Функции социального педагога в образовательном учреждении. группа

Социальный педагог МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1» Новохопёрского района Воронежской области

Дунаева О.П.

Роль социального педагога в работе современной школы

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов.

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.

Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Таким образом, социальный педагог:

    организует воспитательную работу в классе, группе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

    изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;

    выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; - способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

    создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

    взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

    участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог:

    оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

    организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

    влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого дня?
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог работает с одаренными детьми.
Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции :

    Образовательно-воспитательная , т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

    Диагностическая , т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

    Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

    Прогностическая и экспертная , т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

    Организационно-коммуникативная , т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

    Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

    Посредническая , т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование.

Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.

  • Вопрос № 15. Роль игры в учебном процессе
  • Вопрос № 16. Урок как основная форма организации обучения в школе. Типы и структура урока
  • Вопрос № 17. История развития форм организации обучения
  • Вопрос № 18. Управление системой образования в рф. Система внутришкольного управления
  • Вопрос № 19. Приемы устного и письменного опроса по социологии в школе.
  • Вопрос № 20. Средства наглядности на занятиях по социологии.
  • Вопрос № 21. Методы диагностики знаний учащихся по социологии.
  • Вопрос № 22. Реферат, доклад и контрольная работа по социологии.
  • Вопрос № 23. Тесты, социологические турниры и учебные кроссворды: методика их применения.
  • Вопрос № 24. Организация домашней работы учащихся.
  • Вопрос № 25. Система образования в рф
  • Вопрос №27. Основные направления инновационной деятельности в современном образовании. Понятие пед эксперимента. Анализ реального опыта.
  • Вопрос № 28. Формы и методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; ответственность общества за их воспитание.
  • Вопрос № 29. Тестирование в системе образования: сущность метода, его оценка и перспективы использования.
  • Вопрос № 30. Методы диагностики коллектива учащихся
  • Вопрос № 31. Основы социальной педагогики.
  • Вопрос № 32. Педагогическая диагностика: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 33. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи.
  • Тема 1. Моя жизнь, ее ценность и смысл (4 часа).
  • Тема 2. Кто меня окружает (4 часа)?
  • Тема 3. Общество, в котором я живу (4 часа).
  • Тема 4. Что я знаю о явлениях общественной жизни? (6 часов)
  • Тема 5. Что и как я делаю в обществе? (образ моей жизни) (4 часа)
  • Тема 6. Мои обязанности и права в обществе (2 часа).
  • Тема 7. Моя жизнь как арена творчества (6 часов).
  • Тема 8. Игровой практикум (6 часов).
  • Часть I. Социология о природе и дифференциации общества (10 класс)
  • Тема 5. Первое "погружение" социологии в реальность: общество в
  • Тема 27. Стратегия жизни в системе социального ориентирования
  • Тема 28. Модели жизнедеятельности людей в обществе (3 часа).
  • Тема 29. Социальные технологии как средства оптимизации жизнедеятельности людей (3 часа).
  • Тема 30. Социология в моей жизни (социологическая игра "социум-2") (6 часов).
  • Вопрос 34. Программа курса социологии: её роль, основные элементы и порядок составления (на примере одной из социологических дисциплин).
  • Вопрос 35. Культура речи. Особенности публичной речи преподавателя.
  • Вопрос 36. Лекция по социологии. Примерный план лекции по одной из социологических дисциплин.
  • Вопрос № 38 Социологический практикум.
  • Вопрос №39. Методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору)
  • Вопрос №40. Методы диагностики личности учащегося
  • Вопрос № 41. Дидактическая модель и структура содержания учебного предмета «Социология»
  • Вопрос № 43. Особенности и система социологического образования
  • Вопрос № 44. Роль образования в социализации личности
  • Вопрос № 45. Учебные игры и методика их проведения на занятиях по социологии
  • Вопрос № 47. Закон «Об образовании» и его значение для развития системы образования
  • 1. Государственные / Федеральные
  • 2. Ведомственные
  • 3. Региональные
  • 1. Основное среднее (9 классов)
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе
  • Вопрос № 50. Образовательные (учебные) технологии: понятие и виды
  • Вопрос № 52. Современные информационные технологии в образовании
  • Билет №53. Типология школьников: основания и психолого-педагогическое значение.
  • Билет №54. Сущность проблемного обучения.
  • Билет № 55. Роль сми в социализации подрастающего поколения.
  • Билет № 56. Социальная работа с людьми, освободившимися из мест лишения свободы.
  • Вопрос № 57. 1. Понятие и задачи практического занятия в несоц. Специальностях.
  • 2. Групповые и индивидуальные работы.
  • 3. Программа и занятие по социологии.
  • Вопрос № 58. Предмет и объект социальной педагогики.
  • 2. Сущность социализации.
  • 3. Механизмы и агенты социализации.
  • Вопрос № 59. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета
  • 2. Экзамен как форма контроля знаний.
  • Вопрос № 60. Роль религии в воспитании
  • 1. Роль и функции религии в воспитании.
  • 2. Религия как субъект социально – педагогической деятельности.
  • 3. Принципы соц. – пед. Деятельности в конфессии:
  • Вопрос 61. Контроль в структуре учебно-воспитательного процесса.
  • Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности.
  • Вопрос № 63. Особенности профессиональной деятельности учителя-преподавателя, его профессиональная карьера. Методы диагностики профессиональных качеств учителя (преподавателя).
  • Вопрос № 64: Формы и методы организации самостоятельной и факультативной работы студентов.
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе

    Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

    Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

    Основу их деятельности составляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей. Они оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

    Главной направленностью деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков.

    Социальный педагог включает клиентов (и детей, и взрослых) в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы. Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.

    Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у детей и взрослых общей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми, людьми старшего поколения, людьми разных интересов и увлечений помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы.

    Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и “выводит” на их решение социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает детям и подросткам использовать личные ресурсы, возможности микросоциума для преодоления трудностей.

    Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и нормализацию отношений в семье, ее микросоциуме по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия.

    Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, постоянно действующий семинар по семейной педагогике, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

    Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Представляя и защищая интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

    Разнообразие проблем в подростковой среде, социуме, в целом от социального педагога требует конкретных действий в конкретных ситуациях. В практике определились основные этапы практической деятельности социального педагога независимо от специализации.

    Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога – знакомство с подростками с девиантным поведением, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

    Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социальной педагогики, организации разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб, формирует актив добровольных помощников, организует непосредственную деятельность среди населения с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

    На третьем этапе совершенствует характер своей работы, различные ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы “вмешательства”). Вместе с педагогическими работниками, психологами изучает и анализирует сложные ситуации.

    МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Диапазон методов работы социального педагога мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

    Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

    Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

    Поможет составить представление о ребенке изучение его био­графии, его поступков и мотивов.

    Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

    При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

    СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ (должностная инструкция)

    1. Общие положения

    1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.

    1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.

    1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются

    Классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

    1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом РФ, указами Президента РФ, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы, трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

    2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

    2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

    2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

    2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

    3. Должностные обязанности

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует:

    Личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

    Перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;

    Ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

    3.2. Прогнозирует

    Последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;

    Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.

    3.3. Планирует и организует

    Процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;

    Мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;

    Сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;

    Систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;

    Систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.

    3.4. Координирует:

    Совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;

    Взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

    3.5. Руководит:

    Деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;

    Созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    3.6. Контролирует

    Реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;

    Выполнение принятых решений в области социальной адаптации;

    Дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.

    3.7. Корректирует

    Ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    3.8. Разрабатывает

    Нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;

    Отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.

    3.9. Консультирует

    Родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

    Лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

    3.10. Содействует

    Созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;

    Установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Принимать участие:

    В разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

    В разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

    В разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

    В ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

    4.2. Вносить предложения:

    О создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;

    О начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.

