Почему дети интроверты учатся плохо. Ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология

Родителям важно знать, у них ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология на этот счет придерживается мнения, что от характера малыша зависит последующая жизнь. Вовремя разобравшись с этим, мамочки смогут добиться совершенства и успехов во всех сферах жизни. Следует помнить и о том, нет малышей – четко выраженных экстравертов или интровертов. Чаще можно встретить сочетание обоих психологических типов личности.

Чем же интроверт отличается от экстраверта, в чем положительные и отрицательные стороны каждого из типов? Психология придерживается следующего описания интровертов и экстравертов.

Ребенок-интроверт (меланхолик или флегматик)

Этот ребенок пользуется любовью у родителей. И есть за что. В отличие от других детей, эмоции у малыша этого типа проявляются крайне скудно. Он даже не делает попыток втянуть в игру взрослых. Ему хорошо и в одиночестве, он вполне себе самодостаточен. Для счастья ребенку-интроверту хватит , а вывести из себя его смогут только серьезные происшествия.

По каким признакам можно определить интроверта?

  1. Общительность вряд ли можно отнести к сильным сторонам данного типа личности. Малыш нелюдим, чужд общения, не любит шумные места;
  2. Для полноценного общения ему достаточно одного-двух близких друзей. Быстро утомляется в многочисленных компаниях;
  3. Не любит вести светские беседы. Чаще всего отказывается от посещения шумных мероприятий;
  4. Хотя друзей у ребенка-интроверта мало, ради них он готов на все, пожертвует последним и всегда поможет;
  5. Малышу не нужно несколько раз повторять одно и то же, он буквально с полуслова понимает родителей;
  6. Со стороны ребенок с данным типом личности может показаться слишком медленным. Несмотря на это, несомненное его достоинство – доведение начатого дела до логического завершения, чего нельзя сказать об экстраверте;
  7. Ребенка-интроверта, увлеченно занимающегося чем-то, сложно, сложно переключить на что-то другое;
  8. Этот тип детей не любит долго болеть, тщательно следит за состоянием своего здоровья, предпочитает проверенное старое неизвестному новому;
  9. Малыша-интроверта вряд ли придется ругать за то, что он шалит или балуется – подобное поведение ему просто не свойственно;
  10. Можно отметить целеустремленность и упрямство этого типа. Интроверты всегда добиваются поставленных целей, им не присуще моментально забывать о своих желаниях;

Преимущества быть интровертом:

  • Способность нестандартно мыслить;
  • Умение наслаждаться настоящим моментом;
  • Богатый внутренний мир;
  • Любовь к учебе;
  • Нестандартное мышление;
  • Наличие творческих способностей.

Ребенок-экстраверт (холерик или сангвиник)

В отличие от интровертов, дети-экстраверты шумные, громкие и активные. Они любят привлекать к себе внимание, особенно в местах скопления большого количества людей. Причем привлекать внимание к своей царской персоне можно любыми способами – в магазинах.

По каким признакам можно вычислить экстраверта:

  1. Внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, не держится на чем-то одном;
  2. Экстраверту нужно постоянно что-то делать, ему не сидится на одном месте;
  3. Открыто проявляет свои эмоции. Если хочет плакать – плачет, ему радостно и весело – смеется;
  4. Отличается громким голосом. Из людей данного типа выходят отличные ораторы;
  5. Общительный, не терпит одиночества, всегда должен находиться среди людей
  6. Часто проговаривает мысли вслух
  7. Любит, чтобы его хвалили, одобряли поведение и поступки. Без этого у экстраверта опускаются руки и пропадает стимул к деятельности;
  8. Любит рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Но и интересуется чувствами других людей;
  9. Наслаждается общением, любит находиться на площадке, играя с другими детьми;
  10. Досконально пересказывает все произошедшее;

Преимущества быть экстравертом:

  • Большое количество знакомых и друзей, коммуникабельность;
  • Легкость в нахождении общего языка с другими людьми;
  • Чаще всего люди этого типа – душа компании;
  • Экстраверты отличные вдохновители и вообще креативные люди;

Неважно, интроверт или экстраверт. У каждого, есть свои положительные качества. Зная особенности каждого из типов, направляя их в правильное русло, можно добиться больших успехов.

