Пример как составлять предложения используя нлп. Техники нлп в общении, дающие реальные результаты

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно НЛП-тренер задаёт вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

Помните?

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиентыНЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли» .

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:

  • как зрительный образ,
  • как смутное тактильное ощущение,
  • как фраза, пришедшая ниоткуда,
  • как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Хорошо...

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!


  • < Волшебная техника НЛП
  • Врата Сортировки >

Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям. Примеры НЛП можно проследить повсюду.

Человек обладает мышлением. Его формированием зачастую занимаются родители, учителя и общество в целом. Если понимать, каким образом человек запрограммирован, можно на него влиять. Также учитываются особенности функционирования мышления. Можно абсолютно не знать человека, но воздействовать на его мышление таким образом, что будет естественно вписываться в его процесс.

Сайт психологической помощи сайт понимает, что многие читатели хотели бы знать тайные секреты влияния. Однако нейролингвистическому программированию нужно обучаться постоянно, ведь даже последователи данной теории не все тайны пока еще раскрыли.

Каждый день человек является объектом для программирования. Его, как робота или компьютер, пытаются запрограммировать на определенные действия, которые желательны не ему самому, а другим людям, которые его программируют. Как они это делают? Основными методами являются манипулирование на страхе или повторения. Когда вам страшно, вы не контролируете себя, а значит, делаете то, что обычно делаете, поддаваясь панике. Если вам постоянно повторять одно и то же, то со временем вы привыкнете к этой мысли и согласитесь с тем, что вам говорят или что с вами делают.

Человека можно запрограммировать на определенные действия через идею, которую вы выражаете словами письменно или устно. Говорите человеку только то, какую идею вы хотите внедрить в его голову. Со временем на подсознательном уровне он запомнит ее и будет действовать в соответствии с внедренной мыслью. Здесь применяется принцип: все, что вы делаете, видите, говорите, слышите и т. д., формирует ваше будущее. А здесь формируется будущее посредством слова, смысл которых вы хотите внедрить в голову другого человека.

Большинство людей легче воспринимают конкретную ситуацию – картинку или образ происходящего, а не философскую мысль. Другими словами, лучше демонстрировать картинку или создавать такую ситуацию, чтобы она запомнилась человеку и осталась у него в подсознании.

Более того, люди не любят длинные речи или тексты. Больше запоминаются короткие выражения, слоганы или фразы. Поэтому если вы хотите воздействовать на людей словом, говорите поменьше, используя четкие и ясные выражения.

Что такое нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – недавно появившееся понятие, которое обозначает набор техник и приемов, которые главным образов сказываются на деятельности мышления человека таким образом, что он начинает выполнять нужные действия. Обычно люди обращаются к НЛП с желанием управлять и манипулировать другими людьми. На самом деле психологи сомневаются в эффективности данных методик. Конечно, на человека можно воздействовать помимо его воли. Однако он продолжает оставаться свободным человеком. Если он останется бдительным и не захочет поддаваться , тогда никакие НЛП-техники на него не подействуют.

Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено на изменение человека самого себя. Человек может достичь успеха и сделать свою жизнь такой, какой она ему будет нравиться, если воспользуется специальными техниками и начнет воздействовать на самого себя.

В НЛП используется множество приемов, среди которых популярными являются:

  1. Использование слова. Люди еще не полностью осознали значение слова, которое на самом деле несет очень сильное влияние.
  2. Подстройка на уровне невербалики.

Каждый читатель должен понять, что его мозг является своеобразным компьютером, в который закладывались определенные шаблоны, стереотипы, убеждения, страхи, комплексы, эмоции, опыт и пр. Все это теперь влияет на поведение человека, его стратегию делания выбора и принятия решений, образ жизни и т. д. Если человек недоволен своей жизнью или собой, то он должен понять, что в первую очередь все проблемы находятся у него в голове. Можно с помощью специальных приемов настроить себя на , чтобы помешать остальным программам, которые уже сделали человека несчастным, действовать.

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было разработано Бендлером, Эриксоном и Гриндером. Изначально техники использовались в психиатрической практике для устранения страхов, фобий, стрессовых состояний и пр. Однако НЛП получило популярность среди обычных людей, которые тоже захотели самостоятельно воздействовать на свое подсознание.

Следует брать ответственность на себя за те последствия, которые возникнут в результате нейролингвистического воздействия на окружающих. Техниками НЛП можно как принести пользу, так и навредить.

Очень распространенными становятся техники в рекламе, где специалисты пытаются обойти все преграды и защитные психологические механизмы. В первую очередь учитывается, каким образом человек воспринимает информацию, а затем уже используются соответствующие слова:

  • На визуалов (людей, которые воспринимают информацию преимущественно глазами) воздействуют такие слова, как «посмотри», «обрати внимание», «обрати свой взор» и пр.
  • На аудиалов (людей, которые преимущественно воспринимают информацию через уши) воздействуют такие слова, как «послушай», «услышь», «прислушайся» и пр.
  • На кинестетиков (людей, которые привычно воспринимают информацию через тактильные ощущения) воздействуют такие слова, как «потрогай», «мягкий», «ощути» и пр.

