Академической разновидности социологических исследований относятся исследования. Виды и методы социологических исследований

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъект административноправовых отношений участник административноправовых отношений обладающий административной правосубъектностью правоспособностью дееспособностью наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо организация которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти. отношения между...

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью), наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления;

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права;

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.

Административная дееспособность - это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.

Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

Субъекты административного права:

1. Индивидуальные:

Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства;

Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом: государственные служащие и должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, и др. инвалиды;

II. Коллективные;

Органы исполнительной власти

Организации, предприятия, учреждения;

Трудовые коллективы.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

Субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих возникающих правоотношений:

1. В организационно-управленческом праве - посредством формирования правоотношений по общей организации вопросов управления в различных отраслях и сферах управленческой деятельности.

2. В управленческом процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов.

3. В административном процессе, т.е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

4. В административно-деликтном праве, т.е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30478. Форма правления и государственный режим во Франции 15.08 KB
Принцип республики: Правление народа по воле народа и для народа ст. Указанный характер республики определяется: глава государства президент избирается помимо парламента а премьерминистр назначается президентом без согласия высшего представительного органа признаки президентской республики; в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента парламентская форма правления. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания президента наличие у него...
30479. Трехмерные и динамические метафоры в визуализации программного обеспечения параллельных и распределенных вычислений 42 KB
Существенным недостатком современных систем отладки параллельных и распределенных вычислений является отсутствие отображения динамики программных процессов. Причем каких-либо вариантов представления последовательности кода
30480. GESTURE-BASED INTERFACE: TECHNOLOGY AND APPLICATION 35.5 KB
Recently gesture-based interfaces are becoming more widely used. There are many advantages of gesture-based interfaces such as small learning time, wide availability (if they done properly), and, in some cases, the lack of manipulators, which is important for mobile devices
30481. ФИЗИОЛОГИЯ СПИННОГО МОЗГА И ГОЛОВНОГО МОЗГА. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ 53.89 KB
Объем функций, осуществляемых спинным мозгом, чрезвычайно велик. В нем находят центры всех двигательных рефлексов (за исключением мускулатуры головы), всех рефлексов мочеполовой системы и прямой кишки, рефлексов, обеспечивающих терморегуляцию, регулирующих метаболизм тканей
30482. Страхова послуга та особливості її реалізації 277 KB
В умовах розвитку ринкових відносин, зростання конкуренції великого значення набувають питання забезпечення функціонування субєктів господарювання від наявних і потенційних загроз, створення дієвої системи захисту їх від впливу можливих негативних факторів.
30483. МОДЕЛИ ПЛАСТОВ И ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ 1.99 MB
Под моделью в широком научном смысле этого слова понимают реально или мысленно созданную структуру, воспроизводящую или отражающую изучаемый объект. Название модель происходит от латинского слова modulus, что означает «мера, образец»
30484. Физиология сенсорных систем. Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем 31.17 KB
Живой организм постоянно подвержен воздействиям внешней среды. В самом живом организме тоже постоянно происходят изменения. И его существование невозможно, если он не будет получать постоянно информацию о всех изменениях во внешней и внутренней среде и во всех частях тела.
30485. Интерфейс на основе жестов для манипулирования трёхмерными виртуальными объектами и его применение в системах научной визуализации 43.5 KB
Развитие вычислительных систем позволяют проводить моделирование сложных физических процессов со всё большей точностью. Однако увеличение объема вычисляемых данных приводит к усложнению обработки полученных сведений...
30486. Физиология кожной, двигательной, висцеральной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем 43.01 KB
Теории кожной чувствительности многочисленны и во многом противоречивы. Наиболее распространенным является представление о наличии специфических рецепторов для 4 основных видов кожной чувствительности: тактильной, тепловой

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

    они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

    они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

    административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

    в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

    спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотнош ений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия . События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия , в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные :

Юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

Юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные : административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Виды: В зависимости от глубины, масштабности и сложности анализа различают разведывательное(пилотажное), описательное и аналитическое исследования:

1. Пилотажное (разведывательное) - наиболее простое, ограниченное по времени и объему выборки вид исследования, позволяет получить общее представление об объекте, часто применяется как вспомогательное исследование перед более масштабным исследованием. Социологи часто проводят его для проверки инструментария. Оно может выступать как самостоятельное. Когда исследователь ограничен в своих ресурсах и решает небольшой круг задач в небольших исследованиях.

