Террор в гражданской войне кратко. Красный террор в годы гражданской войны - история в фотографиях


Красный террор

Одним из самых тяжелых и пагубных проявлений гражданской войны стал террор, источниками которого были как жестокость низов, так и направленная инициатива руководства противоборствующих сторон. Такая инициатива особенно наглядной была у большевиков. В газете «Красный террор» от 1 ноября 1918 г. откровенно признавалось: «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».

Свои теоретические представления большевики жестко и напористо реализовывали на практике. Кроме самых различных санкций к непосредственным участникам антибольшевистских движений они широко использовали систему заложничества. К Примеру, после убийства М. Урицкого в Петрограде было расстреляно 900 заложников, а в ответ на убийство (в Берлине!) Розы Люксембург и Карла Либкнехта Царицынский совет распорядился расстрелять всех находившихся под арестом заложников. После покушения на Ленина в разных городах было казнено несколько тысяч человек. Теракт анархистов в Леонтьевском переулке Москвы (сентябрь 1919 года) повлек расстрелы большого числа арестованных, подавляющее большинства которых к анархистам никакого отношения не имело. Количество подобных примеров велико.

Казни связывались не только с заложничеством. В Питере, Одессе, Севастополе, Киеве в 1918 году прошли массовые расстрелы офицеров, после забастовки рабочих в Астрахани в 1919 году - только по официальным данным - было расстреляно свыше 4 тысяч человек. «Беспощадный массовый террор» был объявлен против казачества.

Репрессии коснулись как целых слоев населения, так и отдельных лиц. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Николай II и его семья. Еще раньше, в ночь с 12 на 13 июня, на окраине Перми был расстрелян последний из Романовых, носивший титул императора - Михаил.

Репрессивные акции инициировались центральными и местными органами большевистской власти, но не менее часто они были проявлениями жестокости рядовых участников войны. «Особой комиссией по расследованию «злодеяний большевиков», работавшей в 1919 году под руководством барона П. Врангеля, были выявлены многочисленные случаи жестокого, на грани садизма, обращения с населением и пленными со стороны красноармейцев. На Дону, на Кубани, в Крыму комиссия получала материалы, свидетельствовавшие об изуродованиях и убийствах раненых в лазаретах, об арестах и казнях всех, на кого указывали как на противников большевистской власти - часто вместе с семьями. Все казни, как правило, сопровождались реквизициями имущества.

Белый террор

Жестокость была присуща и белым. Приказы о предании военно-полевому суду пленных из числа добровольно вступивших в Красную армию подписывал адмирал Колчак. Расправы с восставшими против колчаковцев деревнями устраивал в 1919 г. генерал Майковский. В Сибири было создано несколько концлагерей для сочувствующих большевикам. В Макеевском районе в ноябре 1918 года комендант из приближенных генерала Краснова опубликовал приказ со словами «...всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня». При этом у белых не было организаций, подобных ЧК, ревтрибуналам и реввоенсоветам. Высшее руководство Белого движения не выступало с призывами к террору, заложничеству, расстрелам. Поначалу белые, при всей античеловечности междоусобицы, старались держаться правовых норм. Но поражения белых на фронтах «открыли перед ними пропасть отчаяния» - на милосердие большевиков рассчитывать не приходилось. Обреченность толкала белых на преступления. Много страданий принесла мирному населению Сибири «атаманщина». Грабежами, погромами и жестокими казнями сопровождалось восстание Григорьева на Украине. «Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти что разбойники» - с горечью признавал один из «белых» идеологов Владимир Шульгин.

Против бессмысленной жестокости гражданской войны выступали многие деятели российской культуры - В. Короленко, И. Бунин, М. Волошин и другие. «Русскую жестокость» клеймил М. Горький.

Россия и мир. Большевики и мировая революция

Большевики рассматривали гражданскую войну исключительно как международное, а не внутрироссийское явление. Накануне октябрьского переворота Ленин писал, что взятие власти пролетариатом в одной стране должно стать лишь началом целой серии войн в других странах, а цель этих войн - «окончательно победить и экспроприировать буржуазию во всем мире». Именно такая позиция диктовала большевикам конкретные подходы ко всем вопросам их политики - в том числе и внешней.

В основе политического поведения большевиков была непререкаемая уверенность в грядущей мировой революции. Пригласив Германию и ее союзников на переговоры в Брест, большевики всеми возможными способами затягивали переговоры, со дня на день ожидая революции в Германии. Ленин указывал в своих тезисах: «Массовые стачки в Австрии и в Германии... Из этого факта вытекает возможность для нас еще в течение известного периода оттягивать и затягивать мирные переговоры». Г. Зиновьев позднее свидетельствовал: «...в момент Брестского мира Владимир Ильич считал, что вопрос о победе пролетарской революции в Европе есть вопрос двух-трех месяцев... В ЦК партии все часами считали развитие событий в Германии и в Австрии. Мы считали, раз мы возьмем власть, то этим самым завтра развяжем руки революции в других странах».

