Дифференциация с ш на письме задания. Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш

Упражнение. Проговаривать слова парами.

Следить за правильностью С и Ш.

мешать-писать

лошадка-посадка

шалун-салют

шалаш-салат

мешок-лесок

пушок-кусок

ремешок-носок

шорох-сорок

шумно-сумка

шутка-сутки

пляшу-плясун

пишу-несу

шитый-сытый

мыши-крысы

решил-спросил

ваш-у вас

наш-у нас

страшный-красный

рубашка-колбаска

кашка-каска

маска-Машка

крыса-крыша

касса-каша

миска-мишка

Упражнение. Проговаривать предложения. Следить, чтобы С и Ш не путались! Медленно.

Саня ест картошку. Соня спешит в школу. Школа большая и светлая. В кустах шуршит крыса.Маша сварила вишнёвый сироп. Я съел сладкую шоколадку. Дедушка сидит вшироком кресле. У белки пышный хвост. По мосту быстро несутся машины. У скамейки растёт густой куст шиповника. Шура и Света играют в шашки.Паша и Костя гоняют клюшками шайбу.

С-Ш в одном слове

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушки, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелест, шесть,душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.


Упражнение. Проговаривать предложения.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша-трусишка, страшно ему. Поспешишь -людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Чистоговорки

Саша шапкой шишку сшиб.

Получил на лбу ушиб.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саше дали кашу,

а Маше простоквашу.

Шашки на столе,

шишки на сосне.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Испугались медвежонка

ёж с ежихой и ежонком,

чиж с чижихой и чижонком,

стриж с стрижихой и стрижонком.

Слишком много ножек

у сороконожек.

Дождик, дождик, не дожди.

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко

Золотое донышко.

Петушок

Петушился, петушился

Забияка петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка!

Уронила белка шишку

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

чуть не сбил медведя с ног.

Под корнями старой ели

размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели,

нападают на меня».

Хитрый ёжик

Хитрый ёжик - чудачок

сшил колючий пиджачок.

На иглу нацепит ёжик

грушу, сливу, всякий плод,

что под деревом найдёт.

И с подарочком богатым

поспешит к своим ежатам.

Шарфик

Шел я лесом и боялся.

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

Эй, кто шарфик потерял?

Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

снять одёжку меховую.

Ищет он застёжку

чтобы снять одёжку.

Про кошку

Села кошка на окошко,

замурлыкала во сне.

Что тебе приснилось, кошка?

Расскажи скорее мне!

и сказала кошка:

Тише!

Тише-тише говори.

Мне во сне приснились мыши,

Не одна, а целых три.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот по лесу шуршит.

Весёлая старушка

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот.

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

Кот Пушок

Прыгнул кот пушок на стул.

Клубком свернулся и уснул.

Очень кот Пушок устал.

Он весь день с хвостом играл.

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим, и детям!

Лошадка

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

В магазине игрушек

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки,

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы матрёшки.

Рыбка

Всюду темень, всюду тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

след собачий – к конуре,

белкин след ведёт к дуплу,

мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дождик

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко.

Золотое донышко

Капризы

Все капризы у Оксанки

Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор

И оставим там у ёлки,

Пусть едят их злые волки!

Шишки

Белка с ветки в свой домишко

перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка-

на носу вскочила шашка.

Звуки З- Ж

Звук-жук

зал-пожар

роза-рожа

коза-кожа

Лиза-лыжа

гроза-дрожать

лизать-держать

сказать-бежать

тазы-ужи

корзина-пружина

разный-бумажный

резвый-нежный

Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов.

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

Орешек

Спал заяц в лесу, не мешал никому.

Вдруг что-то упало на спину ему.

Помчался трусишка, от страха дрожа.

И где-то в кустах потревожил ежа.

И крикнул испуганный зайка тогда:

Спасайся, кто может, случилась беда!

Упражнение. Проговаривать предложения.

Возле лужи – зелёная жаба. Бронзовые жуки кружатся над розами. У Зои желтый резиновый зайка. Зина зажигает плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

Упражнение. Проговаривать предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Завизжала железная пила, застучал железный молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Возле лужижаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Дядя Жора режет железо. Зоя любит желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

С-Ш-З-Ж

Упражнение. Проговаривать предложения.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. У Светы на дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбуз.


Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Щенок

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком-

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

А он, расстроенный слегка

Шагал на поводу.

Хитрый ёжик

Хитрый ёжик-чудачок

сшил колючий пиджачок.

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик

грушу, сливу, всякий плод,

что под деревом найдёт.

И с подарочком богатым

поспешит к своим ежатам.

Тихая сказка

Эту сказку ты прочтёшь

тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

и его ежиха.

Серый ёж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

очень тихий ёжик.

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

Кто куда, скажите, влез?

Кто кого никак не съест?

Жёлудь, что ли, червяка?

Фу, какая чепуха!

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

Снежок

На полянку на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Семейка

Мышка в кружечке зелёной

Наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось.

Ни крупинки не осталось!

В лесу

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

про берёзку и про мох.

