Безударные личные окончания прилагательных. Как проверить окончание прилагательного

Урок русского языка в 4классе

Тема: Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Цель:

Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Задачи образовательные:

1. Совершенствовать умение определять падеж, склонение имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Задачи развивающие:

    Развивать у учащихся умения анализировать, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу, планировать учебную деятельность.

    Развивать познавательный интерес, мышление, речь, память, творческие способности учащихся.

    Развивать умение искать связи между событиями, учить анализировать.

Задачи воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, активность, трудолюбие.

2. Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ, самостоятельность, самоконтроль.

3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.

Ход урока

I .Организационный момент. Слайд 1.

Я приглашаю вас на урок русского языка, на котором мы учимся грамотно писать, говорить, выражать свои мысли в письменной и устной форме.

Слайд 2.

Существует такая пословица: «В хорошем настроении принимайся за работу». Вот и мы создадим хорошее настроение. Я попрошу вас улыбнуться друг другу, протянуть своему товарищу руку дружбы, взаимопомощи, уважения.

Садитесь, откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».

Ребята, начать наш урок я хотела бы с этого фразеологизма «Попутного ветра».

Как вы понимаете эти слова? (Пожелать удачи)

Да, я хочу вам пожелать удачи в достижении поставленных целей на сегодняшнем уроке.

II . Минутка красивого письма

    ый ое его ая им ому ем

Пропишите буквосочетания.

Что о них можете сказать? (Это окончания прилагательных)

Назовите падежи, в которых имена прилагательные имеют такие окончания.

Дополни. Каких окончаний не хватает?

Предложи задание. (Распределить на группы: по родам, по основам )

Сделайте вывод (Имена прилагательные изменяются по родам )

III . Определение темы. Целеполагание

Какова тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний имён прилагательных) Слайд 3.

Какую цель вы можете поставить?

(Закрепить написание окончаний имён прилагательных. Учиться писать их без ошибок )

- Каким образом мы будем достигать поставленной цели?

(Путём упражнений, применения правил).

( Оценивать свою работу вы будете при помощи знака «+» на полях тетради )

А я поставила перед собой цель…………………………………..

IV . Актуализация знаний

Прочитайте пословицу

На доске:

Ласк..в..е слово высок..ю гору раст..пил.. .

Как вы ее понимаете?

Назовите пословицы, в которых встречается словосочетание ласковое слово.

Предложите задание.

(Списать, вставляя пропущенные орфограммы.

Разбор предложения по членам.

Указать грамматические признаки имен прилагательных)

Морфологический разбор: высокую (гору) (индивидуальна работа)

Проверка.(1ученик у доски)

IV . Работа по теме урока

    Работа в паре

Составление кластера по теме « Имя прилагательное»

(2 ученика работают у доски)

    Работа по учебнику. Упр318*

Работа с текстами

Прочитайте. О чем говорится в каждом тексте?

Какую пользу приносит дятел?

( Пение птиц. Прослушивание )

Ваши впечатления.

Задание . Выписать из текста словосочетание. Просклонять по падежам

1р. словосочетание с прилагательным. ж. р.

2р. словосочетание с прилагательным м.р.

3р. словосочетание с прилагательным ср. р

Взаимопроверка

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

3 .-Назовите орфограмму ( Безударная гласная в окончаниях прилагательных )

Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Слайд 4

1.Найти имя существительное, с которым связано имя

прилагательное

    Задать вопрос от имени существительного.

    По ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.

Но возможны несовпадения

1. В именах прилагательных мужского рода И.п. окончания

Ый, - ий, -ой под ударением

2. В именах прилагательных м.р. и ср. р. в Р.п. окончания

Ого, -его.

3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не

твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:

какую? – зимнюю

2.Проверочный тест (выбрать букву, которую необходимо вставить в окончания имён прилагательных) Слайд 5.

в тепл.. м пальто

ранн..м утром

к душист..й черёмухе

ранн.. й весной

в дальн.. м краю

с син..го неба

могуч..й силой

деревянн..й беседки

С зимн..й рыбалки

Ясн..м днем

Зимн..м спортом

Самопроверка. Слайд 6.

в тепл.. м пальто

ранн..м утром

к душист..й черёмухе

ранн.. й весной

в дальн.. м краю

с син..го неба

могуч..й силой

деревянн..й беседки

С зимн..й рыбалки

Ясн..м днем

Зимн..м спортом

3.Групповая работа

I группа

Вставьте пропущенные орфограммы. Определите падеж, выделите окончания

О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрасн..м настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.

II группа

Задание. Исправь ошибки. Подбери подходящее слово. Запиши правильно. Определи падеж прилагательных. Выдели окончания.