Брестский договор (март 1918 года) сильнейшим образом скомпрометировал большевиков, отдавших Прибалтику, Финляндию, Польшу, Украину, Белоруссию немцам и Закавказье туркам. Договор спровоцировал чехословаков на вооруженное восстание, а Антанту - на интервенцию.

Белые и Антанта

Вмешательство Антанты в русские дела имело неоднозначные последствия. Еще в годы первой мировой войны союзники «проявили заинтересованность» в обескровливании России. Не желая выхода ее из войны, они выступили на стороне белых, но при этом никто из них, за исключением отчасти Франции, не был заинтересован в возрождении сильной России как одного из решающих факторов международных отношений в послевоенную эпоху. Были заключены секретные соглашения о разделе сфер влияния в России. Интервенты грабили природные ресурсы страны, дискредитируя тем самым Белое движение. От активных действий против регулярных частей Красной Армии иностранные войска старались уклоняться. Масштабы «внутренней» войны многократно превосходили масштабы столкновений с интервентами. В Белом движении не было доверия к «союзникам», напротив - поведение их больно било по чувствам русских патриотов. Так, адмирал А. Колчак свидетельствовал: «Владивосток произвел на меня впечатление чрезвычайно тяжелое... Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжались кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы, лучшие дамбы были заняты чехами, японцами, союзными войсками, а наше положение было глубоко унизительно, глубоко печально. Я чувствовал, что Владивосток не является уже нашим русским городом... Я не мог относиться к этому доброжелательно... все получало глубоко оскорбительный и глубоко тяжелый характер для русских».

В пропагандистском плане большевики из факта интервенции извлекли для себя все возможное, постаравшись дезавуировать патриотизм белого движения. Сами же они в глазах населения предстали патриотами. При этом от своих стратегических целей большевики не собирались отказываться. Вторая Программа РКП(б), принятая в марте 1919 года, зафиксировала следующее: «Началась эра всемирной, пролетарской, коммунистической революции». Говорилось о неизбежности, желательности и необходимости гражданских войн внутри отдельных стран и войн пролетарских государств против капиталистическ», объединенные на федеративных начал пролетариата с Запада».

Культура и быт

На базе ленинской концепции двух культур (буржуазной и пролетарской) стало развиваться движение Пролеткульта, тотально отрицавшего всю прежнюю культуру, весь опыт прежних поколений. Пролеткультовщина связывалась с представлением, что при социализме все должно быть по-новому - не похоже на старое. Появлялся механический критерий: раз что-либо имело место до 1917 года, значит, враждебно социализму. Насаждалось представление, что подлинная история человечества началась лишь в октябре 1917 год, а до этого была лишь некая предыстория. Абсолютизировался классовый подход в оценке любых явлений русской истории, а само понятие «русская история» объявлялось реакционно-монархическим.

Стремление оторвать русский народ от исторической традиции, связанной с православием, а также «воинствующий материализм» большевиков стали причинами жесточайшего давления на Русскую Православную Церковь.

Запрещались крестные ходы, было отменено исполнение колокольного звона во всех церквах. Изымались церковные средства. Это вызывало повсеместные столкновения между властями и верующими.

Отношения властей и церкви обострились до крайности, когда началась кампания по ликвидации мощей русских святых, в течение веков считавшихся заступниками и хранителями земли русской. Эта кампания была открытым глумлением и надругательством над чувствами верующих, никак не согласовывалась с положением декреты об отделении церкви от государства. В течение 1919 года было вскрыто и осквернено 58 мощей. Взрыв возмущения среди населения вызвало вскрытие - похожее напогром - мощей Сергия Радонежского - одного из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви. «Акцию обеспечивало» подразделение военных курсантов.

В течение 1918-1920 годов дважды привлекался к судам ревтрибунала Патриарх Тихон. Эти суды носили пропагандистский характер. Осенью 1918 года патриарх отказался благословить белое движение, запретил священникам поддерживать как белых, так и красных, осуждая братоубийство. Однако органы Советской власти посчитали такую позицию «потворством белому террору» и объявили Тихона «главой контрреволюционеров».

За 1918-1920 годы было закрыто 673 монастыря, их помещения отводились под склады, приюты, казармы, тюрьмы и концлагеря. К монахам, проявлявшим недовольство, применялись суровые санкции карательных органов.

Параллельно разгрому церкви шло тотальное разрушение традиционной народной морали. Нравственным объявлялось то, что было выгодно пролетарской партии. Насаждая новый быт, часто «резали по живому», не считаясь с привычными взглядами людей. Возникло общество «Долой стыд», пропагандировалась свободная любовь. Повсеместно проводились дискуссии об отмирании семьи, которая наиболее радикально настроенными «новаторами» объявлялась пережитком капитализма. Преследовались церковные обряды - венчание, крещение новорожденных и т. п. Взамен этому придумывались новые, «революционные» обряды. Вместо крещения вводили так называемое «октябрение», когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали «революционное» имя. Вместо имен из православных святцев появлялись Революции, Диктатуры, Гегемоны. Возникали имена, производные от целых выражений: Ледат (Л. Д. Троцкий), Вилен (В. И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и т. п.

