Евгений панов бегство от одиночества индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе.

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Евгений Николаевич Панов


Профессор, доктор биологических наук, заведующий лабораторией сравнительной этологии и биокоммуникации Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН.

Интервью

Евгений Панов: «Этология – это не наука, а образ жизни…»
Проблем у этологии всегда было много – ее теория критиковалась психологами, генетиками, физиологами и представителями других отраслей научного знания. Появление социобиологии в конце ХХ века отнюдь не убавило количества вопросов, а наоборот, увеличило его. Как описать поведение, что такое социальность, альтруизм у животных – на эти и другие актуальные вопросы современной этологии специально для сайта www.сайт отвечает доктор биологических наук, профессор, заведующий Лабораторией сравнительной этологии и биокоммуникации Института проблем экологии и эволюции РАН, действительный член Российской академии естественных наук, автор более чем 200 публикаций ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПАНОВ. Беседует обозреватель сайта Никита Кочетков.
Е.Н. Панов

Список работ автора имеющихся на сайте

Эволюция социальной организации
Подобно особям всех тех видов животных, которым в большей или меньшей степени свойственен групповой образ жизни, человеческий индивид уже в момент рождения оказывается членом некоего социума, организованного в соответствии с определенными правилами общежития. Сильно упрощая картину, можно сказать, что у животных эти правила диктуются по преимуществу эволюционно выработанными программами внутривидового общения, у человека - специфическими для данного этноса культурными традициями.
Е.Н. Панов

Сигнализация и язык животных
Даже самое беглое знакомство с образом жизни разнообразнейших представителей животного мира - будь то насекомые, рыбы, птицы или млекопитающие, убеждает нас в том, что популяция не есть случайное скопление особей - нет, это упорядоченная, определенным образом организованная система. Что же лежит в основе этой организации, как поддерживается порядок?... По мере того как наши знания о системах сигнализации в животном мире становятся все более полными, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что аналогия здесь чисто внешняя, что в ос-нове обмена информацией у животных лежат совершенно иные принципы, нежели те, на которых основано общение между людьми.

Евгений Панов

Бегство от одиночества

Индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе

Автор глубоко признателен члену-корреспонденту РАН Ю. И. Чернову за моральную поддержку на всех этапах создания этой, книги. Он благодарен Г. П. Турчиной за широкие возможности, предоставленные издательством «Лазурь». Много ценных советов было получено от доктора биологических наук Л. Л. Захарова при написании главы о социальных насекомых и от доктора социологических наук профессора А. Б. Гофмана при работе над разделом, посвященным социальному поведению человека.

Введение

Существовать полнее - это все больше объединяться. С самого начала клеточная туманность, несмотря на свое внутреннее множество, необходимо представляла своего рода рассеянный суперорганизм.

Тейяр де Шарлей. Феномен человека

«Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить…». Наверное, мало кто из нас решится оспаривать эти слова великого русского поэта. И в самом деле, одиночество - состояние противоестественное для большинства психически уравновешенных людей. Не столь, может быть, широко известно, что стремление к обществу себе подобных - это общая черта, объединяющая, по сути дела, всех обитателей нашей планеты. И хотя зоологи подчас подразделяют животных на «одиночных» и «социальных», речь здесь может идти, скорее, лишь о той мере, в какой особи того или другого вида привержены коллективному образу жизни.

Вероятно, не будет ошибкой сказать, что потребность живых существ, способных к самопроизвольному движению (будь то одноклеточные микроорганизмы или высшие животные), поддерживать контакт с другими представителями своего вида есть лишь частное проявления фундаментального закона органической жизни. Суть этого закона в том, что живые структуры всегда, когда есть возможность, образуют коалиции. При этом участники содружества оказываются способными решать задачи, непосильные для каждого из них в отдельности. Сфера действия этого принципа охватывает все этажи органического мира - от взаимодействия слагающих организм клеток до социальных взаимоотношений в популяциях всех населяющих нашу планету живых существ, включая и Человека Разумного.

В основе стремления биологических тел кооперироваться с себе подобными лежат самые разные механизмы - от физико-химических до психологических. Но коль скоро результат кооперации зачастую важнее, чем вызывающие ее причины, для некоторых целей полезно объединять все эти явления под одним общим наименованием: «Сродство частей к целому». А польза от этого в том, что мы приучаемся видеть общие по сути закономерности в явлениях, казалось бы, совершенно разнородных. Если, к примеру, задать вопрос, есть ли что-нибудь общее в поведении клеток, слагающих целостный организм, и самих этих организмов, ответ скорее всего, будет отрицательным. Но наше мнение может измениться после того, как мы внимательнее присмотримся к тому, как же в действительности ведут себя клетки.

