначеству нередко удавалось избежать нежелательных обострений межнациональных конфликтов.

К сожалению, конец ХХ века ознаменовался вооруженными конфликтами в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Политические события показали, что в мире есть силы, которые стараются разорвать многолетние крепкие связи казаков с горцами. Тем более важно, чтобы, несмотря на действия, вбивающие клин в многолетнюю дружбу, жители Северного Кавказа помнили, что прочный мир можно построить только во взаимодействии этнокультур.

Началось возрождение казачества. И надо отдать должное тем, кто стоял у истоков этого возрождения. Сильное лобби смогло на самом высоком уровне добиться Постановления Правительства РФ 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" и созданию Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества. Уже к концу 90-х годов в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельных казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское". На начало 2010 года согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных казачьих организаций более 600, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Казачьи организации возникают не только в местах традиционного их проживания. И принимают туда не только родовых казаков. Но и всех тех, кто готов отстаивать интересы Отечества. "Казаки - рыцари земли русской, матушки России" - так называл их генерал Корнилов. Это любил цитировать Советник Президента РФ по делам казачества генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.


По регионам

Дагестан

В современном Дагестане имеющее трехсотлетнюю историю терское казачество стремительно исчезает. Миграционные процессы, связанные с массовым исходов горных дагестанцев на равнину, приводят к «затоплению» казачьих земель конфессионально и культурно чуждыми, а зачастую прямо враждебными, этносами. Мигранты-переселенцы приносят свои формы хозяйства – в основном пастбищное скотоводство, что практически уничтожило традиционное для казаков земледелие и виноградарство. В Дагестане происходит «цивилизационное вытеснение», при котором главным фактором исчезновения казачества является не прямые притеснения, а «конфликт цивилизаций»: невозможность нормальной жизни в иноконфессиональном, иноязычном и инокультурном окружении.

Казачество практически уничтожено. В исконно казачьих станицах казаков осталось единицы, как правило старики-пенсионеры. Небольшая часть всевозрастного казачьего населения осталась в станицах Наурской и Ищерской. Там еще есть дети-казаки, посещающие школу. В Чечне есть «реестровая» казачья организация, возглавляемая атаманом Черкашиным. Все чеченские «реестровики» стоят на содержании у Рамзана Кадырова и являются декоративным элементом его свиты.

Ингушетия

Из проживавших там до 1992 года 30 000 казаков сейчас никого не осталось. В отличии от Чечни в свите нет даже «декоративных казаков» президента Евкурова. Употребление слова «казак» находится под запретом. «Деказакизация» Ингушетии была четкой и спланированной акцией, проведенной в течении нескольких месяцев 1992 года.

Славянское казачество задавлено структурой «Аланского казачества», входящего на правах отдела в «реестровое ТКВ». «Аланское Казачество» было создано для юридического оформления военизированных структур осетин (в основном южных), возникших в ходе ингушско-осетинской войны 1992 года. Эти «карманные» структуры пользовались поддержкой администрации РСО-А, и служили защите административно-клановых интересов. В конце концов, им были подчинены и казачьи организации казаков-славян, чьи предки, в отличие от новоявленных «аланоказаков», были этническими казаками. В результате этническое русскоязычное казачество в Северной Осетии задавлено, реального авторитета не имеет и постепенно деградирует. Атаман в «Аланского республиканского казачьего округа ТКВ» Х.К. Едзиев.

Этнические казаки сосредоточены В Майском и Прохладненском районах. «Реестровики» объединены в «Терско-Малкинский казачий округ». Казачьи организации кроме охраны церквей во время богослужений ничем себя не проявляют. Несмотря на то, что из республики наблюдается массовый исход славянского населения, руководство ТКМО никаких проблем не видит, и ни к кому претензий не высказывает. Три атамана вошли в Парламент КБР. На похороны недавно убитого в своем доме атамана города Тырныауза на приехал ни один атаман.

Ставрополье

Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.

По словам г. Тарыкина первый раз в летописях о казаках упоминается в 1444 году. На самом деле о них было известно гораздо раньше. Византийский император Константин Порфирородный указывает появление казаков в нынешней Кабарде в 948 году. Об этом сочинении впервые упоминает известный академик Миллер в «Новых ежемесячных сочинениях» за 1793 год, ноябрь, с. 3. Далее, в тех же сочинениях, май, с. 7, тот же ученый повествует по летописным сказаниям иностранцев, что в 1020-1023 гг. русский князь Мстислав покорил казаков на Кавказе и послал их с хазарами против своего брата Ярослава. Наконец, в 1064-1065 гг., князь Ростислав, покорив крепость Темрюк, казаков привел в повиновение (Миллер, май, с. 3).

Что сказания эти достоверны, в этом едва ли может быть сомнение, ибо они от современников греков, которые в то время близко соприкасались с Кавказом, имея там свои торговые фактории. Как можно судить по археологическим раскопкам, владычество древних римлян и греков доходило до пределов нынешнего Царицына, близ которого до сих пор видны остатки большого города, в развалинах коего Саратовской ученой архивной комиссией были найдены греческие зеркала, предметы утвари и древнего вооружения.

Весь вопрос в том, откуда и как явились на Кавказ казаки. Кто они были родом и какое по месту своего нового места жительства носили название? Если судить по тому, что Темрюк расположен на берегу Черного моря и стоит ближе к Дону, а в русских грамотах и актах 15-го столетия упоминается о набегах донцов на него, то есть некоторые основания предполагать, что на Кавказ в Кабарду пробрались именно донцы, составившие на берегах своей реки род военного братства из русских беглых людей. Однако мы имеем более или менее точные сказания русских летописцев, которые указывают на ряд походов русских дружин на Кавказ: в 913,943, а в 948 г. там побывал великий киевский князь Святослав.

Скорее всего казаки кавказские были остатками от этих дружин, которым понравились благодатные места Кабарды, и они обосновались там.

