Институт русской цивилизации. Известные Степенные посадники

Пер-вые дос-то-вер-ные дан-ные о посаднике ки-ев-ских кня-зей вос-хо-дят к концу X века. В это вре-мя посадник вы-сту-пал как кня-же-ский уп-рави-тель оп-ре-де-лён-ной тер-ри-то-рии. Посадники различных кня-зей Рю-ри-ко-ви-чей упо-ми-на-ют-ся вплоть до конца XII века; в даль-ней-шем пред-ста-ви-те-ли кня-зя на мес-тах ста-ли на-зы-вать-ся на-ме-ст-ни-ка-ми. Как пра-ви-ло, долж-ность посадника за-ни-ма-ли боя-ре , од-на-ко из-вест-ны слу-чаи, ко-гда посадниками ста-но-ви-лись младшие чи-ны кня-же-ско-го дво-ра - «дет-ские». Фак-ти-че-ски функ-ции посадника вы-пол-ня-ли так-же сы-но-вья пра-вя-щих кня-зей, ко-то-рых от-цы по-сы-ла-ли управ-лять отдельными го-ро-да-ми или тер-ри-то-рия-ми от их име-ни. В ве-де-нии посадника на-хо-ди-лась вся сис-те-ма управ-ле-ния, пре-ж-де все-го суд и сбор на-ло-гов. В поль-зу посадника шла часть до-хо-дов, со-б-ран-ных на под-чи-нён-ной ему тер-ри-то-рии (как пра-ви-ло, треть).

В Нов-го-ро-де, а так-же позд-нее в Пско-ве и, ви-ди-мо, в не-ко-то-рых других «ве-че-вых» го-ро-дах долж-ность посадника фак-ти-че-ски ста-ла му-ни-ци-паль-ной, по-сте-пен-но обо-со-бив-шись от кня-же-ской вла-сти. Со-глас-но спи-скам нов-го-род-ских посадников, со-хра-нив-шим-ся в ре-дак-ци-ях начала XV века, пер-вым нов-го-род-ским посадником был Гос-то-мысл (ле-то-пи-си от-но-сят вре-мя его дея-тель-но-сти к не-ким древ-ним, по-лу-ле-ген-дар-ным вре-ме-нам, до-с-то-вер-ных дан-ных о нём и его дея-тель-но-сти нет). Посадники, дей-ст-во-вав-шие в Нов-го-ро-де в конце X - середине XI веков (боя-ре До-б-ры-ня, его сын Кон-стан-тин, Ост-ро-мир), вы-сту-па-ли пред-ста-ви-те-ля-ми ки-ев-ских кня-зей, ко-гда по тем или иным при-чи-нам в Нов-го-ро-де не бы-ло их сы-но-вей-кня-жи-чей. В пе-ри-од прав-ле-ния в Нов-го-ро-де князя Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Ве-ли-ко-го (1091/1092 (по другим дан-ным, 1088/1089) - 1094 (по другим дан-ным, 1095); 1096-1117) долж-ность посадника за-ме-ща-лась, ви-ди-мо, нов-го-род-ски-ми боя-ра-ми. В прав-ле-ние князя Все-во-ло-да Мсти-сла-ви-ча (1117-1132, 1132-1136) по-доб-ное «двое-вла-стие» со-хра-ня-лось (из 10 из-вест-ных в это вре-мя посадников боль-шин-ст-во про-ис-хо-ди-ли из Нов-го-ро-да, толь-ко двое бы-ли ки-ев-ски-ми боя-ра-ми). Посадники это-го вре-ме-ни име-ли собственные пе-ча-ти, оформ-лен-ные по по-до-бию пе-ча-ти ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Все-во-ло-до-ви-ча Мо-но-ма-ха. Упо-ми-на-ния о за-ня-тии не-ко-то-ры-ми посадниками из нов-го-род-цев до-лж-но-сти в фор-ме мно-жественного чис-ла («да-ша по-сад-ни-чать, «вда-ша по-сад-ни-че-ст-во» и так далее) в Нов-го-род-ской пер-вой ле-то-писи сви-де-тель-ст-ву-ют, по всей ви-ди-мо-сти, о том, что они кол-лек-тив-но из-би-ра-лись, ве-ро-ят-но, на ве-че (о ро-ли кня-зя в этом про-цес-се ис-точ-ни-ки ин-фор-ма-ции не да-ют). По-сле 1136 года, ко-гда ве-че ста-ло выс-шим государственным ор-га-ном Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки как су-ве-рен-но-го государства, на нём из-би-рал-ся посадник, ко-то-рый в ка-че-ст-ве пред-ста-ви-те-ля на-се-ле-ния Нов-го-ро-да вме-сте с кня-зем ис-прав-лял выс-шую власть по су-ду и управ-ле-нию. Фак-ти-че-ски борь-бу за долж-ность ве-ли различные по-ли-тические груп-пи-ров-ки во гла-ве с боя-ра-ми, по-пе-ре-мен-но ста-но-вив-ши-ми-ся посадниками. Ве-ро-ят-но, уже в XII веке эти груп-пи-ров-ки фор-ми-ро-ва-лись по тер-ри-то-ри-аль-но-му прин-ци-пу, пред-став-ляя различные рай-оны го-ро-да («кон-цы»). Раз-ви-тие рес-пуб-ли-кан-ских ин-сти-ту-тов в Нов-го-ро-де при-ве-ло к рас-ши-ре-нию пол-но-мо-чий посадника, ко-то-рый осу-ще-ст-влял выс-шую ис-пол-нительную власть в Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ке. С началом 1290-х годов посадник в Нов-го-ро-де из-би-рал-ся еже-год-но. В ре-зуль-та-те ре-фор-мы 1350-х годов от ка-ж-до-го из пя-ти кон-цов стал из-би-рать-ся один боя-рин (от Не-рев-ско-го - 2), по-лу-чав-ший по-жиз-нен-ное зва-ние по-сад-ни-ка (на-зы-ва-лись так-же «ста-ры-ми по-сад-ни-ка-ми»), а из чис-ла этих шес-ти лиц еже-год-но из-би-рал-ся главный («сте-пен-ной») по-сад-ник, ста-но-вив-ший-ся на год ру-ко-во-ди-те-лем Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки. С начала XV века чис-ло посадников, пред-став-ляв-ших «кон-цы» Нов-го-ро-да, не-ук-лон-но рос-ло: 18 (около 1417), 24 (около 1424), 36 (1463). Сте-пен-ные посадники по-сле 1416 года вы-би-ра-лись толь-ко на пол-го-да. По-сте-пен-но зва-ния «посадник» и «ста-рый посадник» пре-вра-ти-лись, по-ви-ди-мо-му, в ти-тул, при-сваи-вав-ший-ся его но-си-те-лю по-жиз-нен-но.