2. Описательное – более сложный и масштабный способ сбора,обработки и анализа соц.информации, дает относительно целостное представление об изучаемом объекте, его структурных элементах, к этому исследованию разрабатывается подробная программа, прорабатывается инструментарий, который предварительно опробируется пилотажным исследованием. Объект - достаточно большие группы. В объекте выделяются однородные группы, которым дается характеристика.,Делается сравнение групп по каким –либо характеристикам.Наиболее распространенный вид исследования.

3. Аналитическое - самый углубленный вид социологического анализа. В нем дается не только описание структурных эл. Изучаемых явлений, но также выяснятся причины, которые лежат в основе выявленных различий между группами.Здесь устанавливается связь между отдельными параметрами изучаемых явлений. Как правило используется комплекс методов. Его подготовка требует большого времени. Требует больших трудозатрат, сл-но применяется реже, для принятия управленческих решений.

Виды по разнесенности во времени:

1. Точечное - одноразовое, позволяет получить характеристики изучаемого явления в определенный момент времени и не дает ответа на вопрос об изменяемости этого явления и о существующих тенденциях.

2. Повторное - предполагает проведение нескольких исследований по аналогичным программам и применении близкого инструментария (делится на:

а) трендовые – проводятся в рамках единой генеральной совокупности с определенным интервалом времени для выявления и анализа изменений происходящих в определенной социальной группе. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу - когорту, состав группы может меняться(люди одного года рождения)) и исторические (когорта обследуется через определенные промежутки времени.(Молодежь 25 лет с периодом 3-4 года-возрастные рамки неизменны).

б) панельные - обследование одних и тех же индивидов через определенные временные интервалы. Выборочная совокупность остается неизменной. Основная трудность- сохранение выборки от одного исследования до другого. Поскольку сохранить ее не удается-допускается небольшое изменение панели.Для этого опрашивается выборка на 20% больше расчетной. Сведения получают об индивидуальных изменениях.

в) лонгитюдные - ведется длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения обследуемой совокупности опр.стадии своего развития. Развитие молодежи- возрастные изменения. Более длительные, систематические, связанные с непосредственным изменение в возрасте.

г) мониторинговые - периодическое изучение определенного социального явления или соц.группы на протяжении достаточно длительного промежутка времени).

Виды в зависимости от метода сбора социологической информации:

1. Метод опроса - обращение к респонденту с вопросами, регистрацию их ответов с последующей их статистической обработкой. Делится на анкетирование-при анкетировании респондент сам заполняет анкету. (по способу доставки анкет:раздаточное, почтовое, прессовое, электронное; в зависимости от численности: индивидуальное, групповое, массовое) и интервью опросный лист заполняет сам интервьюер (по степени формализации: стандартизированное, полустандартизированное, свободное, нарротивное (событие из жизни); по числу опрашиваемых:индивидуальное, групповое (открытое групповое интервью и фокус-группа)).

2. Метод наблюдения - по степени формализации: стандартизированное(опр.эл-ты поведения человека)/нестандартизированное(в целом поведение человека); по позиции наблюдателя: открытое/скрытое; по степени включенности наблюдателя: включенное/невключенное.

3. Метод анализа документов - любой материальный носитель информации, являющийся соц.значимым. (фото, докуметы, видео, сувениры и т.д.)Выделяют формализованный (контент-анализ)-строго определенные элементы и неформализованный(традиционный).

Социальный эксперимент - задаются определенные условия и изучается их влияние на изучаемое явление.

Также применяются психологические методы: социометрический опрос(изучение взаимоотношений в коллективе) и тестовые методики.(выявление психологических характеристик респондентов).

Выделяют количественные и качественные стратегии соц.исследования:

1. Количественная - традиционный подход в социологии, теоретически опирается на позитивную социологию, идущую от Конта, Дюркгейма, направлен на изучение массовых явлений. (изучаются большие группы).Применяются статистические методы обработки, выявления закономерностей, обобщенный характеристики по изучаемым соц.группам. Используются формализованные методы сбора соц.информации.