1. От «казар» - народа скифского;

2. От «Касахии» - Закавказская область, упоминаемая Константином Багрянородным;

3. От «Коз» - турецко-татарского слова, означавшего «гусь»;

4. От «Ко» и кзах» - монгольских слов, означающих: первое - броня, паты, защита», а второе - «межа, граница, рубеж», откуда «козах» значит - «защитник границы»;

5. От именования этим именем у татар бессемейных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV веке;

6. От именования этим именем у бухарцев киргизского народа;

7. От значения этого слова но половецком языке - «страж», «передовой».

Казачьи войска. Составил ВХ Козин § 1912 г. Репр. издание 1992 г. с 5.

История народов складывалась тысячелетиями, некоторых — веками. История мира знает забвение и возрождение многих народов, цивилизаций. В начале XX века Лев Николаевич Толстой писал примерно следующее: «Никогда ни один народ не исчезает и не погибает полностью. Народы, как волны океана: то прибывают к берегу, то отдаляются от него».

Известный кавказовед XIX века Александр Петрович Верже, исследуя историю племен и народов Кавказа, писал: «Немного найдется стран, которые на сравнительно небольшом пространстве заключали бы в себе столько древностей, сколько Кавказ!». И это в полной мере можно отнести к древностям казачества.

В первые столетия нашей эры степи и лесостепи представляли собой своеобразный коридор для миграции различных племен и народов. На территориях Предкавказья и Северного Кавказа не только кочевали, но и оседали древние народы. Условно их можно объединить в этнические группы. Например, славянская, и это племена праславян - антов, склавинов, венетов, дулебов, россов-дромитов, - самых древних предков многих ветвей славянских народностей. Это причерноморская группа племен - скифов, меотов, танаисов, жителей могущественного Боспорского царства. Это ираноязычная и тюркоязычная группы племен - древних алан, асов (ясов), сармат и савромат, булгар и других.

Древнеримский историк Тацит сообщал о том, что воинственные праславянские племена дулебов своими походами доходили на юг Кавказа до реки Албана. Так в древности называлась современная река Самур, что на юге нынешнего Дагестана. Известно, что древние племена меотов появились на юго-востоке Предкавказья еще в конце первого тысячелетия до н.э. Тогда же там были замечены и племена танаисов, в районе нынешнего Азовского моря. Свое название эти племена получили от древних греков, которые реку Дон называли Таной. В эпоху раннего железа на Северном Кавказе появились племена алан и асов, и жили они тоже своим царством Ала неким. По соседству с этими племенами кочевали тюркоязычные племена савромат и их потомков сармат.

В X веке нашей эры на древних территориях Северного Кавказа, в районе нынешней Кабарды, проживали племена коссака, о чем писал византийский император Константин Багрянородный седьмой. Они воевали с татарами, исповедовали христианство и говорили славянским наречием. Как аргумент император приводит древний киевский документ, в котором обозначено, что их «страна» Кассахия находилась в центральной части Кавказа. Западными соседями коссаков были племена зихов. Свою страну они называли Зихией.

February 13th, 2010

Летописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах.
Историки И.Д. Попко и В.А. Потто склонялись к тому, что казаки пришли из Червленого Яра Рязанского княжества и объединили свои разрозненные общины вокруг первого русского городка на реке Сунже в 1567г. Городок этот был заложен на гребнях кавказских гор и дал название гребенским казакам.
Другой исследователь, Е.П. Савельев, полагал, что предками казаков были азы, потомки ариев, населявших Приазовье (отсюда и созвучное название «казак»). Азы исповедовали христианство, имели Сарскую и Подонскую епархии даже под игом Золотой Орды. Началом истории гребенских казаков историк считал поселение донских казаков на реке Акташе, куда они были вытеснены из городка Гребни, располагавшегося на Дону. Точных указаний на то, где стоял городок, нет, а покинули его казаки атамана Андрея Щадры под давлением отрядов атамана Ермака, усиливавшего свою власть на Дону.
Гребенцы сохранили свое историческое название, а также предания о том, как их предки накануне Куликовской битвы поднесли князю Дмитрию Донскому хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской, которые и помогли ему в бою против Мамая.
В середине XVI века Московское государство уже имело четко выраженные военно-политические и экономические интересы на территории Северного Кавказа. В Москву неоднократно прибывали посольства от горских народов (пятигорских черкасов, кабардинцев, грузин), просивших у сильного соседа защиты от своих врагов. Так начали строиться первые русские гарнизоны, закреплявшие новые московские владения на Кавказе.

В 1571г. князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных.
В 1577г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.
В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту.
Началась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Гребенское войско оставалось исключительно христианским.
В начале XVIII века терские казаки отражали большое количество кровопролитных набегов многих горских народов на свои селения. В 1712г. обострились отношения России с Турцией, в связи с попытками выйти к Черному морю. Чтобы укрепить положение русских позиций, воеводой П.А. Апраксиным была организована пограничная линия по течению Терека. Туда, на протяжении 80 километров с берегов Сунжи были переселены терские казаки. Ими были созданы станицы Червленная, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская.
В 1722г. во время Персидского похода царем Петром I была заложена крепость Святого Креста и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. За верную службу царь пожаловал Гребенскому войску «крест и бороду», разрешив им исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Высшие казачьи чины, «казачьи головы», стали именоваться ротмистрами и получали дворянство. Во всех войсках упразднялись выборные атаманы, а наказные назначались царской администрацией.
В 1763г. для укрепления русских позиций была возведена крепость Кизляр, и из переселенных в нее астраханских казаков образовалось Терское Семейное войско, Новое укрепление было построено и в урочище Мездоу, в котором из служивших казаков и привлеченных к службе местных дружественных кабардинцев был сформирован Моздокский гарнизон, ставший впоследствии Моздокским казачьим полком.
Казачьи войска мужественно обороняли свои территории, несли регулярную воинскую службу, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей». Так, в 1774г. население станицы Наурской героически отразило нападение горцев, во много раз превосходящее защитников по численности, и нанесло им сокрушительное поражение. В легендарной обороне станицы участвовали и женщины.