«Экстраверт подойдёт к вам сам, а к интроверту придётся искать подход», - шутят психологи, подчеркивая разницу между этими двумя типами личностями. Разбираемся, каковы особенности общения с ребёнком- интровертом.

Лет 20-30 назад, когда знания о психологии, и тем более детской, ещё не получили широкого распространения, о ребёнке-интроверте говорили просто «он такой у нас стеснительный!». А ведь «стеснительный» и «интроверт» - это два разных человека. Итак, как разглядеть в ребёнка интроверта?

Поведение, которое выдаёт интроверта:

  • Ребёнок стремится как можно больше времени проводить один, без компании, особенно шумной;
  • Чтобы узнать, как у него дела в детсаду/на детском мероприятии/в школе нужно буквально вытягивать из него детали, задавая огромное количество уточняющих вопросов;
  • Ребёнок внимательно следит за тем, чтобы его личное пространство не нарушалось ничьим вторжением, даже родительским;
  • Малыш не жаждет посещать большие многолюдные мероприятия, тем более если они подразумевает активное общение с другими детьми;
  • Без необходимости ребёнок не станет по собственной инициативе вступать в разговор, даже если собеседники знакомы ему.
Интроверт, впрочем, как и экстраверт, - это и не хорошо, и не плохо. Это просто определённый тип личности. Как и к любому человеку, к ребёнку-интроверту нужно найти свой подход.

Как общаться с ребёнком-интровертом

Правило 1: Дайте ему личное пространство

Личное неприкосновенное пространство - это «святая святых» для интроверта. Если у вас есть возможность выделить ребёнку отдельную комнату, вы сделаете ему самый лучший подарок - конечно, ещё не считая того, что не будете без приглашения постоянно в ней находиться.

Помните: закрытая дверь в комнату не означает, что ребёнок от вас что-то скрывает. Просто ему нужно побыть одному, чтобы набраться сил.

Правило 2: Не торопите

Ребёнок-интроверт сам вам расскажет о своих делах, переживаниях и достижениях, если его не торопить и не изводить настойчивыми расспросами. Поверьте, он не старается от вас что-то скрывать, просто он готов делиться с кем-то, пусть и близким человеком, только строго ограниченными вещами - и чаще всего без подробностей. Не стоит засыпать малыша вопросами о том, как он провёл день и что ему понравилось на детском утреннике, как только он переступил порог дома. Пусть ребёнок переведёт дух после скопления народа и тогда расскажет вам, что посчитает интересным для вас.


Правило 3: Осторожно с шутками

Интроверты, обладающие прекрасным тонким чувством юмора, не всегда могут его проявить. Ведь реакция на слова окружающих требует от них, по понятным причинам, больших усилий, чем от экстравертов. Поэтому не подшучивайте над ребёнком, тем более в присутствии других людей. Любая шутка, сказанная в их адрес, на которую они не смогли должным образом и быстро отреагировать, - это душевная рана.

Правило 4: Не требуйте сиюминутных решений

Ребёнку-интроверту нужно определённое количество времени, чтобы принять решение, особенно, если дело касается долгосрочной перспективы (хочет он заниматься плаванием или карате, на утренник ему нужен костюм пирата или зайчика и другие). Не требуйте от «молчуна» высказать своё мнение или принять решение в режиме «здесь и сейчас».


Правило 5: Не тормошите и не отрывайте

Когда малыш занят чем-то (складывает пирамидку, рисует, решает примеры), без острой нужды не заставляйте его бросить начатое и приступить к другому. Ребёнку-интроверту важно доводить дело до конца!

Но кроме основных типов темперамента, люди также делятся в зависимости от психологических особенностей на два типа: и .

В большинстве случаев уже с раннего детства человека можно отнести к тому или иному типу и узнать к какому типу относится ваш ребенок - интроверт он или экстраверт.