2. Качественная - направлен на изучение соц.явлений и процессов с т.зр. отдельного индивида как начала любой социальной реальности, теоретически опирается на теории Вебера, Щюца, Зиммеля и др. Социолог изучает личностные смыслы людей,(мотивы, цели деятельности), но при этом считается, что изучается не индивидуальное, а типическое, т.к.каждый человек является носителем смысла определенной соц.группы.

4. Программа социологического исследования. Структура и содержание

Методологический и процедурный разделы программы и их содержание.

Выполнение любого соц. Исследования включает в себя ряд обязательных этапов:

1. Разработка программы соц.исследования.

2. Сбор первичной соц.информации.

3. Первичная обработка данных и занесение их в комп.

4. Анализ данных.

5. Подготовка отчетов и аналитических справок.

Программаотносится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель кото­рых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпрета­ции и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработан­ные в социологии, реализуются здесь в конкретном при­ложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а не­посредственным их результатом должна быть разработ­ка социального проекта, системы мероприятий для вне­дрения в практику.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.

Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае прог­рамма теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Основные требования к программе:

1.Необходимость (почему выбрали именно эти методы и т.д).

2.Эксплицитность (ясность, четкость программы).

3.Гибкость (возможность исправление ошибок в процессе проведения соц.исслед.).

4.Логическая последовательность структуры.

Структура программы включает два раздела:

1. Методологический

Описание проблемного поля, формулировка проблем;

Определение объекта, предмета исследования;

Определение цели и постановка задач исследования;

Уточнение и интерпретация основных понятий (эмпирическая и теоретическая интерпретация основных понятий);

Системный анализ объекта исследования;

Формулировка исследования.

2. Процедурный (процедурно-методический)

Принципиальный план исследования(стратегический);

Проектирование и обоснование выборочной совокупности;

Выбор и обоснование методов и основных процедур сбора и анализа данных;

Построения социологического инструментария.

На разработку программы уходит от 30 до 70 % трудозатрат.

Программа соц.исследования помогает социологу провести детальный анализ исследования, уяснить для себя, что и как исследовать. Программа - изложение сути исследуемой соц. проблемы, цели и задачи основных предпосылок и гипотез исследования, с указанием процедур и логической последовательности по проверке этих гипотез.

Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая,методическая, прогнозная,организационно‑технологическая.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Прогнозная функция.Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. по масштабу проблемы делятся на локаль­ные, или микро-социальные;региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте про­блемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в буду­щем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансфор­мацию социума, его переход из одного

качества в другое; инноваци­онные, связанные с различными аспектами социальных нововве­дений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социологическое исследование (С.И.) - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, чем они отличается от фундаментального исследования, цель которого - приращение научно-теоретического знания. Существуют два основных типа С.И. К первому из них относятся исследования, специализированные по проблемам, требующим последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу. Ко второму типу С.И. отнести такие из них, которые проводятся по разовым запросам заказчиков; в качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т.п. Организация С.И. обладает определенной спецификой. Успешность его осуществления во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Последние должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные им и исполнителем сроки. Информация, полученная социологами в процессе осуществления С.И., - это собственность заказчика (государственного органа, фирмы, банка и т.п.), который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику.

Своеобразие прикладной социологии заключается в ее гораздо большей интегрированности в экономическую и политическую системы общества по сравнению с общей социологической теорией. Ее результаты влияют на принимаемые заказчиком социальные и управленческие решения. Для крупного предприятия это может быть выбор экономической стратегии, комплекс мероприятий, связанный с совершенствованием трудовой деятельности и повышением ее производительности и эффективности, решение о путях и географических регионах распространения того или иного вида продукции, принимаемое на основе результатов маркетинговых исследований и т.п. Результаты С.И. широко используются в борьбе за депутатские места в местных органах власти и в парламентах, применяются в межпартийных спорах, в борьбе оппозиции против правительственных структур. В отличие от социолога академического типа, работающего в академическом исследовательском институте или вузе и являющегося чаще всего специалистом в одной узкой области (скажем, в социологии культуры, в экономической социологии и т.п.), социолог-прикладник (менеджер) чаще всего является многопрофильным исследователем. Часто меняются не только его клиенты, но и тематика его исследований. Сегодня он может заниматься изучением рынка труда педагогов, завтра - изучением уровня и характера религиозности или ценностных ориентации молодежи, состоянием преступности или социокультурных предпочтений различных участников образовательного процесса.