    4.3. Устанавливать от имени школы

    Деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

    Для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

    4.5. Контролировать и оценивать

    Ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

    4.6. Требовать

    От участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

    4.7. Давать

    Обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

    4.8. Привлекать

    К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.9. Повышать

    Свою квалификацию,

    5. Ответственность

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    Социальный педагог:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

    6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора по социальным вопросам и охране детства письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

    6.4. Получает от директора школы, заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    6.7. Исполняет обязанности заместителя директора школы по социальным вопросам и по воспитательной работе в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

    Мы привыкли видеть в школе в первую очередь учителей и представителей администрации (директора, его заместителей по учебной части). Однако в современной школе есть и другие должности, например, психолог или социальный педагог. А родители зачастую не знают, что входит в их обязанности, с какими вопросами они могут к ним обратиться. Эта статья о том, что входит в функции и обязанности социального педагога в школе.


    Кто такой школьный социальный педагог

    Этот вопрос для многих родителей остается секретом. Так кто такой социальный педагог? Постараемся на него ответить.

    Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

    Деятельность социального педагога в школе

    Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.

    Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

    Функции социального педагога

    Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

    • детьми «группы риска»;
    • родителями;
    • правоохранительными органами;
    • социально-незащищенными семьями учащихся;
    • педагогическим коллективом.

    Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

    Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

    Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

    Должностная инструкция социального педагога школы

    Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.

    Должностная инструкция социального педагога

    УТВЕРЖДАЮ
    Генеральный директор
    Фамилия И.О. ________________
    «________»_____________ ____ г.

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
    1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
    1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
    1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
    1.6. Социальный педагог должен знать:
    — законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
    — основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
    — общую и социальную педагогику;
    — педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
    — социально-педагогические и диагностические методики.
    1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
    — законодательными актами РФ;
    — Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
    — приказами и распоряжениями руководства;

    2. Функции социального педагога


    2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
    2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
    2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
    2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
    2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
    2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
    2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
    2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
    2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
    2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

    3. Должностные обязанности

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
    3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
    3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
    3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
    3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
    3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
    3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
    3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
    3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
    3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
    3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
    3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
    3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
    3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
    3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
    3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
    3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
    3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    4. Права социального педагога

    Социальный педагог имеет право:
    4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
    4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
    4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
    4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
    4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

    5. Ответственность социального педагога

    Социальный педагог несет ответственность:
    5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
    5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
    5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

    6 Взаимоотношения. Связи по должности.

    Социальный педагог:
    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
    6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
    6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
    6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
    6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
    6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

    Обязанности социального педагога в школе

    Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

    • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
    • гуманизации взаимоотношений между детьми;
    • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
    • мерах по защите прав каждого учащегося;
    • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
    • поддержании контактов с семьями школьников;
    • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
    • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
    • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
    • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.

    Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.

    Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.

    Документация социального педагога школы

    Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:

    1. Нормативно-правовые документы.
    2. Планирование работы.
    3. Материалы по основной деятельности.

    1 группа. Нормативно-правовые документы

    Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:

    1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
    2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
    3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
    4. Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
    5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)

    2 группа. Планирование работы

    1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
    2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
    3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
    4. План работы на месяц, неделю.
    5. Циклограмма работы на неделю.

    3 группа. Материалы основной деятельности

    1. Социальный паспорт школы за 3 года.
    2. Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией
      • из многодетных семей;
      • из малообеспеченных семей;
      • из неблагополучных семей;
      • дети с ограниченными физическими возможностями;
      • опекаемые дети;
      • состоящие на внутришкольном учете в школе;
      • состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
      • склонные к бродяжничеству, суициду;
      • поставленные на бесплатное питание по категориям.
    3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
    4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
    5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
    6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
    7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
    8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
    9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
    10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
    11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
    12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
    13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
    14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
    15. Журнал посещений уроков, их анализ.
    16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
    17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
    18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
    19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

    Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

    Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы.

    Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понятие «функции педагогического процесса», которое определяется как: «назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс» . Исходя из этого, по аналогии можно рассмотреть и понятие «функции социального педагога» как: назначение, роль, ради которых возникла и осуществляется организованно и целенаправленно социально-педагогическая деятельность.

    Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов профессиональной деятельности.

    Такие функции, как правило, формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных социальных службах. Их выделяют исследователи в своих научных работах, авторы учебников и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться и по количеству, и по названию, и по содержанию.

    Так в «Справочнике социального педагога» (автор-составитель Т.А. Шишковец) выделяются 10 функций социального педагога образовательного учреждения:

    Аналитико-диагностическая;

    Прогностическая,

    Организационно-коммуникативная,

    Коррекционная,

    Социально-профилактическая и реабилитационная,

    Координационно-организационная,

    Социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся,

    Охранно-защитная,

    Психотерапевтическая,

    В учебном пособии «Социальная педагогика» под редакцией М.А. Галагузовой рассматривается 7 функций:

    Диагностическая,

    Прогностическая,

    Посредническая,

    Коррекционно-реабилитационная,

    Охранно-защитная,

    Эвристическая.

    Анализируя научные работы, статьи, посвященные изучению особенностей профессии - социальный педагог, можно встретить и другие точки зрения на данный вопрос. В этой связи интерес представляет позиция Натальи Боталовой, рассмотренная в статье «Функции социального педагога», где раскрывается специфика и отличие деятельности социального педагога от работы школьного учителя через то, какие функции он выполняет. Автор называет 11 функций:

    Диагностическая,

    Прогностическая,

    Правозащитная,

    Предупредительно-профилактическая,

    Посредническая,

    Организационная,

    Коммуникативная,

    Социально-педагогическая,

    Социально-психологическая,

    Социально-медицинская,

    Социально-бытовая

    Однако, как считает Н. Боталова, в образовательных учреждениях особое значение приобретают методическая, организаторская и административная функции.

    Методическая функция. Планирование любой системы - необходимое условие воспроизводства и развития социально-экономических и других отношений. Планирование должно на всех уровнях отвечать ряду требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. На основании школьной политики, в соответствии с ее приоритетами, принципами, целями, разрабатывается школьная программа мероприятий, охватывающая детей, родителей, педагогов и учитывающая ресурсы поддерживающих групп. Определяется школьный координатор (социальный педагог - заместитель директора по правовому регулированию), который отвечает за выполнение программ, обеспечивает методическое руководство, назначает сроки и контролирует исполнение мероприятий. Обычно мероприятия разбиваются на этапы (подготовительный, деятельностный, оценочно-отчетный) и время их проведения фиксируется в календарном плане.

    Наличие информации по итогам работы школы за год рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок принятия обоснованных управленческих решений по вопросу развития образовательной школы в перспективе. Составной частью обоснования и разработки прогнозов при планировании развития школы является ее функционирование на один год и более длительные сроки. Успешное претворение в жизнь концепции развития школы зависит от качества планов и комплексно-целевых программ, а также от уровня их реализации.

    Организаторская функция. Во всех взаимосвязанных этапах управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Эта стадия - организация исполнения решений.

    Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения и формального закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы распределения и кооперации труда. Конкретное выделение этапов, функциональных стадий в организационно-исполнительской деятельности позволяет спроектировать содержание деятельности социального педагога. В зависимости от общих целей социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Конечно, не все проблемы социальный педагог может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты) для комплексного решения проблем.

    Административная функция. Задачи управления конкретизируют поэтапное претворение в жизнь концепции развития школы, определяют средства осуществления плана и комплексно-целевой программы. Принципы и содержание управления устанавливают те исходные позиции и правила, руководствуясь которыми можно достичь цели.

    В условиях большой самостоятельности, предоставления многих прав и полномочий самой школе контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника становится традиционным для многих школ.

    Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления развития школы в целом.

    На школу, являющуюся сложной, многоуровневой и относительно законченной системой, в процессе функционирования оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Это диктует необходимость взаимодействия прогнозов при планировании как между звеньями внутри школы, так и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих с ней.

    Социальный педагог для изучения работы классных руководителей с классным коллективом осуществляет просмотр документации (планов, отчетов), непосредственно наблюдает за проведением мероприятий, наличием отклоняющегося поведения у школьников, проводит беседы с учащимися, родителями. Регулярный контроль предупреждает стихийность, неритмичность в работе.

    Диагностическая,

    Профилактическая,

    Просветительская,

    Правозащитная,

    Воспитательная

    Что касается воспитательной функции, по мнению автора, в деятельности школьного социального педагога ей отводится особое место, так как при реализации этой функции свои усилия социальный педагог направляет, прежде всего, на детей с асоциальным поведением и взрослых членов семьи. Социальный педагог пытается формировать положительные личностные качества характера, значимые для жизнедеятельности школьника и его активной жизненной позиции. Он помогает в овладении позитивными социальными ролями, правилами поведения в обществе, обеспечивает возможность нормально развиваться и самореализовываться, воспитывает социальную активность. Социальный педагог работает с семьей в целях установления здоровых отношений между ребенком и взрослыми. Социальный педагог в образовательных учреждениях должен помочь ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации.

    Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:

    1) Диагностическая:

    Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

    Выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

    Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;

    Содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.

    2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:

    Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;

    Осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;

    Осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;

    Педагогическое просвещение родителей и детей;

    Обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;

    Формирование педагогической культуры родителей.

    3) Организационная:

    Организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

    Включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

    Влияние на разумную организацию досуга детей.

    4) Прогностическая:

    Программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;

    Проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

    Разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;

    Экспертиза документов и материалов;

    5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:

    Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;

    Приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;

    Осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;

    Влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

    Организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.

    6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:

    Осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:

    Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;

    Помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.

    7) Организационно-коммуникативная:

    Способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;

    Установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;

    Накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

    Формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

    8) Правозащитная функция или охранно-защитная:

    Использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,

    Представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;

    Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;

    Взаимодействие с органами социальной защиты.

    9) Исследовательская или организационно-методическая:

    Проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;

    Разработка программ, методик, технологий деятельности;

    Подготовка методических материалов;

    Осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;

    Организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.

    Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семья, его школа и его микросоциальное окружение.

    Основные направления деятельности социального педагога определяются его функциями.

    Как правило, деятельность социального педагога начинается с диагностики , которая включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Он изучает социальную ситуации в масштабах конкретной территории, бытовые условий жизни детей, из семей, особенности микросоциума, выявляет его позитивные и негативные влияния, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей, семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. В практике часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление.

    Выявив психологические, педагогические, медицинские или правовые проблемы ребенка и семьи, социальный педагог выступает посредником между своими подопечными и необходимыми им специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции.

    Важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных социальных ролей. Такая работа проводится с детьми и подростками, имеющими педагогические и психологические проблемы, подвергшимися личностному давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников.

    Для защиты прав и интересов личности социальному педагогу нередко приходится прибегать к использованию имеющегося арсенала правовых норм, применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к подопечным социального педагога. Кроме того, часто возникает необходимость разработки и реализации комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсации ограниченных социальных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций

    Но социальный педагог работает не только с теми детьми, которые уже имеют педагогические и психологические проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает ребенку правильность и необходимость определенного поведения, доводит до его сознания нормы и правила поведения, прогнозирует его поступки и предотвращает такие, которые имеют негативный характер, помогает к адаптации к новым социальным условиям.

    Социальный педагог проводит также просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками. Отмечает значение личного примера и авторитета взрослых. Обращает внимание на причины и последствия девиантного поведения у детей и возможности их раннего выявления.

