Ценностной ориентации молодежи в качестве. Ценностные ориентации современной молодёжи (3) - Реферат

Лекция >> Социология

Параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека... . Идеи М.Вебера пронизываю все здание соременной социологии, составляя ее фундамент. Огромный...

  • Социология (34)

    Лекция >> Социология

    Группы. (8, М,Л) маргинал М Г маркетинг 9 Система управления предприятием. Система управления предприятием. (9, М,Г) маркетинг М С Маркс... как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций потребностей и интересов, фиксируемых в реальном...

  • Социология семьи (15)

    Реферат >> Социология

    Семейных изменений. Причем распад ценностной системы , поддерживавший расширенную семью, ... Янкова (городская семья) и другие. 8. Соременная семья в Казахстане и ее проблемы Сегодня... обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную...

  • Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции

    Реферат >> Философия

    ... система тесно связанных между собой познавательных и эмоционально-волевых процессов выполняющих функцию ориентации ... , религиозная, априорно-ценностная . Социальные функции морали... истоки веры. На соременном этапе доминирует десекуляризация...

  • Областное государственное образовательное учреждение

    «Иркутский государственный педагогический колледж № 1»

    Кафедра педагогики и психологии

    Ценностные ориентации современной молодёжи

    Выполнила:

    Антропова Екатерина Олеговна

    Введение

    1. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

    2. Ценности современной молодежи

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    «Ценностные ориентации являются элементами внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» 1 .

      Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

    В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

    Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

    Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

    Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

    Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

    1. Ценности современной молодежи

    Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

    Анализом всех точек зрения и объединением их занимается наука о ценностях – аксиология. Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижение чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

    Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Вопросы были, как и на выбор ответа (например: да, нет), так и участникам анкетирования предлагалось высказать своё мнение. Приведем некоторые вопросы:

      Как Вы понимаете слово «счастье»?

      Как Вы понимаете любовь?

      У Вас есть кумир?

      Что для Вас деньги?

    Также круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек. 58 % опрошенных было мужчин, а остальную часть составляли женщины. И работающих было около 44 % из всех опрощенных.

    Проклассифицировав все ответы, на заданные вопросы в анкете мы пришли к следующим результатам:

      счастье у молодого поколение воспринимается как состояние внутренней гармонии и душевного спокойствия, также счастья у большинства опрошенных вызывает нахождение с близкими и дорогими людьми;

      у 60% молодых людей любовь вызывает ассоциации с чувствами, такими как уважение, взаимопонимание, ответственность, взаимопонимание и так далее;

      деньги же имеют противоречивую значимость в жизни, например, 36% высказались, что деньги это «зло», «мусор», «бумажки», которые не особо важны в их жизни, а вот у 33% означают «благополучие», «власть»;

      у большинства(58%) не оказалось кумира, но у кого есть кумир, то таковым является современная звезда шоу-бизнесса;

      порадовало, что большинство опрашиваемых читает литературу, в основном такие жанры как художественная литература и научно-популярная;

      также у 90 % молодых людей есть мечта. И понимают её как жизненная цель, стремление к чему либо, а также мечтой выступает, то что должно сбыться, то есть грядущее будущее;

      положительной отношение к здоровому образу жизни высказали все, кто участвовал в анкетирование, но среди них оказалось, только 11% людей, которые занимаются спортом;

      негативное отношение к наркотикам, табакокурению и алкоголю (70%, 60% и 45% соответственно) вызвало большинство опрашиваемых, но также значительная часть употребляет сама алкоголь и курит (44% и 33%).

    Из этого всего можно сделать вывод, что в настоящее время ещё идет процесс формирования ценностей молодёжи. Если любовь вызывает такие чувства светлые, то значит, молодежь задумывается о семейных отношениях, а значит о продолжение рода. А это влияет на рождаемость, которая показывает уровень развития общества. Также счастье ассоциируемое с близкими людьми говорит о возрождение традиции уважения и любви к старшим, что помогает сохранить самобытную культуру нашего народа.

    Можно сказать, что основные базовые ценности есть, но они ещё на пути развития. Это говорит ещё то, что многие выразили уважение и положительное мнение на здоровый образ жизни, но заняться спортом и собой, если будет такая возможность, высказало только 40%. Также большинство из анкетируемых употребляет алкоголь или алкоголь.