По содержанию, направленности, формам и способам - С.И. чрезвычайно разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований, их определенная типология. Так, например, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных С.И. подразделяются на: пилотажные, описательные и аналитические. Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого - проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами, т.е. с теми лицами, которые отвечают на вопросы анкеты или у которых берут интервью. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек), проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. Однако при этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки (т.е. в совокупность людей, подлежащих изучению) были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов.

Более сложным видом С.И. является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общин людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Самым углубленным типом С.И. является аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. По используемым методам информации такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Другая типология С.И. строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя вполне устраивает моментальный, статический срез явлений или процессов, даваемый именно в данный момент времени, он применяет либо монографическое, либо точечное (разовое) прикладное социологическое исследование.

Монографическое исследование - такой вид С.И., при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) С.И. дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит чаще всего маркетинговое исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время.

Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования, цель которых изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Повторные С.И. требуют высокой методологической и методической подготовленности проводящих их социологов. Основные требования к таким исследованиям - сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям. Повторные С.И. в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20 % против статистически обоснованной. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.

Лонгитюдное исследование - вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка.

Лонгитюдные исследования - один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.

Одним из наиболее эффективных видов повторного К.С.И. является социологический мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга - получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени. При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся: 1) охват наиболее значительных социальных процессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на всем протяжении исследования; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.

В прикладной социологии широко применяются также сравнительные социологические исследования. Для большинства людей, профессионально занимающихся прикладной социологией, социологическое исследование по самой своей природе является сравнительным, и само выражение сущности изучаемых явлений и процессов происходит в понятиях, содержащих сравнительный смысл. Все эмпирические наблюдения должны быть соотнесены с определенной теоретической конструкцией, а сама теоретическая конструкция не имеет реальной значимости, если она не находится во взаимосвязи с определенными эмпирическими наблюдениями. Когда исследователи выбирают для изучения лишь какой-то вполне определенный объект из окружающих социальных реальностей, их выбор всегда представляет собой сравнение выделяемого объекта с другими социальными объектами, рассмотрение их во взаимосвязи друг с другом. Например, девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением. Фактически ни одно социальное явление не может быть выделено и изучено без сравнения его с другими социальными явлениями. Необходимость в проведении четких, надежных сравнений стала в последние годы неотъемлемой частью политической, экономической, социокультурной реальности не только отдельных стран, но и мирового сообщества государств.

С точки зрения методологии и методов, применяемых в сравнительных социологических исследованиях, в них органично соединяются и взаимно дополняют друг друга сравнительный профильный анализ (например, так называемые кросскультурные исследования, ориентированные на сравнительное изучение различных типов и форм выражения культуры в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объекта различных стран и наций) и межвременной сравнительный анализ (когда изменения в содержаний, типах и формах культуры прослеживаются в различных временных интервалах). Перекрестное взаимодействие этих измерений дает исследователям возможность улавливать не только статику, но и динамику изучаемых явлений и процессов и воплощать полученные результаты в виде четко структурированных таблиц важнейших показателей, дающих количественные и качественные характеристики изучаемых социальных объектов.

По своему содержанию, характеру и направленности сравнительные социологические исследования весьма многообразны. Среди них выделяются в качестве основных следующие типы: 1) межстрановые; 2) межгосударственные; 3) межсоциетальные; 4) Межкультурные; 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем. При осуществлении всех этих видов сравнительных исследований важно иметь в виду, что государственные границы очень часто отличаются от национальных, социальных и социокультурных границ. Во всех странах, даже существующих в качестве самостоятельных давно и достаточно однородных по своим экономическим и социальным характеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных государств, т.е. различий внутри страны может быть больше, и они могут оказаться более выраженными, чем между разными странами.