Нейролингвистическое программирование может изменить жизнь человека. Все зависит от того, на что человек направляет силы. Можно избавиться от страхов и негативных эмоций. Можно повысить свою самооценку. Можно отработать новые навыки успешной коммуникации. Можно изменить свое отношение к конкретным явлениям или жизни в целом.

На примере возникновения чувства ревности рассмотрим, как действует нейролингвистическое программирование:

  1. Сначала человек себе представляет картины измены своего партнера. То есть действует визуальный канал.
  2. Затем человек начинает представлять себе охи и вздохи во время измены (аудиальный канал).
  3. Развивается ревность (кинестетический канал).

Чтобы изменить свое ощущение, нужно на первом или втором этапе изменить сценарий:

  1. К примеру, на этапе визуализации нужно осознавать, что картинки являются ложными, недоказанными, неправдивыми.
  2. На этапе аудиального восприятия нужно представить, что любовники занимаются половым актом под юмористическую программу или мультяшную музыку.
  3. Уже на третьем этапе ревности не возникнет, если первые два этапа были проделаны правильно.

НЛП предлагает множество техник, которые должны позволить достичь поставленной цели. Приведем некоторые из них:

  • «Засветить пленку» — когда нужно отпустить или забыть какое-то воспоминание. Нужно каждый раз делать картинку воспоминаний все более светлой, пока она полностью не исчезнет.
  • Чтобы вспомнить о том, что было забыто, нужно как можно чаще прокручивать в голове воспоминание, «сгущать краски», выдвигать предположения, что было, так делать до тех пор, пока воспоминание не будет изъято.
  • «Двадцать лет спустя» — когда нужно снизить силу теперешних переживаний. Для этого нужно представить себя, место или другого человека спустя двадцать лет и обратить внимание на то, какие теперь возникают ощущения к нему (к ситуации).

Важным приемом в НЛП является раппорт – подстройка человека под собеседника с целью установления с ним контакта доверия и доброжелательности. Делается это путем занимания позы, выполнения жестов и мимики, которую делает человек.

Нейролингвистическое программирование предлагает людям действовать так, как будто желаемый результат уже был достигнутым, реальным. Это позволяет человеку избавиться от многих зажимов и внутренних страхов. Считается, что человек совершает максимально благоприятное действие на сегодняшний момент и исходит всегда из благих побуждений. Отрицательный результат не является чем-то плохим, а показывает возможность человека в следующий раз действовать по-другому, поскольку у него есть потенциал.

Еще одним приемом НЛП является «Якорь» — это когда человек у себя или у другого индивида желает вызывать определенное состояние при помощи условного раздражителя. Так, человек постоянно совершает какое-то действие, говорит слово или наблюдает предмет, при этом испытывая положительные эмоции. После нескольких повторений данного процесса можно уже просто сказать слово, сделать действие или посмотреть на предмет, чтобы возникли положительные эмоции как условный рефлекс.

Примеры нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование получило свою популярность в рабочей сфере, где люди желают воздействовать и достигать желаемых результатов. Так, наиболее популярными сферами становятся управление, торговля, реклама и даже политика. Однако есть люди, которые применяют НЛП и в любовных отношениях, так, например, известно такое направление, как пикап, который предлагает различные способы привлечения девушек быстро.

Зачем программировать людей на что-либо? Каждый человек хочет иметь влияние на окружающих, чтобы они делали то, что хочет он. Конечно, лишь единицы имеют такого рода влияние. Но если хорошо постараться, то можно и самому приблизиться к такому рода контакта с окружающими, чтобы они начали исполнять ваши пожелания.

Как запрограммировать людей своими словами? Самое простое и легкое правило: вы должны говорить лишь то, что непосредственно касается вашего желания. Не говорите того, чего бы вы не хотели, чтобы воплотилось в реальность. Помните, что все ваши слова являются программами, которые впечатываются в голову вашего собеседника и потом реализовываются через его поступки. Чего вы хотите? О том и говорите. Обо всем остальном забудьте. Ни слова не говорите о том, чего бы вы не хотели видеть в своей жизни.

Неужели можно таким способом запрограммировать человека? Можно. Ведь говорят же, что «если постоянно говорить другому, что он свинья, то вскоре он захрюкает». Здесь действует тот же самый принцип: вы постоянно говорите об одном и том же, чем и программируете человека на исполнение вашего желания. И не беспокойтесь по поводу того, что вначале человек не хочет вам подчиняться. Вначале всегда происходит сопротивление. Но потом человек свыкается с мыслью о том, что вы ему говорили, после чего он сам начинает думать о том же, на что вы его программировали.