Была объявлена война всей русской исторической традиции. Уже в 1918 году прошло массовое переименование улиц в Питере, Москве и других городах. Появились Троцк, Зиновьевск, Урицк, Загорск и т. п. При жизни «вождей» им стали строить, памятники.

Неудачные попытки большевиков с нуля создать новую культуру, реализовать фантастические проекты в области культуры несколько отрезвили их лидеров, заставили понять, что «палка была перегнута». Ленин выступил с критикой пролеткультовского движения и отказался от нее. Он высказал формулу: «Надо овладеть всем богатством мировой культуры». Однако под мировой культурой у Ленина подразумевались, прежде всего, европейские, западные образцы, он призывал учиться у Германии, США, Англии. О собственном историческом опыте России речи не велось.

Большевики ставили задачу придать культуре светский, массовый, не элитный характер. По их замыслам, эта задача несла немалую агитационно-политическую нагрузку. Тем не менее, решение позволило приобщить широкие массы народа к ее началам «книжной» культуры, способствовало созданию системы культурно-просветительской работы, появлению сети библиотек, клубов, читален. Проводились лекции, беседы, ставились агитпьесы, агитконцерты. Поднимался вопрос о ликвидации неграмотности населения.

Советская власть ввела цензуру, закрыла антибольшевистские газеты, вся выпускаемая литература контролировалась в отношении содержания. Тем не менее в литературной жизни оживление не спадало. Продолжали существовать поэтические кружки футуристов, акмеистов, символистов, имажинистов. Пролеткульту приходилось вести творческие поиски в соревновании с другими литературными течениями. Продолжали работу В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин, Н. Клюев и др. Из писателей многие не приняли послеоктябрьской действительности и эмигрировали, среди них - И. Бунин, А. Куприн, Ал. Толстой и др. В то же время на литературном горизонте появляются новые имена - М. Шолохов, К. Федин, Л. Леонов, Л. Сейфулина, Вс. Иванов и др. Их книги были написаны в духе реализма и одновременно лояльно к новой власти.

В живописи на волне новаторских поисков проявили себя различные направления - авангардизм (К. Петров-Водкин), импрессионизм (К. Коровин), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич).

Перестраивалось театральное дело. Хотя были запрещены к постановке балет и оперетта, театр не умер. Многие театральные режиссеры и актеры признали Советскую власть. Театр был сферой, которой особо коснулись пролеткультовские веяния: на сцене преобладал импрессионизм декораций, шло увлечение революционной символикой. Обычным делом была вольная интерпретация классиков.

Литературно-театральная жизнь отличалась активностью. Это выглядело довольно парадоксально на фоне всеобщего развала, особенно в городах, где отсутствовало нормальное снабжение продовольственными и промышленными товарами (доходило и до настоящего голода), не было электричества, а значит - освещения, повсеместно была испорчена канализация, не ходили трамваи. За годы гражданской войны деньги обесценились в 1614 раз. Необходимость как-то выжить заставляла многих добывать пропитание нечестными способами, наблюдался упадок общественной морали. При этом культурная жизнь не затухала, духовный тонус в обществе был высоким, что отражало уверенность людей в том, что трудности исторического момента так или иначе будут преодолены.



Предлагаем познакомиться с книгой Александра Елисеева “Разгадка 1937 года. «Преступление века» или спасение страны? ”. В аннотации к этому изданию читаем: «Вот уже более полувека нам твердят, что 1937 год был самым черным, кровавым и постыдным в советской истории. Что в «страшном 37-м» жертвами «преступного режима» пали «миллионы невинных». Что в ходе политических репрессий были «истреблены лучшие из лучших», «выбита интеллигенция» и «обезглавлена армия». Что главным виновником и инициатором Большого Террора является И. В. Сталин.

Данная книга опровергает все эти мифы , не оставляя камня на камне от хрушевской лжи, раскрывая подлинный смысл «сталинских репрессий» , разгадывая главную тайну XX века ».

На нашем сайте эту книгу смотри . Другую книгу Александра Елисеева “1937. Сталин против заговора "глобалистов" ” на нашем сайте смотри .

Введение ...................... 5

Глава 1. Консервативный большевизм................. 13

Глава 2. Загадка "тирана" ..................................... 53

Глава 3. Красные князьки..................................... 74

Глава 4. Государство и реформатор................... 108

Глава 5. Дедушки советской перестройки........... 140

Глава 6. Милитаристы против партии.................. 178

Глава 7. «Демон революции» на защите Запада. 197

Глава 8. Легальный оппонент вождя.................... 244

Глава 9. Под прицелом – Сталин......................... 268

Глава 10. Кровавая развязка............................... 320

Глава 11. Победитель и побежденный................. 357

Заключение .......... 376

Литература ........... 378

С первых же лет советской власти Сталин выступал как последовательный прагматик, ставящий геополитические интересы страны превыше абстрактных и утопических идей .

