Методика математического обучения колесниковой для самых маленьких. Как обучать детей по методике Колесниковой

Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения. Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.


Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой

Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:

    • «От звука к букве ».
    • «Математические ступеньки ».

Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.

Начальная методика

В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:

  • Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
  • В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
  • Дети 5-6 лет приступают к чтению.

Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.

Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.


Чему учится ребенок?

  • Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко проработать восприятие времени суток, а также времен года.
  • Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
  • Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.

Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.

В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.

Как обучать детей по методике Колесниковой

В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.

Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:

  • Любознательности.
  • Активности.
  • Способности сотрудничать.
  • Дружелюбности.
  • Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.

В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.

Обучение и его результаты

По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.

Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Книга является 1-й частью авторской программы "От звука к букве" по подготовке детей 3-7 лет к обучению грамоте (2-я часть - "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"; 3-я часть - "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет"; 4-я часть - "Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет").
Основное назначение книги - оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте на первом этапе обучения.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Цель:
Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

1. Игра "Весёлый язычок"
Методические рекомендации:
Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.
Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.

Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке":
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Оглавление
Введение
Распределение материала на учебный год
Занятие № 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата
Занятие № 2 Звук "А"
Занятие № 3 Звук "У"
Занятие № 4 Звук "О"
Занятие № 5 Звук "Ы"
Занятие № 6 Звук «Э»
Занятие № 7 Звук «И»
Занятие № 8 Звук "М"
Занятие № 9 Звук "Б"
Занятие № 10 Звук "П"
Занятие № 11 Звук "Д"
Занятие № 12 Звук "Т"
Занятие № 13 Звук "Г"
Занятие № 14 Звук "К"
Занятие № 15 Звук "В"
Занятие № 16 Звук "Ф"
Занятие № 17 Повторение пройденного материала (гласные)
Занятие № 18 Повторение пройденного материала (согласные)
Использованная литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

) Введение Цель – помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте.

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.

Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.) , а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Данная методика базируется на трех основных программах обучения детей 3-4 лет. ("Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» – Москва, "Просвещение", 1984 г, Программа "Развитие» – Москва, "Новая школа» 1994 г. и "Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» – Москва, "Профессиональное образование", 1994 г.) .

В книге нашли свое отражение задачи, которые стоят перед педагогами на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков.

Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции, развивается память.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется в единстве с развитием различных сторон речевой и психической деятельности.

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи.

При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывается умение выделять звук голосом.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче и четче, чем другие.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы детей в тетради.

Лучшему запоминанию способствуют рисунки, соответствующие тексту стихотворения, которые подобраны таким образом, что отвечают основной цели каждого занятия и в то же время способствуют развитию связанной речи, ее выразительности, обогащают словарь детей образными словами и выражениями, способствуют развитию памяти.

Игры "Подскажи словечко» изучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подобать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящий по смыслу. Способствуют развитию фонематического слуха.

Задания "Найди похожие картинки» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Много в данном пособии загадок.

Использовать загадки можно уже в работе с детьми младшего возраста, потому что у них интуитивно начинает развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предмета окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

В каждое занятие включены физкультминутки, которые органически вливаются в занятия, и служат решению поставленных задач.

Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие обшей моторики-двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения Развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

В занятия включены несложные задания по развитию графических навыков. Задания выполняются в игровой форме (провести дорожку, обвести в кружок, соединить одинаковые предметы) , желательно фломастерами, чтобы линии получались яркими и привлекательными.

При работе по данной методике к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения: развитию фонематического слуха.

Курс обучения рассчитан на 18 занятий (2 занятия в месяц с сентября по май включительно) .

Вашему вниманию предложено 18 конспектов для педагога и тетрадь для выполнения заданий ребенком.

В книге также имеется дополнительный речевой и игровой материал для закрепления программных задач, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях. При проведении занятий по звуковой культуре речи 1 раз в неделю, дополнительный материал может быть использован в качестве конспекта второго занятия по данной теме.

Дидактические и игровые упражнения в данном пособии (как и в других книгах цикла) предлагаются в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способностей ребенка.