Итог

Нейролингвистическое программирование предлагает множество техники и приемов. Это отдельное направление, которое нужно изучать, чтобы быть гуру и уметь управлять как своей, так и чужой жизнью.

Что такое НЛП (нейролингвистическое программирование)? Это довольно-таки широко трактующийся способ воздействия на людей, включающий в себя моделирование поведения, программирование мышления и контроль над разумом. А еще НЛП - это специфическое направление психологии. Вообще, рассказать об этом можно многое, но сейчас заострить внимание стоит на самых интересных аспектах данной темы.

История и предпосылки возникновения метода

Перед тем как в подробностях рассказать о том, что такое НЛП, стоит обратиться к истории. Само направление было разработано в 60-70-х годах американскими учеными - лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером.

Специалисты доступно объясняют принцип нейролингвистического программирования. Ученые говорят, что в этом методе воплощена основная идея Альфреда Коржибски - американского исследователя и основателя общей семантики. Звучит она так: все наши модели мира и когнитивные карты (образы знакомого пространственного окружения) - это репрезентации, искаженные из-за особенностей неврологического функционирования, а также из-за ограничений, которые с ним связаны.

Ученые уверяют - после того как информация попадает в рецепторы пяти чувств, она подвергается лингвистическим и нейрологическим трансформациям. Причем до того, как человек (точнее, его мозг, сознание) сам получит к ней доступ. Это говорит лишь об одном - на опыте никто из нас никогда не переживает объективную реальность. В любом случае она изменяется нейрологией и языком.

Основа метода

Без ее непосредственного изучения довольно-таки сложно понять, что такое НЛП. Сам метод подразумевает, в первую очередь, исследование структуры субъективного опыта. То есть того, что пережил только тот или иной конкретный человек.

Нейролингвистических программистов в первую очередь интересует то, как люди пропускают через себя реальность и конструируют ее. Ученые признают, что, возможно, пресловутая объективная реальность (мир, существующий независимо от человека и его сознания) существует. Но никому не дано узнать, что она собой представляет, иначе, чем через восприятие и последовательно формирующиеся о ней убеждения.

Во всех книгах по НЛП сказано, что у субъективного опыта имеется своя структура и организация. То есть, для каждого человека его убеждения, идеи и восприятие собираются, согласно имеющейся между ними взаимосвязи. Они структурированы и организованы. И это проявляется как на микро-, так и на макроуровне.

Ученые утверждают - все поведенческие акты и общение (как вербальное, так и невербальное), отражают то, как человек внутренне структурирует понятия и убеждения, свойственные ему. И опытному наблюдателю подвластно работать с этими процессами.

В этом однозначно есть доля истины. Субъективная природа человеческих переживаний не даст нам обхватить объективный мир никогда. У людей нет доступа к абсолютному познанию реальности. Все что у них есть - набор убеждений о ней, который создается в течение жизни.

Принципы метода

Изучив их хотя бы вкратце, можно примерно понять, что такое НЛП. И один из принципов звучит так - что бы ни делал человек, им движет позитивное намерение, которое зачастую даже не осознается. То есть поведение, демонстрируемое им в тот или иной момент, является лучшим из доступных или самым правильным. Сторонники НЛП считают - поиск новых альтернатив может быть полезным, так как они помогают изменить поведение, не желаемое для других людей.

Еще в данной теме имеет место быть такое понятие, как раппорт. Оно обозначает качественную связь, установленную между двумя людьми. Характеризуется легкостью общения, обоюдным доверием, беспрепятственным течением речи. В сфере психологии и психиатрии уделяется особое внимание раппортам между врачами и пациентами. Так как их наличие влияет на исход психотерапии. Поэтому специалисты НЛП акцентируют внимание на том, что именно составляет раппорт, а также какие факторы позволяют его добиться и поддерживать в дальнейшем.

Третий принцип звучит так: «Нет поражения. Есть лишь обратная связь». В НЛП коммуникация никогда не рассматривается в контексте неудачи и успеха. Только с точки зрения эффективности. Если результаты оказываются неэффективными, то это для исследователей - повод не разочаровываться, а искать обратную связь. Она и определит успешность выполняемых действий. Этот принцип, кстати, заимствован из теории информации английского психиатра Уильяма Росса Эшби.

Четвертый принцип: «Наличие выбора лучше, чем его отсутствие». Вот, что важно усвоить для начинающих - НЛП направлено на распознание «застоев» и на выявление новых вариантов действия в любой ситуации. Сторонники метода говорят - более эффективно повлиять на что-то может индивид, для которого характерна не сила, а гибкость в спектре проявляемых реакций.

Пятый принцип: «Смысл коммуникации - получаемая реакция». Как уже говорилось вначале, НЛП - манипулирование людьми в каком-то смысле. Так вот, главное в коммуникации - не намерение, которое стоит за посылаемым сообщением, а реакция, вызванная им у оппонента. Если начать руководствоваться данным принципом, то можно стать в общении более эффективным. Ведь по визуальной реакции оппонента можно проследить, как до него доходит та или иная информация.

