Информационный проект «Почетные граждане города Болхова. Методы и формы работы над проектом

Цель:

раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон»;

ознакомить с содержанием основных статей Конституции России, учить ценить права людей;

расширить и углубить понятие «Я - гражданин России»;

формировать у учащихся гражданские качества: знание законов и мотивацию к их выполнению, знание своих гражданских прав и обязанностей, производить гражданские качества: патриотизм, человечность, развивать у детей стремление быть сознательными гражданами России;

побуждать детей к пониманию своей значимости в стране, воспитывать этическое поведение, чувства товарищеских отношений, уважение к родным, заботу о ближнем.

Конечный результат: вызвать у детей желание стать настоящим гражданином

Оборудование: все ученики разделены на команды «Цветочки», сердце, модели человечков, мультимедийная презентация, творческие работы детей, материалы для упражнения «Бильярд» («мячики» со словами «гражданин», «права человека», «обязанности человека», человеческое «Я», «луза» со значением понятий), карточки для работы в группах.

Форма мероприятия: калейдоскоп передач.

Ход мероприятия.

1. Организация класса.

2. Минутка психологического настроя.

С каким настроением пришли на урок?

Чего ожидаете от урока?

А я в свою очередь предложу вам:

Узнать о новом,

Услышать ваши соображения,

Выражение собственных мыслей,

Эстафету дружбы,

Творческую работу.

3. Сообщение темы и задач

В этот классный мы посетим калейдоскоп детских передач. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Каким должен быть маленький гражданин?» Знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (Детская игрушка в виде трубки, вращая которую, мы можем увидеть различные узоры).

4. Основная часть

И первая наша передача «Рассвет»

1) Передача «Доброе утро»

Письмо от волшебника. (Слайд 6) «Уважаемые ученики 3 класса! Я отправляю вам посылку - волшебную шкатулку. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» (Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).

Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

- «Мозговой штурм»

Дать ответ на вопрос «Кто я?» (на моделях ответа, работают в группах).

Результаты. Вокруг сердца наклеиваем модели от каждой группы.

Мы переходим к следующей передаче.

2) Передача «Вопрос на засыпку»

Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН.

На каком уроке мы с ним уже познакомились?

Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие) Мнение зрителей.

Какой документ признает нас как граждан?

У вас на партах лежит этот документ. Давайте его рассмотрим. Разверните содержание. Из чего состоит? (Из разделов). Сколько разделов вы насчитали? Найдите тот раздел, который подходит к теме нашего урока. Разверните страницу и обратите внимание на статьи…….. Давайте их рассмотрим. Как вы можете их объяснить? Какие права вы знаете еще?

Упражнение «Бильярд» по группам.

Перед вами мячики со словами. Попробуйте забить эти мячи в лузы со значением этих слов.

ГРАЖДАНИН

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «Я»

Результаты.

Можно совместить эти понятия? Почему?

Мини-итог.

У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России.

3) Передача «Пока все дома».

Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире.

Что важного сделали они в этой жизни для России?

Фамилии известных людей.

(Коротко о них рассказывают дети)

Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей?

Сейчас мы увидели, какие люди прославили наше государство в спорте, музыке, рисовании и поэзии.

Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Эти дети - ученики нашей школы. Они прославили город, школу, семью, себя. И я приглашаю вас на передачу «Лучше всех»

(Слайды: фамилии, детей, родителей) коротко о них.

Возможно, у вас есть к ним вопросы?

Как, по вашему мнению, должен жить человек на земле, чтобы оставить память о себе?

Кто-то из вас чувствовал уже определенный успех в своей детском жизни? (Дети представляют свои способности: рисунки, поделки, стихи, произведения о России, рассказывают об успехах семьи)

4) Физкультминутка.

5) Передача «Из глубины веков».

Мы посетили украинские комнаты. Для вас очень интересные задания подготовила учитель русского языка.

(Для каждой группы свое задание: выбрать лишние буквы из каждого слова и собрать их в слова – государственные символы России)

ОГГОНЬ

ЛЕЕТО

РРОССИЯ

РОББОТ

Остальные по аналогии.

Мини-итог

На сколько важны эти слова для гражданина?

6) Передача «Ваше мнение».

В этой передаче хотелось бы предоставить слово родителям. Возможно, их заинтересует ваше мнение по некоторым вопросам? (Спрашивает мама)

Что вы представляете, когда произносите слово МАМА?

Представьте, что вы приходите домой, а мама грустная, у нее плохое настроение. Какие слова нужно подобрать, чтобы утешить ее, помочь ей?

Как эти вопросы могут быть связаны с темой урока и почему?

5. Итоги

Минутка счастья.

Я приглашаю всех сесть поудобнее, закрыть глаза и вспомнить что-то очень приятное. Представьте, как в вашей душе начинают расцветать цветы. Сначала они были очень маленькие, а сейчас раскрываются и становятся все больше. Они белые, розовые, желтые, синие, и вот вы - уже не вы, а цветы, очаровательные, яркие цветы, которые излучают любовь к близким людям, к дому, к стране, ко всей Земле. Любовь к тем, кто рядом с вами.

Какие цветы оживали в вашей душе? Запишите на цветочках, что вы оставите в своем сердце после урока?

А теперь я хочу услышать от вас 1 слово - что вас тронуло сегодня? (Говорят, и украшают сердце.)

Давайте наполним наше сердце разноцветными цветами.

(Дети наполняют сердце цветами, становятся в круг).

Я хочу, чтобы всегда и ваши сердца были наполнены такими цветами добра и эти цветы всегда цвели.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Краснослободска
ПРОЕКТ
Участники проекта:
Булькин Владимир, 10 класс,
Усков Алексей, 10 класс,
Бедросьян Ксения, 10 класс,
Тунян Ани, 10 класс,
Смирнова Татьяна, 11 класс,
Мазманова Татьяна, 11 класс
Руководители:
Арова Лидия Николаевна,
Зайцева Елизавета Фёдоровна,
Лабутова Людмила Владимировна
г. Краснослободск, 2015

I. Актуальность

Учитель ­ мирный человек,
Но в том далеком 41­м
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили люди в двадцать первом!
Война! Сколько в этом слове горя, лишений, боли, гибель и страдания
невинных людей. Почти 70 лет отделяют нас от того времени, когда отгремели
последние залпы Великой Отечественной войны, все дальше и дальше, вглубь
времен, уходит Победа.
Но память о ней нужна и нынешнему, и будущим поколениям как яркий
пример беззаветного служения народа своему Отечеству. Мы в неоплатном
долгу перед теми, кто остался на полях сражений и теми, кто вернулся,
обеспечив мир на Земле и Великую Победу.
Среди ветеранов той страшной войны, есть те, кто посвятил свою послевоенную
жизнь детям. Именно о них, учителях, ветеранах войны, «сеятелях разумного,
доброго, вечного»
в год 95­ летия системы народного образования
Волгоградской области и в преддверии празднования 70­летия Победы в
Великой Отечественной войне 1941­1945гг. учащимися нашей школы была
выдвинута идея о создании проекта «Фронтовик. Учитель. Гражданин».
«Без наших отцов, героев и учителей, ­ писал А. Платонов,­ наша жизнь была бы
невозможна ни в физическом, ни в духовном смысле. Поэтому правильное
этическое отношение к нашим предкам и предшественникам, всякая память о
них имеет глубокое прогрессивное значение…»
Проведённое нами социологическое исследование было направлено на
определение актуальности
сохранения исторической памяти о Великой
Отечественной войне у школьников. Оно показало, что никто из
старшеклассников на вопрос: «Интересуют ли Вас события Великой
Отечественной войны 1941 ­ 1945 гг.?» не дал отрицательного ответа. 85%
опрошенных ответили утвердительно, 15% школьников затруднялись ответить
на поставленный вопрос. Это свидетельствует об эффективности школьной
работы по патриотическому воспитанию.
На вопрос: «Из каких источников вы получили знания о событиях Великой
Отечественной войны?»40% опрошенных ответили ­ школа, менее популярными
(по 20%) были ответы ­ родственники, семейные архивы,СМИ.
85% опрошенныхзатруднились ответить на вопрос: «Знаете, ли вы имена
учителей нашей школы ­ ветеранов Великой Отечественной войны?»
Анализируя данные исследования, мы пришли к заключению, что учащиеся
мало информированы о людях, которые защищали нашу Родину в годы войны,
кто своим трудом открыл для нас не только мир знаний, но и вывел на дорогу
жизни.