Про малину, ежевику,

про ежа т про ежиху,

у которых за ежат

все иголочки дрожат.

Зимняя песенка

Белая лужайка.

Тёплая фуфайка,

Я на лыжах побегу.

Ты меня поймай-ка!

Белая дорожка,

Подожди немножко.

Кто там ходит за кустом:

Заяц или кошка?

Баклажан и помидор

Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повёз их на базар. На базаре они лежали рядом и опять спорили -кого из них раньше купят.

Баклажан и помидор купил сразу один покупатель. У покупателя в кошёлке они опять спорили -кого из них скорее съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус.

Так они и не узнали, кто из них красивее и вкуснее.

На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

Познавательные: развивать логическое мышление, воображение.

Речевые: закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах; активизировать и обогащать словарь детей новыми словами; продолжать совершенствовать умение образовывать множественное число число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа; развивать фонематическое восприятие и слух.

Воспитательные: продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения; развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.

Ход занятия:

Организационный омент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами, отправимся в солнечный город, где живут маленькие человечки. Как вы думаете, на чём можно отправиться в солнечный, волшебный город? (примеры детей)

А отправимся в путь мы с вами на волшебном поезде.

Ты видишь поезд вдалеке?

Он по стальной дороге

Бежит, как слово по стране,

Разбитое на слоги…

Но прежде, чем мы отправимся в путь нам надо сесть в вагончики. В вагончик с одним окошком сядет тот, у кого в названии его картинки один слог, в вагончик, где два окошка - те, у кого в названии картинки два слога, в третий - у кого в его слове три слога.

Все сели? Поехали: чух-чух-чух.

Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки тоже будут необычные, волшебные.

На каждой из них вас будет ждать сказочный герой и его интересное задание. Итак,… Отправляемся..

Подведение к теме занятия.

А пока мы в пути слушайте мое задание.

Мы со звуком С играем

Слово к слову подбираем

Самолет, колеса, космос. Шина

Что тут лишнее скажите?

Мы со звуком Ш играем

Слово к слову подбираем

Катушка, уши, пушка, Пылесос

Подскажите мне, ребята, что тут лишнее?

Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались, с какими звуками мы с вами будем работать сегодня?

Дети: Со звуками С и Ш.

Логопед: Да, правильно. Мы будем учиться различать эти звуки потому, что очень часто ребятки путают эти звуки. В этом мы с вами скоро убедимся. И научим их различать.

3. Вот ребята мы с вами и приехали на первую станцию. Посмотрите, кто нас встречает? Он написал для вас стихи. Давайте их послушаем.

Положили в плошку… каску

Надевай пожарник… кашку.

Сочинил писатель…башню

Рисовал художник …басню.

Сладко спит в берлоге…миска

На столе с салатом …мишка.

На лицо надета…машка

Имя нашей кошки…маска.

Оказывается и Незнайка тоже путал эти звуки. Но с нашей помощью он должен понять и исправить свои ошибки.

Ну что, ребята, давайте продолжим наше путешествие.

Чух-чух-чух - стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух-чух-чух - едет он быстро,

4. А вот и следующая остановка. И здесь нас с вами встречает Ворчун. Он подготовил нам игру «Скажу наоборот»: если я скажу слово со звуком С, то вы должны заменить его на звук Ш, и наоборот.

К кому мя подойдет,

Тот мне ответ дает.

Сайка - шайка, сок - шок, шутки - сутки, марс - марш, мышь - мыс.

Ой, смотрите, а здесь еще и Знайка. Он ведь очень умный. Наверное, он приготовил для вас очень необычное задание.

Если в слове Миска третий звук заменить на звук Ш, то получится новое слово. Какое? Мишка. Ребята составляют схему этого слова: сколько звуков в этом слове? Назовите их. Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в этом слове? И т.д.

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик тот достать

Надо на носочки встать.

А теперь, ребята встать.

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

6. Смотрите, ребята, улица умельцев. Здесь живут люди разных профессий. А встречает нас врач Пилюлькин. Он тоже приготовил для нас задание.

Какие вы знаете профессии? Дети называют.

Берем картинку, смотрим на нее и определяем человеку какой профессии нужен предмет, изображенный на ней.

В названии какой профессии слышится один из звуков, которые мы учимся сегодня различать?

Чух -чух - чух - стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух -чух - чух - едет он быстро

К следующей станции везет он нас.

7. А следующая остановка ИЗО-студия. Хозяин изо-студии художник Тюбик. Вот его задание.

В центре карточки-палитры нарисована картинка в названии которой слышится звук Ш или звук С. Если в названии вашей картинки звучит С, то вы в белых кружках рисуете картинки в названии, которых слышится звук С, и наоборот.

8.Рефлексия.

Вот наше путешествие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились с вами различать? Звуки С и Ш.

Раз, два, три, четыре, пять

Очутились в садике опять.

Молодцы, ребята! Все замечательно сегодня поработали.