Сознание и тело оказывают взаимовлияние

Это - одно из правил НЛП. И с его истинностью сложно спорить. Когда человек танцует под любимую музыку - его настроение улучшается. Если принимает таблетку снотворного - мозг отключается. Когда человека толкают в спину в час пик в метро, его ЦНС моментально реагирует раздражением на это.

Во всех случаях происходящее с телом влияет на сознание. В обратную сторону принцип тоже работают. Человек готовится к выступлению перед массой - его сердцебиение учащается. Ему делают комплимент - щеки розовеют, возникает улыбка. Сообщают плохую новость - возникает перепад давления, слезы.

При чем тут НЛП? В расшифровке аббревиатуры присутствует термин «программирование», под которым в данном контексте подразумевается закладывание в сознание определенной функции. Так вот, в этом случае человек должен осознать силу своей мысли над телом. Заложить это в своем сознании, запрограммировать себя на данный принцип. И тогда он поймет, насколько велики его возможности.

Конечно, многие скептически относятся к этому принципу. Но сторонники НЛП считают, что люди, живущие в соответствии с ним, могут отдавать своему телу приказы. Заставить себя похудеть или выздороветь без таблеток, повысить настроение.

Скептицизм развеял эффект плацебо. Был эксперимент: исследователи собрали больных людей и, разделив их на две группы, стали лечить. Одним давали лекарственные препараты. Другим - «пустышки», таблетки-плацебо. Но те об этом не знали. Врачи хотели выяснить, что влияет на людей - химические вещества, или же их вера в получаемое лечение. По итогам эксперимента оказалось, что «пустышки» подействовали наравне с медикаментами, и в некоторых случаях даже оказались эффективнее их.

Внутренние ресурсы безграничны

Так звучит следующее правило НЛП. Каждый человек обладает фантастическими ресурсами, но в полной мере их практически не использует. Почему? Из-за природной лени.

Зачем читать и заниматься самообразованием, если можно достать смартфон и быстро загуглить то, что интересует? Зачем пытаться овладеть навыком управления своим телом, давлением и температурой, когда есть аспирин, жаропонижающие?

НЛП - это сфера знаний и методов, в которой огромное внимание уделяется именно скрытому потенциалу. Одной из главных задач является обнаружение в глубине души необходимых ресурсов для достижения тех или иных целей, нахождения талантов, быстрого усвоения навыков и знаний. В общем, всего того, что способно облегчить существование.

И вот правило НЛП на каждый день: нужно приучить себя обращать особое внимание на людей, способности которых восхищают. Это - самый простой способ выявить и развить свои скрытые таланты. Ведь человек замечает в других те качества, которые свойственны ему самому! Только он об этом, порой, не догадывается. Сторонники НЛП уверены: если человек отметил чью-то одаренность или способность, порадовался за ее обладателя - значит, у него имеются такие же склонности. Просто он не позволял их себе проявить раньше.

Но и к недостаткам это тоже относится. Человек обвиняет кого-то в зависти, подлости, злости, подлости? А не свойственны ли они и ему тоже? Вероятно, да. Особенно раздражают те качества, которые люди подсознательно не принимают в самих себе.

Кем быть в этом мире - решение индивидуальное

Наверное, каждый слышал фразы, наподобие: «Все зависит от нас самих» или «Ты - хозяин своей жизни». Вот только, как оно обычно бывает, мало кто вдумывается в такие слова, осознает их смысл. А в НЛП одно из ключевых правил именно так и звучит: «Кем человек будет - победителем или побежденным - зависит лишь от него».

Каждый - творец своей Вселенной. Правитель собственной Судьбы. Тот, кто может «заказывать» себе богатство или бедность, здоровье или болезни, удачу или крах. Иногда «заказы» делаются бессознательно.

Одни скептически усмехнутся, другие найдут сотни опровержений и аргументов против данного утверждения, остальные задумаются. Но нужно помнить, что речь идет про НЛП - технику манипулирования людьми и собственным сознанием. Порой, некоторые люди так азартно и даже агрессивно начинают устраивать свою жизнь, что фраза «Я могу!» становится ежечасно сопровождающим их девизом. И они добиваются воистину поразительных результатов.

Потому что эти люди верят в собственные силы и в себя, принимают ответственность за свою Судьбу на себя (понимая, что ни творят ее, а не карма, начальство, высшие силы, правительство или обстоятельства), а также занимаются раскрытием внутреннего потенциала. Они проводят над собой капитальную работу каждый день. На НЛП не нужно смотреть, как на псевдонаучную методику. Это - мотивации, установки, изучение своего сознания, постоянный процесс самосовершенствования. Здесь нужна сила.