Вскоре, в 1784 году, была заложена Владикавказская крепость. Удачное географическое положение привело к быстрому развитию крепости и ее поселений, и в 1861г. она была преобразована в г. Владикавказ, ставший административным центром Терской области, в котором разместились органы управления Терского Казачьего Войска.
Из Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков была образована Кавказская линия поселенных казаков. С этого момента служивших на этой линии казаков стали называть «линейцами».
В начале XIX века все мужское казачье население считалось военнообязанным с 15-летнего возраста. Каждая семья выделяла одного служилого казака, который нес службу на протяжении 25 лет и получал жалованье. Остальные жалованья не получали и сами обеспечивали свое содержание.
С 1816 по 1827 гг. войсками на Кавказе командовал генерал А.П. Ермолов. Время его командования выпало на первую половину долгой и кровопролитной Кавказской войны, которая велась преимущественно силами казачьих полков. Генерал Ермолов в 1818г. заложил станицу Грозная, ставшую впоследствии городом Грозным. Он же окончательно отменил выборы войсковых атаманов и заменил их наказными, первым из которых был назначен полковник Е.П. Ефимович.
Казачьи полки служили интересам России не только в Кавказской войне. Подразделения линейцев направлялись на войну с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.).
В этот же период, а точнее в 1928г., из знатных кавказских горцев был сформирован конский взвод для конвоя Его Императорского Величества. Этот взвод был преобразован в Кавказский эскадрон и в 1881г. расформирован.