    Заключение

    Целью данной работы выступало рассмотрение ценностных ориентаций современной молодёжи. В ходе исследования был рассмотрен этот вопрос, и мы пришли к выводу, что ценности находятся на этапе развития и пока что базовыми являются счастье, любовь, личностное благополучие.

    Задачи были раскрыты достаточно полно и развернуто. Продолжением данной работы может стать дальнейшее наблюдение и анализирование ситуации среди молодёжи как социальной прослойки общества в течение ещё нескольких лет.

    В нашей работе было трудностью подборка материала, так как эта тема требует свежих данных. Поэтому подобрать нужный материал было очень трудно. В основном это выступили статьи из журналов, личностный опыт и анализарование интернет ресурсов.

    Список литературы

      Мухин, А.А. Поколение 2008: наши и не наши [Текст] / А. А. Мухин. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – 256 с.

      Абишева, А.К. О понятие «ценность» [Текст] / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002 – №3. – С. 139-146.

      Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение « Творческая педагогика», 1991. – 154 с.

      Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. – 80 с.

      Степанов, П. Воспитание.ru [Текст] / П. Степанов // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 35-37.

      Кудинова, Н.С. Ценностные предпочтения школьников: способы изучения [Текст] / Н. С. Кудинова // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 105-108.

      Энциклопедия социологии [Интернет ресурс] / А. А. Грицанов [и др.]. – Серия "Мир энциклопедий", - http: // slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1273.htm(20 янв.2006)

    Приложение 1

    Защитное слово

    В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.

    Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.

    Эту тему я выбрала не случайно. Мне интересна она, поэтому мной много изучается литературы на подобную тематику в разных источниках. Для меня этот вопрос важен, и я думаю, он также не оставит равнодушными многих людей. Эта тема актуальна не только для педагогов в связи со спецификой их рода деятельности, но и для остальных людей, так как базовые ценности важны для всего общества. Ведь ценности становятся одним из основополагающих факторов путей развития общества. И в настоящее время много уделяется этой проблеме внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать ценностные ориентации современной молодежи.

    Задачами нашей работы состоят в следующем:

      Охарактеризовать современную молодёжь как социальную прослойку общества

      Проанализировать ценности современной молодежи

    В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

    В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

    Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

    Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

    Сейчас же у нас молодые люди предоставлены сами себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, где реализовать себя, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

    Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячный годов (2000-2004) в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

    Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела. Но это всё говорит о их воспитание, о базовых ценностях, что золожены. Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

    Например, известный немецкий философ Ганс Ленк считает, что ценностью выступает интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. А у С.Ю. Головина ценностью является понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

    Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижении чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

    Также ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества каждого человека людей. Поэтому чтобы получить представление о ценностях всего общества нужно рассмотреть ценности каждого или большинства человек, составляющих это общество.

    Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек.

    Результаты анкетирования, которые я посчитала нужными, вы видите представленными на диаграммах.

    Проведя полное исследование анкетирования можно прийти к выводу, что базовые ценности – это семья, личностное счастье. Также формируется положительное отношение к ЗОЖ, а отрицательное к таким явлениям как табакокурение и алкоголь. Негативное отношение к наркотикам уже завершило свое становление, но вот вышеперечисленные 2 ещё только начинают свой процесс формирования негативного мнения. Вообще все ценности ещё очень зыбко занимают своё место в нашем сознании, поэтому, чтоб судить основательно нужно ещё провести наблюдение ещё в течение нескольких лет, тогда с точностью мы сможем судить какие ценности сформировались до конца и заняли в нашем подсознание базовое место.

    Приложение 2

      Укажите Ваш пол:

      Укажите Ваш возраст: _________________________.

      Ваш род деятельности:

      Что для в Вашем понимание является счастьем?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________

      Как Вы понимаете любовь?

      Что значат для Вас деньги?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________

      У вас есть кумир?

      Если есть кумир, то кто это?

    _____________________________________________________________

      Вы читаете книги?

      Если «да», то какие?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________

      У Вас есть мечта?

      Что для Вас значит слово «мечта»?

      Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

      Вы занимаетесь спортом?

      Если «нет», то хотели бы, если бы была возможность?

      Как вы относитесь к наркотикам?