Ана-ло-гич-ные про-цес-сы про-ис-хо-ди-ли в Пско-ве, где в XIV веке посадник стал во гла-ве ис-пол-нительной вла-сти Псков-ской рес-пуб-ли-ки, а в XV веке об-ра-зо-ва-лась сход-ная сис-те-ма «кол-лек-тив-но-го по-сад-ни-че-ст-ва» из «сте-пен-ных» посадников и посадников, пред-став-ляв-ших го-род-ские «кон-цы» (в середине XV века их чис-ло дос-ти-га-ло 15 человек).

В це-лом транс-фор-ма-ции, про-изо-шед-шие с долж-но-стью и са-мим по-ня-ти-ем «Посадник» в XIII-XV века, от-ра-зи-ли ин-сти-ту-цио-на-ли-за-цию не-за-ви-си-мо-го рес-пуб-ли-кан-ско-го управ-ле-ния в «ве-че-вых» го-ро-дах и уси-лия по со-хра-не-нию ба-лан-са в них различных по-ли-тических сил.

Пос-ле вхож-де-ния Новгородской и Псков-ской рес-пуб-лик в со-став Русского государства дол-ж-но-сти посадников уп-ра-зд-не-ны.

Предлагаем вашему вниманию словник Большой русской энциклопедии, выпущенный Институтом русской цивилизации отдельным изданием в преддверии начала работы над фундаментальным многотомником.

Энциклопедии и словари

Настоящий том является продолжением знаменитого коллективного труда «Русская доктрина» и развивает представленные идеологии и программы для России. Собранные вместе все эти работы представляют собой значительный вклад в современное национальное мировоззрение, дают мощную рецептуру возрождения Отечества.

Серия «Русская цивилизация»

Рачинский С. А.

В книге публикуются главные труды выдающегося русского мыслителя и педагога Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), создателя образцовой народной церковно-приходской школы.

Серия «Русская цивилизация»

Осипов В. Н.

В книге собраны публицистические статьи и очерки выдающегося русского мыслителя и общественного деятеля Владимира Николаевича Осипова, опубликованные в 2008–2018 годах.

Серия «Русское сопротивление»

Иллюстров И. И.

Иллюстров И. И.

Впервые после более чем столетнего перерыва публикуется великий труд самого выдающегося исследователя русских пословиц генерала Иакинфа Иллюстрова.

Серия «Русская этнография»

Платонов О. А.

Русский народ один из величайших и могущественнейших народов мира, внесший огромный вклад в развитие мировой культуры. Русские явили миру национальное государство, объединившее в гармоничной связи более сотни других народов, создали великие науку, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества.

Книги О. А. Платонова вне серий

Папаяни Ф. А.

Данная монография, цель которой – выявить истинную суть идеологических концептов в России периода XIX–XXI веков, обращена к тем, кого волнует судьба России и от кого зависит её будущее.

Другие издания

Катасонов В. Ю.

Катасонов В. Ю.

Книга представляет собой сборник очерков, посвященных творческому наследию выдающегося православного мыслителя ХХ века святителя Николая Сербского.

Серия «Метафизика истории»

Катасонов В. Ю.

Катасонов В. Ю.

Книга посвящена осмыслению богатого творческого наследия величайшего мыслителя и церковного деятеля ХХ века – святителя Николая Сербского (Велимировича).

Серия «Метафизика истории»

Катасонов В. Ю.

Катасонов В. Ю.

В настоящем издании перед нами предстает совершенно иной образ экономики – не только и не столько как сферы материальной жизни, сколько как сферы жизни духовной и даже религиозной.

Серия «Метафизика истории»

Шевырев С. П.

Впервые после 170-летнего перерыва Русский исследовательский центр публикует выдающееся произведение великого русского критика и историка литературы С. П. Шевырева.

Серия «Русская цивилизация»

Грибанов С. В.

Грибанов С. В.

Эта книга о великом Сталине, о «противоречивости» личности этого великого государственного деятеля, чей авторитет признавали наши друзья и враги.