Таким образом, налицо проблема ­
о ветеранах Великой
недостаток информированности школьников
Отечественной войны, учителях, которые своим ратным и мирным трудом
создают будущее России.
Наш проект ­ дань памяти и признательности людям самой мирной и
человечной из профессий - учителям, нашим землякам, участникам Великой
Отечественной войны. Воспитание молодежи на примерах истории, (в данном
случае, примерами истории являются наши ветераны – учителя) приобщение ее
к опыту предшествующих поколений, является основным условием
формирования истинного гражданина ­ патриота своего Отечества.

II. Основные
приоритеты

Цель:сохранение исторической памяти о событиях Великой
Отечественной войны через популяризацию знаний об учителях школы ­
участниках войны, тружениках тыла, детях войны ­ прославивших
героизмом, своим педагогическим трудом, родную землюи создающих
будущее нашей Родины
Задачи:
Собрать, исследовать и систематизировать материал:
а)об учителях, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина,
человека в суровых условиях военного времени,
б) об учителях ­ тружениках тыла, ковавшим Победу за станком ­ на
заводе, за трактором ­ на колхозном поле,
в) об учителях, чьё детство пришлось на грозные военные годы.
 На примере судеб конкретных учителей, участников войны, воспитывать
у учащихся патриотизм, любовь к родине, мужество и отвагу
 Создать информационную базу рукописных, мультимедийных и печатных
материалов о субъектах и объектах гордости нации, региона, района,
малой Родины для организации патриотического воспитания в школе,
городе, районе.
общественными организациями,
 Установить партнёрские отношения с разными субъектами социализации:
семьёй,
администрацией города
Краснослободска, учреждениями дополнительного образования и
культуры, СМИ для популяризации знаний о людях, прославивших
ратными и мирными делами свой род, фамилию, землю, на которой они
живут.
Для реализации целей и задач проекта были созданы творческие группы.
Задания для 1 творческой группы учащихся.
Тема исследования: «Учителя - фронтовики»
1. Провести социологическое исследование.
2. Сбор материалов об участниках великой Отечественной
войны- учителях нашей школы, их систематизация
для

альбома-памяти и выступления перед читателями городской
детской библиотеки, перед учащимися 8- 9 классов школы
3. Оформление результатов в виде диаграммы, альбома
«Учителя – солдаты Победы», в рукописной книге «Учитель.
Фронтовик. Гражданин»,презентации «Учитель - воин», «Они
защищали Сталинград», проведение устного журнала «Учитель
на войне»,
публикация статьи в газете «Звезда
Краснослободска».
4. Выпуск газеты «Учитель. Фронтовик. Гражданин»
Задания для 2 творческой группы учащихся.
Тема исследования: «Труженики тыла»
1. Сбор и систематизация материалов по теме исследования.
2. Проведение уроков мужества «Поклонимся героям тыла»
среди учащихся 5-9 классов.
3. Оформление результатов в альбоме-памяти и рукописной
книге.
Задания для 3 творческой группы учащихся.
Тема исследования: «Дети войны»
1. Сбор и систематизация материалов об учителях нашей
школы, чьё детство пришлось на военные годы.
2. Презентация буклета «Дети войны» перед учащимися
школы.
3. Оформление результатов в альбоме и рукописной книге.
Программа действий
Регион
1.Внести предложение в органы власти в решение актуальных проблем

гражданско­патриотического воспитания подрастающего поколения города,
области, страны.
Город:

I. Информационно – просветительская деятельность:

Организовать презентацию альбома памяти в городской детской
библиотеке
1. Провести устный журнал для читателей городской детской и
школьной библиотеки на тему «Учитель. Фронтовик. Гражданин».
2. Подготовить альбом«Учителя – солдаты Победы» для городской
детской библиотеки.
3. Обратиться за содействием к ТОСу «Уренгоец» о выпуске буклета ко
Дню Победы и проведения акции «Георгиевская лента».
4. Провести акцию «Георгиевскаялента».
II. Творческая проектная деятельность:
1. Оформитьальбом памяти «Учителя – солдаты Победы».
Школа:
1 Провести социологическое исследование.
2 Поиск, анализ и ранжирование информации из различных источников по
теме исследования
3 Организовать и провести встречи с учителями­ветеранами
педагогического труда нашей школы.
4.Подготовить выступления перед учащимися школы:
а) в 5­7­х классах презентация альбома «Учителя – солдаты Победы»;
б) в 8­10­х классах презентацию рукописной книги «Учитель. Фронтовик.
Гражданин»
5. Оформить стенды: а) в рекреации 1 этажа школы «Памяти павших будьте
достойны», б) в школьном музее «Учитель ­ воин», в) в рекреации 2 этажа
«Детство, опалённое войной»
6. Провести экскурсии для учащихся начальной школы в школьном музее.
7. Конкурс инсценированной песни «Юбилею Победы ­ 70 песен о войне»
8. Конкурс рисунков «Война глазами детей»

Что нужно знать и уметь, чтобы достичь целей
мозгового штурма
правила проведения
правила создания
презентаций
знать
правила успешного
публичного выступления
социологического опроса
правила проведения
правила проведения мозгового штурмаправила создания презентацийправила успешного публичного выступленияправила проведения социологического опросазнать

взаимопомощь)
взаимодействие и
распределение обязанностей,
(планирование и
работать в группах
использовать сеть интернет и
др. источники, чтобы
находить, анализировать и
обобщать нужную
информацию; формулировать
уметь
выводы
и др.)
работать в различных
компьютерных программах
Word, Power Point, Publisher,
Excel
опросов, разработка памяток
результаты социологических
формах (презентации,
своей работы в различных
представлять результаты
­ Что участие в проекте даст его участникам
работать в группах (планирование и распределение обязанностей, взаимодействие и взаимопомощь) использовать сеть интернет и др. источники, чтобы находить, анализировать и обобщать нужную информацию; формулировать выводыработать в различных компьютерных программах Word, Power Point, Publisher, Excelпредставлять результаты своей работы в различных формах (презентации, результаты социологических опросов, разработка памяток и др.) уметь

Участвуя в проекте, мы
получим возможность:
выразить своё мнение,
гражданскую позицию по
данной теме
повысить свою социальную
активность
Ожидаемые результаты проекта
Участники проекта проведут социологические исследования, поиск и анализ
информации по теме, сформулируют выводы и собственную точку зрения по
проблеме проекта. Итоги работы представлены в различных формах:
рукописная книга, презентации, фотоотчёт, памятки, буклет, публичные
выступления по теме, отчёт о работе на школьном сайте, альбом для городской
библиотеки, рукописная книга для школьного музея, апробация проекта на
районной конференции ученических проектов. По окончании работы каждый
участник заполнит лист впечатлений или напишет эссе по теме проекта.
Исследовательская работа полезна, так как собранная информация пополнит
школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по
патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память о ветеранах­
педагогах школы, больше узнаем об истории школы через изучение военной и
мирной жизни ветеранов­педагогов школы.
Участвуя в проекте, мы получим возможность:выразить своё мнение, гражданскую позицию по данной темеповысить свою социальную активность

Звёздочка обдумывания
участие в
научно-
практическ
конференци
ой
и
создание
презентац
ий
выпуск
стенгазе
т, бук
летов
Учитель.
Фронтови
Граждани
к.
н.
социологи
-ческие
опросы
создание
рукописн
ой книги
участие в
акциях:
"Обелиск",
"Ветеран
живёт рядом"
Учитель.Фронтовик. Гражданин.выпуск стенгазет, бук летовсозданиерукописной книгиучастие в акциях:"Обелиск","Ветеран живёт рядом"социологи-ческие опросысоздание презентацийучастие в научно-практической конференции