Прием № 1: создание якоря

Многие люди увлекаются НЛП и манипулированием собственным сознанием. В основном потому, что ни хотят быть… счастливыми. Люди приходят к нейролингвистическому программированию с надеждой, что смогут себя «настроить» на хорошую жизнь. И это возможно.

У подавляющего большинства из нас были/есть моменты, когда мы абсолютно счастливы. Вершина блаженства, так сказать. Жизнь идет как по маслу, все получается, отсутствуют всякие преграды, желания исполняются. Жаль, что так не всегда. Но что мешает запомнить это состояние, и постоянно в него возвращаться мысленно?

Это один из ключевых приемов НЛП. Надо вспомнить свое блаженное состояние, именуемое «ресурсным», представить гамму чувств, испытываемую в тот момент. Когда они станут максимально яркими, нужно поставить «якорь». Это может быть что угодно - щелчок пальцами, легкое оттягивание мочки уха, мягкое сдавливание ладонью плеча. В общем-то, главное, дабы это был жест, доступный для осуществления в любой ситуации.

Упражнение надо повторять. Вспоминать свои чувства и блаженно время и на пике ставить выбранный «якорь». Тут цель простая - сформировать некий условный рефлекс. Когда ее удастся добиться, то человек при помощи своего якоря будет испытывать всю гамму тех эмоций и чувств. И этот навык действительно улучшает психологическое состояние при тоскливых, грустных, неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Кстати, «якорь» можно заменить предметом. Рефлекс добавочно выработается еще и на основе ассоциаций. Но тогда нужно будет носить его с собой постоянно.

Прием № 2: воздействие на других

Многие люди желают при помощи нейролингвистического программирования освоить манипулирование. НЛП-техник, помогающих воздействовать на других, существует множество. Но все они основываются на специфике речи, построении предложений, обращении, отношении к человеку. Итак, вот лишь некоторые приемы НЛП, помогающие воздействовать на людей:

  • Метод трех согласий. В основу положена инерционность психики. Принцип таков: перед тем, как озвучить важный вопрос, на который нужно получить твердое «да» от собеседника, надо задать ему три незначительных, легких, стопроцентно подразумевающих положительный ответ. Несколько раз согласившись, он продолжит это делать инерционно.
  • Иллюзия выбора. Хитрая техника манипулирования НЛП. С одной стороны человек предлагает выбор. С другой - стимулирует ответчика сделать то, что ему нужно. Например: «Вы приобретете весь комплект либо его часть?».
  • Слова-ловушки. Они цепко «ловят» сознание практически каждого человека в сети. Например: «Вы чувствуете уверенность после наших занятий?». И совершенно неважно, что человек этого не заметил. Его сознание в ловушку уже попало, и он задумался, начал искать подтверждение заданному вопросу.
  • Утверждение позитивной действительности, принимаемой на веру. Например: «Ну ты ведь умный человек, ты согласишься с этим». И оппонент уже не заинтересован спорить, так как этим он подставит под сомнение факт о том, что он умен.
  • Вопросы-команды. То, чему мало кто перечит. Например, не «Сделай тише музыку», а «Не затруднит тебя немного приглушить звук?». Первый вариант звучит честнее, но выглядит как приказ. При озвучивании второго создается иллюзия, что человек считается с мнением оппонента, раз спрашивает его в вежливой форме, а не заставляет. Такому нельзя отказать.
  • Оборот «чем… тем…». Связка того, что нужно самому манипулятору. К примеру: «Чем дольше вы находитесь за рулем этой машины, тем больше понимаете, что хотите стать ее владельцем».

И это - лишь некоторые оказываемые воздействие на человека НЛП-приемы. Но им всем может противостоять человек, разбирающийся в этой теме, и знающий, что манипуляторы есть везде. Достаточно лишь задать себе вопрос: «А мне действительно это нужно?». Сознание тут же отреагирует приведением аргументов.

Сфера рекламы

В ней можно найти массу примеров НЛП. Хорошие ролики, лозунги, билборды, вызывают такую реакцию у потребителя: вижу à хочу à покупаю. В их основу могут закладываться ценности - то, что представляет святость для целевой аудитории. Образы пожилых родителей, бабушек и дедушек, семьи, возлюбленных, домашнего комфорта… это все давит на чувственность потребителя.

Субмодальности - тоже одна из основ рекламных приемов НЛП. Акцент делается на кинестическое, аудиальное и визуальное восприятие. Все знают такие ролики. Удачно подобранные ракурсы, эффект отдаления и приближения, динамичное развитие сюжета, будоражащая сознание музыка… используется все, лишь бы потребитель почувствовал себя частью рекламы. Такой контекст легко пробуждает аппетит, призывает к действию, позволяет почувствовать себя обладателем рекламируемой вещи наяву.

Еще эффективной техникой является трюизм. То, что взято из авторитетных источников, можно сказать. То, что не вызовет недоверия. Например: «Одобрено всемирной ассоциацией…», «Медики рекомендуют…», «Сделано в Германии» и т. д.