2.0. Введение

2.0.1. Во время Гражданской войны мировая закулиса в России истребляла население Российской Империи и белым и красным террором

А. Целью «красного» террора было "социальное конструирование"

Вопрос, вынесенный в заглавие этого скромного труда, у многих наверняка вызовет недоумение или даже гнев. Как это кто? Давно известно – Сталин и его подручные. Зачем дурить людям головы, задавая риторические вопросы?

Любопытно, что даже те, кто склонен положительно оценивать роль Сталина в нашей истории, в большинстве своем приписывают организацию массовых репрессий ему же. Дескать, репрессии были нужны для очищения страны. От кого? Ну, здесь множество вариантов. От шпионов, троцкистов, палачей времен «Красного террора», бюрократов, скрытых врагов Советской власти. В общем – нужное подчеркнуть, все зависит от политических убеждений.

Все, почти все, сходятся на одном и том же. Сталин был организатор массовых репрессий. Казалось бы, такое единодушие должно убеждать. Однако давайте не будем спешить. Мало ли, сколько было расхожих представлений, а потом выяснялось, что они не ценнее мыльного пузыря. Давайте попробуем взглянуть на проблему «Большого террора» иначе, чем большинство.

Для начала выясним, откуда возник массовый по­литический террор. Он появился в эпоху революций . Резкий поворот в общественном развитии всегда по­рождал мощное сопротивление широких социальных слоев. Революции сопротивлялись не только представители свергнутой верхушки, но и массы, точнее, их часть. А подавление масс соответственно требовало массового террора .

Классическим образцом массового революционного террора можно считать якобинский террор 1793-1794 годов, который во Франции унес около миллиона жизней . Такова была цена Великой Французской революции. Однако политический терроризм, в той или иной степени, был присущ и другим буржуазным революциям – английской, американской, испанской, итальянской. Любопытно, что он был присущ и первой российской революции, вспыхнувшей в 1905 году. Я имею в виду террор эсеров и анархистов . Его принято называть индивидуальным, однако он принял характер массового + . И это неудивительно, ведь эсеры имели в своем распоряжении массовую партию лево­радикального толка.

[ + В России террор этих эсеров, анархистов и еврейских безумных националистов финансировал американский еврей миллиардер Шифф. Об этом смотри .]

По самым скромным подсчетам, в годы эсеровско-анархического террора погибло 12 тысяч человек. Думские депутаты-монархисты однажды принесли в зал заседаний склеенные бумажные листы, на которых были написаны имена жертв террористов. Так вот, полосу этих бумаг они смогли развернуть по всей ширине зала. До революции была выпущена многотомная «Книга русской скорби». В ней собраны данные о жертвах террора. Среди них лишь очень немногие принадлежали к элите русского общества. Большинство представляли мелкие чиновники, низшие чины полиции, священники, ремесленники . Очень многие пострадали совершенно случайно, оказавшись рядом с бомбистами. Например, 12 апреля 1906 года при взрыве дачи П.А. Столыпина погибло 25 человек, пришедших на прием к премьер-министру. Ранения получили трехлетний сын Столыпина и его четырнадцатилетняя дочь.

Все это было генеральной репетицией гораздо более страшного «Красного террора», который развернулся в России через несколько месяцев после Великой Октябрьской социалистической революции . Он показал, что массовый терроризм присущ не только буржуазным, но и социалистическим революциям. Во время Гражданской войны чекисты снимали целые социальные пласты нации – духовенство, дворянство и буржуазию . Террор ставил своей целью не просто удержание политической власти, но и социальное конструирование . Ведущий теоретик партии большевиков Н.И. Бухарин писал по этому поводу следующее: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Б. Целью «белого» террора было уничтожение красной чумы

Между тем нельзя забывать и о белом терроре, который был менее масштабным, чем красный, однако все равно носил массовый характер . И здесь даже не нужно ссылаться на советских историков, которых можно упрекнуть в предвзятости. Достаточно процитировать самих белых. Да вот хотя бы и А.И. Деникина, который писал в «Очерках русской смуты»: «Нет душевного покоя, – каждый день – картина хищений, грабежей, насилия по всей территории вооруженных сил. Русский народ снизу доверху пал так низко, что не знаю, когда ему удастся подняться из грязи... Я не хотел бы обидеть многих праведников, изнывавших морально в тяжелой атмосфере контрразведывательных учреждений, но должен сказать, что эти органы, покрыв густою сетью территорию Юга , были иногда очагами провокации и организованного грабежа . Особенно прославились в этом отношении контрразведки Киева, Харькова, Одессы, Ростова (донская)». А вот что пишет военный министр колчаковского правительства А.П. Будберг: «Приехавшие из отрядов дегенераты похваляются, что во время карательных экспедиций они отдавали большевиков на расправу китайцам, предварительно перерезав пленным сухожилия под коленями («чтобы не убежали»); хвастаются также, что закапывали большевиков живыми, с устилом дна ямы внутренностями, выпущенными из закапываемых («чтобы мягче было лежать»). Будберга хорошо дополняет В.Н. Шульгин, бывший убежденным антикоммунистом и активным участником Белого движения. « В одной хате за руки подвесили комиссара , – рассказывает Шульгин, под ним разложили костер и медленно жарили... человека. А кругом пьяная банда монархистов... выла «Боже, царя храни» ...