Русская биографическая серия

Большаков В. В.

Большаков В. В.

В воспоминаниях выдающегося русского журналиста-международника В. В. Большакова рассказывается об идеологической войне против России – СССР, развязанной мировой закулисой в XX – начале XXI века.

Русская биографическая серия

Бурцев А. Е.

Бурцев А. Е.

Бурцев А. Е.

Бурцев А. Е.

В настоящем иллюстрированном двухтомном издании впервые после более чем столетнего перерыва публикуются этнографические материалы, собранные выдающимся знатоком русского быта А. Е. Бурцевым.

Русский Народ. Полное собрание этнографических трудов Александра Бурцева в 2 томах

Посадники появляются вместе с государством и городами в древней Руси, их главным предназначением было проведение такой политики во вверенном им городе, которая бы в точности соответствовала интересам великого князя, а также городской аристократии.

Необходимость управленческих функций

Древнерусское государство зарождается в девятом веке, в результате удачных и энергичных действий новгородского возникает единое государство - Киевская Русь. Территория государства разрасталась, и возникает необходимость в специальных людях, которые бы представляли князя в городах страны. С конца девятого века особое значение в древнерусских владениях играл Новгород, одно время выступавший даже соперником Киева по части первенства на Руси. В отличие от других городских поселений он не стал уделом какого-либо княжеского рода, а сохранил самостоятельность и стоял особняком среди всех владений великого киевского князя. Для того чтобы контролировать город, киевские правители посылали туда своих сыновей, но так было не всегда, ни один из великокняжеских отпрысков не смог там закрепиться, и наибольшую силу там получило посадническое управление и народное вече. Именно в Новгороде и Пскове эти люди пользовались наибольшей силой и даже могли отрыто противостоять великому князю. Таким образом, посадники - это, выражаясь современным языком, мэры городов Древней Руси.

Особенности древнерусской системы управления

Почему именно в Новгороде такой силой обладали посадники. Это объясняется рядом причин. Первая заключается в том, что город изначально возник как торгово-ремесленный центр, а это было связано с его природно-географическим расположением. Огромные лесные угодья давали множество товаров, пользующихся спросом, обилие речных путей делало торговлю очень выгодным делом, и, кроме всего прочего, Новгород с момента призвания варягов и шведско-немецких крестоносцев не испытывал крупных внешних опасностей, поэтому власть князей, которые выступали как военачальники и верховные судьи, не была для новгородцев особой необходимостью. Поэтому довольно рано новгородский посадник стал избираться из числа местного населения, конечно, из наиболее зажиточной его части на народном собрании - вече. Интересы крупного боярства здесь были на первом месте, и в случае давления со стороны Киева все новгородцы выступали консолидированным фронтом. Идентичные порядки складывались и в других важных центрах Новгородской земли.

Этимология термина

Вообще, сам термин появился в конце десятого века и встречается в "Повести временных лет". присылали своих представителей в города, представлявшие особую важность, причем само слово произошло от глагола "посадить". Иногда встречается термин "посаженники", то есть "посадники", это искаженное слово, подчеркивающее подчиненность этого человека определенному князю. К примеру, посаженник Ярополков - имеется в виду глава города, назначенный великим киевским князем Ярополком Святославовичем. Если на начальном этапе существования Киевской Руси в Новгород специально отправляли великокняжеских руководителей, то позже роль посадников выполняли и сыновья русских правителей. Но это в городе на Волхове характерно подчеркивалось, его называли также посадником, хотя по происхождению он и был князем, и на всем протяжении до феодальной раздробленности город всегда показывал свой особый статус, и киевские правители вынуждены были с этим считаться.

Автономия северо-запада Руси и ее ликвидация

В период феодальной раздробленности Новгород еще более обособился, и с этого периода, за исключением приглашения Александра Невского для отражения немецко-шведского вторжения, новгородские посадники - это исключительно местная знать. Менялись города-лидеры на Руси, от Киева к Владимиру, от Владимира к Москве, но Новгород продолжал сохранять свою довольно широкую автономию, и даже вторжение монголо-татар не смогло коренным образом изменить эту традицию. В пятнадцатом веке вместо одного посадника избирали шестерых, каждый из которых ведал определенными направлениями городского хозяйства, а также главный посадник, который занимался координацией и работой всех подчиненных, по сути, говоря современным языком, это была мэрия со всеми вытекающими полномочиями. Все меняется с постепенным возвышением объединительная политика, проводимая его князьями, не могла обойти этот форпост средневековой вольности. К концу этого века вольность Новгорода была сокрушена Иваном III, который не желал иметь в своем государстве самоуправляющуюся единицу, последняя посадница Марфа Борецкая была вместе с вечевым колоколом увезена в Москву, и с этого периода должность посадника была упразднена.

Новые исторические реалии

Что касается остальных городов, то там посадники были назначаемы центральной властью и сколь-нибудь значимой автономией в ведении дел не обладали. Обязанности посадника не были очень велики, в частности, к ним относились в первую очередь исправное обеспечение поступления налогов, суд и расправа над местным населением, соблюдение правопорядка на порученной им территории, защита города и его благоустройство. Вот кто такой посадник в Древней Руси. Однако стоит отметить, что употребление этого термина наиболее применимо именно в отношении Новгорода и его земель, в частности Пскова. С укреплением центральной власти эта должность была ликвидирована по всей территории России, на смену ей пришли воеводы и наместники.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Так уважительно называли этот северный город все восточные славяне. Первые новгородцы выбрали место для поселения очень удачно - уже через несколько десятилетий небольшое поселение становится оживленным перекрестком торговых путей. Чем примечательна история древнего Новгорода, как образовался этот город, и почему, в конце концов, потерял свое значение? Попробуем разобраться.