III. Основное
содержание

Мы по России­матушке по всей ­
Как снег белеем и как он же таем.
И завтра только книжки да музей
Расскажут вам о боли грозных дней,
Которую, мы лучше книжек знаем.
В 2015 году мы достойно встречаем День Победы, вспоминая героев­
фронтовиков, и стараемся не забывать и про вторую дату – 95­летие системы
народного образования в Волгоградской области. Мы решили соединить две эти
памятные даты, преломив их через судьбы учителей ­ фронтовиков, учителей ­
тружеников тыла на крутом повороте российской истории, ставших
свидетелями военной трагедии и рассказавшие детям, какая она была – их
война.
Воспоминаньям предаваясь,
Вхожу в священный школьный Храм,
И, в свете юности купаясь,
Опять готов к любым ветрам.
А мысли рвутся в детства дали,
Где без ноги, иль без руки
Нам в жизнь дорогу пробивали
Учителя­фронтовики.
47 лет назад, в 1968 году, на широком экране был впервые показан фильм
режиссера Станислава Ростоцкого. Фильм рассказывал о трех днях из жизни
обыкновенной Московской школы и носил совсем не героическое название
«Доживем до понедельника». Впервые в российском кинематографе, главным
героем фильма стал простой русский учитель, фронтовик, посвятивший свою
жизнь детям. Жизнь героя фильма можно было обозначить тремя фразами:
«Учитель. Фронтовик. Гражданин».Учителя­фронтовики – это особая когорта
русских педагогов. Яркие, талантливые, чуткие люди, общение с которыми
оставляет глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их с
теплотой и радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, кто
учился у них. Для детей военных и послевоенных лет они стали идеалами,
кумирами на всю жизнь. Их искренне любили, ценили их мнение, к ним шли за
советом в трудную минуту, а их рассказы о войне слушали, затаив
дыхание.После войны слово «фронтовик» имело особое, совершенно необычное
звучание. Это потом фронтовиков стали называть «Участник Отечественной
войны», «Ветеран Великой Отечественной войны». К фронтовикам тогда было
особое отношение. Люди считали, что человек, преодолевший неимоверные
трудности военной жизни, лучше разберется и решит все накопившиеся
проблемы жизни мирной. Это был золотой человеческий фонд, им в первую
очередь поручали самые ответственные посты и должности. Слово «фронтовик»
звучало гордо, ответственно и почетно!
Об участниках Великой Отечественной войны написаны книги, созданы
фильмы, но почему ­ то именно учителя ­ фронтовики оказались незаслуженно
забыты в канун празднования юбилея Великой Победы. А ведь сохранение

памяти об этих людях, прошедших Великую Отечественную, изучение их
наследия – важная задача, которая стоит перед каждым из нас. В нашем проекте
будут представлены работы, в которых ребята расскажут о военной и
послевоенной судьбе учителей­фронтовиков и детей войны, испытавших все
тяготы военного лихолетья, и в послевоенной жизни выбравших профессию
учителя.
Я из Сталинграда
Иван Иванович Васильев – один из многочисленных свидетелей
Сталинградских событий, участник кровопролитных боев, которые шли на
волжской земле. Он в подробностях вспоминал последующие военные годы:
«321­я стрелковая дивизия прибыла из Забайкалья в начале апреля 1942 года.
Заняла оборону около Александровки, что на реке Иловля. В первый же день
показалась «рама», итальянский самолет. Она летела и сбрасывала листовки:
«Мы в Ростов вошли с гармошкой, Сталинград возьмем бомбежкой». Уже на
второй день позиция дивизии подверглась очень сильному артиллерийскому
обстрелу, потом – бомбежке группами немецких самолетов. В конце концов, под
прикрытием танков двинулась вражеская пехота. Сопротивление наших войск
было подавлено. Дивизионные части отходили.Оказалось, что от дивизии
осталась только третья часть. В Озерках состоялось ее доукомплектование. Она
стала называться 82­й стрелковой. Нас направили на Сталинградский фронт в
группу войск генерал­лейтенанта В. И. Чуйкова. Заняли оборону, хорошо
укрепились, вгрызлись в землю. Но ситуация тут сложилась тяжелая. Участок
обороны большой, многого не хватало, не имели воздушной и танковой

поддержки. Силы немцев превосходили самолетами и танками. В такой
обстановке ожесточенные, оборонительные бои продолжались больше месяца. В
июле 1942 года сто гитлеровских танков под прикрытием авиации прорвали
оборону советских войск. Создавались заградотряды, штрафные роты, усилился
фронт новыми дивизиями, двумя воздушными армиями, полком «катюш».
Таким образом, возникли благоприятные условия для наступления наших войск.
И 22 ноября прорвали укрепление фашистов около села Елхи и хутора Попов. В
течение декабря шли бои по уничтожению этой многочисленной группировки.
Наша дивизия стала называться гвардейской стрелковой. Многих представили к
наградам». В дальнейшем дивизия, в которой воевал Иван Иванович, с боями
дошла до Берлина, штурмовала столицу гитлеровских оккупантов. Среди
множества оставленных на рейхстаге надписей есть памятная запись и нашего
земляка, которая горделиво гласит: «Я из Сталинграда». После войны Иван
Иванович снова возвращается работать в школу. Проработал он до 1979 года.
Воин, учитель, поэт
Берет вдова осколки на ладонь,
Трясутся старческие нервно руки,
И сердце жжет невидимый огонь,
Напоминания, пережитые годы.
Николай Петрович Рыбаков – один из тех тысячветеранов,
про которых поэт­воин СеменГудзенко сказал: «Мы не от старостиумрём – от
старых ран умрём» .

Рыбаков Николай Петрович родился 9 мая 1921 года в г. Фролово, в семье
потомственного железнодорожника. Окончил среднюю школу в 1939 году, в
1940 году был призванв армию. Служил в Забайкальском военном округе.
Когда началась война эшелономотправили наЗападный фронт. Сражался под
Дорогобужем, Смоленском, Вязьмой,здесь был ранен и отправлен в г. Калугу. Из
госпиталя направили на Западный фронт, где шли ожесточенные бои под
Ржевом, Старицей, Великими Луками­снова был ранен,лечился в г. Чкалове. Из
госпиталя в 1943 году был направлен в4­ю особую танковую бригаду, в составе
которой освобождал Псков, Латвию, Литву, штурмовал Кениксберг,
освобождал Польшу. В апреле 1945года перешли за границу Германии. На
Берлинском направлении, когда прозвучал последний салют, снова был ранен
осколком в левую голень. Был отправлен в полевой госпиталь, в Данциг, затем
в Майнверден. Врачебная комиссия установила 2­ю группу инвалидности и
демобилизовала домой в июле1945 года.
За годы войны был пулеметчиком, связистом, ходил в разведку. Орденом
«Красная Звезда» награжденза взятиеи доставку вштаб немецкого офицера с
секретными документами.
С 1946года учился надвухгодичном отделении учительского института,
получив диплом учителя истории 5­7 классов, в 1948 году направлен в
Красную Слободу.
Пединститут закончил заочнои получил второй диплом уже высшего
образования.Проработал учителем истории в средних школах №2 и №4 23 года.
В 1977 году ушел на заслуженный отдых как инвалид Великой Отечественной
войны.
Для Николая Петровича война не закончилась 9 мая 1945 года, она более полувека
продолжалась в его стихотворениях. Спасаясь от боли, он стал писать стихи,
посвятил немало стихотворений защитникам крепости на Волге. Это сборники: “То
отзвеневших весен гул”, “Этот День Победы”, “Пересечения”, “Пути – дороги”,
“Лик войны”, “Солдаты Сталинграда”, “Годы и судьбы”, “Мы юности нашей верны”,
“Сталинградские зарницы”, “Память огненных лет”.
Много летбыл внештатным корреспондентом газеты «Звезда», писал
стихи, статьи. Стихи печатались в газетах «Волгоградская правда», «Трибуна»,
«Крестьянская жизнь», журнале«Отчий край» и других печатных изданиях.
Рыбаков Н.П. ­ учитель­ фронтовик, патриот­защитник Родины.
«Его отличительными чертами были: активная жизненная позиция, высокий
уровень образованности, большое желание привить интерес к истории,
сформировать у учеников хорошие знания, умения правильно оценивать
исторические события, факты, анализировать их, делать выводы» ­ так про него
сказала ветеран педагогического труда учитель русского языка и литературы
Межецкая Валентина Николаевна.
Живет во мне минувшее,
Глядит во все глаза.
Живу, все время слушая
Немые голоса.