    Главным направлением в деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога - поддержать, вселить уверенность ребенку в свои силы, в свои возможности.

    Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность социальных инициатив. Он стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам ребенка, его потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознает свою педагогическую позицию - это ведущий участок общего дела. Вместе с детьми и взрослыми)а не за них) - такова основная заповедь социального педагога.

    Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

    Педагогическая поддержка социальных инициатив взрослых и детей, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития способности и готовности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.

    Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями, общественными организациями. Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное воспитание через создание в образовательном учреждении модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений.

    Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей и их общении и таким образом оздоровить окружающую их микросреду.

    Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет подключить к социальному развитию детей различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и. прежде всего, самого учащегося.

    Социальный педагог вносит педагогический компонент, педагогическую целесообразность в общую межведомственную систему социальных служб, общую социальную работу, проводимую различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными помощниками.

    В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и государственно-общественными организациями, его задача - заботиться о ребенке и его семье. Одновременно он - защитник интересов конкретного человека, законных прав каждой семьи, взрослых и детей.

    Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

    1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;

    2) социально-педагогическая защита прав ребенка;

    3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;

    4) социально-педагогическое консультирование;

    5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

    6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;

    7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);

    8) организационно-методическая деятельность.

    Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2 / 3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

    Типы семей, с которыми приходится сталки-ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен-цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се-мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

    Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

    больные дети, дети-инвалиды;

    пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

    половая распущенность и проституция;

    алкоголики и наркоманы;

    дети-бродяги;

    развод родителей.

    Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей -- это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп-реждение и нейтрализацию.

    Главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на пре-одоление кризиса.

    В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо-щи семье?

    1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз-личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно-годетная семья.

    2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос-лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

    3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра-боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

    4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль-тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

    5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе-ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин-формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

    6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп-рос о принудительном лечении родителей.

    Методы работы

    изучение семьи. Изучение отно-шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

    После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за-дача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов-лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто-вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

    Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до-статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

    Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио-нальная принадлежность семьи.

    Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен-ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен-ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу-ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.

    Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы-ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ-ляется первоклассник или пенсионер.

    Работа с семьей, где дети - инвалиды

    Получив информацию о такой семье, соста-вив план оказания ей помощи, педагог со-ставляет рекомендации родителям, как сле-дует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

    Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд про-блем, которые ребенок решает только с ним. Составляются про-граммы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть -- к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»).

    Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при-обрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

    Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фоте швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, даны необходимые умения и навыки.

    Долг родителей -- успокоить ребенка, облегчить его пережива-ния, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом толь-ко социальный педагог.

    СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

    Опыт детских домов на 100--150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах.

    Решить эту задачу пытаются семейные детские дома, где ребе-нок находит приют до совершеннолетия. Приемные родители под-писывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты тру-да, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в их семье.

    В семейном детском доме заботятся о восстановлении физичес-кого и психического здоровья детей, занимаются их закаливани-ем, помогают в учебе. При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую се-мью. Социальный педагог помогает новой семье войти в контакт с другими подобными семьями.

    В таких детских домах создаются условия, приближенные к нор-мальным семейным. В них воспитываются дети от 3 до 18 лет, выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

    Существует несколько видов семейных детских домов. Так, в семейных городках в 10--12 домов в каждом доме живут по одной-две семьи. Семья, имея собственных детей, берет на воспита-ние приемных. В городке существует администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где прово-дятся культурные мероприятия, школа и детский сад.

    Семья в семейном детском доме принимает на воспитание не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществ-ляют органы народного образования, основанием является ре-шение местной администрации. Семьи финансируются, им выде-ляются различные пособия.

    В последние годы произошли изменения в комплектовании дет-ских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, что дает возможность не разлучать детей из од-ной семьи. Разрешается создавать разновозрастные группы, и чис-ло детей в них не должно превышать 8 человек. В одновозрастной группе может быть от 5 до 10 человек.