Взгляд в прошлое

Чем руководствуются историки, изучая прошлое такого образования, как Новгород? Древний город возник не на пустом месте - и до этого на сырых протоках Ладоги возникали и исчезали безымянные деревушки, различные городки и местечки. Историки принимают во внимание и архитектурные раскопки, и анализ фольклорных произведений. Вся информация, собранная по крохам, становится основанием для рождения исторических гипотез.

Так возник и Новгород. Древний город был упомянут в летописях, датируемых 859 годом. Возникновение населенного пункта связывают с именем который пришел с северных земель управлять восточными территориями. Поначалу Рюрик даже сделал Новгород своей столицей. Но после, взяв Киев, оставил за Новгородом звание пограничного пункта - крепости, стоявшей на страже границ северных земель.

Происхождение названия

Древний Новгород не всегда был древним. Само название этого населенного пункта говорит о том, что он создавался при уже существующем городе. По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом - Новгородом.

Другая гипотеза указывает на наличие еще одного, более давнего населенного пункта. Такое поселение нашлось на холме, расположенном совсем неподалеку от того места, где сейчас стоит Новгород. Древний холм называется Городищем. Раскопки показали, что на территории холма существовали компактные поселения (возможно, местной знати и языческих жрецов). Но ни одна, ни другая гипотеза не может дать ответы на многочисленные вопросы, накопившиеся за тысячелетнюю историю существования этого города.

Первые века

В первое время древний Новгород был небольшим деревянным поселком. Из-за частых наводнений жители строили свои дома на некотором расстоянии от озера, вдоль берега реки. Позднее появились «пробойные» улицы, соединявшие различные участки города. Первый кремль Новгорода был ничем не примечательным деревянным сооружением. Такие небольшие крепости на Руси назывались детинцами из-за небольших размеров и кажущейся прочности.

Детинец занимал всю северо-западную часть поселка. Этим достопримечательности древнего Новгорода и ограничивались. Противоположный берег занимали хоромы князя и избы богатого Словенского поселка.

Первые походы

Какими бы малыми ни казались нам сведения, почерпнутые из летописей, по ним все-таки можно сложить историю Новгорода. Например, в хрониках конца 9-го века говорится о походе на Киев. Результатом этого стало объединение двух славянских племен - полян и ильменских славян. В летописях Х века говорится, что новгородцы были данниками варягов и платили им 300 гривен в год. Позднее Новгород стал подчиняться Киеву, и княгиня Ольга сама установила размер дани с Новгородской земли. Хроники рассказывают о большом размере дани, которая могла быть собрана лишь с богатого и процветающего населенного пункта.

Расширение новгородских земель

Невозможно рассказать про древний Новгород, не упоминая при этом особенностей его внешней и внутренней политики. Новгородские земли постоянно прирастали новыми территориями - в период наибольшего расцвета влияние этого города простиралось от берегов Северного Ледовитого океана до Торжка. Часть земель была захвачена в результате военных операций. Например, поход против племени чудь, проживавшем на севере современной Эстонии, принес богатую дань в казну города, а в исконных чудских землях появился славянский Юрьев, основанный Ярославом Мудрым.

Грамота, переданная кн. Святославу Ольговичу, перечисляла несколько небольших погостов, расположенных далеко на севере, но если они упомянуты в переписи, значит, дань князю поступала и оттуда. В течение нескольких столетий территории новгородских земель прирастали и мирным путем - русские земледельцы в поисках плодородных земель немало поспособствовали мирной колонизации неславянских племен.

Территориальное разделение земель

Такая большая территория нуждалась в администрировании, поэтому она была поделена на пять районов (пятин), руководил которыми древний Новгород. Пятины располагались так:

  • Обонежская пятина - простиралась к берегам Белого моря.
  • Водская пятина - занимала часть современной Карелии.
  • Шелонская пятина - район южнее и юго-западнее Новгорода.
  • Деревская пятина - простиралась к юго-востоку.
  • Бежецкая пятина - единственная, границы которой не соприкасались с городской чертой, эта пятина располагалась между территориями Деревской и Обонежской пятин.

Население пятин занималось в основном обработкой земли, охотой, рыболовством. Управляли пятинами представители, посылаемые из Новгорода должностными лицами. Более отдаленные земли ежегодно навещали сборщики дани, которые доходили даже до мест проживания племен манси и ханты - далеко на северо-востоке. Дань уплачивалась в основном мехами, которые затем успешно продавались в Европу. Благодаря пушным податям и активной торговле в короткие сроки Новгород древний стал одним из самых богатых городов Киевской Руси.

Управление городом

Новгород, древний город русских земель, имел уникальную для средневековья форму управления - республику. На протяжении IX-XI веков новгородские земли ничем не отличались от прочих владений Киевской Руси. Но в XII веке основной формой управления становится городское вече. Кто управлял древним городом? Как Новгород превратился в республику?