Занятия, предложенные в книге, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение одинаковых рисунков развивает зрительное внимание.

Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие звуковой культуры речи с, целью подготовки к обучению грамоте.

Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор содержания занятия зависит от уровня подготовленности детей и от количества детей в группе. Педагог может использовать конспект целиком или частично.

"Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Москва, "Российская Академия образования", 1994 г.) следующим образом характеризует речевое развитие детей в возрасте 3-4 лет:

"При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания) .

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимений.

У ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формам: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласковые суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, и речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союз»,

Дети осваивают навык разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ) , сонорные (р, ръ, л) звуки, некоторые звуки пропускаются. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

Дети четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Распределение материала на учебный годСентябрь

Занятие 1. Знакомство сорганами артикуляционного аппарата.

Дополнительный материал.

Занятие 2. Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции.

(звук "А") .

Занятие 3. Звук "У". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "У") .

Занятие 4. Звук "О". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "О") .

Занятие 5. Звук "Ы".Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ы") .

Занятие 6. Звук "Э". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Занятие 7. Звук "И". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой Материал (звук "И") .

Занятие 8. Звук "М". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "М") .

Занятие 9. Звук "Б". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Б") .

Занятие10. Звук "П". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "П") .

Занятие 11. Звук "Д". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Д") .

Занятие 12. Звук "Т".Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Т") .

Занятие 13. Звук "Г". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Г") .

Занятие 14. Звук "К".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "К") .

Занятие 15. Звук "В". Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "В")

Занятие 16. Звук "Ф".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ф") .

Занятие 17. Повторение пройденного материала (гласные звуки) .

Занятие 18. Повторение пройденного материала (согласные звуки) .

Занятие? 1 Знакомство с органами артикуляционного аппаратаЦель:

Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта) .

1. Игра "Весёлый язычок"

Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.

Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.

Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке":

"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.

Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы) . Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы) .

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое) , а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык) . Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок – это небо. Просит погладить небо языком) .

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения) . Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Дополнительный материал

(может быть использован и для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога)

1. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

Познакомить с основными движениями языка.

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт) . Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык) . Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой» на нижней губе) . Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой") , спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть) . А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д ") . Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт) , потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт) . Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта) . Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", – подумал Язычок".

2. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта) .

Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами) .

Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

1) Статические упражнения для языка

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Иголочка", «Стрелочка", "Жало". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

2) Динамические упражнения для языка

"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"Футбол", "Спрячь конфетку". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

3) Упражнения для губ

"Улыбочка". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

"Заборчик". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Трубочка". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивать сомкнутые губы вперед.

"Бублик", "Рупор". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ:

"Заборчик» – «Бублик", "Улыбка» – «Хоботок".

При работе с детьми педагог по своему усмотрению выбирает упражнения, которые соответствуют цели данного занятия.

Занятие? 2 Звук "А"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А ".

Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "А » в словах и фразовой речи.

Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

1. Игра "Птица и птенчики» (лист 1, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть картинку "Птичка кормит птенцов". Обратите внимание детей на птенчиков, которые широко открывают клювики, когда мама-птичка их кормит.

Поиграйте с детьми в игру: дети – птенчики, а педагог – мама-птичка. Когда мама-птичка принесет зернышки, то птенчики открывают ротики; съели зернышки и закрыли ротики. Дети выполняют эти движения несколько раз.

2. Слушание стихотворения (лист 1, рисунок 2)

Прочитайте детям стихотворение А. Барто.

Лягушата

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Предложите детям рассмотреть рисунок. Спросите у детей:

Как называется птица? (Цапля) .

Кто спешит броситься в воду? (Пять веселых лягушат) .

Кто не боится цапли? (Я же этой цапли не боюсь ни капли!) .

Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Следите за четким произношением звука "А» (произносится более длительно, чем другие звуки) .

3. Физкультминутка. Игра "Цапля"

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Текст читается два раза: сначала дети стоят на одной ноге, затем на другой.

4. Игровое упражнение "Кто где живет» (лист 1, рисунок 3)

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунок.