В 1832г. из состава Сборно-Линейного полка назначалась команда Лейб-гвардии Кавказских линейных казаков в Собственный Его Императорского Величества конвой. Этот год стал переломным для линейцев. Согласно указу от 25 октября 1832г., их войска, за исключением Черноморского войска, были объединены в Кавказское линейное войско, штаб которого располагался в Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-лейтенант Петр Семенович Верзилин.
В 1837г. сформировался Ставропольский казачий полк.
В 1845г. началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской, Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.
В этом же году было утверждено первое «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», регламентировавшее порядок управления и службы в войске.
С падением Гуниба и пленением атамана Шамиля в 1859г. в Кавказской войне произошел перелом, и сопротивление горцев было, в основном, подавлено. Год спустя Владикавказскому, Моздокскому, Кизлярскому, Гребенскому и двум Сунженским полкам были пожалованы Георгиевские знамена «За военные подвиги против непокорных горцев».
С окончанием боевых действий Кавказская линия была разделена на правую - Кубанскую линию и левую - Терскую. Территория Кавказской области разделилась на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Правопреемником Кавказского линейного войска назначалось Терское Казачье Войско, за которым также закреплялась зона административного управления - Терская область. Военное и гражданское руководство в области возлагалось на наказного атамана, а центром стал город Владикавказ.
Война закончилась, мир установлен, и служба служилого казака значительно сократилась. С 1870г. на полковую службу выставлялось только то количество казаков, которое было необходимо для комплектования полков и батарей, По окончанию службы казак получал полную отставку. С неслужилого разряда казаков стал взиматься войсковой налог, использовавшийся для финансовой поддержки служилых.
К началу царствования Александра III в 1881г. численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тыс. человек обоего пола, а на действительной службе состояло 5,6 % мужчин войскового сословия. В этом году за многовековую героическую службу России Терское Казачье Войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой.
24 декабря 1890г. для Терского Казачьего Войска установился день войскового праздника - 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя Войска.
В Первой мировой войне 1914-1918гг. участвовало 18 тыс. терских казаков, которыми комплектовались 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд, то есть все полки первой очереди Терского Казачьего Войска.
До 1917г. казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела ТКВ: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Во всех 70 станицах невойсковое население составляло примерно четверть.
Казачьим станицам принадлежали обширные земельные территории. Так, в 1916г. Терская область занимала более 6,5 миллионов десятин, или примерно 72 тысячи кв. метров. Войсковые же земли занимали около двух миллионов десятин, то есть почти треть территории Терской области. В эту часть входили пашни, станицы, запасные земли, лесные угодья.
Традиционную основу казачьей экономики до XVIII века составляло скотоводство, рыболовство и охота. Позже в связи с ростом численности казачьих общин возросли потребности в продовольственном обеспечении, и казаки освоили землепашество. К концу XIX столетия земледелием занималось 80% населения Терской области. Значение скотоводства не теряло своего значения, так как войску требовалось постоянное пополнение строевыми и рабочими лошадьми. Терские конезаводчики вывели кабардинскую породу лошадей, отличавшуюся красотой и выносливостью.
Доход в казну войска и в казачьи семьи приносило виноделие, получившее широкое распространение в терских станицах. В станице Шелковской имелся войсковой сад, казакам давались ссуды на распространение виноградарства.
Терское Казачье Войско владело 1625 кв. верстами морских вод Каспийского моря, водами Терека, Сунжи, Малки. Развивалось рыболовство - пополнялись доходы казны войска и станиц. Разводили тутового шелкопряда, сначала в домашних условиях, а в 1735г. в станице Шелковской был построен шелковичный завод.
Казачьи семьи также занимались пчеловодством и немного кустарными промыслами. В каждой станице были свои плотники, столяры, кузнецы и пр.
В начале XX века общинный образ жизни и ведения хозяйства казачества сдерживал капитализацию экономики. Кроме того, по-прежнему дорого обходились затраты на обмундирование и содержание войсковых лошадей. По-прежнему казаки несли тяготы долгой 18-летней службы, были ограничены в правах выхода из общин. Казачество оставалось малограмотным.
Различные проблемы и противоречия умело использовались революционными партиями, среди которых на Северном Кавказе особенно популярна была партия социалистов-революционеров (эсеров). Под их влиянием среди казаков стали распространяться идеи «расказачивания»(свобода выхода из казачьего сословия и из общин и пр.). Первая мировая война еще больше обострила существующие противоречия. В результате массовой мобилизации многие казачьи семьи остались без мужчин и не могли обрабатывать свои земельные участки, многие вынуждены были батрачить.
На фронте и в тылу казаки с надеждой встретили известие о Февральской революции и о передаче власти Временному правительству. С отречением от Российского престола Николая II, а затем и его брата Михаила закончилась служба казаков Российской Империи, начался новый этап в истории казачества.
В революциях 1917г. и последующей Гражданской войне решался вопрос о праве землевладения. Казакам были чужды интересы дворянства, имевшего большие поместья и отстаивающего власть монархии. Не совпадала их точка зрения и с пролетариями, добивавшимися ликвидации частной собственности. Радикальные лидеры казачества даже предлагали создать самостоятельное государство Казакию на основе объединения всех казачьих войсковых территорий, но большинство казаков понимало свою неразрывную связь с Россией и не поддерживало идеи отделения казачьих областей.
Иногородцы и горцы были самыми явными противниками казачества в вопросе о земле и претендовали на полное перераспределение всех войсковых земель, что сильно осложняло обстановку в Терской области.
В марте 1917г. во Владикавказе проводился войсковой круг терского казачества, на котором был избран войсковой атаман подъесаул М.А. Караулов.
Ситуация стремительно менялась: образовался «Союз горцев», который объявил территории национальных округов Терской области самостоятельным государством, независимым от России.
Пытаясь прекратить политическое противостояние на Тереке, атаман Караулов пошел на заключение союза с теми горцами, которые выступали за сохранение Северного Кавказа в составе России. Была организована Терско-Дагестанская республика, которой до начала 1919г. руководили войсковой атаман и войсковой круг (правительство), председателем которого являлся П.Д. Губарев.
В начале октября 1917г. во Владикавказе была созвана конференция Астраханского, Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в которой участвовали делегации от калмыков и Союза кавказских горцев и народов Дагестана. 21 октября 1917г. конференция приняла решение об образовании «Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей» для борьбы с «анархо-большевизмом». Члены Союза выступали за сохранение единого российского государства в форме федеративной республики.
Однако намеченные реформы Союзом не были реализованы из-за Октябрьской пролетарской революции и начавшейся Гражданской войны. Не получив широкой народной поддержки, правительство Союза прекратило свою деятельность в начале 1918г.
Союз возрождался еще, при поддержке Белого движения, но ненадолго - в 1919-1920 гг.
Казачьи области не признали созданный 7 ноября 1917г. Совет народных комиссаров. Атаманы казачьих войск публично в телеграфном обращении высказались о том, что власть в казачьих областях остается в войсковых правительствах. Под руководством генерала Алексеева и генерала Корнилова на Дону началось формирование Добровольческой (Белой) Армии для борьбы с большевизмом и продолжения войны с Германией. Казаки составляли в ней до 50%.
В Терской области до колоссальных размеров разросся бандитизм, которому способствовали брошенные и забытые части русской армии, сражавшиеся в Первую мировую войну на Турецком фронте. Вооруженные и деморализованные солдаты без должной организации и дисциплины отказывались подчиняться кому-либо. На казачьи станицы начались нападения чеченцев, которые добились изгнания всего русского населения из Хасав-Юртовского округа.
Вскоре принятый СНК декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил правовые основы социального положения казаков и лишил их особых прерогатив в наделении землей и угодьями. Рушилась вековая самоорганизация казачества.
В декабре 1917г. Совет Союза казачьих войск в Петрограде был разгромлен по указанию СНК. Многие его члены вернулись на Дон и приняли участие в Белом движении. После окончания Гражданской войны Совет выехал за границу, где стал оплотом для казаков-эмигрантов.
В декабре 1917г. на железнодорожной станции «Прохладная» деморализованными «революционными» солдатами был расстрелян атаман Терского Казачьего Войска М.А. Караулов и его спутники. Они были обвинены в попустительстве горским националистам. Новым атаманом ТКВ был избран войсковой старшина ГА. Вдовенко.
Из-за неэффективного сопротивления революционным силам, власть в области перешла к советам рабочих, которые учредили Терскую советскую республику. По указанию чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе из революционных солдат и «красных горцев» создавались специальные отряды, которые занимались принудительным выселением казачьих семей из станиц, заселявшихся потом горцами и неказачьим населением.
Нападавшие грабили и жестоко убивали переселенцев. По станицам пронеслись казачьи восстания под началом Г. Бичехарова, И.Е. Эрдели, Г.А. Вдовенко. Советской власти наносились сокрушительные удары и 26 июня 1918г. она на Тереке пала. Почти месяц спустя казаки станицы Луковской при поддержке крестьян и казаков других станиц с боями взяли Моздок.
Однако положение было неустойчивым. Под командованием А.3. Дьякова на Тереке действовала «Казачья Красная Армия Сунженской линии», в которую входило около 7 тыс бойцов. В ноябре 1918г. белые заняли Ставрополь, и Северо-Кавказский фронт распался на множество «местных» мелких фронтов. До конца 1918г. в районе КМВ, Владикавказа и Ставрополя действовал казачий партизанский отряд полковника А.Г. Шкуро.
Советская власть была выбита с территории Терской и Кубанской областей, а также Ставропольской губернии. Ожесточенные бои продолжались еще семь месяцев. Погибло около 40% состава личных частей с обеих сторон.
В январе 1919г. большевики применили тактику «расказачивания», в которую они вкладывали совсем иной смысл, чем эсеры. Директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала всем комиссарам вести беспощадную борьбу с казачеством путем его поголовного истребления. Шел массовый террор: конфисковывался хлеб и все продукты, проводилось полное разоружение, переселение, расстрелы посмевших ослушаться...
И, хотя эта директива признавалась ошибочной и была отменена пленумом ЦК РКП(б) от 16 марта 1919г., аппарат репрессий советской власти против казаков продолжал действовать. Большевики добивались физического уничтожения казаков, полного искоренения их семей и станиц. Массово расстреливали тех, кто отказывался служить в Красной Армии.
Многие казаки отступали вместе с белогвардейцами в Крым, бежало туда и гражданское население.
С 1920г. российское казачество разделилось на две большие части - казаков, оставшихся в России, и казаков-эмигрантов. В результате Первой мировой войны, революций и Гражданской войны казачество потеряло около половины своей численности.
В тяжелых условиях эмиграции были частыми эпидемии и голод. Многие из покинувших родину казаков умерли в первые же годы, другие бежали в Бразилию, Югославию, Болгарию, Грецию, Турцию. В советскую Россию в 1922-1925 гг. вернулось около 30 тысяч казаков, которые подверглись массовым репрессиям.
В 1924г. в Париже был учрежден Казачий Союз, объединивший казачьи станицы зарубежья. Он координировал решение экономических, культурных и других проблем, оказывал помощь творческой интеллигенции. За рубежом действовали «Союз казачьих писателей», «Литературная казачья семья», «Кружок казаков-литераторов», «Общество изучения казачества», издавалось более 100 журналов и газет.
Раскол в эмиграции произошел в связи с нападением Германии на СССР. Некоторая часть казаков выступала на стороне немецкой армии, но многие казаки, оставаясь патриотами, вступали в отряды сопротивления на территориях оккупированных государств, в которых они проживали.
В феврале 1920г. 1-й Всероссийский съезд Трудовых казаков под влиянием В.И.Ленина принял резолюцию, в которой говорилось, что «казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной Советской России, к чему стремятся казачьи верхи, тесно спаянные с помещиками и буржуазией, не может быть и речи... » (Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. - М., 1999.- С. 244-245).
Вместе с тем продолжалась политика насильственного выселения казаков из мест их исторического проживания. 27 марта 1920г. из 72 тысяч членов казачьих семей, выселяемых за Терек из трех станиц, прибыло к пунктам назначения только 35 тысяч. «Красные горцы» нападали на колонну, и, не встречая сопротивления конвоиров, рубили шашками безоружных казаков, женщин, стариков и детей. Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных советским государством.
Мужчины в возрасте от 18 до 50 лет выселялись на Север, в Донбасс, их жены и дети выгонялись из домов, сжигались станицы, а имущество перераспределялось среди новых поселенцев и советских активистов. Казачество, как «враг революции», было лишено всех гражданских прав.
В 1927г. Северо-Кавказский край не выполнил необоснованно завышенный план хлебозаготовок, и продотряды выселили на Север и Урал 10,5 тыс. семей (более 50 тыс. человек), среди которых было и много казаков. В связи с этой «борьбой против внутренних врагов» по приказу ОГПУ, в начале 1930-х гг. на Дону, Кубани и Тереке пронеслись восстания. В районе КМВ развернулось партизанское движение, но в ответ на людской протест советская власть ответила новыми репрессиями и депортациями казачьего населения в различные области страны.
Однако, без казаков, обвиняемых в срыве коллективизации, территориальные части теряли свою численность, а регион терял боеспособность. Поэтому казаки снова стали проходить службу в регулярных воинских частях. В 1930-х гг. по постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии и части, конные корпуса.
С первых дней Великой Отечественной войны участие в боевых действиях принимал 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М.Ф. Блинова. В июле 1941г. на территории Северного Кавказа сформировались кавалерийские казачьи сотни для содействия истребительным батальонам НКВД в борьбе с бандитизмом, охраны подходов к железнодорожным станциям и путям, линий телеграфной связи. В декабре 1941г. в истребительных отрядах было около 6,5 тыс. пеших бойцов и 1,7 тыс. всадников. В период временной оккупации Северного Кавказа немецкими войсками истребительные отряды входили в партизанские отряды, действовавшие в горно-лесных массивах.
Десятки лет казачество формально было предано забвению в СССР. Но никогда не забывали своих корней потомственные казаки, передавали детям и внукам историю, культурные и военные традиции предков. С середины 1980-х гг. демократические преобразования в стране создали, наконец, условия для объединения потомков российских казаков и возрождения того, что жестоко, несправедливо и бездумно разрушалось в начале XX века.
Казаки сотни лет были и остаются преданными и верными защитниками России. И, несмотря на перенесенные беды и боль, они сохранили свою историю, традиции и законы, первым и главным из которых всегда остается любовь к Отечеству.
Возрождается казачество, и Россия вновь обретает давнего друга, надежного защитника своих рубежей.