Повсюду, что ни делаю,
Я их в себе ношу
И над бумагой белою
Свой карандаш крошу…
Родился в рубашке
Иван Кириллович Медведев был призван в армию в 1938 году,
участвовал в боях за Халхин – Гол. Из 12 краснослободцев в живых осталось 10
человек. В июне 1942 года в составе 5­й механизированной дивизии занимал
оборону в районе Серафимовича. В батарее, которой командовал Иван
Кириллович, из 42 человек в живых осталось только двое. В самом Сталинграде
ему не пришлось воевать, но в обороне города Иван Кириллович принимал самое
непосредственное участие. 19 ноября 1942 года началось наступление. За четыре
месяца миномётный полк преодолел 400 километров и из города Серафимовича
дошёл до Белой Калитвы. Запомнились лютые морозы, кровопролитные бои,
гибель товарищей. Когда Иван Кириллович вернулся домой, мать сказала: «Ты,
сынок, в рубашке родился». После демобилизации работал в школеучителем
трудового обучения. Иван Кириллович всегда был частым гостем на всех
школьных мероприятиях.

Девушка с обложки.
В 1945 году в одном из чехословацких журналов появилась фотография
миловидной улыбающейся девушки в военной форме. Она сидела на фоне
цветов, прямо на траве. Это была Уланова Полина Ивановна, которую многие
краснослободцы потом узнали как учительницу начальных классов в школе № 2.
Перед тем как попасть на обложку, девушка прошла с боями от Сталинграда до
Праги.
В 1941 году Полина Ивановна закончила педагогическое училище в
Воронежской области. По своей специальности проработала всего год. В
восемнадцать лет она добровольцем ушла на фронт. Попала в состав 52
гвардейской стрелковой дивизии. 27 июня дивизия вышла на Дон и заняла
оборону на широком фронте в 180 километров. Вскоре гитлеровцы пытались
прорвать оборону, но им это не удалось. Полина Уланова вместе с
однополчанами принимала участие в освобождении Харькова, польских городов,
форсировала Вислу, Одер. День Победы встретила на границе Германии и
Чехословакии. После войны Полина Ивановна с теплом вспоминала своих
боевых товарищей и самую любимую фронтовую песню:

Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым…
Эх, путь дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая
А помирать нам рановато
Есть у нас ещё дома дела…
На протяжении многих лет Полина Ивановна преподавала в нашей
школе.
Шли девчата по войне
Татьяна Васильевна Поздеева родилась
6 декабря 1921 года в
Ставропольском крае, селе Воронцовка. В 1941 году закончила Галичевское
педагогическое училище. В 1942 году её призвали в армию для прохождения
службы. 30 декабря 1942 года она приняла присягу и была направлена в состав
861 отделения зенитно­артиллерийского полка в должности дальномерщика. 27
июля 1945 года на основании Постановления Совета министров СССР уволена в
запас и направлена в Нейский райвоенкомат.
За победу над фашизмом, храбрость, мужество и стойкость награждена
медалью «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени.
В 1945 году Татьяна Васильевна с мамой и братом едет по распределению в

глухую отдалённую деревню работать учителем. Там она знакомится со своим
мужем. В 1950 году Татьяна Васильевна вступает в ряды КПСС. После переезда
в город Краснослободск работала до 1994 года учителем начальных классов. По
словам родных, она очень любила свою работу и детей. За многолетний и
добросовестный труд Поздеева Татьяна Васильевна награждена медалью
«Ветеран труда».
Глава II.
Труженики тыла
У России было два фронта:
Первый бил, громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи иль станка.

Слово «труженик» … В словаре русского языка Ожегова слово трактуется
как «тот, кто трудится, трудолюбивый человек; пометка «(высок.)» означает:
«оттенок торжественности, приподнятости». Вряд ли думали о торжественности
13­15­летние мальчишки и девчонки, для которых лозунг «Все для фронта, все
для победы!» был не просто лозунгом. Он стал образом жизни.
Филина (Ткаченко) Мария Антоновна
Филина (Ткаченко) Мария Антоновна родилась в 1923 году. В 1941 году
закончила школу и мечтала поступить в пединститут, но война разрушила все её
планы. Все личное ушло в сторону, и она пошла работать на судоремонтный
завод в нашем городе. Здесь работал секретный 4­й цех, куда очень тщательно
отбирали рабочих. Преждевсего брали коммунистов и комсомольцев. Отбор вел
особый отдел завода, его возглавляла Еремеева. Она лично беседовала с каждым
и брала расписку о неразглашении тайны.
Цех выпускал снаряды для «катюш». Весь процесс был разделен на простейшие
операции. Детали шли по конвейеру, и каждый рабочий делал строго свою
операцию. За всё время сборки, не качественным оказался только один снаряд.
23 августа 1942 года началась страшная бомбежка Сталинграда. Она началась в

обед. В этот момент Мария Антоновна на теплоходе переправлялась со
Сталинграда на левый берег Волги. Вражеских самолётов было много, а наших
мало. Один вражеский самолёт пытался потопить этот теплоход. Но его отгонял
наш самолёт. Немцы подбили наш самолёт, а выпрыгнувшего с парашютом
лётчика расстреляли.
За свой труд награждена медалью «За доблестный труд» и грамотой особого
образца.
После войны Мария Антоновна окончила педагогический институт и пришла
работать в нашу школу. Проработала … В 2014 г оду Марии Антоновне
присвоено звание «Почётный гражданин городского поселения город
Краснослободск»
Ульянова Таисия Степановна
Семья Таисии Степановны до войны жила в городе Сталинграде. В начале
войны отец ушёл на фронт. Когда в город вошли немцы, то к ним в дом вместе
с фашистами зашла переводчица и сказала, чтобы они уходили. Ушли в
бомбоубежище, а через несколько минут дом был взорван. Решили перебраться
за Волгу. До берега добирались ползком, а на левый берег Волги на баркасах.
По пути им встретился солдат, который дал Таисии Степановне кружку и ложку
и сказал, что идут они на бойню. Вскоре услышали крики «Ура!», солдаты
пошли в рукопашную. Через сутки увидели, что израненные и обожжённые
солдаты ползут назад. Таисия Степановна ходила и поила раненных из кружки.
В 15 лет пошла работать, чтобы кормить маму, себя и сестру. Расчищали
помещения для хранения картошки. На работу ходила пешком, переправлялась
через Волгу. Зимы были холодными и чтобы руки не так сильно мёрзли, мастер

заставлял держать их в солёной воде. Иногда мастер посылал в магазин за
хлебом и за это угощал варёной картошкой с маленьким кусочком хлеба. Таисия
Степановна заворачивала это в платочек и приносила домой.
После войны, на Новый год давали 10 пряников и 10 кусочков сахара. Бежала
домой и уронила всё. Очень переживала, но собрала и принесла домой.
На протяжении многих лет Таисия Степановна работала в нашей школе
техничкой. За ней был закреплён третий этаж, на котором всегда была идеальная
чистота. Учителя, дети и родители с благодарностью вспоминают эту
труженицу. Она частый гость на различных мероприятиях в нашей школе.
ГлаваIII.
Дети войны.
Дети войны–
И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…
Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!
Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!
Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но
есть другое поколение, это поколение, которому война омрачила детство. Их
так и называют ­ детьми войны.Кто­то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь
не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под
огнем вытаскивать раненых с поле боя. Но жизнь детей войны была не менее
трудной, чем у ветеранов. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы
бомб, вместо чистого неба видели самолеты­бомбардировщики. Они росли без
красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая­то. У
половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братьев и
сестёр. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с какими другими лишениями. Что
отсутствие каких­то вещей, если потеряны родные люди!Детям войны рано
пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому
было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с

утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не
было...
Учитель иностранного языка Шаповалова Мария Петровна вспоминает о том,
что первый раз она встречала новый 1945 год около «ёлки». А ёлка – это
срубленный абрикос, который разукрашивали все, чтобы сделать похожим на
ёлку. Но самым запоминающимся моментом было получение подарка у ёлки –
это пряник, о котором со слезами на глазах вспоминает ветеран педагогического
труда.
В нашей школе на протяжении многих десятков лет работали учителя, которые
не понаслышке знают о той войне. Мы чтим память первого директора школы
Земцовой Инны Ивановны. Проработала директором 11 лет, вошла в новое
здание вместе с ребятами в 1965 году. Одновременно преподавала историю.
Помним и учителя трудового обучения Земцова Виталия Александровича,
учителя физической культуры ­ Филина Владимира Павловича, учителя
математики – Каталевского Николая Михайловича, учителей начальных классов
Кучеренко Галину Алексеевну, Молоканову Александру Павловну, учителя
биологии и заместителя директора по учебно­воспитательной работе Попову
Галину Николаевну. Мы говорим добрые слова в адрес учителей, которые
находятся на заслуженном отдыхе: учителю начальных классов – Турутиной
Валентине Яковлевне, учителю трудового обучения Типаевой Нине Павловне,
учителю химии Дулиной Валентине Николаевне. Валентина Николаевна на

протяжении многих лет была заместителем директора по воспитательной
работе. А также учителю математики Боковой Ираиде Георгиевне, учителю
географии Маношиной Александре Павловне, учителям русского языка и
литературы – Межецкой Валентине Николаевне и Лутковой Валентине
Васильевне, которые каждый год с ребятами вспоминали героев войны и писали
сочинения о них. Межецкая Валентина Николаевна не один раз вспоминала о
том, что во время Сталинградской битвы, им пришлось эвакуироваться из
родного посёлка. После возвращения дома застали голые стены. Нечего было
одеть, нечего есть. Но это не остановило её в достижении своей мечты – стать
учителем. Она с мешком книг отправилась на учёбу в столицу нашей Родины, в
Москву. Окончила Московский государственный университет и на протяжении
нескольких десятилетий преподавала русский язык и литературу в нашей школе.
В школу и сегодня спешат на уроки дети войны ­ учитель математики Джиоева
Мария Сергеевна и заслуженный учитель РФ учитель физики Блинкова Л.А.. С
1976 года она возглавила школу и на протяжении более 30 лет была бессменным
её директором. Награждена значками: 1981 год – «Отличник народного
образования РСФСР», 1986 год – «Отличник просвещения СССР». Под её
руководством в 1991 году педагогический коллектив стал лауреатом областного
конкурса «Школа года ­ 91». За годы руководства школой Людмилы
Александровны
коллектив
единомышленников. В 2007 году Блинкова Людмила Александровна удостоена
высокого звания «Заслуженный учитель РФ». Вся жизнь наших педагогов была
посвящена служению Отечеству, безграничной преданности своей работе.
стабильный,
творческий
сложился

Оценка эффективности деятельности.
Вот и закончился наш рассказ об учителях­ветеранах Великой Отечественной
войны. Об этих удивительных, честных, героических людях можно говорить
очень много. Они для нас всегда будут примером. Мы гордимся ими. Что же
изменилось в процессе и результате проведенной работы? Прежде всего – мы
сами: учились находить информацию, взаимопониманию, взаимопомощи,
чувству сопереживания. Но самое главное, мы становимся патриотами своей
Родины не на словах, а на деле. Мы достигли поставленных целей и задач,
узнали о наших учителях­ветеранах: какой была педагогическая деятельность
до и после войны,какими были военные годы ­ на каких фронтах воевали, какие
награды получили за боевые и трудовые заслуги.

п.п.
1
2
3
Мероприятия
Результат
Анкетирование учащихся школы
Работа с различными источниками по
темам исследования
Подготовлены презентации «Учитель ­ Привлечено внимание учащихся,
Выявлены направления работы
Собран теоретический материал
для изучения проблемы

родителей к проблеме
сохранения памяти о Великой
Победе. Собранные
автобиографические сведения о
ветеранах, личные качества
каждого ветерана, трудовые
дела являются очень хорошим
положительным примером в
воспитании подрастающего
поколения.
воин», «Они защищали Сталинград»
Проведён устный журнал «Учитель на
войне»
Публикация статьи в газете «Звезда
Краснослободска»
Выпуск газеты «Учитель. Фронтовик.
Гражданин»
Проведение уроков мужества
«Поклонимся героям тыла» среди
учащихся 5­9 классов.
Презентация буклета «Дети войны»
перед учащимися школы
Оформлены стенды: а) в рекреации 1
этажа школы «Памяти павших будьте
достойны»,
б) в школьном музее
«Учитель ­ воин», в) в рекреации 2 этажа
«Детство опалённое войной»
Конкурс рисунков «Война глазами
детей»
Конкурс
«Юбилею Победы ­ 70 песен о войне»
инсценированной песни
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Оформлен альбом «Учителя – солдаты
Победы» для детской городской
библиотеки
Создана рукописная книга «Учитель.
Фронтовик. Гражданин»
13
Этот проект увлёк учащихся школы и никого не оставил равнодушным. Он
заставил всех нас задуматься над тем, какую невероятную цену пришлось
заплатить нашим землякам за победу в Великой Отечественной войне. Наша
работа ­ дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной из
профессий - учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной
войны. Это ­ яркие, талантливые, чуткие люди, общение с которыми оставляет
глубокий след в душах их учеников.
Родные земляки­учителя!
Велик ваш вклад в всеобщую Победу!
Мы благодарны вам,
и в сердце вы у нас!
В музее школьном шли по вашему мы следу,
И знаем все, и помним мы о вас!
Вы все свой долг исполнили достойно,
И вами от фашистов мир освобожден,
Чтоб все мы жили счастливо, спокойно,
Спасибо вам, и низкий вам поклон!..

Классный час на тему "Я гражданин России" разработан для учащихся 3-в класса гимназии № 8 города Можги Удмуртской республики и проведен в рамках городского конкурса "Самый классный классный". Это классный час - урок рассуждения, осмысления.

На уроке планируется показать могущество и красоту родной страны России через видеоролики, патриотические песни, чтобы вызвать гордость у детей, в какой великой стране мы живем. Демонстрируются фотографии В.В Путина, известных земляков и одновременно опустившихся людей.Вопрос: Какими гражданами России хотели бы стать вы? заставляет детей задуматься, а что нужно делать для того, чтобы стать достойным гражданином своей страны.

На протяжении урока дети отвечают на вопросы теста, подготовленного учителем. В конце урока к фразе "Я гражданин России " каждый ребенок ставит свой знак: точку, знак вопроса или восклицательный знак.При этом он обосновывает свой ответ.

Классный час «Я - гражданин России».

Цель: Узнать,какими гражданами страны являемся мы?

Мотив: Каким гражданином России хотелось бы стать вам?

Ход занятия

Орг. Момент

Классный час мне хочется начать с песни «Великая страна- Россия»

Послушайте ее слова внимательно, чтобы ответить на вопрос:

В чем же величие и могущество нашей страны?

(Ответы детей)

Наша Родина - Россия

А какая же она, наша Родина? Кто сможет показать ее на карте?

Как называется и где расположена ее столица.

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Красота русской природы во все времена воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. Богаты наши земли лесами, полезными ископаемыми…

А вот в этой волшебной шкатулке вы сможете увидеть главное богатство нашей Родины.

Хотите проверить? (Вызвать 3-5 человек)

(Дети заглядывают, в шкатулке - зеркало, дети видят свое отражение).

Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

(Там зеркало, а в нем наше отражение…)

Так кто является главным богатством нашей страны?

Конечно, богатством нашей Родины являются дети. Каким вырастет новое поколение, куда оно поведет за собой, сможет ли сохранить, красоту и мощь России. Только, воспитав настоящих граждан своей страны, Родина может быть спокойна за свое будущее.

Поэтому тема нашего классного часа:

«Я гражданин России»

Только обратите внимание, в конце этого предложения я не поставила никакого знака.

Какой же знак должен стоять здесь?

Утвердительная точка? Когда вы с твердой уверенностью можете заявить, что вы законопослушный гражданин России.

А может восхитительный знак восклицания? И вы найдете несколько примеров из своей жизни, чтобы заявить с восхищением о том, что вы уже Гражданин России! Что вы вносите свой вклад в ее развитие.

Или сомневающийся знак вопроса? Ведь он заставит вас задуматься о том, а настоящий ли вы гражданин своей страны, может ли Россия гордиться вами?

Я думаю, что в конце нашего разговора, каждый из вас поставит свой знак.

Так какова главная цель нашего занятия? Выберите из данных целей главную.

-Узнать, какими гражданами страны являемся мы?

Сколько граждан проживает в России?

1. Гражданственность определяется с рождения.

Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

У вас на партах лежит ксерокопия вашего свидетельства о рождении. Давайте его рассмотрим. Если один из ваших родителей является гражданином России, значит вы с рождения – граждане России. Так записано в главном законе нашей Родины- Конституции РФ.

Дети делают вывод : Вы рассмотрели свидетельства о рождении. На ваших листочках «Я гражданин России» . Поставьте галочку в нужной колонке, напротив 1 строчки - Я являюсь гражданином России с рождения

В 14 лет вы получите свой первый документ, подтверждающий вашу гражданственность – этот документ- паспорт.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

А вот это- все граждане нашей страны России, потому что они имеют паспорт РФ.