[ + Понятно, что это были не монархисты, а сатанисты. Монархист – это православный человек, который своей жизнью исповедует . Он не может изуверски мучить человека и при этом петь молитву к Богу: «Боже, Царя храни!» ]

Весьма ценны, в данном плане, воспоминания А.С. Суворина, который был всецело на стороне белых: «Первым боем армии, организованной и получившей свое нынешнее название [Добровольческой], было наступление на Туков в половине января. Отпуская офицерский батальон из Новочеркасска, Корнилов напутствовал его словами: «Не берите мне этих негодяев в плен! Чем больше террора, тем больше будет с ними победы! »

Губернатор Енисейской и части Иркутской губернии генерал С.Н. Розанов, особый уполномоченный Колчака, приказывал:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличии таковых имеются, – расстреливать десятого .

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно ; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны.

Примечание. Все отобранное должно быть проведено приказом по отряду...

...6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно ».

А вот каким был приказ коменданта Макеевского района, подчинявшегося атаману П.Н. Краснову: «Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать ; Приказываю всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня». По мнению историков, которых можно упрекнуть в «предвзятости», террор все равно носил массовый характер .

Свою лепту в развязывание террора внесли и «де­мократические» социалисты, которые лицемерно осуждали «зверства большевизма». «Роль правых эсеров и меньшевиков в становлении белого террора можно наглядно проследить на примере событий, развернувшихся летом – осенью 1918 г. в Ижевске, где произошло самое мощное за всю советскую историю антибольшевистское рабочее восстание , – пишет Д.О. Чураков. ...Уже начало переворота связано с кровавым эпизодом – бессмысленной расправой, учиненной толпой над разъездом конной милиции... После первых успехов мятежа началась кровавая расправа . По свидетельству военного лидера повстанческой армии полковника Федичкина, мятежники, среди которых было немало рабочих, в течение 12 часов ловили и расстреливали большевиков. В первые же дни восстания зверская расправа состоялась над на­чальником милиции Рогалевым, одним из лидеров максималистов Т. Дитятиным, был выведен из госпиталя и растерзан Жечев – и этим список жертв мятежа далеко не исчерпывается... Картины бессудных расправ наблюдались в те дни во всех заводских поселках и деревнях Прикамья , захваченных повстанцами. На большевиков и всех сторонников Советской власти устраивалась настоящая охота. Как показывают исследования современных ижевских историков П.Н. Дмитриева и К.И. Куликова, очень часто речь шла вовсе не о стихийных вспышках насилия, а о вполне продуманных, целенаправленных акциях новой повстанческой власти . Арестами и содержанием под стражей первоначально занималась специальная комиссия по расследованию деятельности большевиков, а затем – созданная на ее основе контр­разведка. Арестам подвергались не только деятели большевистского режима, но и члены их семей . Так, были арестованы отец заместителя председателя Боткинского Совета Казенова, а вслед за ним и 18-летняя сестра, которая пыталась передать брату посылку. Через несколько дней они были расстреляны. Был схвачен и расстрелян проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин, многие другие. С течением времени репрессивные меры распространились на все более широкие слои населения Ижевска, всего Прикамья. Даже сами повстанческие авторы признают колоссальный размах осуществляемых ими репрессий . К примеру, один из них пи­шет о сотнях арестованных в импровизированных аре­стных домах. Около 3 тыс. человек содержалось на баржах, приспособленных под временные тюрьмы. Этих людей называли «биржевиками». Примерно такое же ко­личество арестованных находилось в Воткинске, не ме­нее тысячи их было в Сарапуле» («Роль правых социалистов в становлении системы белого террора») .