Ответ можно поискать в грамотах начала XII века. В списках 1130 года мы находим стандартные распоряжения князя Мстислава своему сыну Всеволоду. Все правильно - в княжеских землях так и должно быть. Но вот в грамоте 1180 года князь Изяслав испрашивает у Новгорода отвести землю ближайшему монастырю. Как видно, в конце XII века князья вовсе не были полноправными владыками, и должны были испрашивать разрешения у городских властей.

Поворотной точкой стало Новгородское восстание 1136 года. В этот период восставшие арестовали князя Мстислава вместе с его семьей и шесть недель держали в плену, после чего разрешили покинуть древний Новгород. Кратко об этом периоде можно сказать так: славянское вече возродилось и превратилось в мощный законодательный орган. Появились первые выборные должности - посадники, которые проводили независимую политику. Такая форма правления успешно просуществовала в новгородских землях более трехсот лет. Лишь после кровопролитного присоединения новгородских земель к московскому вольнице пришел конец.

Посадники управляли городом?

Существует мнение, что древним Новгородом управляли посадники. Да или нет? На данный вопрос нет определенного ответа. Формально посадники управляли работой вече, созывали и распускали городской совет. В их руках находились ключи от арсенала и городской казны. Они регулировали работу вече и утверждали принятые там решения.

Так древним Новгородом управляли посадники? Да или нет? Подойдем к проблеме с другой стороны. Форма принятия решений в те времена отличалась от принятой в современном мире. Решения на вече принимались не простым большинством голосом, а в пользу тех, кто громче всех кричал. Таких крикунов хитрые посадники нанимали в своих районах и продвигали на вече, с тем чтобы принять нужные законоположения. Можно сказать, что формально Новгородом руководили все жители. Но фактически власть была в руках выборных посадников.

Князья в Новгороде

Князья в Новгороде не имели никаких прав. Лишь в военное время по указу вече могли пригласить их командовать обороной города. Наемным князьям было запрещено владеть собственными землями и принимать участие в управлении городом. Они с семьями и домочадцами селились в Городище - там для них были обустроены специальные хоромы.

Зато князья были единственными, кто управлял древним Новгородом во время войны. Специальное вече рассматривало кандидатуры соседних князей и принимало решение, кого же из них звать на подмогу. Выбранного селили в Городище, давали в руки все полномочия, собирали под его руководством городское ополчение. А после ликвидации военной угрозы его просто изгоняли, как говорится в древних летописях, указывали ему путь. При этом от всех князей новгородцы добивались твердого соблюдения пунктов договора:

  • не вмешиваться во внутреннюю жизнь новгородских земель;
  • довольствоваться сбором дани;
  • руководить военными действиями.

Те князья, что не соблюдали условия, бывали попросту изгнаны из новгородских владений. Исключением, пожалуй, стало лишь княжение Александра Невского. Твердая рука и жесткая политика в сочетании с нависшей опасностью временно примирили новгородцев с княжескими порядками. Он был единственным, кто управлял древним Новгородом как князь и правитель. Но, после того как Невский принял великокняжеский престол, новгородцы не запросили к себе ни родственников князя, ни его наместников.

Новгород военный

Многие столетия независимости Новгорода обязывали его вести вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной целью военной экспансии было расширение границ позднее речь шла о том, чтобы сохранить существующие границы и защитить суверенность государства. Для выполнения этих задач новгородцам приходилось принимать иностранные делегации, вступать в политические союзы и разрывать их, нанимать дружины и армии и проводить мобилизацию среди местного населения.

Костяк новгородской армии составляло ополчение. В него входили крестьяне, ремесленники, бояре и вольнонаемные. Не имели права быть в ополчении рабы и представители духовенства. Элиту войска составляла дружина приглашенного князя, а командовал военной операцией сам князь, выбранный решением вече.

Основными защитными доспехами новгородцев были щит, кольчуга и меч. Многие из образцов данного вооружения были обнаружены при позднейших раскопках, а лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях и на фото древнего Новгорода.

Для головы использовались разнообразные металлические шлемы. Для нападения использовались сабли и рогатины, в рукопашном бою применялись кистени и булавы. Для дальнего боя активно использовались луки и арбалеты. Арбалеты уступали в скорострельности, зато тяжелые наконечники таких стрел могли пробить любую, даже самую прочную броню противника.

Культура древнего Новгорода, традиции выбора

Концепция православного христианства стала фундаментом для моральной, нравственной и идеологической жизни новгородского общества. Храмы древнего Новгорода собирали массу людей и управлялись епископами. Должность епископа, как и должность посадника, в Новгороде была выборной. Процедурой избрания духовного пастыря также занималось вече.

Интересно, что даже в такие далекие времена существовала процедура выбора светских и духовных правителей. На месте вечевых собраний оглашались имена трех претендентов, они наносились на пергамент и запечатывались посадником. Потом новгородцы выходили под стены Софиевского храма, где честь вытянуть жребий доставалась слепцу или ребенку. Выбранный вариант немедленно оглашался, и избранный епископ принимал поздравления.

В XI веке процедура несколько изменилась. Стало считаться, что выигрывает не тот, кто уходит, а тот, кто остается и становится владыкой. Протопоп Софийского собора брал жребии, зачитывал имена, а имя победителя оглашалось в самом конце. В подавляющем большинстве случаев владыками епископами и архиепископами Новгородских храмов становились настоятели близлежащих монастырей и представители белого духовенства.