Спросите детей:

Какие животные нарисованы на картинке? (Собака, лиса, заяц) ,

Кто где живет? (Собака в конуре; лиса, заяц – в лесу.)

Дайте детям задание провести дорожку от животных к месту, где они живут.

5. Итог

Предложите детям вспомнить и показать, как птенчики широко открывают клювики, когда мама приносит им корм.

Спросите:

Как квакают лягушки? (Ква-ква-ква) .

Как называется домик, в котором живет собака? (Конура) .

При ответах детей следите за тем, чтобы они произносили звук "А» более длительно, чем другие звуки.

Дополнительный материал

.

Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.

Спросите детей:

Что вы говорите врачу, когда он осматривает ваше горло? (А-а-а) .

Как гогочет гусь? (Га-га-га) .

Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква) .

Как лает собачка? (Гав-гав-гав) .

Обогащать словарь.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "А » во фразовой речи.

Разучите с детьми стихотворение (по выбору) .

Е.Благинина

– А-а-а! – заплакала Аленка

– На, – сказала ей сестренка,

Алый цветик сорвала

И Аленушке дала!

В. Ланцетти

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко.

Взял я палку и она

Превратилась в скакуна!

И. Михайлова

И скачет, и скачет,

И скачет, и скачет

Мой звонкий веселый

Оранжевый мячик!

Он очень старался

–Сто раз проскакал,

Сто раз проскакал

И совсем не устал!

П. Воронько

Спать пора!

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора,

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко!

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

Развивать правильное произношение заданного звука в словах и фразовой речи.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "А ".

Учите детей произносить ударный звук "А» более длительно (глазаа, комараа, лаапу, рекаа, краана) .

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные... (глаза) .

Спи мышонок до утра,

Дам тебе я... (комара) .

Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке... (лапу) .

Между гор издалека

Течет бурная... (река) .

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана) .

Занятие? 3 Звук "У"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "У» в словах и фразовой речи.

Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.

Учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

1. Игра "Поезд и птицы» (лист 2, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть картинку и назвать, что они на ней видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух) . Спросите, как гудит паровоз (у-у-у) .

Учите детей произносить ударный звук "У» в словах более протяжно.

Дайте задание детям провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложите детям погудеть как паровоз (у-у-у) .

2. Физкультминутка. Игра "Поезд"

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у) », миновав их, поезд перестает гудеть.

3. Заучивание стихотворения (лист 2, рисунок 2)

Предложите ребенку рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению, а затем неторопливо, выразительно прочитайте стихотворение С. Маршака.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: "Нужны пошире,

И не две, а все четыре!".

Задайте вопросы детям:

Как называется стихотворение? (Слон) .

Что дали слону? (Дали туфельки слону) .

Что он сделал? (Взял он туфельку одну) .

Что сказал слон? (Нужны пошире, и не две, а все четыре!)

Приучайте детей отвечать строчками из стихотворения.

4. Дидактическое упражнение "Назови предметы» (лист 2 рисунок 3)

Предложите детям назвать предметы, выделяязвук "У» (сту-ул, жуук, луук) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям вспомнить, как гудит паровоз (у-у-у) . Назвать картинки со звуком "У", произнося его более длительно, чем другие звуки (гуусь, куурица, петуух, тууфелька, стуул, жуук, луук) .

Дополнительный материал

(может быть использован для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога) .

1. Артикуляционная гимнастика

Вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течении нескольких секунд.

Упражнение "подуйте на шарик» (у педагога в руках воздушный шарик) .

Спросите детей:

Как мычиткорова? (Му-у-у, му-у-у) .

Как кукуеткукушка? (Ку-ку, ку-ку) .

2. Стихи для заучивания наизусть

Развивать связную речь, ее выразительность.

Обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "У» во фразовой речи.

Выучите с детьми стихотворение (по выбору) .

М. Клокова

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

О. Высотская

Кукла в ванночке не плачет,

Просидит хоть целый час.

Любит мыться! Это значит –

Кукла умница у нас!