Материал подготовлен по книге В.П.Бондарева и А.Г.Масалова
«Терское Казачье Войско: из века в век. 1577-2003».
Владикавказ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003

Л етописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах.

И сторики И.Д. Попко и В.А. Потто склонялись к тому, что казаки пришли из Червленого Яра Рязанского княжества и объединили свои разрозненные общины вокруг первого русского городка на реке Сунже в 1567г. Городок этот был заложен на гребнях кавказских гор и дал название гребенским казакам.

Д ругой исследователь, Е.П. Савельев, полагал, что предками казаков были азы, потомки ариев, населявших Приазовье (отсюда и созвучное название «казак»). Азы исповедовали христианство, имели Сарскую и Подонскую епархии даже под игом Золотой Орды. Началом истории гребенских казаков историк считал поселение донских казаков на реке Акташе, куда они были вытеснены из городка Гребни, располагавшегося на Дону. Точных указаний на то, где стоял городок, нет, а покинули его казаки атамана Андрея Щадры под давлением отрядов атамана Ермака, усиливавшего свою власть на Дону.
Г ребенцы сохранили свое историческое название, а также предания о том, как их предки накануне Куликовской битвы поднесли князю Дмитрию Донскому хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской, которые и помогли ему в бою против Мамая.
В середине XVI века Московское государство уже имело четко выраженные военно-политические и экономические интересы на территории Северного Кавказа. В Москву неоднократно прибывали посольства от горских народов (пятигорских черкасов, кабардинцев, грузин), просивших у сильного соседа защиты от своих врагов. Так начали строиться первые русские гарнизоны, закреплявшие новые московские владения на Кавказе.