Но бывали и случаи, когда избранный не имел даже духовного сана. Так, в 1139 году эту высокую должность занял приходской ключник Алексий, выбранный за праведность и богобоязненность. Авторитет архиепископов был очень велик среди новгородцев. Не единожды они предотвращали междоусобицы, мирили поссорившихся, благословляли на войну. Без благословления владыки не признавались ни хозяйственные, ни военные договора правителей Новгорода с заезжими князьями и представителями иностранных государств.

Архитектура древнего Новгорода

Искусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Поначалу епископы и архиепископы, которым посчастливилось занять верховные должности в не жалели денег на храмы и соборы древнего Новгорода. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.

К сожалению, немногие шедевры деревянного зодчества дожили до наших дней. Ранние храмы Новгорода во многом копируют известные киевские христианские святыни, но уже на заре нового тысячелетия в очертаниях соборов проявляются специфические новгородские черты. Например, Софийский собор древнего Новгорода был скопирован с аналогичного храма в стольном Киеве.

Его стены венчают тяжелые, свинцовые купола, и лишь самый высокий из них, пятый, сверкает позолотой. Первоначально новгородский храм Св. Софии был сделан из дерева, как и все архитектурные сооружения того времени. Но первоначальное здание, отстояв около пятидесяти лет, дотла сгорело в большом пожаре.

Сын Ярослава Мудрого, задумал возвести новый, каменный собор, похожий на знаменитый киевский храм. Для этого князю пришлось вызывать каменщиков и зодчих из Киева - в Новгороде не нашлось строителей, умеющих работать с камнем. Собор пользовался большой популярностью у новгородцев и жителей пятин - во время великих праздников его стен не было видно из-за большого скопления народа. В храме хранилась городская казна, а стены этого здания скрывали в себе немало тайников с сокровищами. Возможно, некоторые из них остались не обнаруженными и по сей день.

Во второй половине XII века заказчиками храмов и сооружений выступает уже не церковь, а богатые приказчики и бояре. Другие известные образцы новгородского зодчества - храм Петра и Павла в Кожевниках, храм Спаса-Преображения на Ильине, церковь Федора Стратилата на Ручью - выстроены на боярские пожертвования. Не скупились бояре и на внутреннее убранство храма - все богослужения проводилось с использованием золотых и серебряных сосудов. Стены храмов были украшены яркими фресками местных художников, а новгородские иконы, написанные в то время, не перестают удивлять и сегодня.

Современные достопримечательности Новгорода

Туристы нашего времени смогут найти в современном Новгороде немало памятников истории этого города. В списке обязательных достопримечательностей - знаменитый детинец, неоднократно сожженный дотла и заново возродившийся в 13-м веке, только уже в каменном виде. Церковь Параскевы Пятницы и привлекают посетителей своими удивительными фресками и иконами, яркость красок которых не тускнеет и сегодня. Для желающих погрузиться в эпоху древнего Новгорода существует экскурсия на Троицкий археологический раскоп - именно там можно пройтись улицами X века, увидеть множество свидетельств этого давнего времени.

Итоги

Вплоть до XV века Новгород вел вполне самодостаточное суверенное существование, принимая и навязывая собственную политику соседним государствам. Влияние Новгорода распространялось далеко за официальные границы этого княжества. Богатство его граждан и успешные торговые связи привлекали внимание всех соседних государств. Новгородцам приходилось часто отстаивать собственную независимость, отражая натиск шведов, ливонцев, немецких рыцарей и своих неуемных соседей - Московского и Суздальского княжеств.

С богатым Великим Княжеством Литовским Новгород предпочитал торговать, а не воевать, торговые связи двух стран имеют давнее происхождение. Историки уверены, что именно с юга в новгородские земли пришла система образования, позволяющая каждому свободному мужу читать и писать. Исследователи находят множество берестяных грамот с бытовыми или обучающими текстами именно в новгородских землях - возможно, другие княжества, оставшиеся после распада Киевской Руси, не придавали большого значения уровню грамотности собственных жителей.

К сожалению, сильное и богатое государство не выдержало экзамена временем. Агрессивная политика насильственного присоединения русских земель сыграла свою роль. Новгород не смог устоять перед натиском сил Ивана Грозного, и в 1478 году был включен в состав Московского княжества. Богатая культура и традиции постепенно приходили в упадок, центр культур и ремесел сдвинулся в восточном направлении, и Новгород в конце концов стал обычным провинциальным городом.

Каждое русское княжество киевского периода представляло собой, по политической сущности, комбинацию города‑государства и княжеской системы управления. В большинстве случаев власть князя, распространявшаяся на город, постепенно стала ведущей. В Новгороде, однако, исторический процесс шел в противоположном направлении, и роль князя там со временем свелась к функциям посредника и мирового судьи, привлекаемого городом . Если история о «призвании варягов» заслуживает доверия, то роль, которую новгородцы первоначально предназначали Рюрику, носила именно такой характер. Однако, как он, так и его ближайшие преемники явно перешли предназначенные им рамки. На какое‑то время Новгород оказался подчиненным княжеской власти.

С перемещением княжеского престола в Киев положение Новгорода еще более ухудшилось. Новгородцы, конечно же, возражали против господствующего положения Киева, отсюда возникло их стремление помогать Ярославу вести войну против его брата Святополка. Помощь новгородцев была неоценимой для Ярослава, и после победы он должен был вознаградить их, даровав им целый ряд грамот, одна из которых представляется первоначальной версией «Русской Правды». Примечательно, что уже в самой первой статье этого кодекса провозглашается равенство славян (т.е, новгородцев) и русских (т.е. киевлян).