Приложение

Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании

Упражнения: «Насос - ветер»,
«Холодная - горячая водичка»:
С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах

СА - ША ША - СА

СО - ШО ШО - СО

СУ - ШУ ШУ - СУ

СЫ - ШИ ШИ - СЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах

АС - АШ ЕС - ЕШ

ОС - ОШ ЁС - ЁШ

УС - УШ ЮС - ЮШ

ИС - ИШ ЯС - ЯШ

Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах

АСА - АША ОСА - ОША УСА - УША ЫСА - ЫША

АСО - АШО ОСО - ОШО УСО - УШО ЫСО - ЫШО

АСУ - АШУ ОСУ - ОШУ УСУ - УШУ ЫСУ - ЫШУ

АСЫ - АШИ ОСЫ - ОШИ УСЫ - УШИ ЫСЫ - ЫШИ

Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах

САШ - ШАС СОШ - ШОС

СУШ - ШУС СЫШ - ШИС

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах со стечением согласных

АСТ - АШТ АСК - АШК

УСТ - УШТ УСК - УШК

ИСТ - ИШТ ИСК - ИШК

ЁСТ - ЁШТ ЁСК - ЁШК

ОСТ - ОШТ ОСК - ОШК

ЕСТ - ЕШТ ЕСК - ЕШК

ЮСТ - ЮШТ ЮСК - ЮШК

ЫСТ - ЫШТ ЫСК - ЫШК

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в начале слова

Сутки - шутки суметь - шуметь стуки - штуки

Стык - штык сытый - шитый сайка - шайка

Суд - шут сов - шов спит - шипит

Споры - шпоры стиль - штиль соли - шали

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в середине слова

Усы - уши маска - Машка ириска - Иришка

Усат - ушат масса - Маша басенка - башенка

Пасу - пашу пески - пешки носить - нашить

миска - мишка каска - кашка просить - прошить

басня - башня киски - кишки миска - мишка

посол - пошёл пасли - пошли просо - Проша

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в конце слова

Нас - наш брось - брошь

Вас - ваш плюс - плюш

Кис - кыш мыс - мышь

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

С ме ш ная ш утка, ш ахматная до с ка, с ытый ми ш ка, ви ш нёвый с ок, с ме ш ная ма с ка, пу с той ме ш ок, с ухой капю ш он, ш кольная до с ка, с ме ш ные поте ш ки.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка - машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка - высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка - пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны - пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит под высоким мостом. У нашей кошки - пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки - у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках

Ша - са - ша наша Маша хороша

Са - ша - са укусила нос оса

Ши - сы - ши наши ушки хороши

Сы - ши - сы у осы усы, усы

Иш - ис - ыш беги сюда мылыш

Аш - ос - аш у нас большой шалаш

Аш - ос - иш вокруг такая тишь!

Ос - ош - ос над кустами много ос

Ош - ош - ос и над вишней много ос

Дифференциация звуков [с - ш] во фразах

Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Дифференциация звуков [с - ш] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос - споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.

Кошка спит, а мышку слышит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!

Что испёк, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

Дифференциация звуков [с - ш] в стихах

Пушистый ушастик,

Ушастый пушок

По опушке скок-поскок.

Любит сушки наша Даша,

Сушки - это вам не каша.

Шила шубку - сшила юбку.

Шила шапку - сшила тапку.

Спит на окошке

Пушистая кошка

Едят пшено мышки,

Мышки на опушке,

Пшено едят -

Усами шевелят.

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

Ах, какую кашу

Нам готовит Маша!

Нет вкуснее каши,

Чем у нашей Маши!

Стеша спешила,

Рубашку шила.

Да поспешила -

Рукав не дошила!

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Соня и Саня весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались!

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа даёт им кашу,

Вот смешная Наташа!

Мимо леса, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

Саша с Машей, не спеша,

Шьют сапожки кошке,

Но не будет кошка

Носить эти сапожки!

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: «Шу - шу - шу».

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

Дифференциация звуков [с - ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до-вольна Саша:

У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!

Не шуми, Саша, это не веснуш-ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

Ясно! Дай-ка мне ту, где весну-шек побольше!

НАША КОШКА

У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:

Кто ходит босой? Гусак?

Мяу!

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Мяу!

Кого боятся мыши? Кошку?

Мяу!

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Мяу!

Вот какая наша кошка Анфиска!

ЧЬЯ КОСЫНКА?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо - никто никому не мешает.

У ОКОШКА

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая! Такая мягкая! Такая усатая! Ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

Дифференциация звуков [с - ш] в скороговорках

У Сони - шишки, а у Сани - шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки - смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки - смешные штанишки.

Шестые шутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки - на сосне, шашки - на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше - шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек.

У Саши Шустрикова и сынишка - Саша Шустриков.

У кошки - шесть котят, у мышки - шесть мышат.

Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.

Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).

2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.

Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)

3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы

Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши

4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.

На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша

Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ

5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.

Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.

3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.

Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!

Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!

4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.

Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.

СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"

ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.

Она сказала, что зовут её Фафа.

Ты слышала когда – либо такое имя?

А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

Поможем ей в этом?

Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

И вот первое задание.

Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

Как зовут нашу гостью? (Саша).

Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.

Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

Необходимо выложить схему имени – Саша.

Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

Назови звуки пропущенные в словах?

А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.