Устала утка на пруду

Учить своих утят:

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что из них получится?!

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Курочка моя,

Умница моя,

Вот тебе водичка.

Дай ты мнеяичко,

Умница моя.

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу!

Он играет во трубу

Во серебряную.

Рано-рано по утру

Пастушок: » Ту-ру, ту-ру"!

А коровы в лад ему

Затянули: "Му-му-му"!

3. Загадки

Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Способствовать четкому произношению звука "У» в словах.

Предложите детям отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "У» более длительно (уулитка, уутенок) .

На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.

(Улитка)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок –Может плавать и нырять, Как его родная мать.

(Утенок)

4. Игра "Подскажи словечко"

Развивать правильное произношение заданного звука в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "У".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить звук "У» более длительно (уутпюг, уулитка) .

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический... (утюг) .

Пусть крыша течет и сломалась калитка, Свой дом ни за что не покинет...(улитка) .

Занятие? 4 Звук "О"Цель

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "О".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О » в словах и фразовой речи.

Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

Учить произносить потешку правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово.

1. Игра "Загадки и отгадки» (лист 3, рисунок 1)

Предложите детям отгадать загадки и обвести отгадку. Следите, чтобы дети произносили звук "О» в словах-отгадках более протяжно (короова, коошка, лоошадь) .

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. (Кошка)

Полем идет,

Травку жует.

Мычит му-му,

А кто, не пойму. (Корова)

У нее большая грива,

Есть копыта,

Есть и хвост.

Скачет быстро и красиво,

Просто глаз не оторвешь. (Лошадь)

2. Физкультминутка. Игра "Как у наших у ворот"

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

А устали ножки –

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети произносят слова и выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

3. Заучивание потешки (лист 3, задание 2)

Предложите ребенку рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к потешке. Затем неторопливо прочитайте потешку:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом!

Спросите:

Что случилось? (Загорелся кошкин дом) .

Что делает курица? (Бежит курица с ведром заливать кошкин дом) .

Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал строчками из потешки. Предложите детям запомнить потешку и прочитайте ее еще раз.

4. Игровое упражнение "Назови картинки» (лист 2, рисунок 3)

Предложите детям назвать картинки и раскрасить их. Учите детей произносить ударный звук "О» в словах более протяжно (полыпоо, зоонпг, ведроо) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям найти на рисунках 1-3 и вслед за вами назвать слова со звуком "О» (кошка, корова, лошадь, дом, пальто, зонт, ведро) .

Следите за тем, чтобы дети произносили ударный звук "О» более протяжно.

Дополнительный материал

1. Артикуляционная гимнастика

Добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Спросите детей:

Как курочка зовет своих цыплят? (Ко-ко-ко, ко-ко-ко) .

Как лошадка зовет своего жеребенка? (И-го-го, и-го-го) .

2. Игра "Угадай, чего не хватает"

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О» в словах.

Развивать кратковременную зрительную память.

На столе у педагога игрушки (картинки) : слон, ведро, совок, пирамидка, матрешка и т.д.

Педагог убирает по одной игрушке (картинке) , в названиях которых есть звук "О", и просит детей назвать игрушку (картинку) , которой не стало.

Следите, чтобы дети произносили звук "О» в словах протяжно, выделяя его.

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Способствовать правильному произношению звука "О » в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "О".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить ударный звук "О» более длительно (сороока, цветоок, коошки, живоотиками, крылоом) .

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока) .

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать... (цветок) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится... (кошки) .

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам) .

Эй, цыпленок, Где твой дом? –

Он у мамы Под... (крылом) .

4. Стихи для заучивания наизусть

Развивать связную речь, ее выразительность.

Обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О » во фразовой речи.

Предложите детям разучить стихотворение (по выбору) .

О. Высотская

Возле дома пес цепной,

Но не страшный, а смешной,

Ну кого он устрашит,

Если он из байки сшит?

3. Александрова

Вышли волки на охоту.

Бродят стаей по болоту.

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

3. Александрова

Ходит Оленька, вздыхая.

