Описание летней ночи в рассказе бежин луг. Какую роль в рассказе "Бежин луг" играют описания природы смены дня и ночи? Как вы думаете символизируют тьма,ночь и


В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов предстают перед читателем друзьями. Но вскоре становится понятно, что их отношения напоминают общение учителя с учеником.

С первых страниц романа Аркадий говорил не свои мысли. Вот, например, как он встретился с отцом: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!» И тут же замолчал, потому что сзади ехал Базаров, и сказал противоположное: «…это все равно, где бы человек ни родился». Аркадий романтик, он восторгался природой родного края, «звонко» поцеловал отца, переполнен эмоциями. Но рядом Евгений, учитель, человек, дружбой с которым Аркадий дорожит. И этот учитель по-другому относится к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий старается угодить Базарову, хотя сам он «любил природу…хоть и не смел признаться в этом», считал своей обязанностью скрывать свои чувства, потому что «недаром же он был нигилист!»

Чем занимались герои по приезде в Марьино? «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», -пишет Тургенев.

Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «…скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал: «Строг же ты сегодня». Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.

Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста.

Базаров считал: «Рафаэль гроша медного не стоит». А Аркадий наслаждался игрой Кати на рояле и сонатой Моцарта.

Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе. Евгений сам себя понимал и отдавал себе отчет в том, что произошло, поэтому назвал любовь белибердой. Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…». Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан. Кстати говоря, Аркадий влюбился в Одинцову не потому, что она ему нравилась, а потому, что она понравилась Базарову.

Аркадий подражает учителю, выдает себя за нигилиста, но часто забывает о нигилизме, о своей новой роли, он ближе к либералам Кирсановым-старшим, в дворянском счастье он забыл о нигилизме.

Пути героев разошлись, потому что по-настоящему никогда не сходились. У них нет черт сходства, кроме трепетного отношения к родителям. Отношение к браку, искусству, природе, к будущим жизненным занятиям, профессии – все разнит героев. Аркадий нужен автору, чтобы ярче показать такую сильную личность, как Базаров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

» речь идет о вечной проблеме во взаимоотношениях двух поколений. Этот конфликт всегда существовал и не исчезнет, пока одно поколение сменяет другое снова и снова. Но так как эта череда продолжается, пока существует род людской, то каждое новое поколение, становясь «отцами», должно оставить после себя «детей», которые смогут продолжить род. Чтобы воспитать себе замену, необходимо идти по пути, выбранному «отцами». Дорог много, но в итоге они сводятся к двум: курсу «на продолжение» и жизни «для себя».

Для «продолжения» необходимы некоторые условия. Первое - это , где родители любят друг друга и детей нежной любовью. Второе - гораздо более прозаическое - умение вести хозяйство, кое-какие бытовые и трудовые навыки. Чтобы жить «для себя», можно не иметь ничего или иметь некую случайную цель-мечту.

У Тургенева «отцы» Аркадия и достойно прожили жизнь, не сворачивая с пути «продолжения».

«Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством...»

Так жили родители Аркадия, быт родителей Базарова мало чем отличался от жизни Кирсановых. Это как раз те два условия, которые необходимы для продолжателей. Но «отцы» уже выбрали и прошли свой путь. Теперь это должны сделать «сыновья».

Базаров - представитель прогрессивного молодого поколения, последователь новейшего течения - нигилизма. По мнению «сыновей», таких же, как Базаров, «нигилист - это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает на веру ни одного принципа...». Базаров отрицает все подряд: искусство, поэзию, науку как теорию, душу, чувства, признавая «только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств», то, что представляется выгодным с сугубо материальной точки зрения.

Базаров привык высказывать свое мнение независимо от желания окружающих, часто в грубой и резкой форме, он ни от кого не зависит и никому не подчиняется, за исключением, конечно, своей собственной персоны. Для него важны его прихоти, нужды и желания. Это выглядит как жестокий, всеподавляющий эгоизм. Базаровское равнодушие к окружающим, граничащее с презрением, - непреодолимая преграда для того, кто решит сойтись с ним поближе. Базарову нужны мелкие людишки вокруг него, ведь «не боги горшки обжигают», и больше - никто. Такой человек не может создать семью - ему это ни к чему, для него это лишняя обуза, бесполезные хлопоты, отнимающие всю жизнь. Базаров старательно избегает ситуаций, ставящих под угрозу его независимость. Он полюбил женщину, но это была не та нежная, сентиментальная любовь, которая связывает двух супругов, это была «страсть, похожая на злобу» - злобу на себя, - за то, что не смог совладать со своими чувствами, и на ту, что привязала его к себе невидимыми узами, пробудила в нем нечто, выходящее за рамки «пяти чувств».Человек, который так любит, провоцируя «объект» любви на страх и жалость, - разве способен такой человек создать полноценную, нормальную семью. Разве сможет он при своем пренебрежительном отношении к родителям подготовить себя к тому, что и к его персоне, которой он уделяет так много внимания, впоследствии будут относиться точно так же. Амбициозный, самолюбивый и независимый, Базаров не может стать достойным семьянином, любящим супругом и отцом и хорошим хозяином.