Оказалось, что в процессе становления организма некоторые его ткани образуются путем объединения однотипных клеток, которые первоначально изолированы друг от друга в теле зародыша. Странствующие клетки ведут себя так, словно им известно, куда следует двигаться в соответствии с заранее заданным проектом целостного организма, и группируются лишь с теми клетками, которые абсолютно подобны им, являясь строительными кирпичиками той же самой ткани. Ученые пришли к выводу, что такого рода миграций клеток можно уподобить самопроизвольным перемещениям вполне автономных живых существ (микроорганизмов, одноклеточных и даже некоторых многоклеточных животных) при поисках ими будущих партнеров по кооперации. Способность клеток активно перемещаться и взаимодействовать друг с другом в соответствии с определенными правилами позволяет сегодня ученым говорить о «социальном поведении» клеток.

Вероятно, нечто подобное описанной кооперации однотипных клеток происходило на нашей планете около 4 миллиардов лет тому назад, на пороге становления жизни. Какова бы ни была сущность происходивших в то время процессов, их необходимой составной частью стала самосборка молекул белка из первичных «кирпичиков» живого, так называемых аминокислот, которые самопроизвольно возникали в первичном океане из атомов углерода, азота, водорода и кислорода. Воссоздавая в биохимических лабораториях условия, существовавшие на Земле в те незапамятные времена, ученые получили в пробирках короткие «цепочки» так называемых биополимеров, внутри которых порядок объединения аминокислот отдаленно напоминал способ их упаковки в белках ныне живущих организмов.

На этом основании было высказано предположение, что молекулы аминокислот уже на стадии преджизни были способны распознавать «подходящих» и «неподходящих» партнеров и «принимать решения», перспективность которых оказалась более чем оправданной в ходе всей дальнейшей эволюции живой материи. Другой процесс, без которого жизнь оказалась бы невозможной, должен был включать в себя объединение белков с носителями генетической информации - молекулами нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Некоторые ученые считают, что первичные, примитивнейшие по своей структуре молекулы РНК («РНК-овые частицы») могли интегрироваться с белковыми «микросферами», внедряясь в них наподобие того, как сегодня вирусы агрессивно внедряются в живую клетку, переключая ее потенции на массовое производство новых вирусных частиц. Иными словами, есть все основания предполагать, что при становлении первичных органических структур происходила «самосборка» сложных конструкций из готовых блоков, так что антагонистические отношения между этими исходными компонентами преобразовывались в отношения сотрудничества.

Результаты всех этих событий физико-химической природы оказались по странному стечению обстоятельств исходным пунктом бесконечного числа взаимосвязанных, прогрессирующих процессов самоорганизации, которые воплотились в конечном итоге в поистине фантастическое многообразие форм органической жизни. Одним из самых невероятных событий на этом пути, охватившем сотни миллионов лет эволюции, явилось возникновение психики, а затем и самопознающей материи, оказавшейся в конечном итоге в роли творца человеческой культуры и цивилизации.

Итак, бессознательной кооперации элементарных биохимических структур мы обязаны первыми проблесками жизни на Земле. Прошли миллиарды лет, и на нашей планете появились фантастические по своей структурной сложности «сверхорганизмы» - гигантские общины термитов и муравьев, объединяющие в своем составе сотни тысяч и миллионы особей, попросту не способных существовать поодиночке. В другом, более молодом подразделении животного царства, среди позвоночных небольшие, величиной с белку, зверьки тупайи положили начало отряду приматов. Сформировавшийся в его недрах Человек Разумный построил города-супергиганты, кипение жизни в которых неоднократно рождало в воображении очевидцев метафору «человеческого муравейника». Однако в сознании мыслителей-оптимистов возобладал иной, гораздо более возвышенный образ сущности людского бытия: единый планетарный суперорганизм под названием Человечество, сплоченный не знающими преград Мыслью и Знанием и преобразующий планету и самое себя в границах рукотворно созданной Сферы Разума, или Ноосферы.

«Не спорю, что в общей схеме ход событий мог быть примерно таким, - скажет в этом месте читатель-скептик. - И все же стоит ли объединять под общей „шапкой“ столь принципиально разные явления, как кооперация клеток и формирование устойчивых группировок животных, таких, к примеру, как общины термитов, пчел, или муравьев? А уж общество людей здесь, я думаю, и вообще ни при чем». Вероятно, мой оппонент был бы прав, если бы речь шла не более как о стремлении и о способности однотипных элементов - будь то клетки, пчелы или человеческие существа - объединяться друг с другом. Однако суть дела в ином. Оказывается, в результате такого объединения в каждом отдельном случае конструируются сложнейшие структурные ансамбли с собственными неповторимыми свойствами. А это значит, что перед нами не просто механическое слияние элементов в составе некоего аморфного множества, но сложнейший процесс самоорганизации, приводящий к формированию структур с жизненным потенциалом, намного превосходящим скромные возможности каждого исходного элемента.