Постановка целей по SMART

Данный метод тоже имеет прямое отношение к НЛП. Аббревиатура SMART отражает критерии, которым должна соответствовать цель, намеченная человеком к достижению. Итак, это:

  • S - specific (конкретика).
  • M - measurable (измеримость).
  • А - attainable (достижимость).
  • R - relevant (значимость).
  • Т - time-bounded (соотношение с конкретными сроками).

Человек, расписывая цель по SMART, программирует себя самым непосредственным образом. Вот пример, как может выглядеть продуманная установка: «Что я хочу? Собственный бизнес, открыть свое заведение. Что для этого нужно? Заработать стартовый капитал, расписать план, возможно взять кредит на развитие. Какие у меня возможности для этого? Амбиции, перспективная работа и ранние успехи - значит, можно ставить цель выше предела возможностей. Зачем мне свой бизнес? Это - давняя мечта, а желания должны сбываться, плюс ко всему, я буду работать на себя, и иметь перспективу развития сферы в дальнейшем. Сколько у меня времени на подготовку? 2 года».

Это лишь один из примеров. В любом случае соответствие цели данным критериям увеличит вероятность ее реализации. Говоря простым языком, чтобы что-то изменить в жизни, надо иметь четкое представление о том, чего хочется конкретно.

Кстати, не будет лишним почитать некоторые книги по НЛП. В частности те, которые были написаны основателями метода. Рекомендуется к прочтению их труд под названием «Структура магии» в двух томах (1975 и 1976 годы). А еще можно прочитать книгу «Изменения в семье», написанный совместно с американским психологом Вирджинией Сатир.

Также стоящим трудом является «НЛП-практик». Авторы - Боб Боденхамер и Майкл Холл. Данная книга интересна как новичкам в теме НЛП, так и людям с навыками в данной сфере, желающим их улучшить.

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

Влияние одного собеседника на другого являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Ведение разговора с применением технологий нейролингвистического программирования или НЛП может очень помочь вам в повседневной жизни.

Разговор с фразами НЛП можно определить как обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого соглашения в вашу пользу. К такой программированной устной речи следует относить не только определенным образом согласованные и организованные контакты заинтересованных сторон, но встречу, беседу, разговор по телефону (телефонные переговоры).

К применению фраз НЛП прибегают, когда имеется желание найти выгодное решение проблемы, поддержать деловые контакты, дружеские отношения, когда отсутствует ясная и четкая регламентация для решения возникших проблем, когда вы осознаюте, что любые односторонние действия становятся неприемлемыми. Разговор с встроенными фразами по методике НЛП состоит из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств.

При таком диалоге стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является завершение разговора договоренностью, служащей его интересам. Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – это основная задача, стоящая перед вами. Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом – в этом нам помогут правильно вставленные фразы НЛП.


Учитывайте, что вам придеться воздействовать на людей, имеющих различный опыт ведения таких бесед, темперамент, статус, образование. В соответствии с этим, большим разнообразием отличается и сам ход построения разговора. Беседы могут протекать легко или напряженно, собеседники могут договориться между собой без труда или с большим трудом, или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

Искусство введения необходимой фразы НЛП состоит в том, чтобы показать своему партнеру путь к решению его задачи через совершение действий, выгодных вам. Это требует глубоких знаний в области коммуникации, компетентности в применении техник общения НЛП, умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Всегда помните, что любые технологии НЛП – это процесс осуществления эффективных межличностных коммуникаций, это использование наработанных навыков коммуникативной риторики, с учетом характера личности партнера. Важнейшей составной частью построения фразы НЛП является общение сторон, их эффективная межличностная коммуникация. И здесь, обязательным является соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности, убеждения, так далее (например, «Добрый день», «Рад нашему знакомству», «Прошу вас», «Благодарю вас за плодотворную встречу», «Представьте себе, что…»).

Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик собеседников. От того, насколько хорошо у участников беседы развиты коммуникативные способности (умение легко и быстро устанавливать контакты с собеседником, вести разговор) – зависит успех незаметного воздействия. Коммуникативный аспект фразы или слова НЛП является определяющим и потому, что разговорный процесс рассматривается, как составная часть речевой коммуникации (прежде всего, диалог и аргументация), как умение эффективно использовать речевое воздействие для достижения поставленных целей.

Коммуникативная компетенция участников диалога, таким образом, рассматривается - как умение сохранять вербальную устойчивость (корректное и психологически правильное речевое общение) и уверенность в любых ситуациях, владение техникой межличностной коммуникацией, основу которой составляет теория и практика диалога НЛП, искусство ведения беседы, владение аргументацией.

