Уволили с работы как пережить. Психологические правила увольнения работника

Увольнение - один из самых тяжелых опытов, с которым вы можете столкнуться в своей карьере. Как действующий коуч, я лично наблюдала шок, горе и тревогу, которые этому сопутствуют. Увольнение может вызвать беспомощность и неуверенность в себе в виде пугающей утраты контроля над ситуацией и голоса беспощадного внутреннего критика - особенно если ваши коллеги сохранили работу.

От вашего восприятия зависит, насколько успешно вы перейдете к следующему этапу своей карьеры и жизни. Хотя увольнение временно выбивает почву из-под ног, оно не разрушит карьеру, если вы поймете, как контролировать свое отношение к случившемуся.

Работая с топ-менеджерами, пережившими увольнение, я наблюдала, как некоторые из них берут себя в руки, двигаются вперед и наконец преуспевают, а другие застревают в круговороте гнева и самообвинений. Деструктивные шаблоны мышления удерживают их в болоте неудач, делают неспособными вновь обрести почву под ногами и определиться с дальнейшим. Ниже я предлагаю три способа, которые позволят утихомирить внутреннего критика, повысить стрессоустойчивость и остаться в продуктивном состоянии после увольнения.

Сохраняйте позитивный настрой. Чтобы оправиться после неудачи, перестаньте бесконечно прокручивать в голове одно и то же. Это скорее прибавляет проблем, чем помогает их решению. Образ мыслей влияет на восстановление после увольнения. Приведу в пример истории двух 50-летних мужчин, с которыми я работала. Назовем их Оуэн и Боб.

Оуэн тяжело воспринял известие о своем увольнении, хотя оно было результатом слияния организаций и не основывалось на результатах его работы. Он продолжал обвинять себя, недоумевая: «Как я мог не видеть, к чему все идет? Я не годен для науки и у меня никогда не появится другой работы в мои-то пятьдесят». Вместо обдумывания дальнейших планов Оуэн тратил время на самоистязание и беспорядочное просматривание вакансий, все больше и больше расстраиваясь. Когда Оуэн пришел ко мне на встречу спустя несколько месяцев после увольнения, он уже едва выбирался из постели по утрам. Он не мог избавиться от самокритики, постоянно винил себя за потерю работы, тогда как некоторые коллеги ее сохранили, - и в результате скатился в депрессию.

Боб тоже пережил увольнение, но действовал иначе. После первого шока от известия он обновил свое резюме и страницу на LinkedIn, чтобы показать, что он ищет работу, и стал планомерно налаживать связи со своей аудиторией. Несмотря на переживания из-за временной нетрудоустроенности, он постоянно напоминал себе: «У меня есть навыки в маркетинге, и сейчас подходящий случай, которым стоит воспользоваться, чтобы исследовать свои карьерные возможности». За несколько недель Боб нашел потенциальные варианты трудоустройства. Более тридцати его знакомых согласились посодействовать поиску работы.

Ключевая разница между историями Оуэна и Боба не в том, что один после увольнения чувствует себя лучше, чем другой. Первоначально оба были одинаково расстроены потерей работы. Но, в отличие от Оуэна Боб сосредоточился на контроле ситуации и не стал заниматься постоянной самокритикой.

Не давайте негативным мыслям взять верх. После увольнения совершенно нормально обнаружить себя в тисках гнева и самоуничижения, и эти чувства могут надолго поселиться в вашей голове. Отдавать себе отчет в сопровождающих увольнение чувствах важно, но также необходимо обращать внимание на то, что вы говорите себе, и определять, помогают ли или препятствуют ваши чувства достижению целей. Задавая вопросы своему внутреннему критику, вы можете остановить пагубный круговорот самообвинений, который сдерживает вас в движении вперед.

Вот несколько примеров распространенных негативных мыслей в парах с вопросами, которые вы можете задать себе, чтобы трезво смотреть в будущее.

Мысль: «Я мог бы делать больше и предотвратить увольнение».

Вопрос: «Какие есть основания полагать, что я мог предотвратить увольнение?»