Что с тобою?

Я плохая!

Я ногой толкнула кошку,

На пол бросила картошку,

Кашу манную не ела.

Быть хорошей надоело!

Не пора ли Оле спать,

Чтоб опять хорошей стать?

Дайте детям задание повторить слова из стихотворения с ударным звуком "О", произнося их более протяжно (дооома, смешнооой) .

Занятие? 5 Звук "Ы"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ы".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "Ы» в словах и фразовой речи.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: "А","О", "У".

1. Игровое упражнение "Назови предметы» (лист 4, рисунок 1)

Дайте задание назвать предметы на рисунке, выделяя звук "Ы» (лыыжи, мыыло, сыыр, дыым, крыыша) .

2. Заучивание стихотворения (лист 4, рисунок 2)

Мышка мыла

Мылом нос,

Мыла уши,

Мыла хвост,

Мыла так,

Что стала белой,

И от счастья

Мыло съела.

Задайте детям вопросы:

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .

Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы строчками из стихотворения.

Предложите детям запомнить стихотворение и прочитайте его еще раз.

3. Физкультминутка. Игра "Мы руки поднимаем"

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Дети произносят слова вместе с педагогом и выполняют движения по тексту стихотворения.

(лист 4, рисунок 3)

Спросите детей:

Что изображено на рисунке?

(Всшза, стуул, стоол, мыышка, сыьгр) .

Учите детей произносить ударные звуки "А", "У", "О", "Ы» в словах более протяжно.

Предложите детям провести дорожку от мышки к сыру.

5. Игра "Ответь правильно» (лист 4, рисунок 3)

Спросите детей:

Что стоит в вазе? (Цветыы) .

Что лежит на столе? (Сыыр) .

Кого вы видите на полу? (Мыышку) .

Дополнительный материал Звук "Ы"

1. Игра "Лото"

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука "Ы".

Развивать внимание

У педагога набор картинок, в названии которых есть звук "Ы» (мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы) .

У детей по одной картинке из этого набора.

Педагог показывает картинку и спрашивает: "У кого есть картинка "рыба"? Ребенок, у которого есть парная картинка, говорит: "У меня есть картинка "рыба".

Учите детей произносить ударный звук "Ы» в словах более протяжно.

2. Загадки

Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Способствовать четкому произношению звука "Ы» в словах.

Предложите детям отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "Ы» более длительно (мыыло, лыыжи, цветыы, рыыба, мыышка, дыым) .

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.(Мышка)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

–И исчез. (Дым)

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Способствовать правильному произношению звука "Ы» в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука "Ы".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить ударный звук "Ы» более длительно (мартыышки, шарыы, мыышки, косьш) .

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки) .

В руках у детворы,

Горят, переливаются

Воздушные... (шары) .

Говорит мартышка мишке:

"Я в гостях была у... (мышки) "

Своей младшей дочке

Тосе Заплетает мама... (косы) .

Занятие? 6 Звук «Э"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Э".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "Э» в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: "А ", "У".

Продолжать учить рисовать дорожки фломастером.

1. Игра "Проведи дорожку» (лист 5, рисунок 1)

Спросите детей:

Кто нарисован на рисунке? (Коза, козленок) .

Как козленок зовет маму, если заблудится? (Мэ-э-э) .

Дайте детям задание провести дорожку от козленка к маме-козе.

2. Заучивание стихотворения (лист 5, рисунок 2)

Предложите детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению.

Неторопливо прочитайте стихотворение М. Мышковской.

От сильной жары

Эскимо потекло –

Надо скорее

Кушать его.

Задайте детям следующие вопросы:

От чего потекло эскимо? (От сильной жары эскимо потекло) .

Что с ним надо сделать? (Надо скорее кушать его) .

Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Предложите детям запомнить стихотворение и прочитайте его еще раз.