2.0.2. Любой массовый террор имеет своей причиной именно революцию

Свой образчик революционного террора дала и «великая пролетарская культурная революция», осуществленная Мао Цзэдуном в Китае. В ходе нее погибли десятки миллионов китайцев, павших жертвами как тамошней госбезопасности, так и шаек озверевших юнцов, именуемых хунвейбинами и цзаофан ями. Хотя «красный террор» начался еще в 30-е годы, на территориях, занятых китайской Красной Армией. Причем массовые репрессии проводились и в отношении коммунистов . Так, в 1930-х годах Мао провел жесточайшую чистку Красной Армии от так называемых «АБ-туа-ней» скрытых агентов «Антибольшевистской лиги». «Одним из первых актов новых властных структур стал приказ о применении «самых жестоких пыток» с целью выявления агентов «АБ-туаней», – пишет биограф Мао Цзэдуна Ф. Шорт. В тексте приказа подчеркивалось, что допросам должны быть подвергнуты и те, кто «в своих словах представляются самыми преданными, прямодушными и положительными товарищами». Число казненных росло день ото дня, поскольку каждое признание вело к арестам новых жертв, а каждая жертва на допросах тоже не молчала... Красная Армия начала погружаться в бездны чистки . Языки ее пламени беспристрастно пожирали бойцов и командиров, в каждой части были созданы «комитеты по борьбе с контрреволюционными элементами». Из воспоминаний Сяо Кэ: «В моей дивизии были расстреляны шестьдесят человек... Дивизионный партком принял решение прибавить к ним столько же... Всего же из семи тысяч личного состава 4-й армии на казнь отправились от тысячи трехсот до тысячи четырехсот человек »... Чуть более недели ушло на то, чтобы почти четыре с половиной тысячи бойцов и командиров Первой фронтовой армии признались в тайных связях с Гоминьданом» («Мао») .

Склонность к террору продемонстрировали и революции «справа». Придя к власти на волне «национальной революции», национал-социалист Гитлер подверг репрессиям сотни тысяч немцев. Только членов Коммунистической партии Германии было казнено 33 тысячи человек. А уж какой террор Гитлер организовал на оккупированных им территориях, говорить, я думаю, не стоит. Конечно, масштаб гитлеровского террора в отношении немцев намного меньше тех масштабов, которых достигал террор «коммунистический» . Но это как раз и связано с тем, что гитлеровская революция была менее радикальной – в плане внутренней политики. В области же внешней политики Гитлер проявил крайнюю революционность, что и привело к грандиозному террору в отношении многих народов .

Тут надо отметить, что революция далеко не всегда сопровождается массовым террором. В той же Германии ноябрьская революция 1918 года сумела удержаться на краю пропасти. Но край все-таки был. В 1919 году в Баварии левые радикалы создали Советскую республику, которая по примеру своей российской сестренки стала арестовывать и уничтожать «врагов революции». Конец этому положили вооруженные отряды немецких патриотов .

В любом случае революция всегда чревата террором . Он может вылезти из этого чрева, а может так и сгинуть в утробе. И если не всякая революция порождает массовый террор, то любой массовый террор имеет своей причиной именно революцию. Причем это касается и «красного», и «белого» террора . Можно долго спорить о том, какой из них начался первым, а какой был «всего лишь ответом». В любом случае массовый террор имеет своей причиной революцию.

[Иисус Христос учит нас: будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,17-19) . Вчера (16/29 января) исполнилось (с 1547г) как Русский Народ стал третьим . А потому реки крови, которые текут в России, государстве этого Народа, есть следствие отступления его от своего служения Богу и Его Помазаннику – Царю, блюстителю Престола Царя Давида – Вселенского Царя.

Как только Богоизбранный Народ (еврейский ли, греческий ли, Русский ли (ныне)) пытается сбросить иго, о котором Иисус Христос говорит так: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11,30) , так Господь Бог отдаляется от Своего Народа, и слуги сатаны набрасываются на него. И текут реки крови. Но и волос с головы вашей не пропадет , но только при одном условии, если Вы остаетесь верными Богу и Его Помазаннику – Царю .

Чтобы второй раз не наступать на одни и те же грабли и не отпадать от служения Богу в качестве третьего (и последнего!) Богоизбранного Народа, наши благочестивые предки в 1613 году , желая уберечь себя и своих потомков, т.е. нас с Вами, дали Богу верой и правдой служить законным Царям из Царствующего Дома Романовы. Этим Обетом наши предки желали предупредить, удержать нас от ошибки , за которую они заплатили реками крови в Смутное время . Об этом смотри в главе “О трех Богоизбранных Народах” .

Когда говорят о терроре, следует помнить и такое предупреждение Иисуса Христа: Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят ; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17,1-2) . Эти слова предупреждают о неминуемом возмездии, которое опустится на головы расхитителей стада Христова! Головы этих расхитителей стада Христова неминуемо полетят (и летели!) во время и красного и белого террора. И это является тем самым горем , о котором говорил Христос!]

2.0.3. Сталин был могильщиком «пролетарской» революции

Теперь давайте обратимся к фигуре Сталина. Исследователи как-то не склонны преувеличивать революционность этого деятеля . Напротив, многие наблюдатели, как «левые», так и «правые», считают, что Сталин был могильщиком «пролетарской» революции . И очень мало тех, кто ставит его на одну доску с творцами Октября.

Меня давно занимает такой парадокс. Проводя параллели с Великой Французской революцией, Сталина часто именуют термидорианцем, а его политику – термидором. Особенно любил говорить о сталинском термидоре Троцкий. Однако ведь именно группировка термидорианцев положила конец массовому якобинскому террору 1793-1794 годов, который грозил уже пожрать и самих революционеров. И если Сталин – термидорианец, то какой же он тогда организатор террора?