Совсем другое дело - . Несомненно, он является гораздо менее сильной личностью, но для него личная свобода гораздо менее значима. Аркадий легко попадает под чужое влияние, и, хотя он и поддерживает Базарова, заявляя, что он тоже нигилист, его жизненная позиция весьма сильно отличается от базаровской. Аркадию становится не по себе, когда он замечает презрение Базарова к «отцам», он способен говорить об искусстве, и суждения его не отличаются такой резкостью.

Аркадий, со своей мягкой натурой, оказывается способным на нежное чувство. Ему хочется семейного уюта и тепла, поэтому в его устах признание в любви звучит как предложение «руки и сердца», тогда как Базаров и не заикается о супружестве. Аркадий «уже начинал подчиняться Кате, и она это чувствовала и не сопротивлялась». Такая молодая пара, как Аркадий и Катя, проживет всю жизнь душа в душу, создаст уютное семейное гнездышко и угаснет, зная, что их долг выполнен и их потомки уже живут собственной жизнью.

Два «сына» - Аркадий и Базаров - пошли по разным путям. Аркадий избрал закономерный и естественный путь «продолжения», а Базаров вознамерился прожить жизнь «для себя», но любовь к женщине сломила его уверенность в собственных силах, а пример Аркадия и Кати еще больше убедил его в бесполезности его Персоны. Подобные существа, с намеренно искаженными представлениями и понятиями об окружающем мире и без возможности оставить после себя заметный след (ведь что-то совершить можно, лишь имея надежную опору, а на что мог опереться Базаров - на свое отрицание чего бы то ни было или на собственное «я», которое уже не оправдало надежду Базарова), по сути дела, являются в какой-то степени бесполезными и ненужными. В этой ситуации смерть Базарова от нелепой неосторожности весьма символична. Ненужный элемент убран из жизни, осталось то, что должно существовать. У Аркадия есть надежная опора - жена и сознание того, что он любит, а значит, кому-то нужен. И пусть у Аркадия нету какой-то высокой цели и силы воли, чтобы ее достигнуть - он на верном пути, и за ним - будущее.

Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов.

В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.

Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

"Отцы" и "дети" у Тургенева - это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою - разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.

Базаров для русской жизни и для русской литературы - фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев - Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут - в каком-то "балахоне", с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие "сигарки" Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка "передовой жизни" оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного-аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее "белибердой, непростительной дурью". Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.

Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.

Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет "чем-то вроде шута горохового".

Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.

Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.

«Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока: дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы, увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

    установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    определить роль пейзажа в рассказе;

    продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; развивать воображение;

    воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала (анализ художественного текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

Давайтемы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? (Спасское-Лутовиново ).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? (Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

Предположите, какова будет тема нашего урока. (Природа в рассказе « Бежин луг»)

А как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж).

Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:

« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Как вы понимаете слова писателя?

Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

(Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать и анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа? Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).

Дайте название этому пейзажу. (« Прекрасный июльский день»)

Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой. )

Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (М ажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой ).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа .

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

(Чтение уч-ся отрывка).

Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

(Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

Какие звуки мы слышим?

Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

(«Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом». Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы:

Светлая часть дня.

Вечер и ночь .

Яркий свет, ясность

Угрюмый мрак, темнота

Покой и кротость души

Тревога, страх, замирание перед бездной

Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, б удет ли другое описание ночи в рассказе? П опытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

П онаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод .)

- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «… странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание - подготовить художественный пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Работа по картине В. Е. Маковского « В ночном»

Полностью ли картина отражает текст рассказа?

Кого из мальчиков "Бежина луга" напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?" (В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, - это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

( П ейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: "… полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света".

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

    В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?

    Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? (На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.)

Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы ответите на вопрос: «П обедил ли свет утра в рассказе?»

По словам В. Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

Определите, какими художественными приёмами пользуются автор при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса, растений.

3 ряд: Найти тропы в описании животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

(Б ез картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

    Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( Н а фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в рассказе Тургенева ? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

П рирода живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

П рирода пугает охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое .

Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. К ак сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?

- Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Н аписать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».