В 1571г. князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных.
В 1577г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.
В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту.
Н ачалась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Гребенское войско оставалось исключительно христианским.
В начале XVIII века терские казаки отражали большое количество кровопролитных набегов многих горских народов на свои селения. В 1712г. обострились отношения России с Турцией, в связи с попытками выйти к Черному морю. Чтобы укрепить положение русских позиций, воеводой П.А. Апраксиным была организована пограничная линия по течению Терека. Туда, на протяжении 80 километров с берегов Сунжи были переселены терские казаки. Ими были созданы станицы Червленная, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская.
В 1722г. во время Персидского похода царем Петром I была заложена крепость Святого Креста и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. За верную службу царь пожаловал Гребенскому войску «крест и бороду», разрешив им исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Высшие казачьи чины, «казачьи головы», стали именоваться ротмистрами и получали дворянство. Во всех войсках упразднялись выборные атаманы, а наказные назначались царской администрацией.
В 1763г. для укрепления русских позиций была возведена крепость Кизляр, и из переселенных в нее астраханских казаков образовалось Терское Семейное войско, Новое укрепление было построено и в урочище Мездоу, в котором из служивших казаков и привлеченных к службе местных дружественных кабардинцев был сформирован Моздокский гарнизон, ставший впоследствии Моздокским казачьим полком.
К азачьи войска мужественно обороняли свои территории, несли регулярную воинскую службу, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей». Так, в 1774г. население станицы Наурской героически отразило нападение горцев, во много раз превосходящее защитников по численности, и нанесло им сокрушительное поражение. В легендарной обороне станицы участвовали и женщины.

В скоре, в 1784 году, была заложена Владикавказская крепость. Удачное географическое положение привело к быстрому развитию крепости и ее поселений, и в 1861г. она была преобразована в г. Владикавказ, ставший административным центром Терской области, в котором разместились органы управления Терского Казачьего Войска.
И з Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков была образована Кавказская линия поселенных казаков. С этого момента служивших на этой линии казаков стали называть «линейцами».
В начале XIX века все мужское казачье население считалось военнообязанным с 15-летнего возраста. Каждая семья выделяла одного служилого казака, который нес службу на протяжении 25 лет и получал жалованье. Остальные жалованья не получали и сами обеспечивали свое содержание.
С 1816 по 1827 гг. войсками на Кавказе командовал генерал А.П. Ермолов. Время его командования выпало на первую половину долгой и кровопролитной Кавказской войны, которая велась преимущественно силами казачьих полков. Генерал Ермолов в 1818г. заложил станицу Грозная, ставшую впоследствии городом Грозным. Он же окончательно отменил выборы войсковых атаманов и заменил их наказными, первым из которых был назначен полковник Е.П. Ефимович.
К азачьи полки служили интересам России не только в Кавказской войне. Подразделения линейцев направлялись на войну с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.).
В этот же период, а точнее в 1828г., из знатных кавказских горцев был сформирован конский взвод для конвоя Его Императорского Величества. Этот взвод был преобразован в Кавказский эскадрон и в 1881г. расформирован.