      Отрицательно

      Положительно

      Нейтрально

      Сам употребляю

      Как вы относитесь к табакокурению?

      Отрицательно

      Положительно

      Нейтрально

      Я не знаю, не задумывался об этом

      Сам употребляю

      Как вы относитесь к алкоголю?

      Отрицательно

      Положительно

      Нейтрально

      ценностных ориентаций молодёжи ...

    • Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

      Курсовая работа >> Социология

      И ценностные ориентации современной молодежи. Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных условиях. Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной ...

    • Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

      Курсовая работа >> Психология

      Товарищества. Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного... . – СПб., 2001. Чернова Э.Г. Специфика ценностных ориентаций современной учащейся молодежи малых городов Центрально...

    • Ценностные ориентации студенчества

      Реферат >> Социология

      Социальных отношений» (К. Маркс) ценностных ориентаций . В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на... одобрении, самоуважении, и наконец, самореализации. Т.е современная молодёжь стремится заполучить уважение и признание, высокий...

    В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Ценностные ориентации молодежи формируются под влиянием двух основных аспектов. Первый из них – это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках, гуманизме, человеколюбии. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентации молодежи, стал приобретать большую актуальность в последние десятилетия – индивидуализм, нередкое преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера . Иначе говоря, ценностными ориентациями современной молодежи выступает создание семьи, забота о здоровье, формирование и развитие человеческого капитала. В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем .

    Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

    Ценностные ориентации – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Ценностью часто называют то, что имеет наибольшую значимость для человека, то, за что мы готовы платить самую большую цену. Философский подход определяет ценностные ориентации как главную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов . Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи, можно сделать вывод, что некоторые из них занимают определённое место в структуре человеческого капитала. Например: качественное образование – составляющая человеческого капитала, а также одна из ценностей современной молодежи, так как именно качественное образование выступает гарантом трудоустройства молодежи после окончания учебы.

    Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. К примеру: моральные ценности выступают личными ограничителями поведения каждого человека по отдельности и всего общества в целом. Материальные же ценностные ориентации побуждают человека к действиям, к развитию. А если развиваются люди, то развивается все общество. Поэтому наличие ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп выступает гарантом развития и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

    Для определения системы ценностей современной молодежи нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета). Всего в опросе приняли участие 56 человек, среди них 64,2% (36 человек) составили девушки и 35,8% (20 человек) молодые люди. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

    Таблица 1 – определение системы ценностей современной молодежи

    1. Что Вы понимаете под термином «ценностные ориентации»? укажите ОДИН вариант ответа. А. отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

    Б. это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях

    В. предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)

    2. Расставьте в порядке важности для вас, следующие ценности: А. материальные

    (деньги, материальные блага)

    Б. духовные(творчество)

    В.социальные (семья, друзья)

    3. Как Вы считаете, что поможет Вам достичь успеха в будущем? Укажите ОДИН вариант ответа. А. полезные знакомства

    Б. личные качества

    (человеческий капитал)

    В. творческий потенциал

    Г. другое (укажите СВОЙ вариант ответа или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

    В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

    1. Среди общего числа опрошенных большинство (46,6% – 26 человек) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Наименьшее число опрошенных (21.4% – 12 человек) выбрали третий вариант ответа и определение ценностных ориентаций как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).

    2. Расставляя по важности материальные, духовные, социальные ценности респонденты отвечали различно, но общий результат таков: на первое место по важности большинство респондентов поставили духовные ценности (50% – 28 человек), на второе материальные (30,4% – 17 человек), третье место заняли социальные ценности (19,6% – 11 человек).

    3. Среди общего числа опрошенных большинство (57,1% – 32 человека) посчитали, что в будущем им помогут достичь успеха их личные качества. Наименьшее же число респондентов (16% – 9 человек) отметили, что только полезные знакомства помогут им в дальнейшем добиться успеха.

    ценностный ориентация молодежь социологический

    Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

    У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР . В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

    Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений . Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и "переосмысления ценностей" в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

    Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете - его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия "ельцинского" периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

    События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

    Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

    Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

    Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

    А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

    А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

    Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент.

    В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

    Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть "рабочая молодежь"?