После смерти Ярослава стало обычным для киевского князя, как главы русского государства, назначать старшего сына своим наместником в Новгород. Поскольку этот город был связан грамотой Ярослава, новгородцы сначала не возражали против такого назначения. Позднее, однако, с упадком авторитета киевского князя и усилением соперничества между разными ветвями дома Рюрика, новгородцы оказались в том положении, когда они могли делать выбор между несколькими кандидатами на княжение, и они знали, как воспользоваться таким удачным случаем.

В 1095 г. возник раздор между новгородцами и их князем Давидом, сыном Святослава, в результате чего Давид на время покинул город. Новгородцы запретили ему возвращаться, и сами пригласили на его место другого князя из Ростова. Семь лет спустя, когда князь Святополк II Киевский заявил о своем намерении посадить сына на новгородский стол, к нему явились новгородские посланники с резким сообщением: «Нас послали к тебе, о князь, с точным наказом, что нашему городу не нужен ни ты, ни твой сын. Если у твоего сына две головы, то пусть приходит» . В 1136 г., как мы знаем (см. Гл. IV, 7), новгородское вече предприняло решительный шаг к отстаиванию суверенных прав города: и князь, и его новгородская свита были лишены права владеть земельными наделами в границах новгородского государства.

К середине двенадцатого века должность новгородского князя фактически стала выборной, а в 1196 г. привилегия новгородцев избирать себе князя по собственной воле была признана Собором русских князей на том условии, что кандидаты будут отбираться только из числа членов дома Рюрика.

Четыре года спустя, однако, после сурового поражения, нанесенного им князем Всеволодом III Суздальским, новгородцы, обращаясь к нему «господин великий князь», просили его прислать своего сына в качестве князя, и, если доверять утверждению суздальского летописца, даже согласились признать Новгород его «отчиной и дединой». Во всяком случае, с того времени большинство новгородских князей избиралось из числа наследников Всеволода. Этот факт, однако, характеризует независимость новгородских прав, которые к тому времени были прочно закреплены, и в 1211 г. Всеволод сам подтвердил старые свободы новгородцев.

Каждый новый избранник, вступающий на княжеский престол, должен был подписывать особый договор с городом Новгородом. К сожалению, от киевского периода не сохранилось ни одного экземпляра подобного соглашения; самый ранний из известных текстов относится к 1265 г. Однако из летописных свидетельств киевского периода можно восстановить, по крайней мере, четыре важных пункта типичного договора. Один – это запрет (с 1136 г. и далее) на владение земельными наделами в новгородском государстве, наложенный на князя и его свиту. Вторым важным пунктом являлась свобода новгородцев избирать городских должностных лиц без вмешательства со стороны князя (что подтверждено Всеволодом III в 1211 г.). С этим связано и третье положение: у князи не было права увольнять городских должностных лиц без решения веча или судебного разбирательства. Согласно летописям, в 1218 г. князь Святослав объявил на собрании веча, что он решил освободить от должности городского главу Твердислава. Его тут же спросили, какие обвинения он выдвигает против главы. Князь мог только сказать, что тот не нравится ему. Тогда вече вынесло решение, что если на главе нет никакой вины, то его нельзя сместить. И он остался. Четвертый пункт гарантировал вече функции высшего судебного органа; по словам Всеволода III, новгородцы вольны были наказывать преступников.

Государственный суверенитет Новгорода зависел от города, а не от князя. О городе говорили, как о «Господине Великом Новгороде». Высшим органом, через который осуществлялся суверенитет, было вече. У него была своя канцелярия, расположенная в городской «избе», и собственная печать.

Как и в Киеве, в Новгороде вече собиралось либо на площади перед княжеским дворцом («Ярославово подворье»), либо – перед собором Св. Софии. На вече созывали звоном городского колокола, который поэтому и стал символом новгородских свобод. После захвата города великим князем Московским в конце пятнадцатого века, его первым же распоряжением был приказ убрать вечевой колокол.

Вече сочетало в себе верховную исполнительную, законодательную и судебную власть. Фактически, только главные проблемы исполнительной власти выдвигались на рассмотрение веча, а текущими вопросами управления занимались князь и городской глава. Точно так же, судам давались широкие полномочия для исполнения их текущих дел, а вече действовало как верховный суд только в наиболее серьезных случаях, таких как суд над князем или высокопоставленным городским должностным лицом. Поэтому, вообще говоря, вече было, главным образом, законодательным учреждением.

Как и в других русских городах этого периода, новгородский гражданин имел право голоса на собраниях веча, и – как и повсюду – для принятия всех решений веча требовалось единогласное одобрение. Чтобы избежать возобновления яростных столкновений между двумя партиями, когда не было подавляющего большинства, в Новгороде появился особый совет, главной задачей которого была подготовка документов для рассмотрения на вече. Этот совет собирался под председательством архиепископа и состоял из трехсот членов, а именно: заместителя князя, высших городских должностных лиц и бояр. Немецкие купцы называли этот совет Herrenrath («совет господ»). По‑русски он назывался «Господа» .

Со строго юридической точки зрения, это учреждение не было высшей палатой, поскольку полномочия веча были неделимы, а только комиссией городского собрания. В практических целях «Господа» оказывали смягчающее воздействие, как это свойственно верхней палате, но их пожелания всегда могли быть отклонены вечем. Политическое устройство новгородского государства можно охарактеризовать как демократию, до определенных пределов ограниченную интересами высших классов – de facto, если не de jure. Кроме того, не следует забывать, что отдельные категории населения, такие как смерды и, конечно, рабы, были полностью лишены избирательных прав.

Двумя главными городскими должностными лицами являлись посадник и тысяцкий. Оба они избирались на вече на короткий срок, точно не установленный, и могли быть переизбраны. Следует заметить, что любой прежний посадник, даже если он не был переизбран, считался значительным лицом и продолжал принимать некоторое участие в управлении новгородскими делами. Все входили в состав «Господ». Уже было показано, что с начала двенадцатого до середины тринадцатого века пять поколений одной и той же семьи удерживали, с некоторыми интервалами, должность посадника в Новгороде. В начале двенадцатого века этот пост занимал некто Журята. С 1126 по 1134 г. эта должность была у его сына Мирослава, с 1137 по 1175 г. – у сына последнего Якуна, с 1211 по 1219 г. – у сына Якуна Димитрия и на протяжении нескольких лет после 1220 г. – у сына Димитрия Иванко .

Обязанности посадника заключались, главным образом, в руководстве городской администрацией. Он также был главным судьей в тяжбах по поводу земли. Что касается тысяцкого, то он являлся командиром городского народного ополчения и главным судьей в коммерческих тяжбах.

Город Новгород можно было бы назвать содружеством, состоящим из пяти автономных общин, каждая из которых находилась в одном из пяти «концов», на которые город был поделен. Эти «концы» назывались следующим образом: Словенский, Плотницкий, Загородский, Гончарский и Наревский. Община каждого «конца» выбирала своего собственного главу, известного как староста; каждый «конец», в свою очередь, составляли «улицы», а те состояли из «рядов». Новгород был, однако, не просто городом; он являлся метрополией государства и распоряжался обширной территорией, простирающейся от Финского залива до Урала и от озера Ильмень до Белого моря и Северного Ледовитого океана. За исключением зерна, эти земли были богаты природными ресурсами и могли обеспечивать купцов метрополии многими видами товаров для внешней торговли.

Сама метрополия была выгодно расположена с коммерческой точки зрения. Младшим партнером в новгородской торговле был город Псков, добившийся независимости в монгольский период. В киевский период Псков считался лишь находящимся в зависимости пригородом. Как и любой другой новгородский пригород, Псков имел местное самоуправление под надзором посадника, назначавшегося новгородским вечем. Жителям Пскова давалось новгородское гражданство. Фактически, как это было свойственно тому периоду, им было трудно участвовать в собраниях столичного веча, и лишь немногим из них это удавалось.

Население других пригородов Новгорода находилось в том же положении. В сельских районах было немного людей, имевших новгородское гражданство, и даже те, кто имел, особенно, жившие в отдаленных местах, обычно не могли воспользоваться своим правом голоса. Таким образом, практически, люди Новгорода управляли не только самим городом, но и всей новгородской державой. В Новгороде, как и в Риме периода республики, сам город был государством.

Что касается административного деления, то территория новгородского государства была разделена на две отчетливо выделяющиеся части. Его западная часть, наиболее близко расположенная к столице, состояла из пяти волостей, которые в более поздний период стали называться пятинами (от слова «пять»). Северная и восточная земли государства, состоявшие из обширных и редко населенных территорий, где жило много коренных племен лапландского и финно‑угорского происхождения, были новгородскими колониями.

Пятичастная организация новгородских областей не случайна. Каждая из пяти областей была приписана к одному из концов, а именно: Бежецкая – к Словенскому, Обонежская – к Плотницкому, Шелонская – к Загородскому, Деревская – к Гончарскому и Водская – к Наревскому. Среди обязанностей населения каждой пятины был ремонт уличных мостовых в том конце, к которому эта пятина относилась. Для этого дела либо набирались рабочие (как, видимо, и было с самого начала), либо собирались деньги.

Северная и восточная земли, подчиненные Новгороду, состояли из нескольких поселений, из которых наиболее богатой и важной была Двинская земля к северу от города Вологды; она была известна также как Заволочье (т.е. территория за волоком, по которому можно было добраться до реки Северной Двины). Эта колониальная часть новгородской державы управлялась не концами, а всем городом Новгородом через наместников и других представителей власти, назначавшихся князем по согласованию с посадником. Этим должностным лицам оказывали помощь в исполнении их обязанностей сотники, представлявшее местное русское население, и племенные вожди местных народностей.

Иногда бывало, что население колоний выказывало возмущение по поводу безжалостной эксплуатации его богатств метрополией, а также деспотического поведения представителей новгородских властей. Во второй половине двенадцатого века колониальный город Хлынов (известный позднее как Вятка; сейчас – Киров) отделился от Новгорода. Противостояние в Двинской земле сдерживалось до конца четырнадцатого века.

Новгород был не единственным городом‑государством на Руси в тот период. Согласно Нарбутту, сыновья князя Всеслава Полоцкого (правил с 1044 по 1101 г.) навязали свое господство городу, который после их смерти стал республикой, управлявшейся вечем и боярской думой. К сожалению, Нарбутт не указывает на источник своих сведений . В случае с Хлыновом точно известно, что после отделения от Новгорода он стал городом‑государством в своем праве. Он был организован как демократическая республика