В 1832г. из состава Сборно-Линейного полка назначалась команда Лейб-гвардии Кавказских линейных казаков в Собственный Его Императорского Величества конвой. Этот год стал переломным для линейцев. Согласно указу от 25 октября 1832г., их войска, за исключением Черноморского войска, были объединены в Кавказское линейное войско, штаб которого располагался в Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-лейтенант Петр Семенович Верзилин.
В 1837г. сформировался Ставропольский казачий полк.
В 1845г. началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской, Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.
В этом же году было утверждено первое «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», регламентировавшее порядок управления и службы в войске.
С падением Гуниба и пленением атамана Шамиля в 1859г. в Кавказской войне произошел перелом, и сопротивление горцев было, в основном, подавлено. Год спустя Владикавказскому, Моздокскому, Кизлярскому, Гребенскому и двум Сунженским полкам были пожалованы Георгиевские знамена «За военные подвиги против непокорных горцев».
С окончанием боевых действий Кавказская линия была разделена на правую - Кубанскую линию и левую - Терскую. Территория Кавказской области разделилась на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Правопреемником Кавказского линейного войска назначалось Терское Казачье Войско, за которым также закреплялась зона административного управления - Терская область. Военное и гражданское руководство в области возлагалось на наказного атамана, а центром стал город Владикавказ.
В ойна закончилась, мир установлен, и служба служилого казака значительно сократилась. С 1870г. на полковую службу выставлялось только то количество казаков, которое было необходимо для комплектования полков и батарей, По окончанию службы казак получал полную отставку. С неслужилого разряда казаков стал взиматься войсковой налог, использовавшийся для финансовой поддержки служилых.
К началу царствования Александра III в 1881г. численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тыс. человек обоего пола, а на действительной службе состояло 5,6 % мужчин войскового сословия. В этом году за многовековую героическую службу России Терское Казачье Войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой.
2 4 декабря 1890г. для Терского Казачьего Войска установился день войскового праздника - 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя Войска.
В Первой мировой войне 1914-1918гг. участвовало 18 тыс. терских казаков, которыми комплектовались 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд, то есть все полки первой очереди Терского Казачьего Войска.
Д о 1917г. казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела ТКВ: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Во всех 70 станицах невойсковое население составляло примерно четверть.
К азачьим станицам принадлежали обширные земельные территории. Так, в 1916г. Терская область занимала более 6,5 миллионов десятин, или примерно 72 тысячи кв. метров. Войсковые же земли занимали около двух миллионов десятин, то есть почти треть территории Терской области. В эту часть входили пашни, станицы, запасные земли, лесные угодья.
Т радиционную основу казачьей экономики до XVIII века составляло скотоводство, рыболовство и охота. Позже в связи с ростом численности казачьих общин возросли потребности в продовольственном обеспечении, и казаки освоили землепашество. К концу XIX столетия земледелием занималось 80% населения Терской области. Значение скотоводства не теряло своего значения, так как войску требовалось постоянное пополнение строевыми и рабочими лошадьми. Терские конезаводчики вывели кабардинскую породу лошадей, отличавшуюся красотой и выносливостью.
Д оход в казну войска и в казачьи семьи приносило виноделие, получившее широкое распространение в терских станицах. В станице Шелковской имелся войсковой сад, казакам давались ссуды на распространение виноградарства.
Т ерское Казачье Войско владело 1625 кв. верстами морских вод Каспийского моря, водами Терека, Сунжи, Малки. Развивалось рыболовство - пополнялись доходы казны войска и станиц. Разводили тутового шелкопряда, сначала в домашних условиях, а в 1735г. в станице Шелковской был построен шелковичный завод.
К азачьи семьи также занимались пчеловодством и немного кустарными промыслами. В каждой станице были свои плотники, столяры, кузнецы и пр.
В начале XX века общинный образ жизни и ведения хозяйства казачества сдерживал капитализацию экономики. Кроме того, по-прежнему дорого обходились затраты на обмундирование и содержание войсковых лошадей. По-прежнему казаки несли тяготы долгой 18-летней службы, были ограничены в правах выхода из общин. Казачество оставалось малограмотным.
Р азличные проблемы и противоречия умело использовались революционными партиями, среди которых на Северном Кавказе особенно популярна была партия социалистов-революционеров (эсеров). Под их влиянием среди казаков стали распространяться идеи «расказачивания»(свобода выхода из казачьего сословия и из общин и пр.). Первая мировая война еще больше обострила существующие противоречия. В результате массовой мобилизации многие казачьи семьи остались без мужчин и не могли обрабатывать свои земельные участки, многие вынуждены были батрачить.
Н а фронте и в тылу казаки с надеждой встретили известие о Февральской революции и о передаче власти Временному правительству. С отречением от Российского престола Николая II, а затем и его брата Михаила закончилась служба казаков Российской Империи, начался новый этап в истории казачества.
В революциях 1917г. и последующей Гражданской войне решался вопрос о праве землевладения. Казакам были чужды интересы дворянства, имевшего большие поместья и отстаивающего власть монархии. Не совпадала их точка зрения и с пролетариями, добивавшимися ликвидации частной собственности. Радикальные лидеры казачества даже предлагали создать самостоятельное государство Казакию на основе объединения всех казачьих войсковых территорий, но большинство казаков понимало свою неразрывную связь с Россией и не поддерживало идеи отделения казачьих областей.
И ногородцы и горцы были самыми явными противниками казачества в вопросе о земле и претендовали на полное перераспределение всех войсковых земель, что сильно осложняло обстановку в Терской области.
В марте 1917г. во Владикавказе проводился войсковой круг терского казачества, на котором был избран войсковой атаман подъесаул М.А. Караулов.
С итуация стремительно менялась: образовался «Союз горцев», который объявил территории национальных округов Терской области самостоятельным государством, независимым от России.
П ытаясь прекратить политическое противостояние на Тереке, атаман Караулов пошел на заключение союза с теми горцами, которые выступали за сохранение Северного Кавказа в составе России. Была организована Терско-Дагестанская республика, которой до начала 1919г. руководили войсковой атаман и войсковой круг (правительство), председателем которого являлся П.Д. Губарев.
В начале октября 1917г. во Владикавказе была созвана конференция Астраханского, Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в которой участвовали делегации от калмыков и Союза кавказских горцев и народов Дагестана. 21 октября 1917г. конференция приняла решение об образовании «Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей» для борьбы с «анархо-большевизмом». Члены Союза выступали за сохранение единого российского государства в форме федеративной республики.
О днако намеченные реформы Союзом не были реализованы из-за Октябрьской пролетарской революции и начавшейся Гражданской войны. Не получив широкой народной поддержки, правительство Союза прекратило свою деятельность в начале 1918г.
С оюз возрождался еще, при поддержке Белого движения, но ненадолго - в 1919-1920 гг.
К азачьи области не признали созданный 7 ноября 1917г. Совет народных комиссаров. Атаманы казачьих войск публично в телеграфном обращении высказались о том, что власть в казачьих областях остается в войсковых правительствах. Под руководством генерала Алексеева и генерала Корнилова на Дону началось формирование Добровольческой (Белой) Армии для борьбы с большевизмом и продолжения войны с Германией. Казаки составляли в ней до 50%.