Мысль: «Увольнение приведет к потере навыков или к каким-то другим недостаткам».

Вопрос: «Почему я уверен, что это приведет к ухудшению моих способностей?»

Мысль: «Мне не повезло оказаться в неправильном месте в неправильное время».

Вопрос: «Что могло сделать мою работу невостребованной?»

Мысль: «Это несчастье, от которого я никогда не смогу оправиться».

Вопрос: «Для исследования каких карьерных возможностей я сейчас свободен?»

Переключите внимание с недостатков на преимущества. Как правило, потеряв работу, вы пытаетесь выяснить, что сделали не так, и раздумываете над всевозможными просчетами. Концентрируясь на недостатках, вы, скорее всего, забудете или сведете к минимуму свои сильные стороны.

Чтобы заменить демотивирующий подход на более позитивный, охватите взглядом всю свою карьеру. Если вы только начинаете работать, вспомните ваш образовательный опыт на данный момент. Цель этого упражнения в том, чтобы узнать, какие профессиональные и личные неудачи вы уже пережили и с какими проблемами справились на пути к своему нынешнему положению. Вспомните, как вы страдали от другой сложной ситуации, которую в конечном счете преодолели.

Вспомнив об этом, задайте себе следующие вопросы.

  • Какие сильные качества вы использовали для решения своих проблем?
  • Что вы узнали о себе в процессе преодоления проблем?
  • Как вы можете использовать свои сильные стороны на этом переходном этапе своей карьеры?

В тренинге на стрессоустойчивость, разработанном психологами Университета Пенсильвании для американской армии, участники объединялись и выполняли тяжелые боевые задачи, используя выработанные командные навыки. После увольнения вы можете использовать тот же подход, оглядываясь на ситуации, в которых вы в прошлом проявили упорство.

При правильном настрое и активной постановке вопросов увольнение скорее дает возможность преуспеть, чем закончить провалом. Способность определить свой жизненный курс, выбрать угол зрения, под которым вы смотрите на ситуацию, и выработать осознанное отношение к своим преимуществам - лишь несколько из неожиданных плюсов, которые ждут вас после того, как вы справитесь с багажом из гнева и разочарования. Как сказал мой бывший клиент, приступая к новой работе: «Знал бы я, оставшись без работы, что буду так счастлив год спустя».

Увольнение с работы - один самых сильных стрессов для человека. По накалу переживаний увольнение уступает только разводу и смерти близкого человека. Если над человеком нависла угроза сокращения, то уровень стресса в этом случае резко возрастает. Возрастает уровень напряжения, тревоги. Люди жадно ловят всевозможную информацию, которая в отсутствие достоверных фактов может искажаться. В коллективе начинают работать механизмы эскалации негативной информации. В этих условиях человек может поддаться всеобщей панике, падает производительность и качество работы, человек живет в ситуации неопределенности. В коллективе может возрастать напряженность и конфликтность, обостряются старые обиды и конкуренция.

Какие ошибки может совершить человек в этой ситуации?

  • Во-первых, поддаться всеобщей панике и напряженности.
  • Во-вторых, на фоне напряжения снизить производительность и качество труда.
  • В-третьих, поругаться с коллегами.
  • В-четвертых, бездумно начать поиски новой работы или уволиться.

Что делать, чтобы не поддаваться панике и тревоге?

Важно сохранять контроль над ситуацией и трезво оценивать слухи, витающие в организации и конкретные действия руководства. Мрачных мыслей можно избежать, если в большей степени концентрироваться на работе и на своих ресурсах.

  • Важно спокойно, достойно и честно поговорить с руководством. Выяснить реальную картину по своему отделу (производству). Можно поинтересоваться, есть ли у руководства критерии, в соответствии с которыми могут сокращать сотрудников.
  • Пересмотрите свои профессиональные умения и навыки. Усиленная напоказ работа не пройдет (если до этого вы не проявляли героизма на работе). Но лучше сосредоточиться на работе и как можно лучше ее выполнять.
  • Проявите творчество, подумайте, как вы можете помочь родной организации во время кризиса. Руководство ценит толковые предложения. Им тоже нужны союзники и люди, которые оптимистично смотрят на будущее.
  • Старайтесь соблюдать все поставленные цели и сроки работы. Этим вы продемонстрируете свою надежность, станете центром уверенности для других.
  • Имейте профессиональные планы, связанные с работой. Рассказывайте о своих результатах.

Что делать, если все-таки Вас сократили?

  • При увольнении временно падает самооценка ("я плохой специалист"), теряется контроль над своей жизнью. Возникает много возмущения, злости и других негативных чувств.
  • Необходимо собрать волю в кулак, как бы трудно это ни было. Во-первых, несмотря на свою злость на руководство, сотрудников ("более удачливых") расстаться нужно по-доброму. Не нужно высказывать все, что наболело, не стирать всю информацию с компьютера. Лучше привести дела в порядок, передать их назначенному человеку. В последний день попрощайтесь тепло с коллективом и начальником. Это сохранит о вас позитивные воспоминания. Попросите у руководителя рекомендации.
  • Безусловно, самый тяжелый период наступает после всех улаженных формальностей, сбора вещей и процедуры прощания с коллегами. Сниженная самооценка, негативные мысли о себе могут привести к депрессии. Если вас посещают подобные мысли, нужно сказать себе: "Стоп! Жизнь - это не только работа". Лучше подумать какие уроки вы можете вынести из этой ситуации.
  • После увольнения у человека появляется масса свободного времени. И вроде самое время расслабиться, отдохнуть. А этого не получается. Замкнутый круг. Расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать образовавшуюся в его жизни пустоту: из-за того, что нет работы, вы испытываете депрессию, а это, в свою очередь, не дает возможности найти работу. Такой путь ведет к неврозу. Чтобы этого избежать необходимо начинать поиск работы в тот же день как Вас уволили. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Нужно отнестись к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.
  • Во время поиска работы сохраняйте прежний режим дня. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Ухаживайте за собой.
  • Каждый день делайте что-нибудь для поиска работы: просматривайте сайты, звоните, отправляйте резюме, ходите на собеседования.
  • В свободное от поиска работы время займитесь собой: поправьте здоровье (если это необходимо), пересмотрите (наведите реестр) свои навыки и умения. Займитесь домашними делами, до которых не доходили руки.
  • Нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих. В этот период не нужно замыкаться в себе. Включайтесь в жизнь семьи, возьмите на себя обязанности, которые раньше выполнял другой человек, общайтесь, обсуждайте домашние проблемы.
  • Если вас приглашают в гости, то нужно обязательно идти. Во-первых, вы можете оповестить всех своих знакомых о том, что вы пребываете в поисках места трудовой деятельности. И вдруг вы встретите там нужно человека, который поможет с работой.
  • Определитесь с теми требованиями, которые вы предъявляете к новому месту работы - перспектива роста, интересная должность, зарплата, удаленность от дома. Однако, не пренебрегайте временной работой. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.
  • Старая китайская мудрость гласит: только большие проблемы дают большие возможности. Радуйтесь (как кощунственно это ни звучит) возникшей ситуации. И благодарите судьбу, что она посылает вам шанс.

Как помочь близкому человеку пережить трудную ситуацию?

  • Сами не впадайте в панику. Человек, уволенный с работы, может чувствовать вину. Наши сетования и переживания о том, как теперь мы будем жить, только подольют масла в огонь.
  • Будьте готовы его выслушать и помочь определиться с планом действий.
  • Наберитесь терпения - поиски работы не быстрый процесс. На это может уйти время.
  • Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь.
  • И главное - внушайте уверенность и сохраняйте веру в близкого человека. Он в этом нуждается.

В процессе поиска лучшей работы многие сталкивались с необходимостью смены места труда. Хорошо, если это произошло по обоюдному согласию сторон: работодателя и сотрудника. А как быть, если ваши планы не предусматривали покидать насиженное место в ближайшие пару лет? Увольнение – вещь не из приятных, поэтому часто сопровождается длительной цепочкой смены эмоциональных состояний.