(Слайд, на котором изображены: паспорт РФ, Путин, Калашников, военный – офицер, Бурановские бабушки, заключенный в тюрьме, алкоголик, наркоман)

МОТИВ: Каким гражданином России хотелось бы стать вам?

А что для этого необходимо делать?

2.Гражданин выполняет права и обязанности

В самом главном документе нашей страны Конституции РФ (СЛАЙД) записано

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Право – это возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Поиграем в игру «Права и Обязанности», для этого объединимся в группы.

1 ребенок достает карточки из конверта, читает. Остальные - приклеивают эти карточки на лист бумаги А-3

Проверим, как поработали группы. (1 человек из группы выходит к доске, демонстрирует)

У кого есть замечания к работе групп?

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ». СЛАЙД

Дети делают вывод:

На листочке сделайте вывод, пользуйтесь ли вы правами и выполняете ли обязанности гражданина России, в первую очередь школьника?

Гражданин знает государственные символы

Как вы думаете, выполняя все права и обязанности, достаточно чтобы быть достойным гражданином страны?

Наверное, еще каждый гражданин должен знать символы своей родины.

А вы их знаете?

Из всех изображенных символов, выберите только те, что принадлежат России.(На слайде изображено несколько флагов, гербов, четверостиший из гимнов разных стран)

Запомним, как родились эти государственные символы.

Инсценировка.

Действующие лица: Петр 1, служанка Матрена.

Матрена: Батюшка, Петр Алексеевич, извольте покушать! С утра ведь голодные ходите! Все в делах, в делах….

(Подает на стол чашку и ложку)

Петр: Уйди, Матрена, уйди некогда мне! Думу я великую думаю!

(Смотрит в окно) Да, велик флот Российский! Одно плохо: никакого отличия государственного! Вот к примеру, аглицкий корабль аль французский сразу узнать можно- флаг государства издалека видно. А российский корабль как отличить? Неужто Россия не великое государство? Надо что-то придумать!(Садится за стол, берет перо, что-то чертит)

Вот так, а может быть почти так, появился на свет флаг, который до сего дня остается символом нашей Родины, нашего государства.

20 января 1705 года царь Петр 1 учредил российский триколор: белый,-синий-красный. Сейчас Артем подробнее расскажет вам о символе государства –флаге.

Выступление ученика:

Флаг

Допетровская Русь не знала единого государственного флага. При Петре 1 был учрежден флаг, который стал символом России. В выборе цветов флага сыграла роль отечественная традиция:

Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Красный цвет считается традиционным цветом русских царей до 19 века

Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы земли Русской

Белый цвет был символом свободы и величия(независимости)

Инсценировка

Действующие лица: царь Иван3, его жена Софья Палеолог – племянница византийского императора.

Софья: Ну вот я и царица!

Иван: Да, Софьюшка, ты теперь царица! А я, царь, Иван 3, смогу наконец, мечту свою исполнить. Объединю Русь из мелких княжеств в великое, единое государство! А потому как у каждого государства должен быть свой знак отличия, то задумал я старый герб Москвы с изображением всадника, поражающего змия, объединить с гербом твоего дядюшки –императора- двуглавым орлом. И будет этот новый герб обозначать могущество власти моей.

Так в 1497 году по указу царя Иоанна3 Васильевича появился символ Российского государства, который с 1993 года снова стал гербом России.

На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.

Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали что Россия могучая страна. Современный герб древний ему уже более 500 лет.

Государственный гимн

Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.. При исполнении гимна любой страны люди, слышащие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Например, когда наши спортсмены завоевывают на Олимпийских играх золотые медали, исполняется гимн Российской Федерации и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. Каждый уважающий себя гражданин России обязан знать текст и мелодию гимна наизусть.

Дети делают вывод: Сделайте вывод, знаете ли вы гос. Символы России?

Гражданин гордится своей национальностью

Покажите герб и флаг Удмуртии …

Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации….»

Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят на разных языках

Согласно исследованию, проведенному в нашем классе среди вас, ваших родственников есть русские, удмурты, татары…

Настоящий гражданин России не стесняется своей национальности, а наоборот гордится своей неповторимостью, красотой своих обычаев, языка, культуры. В этом наше богатство.

Сегодня –всемирный день родного языка. Я рада, что и в нашем классе дети знают свой родной язык.

Родители Лебедевой Полины говорят на удмуртском языке и Полина тоже знает его

Четверостишие на удмуртском языке .

Панфилова Розалия занимается в районном доме культуры изучением татарской культуры и она тоже знает свой родной язык.

песенка

Сделайте вывод: А вы гордитесь своей национальностью, уважаете ее культуру и традиции?

Гражданин совершает гражданские поступки

У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Вот их имена:

Георгий Жуков – маршал Советского Союза, великий полководец, выигравший много сражений во время войны.

Михаил Калашников – великий конструктор стрелкового оружия. Наш земляк. Его знаменитый автомат Калашникова признан лучшим оружием в мире.

Немало героев и патриотов в мирной жизни России:

Сергей Королев – ученый, конструктор ракетно-космической техники

Юрий Гагарин – первый космонавт, облетевший нашу планету на космическом корабле, который создал Сергей Королев.

Олимпийские чемпионы - это великие патриоты своей страны, настоящие граждане!

Елена Исинбаева- олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Юлия Липницкая –олимпийская чемпионка по фигурному катанию в Сочи 2014

Граждане нашей страны, граждане с большой буквы этого слова – это люди, живущие рядом с нами. Это мэр города Можги Сергей Аркадьевич Пантюхин. Оромный вклад в развитие города Можги вносит этот человек.

Екатерина Васильевна Корепанова - Учитель с большой буквы этого слова, Патриот своей страны.А сколько граждан она взрастила в стенах нашей школы…

А это подрастающее поколение нашей Родины: Маленькие патриоты. Потому что они совершают поступки настоящих граждан своей страны.

как гимназисты в поддержку зимних олимпийских игр в Сочи украсили свою гимназию иллюминацией. Автор идеи Камил Сафин - является патриотом России? А учащиеся гимназии, которые поддержали его идею и собирали макулатуру?

А вот сочинение нашей ученицы 8б класса Юшковой Дианы на тему «активная жизненная позиция молодежи- залог будущего России»

Как вы думаете такая девочка патриот и гражданка России?

Сможет ли вырасти настоящим гражданином мальчик из рассказа В. Осеевой

«Хорошее»

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Дети подводят итог:

Я гражданин России, потому что я совершаю гражданские поступки

Игра: Тот, кому даю мячик, должен продолжить фразу:

Я считаю, что я гражданин России, потому что я….

Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

И в конце нашего часа. , давайте поставим знак в конце нашего предложения

«Я – гражданин России»

Кто какой знак поставил и почему?

Кто поставил точки? Выходят к доске ставят знаки в конце предложения.

Кто поставил!?

Кто поставил?

Урок заканчивается клипом:

Клип «Мы дети твои Россия»

Комиссия Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обсудила школьный интерактивный проект «Я – россиянин», разработанный Фондом образования «Ноосфера». Презентация открыла цикл встреч под общим названием «Интересный проект».


Председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Мы собираемся регулярно, примерно раз в месяц, презентовать наиболее интересные и актуальные проекты московских социально-ориентированных некоммерческих организаций как участников федеральных и городских грантовых программ, так и самостоятельно реализующих свои инициативы. В столице уже разработаны десятки проектов, достойных широкого информационного внимания и поддержки. И наша комиссия готова выступить в роли площадки, на которой они могут быть представлены как профессионалам, так и широкой общественности».