Как ни относиться к Сталину, но очевидно, что он осуществил ряд мер, направленных против нигилизма , порожденного революцией. Восстановил в правах национальный патриотизм . Способствовал тому, чтобы искусство, особенно архитектурное, приняло бы классические формы. Наряду со своим культом установил культ русской литературы . Взял курс на укрепление семейного уклада . «Реабилитировал» многих исторических деятелей старой России. Прекратил преследование Церкви .

И в то же самое время именно он развернул массовый террор? Получается, что преодоление нигилизма ведет именно к массовому террору, широкомасштабным репрессиям? Непонятно... А если предположить, что развязывание террора произошло против воли Сталина ?

Но, может быть, допустить и обратное? Что, если Сталин и в самом деле был верным продолжателем дела Ленина и Троцкого, как нас уверяют некоторые? Что ж, давайте вглядимся в него повнимательнее.

Список литературы

Агурский М. Идеология национал-большевизма. М., 1980.

Бармин А. Соколы Троцкого. М., 1997.

Белади Л., Краус Т. Сталин. М., 1989.

Березовский Н.Ю. На борьбу с «лимитрофами»// «Военноисторический журнал», 1993, № 4.

Борисов Б. Настоящий голодомор был не в СССР, а в США // http://kp.ru/daily/24346.4/535294/

Борисов С. Андрей Александрович Жданов. Опыт политической биографии. Шадринск, 1998.

Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1990. Т. 1-2.

Бочков Е.А. Когда на армии приходилось экономить. Экономические аспекты военного строительства в СССР в 20-е гг. // «Военно-исторический журнал», 1998, № 2.

Ваксберг А. Гибель Буревестника. М., 1998.

Власть и общество России. XX век. М., Тамбов, 1999.

Гинзбург С.3. О гибели Серго Орджоникидзе//«Вопросы истории КПСС», 1991, № 1.

Голдин В. Интервенты или союзники? Мурманский «узел» в марте – июне 1918 года// «Отечественная история», 1994, № 1.

Голенков А. Сталин без наветов. Только факты. М., 1998.

Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Сталин: схватка с троцкизмом и фашизмом (историко-философский анализ). Барнаул, 2000.

Дамаскин И.А. Вожди и разведка. От Ленина до Путина. М., 2008.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

Дейчер И. Троцкий в изгнании. М., 1990.

Джемаль Г. Мировая контрреволюция // «Смысл», 2003, № 3.

Емельянов Ю.Н. Сталин. На вершине власти. М., 2002.

Емельянов. Ю.Н. Троцкий. Мифы и личность. М., 2003.

Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М, 1993.

Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990.

Земское В. Репатриация советских граждан в 1945-1946 гг. Опираясь на документы // «Россия. ХХ I , 1995, № 11-12.

Идейное наследие Троцкого. История и современность. М., 1996.

Иванов А.М. Логика кошмара. М., 1993.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1994.

Икрамов К. Дело моего отца. М., 1991.

Ильинский М.М.. Нарком Ягода. М., 2002.

Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы. М., 2002.

Колесов Д. В. И.В. Сталин. Загадки личности. М., 2000.

Колесов Д. В. И.В. Сталин. Право на власть. М., 2000.

Колпакиди А., Прудникова Е. Двойной заговор. Сталин и Гитлер: несостоявшиеся путчи. М., 2000.

Конквест Р. Большой террор. Т. 1-2. Рига, 1991.

О"Коннор Т.Э. Георгий Чичерин и советская внешняя политика 1918-1930 годов. М., 1991.

Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1988-1938. М., 1988.

Кун М, Бухарин. Его друзья и враги. М., 1992.

Лаппо Д. Юозас Варейкис. Воронеж, 1989.

Лесков В. Сталин и заговор Тухачевского. М., 2003.

Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. М., 1989.

Медведев Ж., Медведев Р. Неизвестный Сталин. М., 2002.

Межуев Б. В объятиях мирового большевизма // «Смысл», 2003, №14.

Минаков С.Т. Большая «чистка» советской военной элиты в 1923 году // http://www.oiros.org/publick/p06/001.htm

Миронин С. Сталинский порядок // http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/stalinskiy-poryadok.html

Млечин Л. Максим Литвинов: пистолет под подушкой // «Международная жизнь», 1998, № 39.

Мухин Ю. Убийство Сталина и Берия. М., 2003.

Наринский М.М. И.В. Сталин и М. Торез. 1944-1947. Новые материалы // «Новая и новейшая история»; 1996, № 1.

Национальная правая прежде и теперь. Ч. III. Вып. 2. СПб., 1992.

Нольте Э. Европейская гражданская война (1917-1945). Национал-социализм и большевизм. М., 2003.

О Станиславе Косиоре. Воспоминания, очерки, статьи. М., 1989.

Открывая новые страницы. М., 1989.

Павлова И.В. Механизмы власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001.

Павлова И.В. Роберт Эйхе // «Вопросы истории», 2001, № 1.

Пихоя Р. Советский Союз: история власти. Новосибирск, 2000.