Интроверты чувствуют себя опустошёнными, когда в их физическое пространство вторгаются.
Если они находятся среди людей, это само по себе отнимает у них энергию, даже если они ни с кем не взаимодействуют.
Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт

Ребенок-интроверт: признаки характера

– люди, для пополнения душевной энергии которых не нужны другие. Они получают подпитку от сна, духовной пищи (музыка, фильмы, искусство) и вполне могут обходиться долгое время без общения. Энергия направлена внутрь, на собственные чувства и переживания.

Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок. Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни.

Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта:

  • К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
  • Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
  • Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
  • Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
  • Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.

Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением.

Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой. Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе .

Ребенок-интроверт: как воспитывать?

Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты.

  • Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки .
  • Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно . Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
  • Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве . Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями. Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша. Они многое значат для такого ребенка.
  • Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
  • Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать . Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя. А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
  • К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу . Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».

Без должного морального отдыха общение приносит детям-интровертам неприятные ощущения, истощают их.

Заключение

Не стоит переживать, если ребенок - интроверт. С активной помощью родителей со временем малыш обретет необходимые навыки общения. А таланты, которыми богаты интроверты, найдут выражение в творчестве.

Стоит поощрять в таких детках самостоятельность, всячески им помогать в незнакомых ситуациях, а также подпитывать их интерес к обществу. Для родителей важно стать для такого ребенка надежной опорой в незнакомом мире.

Из интровертов вырастают прекрасные художники, психологи, писатели и дизайнеры, а также замечательные верные друзья!

Так уж сложилось: когда нам говорят, что тот или иной человек интроверт, мы непременно представляем нелюдимого и совершенно неразговорчивого тихоню.


Такими качествами очень часто наделяют мультипликационных персонажей, противопоставляя их другим героям, чья неуемная энергия вовлекает всех в самые разнообразные ситуации.

Такими антонимичными парами, к примеру, являются бесконечно печальный ослик Иа и неунывающий Винни Пух, хозяйственный домовитый Медведь и беспечная неугомонная Маша, неумолкающий ни на минуту осёл и совершенно неприветливый Шрек.


На самом деле перечисленные особенности характера напрямую не связаны с интроверсией или экстраверсией, эти термины лишь объясняют, откуда человек получает энергию для подзарядки .


И интроверты, и экстраверты могут абсолютно свободно и с удовольствием общаться с другими людьми. Разница лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с радостью принимается за более спокойные, требующие уединения занятия, в отличие от экстраверта, для которого именно общение и является источником энергии, без которого его батарейки быстро сядут.


Если ваш ребенок немного поиграв и пообщавшись с гостями, стремится уединиться в своей комнате или поскорее выставить гостей за дверь, а после дня в школе возвращается домой выжатым лимоном, – не злитесь и не волнуйтесь о том, что у него что-то случилось – просто вашему ребенку для отдыха необходимы тишина и покой.



От большого количества происходящих вокруг него событий его энергия иссякла и ему нужно ее восполнить. А лучшим средством подзарядки для него является перерыв, во время которого он может побыть наедине с собой и заняться любимым делом. Таким может быть, например, рисование, конструирование или чтение книги.


Очень важно это понимать и давать ребёнку возможность побыть в покое. Через какое-то время вы увидите, что он вновь готов к новым свершениям.


Современный мир – мир конкуренции, и он требует от людей определенных качеств: уверенности в себе, настойчивости, движения вперед (те, кто стоят в сторонке, увы, так и останутся на обочине). Многие родители переживают, что их тихое и скромное чадо из-за особенностей своего характера не сможет преуспеть в шумном мире экстравертов, и начинают пытаться их «расшевелить», подталкивая вперед: «Давай делай», «Давай иди – сейчас все пропустишь», лишая их возможности подзарядиться.


А теперь задайте себе вопрос: поможет ли вам скорость добраться до нужного места на автомобиле, у которого полностью сел аккумулятор? Так же и здесь: заставляя ребенка отчаянно двигаться вперед, не давая ему возможности подзарядиться, вы не достигнете желаемого результата .