Психологи отмечают, что человек, которого только что уволили или сократили, проходит несколько этапов после потери рабочего места.

Разумеется, первый из них – это обида. Всем нам свойственно это чувство. Вместе с переживаниями и мыслями о потраченных днях, энергии, а зачастую и здоровье, которое пришлось оставить за порогом фирмы, такой работник, разумеется, сожалеет о произошедшем и мысленно пытается найти ошибки в своих действиях.

Хорошо, если уволенный сотрудник направит свою обиду преимущественно на некомпетентность своего обидчика и будет подкреплять свои доводы незаслуженно нанесенным оскорблением. Гораздо печальнее будут последствия самобичевания и угрызений, которые могут привести к затяжному стрессу.

Эйфория

Следующий этап, который необходимо пройти нервной системе уволенного, — это эйфория от внезапной свободы.

Скованный рутинными рамками человек внезапно чувствует всю прелесть своего свободного положения. А поскольку он, во многом, жертва обстоятельств, то причин для расстройства становится все меньше и меньше. К тому же перед таким человеком вновь открывается весь рынок труда, и он готов к новым поискам.

Неподготовленность

И вот тут очень часто возникает проблема эмоциональной неподготовленности.

Уволенный сотрудник на подсознательном уровне пытается найти клон своей прежней фирмы, а когда встречает новые обязательства, которые требуют выполнения более усовершенствованной или дополнительной работы, то возникают сложности с привычкой к старому распорядку. Отсюда нежелание пробовать что-то новое для себя, а как следствие, долгий поиск и неудачные собеседования.

Разумеется, потраченные впустую время и нервы, упреки родных или вопросы друзей негативно сказываются на общем настрое и энтузиазме.

Апатия

Таким образом, наступает новый этап – это апатия.

Не хочется браться абсолютно ни за что. Хочется плыть по течению и сидеть безвылазно дома. Кто-то проходит этот этап довольно быстро, а некоторым приходится несколько лет ждать “пинка” от жизненных обстоятельств, когда поиск работы превращается не в хобби, а в острую необходимость.

Чтобы облегчить состояние уволенного человека, психологи рекомендуют поддерживать его, но делать это нужно грамотно.

Например, если вы узнали, что вашего друга или близкого человека недавно уволили, то лучше воздержаться от комментариев и вопросов, пока он сам не захочет поднять эту тему.

Психологическая поддержка

На стадии поиска работы ищущему необходима поддержка и поощрение. Так как любая новая деятельность будет его отпугивать, то не стоит проявлять пристального интереса к желанной новой должности, а также акцентировать внимание на минусах предложенной вакансии, чтобы не пошатнуть чувство уверенности у находящегося в поисках человека.

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007

Актуальная проблема для уходящих с работы сотрудников: как не расстраиваться, пережить увольнение и продолжать свой профессиональный и личностный рост. Чтобы подготовиться к окончанию трудовых отношений, нужно знать признаки грядущего увольнения, а чтобы после него прийти в себя, важно осознать свою ценность как работника.

Подготовка к уходу с работу

Нет ничего хуже внезапной потери работы. Вот список признаков, которые могут свидетельствовать о том, что человека хотят уволить:

  • подчиненному поручают меньше заданий;
  • начальство реже вызывает к себе (для критики, или обсуждения выполненной работы);
  • часть работы перепоручают кому-то другому.

Как правило, последней каплей для многих в этом деле становится тот момент, когда человек находит в Интернете свою должность в своей компании, на которую ищут сотрудника. Конечно, после такого большая часть начинает переживать о том, что скоро им придется попрощаться с рабочим местом.

Что делать, если грозит увольнение?

Если появились стойкие подозрения о том, что скоро начальник предложит уйти из компании, то пускаться во все тяжкие – идти и разбираться с руководителем, а также в сердцах высказывать все, что скопилось за время работы, не нужно.

Это лишь усугубит ситуацию, и подчиненный может лишиться рекомендательного письма, которое может оказаться важным при поиске нового места. Кроме того, директор может сомневаться насчет увольнения, а конфликт только подтолкнет его к этому.