Евгений Николаевич Панов (3 августа 1936, Москва) — советский и российский зоолог, один из ведущих специалистов в области этологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН (1991). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

В школе обучался в кружке ВООП под руководством П. П. Смолина. В 1959 окончил биологический факультет МГУ. Работал в заповеднике «Кедровая Падь» (Дальний Восток) и в экспедициях в удаленных районах Сибири и Средней Азии, был сотрудником Института цитологии и генетики СО РАН.

С1990 по 2007 заведующий лабораторией сравнительной этологии и биокоммуникации Института эволюционной морфологии и экологии животных РАН. В 1993 удостоен Государственной премии Российской Федерации. В 1994 избран членом Международной орнитологической комиссии.

Книги (3)

Анатомия однополого секса

Итак, речь пойдет о явлении, для большинства людей странном, противоестественном и, стало быть, явно ненормальном. Конечно: ведь тут затронута сфера отношений, в основе которых — самый мощный, самый глубинный инстинкт, инстинкт продолжения человека как вида. И вот вам, пожалуйста: сексуальное влечение к представителям того же пола!

Бегство от одиночества

Стремление к обществу себе подобных — общая черта всех обитателей нашей планеты — от микроорганизмов до Человека Разумного.

Становясь членом коллектива, индивид неизбежно утрачивает определенную долю свободы и независимости. Как решается конфликт между интересами индивида и социума, а каких соотношениях находятся социальная гармония и социальный конфликт?

Вот те вопросы, которым посвящена эта книга. Бессознательная кооперация молекул органического вещества воплотилась в первых проблесках жизни на Земле. Прошли миллиарды лет, и на планете появились фантастические по сложности «сверхорганизмы» — гигантские общины термитов и муравьев, поражающие воображение эффективностью своей коллективной созидательной деятельности.

Из последней главы читатель узнает, чем социальность человека отличается от прочих проявлений кооперации, пронизывающих весь мир живого — от взаимодействий между клетками в телах живых существ до всевозможных форм коллективизма у наших родичей — приматов.

Зоология и моя жизнь в ней

Книга воспоминаний охватывает более полувека из жизни автора.

В ней описана история создания других его двенадцати книг от рождения замысла до выхода их в свет. Главная героиня этих воспоминаний — зоология.

Автор рассказывает о том, как формировались и развивались его научные взгляды, вспоминает необыкновенные экспедиционные приключения, своих учителей, коллег, друзей, жен и всех тех, кто так или иначе способствовал накоплению его биологических знаний и воплощению их в научные труды.

Книга поможет введению в специальность студентов, станет подспорьем для молодых ученых, а также даст возможность широкому читателю узнать «из первых рук», как делали науку в Советском Союзе и постсоветской России.

Евгений Николаевич Панов (род. 3 августа 1936) - советский и российский зоолог, один из ведущих специалистов в области этологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН (1991). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

Биография

  • В школе обучался кружке ВООП под руководством П. П. Смолина.
  • 1959 - окончил биологический факультет МГУ.
  • работал в заповеднике «Кедровая Падь» (Дальний Восток) и в экспедициях в удаленных районах Сибири и Средней Азии, был сотрудником Института цитологии и генетики СО РАН.
  • 1990-2007 - Заведующий лабораторией сравнительной этологии и биокоммуникации Института эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • 1993 - удостоен Государственной премии Российской Федерации.
  • 1994 - избран членом Международной орнитологической комиссии.

Семья

  • Отец - Николай Панов, советский поэт, писавший под псевдонимом Дир Туманный
  • Дядя – Василий Панов, - советский шахматист, международный мастер (1950), шахматный литератор.

Награды

  • 1993 - Государственная премия Российской Федерации «За фундаментальные исследования в области коммуникации и биосоциальности животных»
  • 1991 - академик РАЕН
  • 2002 - Премия организации «Общественная экология» за книгу «Бегство от одиночества: индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе»
  • 1989 - Первая премия Московского общества испытателей природы за книгу «Гибридизация и этологическая изоляция у птиц»
  • 1983 - Первая премия Московского общества испытателей природы за книгу «Поведение животных и этологическая структура популяций»
  • 1971 - Первая премия общества «Знание» за 1971 год

