Назвать слово во множественном числе имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Рис. 2. Райские птицы () Рис. 3. Райские птицы ()

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Калинина О.П.

6 кл. Тема: Склонение имён прилагательных во мн. числе.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных
во множественном числе.

Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, словарный запас.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия
нового материала

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и
падежам)

1.Добавь к сущ. Прилаг. Яблоко- огурец- небо- мама- дружба- стол- волосы-

Добавь к прил. Сущ. Ровный- мягкий- круглый- жёсткий- сладкий- сочный

2.На доске просклоняйте имена прилагательные.: вкусный помидор.весёлый малыш,

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?
единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж
имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому
оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж
множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем
затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

2.Новый материал

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются
по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто
сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном
числе)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные книги

II вариант – Веселые дни

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые
окончания?

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе?
(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени
существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.

3. Первичное закрепление Работа с учебником (упражнения)

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

4. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе
то вы приседаете.если в ед. числе то руки поднимаете

Верных друзей, о лесных растениях,в глухих степях,в дремучих
лесах, теплый апрель, ярких звезд, у глубоких рек, синий карандаш,
в огромных городах, ароматный цветок, в темных
пещерах, маленькое село, добрые сердца, яркое солнце.

5.Работа в группах

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте
задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить
окончания, определить падеж)

На синем диване

К старому дому

С красным мячом

У высокого дерева

На широких просторах

По просёлочной дороге

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Составьте предложение из данных слов.

Юга, с, прилетели, с, птицы, весны, наступлением.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен
прилагательных.

6. Дифференцированное задание

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж

Пришла весна с …птицами, …ручьями, …цветами. В …лесу на снегу видны узоры …следов.

Бегут … ручьи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны
узоры … следов. Бегут… ручьи.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла весна с певч..…птицами, со звонк… ручьями,с ярк…цветами. В весенн…
лесу на снегу видны узоры зверин… следов.Бегут звонк.. ручьи.

7. Рефлексия учебной деятельности

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по
падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не
изменяются по родам).

Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

  • Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
  • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Презентация (Приложение 1 )
  4. Карточки для групповой работы (Приложение 2 )
  5. Карточки для работы в малых группах (Приложение 3 )
  6. Оценочный лист (Приложение 4 )
  7. Карточки для дифференцированной домашней работы (Приложение 5 )

Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  6. Физкультминутка
  7. Работа в группах с проверкой по эталону
  8. Дифференцированное домашнее задание
  9. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа II группа III группа
И. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Р. п. Интересного урока Веселого урока Содержательного урока
Д. п. Интересному уроку Веселому уроку Содержательному уроку
В. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Т. п. Интересным уроком Веселым уроком Содержательным уроком
П. п. Об интересном уроке О веселом уроке О содержательном уроке

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

(Слайд 4)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

(Слайд 5)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
  • Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

(Слайд 6)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

(Слайд 7)

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие
Р. п., П. п.
ых, их
Д. п.
ым, им
Т. п.
ыми, ими

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.) , о лесных растениях (П.п.) , в дремучих сугробах (П.п.) , ярких звезд (Р.п.) , у глубоких рек (Р.п.) , в огромных городах (П.п.) , из интересных книг (Р.п.) , в темных пещерах (П.п.) .

7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

Цель:

  • Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
  • Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.
  • Воспитывать чувства коллективизма.

1. Работа в группах. (Приложение 3 )

Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

– Достаточно. Проверим по эталону.

(Слайд 8)

– Какая группа выполнила точно так же?

Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 1 балл. (Приложение 4 ).

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

(Слайд 9)

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

– Составьте предложение, используя слова на слайде.

(Слайд 10)

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

– Проверьте, у вас также.

Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку, то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте 1 балл.

(Слайд 11)

– Восстановите запись разбора слова как части речи.

(Слайд 12)

Проверьте у товарища.

Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл.

8. Дифференцированное домашнее задание

Перед вами текст.

(Слайд 13)

Прочитайте его.

– Какая часть речи пропущена?

– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

3. Прочитайте текст упражнения 343.

– Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.

Приступаем к самостоятельной работе.

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
  • Оценить результаты учебной деятельности.
  • Согласовать домашнее задание.

Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками.

Сегодня я могу поставить оценки….

(Слайд 14)

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.