Если человек подозревает, что скоро с ним расторгнут контракт, то лучше всего успокоиться, и начать искать работу. В большинстве случаев людям удается отыскать новое место даже раньше того момента, как им сообщит об увольнении их начальник, нужно только как можно раньше начать поиски.

Совет! Если появились догадки насчет скорого ухода с работы, то не следует в открытую искать вакансии, если на работе все устраивает, и человек не хочет покидать фирму. Если руководитель узнает, что подчиненный подыскивает другие варианты, то решит, что человек сам не против уволиться, и с большей вероятностью предложит написать заявление.

Кроме того, управляющий может расторгнуть договор с человеком по собственной инициативе только при наличии некоторых факторов.

При каких обстоятельствах начальник может сам остановить действие договора:

  • при наличии дисциплинарных нарушений (прогулы, опоздания и так далее);
  • если человек совершил хищение имущества;
  • при несоответствии квалификации занимаемой должности;
  • при сокращении.

Если директор хочет остановить трудовые отношения, но при этом отсутствует одно из вышеперечисленных обстоятельств, то человек может подать на него в суд.

Как найти новую работу?

Когда люди уволены, то некоторые из них думают, что сложно найти новое место, и становятся неуверенны в себе. Если с человеком расторгнули контракт, но он чувствует, что не справится, то можно посетить курсы повышения квалификации, или подыскать работу по знакомству. Если подчиненный ушел мирно, и у него хорошие отношения с коллегами и начальством, то можно узнать о тренингах и семинарах, которые проводятся в организации, из которой сотрудник был уволен.

Особенно тяжело преодолеть депрессию тем, кому 50 лет, или больше – многие считают, что из-за возраста невостребованны, и уже никогда не найдут себе работу. В этом случае имеет смысл не только сходить на курсы повышения квалификации, если есть возможность, но и к психотерапевту. Специалист поможет преодолеть этот период в жизни и убедить себя, что еще не все потеряно. Кроме того, отчаиваться не стоит еще и потому, что очень многим работодателям нужны опытные сотрудники.

В первую очередь после расторжения контракта не стоит сильно тратить свои нервы, и портить отношения с коллегами или бывшим начальником. Если директор незаконно расторгнул договор, то лучше обратиться в суд или трудовую инспекцию, чем тратить время на оскорбления.

Совет! Если руководитель предлагает новые вакансии, или написать рекомендательное письмо, не стоит отказываться, даже если отношения с управляющим были плохие. Лучше выжать все, что можно с прошлой работы, так как это поможет устроиться на новую.

Что нужно делать после увольнения? Самое главное – не нужно впадать в депрессию и считать, что началась черная полоса. Жизнь состоит не только из карьеры, но и из других, не менее важных составляющих – хобби, друзья, семья. Если появились комплексы и неуверенность в себе, лучше взять небольшой отдых на некоторое время, при сильной депрессии лучше сразу обращаться к психотерапевту. Эмоциональное состояние очень важно, так как человек, у которого упадок сил, с меньшей вероятностью найдет себе подходящее место.

Если уволенный подчиненный решил немного отдохнуть, то это не должно надолго затягиваться. Можно отдохнуть 2 недели, или месяц, но потом лучше уже начинать искать работу, так как некоторые навыки за долгий период могут потеряться.

Также не нужно соглашаться на первое место, которое предложат, если оно не устраивает сотрудника. В этом случае надо трезво смотреть на вещи – знать, чего хочется, и соотносить свои возможности – уровень подготовки, образования и так далее.

Стоит ли возвращаться, если зовут обратно?

Бывает так, что руководство зовет уволенного человека назад, но на такие предложения лучше не соглашаться. Практика показывает, что даже если у сотрудника были хорошие отношения с коллективом и руководством, он все равно начинает меньше доверять начальству после прошлого увольнения. Однако если у подчиненного на старой работе условия труда (и размер зарплаты) лучше и хорошие отношения с коллегами и директором, то можно вернуться в компанию.