3. Физкультминутка. Игра "Пальчики"

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Пальчики сжаты в кулачок. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

4. Игровое упражнение "Назови предметы» (лист 5, рисунок 3)

Предложите детям назвать картинки, четко выделяя голосом ударные гласные звуки "О", "У", "А» (соолнце, уутпка, экскаваатор) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям еще раз рассмотреть рисунки 1-3

Спросите:

Как коза зовет своего козленка? (Мэ-э-э) .

Дайте задание назвать вслед за вами предметы на картинках, в названиях которых есть звук "Э» (эскимо, экскаватор) . Следите, чтобы дети произносили звук "Э» более длительно.

Занятие? 7 Звук «И"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «"И".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "И» в словах.

Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Развивать общую моторику и двигательные функции рук.

Развивать простейшие графические навыки.

1. Игровое упражнение "Рисуем зернышки цыплятам» (лист 6, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть рисунок.

Спросите:

Кто здесь нарисован? (Курица с цыплятами) .

Как пищат цыплята, когда хотят есть? (Пи-пи-пи) .

Предложите детям по пищать как цыплята. Следите за тем, чтобы звук "И» дети произносили более протяжно.

Дайте детям задание нарисовать желтым фломастером зернышки цыплятам (маленькие кружочки) .

2. Физкультминутка. Игра "Улыбнись"

Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся И все вместе улыбнемся.

Дети стоят спиной к кругу и выполняют движения по тексту стихотворения. На слова "а сейчас мы повернемся» дети поворачиваются лицом в круг и все улыбаются друг другу.

3. Игра "Подскажи словечко» (лист 6, рисунок 2)

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произ

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.

Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 114

Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1 . Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

- «От А до Я»;

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) - Петрушина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Развитие речи осуществляется в следующих направления:

  1. Развивающая речевая среда , задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
  2. Формирование словаря , задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
  3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
  4. Грамматический строй речи , задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
  5. Связная речь : совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
  6. Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет )

Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет : состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)

«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты :

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций , как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ

(по Колесниковой Е. В.)

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  • наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  • способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный :
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э :
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р :
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

на учебный год

МЕСЯЦ

(№) Занятия, тема

Сентябрь

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Знакомство : Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

(2.) Знакомство : Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

Октябрь

(3.) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)

(4.) Тема - Буква А

(5.) Тема и буква У. Звук У:

(6.) Тема - Буква У : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(7.) Тема - Чтение слогов АУ, УА ,

печатание слогов.

(8.) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

(9.) Тема - Буква О : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(10.) Тема - Звук и буква Ы : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

Ноябрь

(11.) Тема - Звук и буква Э : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

(12.) Тема - Гласные звуки и буквы : А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер.

(13.) Тема - Звук и буква Л : место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.

(14.) Тема - Звук и буква М : граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

(15.) Тема - Звук и буква Р : место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

(16.) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

(17.) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов , написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

(18.) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

Декабрь

(19.) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

(20.) Тема – Буква Я : буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

(21.) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов

(22.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).

(23.) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

(24.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).

(25.) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

(26.) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

Январь

(27.) Тема - Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

(28.) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

(29.) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

(30.) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (Г ОРА/ К ОРА,),

(31.) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИ Т/ КО Т, Г РО М/Г РИ М), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

(32.) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть : граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т

Февраль

(33.) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

(34.) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

(35.) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С : граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

(36.) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

Март

(37.) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).

(38.) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х.

(39.) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

(40.) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ.

(41.) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

(42.) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я

Апрель

Мониторинг.

Мониторинг.

(43.) Тема – Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

(44.) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й

(45.) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

(46.) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

Май

(47.) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

(48.) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ» : развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен :

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц

неделя

(№) занятия, тема

Сентябрь

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

(2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

Мониторинг – диагностика.

Октябрь

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Декабрь

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

Январь

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Март

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

(22) Тема – «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Апрель

Мониторинг – диагностика.

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

Повторение – закрепление.

Повторение – закрепление.

Развивающая среда в группе

Магнитная азбука;

Дидактические настольные игры:

«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».

Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, март.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:

  1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
  2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
  4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
  8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

Заведующий ГБДОУ ццр – д/с № 114 _______________________ / В.В Прищепова