Труды

Книги

  • 2014 - «Половой отбор. Теория или миф? Полевая зоология против кабинетного знания» - ISBN 978-5-87317-970-1
  • 2014 - «Эволюция диалога. Коммуникация в развитии. От микроорганизмов до человека» (+CD-ROM) - ISBN: 978-5-9551-0691-5
  • 2012 - «Парадокс непрерывности. Языковой рубикон: о непроходимой пропасти между сигнальными системами животных и языком человека» - ISBN 985-5-9551-0571-0
  • 2011 - «The True Shrikes of the World. Ecology, Behavior, Evolution». E. N. Panov. Pensoft Publ., 2011, 910 pp.
  • 2011 - «Знаки Символы Языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей». Изд. 6-е, испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 504 с. - ISBN 978-5-382-01270-4
  • 2011 - «Индивидуальное - коллективное - социальное в природе и в обществе. Бегство от одиночества.» Изд.2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 640 с.
  • 2010 - «Поведение животных и этологическая структура популяций», Изд. 2-е. Книжный Дом «ЛИБРОКОМ». 2010. - 424 с. - ISBN 978-5-397-00600-2
  • 2008 - «Сорокопуты (семейство Laniidae) мировой фауны. Экология, поведение, эволюция». М.: Товарищество научных изданий КМК. 2008. 620 с.+64 цв. вкл. Тираж 600 экз
  • 2003 - «Горные агамы Евразии» (Е. Н. Панов, Л. Ю. Зыкова). М.: Лазурь, 2003, 304 с.
  • 2001 - «Бегство от одиночества: индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе». М.: Лазурь. 2001. - 640 с. - ISBN 978-5-382-01270-4
  • 1989 - «Гибридизация и этологическая изоляция у птиц». М.: Наука. 510 с. ISBN 5-02-005296-5
  • 1983 - «Поведение животных и этологическая структура популяций». М.: Наука. 423 с.
  • 1983 - «Знаки, символы, языки» (Серия: Библиотека «Знание»). Издательство: Знание, 1983. - 246 стр. - Тираж: 100000 экз.
  • 1978 - «Механизмы коммуникации у птиц» (перизд. в 2009, ISBN 978-5-397-00600-2)
  • 1973 - «Птицы Южного Приморья»

Некоторые статьи

  • 2011 - «Сравнительная этология и молекулярная генетика как инструменты филогенетических реконструкций (на примере каменок рода Oenanthe)». // Зоологический журнал, 2011, т.90, № 4. с. 470-482.
  • 2009 - «Mitochondrial introgression and replacement between Yellowhammers (Emberiza citrinella) and Pine Buntings (Emberiza leucocephalos) (Aves: Passeriformes).» // Biological Journal of the Linnean Society, 2009, 98, 422-438. (совместно с???)
  • 2005 - «Судьбы сравнительной этологии». // Зоологический журнал. Наука. 2005. т.84, № 1. с. 104-122.
  • 2000 - «Анатомия однополого секса». // Химия и жизнь. 2000. 3. стр. 44-49.
  • 1993 - «Границы вида и гибридизация у птиц». // «Гибридизация и проблема вида у позвоночных». Сборник под ред. О. Л. Россолимо. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 223 с. - Границы вида и гибридизация у птиц. С. 53-96.
  • 1987 - «Зрительное общение животных». // Коллективная монография «Физиология поведения. Нейробиологические закономерности» (руководство по физиологии). Ред. А. С. Батуев. - Л., Наука, 1987, 736 с. Гл. 13. Зрительное общение животных. С. 444-485.

Евгений Николаевич Панов (р. 3 августа ) - советский и российский зоолог , один из ведущих специалистов в области этологии , доктор биологических наук , профессор, академик РАЕН (1991). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993) .

Биография

Семья

  • Отец - Николай Панов , советский поэт, писавший под псевдонимом Дир Туманный
  • Дядя – Василий Панов , - советский шахматист, международный мастер (1950), шахматный литератор.

Награды

Труды

Книги

Некоторые статьи

  • 2011 - «Сравнительная этология и молекулярная генетика как инструменты филогенетических реконструкций (на примере каменок рода Oenanthe )». // Зоологический журнал , 2011, т.90, № 4. с. 470-482.
  • 2009 - «Mitochondrial introgression and replacement between Yellowhammers (Emberiza citrinella ) and Pine Buntings (Emberiza leucocephalos ) (Aves: Passeriformes).» // Biological Journal of the Linnean Society, 2009, 98, 422-438. (совместно с???)
  • 2005 - «Судьбы сравнительной этологии». // Зоологический журнал. Наука. 2005. т.84, № 1. с. 104-122.
  • 2000 - «Анатомия однополого секса». // Химия и жизнь . 2000. 3. стр. 44-49.
  • 1993 - «Границы вида и гибридизация у птиц». // «Гибридизация и проблема вида у позвоночных». Сборник под ред. О. Л. Россолимо. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 223 с. - Границы вида и гибридизация у птиц. С. 53-96.
  • 1987 - «Зрительное общение животных». // Коллективная монография «Физиология поведения. Нейробиологические закономерности» (руководство по физиологии). Ред. А. С. Батуев. - Л., Наука, 1987, 736 с. Гл. 13. Зрительное общение животных. С. 444-485.

Напишите отзыв о статье "Панов, Евгений Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Панов, Евгений Николаевич

– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.