Что же делать? Как тогда помочь ребёнку достичь успехов?


Главное, что вам нужно знать – это то, что если для всех детей родители имеют важное значение, то для ребёнка-интроверта это утверждение верно вдвойне.

Вашему интроверту нужны именно вы.

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ИНТРОВЕРТОМ



Настало время углубиться в биологию. Но вдаваться в нудные термины мы не будем, поскольку вам нужно уяснить одно: отличия интровертов и экстравертов обусловлены особенностями работы их нервной системы.


Их мозг использует разные отделы нервной системы, давая интроверту сигнал «отдыхай и переваривай» , а экстраверту – «действуй или замри» .


Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве. Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, будь то школа, общение со сверстниками или даже привыкание к новому расписанию, – истощает его.

Считайте, что вам повезло, если ваш ребёнок готов рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или на следующий день. Ведь некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели.


Если вы действительно хотите помочь ребёнку на его пути к получению знаний, обратите внимание на следующие вещи: когда он испытывает прилив энергии, а когда у него наступает спад и какой предмет дается ему труднее всего, а какой – легче? Не устанавливайте слишком жестких временных рамок, не торопите ребенка – он от этого будет только теряться.


Будьте готовы к тому, что ваш ребёнок:

  • может попросить вас посидеть с ним, пока он делает уроки;
  • захочет сначала перекусить и побыть в одиночестве;
  • лучше справится с заданием, если будет время от времени прерываться;
  • захочет сначала отдохнуть

Ребенку следует делать уроки в спокойной обстановке, где его ничто не отвлекает, а все необходимые материалы под рукой. Также ребенок должен иметь возможность в любой момент перекусить. Если ребенок не хочет делать уроки, спросите, что случилось и чем вы можете ему помочь.

Задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку глубже разобраться в теме, но не делайте всю работу за него.

Помогите ребенку составлять позитивные внутренние монологи: «Я могу это сделать» , «Я справлюсь с этим шаг за шагом» , «Сегодня я знаю больше, чем вчера» .

КАК БЫТЬ УЧИТЕЛЮ?

Очень важно поговорить с преподавателем об интроверсии вашего ребенка. 
Это поможет педагогам правильно истолковывать его поведение.

Кроме того, преподаватель сможет быстрее помочь ему наладить взаимодействие с остальными детьми.


Преподавателям, в свою очередь, не нужно ошибочно полагать, что дети-интроверты редко высказываются на занятии, потому что им неинтересно или они не знают материал. Бросая все силы на борьбу с шумными и неугомонными экстравертами, ни в коем случае не забывайте про тихих и незаметных интровертов, ведь они в это время на самом деле весьма внимательны и сосредоточены, просто предпочитают больше слушать и наблюдать, а не активно участвовать.


Обязательно хвалите ребенка, когда он проявляет даже небольшую активность – это приободряет его и придает ему сил и уверенность в себе. Настоящим успехом будет, если вы сможете создать такую атмосферу в коллективе, при которой каждого участника группы вы будете поддерживать все вместе.


Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным.


Также учителю важно помнить: интроверты любят глубоко исследовать любой предмет и делают это очень добросовестно. Они очень усидчивы и выполняют львиную долю всей работы в группе. На таких детей всегда можно положиться и они могут стать для вас отличными помощниками при выполнении любого задания.

ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ И ВЕРА В РЕБЕНКА

Для того чтобы ребёнок-интроверт по-настоящему расцвел, необходима постоянная взаимодополняющая друг друга работа как преподавателя, так и родителя.

Не забывайте о том, какими выдающимися личностями стали представители мира интровертов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие талантливые люди.

Верьте в вашего ребёнка, будьте с ним рядом и всегда помните: каждый человек уникален. Нет чистых интровертов и экстравертов, есть ваш ребенок, который растет, меняется, воспринимает и отдает. Слушайте, смотрите и будьте чуткими к своим близким.