Успешному общению в процессе беседы с фразами НЛП, во многом, способствуют – обладание навыками эффективной речевой коммуникации. От того, какие фразы используются вами в процессе разговора, зависит: первоначальное отношение к собеседнику, принятие собеседниками информации, убедительность аргументации. Получается, что без знаний общепринятых норм речевой коммуникации, даже самый искусный специалист НЛП не сможет добиться успеха на обычных переговорах.

На всех этапах ведения разговора с фразами НЛП важно следовать общепринятым нормам речевой коммуникации, а не выдумывать, что-то невероятное. В начале беседы следует избегать фраз выражающих:

1. неуверенность, обилие извинений - «Извините, если я вам помешал», «Если у вас есть время меня выслушать…»

2. неуважение, пренебрежение к собеседнику - «Давайте с вами быстренько рассмотрим», «Я проходил случайно и заскочил к вам»

3. фразы «нападения» - «Что за безобразие твориться?»

Благоприятному началу разговора способствуют:

1. несколько приятных фраз личного характера, легкая шутка - «Иван Иванович, очень рад Вас видеть/рад с Вами познакомиться»;

2.необычный вопрос, анекдотический случай, сравнения, личные впечатления;

3. вопросы, нацеленные на побуждение интереса к предстоящей теме обсуждения.

После обмена приветствиями и несколькими корректными фразами, собеседники переходят к основному этапу разговора. Данная стадия состоит из аргументации вашей позиции. Однако в любых разговорах не исключена возможность обмана и может оказаться, что ваш собеседник так же является искусным манипулятором, то есть человеком, который пользуется вашими «слабостями» для достижения своих целей. Для этого он применяет следующие распространенные методы:

1. Намеренный обман. Если вы чувствуйте, что ваш партнер приводит фальшивые факты:

Нельзя употреблять фразы, которые могут его оскорбить «Ваши факты недостоверны!», «Вы пытаетесь ввести меня в заблуждение»

Объясните собеседнику, что вы ведете дальнейший разговор независимо от того, доверяете вы ему или нет, но собираетесь проверить все его фактические заявления. Такого рода заявления нужно делать в очень корректной форме с соответствующими в таком случае извинениями.


2. неясные полномочия

Прежде чем приступать к диалогу, спросите партнера:

«Какими именно сведениями вы располагаете в данном случае?»

Получив уклончивый ответ - предупредите партнера:

«В таком случае, мы оставляем за собой право пересмотреть ваш статус» или

«При сложившихся обстоятельствах, мы не можем говорить о конкретных вещах. Прошу вас организовать встречу с лицом, обладающим реальными сведениями»;

Если вы заметили, что ваш собеседник использует манипулятивную тактику ведения разговора, нужно открыто заявить ему об этом и подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики при проведении конструктивного диалога. В ситуации, когда ваш партнер стремиться делать только то, что обеспечит ему максимальную выгоду - начинать беседу следует с рассмотрения тех моментов, которые у вас и у вашего собеседника не вызывают возражений.

Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пытаться убедить собеседника в ошибочности его точки зрения или пытаться запутать его. Такое поведение может вызвать у него только раздражение. Старайтесь не употреблять в речи неоправданно:

- специальные и иностранные слова; они возможны лишь тогда, когда вы правильно их произносите, точно знаете их смысл и уверены, что ваш собеседник тоже их знает;

- жаргонные слова;

- шаблонные выражения: «Честное слово!», «Такова жизнь», другие;

- просторечия и диалектизмы;

- уменьшительно-ласкательные суффиксы – запрещается употреблять в технологиях НЛП!

- циничные выражения, вульгарные шутки;

- общеупотребительные цитаты: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

Необходимо приспосабливать аргументацию к личности своего собеседника, употреблять терминологию, которая понятна ему, избегать простого перечисления фактов. Используйте более корректные и психологически приемлемые фразы. Корректные фразы НЛП - «Вы не находите, что…», «Сейчас вы сможете убедиться, что», «Вам, конечно, известно, что…», «Согласны ли вы с тем, что…», «Вы сможете добиться…», «Не думаете ли вы, что…». После этого в конце предложения ставятся установочные фразы НЛП - «Я считаю…», «Вы, конечно, еще об этом не знаете», «Вы поймете позже, что…», «Мы вам поможем…», «Все же вы должны признать, что…»

В процессе такого диалога и аргументации следует поощрять критику вместо того, чтобы отбиваться от нее; используйте в диалоге с вашим собеседником вопросы НЛП - «Какие обстоятельства мешают вам принять во внимание мое предложение?», «Что мешает вам согласиться с данным предложением?» а не утверждения - «Этот факт не подлежит сомнению!», «Моя позиция верна так как…» Помните, утверждения вызывают сопротивление, и беседа может перерасти в спор; вопросы - вызывают ответы.
Ни в коем случае не поддавайтесь настроению, не раздражайтесь, если ваш партнер возражает. Не прерывайте его словами: «Послушайте» или «А знаете» - это фразы разрушители НЛП. Если ваш собеседник считает свое мнение истиной и не желает его менять, какие бы убедительные аргументы ему не пришлось услышать, процесс обсуждения перерастает в спор НЛП. Цели ведения спора НЛП: обсуждение всех возможных вариантов решения проблемы, разоблачение ложных слухов, желание расколоть участников спора на две непримиримые группы, завести решение в тупик, другие.