Я положил продукты в морозную камеру.______________

Мы пили козиное молоко._____________________________

Много людей собралось послушать оперативного певца.___

Петя занимается парашютистским спортом.______________

К перрону подошёл пассажирный поезд._________________

Проверка

III группа. Собери пословицу. Определи грамматические признаки прилагательных.

К большому терпению … лучше сладкой лжи.
Горькая правда … стой смело.
За правое дело …. придёт и умение.

Проверка.

Какие знания вам помогли выполнить задания?

VI . Итог урока

Д/з. а) Упр. 316;

б)

Закончить фразу:

- Я вспомнил…

Я закрепил…

- Я узнал новое…

Оценивание учителем

Лист самооценки. Поставить + или –

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Рефлексия. Закончился наш урок. Давайте посмотрим, какими мы были на уроке. На каждую букву подобрать имена прилагательные.

У – умными, умелыми

Р – развитыми

О – организованными, общительными

К – культурными, красивыми

- Какие слова вы сейчас назвали? (Прилагательные)

Чем похожи эти прилагательные? (Мн.ч).

А это тема следующего урока.

Урок подготовила учитель начальных классов Шаманаева Марина Евгеньевна

МШЛ «Достар» г. Алматы

Русский язык

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» 3 класс

Цели урока : Формировать умение писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и графически их обозначать.
Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, устную и письменную речь. Воспитывать чувство красоты, гармонии, чувство любви к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с деформированным предложением, карточки для контроля.

Ход урока

I . Организационный момент (1 – 3 слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к Земле Знаний. На доске карта знаний, на ней указан наш маршрут


Кто за приключения? Ведь и для нас осталось

Все без исключения! Еще немало стран.

Давайте поднимем парус Пока что не открытых

И прямо в океан, Или давно забытых

Дорог в морях немало – смелее у штурвала.

II .Чистописание (4 – 5 слайд)

А отправляемся мы из порта «Чистописание».

Запишите сочетания букв. Обратите внимание на соединения букв. Напишите аккуратно, соблюдая правила каллиграфии. Что напоминает вам первая строчка ? ( Родовые окончания имён прилагательных в ед.ч. и окончания прилагательных во мн.ч.) Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. Это упражнение поможет нам вспомнить морфологические признаки прилагательного. (Ученики записывают сочетания и предложение, обводят замкнутой линией родовые окончания прилагательных).


III. Актуализация опорных знаний : (6 слайд)

Игра “Найди лишнее слово

Гроза, шторм, морской , боль (повторить правило о прилагательном)

Дружная, веселая, добрый , зеленая (род прилагательных, вопросы, всегда ли можно определить род прилагательного

Игрушечный, больные , весёлый, замечательный (число прилагательных)

Веселого, красного, золотым , свежего (падежи прилагательных, зачем нужно уметь определять падеж прилагательного)

Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? Мы с вами узнали много сведений об имени прилагательном, но у нас остался ещё один вопрос. Значит, нас ждёт ещё одно открытие. Из порта нам, путь открыт к земле – знаний. Вперёд!

IV .Словарно-орфографическая работа (7 - 10 слайд) Фронтальная работа

Вот уже мы в море «Словарных слов »

-Прочитайте слова на доске, вставьте пропущенные буквы и устно распределите их на группы.
П…сок, обл…ко, лёгкий, весе….ий, пр…рода, бер…г, чудес…ный, п…года, ж…лтый, дальний. По какому признаку вы их распределили?


- В какой форме стоят эти имена существительные и прилагательные? Как согласуются имена прилагательные с именами существительными. Соедините эти слова по смыслу в нужном падеже. Что у нас получится?
Что при этом изменится?

Появляется запись


В какой части слова пропущены буквы? Как вы думаете, почему я сразу не записала окончания имен прилагательных? Почему их нужно проверять? Проблемный вопрос.

V . Сообщение темы урока Постановка учебной задачи. (10-12 слайд)

Сегодня на уроке мы будем учиться определять и правильно писать безударные окончания имён прилагательных в разных падежах Тема нашего урока: « Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных».
- Над какой же проблемой мы сегодня будем работать на уроке?
(Мы будем учиться определять безударное окончание имени прилагательного и правильно его писать) Давайте составим алгоритм, по которому вы будете проверять безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. И тогда запишем окончания в словосочетаниях, которые вы составили Составление алгоритма.


а) Запись словосочетаний с комментированием

по 1 человеку от каждой группы, последнее словосочетание самостоятельно

б) Разобрать последнее прилагательное по составу. При помощи, какой части слова образовано прилагательное


Ребята, а как вы думаете, зачем нужно работать над безударным окончанием имени прилагательного? (Чтобы грамотно писать, излагать свои мысли).
Вот сейчас мы и будем учиться определять безударные окончания имён прилагательных, проверять их с помощью алгоритма и правильно их записывать. Все наши задания будут объединены одной темой. Я думаю, вы легко догадаетесь какой.