Первым из таких проектов стал школьный интерактивный образовательный набор «Чемоданчик для творчества «Я – россиянин», разработанный Фондом поддержки образования «НООСФЕРА» . «Чемоданчик» успешно апробирован в школах Москвы, Московской, Вологодской, Тверской, Ленинградской и Владимирской областей. Участникам заседания, а среди них были депутаты МГД, представители системы школьного образования, Общественной палаты города Москвы, основных религиозных конфессий, его
представила директор Фонда поддержки образования Софья Арзумян:

«Проект рассчитан на школьников 4-6 классов и позволяет учителю быстро, корректно и интересно рассказать детям о традиционных религиях России. «Чемоданчик» содержит все необходимое для проведения двухчасового урока в классе из 30 человек. Набор представляет собой комплект интерактивных материалов, состоящий из фильма «Традиционные религии России», 17 настольных игр и творческих заданий. В него также входят наборы «Национальные костюмы», «Христианское пасхальное яйцо », «Исламская мозаика», «Буддийская мандала», «Иудейская кипа», хрестоматии «Священные тексты религий России», книжка-раскраска «Я – россиянин». Комплект снабжен подробными методическими материалами для учителей с объяснением алгоритма работы. Главная цель нашего проекта – формирование у детей культуры добрососедства, толерантности, понимания того, что, несмотря на религиозные различия, мы – россияне, граждане одной великой многонациональной и многоконфессиональной страны».


В обсуждении представленного проекта принял участие Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович :

«К позитивным сторонам проекта «Я – россиянин» можно отнести его интерактивность, работу учеников в группах, творчество. Но эта работа потребует от педагогов соответствующего уровня квалификации. Проект полезный, но он должен быть «вписан» в общую канву образовательного процесса».

Проект уже получил поддержку основных религиозных конфессий. Вместе с тем их представители предложили внести в методические материалы ряд поправок и дополнений.


Сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья Московского Патриархата, иеродьякон Роман Киселев :

«Мы готовы сотрудничать с этим проектом, он вписывается в многовековую традицию нашего государства, нацеленную на сохранение межнационального и межконфессионального мира».

Член комиссии МГД по делам общественных объединений и религиозных организаций , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Представленный проект очень важен для Москвы. Он уже достаточно серьезно проработан и требует относительно небольшой корректировки. Участие в проекте обязательно подтолкнет детей к тому, чтобы больше узнать о религиях, традициях и обычаях разных конфессий. Поэтому я полностью его поддерживаю. Вместе с тем необходимо еще подумать, как его лучше включить в уже имеющиеся учебные планы. Возможно, это могут быть классные часы или одна из форм дополнительного обучения. Разработчикам стоит задуматься и над некоей электронной версией курса, с тем чтобы использовать возможности «Московской электронной школы».

Новости

Мероприятие состоялось в рамках проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Экология Москвы». По словам председателя комиссии Мосгордумы по экологической политике, опыт столицы в выстраивании системы содержания безнадзорных животных может быть востребован на федеральном уровне.

Внешняя подсветка комплекса зданий Московского парламентского центра была отключена в субботу, 30 марта, с 20:30 до 21:30. Ранее столичные депутаты пригласили москвичей присоединиться к самой массовой экологической акции на планете. «Час Земли» напоминает о важности бережного отношения к природе и необходимости заботы о ее ограниченных ресурсах.

Депутаты столичного парламента приняли проект постановления МГД «Об утверждении членов Общественной палаты города Москвы». В список вошли представители разных сфер общественной жизни, выдвинутые зарегистрированными в Москве некоммерческими организациями. По мнению столичных парламентариев, новый порядок формирования Общественной палаты позволит ей максимально широко и эффективно представлять интересы общества во взаимодействии с властью.

Депутаты Московской городской Думы приняли участие в массовых гуляньях, посвященных празднованию Масленицы, и пригласили всех присоединиться к фестивалю. Попрощаться с зимой можно на 23 площадках, расположенных как в центре города, так и во многих других районах. «Московскую Масленицу » по праву называют не только культурным, но и гастрономическим фестивалем: москвичи и гости столицы могут попробовать здесь десятки видов вкусных блинов и начинок.

Участники IX Московского гражданского форума подвели итоги его работы. В ходе форума представители исполнительной и законодательной власти, некоммерческого сектора и экспертного сообщества обсудили ключевые вопросы развития города и сформировали предложения по комплексному развитию районов столицы. Активное участие в работе форума приняли депутаты Московской городской Думы.

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

Информационный проект

«Почетные граждане города Болхова»

Выполнили:

Члены клуба «Отечество»

Лунина Е., Панова Д., Кочевая А., Холкин И.,

Ильиных Н., Молчанова Д., Кувшинова С.,

Антонцева М., Мерцалова Т., Чистякова А.

Руководитель проекта

учитель истории и обществознания

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Почетные граждане г. Болхова»

Главная идея проекта: побуждение гражданско-правовых, патриотических чувств у людей разных поколений.

Мотивация проекта: послужила книга «Почетные граждане г. Орла». Эта книга о тех людях, которые, вне всякого сомнения, могут сегодня служить примером для подражания, быть эталоном высокой гражданственности патриотизма.

Цели и задачи проекта:

Создание информационного сборника, освещающего жизнь и деятельность «Почетных граждан Г. Болхова»;

Публикация на сайте гимназии информационного материала о почетных гражданах г. Болхова»;

Характер контактов: региональный, муниципальный

Источники информации:

Основным источником информации стала беседа с почетными гражданами г. Болхова, их родственниками, людьми, хорошо их знающими, работа со средствами периодической печати г. Болхова, работа с Интернет – источниками, посещение краеведческого музея г. Болхова, библиотек города .

Методы и формы работы над проектом:

Анализ литературы по теме проекта,

Изучение краеведческого материала в гимназии и городе;

Анкетирование, тестирование, интервью, беседа,

Изучение и обобщение практического опыта.

Этапы работы над проектом:

1-ый этап «Мотивация» – сентябрь 2011 г.

2-ой этап «Формулировка темы» – сентябрь 2011 г.

3-ий этап «Работа в группах» - октябрь 2011 г.– апрель 2013 г.:

Группа №1 – сбор информации об участниках Великой отечественной войны.

Группа №2 – сбор информации о людях, работающих по восстановлению и реставрации церквей города.

Группа №3 – сбор информации о деятелях церкви, выступающих за возрождение духовного наследия.

Группа №4 – сбор информации об активных участниках общественной жизни.

Группа №5 – сбор информации о работниках медицины.

4-ый этап – подведение итогов работы над проектом.

Оригинальность проекта:

Мы часто говорим и слышим о любви к родному городу, о готовности каждого сделать для своей малой родины большое доброе дело. Поэтому члены клуба «Отечество» решили узнать, а кто из жителей нашего города может служить примером для подражания, быть эталоном высокой гражданственности и патриотизма. В беседах и опросах, в разговорах с нашими бабушками и дедушками, мамами и папами, учителями, сверстниками ответ на этот вопрос был однозначен – это «Почетные граждане Болхова».

Проведен социологический опрос и анкетирование на тему «Почётные граждане нашего города». Ученикам гимназии (124 человек), жителям города (78человека), педагогам школы (25 человек) было предложено ответить на несколько вопросов:

1) Когда в Болхове было учреждено звание «Почётный гражданин г. Болхова»? Назовите примерную дату.

2) Назовите количество жителей города, удостоенных звания «Почётный гражданин г. Болхова».

3) Кто из почётных граждан вам известен, назовите их имя, фамилию.

4) Кто из жителей города был первым удостоен этого звания?

5) Кто из жителей города был последним удостоен этого звания?

Результаты опроса и анкетирования были неожиданными: подавляющая часть опрошенных горожан не смогла назвать ни даты учреждения звания «Почётный гражданин г. Болхова», ни количество человек, удостоенных этого звания. А названные фамилии известных горожан не всегда относились к званию «Почётных», лишь на пятый вопрос о последнем Почетном гражданине города большинство опрашиваемых смогли ответить правильно. Все приведенные результаты можно отразить в виде диаграммы.

Полученная информация привела к мысли о том, что необходимо подготовить и издать информационный справочник «Почетные жители г. Болхова».

Бюджет проекта:

1 пачка бумаги белого цвета высокого качества Арублей

Краска для струйного принтера EPSON T50 – 120 рублей.

Пружина для брошюровки – 12 рублей

Картон для брошюровки – 7 рублей

Слюда для брошюровки – 11 рублей.

Всего затрачено – 328 рублей.

Средства на реализацию проекта выделены администрацией гимназии.

Информационная часть проекта

Первым «Почетными граждан г. Болхова» стали:

Полный кавалер орденов Славы и Герой Советского Союза.

DIV_ADBLOCK71">

Полтев Егор Фёдорович

1 июля" href="/text/category/1_iyulya/" rel="bookmark">1 июля 1918 года в деревне Меркулово Болховского района Орловской области в семье крестьянина. В 1933 году окончил 7 классов . Работал формовщиком на Подольском механическом заводе.