При ведении спора с фразами НЛП важно: четко определить предмет и цель спора, оперировать одинаковыми понятиями, последовательно и ясно излагать свое мнение, если возникает настоящее несогласие – выслушайте собеседника до конца, чтобы понять, с чем именно вы не согласны. Даже сознавая свою правоту, будьте сдержаны в словах и выражениях, говорите кратко, осмотрительно, хладнокровно – это единственная возможность убедить собеседника.

Возражайте, но не обвиняйте. При возражениях используйте корректные фразы НЛП - «Я думаю…», «Я могу ошибаться…», «Я не вполне уверен…», «Мне кажется…». Далее следуют фразы-запреты - «И речи быть не может!», «Ошибаетесь!», «Вы не правы!», «Это не имеет отношения к делу!». Существует три варианта окончания спора НЛП:

1. вы проиграли спор – признайте это, не демонстрируйте свое неудовлетворение результатом обсуждения, это может привести к разрыву дальнейших отношений и к отчуждению со стороны собеседника. «Признаю, я был неправ», «Моя точка зрения была ошибочной»


2. вы выиграли спор – будьте скромны и спокойны. Ставьте корректные фразы - «Благодарю вас, что выслушали меня» «Благодарю вас, что приняли мое предложение».

3. продвижения в споре не происходит – постарайтесь прекратить обсуждение по данному вопросу и дать разговору другое направление. После достижения согласия по всем существенным вопросам, возникшим в процессе беседы, а также, когда вы видите, что ваш собеседник полностью удовлетворен приведенными доводами - следует переводить разговор к этапу принятия окончательного решения.

Рассмотрим два пути ускорения манипуляции над собеседником.

Когда Ваш собеседник говорит: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать», вы применяете:

1. прием «прямого ускорения» - «Мы уже пришли к соглашению?» «Вы согласны?» Однако, данный прием не очень эффективен, так как вероятность ответа «да» и «нет» составляет - 50%.

2. прием «косвенного убеждения» с помощью фраз НЛП - «Представьте себе, что…», «В случае, если…», «Предположим, что …», «А что бы вы предпочли…», «К какому выводу пришли бы вы в этом случае?» В этом случае вопросы НЛП воспринимаются мягче, не несут элемента принуждения. Собеседник отвечает на вопрос, а его мысли переключаются с решения, которое предстоит принять, то есть он временно освобождается от психологического давления ответственности. Завершая разговор, необходимо: подвести итоги, определить сроки, в которые вы должны выполнить то, о чем договорились. Здесь, так же как и в начале беседы и на всех этапах, важна та атмосфера, на которой вы расстаетесь. Поэтому, не забудьте:
1) поблагодарите собеседника - «Благодарю вас за беседу/проведенное время»;

2) сделать искренний комплемент вашему собеседнику - «Было приятно с вами общаться».

После этого следуют фразы прощания: «Успехов», «До встречи», «Удачи».

Хотя сейчас существует множество литературы по НЛП, образовательных тренингов и курсов, которые объясняют как правильно влиять на собеседника, на что следует обращать внимание в процессе разговора, какие фразы помогут успешно манипулировать им. Однако, мы вам советуем углубить ваши знания в таких дисциплинах, как Риторика, Психология, Языкознание, Страноведение, Этика и других смежных науках. Но, мало иметь только теоретические знания для проведения беседы с элементами НЛП, нужно не боятся применять эти знания на практике и накапливать практический опыт. Ведь, единых шаблонов проведения беседы НЛП не существует, так как поведение участников диалога зависит от множества составляющих: их темперамента, статуса, психологии, культурного уровня, опыта, а также от национального менталитета.



Общими же, при проведении всех диалогов НЛП, остаются рекомендации:

Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника,

Никогда не говорите человеку, что он не прав,

Если вы не правы, признайте это быстро и решительно,

Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника,

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.

В заключение хотелось бы сказать, что правильность построения фраз НЛП, культура речи и эффективность общения при беседе нередко связаны напрямую. Все, что касается норм и рекомендаций по повышению эффективности НЛП, можно определить известной максимой: «Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики:
Способ 1.
Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе".
Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях.

Способ 2.
Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней исказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона.

В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность.

Способ 3.
Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д.
Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят.
Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо. Способ 4:
Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения.

Способ 5:
Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге.

Способ 6:
Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание. .

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния, которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.
Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно задаётся вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиенты НЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли».

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:
как зрительный образ,
как смутное тактильное ощущение,
как фраза, пришедшая ниоткуда,
как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

***

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!