    Согласно В.А. Лукову, молодёжь - это социальная группа, "которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие их символический и предметный мир" . Определение довольно четкое и полностью подходит к определению "рабочей молодежи" От молодежи обычной, рабочая молодежь отличается по выполняемым в обществе функциям и возрастной категории. Если к молодежи причисляются молодые люди от 14 до 30 лет, то к рабочей молодежи относятся лица старше 18 лет.

    Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее - это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция - функция культурного проводника.

    Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

    На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

    Так, в 50-х - начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены "политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца", "общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека", "искусство как средство ценностной ориентации личности", "труд как высшую ценность социалистического образа жизни".

    К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи", принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

    Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого "застоя". Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

    Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения . Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. - в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

    Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее ("возможность самосовершенствоваться") - на 12 %, "иметь много свободного времени" - на 11 %, "желание заниматься любимым делом" - на 10 % и "стремление видеть результаты своего труда" - на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов - слабее ("возможность общаться с людьми" - на 25 %, "желание добиться высокого положения в обществе" - на 24 %, "стремление продвинуться по службе" - на 16 %, "быть полезным обществу" - на 15 %), чем у всех опрошенных.

    Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

    Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой - в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем "сушить мозги". У третьей - в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

    В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из "застывшего" трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.

    Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: непосредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

    Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.

    Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян.

    Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1.

    Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи.

    жизненные цели

    % ответивших

    иметь хорошую семью

    получить хорошее образование

    устроиться на хорошую работу

    иметь свою квартиру

    заработать много денег

    обеспечить будущее детям

    открыть свой бизнес

    жить в достатке

    приобрести дорогие вещи

    Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

    А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

    Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

    Сферы достижения успехов

    Уже добились

    Получить хорошее образование

    Получить престижную работу

    Создать прочную, счастливую

    Создать собственный бизнес

    Стать богатым человеком

    Заниматься

    любимым делом

    Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

    Таблица 3.

    К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

    Сферы достижения успехов

    Уже добились

    Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

    Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

    В их жизненных планах этого не было

    Получить хорошее образование

    Получить престижную работу

    Создать прочную, счастливую семью

    Создать собственный бизнес

    Стать богатым человеком

    Заниматься любимым делом

    Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

    Побывать в разных странах мира

    Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

    Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

    А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

    Таблица 4.

    Чего опасается сегодня российская молодежь.

    Опасения

    % ответивших

    невозможность получить образование

    остаться без средств существования

    преступность

    проблемы с устройством на работу

    потерять работу

    остаться без друзей

    не встретить любимого человека

    не суметь создать семью

    диктатура власти

    В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

    Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %.

    Молодежь

    Старшее поколение

    Эмоциональный подъем, чувство бодрости

    Обычный жизненный тонус, ровные чувства

    Состояние неуравновешенности, чувство тревоги

    Состояние безразличия, чувство апатии

    Когда как

    Затруднились ответить

    Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения.

    Таблица 6

    . Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

    Молодое поколение

    Ценностные ориентации

    Старшее поколение

    Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня

    От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация будет в стране

    Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

    В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

    Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо

    Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

    Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

    Главное в работе - это сколько за нее платят

    Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

    Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

    Свобода - то, без чего жизнь человека теряет смысл

    Главное в жизни - материальное благополучие, а свобода второстепенна

    Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

    Жить как все, лучше, чем выделяться среди других

    Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали

    Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

    Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары)и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

    В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

    Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического и патерналистско-коллективистского типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно иначе, чем ответы представителей старшего поколения.

    Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” - только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - и это справедливо (см. табл.7).

    Таблица 7.

    Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %.

    В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же - сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители.

    Наконец, как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%.

    Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более - права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены - факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше - 17,6%.

    Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане.

    Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону - выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы.

    Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал (см. табл. 6), что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи.

    Таблица 8.

    Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, %

    Приходилось ли …

    Да, часто

    Редко, только пробовали

    Сами этого не делали, но других за это не осуждают

    Не приходилось, являются противниками подобных действий

    Не захотели отвечать на вопрос

    Пить крепкие напитки

    Сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей

    Употреблять наркотики

    Давать взятки

    Уклоняться от налогов

    Вступать в половые связи до брака

    Использовать сексуальные связи для достижения корыстных целей

    Иметь сексуальные отношения с человеком своего пола

    По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше.

    Кто же в первую очередь попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести входившие в исследование формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях).

    Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим.

    Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели.