Повторение. знаки препинания в сложном предложении

"в округе" (с ударением на "у") не то же самое, что в "в округе" с ударением на "о". Вопрос: словосочетание "в окрУге" является разговорным? Это наречие или существительное?

Большой толковый словарь

ОКРУ ГА, -и; ж. Разг. Окружа ющая, прилегающая к чему-л. местность; окрестность. Сбежаться со всей округи (о жителях, собаках и т.п.). Прославиться на всю округу (ирон.; везде).

Вопрос № 299328

<в продолжение вопроса № 299324> Да какой контекст? Вводные сочетания никак синтаксически не связаны с окружа ющим текстом, вокруг может быть что угодно, это никак не влияет. Ок, "По тому(,) что я знаю, исследование на эту тему никогда не проводилось". Или вставьте вместо этого любое другое утверждение

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед что нужна, она ставится перед придаточным предложением что я знаю .

Вопрос № 298667

Какое слово уместнее употребить: "Естественно, это произвело на окружа ющих сильное впечатление..." или "Разумеется, это произвело на окружа ющих сильное впечатление..."?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 298610

Здравствуйте! Нужна ли запятая между частями сложного предложения? Почему вас окружа ют плохие люди, и как сделать их добрыми.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится.

Вопрос № 297645

"Помимо этого, Вы заново услышите всех окружа ющих Вас людей, даже тех, кого Вы знаете многие годы, и откроете их с новой стороны." - Нужна ли запятая после "многие годы"? Почему? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены верно. Запятая после слова годы закрывает придаточное предложение.

Вопрос № 296812

Здравствуйте. Подскажите, окружа Ет или окружа Ют? "Нас окружа ет сто тысяч приятных мелочей и возможностей!"

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.

Вопрос № 295784

Добрый вечер! Помогите, пожалуйста, найти грамматическую основу в предложении: "В нём не было сочувствия к окружа ющим."

Ответ справочной службы русского языка

Главный член односоставного предложения - "не было сочувствия".

Вопрос № 293901

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, в деловом письме фраза "Перезагружа йте устройство и пользуйтесь" является ли норной? Или лучше употреблять фразу "Рекомендую Вам перезагрузить..."?

Ответ справочной службы русского языка

Можно так: Необходимо перезагрузить устройство, после чего можно пользоваться...

Вопрос № 293718

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно оформить прямую речь в цитате. Например: «Когда девочка пришла в себя, я не сдержала слёз. Плакала от радости, – рассказывает Алтынай Рамбаева, не скрывая волнения. – Я всё время повторяла: живи, живи! Было страшно! Но я сделала всё, что смогла, Бог дал мне возможность спасти ребёнка». Как в данном контексте нужно оформить фразу "живи, живи", в кавычках или нет?! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предложенный Вами вариант вполне возможен, даже предпочтителен, чтобы не перегружа ть текст кавычками. Пунктуация верна.

Вопрос № 293686

Здравствуйте! Очень-очень СРОЧНО нужен ответ на вопрос! Правильно ли оформлен список (а именно предлог, предшествующий списку): Учащиеся должны иметь представления о(об): -многообразии звуков окружа ющего мира; -природных и механических звуках; -особенностях, выразительных и изобразительных возможностях музыкального звука. Дело в том, что в сети много споров по этому вопросу. Где-то написано, что предлог должен быть только в начале первого пункта списка, кто-то - в начале каждого пункта списка, а мне больше нравится "висячий" предлог. Будет ошибкой оставить его после обобщающего слова?

Ответ справочной службы русского языка

Висячий предлог оставлять нежелательно, лучше повторить его у каждой рубрики.

Вопрос № 293114

Добрый день! Меня уже который день мучает вопрос. Каков способ образования слова "полоскать (белье)"? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке глагол полоскать (промывать после стирки, мытья, погружа я в чистую воду) является непроизводным, то есть он ни от чего не образуется. Исторически, по предположениям этимологов, полоскать восходит к древнему звукоподражательному слову, звучавшему примерно ка к «пол». Р усскому слову полоскать с полногласным сочетанием оло соответствует церковнославянское пласкати с неполногласным ла (ср. подобные пары: золото – злато , волосы – власы ).

Вопрос № 293061

Здравствуйте. Словарь имён собственных пишет в кавычках и не склоняет Гринпис, жен. рода: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BF%D0%B8%D1%81&all=x «Гринпис», нескл., ж. (междунар. орг-ция защитников окружа ющей среды). Орфографич. словарь РАН пишет без кавычек и склоняет - Гринписа, то есть это уже мужской род. Так склонять или не склонять Гринпис, какого рода теперь это слово?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 292477

Помогите, пожалуйста! "Загрязнение окружа ющей среды" – здесь слово "загрянение" - не существительное, а что?

Ответ справочной службы русского языка

Это существительное.

Вопрос № 292244

Уважаемые эксперты! Разрешите наш спор. В предложении "Меня окружа ют люди, общаясь с которыми я расту" нужно ли ставить запятую после слова "которыми"? Дайте точную наводку на правило, а то у меня не хватает аргументов человека, не учившего правила, но понимающего логику языка.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который . Запятая после которыми не нужна.

Вопрос № 291832

Добрый день! Просьба проверить расстановку знаков препинания: Многие компании могут не знать(,) куда идет(,) отгружа емая ими продукция. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Многие компании могут не знать, куда идет отгружа емая ими продукция.

Тренировочные упражнения для выполнения задания №19 ЕГЭ по русскому языку

Блок 1.

    Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

    К ним (часам) все так при­вык­ли (1) что (2) если бы они про­па­ли (3) как-ни­будь чудом со стены (4) груст­но было бы, слов­но умер род­ной голос и ничем пу­сто­го места не за­ткнешь. (Бул­га­ков)

    2. После того как про­зву­чал тре­тий зво­нок (1) за­на­вес дрог­нул и мед­лен­но по­полз вверх (2) и (3) как толь­ко пуб­ли­ка уви­де­ла сво­е­го лю­бим­ца (4) стены те­ат­ра бук­валь­но за­дро­жа­ли от ру­ко­плес­ка­ний и вос­тор­жен­ных кри­ков.

    3.Пер­вое (1) что мы уви­де­ли подле дома (2) был строй­ный обе­лиск чёрного мра­мо­ра (3) и (4) когда я про­чи­тал над­пись на дру­гой сто­ро­не цо­ко­ля (5) то стало по­нят­но (6) что обе­лиск уста­нов­лен к сто­ле­тию со дня рож­де­ния Лер­мон­то­ва.

    4.При­бли­жа­лась огром­ная туча (1) за ко­то­рой тя­ну­лась пе­ле­на дождя (2) и (3) когда всё небо за­тя­ну­ло плот­ной за­ве­сой (4) то по земле за­сту­ча­ли боль­шие капли.

    Я про­сто не готов к тому (1) чтобы про­стить­ся со своим увле­че­ни­ем жи­во­пи­сью (2) и (3) если мне суж­де­но когда-то стать на­сто­я­щим ху­дож­ни­ком (4) я им все­не­пре­мен­но стану.

    Я иду вперёд с верой (1) что до­стиг­ну же­ла­е­мой цели (2) и что (3) если за­хо­чет Бог (4) оправ­да­юсь в гла­зах тех (5) кого люблю.

    7.Как толь­ко солн­це взо­шло (1) стало видно (2) что (3) если идти даль­ше (4) можно увяз­нуть в бо­ло­те (5) и лей­те­нант дал при­каз оста­но­вить­ся.

    Сна­ча­ла я думал (1) что ни­че­го не пойму в учеб­ни­ке шах­мат­ной игры (2) но (3) когда начал чи­тать (4) то уви­дел (5) что он на­пи­сан очень про­сто и по­нят­но.

    9.Хаджи-Мурат сидел рядом в ком­на­те (1) и (2) хотя не по­ни­мал раз­го­во­ра (3) чув­ство­вал (4) что спо­ри­ли о нём.

    10.Он хотел уве­рить себя (1) что ни­ка­кой опас­но­сти нет (2) и что вер­хо­вые по до­ро­ге про­сто по­ме­ре­щи­лись маль­чи­ку от стра­ха (3) и (4) хотя ему уда­ва­лось на ко­рот­кие ми­ну­ты об­ма­нуть ум ребёнка (5) но в глу­би­не души он ясно чув­ство­вал при­бли­же­ние не­от­вра­ти­мой тра­ге­дии.

    На окра­и­не го­ро­да раз­бит был чу­дес­ный парк с те­ни­сты­ми ал­ле­я­ми и бе­сед­ка­ми для от­ды­ха (1) и (2) хотя до­би­рать­ся до него было не очень удоб­но (3) го­ро­жа­не лю­би­ли это место (4) и за­ча­стую про­во­ди­ли празд­ни­ки имен­но здесь.

    Длин­ной змеёй рас­ки­нул­ся полк (1) и (2) когда лучи солн­ца по­па­да­ли на штыки и ство­лы вин­то­вок (3) видно было (4) как поблёски­ва­ло ору­жие.

    13.Я не знал (1) сколь­ко вре­ме­ни бро­дил по лесам (2) и (3) когда вер­нул­ся в дом лес­ни­ка (4) ока­за­лось (5) что меня там уже давно ждут.

    Ле­бе­ди с кри­ком взле­те­ли ввысь, сде­ла­ли не­сколь­ко про­щаль­ных кру­гов над озе­ром (1) где про­ве­ли лето (2) и (3) когда бе­ло­кры­лая стая скры­лась в ту­ман­ной дали (4) мы со ста­рым еге­рем (5) ещё долго молча смот­ре­ли в небо.

    15.Лео­нид Ан­дре­ев сде­лал в то время ты­ся­чи фо­то­гра­фий своих род­ствен­ни­ков, дру­зей (1) и (2) когда мы при­хо­ди­ли к нему в гости (3) он за­став­лял нас (4) рас­смат­ри­вать все эти ты­ся­чи сним­ков (5) так как хотел всех уди­вить своим увле­че­ни­ем.

    16.Через не­сколь­ко дней (1) когда обида стала уга­сать (2) и (3) по­сту­пок Ан­дрея пе­ре­стал ка­зать­ся таким уж пло­хим (4) как ду­ма­лось Вовке по­на­ча­лу (5) дру­зья ре­ши­ли встре­тить­ся и по­го­во­рить.

    Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост.

    Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались.

    Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке.

    Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет.

    Немец стоял в тени (1) и (2) когда (3) Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча (4) то почувствовал (5) как бьет немца дрожь.

    Был синий вечер, но (1) когда (2) огонь разгорелся (3) сумерки сгустились вокруг костра (4) и стало казаться (5) что уже настоящая ночь.

    Мы спорили с братом о прочитанных книгах (1) и (2) если мать (3) иногда пыталась вставить слово (4) мы вежливо умолкали.

    Вася направился с фонарём к паровозу (1) потому что (2) машине было трудно (3) и он хотел побыть около нее (4) словно этим он мог разделить ее участь.

    В резиновой маске и гофрированной трубке ничего особенного не нашлось, но (1) как только (2) майор достал коробку (3) стало ясно (4) что секрет в ней.

    Тёплый ветерок чуть шелестел листвой деревьев (1) и (2) если (3) бы не звон лопат и не тревожные гудки машин на шоссе (4) то и не похоже было бы на войну.

Блок 2.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.

2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.

9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4) и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.

11. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

12. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

13. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.

15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.

Блок 3.

Задание 19

1 вариант

    На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

    Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

    Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

    Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

    На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

    Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

    Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

    Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

    Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Задание 19

2 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

2.Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

3.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

    Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

    Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

    Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

    Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

    Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

    Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Задание 19

3 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

    Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

    По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

    Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

    Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

    Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

    После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

    Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

    Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Задание 19

4 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

    Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

    Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

    До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

    Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

Задание 19

5 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

    Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

    А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

    Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

    Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

    Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

    Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

    Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

    Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Задание 19

6 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

    Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

    В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

    Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

    Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

    Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

    После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

    Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

Ответы

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

6 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной, он привычно наклонялся, и поэтому у всех актёров складывалось впечатление, что их художественный руководитель очень высокого роста, хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

Запятые 1 выделяет придаточную часть «Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной».

Запятая 2 разделяет предложения «он привычно наклонялся» и «поэтому у всех актёров складывалось впечатление».

Запятые 4 и 5 выделяют придаточную часть «что их художественный руководитель очень высокого роста».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 4 и 5.

Ответ: 1245

Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 20 ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.


Задание 19
1 вариант
Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его
Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни
1)
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то
время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло
сладкой свежестью мокрой зелени.
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у
2)
всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста
(5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
3)
старался (5) хороших результатов ему не достичь.
4)
появление стало для всех неожиданностью.
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока
5)
тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное
солнце.
6)
было внезапное появление Алексея с друзьями.
7)
тишина.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так
8)
как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного
волнения.
9)
апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла
Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее
Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде
2
1

ответ

3
4
5
6
7
8
9
Задание 19
2 вариант
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
1.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца
(3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему
прокосу.
2.Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать
(5) тихо и горько заплакал.
3.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3)
если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно
бегущих одна за другою волн.
4. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то
обратную дорогу придётся искать с трудом.
5. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с
ними стало.
6. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что
происходит.
7. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
8. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне
представилась возможность убедиться в этом.
9. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от
старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто
приходилось догонять его вприпрыжку.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

ответ
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Задание 19
3 вариант
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как
Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа
1.
рассказала (4) как было дело.
2.
подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.
3.
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между
новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
4.
Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз
убеждался.
5.
мерцает какая­то белая точка на берегу.
6.
стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
7.
попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.
8.
откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
9.
меня.

ответ
Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле
После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени
4
5
2
3
1
6
7
8
9
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Задание 19
4 вариант
Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень
1.
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда
выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и
есть тот самый герой.
2.
долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.
3.
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного
оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как­то
оправдать наше безволие.
4.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3)
как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и
восторженных криков.
5.
разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.
6.
привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
7.
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий
молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4)
наверняка налетел бы прямо на него.
8.
мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
9.
потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.
Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все
До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда
Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как

1
2
3
4
5
6
7
8
9

ответ

Задание 19
5 вариант
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3)
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как
Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё
Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел
Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3)
1.
со стуком приливает кровь к сердцу.
2.
покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
3.
у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
4.
молча.
5.
шумящая волна зала (4) накрыла её.
6.
сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3)
7.
она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с
Цветухиным.
8.
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1)
и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по­настоящему
волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
9.
искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

ответ
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду
4
5
2
3
6
7
8
9
1

Задание 19
6 вариант
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот
1.Алексей был в окопе один (1) и 2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он
решил оглядеться вокруг.
2.
Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в
аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась
возможность блеснуть накопленными знаниями.
3.
В родительском доме всё было по­прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее
пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень
повзрослел и вырос.
4.
настилали доски (4) на обломки мостов.
5.
отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
6.
дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
7.
все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.
8.
до места ночлега оставалось всего три километра.
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4)
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят
Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали

Задание 19 1 вариант

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пулно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.
Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.
Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.
Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Задание 19 2 вариант
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
2.Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
3.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
Снег засыпбл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.
Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Задание 19 3 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Задание 19 4 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.
До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

Задание 19 5 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.
Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.
Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Задание 19 6 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.
Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
6 вариант

1
1234
1234
1234
134
1234
125

2
1245
2345
1234
1234
1234
1234

3
1345
1234
134
1234
1234
134

4
123
134
12
1234
123
123

5
12345
1234
1234
124
123
14

6
13
1234
124
1234
1234
134

7
12
1234
1234
1234
1234
124

8
1234
1234
123
134
1234
234

9
1234
124
124
1234
134