В Терской области до колоссальных размеров разросся бандитизм, которому способствовали брошенные и забытые части русской армии, сражавшиеся в Первую мировую войну на Турецком фронте. Вооруженные и деморализованные солдаты без должной организации и дисциплины отказывались подчиняться кому-либо. На казачьи станицы начались нападения чеченцев, которые добились изгнания всего русского населения из Хасав-Юртовского округа.
В скоре принятый СНК декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил правовые основы социального положения казаков и лишил их особых прерогатив в наделении землей и угодьями. Рушилась вековая самоорганизация казачества.
В декабре 1917г. Совет Союза казачьих войск в Петрограде был разгромлен по указанию СНК. Многие его члены вернулись на Дон и приняли участие в Белом движении. После окончания Гражданской войны Совет выехал за границу, где стал оплотом для казаков-эмигрантов.
В декабре 1917г. на железнодорожной станции «Прохладная» деморализованными «революционными» солдатами был расстрелян атаман Терского Казачьего Войска М.А. Караулов и его спутники. Они были обвинены в попустительстве горским националистам. Новым атаманом ТКВ был избран войсковой старшина ГА. Вдовенко.
И з-за неэффективного сопротивления революционным силам, власть в области перешла к советам рабочих, которые учредили Терскую советскую республику. По указанию чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе из революционных солдат и «красных горцев» создавались специальные отряды, которые занимались принудительным выселением казачьих семей из станиц, заселявшихся потом горцами и неказачьим населением.
Н ападавшие грабили и жестоко убивали переселенцев. По станицам пронеслись казачьи восстания под началом Г. Бичехарова, И.Е. Эрдели, Г.А. Вдовенко. Советской власти наносились сокрушительные удары и 26 июня 1918г. она на Тереке пала. Почти месяц спустя казаки станицы Луковской при поддержке крестьян и казаков других станиц с боями взяли Моздок.
О днако положение было неустойчивым. Под командованием А.3. Дьякова на Тереке действовала «Казачья Красная Армия Сунженской линии», в которую входило около 7 тыс бойцов. В ноябре 1918г. белые заняли Ставрополь, и Северо-Кавказский фронт распался на множество «местных» мелких фронтов. До конца 1918г. в районе КМВ, Владикавказа и Ставрополя действовал казачий партизанский отряд полковника А.Г. Шкуро.
С оветская власть была выбита с территории Терской и Кубанской областей, а также Ставропольской губернии. Ожесточенные бои продолжались еще семь месяцев. Погибло около 40% состава личных частей с обеих сторон.
В январе 1919г. большевики применили тактику «расказачивания», в которую они вкладывали совсем иной смысл, чем эсеры. Директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала всем комиссарам вести беспощадную борьбу с казачеством путем его поголовного истребления. Шел массовый террор: конфисковывался хлеб и все продукты, проводилось полное разоружение, переселение, расстрелы посмевших ослушаться...
И , хотя эта директива признавалась ошибочной и была отменена пленумом ЦК РКП(б) от 16 марта 1919г., аппарат репрессий советской власти против казаков продолжал действовать. Большевики добивались физического уничтожения казаков, полного искоренения их семей и станиц. Массово расстреливали тех, кто отказывался служить в Красной Армии.
М ногие казаки отступали вместе с белогвардейцами в Крым, бежало туда и гражданское население.
С 1920г. российское казачество разделилось на две большие части - казаков, оставшихся в России, и казаков-эмигрантов. В результате Первой мировой войны, революций и Гражданской войны казачество потеряло около половины своей численности.
В тяжелых условиях эмиграции были частыми эпидемии и голод. Многие из покинувших родину казаков умерли в первые же годы, другие бежали в Бразилию, Югославию, Болгарию, Грецию, Турцию. В советскую Россию в 1922-1925 гг. вернулось около 30 тысяч казаков, которые подверглись массовым репрессиям.
В 1924г. в Париже был учрежден Казачий Союз, объединивший казачьи станицы зарубежья. Он координировал решение экономических, культурных и других проблем, оказывал помощь творческой интеллигенции. За рубежом действовали «Союз казачьих писателей», «Литературная казачья семья», «Кружок казаков-литераторов», «Общество изучения казачества», издавалось более 100 журналов и газет.
Р аскол в эмиграции произошел в связи с нападением Германии на СССР. Некоторая часть казаков выступала на стороне немецкой армии, но многие казаки, оставаясь патриотами, вступали в отряды сопротивления на территориях оккупированных государств, в которых они проживали.
В феврале 1920г. 1-й Всероссийский съезд Трудовых казаков под влиянием В.И.Ленина принял резолюцию, в которой говорилось, что «казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной Советской России, к чему стремятся казачьи верхи, тесно спаянные с помещиками и буржуазией, не может быть и речи... » (Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. - М., 1999.- С. 244-245).
В месте с тем продолжалась политика насильственного выселения казаков из мест их исторического проживания. 27 марта 1920г. из 72 тысяч членов казачьих семей, выселяемых за Терек из трех станиц, прибыло к пунктам назначения только 35 тысяч. «Красные горцы» нападали на колонну, и, не встречая сопротивления конвоиров, рубили шашками безоружных казаков, женщин, стариков и детей. Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных советским государством.
М ужчины в возрасте от 18 до 50 лет выселялись на Север, в Донбасс, их жены и дети выгонялись из домов, сжигались станицы, а имущество перераспределялось среди новых поселенцев и советских активистов. Казачество, как «враг революции», было лишено всех гражданских прав.
В 1927г. Северо-Кавказский край не выполнил необоснованно завышенный план хлебозаготовок, и продотряды выселили на Север и Урал 10,5 тыс. семей (более 50 тыс. человек), среди которых было и много казаков. В связи с этой «борьбой против внутренних врагов» по приказу ОГПУ, в начале 1930-х гг. на Дону, Кубани и Тереке пронеслись восстания. В районе КМВ развернулось партизанское движение, но в ответ на людской протест советская власть ответила новыми репрессиями и депортациями казачьего населения в различные области страны.
О днако, без казаков, обвиняемых в срыве коллективизации, территориальные части теряли свою численность, а регион терял боеспособность. Поэтому казаки снова стали проходить службу в регулярных воинских частях. В 1930-х гг. по постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии и части, конные корпуса.
С первых дней Великой Отечественной войны участие в боевых действиях принимал 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М.Ф. Блинова. В июле 1941г. на территории Северного Кавказа сформировались кавалерийские казачьи сотни для содействия истребительным батальонам НКВД в борьбе с бандитизмом, охраны подходов к железнодорожным станциям и путям, линий телеграфной связи. В декабре 1941г. в истребительных отрядах было около 6,5 тыс. пеших бойцов и 1,7 тыс. всадников. В период временной оккупации Северного Кавказа немецкими войсками истребительные отряды входили в партизанские отряды, действовавшие в горно-лесных массивах.
Д есятки лет казачество формально было предано забвению в СССР. Но никогда не забывали своих корней потомственные казаки, передавали детям и внукам историю, культурные и военные традиции предков. С середины 1980-х гг. демократические преобразования в стране создали, наконец, условия для объединения потомков российских казаков и возрождения того, что жестоко, несправедливо и бездумно разрушалось в начале XX века.
К азаки сотни лет были и остаются преданными и верными защитниками России. И, несмотря на перенесенные беды и боль, они сохранили свою историю, традиции и законы, первым и главным из которых всегда остается любовь к Отечеству.
В озрождается казачество, и Россия вновь обретает давнего друга, надежного защитника своих рубежей.