Сравнительные социологические исследования имеют большое значение для выявления длительных тенденций социальных объектов и систем, основной траектории их восходящего или нисходящего эволюционирования. Наиболее известным, поучительным в этом отношении, является осуществленное выдающимся американским социологом С. Липсетом изучение американской демократии в сравнительной перспективе. На основе обобщения результатов нескольких общенациональных опросов населения он сделал доказательный, неопровержимый вывод о неуклонной утрате электоратом (кругом избирателей) Соединенных Штатов Америки уважения к власти, ко всем государственным институтам; в частности, те избиратели, которые выразили "большое доверие" к исполнительной власти США в 1994 составили всего лишь 12 % всех по сравнению с 24 % в 1981 и 41 % в 1966. Доверие к Конгрессу оказалось, еще ниже - 8 % в 1994 сравнительно с 16 % в 1981 и 48 % в 1966. С. Липсет отмечает, что в 1964 29 % опрошенных были убеждены: правительство США действует в интересах ограниченного числа крупных предпринимателей. К 1980 этот показатель достиг уже 70 %, а в 1992 - 80 % от общего количества респондентов. А 66 % опрошенных в 1994 считали, что в США большинство избранных должностных лиц мало волнует, чем озабочены простые люди". Общий вывод из приведенного исследования, сделанный С. Липсетом: на протяжении исследовавшегося периода времени большинство американцев испытывали "усиливающееся" чувство разочарования по отношению к своим политическим лидерам и институтам, происходит снижение доверия народа к своей политической системе и другим важным институтам".

Важное место в структуре прикладной социологии занимают маркетинговые исследования, ориентированные на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных - тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров. Основные задачи таких исследований - изучение потребительского спроса, его изменений, учет социальных, социально-психологических, демографических, национально-территориальных особенностей людей в их ориентациях и спросе на различные виды продукции, подготовка предложений и рекомендаций по изменению ассортимента выпускаемой продукции, способов ее рекламирования, стимулирования покупателя.

Наряду с повторными, лонгитюдными, мониторинговыми исследованиями, различные этапы которых, чередуясь друг с другом, могут осуществляться на протяжении многих месяцев и даже лет, давая возможность уловить основные тенденции развития социальных объектов, - в прикладной социологии довольно часто применяются оперативные социологические исследования, дающие как бы одномоментный снимок общества, его отдельных компонентов и структур. Оперативные социологические исследования имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о сиюминутных мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития, о популярности тех или иных политических лидеров или кандидатов в депутаты и т.п.

Наибольший эффект от проведения К.С.И. достигается в том случае, когда в соответствии со спецификой изучаемых социальных процессов и явлений избирается наиболее подходящий для данных условий тип социологического исследования.

Как и любое научное исследование, К.С.И. содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само К.С.И. становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед республикой Беларусь в современных условиях все более острой становится проблема энергетического обеспечения производства и всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта проблема порождает необходимость проведения целого комплекса научных исследований возможных путей и средств усиления энергообеспечения республики, в том числе и конкретных социологических исследований отношения населения страны к различным вариантам энергообеспечения, включая и возможность строительства атомных электростанций.

Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик - государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем исследования - научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные средства - финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата - нового знания об исследуемом объекте. Такова в самом общем виде структура С.И.

Таким образом, процесс С.И. представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности.

Программа социологического исследования(П.С.И.) один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта. П.С.И. – это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления и представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. П.С.И. выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция П.С.И. позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция П.С.И. позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Организационную функцию обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса. П.С.И. как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части П.С.И. логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию П.С.И. П.С.И. состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.

Методологическая часть начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации . Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования , которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез (см.), которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

С целью использования единого понятийного аппарата в П.С.И. определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью.

Процедурная часть П.С.И. включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности (см .). Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании – репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности (см .). Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов о целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого (генеральной совокупности).

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации – наблюдения, анкетирования, интервьюирования и т.д. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения и др.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производится, с использованием каких пакетов прикладных программ ЭВМ.

П.С.И. – документ, который организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка П.С.И. требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. От качества П.С.И. во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.