Море бывает печальным,

Весёлым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым и голубым.

Каким же море рисует поэт? Интересно узнать тайны морей. Ну, а мы продолжаем открывать секреты русского языка

VI . Письмо по памяти. (13 – 15 слайды)

На нашем пути – остров «Поэзии»

Послушайте стихотворение. Его написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. Постарайтесь запомнить, какие имена прилагательные использовал автор (прослушивание аудиозаписи).

Белеет парус одинокий Что ищет он в стране далёкой?

В тумане моря голубом! Что кинул он в краю родном?

Какой литературный приём использовал поэт? Написание, каких прилагательных соответствует теме нашего урока? Каким членом предложения является прилагательное?

Самостоятельная работа.

Ученики пишут по памяти первое предложение, разбирают по членам предложения.

Физминутка для глаз (16 – 20 слайд)

VII .Закрепление изученного материала (21 – 22 слайд)

Работа над деформированным предложением (Приложение 2)

Работа в группе. Восстановить предложения, дописать окончания прилагательных,

(проверка на слайде) определить падеж прилагательных.

Бухта «Тайн»

Безмолвное море Открой мне,

Лазурное море, Глубокую тайну свою.

Мы оказались в бухте тайн. Волны прибили к нам какое – то послание. Давайте постараемся его прочитать. (дети получают карточки с деформированным предложением)


Мы сегодня очень много говорили об имени прилагательном. А какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её образной, выразительной, точной, красочной.)
Давайте убедимся в этом еще раз.

Чему мы учились, выполняя эту работу?

VIII .Творческая работа (по уровням) 23 – 24 слайд

Работа по картине.

Новая Земля

И вот уже видна неизвестная земля. Давайте постараемся описать её.


1. уровень . Составить три словосочетания прилагательное + существительное в разных падежах

2. уровень. Придумать два предложения по картине, используя имена прилагательные, указать падеж прилагательных

3 уровень. Составить небольшой рассказ по картине.

I X .Проверка знаний. Подведение итогов 25 – 27 слайды

Возвращение домой

Наш урок подходит к концу. Над какой проблемой мы работали сегодня на уроке?Как проверить безударные гласные в окончании имён прилагательных? А чтобы убедиться в том,что вы все справились с поставленной на уроке задачей, выполним тест. Внимательно слушайте словосочетания и красным карандашом закрасьте нужные окончания прилагательных.


Около высокой ели, для верного друга, в прозрачную воду, в старом доме, летнюю зарю, яркое солнце, трудным путём, громким лаем, одинокими парусами, у дальнего озера, удивительному настроению, на синем небе

Учащиеся закрашивают окончания прилагательных красным карандашом.

(при правильных ответах получается цифра 5)

Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди. По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придёте к Земле Знаний.

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

Конспект урока по русскому языку в 4 «В» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Дата: 18.03.2014

Тема : “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных

Формы работы:

· фронтальная

· самостоятельная

· групповая

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Нужно для счастья порою немного:

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше … (ошибок)

Я знаю, что вы постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи.

Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. В каких источниках нам его найти? (интернет, из толкового словаря Ожегова).

Н/д: журналист

журналистика

(Ученик находит определение в словаре, читает)

Тем временем открываем тетради, записываем число.

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся

журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.)

II. Введение в тему урока.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

КАРТОЧКА №1

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

3. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

9. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

Н/д: (появляется) склонение

Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)

Какой цели достигли, выполнив данное задание? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

III. Этап формулировки темы и целей урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имен прилагательных)

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Н/д:

Ø Закрепить……… (Закрепить знания об имени прилагательном)

Ø Упражняться……….(Упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах)

Ø Задуматься ……..(Задуматься над его ролью в тексте и нашей речи)

Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

IV. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. На карточках №2 вставить буквы.

Н/д:

КАРТОЧКА №2 (С обратной стороны доски выполняет ученик)

С_ребряный, п_йзаж, _теч_ство, интерес_ный, х_зяйство, ненас_ный, р_стение, ж_лтый, г_ризонт, в_ликий, м_тал_.

Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.

На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на группы). (Имена существительные и прилагательные и др.)

Докажите. Вспомните, что такое имя существительное; имя прилагательное.

(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Назовите из данных словарных слов только имена прилагательные. Докажите, что они ими являются.

Найдите их общий признак. (род, окончания прилагательных мужского рода)

Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. Проверка.

Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

V. Минутка чистописания

Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных единственного числа в следующем порядке:

1ая строка тетради - м.р.

2ая строка - ж.р.

3я строка – ср.р.

Проверка по доске, учитель прописывает:

(ойыйий аяяя оеее)

Пропишите до конца строки.

VI. I Актуализация знаний.

Слайд 1

Что изображено? Кто знает, а что это за река?

Камила провела небольшое журналистское расследование и собрала некоторые основные факты о реке Волге.

(ученик)

Через бескрайние просторы России протекает великая река Волга. Волга – это самая длинная река в Европе и самая длинная в мире среди рек. Река берет начало на Валдайской возвышенности, пересекает Среднерусскую возвышенность Европейской части России. На Волге расположено несколько десятков городов, а по берегам ее проживают несколько десятков народов, населяющих Россию. Волга является волшебной нитью, на которую нанизано ожерелье из самых красивых русских городов. Ярославль и Кострома, Нижний Новгород и Казань, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Н/д: физическая карта России

(показ по карте, Камила)

Н/д:

Через бескрайние просторы России протекает великая река Волга.

Прочтите предложение. Найдите прилагательные (Бескрайние, великая)

Какого рода прилагательное великая? Как узнали? (По сущ)

Прилагательное бескрайние разбираем по составу. (комментирует ученик)

VI.II Выборочное письмо

Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.

Как вы думаете, а сразу ли Волга становится такой могучей и полноводной рекой? (нет)

Недаром в известной детской песенке поётся – «С голубого ручейка начинается река».

Послушайте текст:

«Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.»

О чем он? (Этот текст о ручье.)

Какие еще водоемы знаете?

Как нужно относиться к водоемам? Почему?

Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.

Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.

Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)

VII. Работа с текстом

Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Найдите КАРТОЧКУ №3.Прочитайте

Что перед вами? Вы прочитали отрывок из произведений советского писателя о природе, автора многих очерков об охоте, Михаила Пришвина.

Н/д: портрет

Какова тема текста? (Разнообразие рек и речной природы)

А идея? (Донести до читателей понимание того, что люди могут быть счастливы, если внимательнее отнесутся к окружающей их красоте природы и рек в том числе)

Найдите и прочитайте предложения, в которых содержится главная мысль автора.

Какое задание? (Выполнить разбор по членам предложения первого предложения. Начертить схему.)

Н/д: В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.

Разбор предложения выполняется учеником на доске, остальные в тетради разбирают по частям речи и по членам предложения. Схема с однородными членами.

VIII. Индивидуальная работа

Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Каждый ученик имеет карточку №4, где даны словосочетания прил+сущ. У прил. пропущено окончание, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж. (1ая группа)

Время на выполнение ограничено. Закончить вы должны вместе с остальными. За работу получите отдельную оценку позднее.

КАРТОЧКА №4

1 вариант 2 вариант

бел.. пене

по горяч.. песку

без обычн.. шума

с весёл.. плеском

на песчан.. берег

бел.. пену

В это время у доски:

Вспомните, что такое антонимы.

Коллективная работа – к данным именам прилагательным подобрать антонимы (противоположные по смыслу слова). В помощь словарь антонимов.

Н/д:

широкая река – … (узкая),

холодный песок – … (горячий),

чистая вода – …(грязная),

крутой берег – … (пологий),!!!

северный ветер – … (южный)

IX. Физкультминутка

X. Творческая домашняя работа

Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Река Волга”.

Работа по группам: 3 группы

- 1 группа пишет текст самостоятельно.

- 2 группа ()

Даны опорные слова: полноводная река, промысловые породы рыб, ласковый ветер, свежий воздух, красивая река.

- 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.

Я могу бесконечно любоваться рекой Волгой; она все время разная: то ________ и _______ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей ____________ красотой и силой.

Слова для справок: тихая, кроткая, ярких, полуденного, суровая, пустынная, неповторимой.

ХII. Итог урока

Какие задания у вас вызвали интерес?

Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных?

Каково ваше отношение к уроку?

С каким настроением его закончили? Покажите пальчиками!

Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?

XIII. Рефлексия

Закончился наш урок. Давайте посмотрим, какими мы были на уроке. На каждую букву подобрать имена прилагательные

Н/д:

У – умными, умелыми

Р – развитыми, работящими

О – организованными, общительными

К – культурными, красивыми

Какого числа эти имена прилагательные? Какие окончания имеют?

С окончаниями прилагательных множественного числа мы еще будем продолжать знакомиться на следующих уроках.

XIV. Оценки

XV. Работа на внимание

Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Найдите и исправьте ошибки. (Устно)

Н/д:

Было ясное летняя утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближниго поля поднялись крикливое гуси.

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)