На фронте с декабря 1941 года. Сражался на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Польши, в боях на территории Германии.

Наводчик самоходно-артиллерийской установки СУго отдельного самоходного артиллерийского полка (сержант Егор Полтев с экипажем самоходно-артиллерийской установки (САУ) 15 января 1945 года в бою около города Белогонь (Польша) уничтожил свыше десяти пехотинцев, подбил два бронетранспортера, штурмовое орудие, подавил пулеметную точку. 1февраля 1945 г ода за мужество и отвагу, проявленные в боях, сержант награждён орденом Славы 3-й степени

За героизм и мужество проявленное в годы Великой Отечественной войныИван Сергеевич награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Славы 3-й степени, медалями.

https://pandia.ru/text/78/413/images/image018_6.jpg" alt="C:\Documents" align="left" width="162" height="228 src=">Родилась 26.03.1930г. в г. Болхове, в семье служащих. По окончании средней школы №1,в 1949 году поступила в Ярославский медицинский институт и по окончании его была, как передовая комсомолка, распределена на Целину врачом-терапевтом в Боровскую районную больницу Мендыгаринского района Кустанайской области , где проработала более полутора лет.

После замужества работала врачом-терапезтом в городе Ярославле. И с 24 января 1958 года - врач-терапевт Болховской Центральной Районной больнице. Более 37 лет возглавляла терапевтическую службу, которую она и создала. Сусанна Дмитриевна была районным терапевтом, заведующей терапевтическим отделением. В работе показала себя грамотным, высококвалифицированным, эрудированным специалистом, имеющим высшую врачебную категорию врача-терапевта.

https://pandia.ru/text/78/413/images/image021_9.gif" align="left" width="125" height="195 src=">

Коренной болховчанин, проработал в г. Болхове 52 года, из них 42 года руководителем городских организаций, в том числе 16 лет в общей сложности председателем Блховского городского совета и главой администрации города Болхова . Он имеет личные заслуги в социально - экомическом развитии г. Болхова, сохранению исторического культурного наследия нашего города. В период его работы руководителем города, по его инициативе, и под его руководством город был полностью газифицирован. Владимир Николаевич стал инициатором создания городской администрации МУП - Водоконал, строительстве первой части очистных сооружений , двух 27 квартирных домов, укладки бетонных покрытий по улице Свердлова, Первомайской, Маяковской, бетонных плит по улице Архангельская до автозаправки . При его содействии завершено строительство районной больницы. Владимир Николаевич был организатором реконструкций городских электросетей , Офицерского кладбища, установки танка в сквере Победы в честь танкового корпуса Добровольцев Урала, капитального ремонта Школы №1 (гимназия) и реконструкции спортивного стадиона «Олимпия». добился включения города Болхова в программу развития малых городов, в туристическую программу «Золотое кольцо России». При его содействии в г. Болхове открыть центр паломников «Болховская старина».

Владимир Николаевич – человек, который своим трудом, хозяйским подходом к делу получил народное признание, уважение и авторитет.

За его многолетний добросовестный труд он награжден благодарственными письмами и почетными грамотами и медалями: «За доблестный труд», «Ветеран труда», в 2006г Россия православная наградила медалью «За жертвенное служение» и мн. другие.

В 2009г. за большой вклад по развитию муниципального образования г. Болхова, Шичаокину Владимиру Николаевичу было присвоено звание «Почетный гражданин г. Болхова »

https://pandia.ru/text/78/413/images/image023_4.jpg" align="left" width="149" height="219">Родился 9 октября 1923 года в г. Болхове. По окончании средней школы №1, в 1938г. поступил в Болховское педагогическое училище. В 1941г. началась Великая Отечественная война. 9 октября 1941г. немцы оккупировали Болхов. Обучение учащихся в учебных учреждениях было остановлено.

Когда наши войска вошли на территорию района, 19-летний Виктор перешёл линию фронта у посёлка Баевский и сразу попал к советским разведчикам.

Сведения, полученные от парня, очень пригодились при наступлении. Сапелкин был определён в комендантский взвод. Бои за освобождение Болхова проходили на его глазах.

Виктор Григорьевич принимал участие в Орловско-Курской битве, битве за Днепр, за освобождение Белоруссии, где получил тяжёлое пулевое ранение. После четырёхмесячного лечения в госпитале вернулся в Болхов, закончил обучение в педучилище, затем учился в Орловском педагогическом институте.

За мужество и героизм Виктор Григорьевич награждён орденами «Отечественной войны 1-ой степени», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Беларуссии», «За победу над Германией».

https://pandia.ru/text/78/413/images/image025_3.jpg" alt="J:\Филёвой" align="left" width="395" height="136 src=">30 апреля 2010 г. в честь 65-й годовщины Великой Победы 1гг Сапелкину Виктору Григорьевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова» за активную работу по нравственно – патриотическому, гражданскому воспитанию молодёжи.

DIV_ADBLOCK80">

С февраля 1957г. по февраль 1959г. проходил клиническую ординатуру по специальности «хирургия » в Ярославском государственном медицинском институте.

С марта 1959г. по июль 1993г. работал заведующим хирургическим делением Болховской центральной районной больницы. За время работы зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом. Благодаря работе в районе значительно расширился объем проводимых операций, была значительно снижена послеоперационная летальность.

Июль 2012 г." href="/text/category/iyulmz_2012_g_/" rel="bookmark">июле 2012 г. Высоковскому Анатолию Николаевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова».

20 марта" href="/text/category/20_marta/" rel="bookmark">20 марта 1956 г. в пос. Кулики Болховского района Орловской обл. В 2003 году он окончил Орловский Государственный аграрный университет, по специальности ПГС, инженер - строитель.

Свою трудовую деятельность в строительной отрасли Александр Алексеевич Куликов начал после окончания строительного техникума в 1975 году, в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций, работал мастером, инженером, начальником участка, заместителем директора строительной фирмы . В акционерное общество «Орелстрой» Куликов пришел более четырнадцати лет назад, в 1998 году, Александр Алексеевич назначен на должность директора Орловского строительного управления - 2. За период работы зарекомендовал себя высококвалифицированным, технически грамотным специалистом, талантливым руководителем. Высокая организованность, компетентность, умение сконцентрировать силы на главном, рациональный подбор и расстановка кадров позволяют ему профессионально принимать правильные решения, с честью справляться с возложенными обязанностями.

Социально-экономическое развитие" href="/text/category/sotcialmzno_yekonomicheskoe_razvitie/" rel="bookmark">социально-экономическое развитие региона. Коллектив принимает активное участие в реализации национальных программ, в их числе «Доступное и комфортное жильё - гражданам России».

Особое внимание в своей работе Александр Алексеевич уделяет реконструкции и восстановлению храмов города Болхова Орловской области. Проводит большую благотворительную деятельность, направленную на ремонт детских садов и школ, адресную помощь социально незащищенным слоям населения.

Богатый жизненный опыт, глубокие профессиональные знания, преданность работе и внимание к людям помогли Александру Алексеевичу завоевать заслуженный авторитет и уважение среди коллективов предприятий и организаций акционерного общества. За его многолетний добросовестный труд он награжден благодарственными письмами и почетными грамотами. Отмечая большой личный вклад в развитие строительной отрасли, в 2005 году ему присвоено звание «Почетный строитель России», в 2006 году награжден почетной грамотой губернатора, многими ведомственными наградами. За благотворительную деятельность по восстановлению храмов в 2007 году он награжден орденом Русской православной церкви.

В июле 2012г. в Куликову Александру Алексеевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова».

Заключение

Познакомившись с яркими биографическими фактами наших земляков, мы испытали чувство гордости от осознания того, что такие люди родились в нашем городе Болхове. Их верное служение Отечеству является достойным примером для молодого поколения, примером самоотверженности, героизма и бесстрашия. Это люди труженики, они стремятся отдавать свои знания, душевное тепло людям, заботятся о благе своих земляков, восстановлении былой славы города Болхова.

Что нужно человеку для счастья? Занятие по душе, найти ту профессию, которая будет приносить радость вам и окружающим вас людям, профессия, которая станет смыслом вашей жизни. Выдающийся индийский философ 20 века Дипак Чопра сказал прекрасные слова:

«В каждом из нас есть то, чего нет в других.

Вы можете делать то, что не может другой.

Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте!

И вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Мы желаем каждому из вас найти свою дорогу в жизни.