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. М., 1997.

Примочкина Н. «Донкихоты большевизма». Максим Горький и Николай Бухарин // «Свободная мысль», 1993, № 4.

Прудникова Е.А. Хрущев. Творцы террора // http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/hruschev.-tvortsyi-terrora.html

Пятницкий В. Заговор против Сталина. М., 1998.

Роговин В. 1937. М., 1996.

Роговин В. Партия расстрелянных. М., 1997.

Роговин В. Сталинский неонэп. М., 1994.

Россия в XX веке. Реформы и революции. М., 2002.

Рут Ф. Вервольф. Осколки коричневой империи. М., 2007.

Саттон Э. Уолл-стрит и большевистская революция. М., 1997.

Слассер Р. Сталин в 1917 году. М., 1989.

Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. М., 1993.

Соколов Б. В. Наркомы страха. М., 2001.

Соколов В. Наркоминдел Максим Литвинов // «Международная жизнь», 1991, № 4.

Сталинское десятилетие «холодной войны». Факты и гипотезы. М., 1999.

Станчев М.Г., Чернявский Г.И. В борьбе против самовластия. X.Г. Раковский в 1927-1941 гг. Харьков, 1993.

Стариков Н.В. Голодомор: кто автор? // http://nstarikov.ru/blog/693

Суворов В. Очищение. М., 2003.

Такер Р. Сталин у власти. История и личность. 1928-1941 М., 1997.

Успенский В. Тайный советник вождя . М., 1990.

Фельштинский Ю. Вожди в законе. М., 2000.

Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Очерк 1. М.,1992. Октябрь 1917 – ноябрь 1918 г.

Фельштинский Ю. Разговоры с Бухариным. М., 1993.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.

Хромов С.С. Леонид Красин. Неизвестные страницы био­графии. М., 2001.

Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2007.

Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001.

Чураков Д.О. Роль правых социалистов в становлении систе­мы белого террора // http :// scepsis . ru / library / id _1787. html

Шафаревич И.Р. Была ли перестройка акцией ЦРУ? //«Наш современник», 1995, № 7.

Шелленберг В. Лабиринт. 1991.

Шейнис 3.С. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, политик. М., 1989.

Шорт Ф. Мао. М., 2005.

Шубин А.В. Вожди и заговорщики. М., 2004.

Щагин Э.М. Документы истории «революции сверху». Документ № 5. Из письма Б. А. Бахметьева Е.Д. Кусковой // Власть и общество России XX век. М. – Тамбов, 1999.

Эпстайн Э. Дж. Арманд Хаммер. Тайное досье. М., 1999.

Чтобы осознать «КТО был наш Русский Царь Николай» (Св. Прав. Псковоезерский Старец Николай Гурьянов), приводим книги Романа Сергиева “Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого воскресения Царской России ”. Нажав на одну из строчек выйдете на более подробное оглавление, и по нему вы найдете тексты, которые помогут вам понять величайший подвиг Святости Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, во исполение Воли Божией УПОДОБИВШЕГОСЯ Господу нашему Иисусу Христу в искупительном подвиге! Именно руками Своего Помазанника – Святаго Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНРОВИЧА – Господь спас Богоизбранный Русский Народ от истребления слугами сатаны и соделал НЕМИНУЕМЫМ воскресение Царской России.

О великом искупительном подвиге нашего Государя, подъятого и совершенного Им во образ и подобие Искупительного Подвига Христа Господа, смотри новостные сообщения нашего сайта. Также рекомендуем посетить сайт "НИКОЛАЙ II ИСКУПИЛ ИЗМЕНУ НАРОДА РУССКОГО!" помещены две проповеди о христоподобном искупительном подвиге Царя Николая, сказанные после литургии 19 мая 2008 года, совершенной по полному Императорскому Чину.

На нашем сайте можно посмотреть портреты Императора Николая Второго, написанные при Его жизни. Смотри

О необходимости молиться за грядущего Русского Царя Победителя и о том, как это сделать на практике см. и работу: .

Отец Роман на Православном Радио Санкт-Петербурга в воскресение 20 июля рассказал о необходимости молится по Императорскому чину и о необходимости вынимать частички на Проскомидии, и за Царя-искупителя Николая Второго и за грядущего Царя из Царствующего Дома Романовых по женской линии. Беседу можно скачать по адресу новостного сообщения: "Царский Cвященник на радио с Царской темой ". По тому же адресу можно читать и скачать беседы отца Романа с Жанной Владимировной Бичевской уже на Московском радио в ее авторской програме "От сердца к Сердцу". Кроме того, там можно скачать Литургию, совершенную по Служебнику 1901 года (все возгласы по Императорскому Чину, без сокращений

Все почитали светлой памяти Духоносного Псковоезерского Старца Николая Гурьянова могут найти на нашем сайте редчайшие и ценнейшие книги о Старце, написанные самым близким ему человеком - письмоводительницей Страца, его келейницей Схимонахиней Николаей (Гроян): " пламенный молитвенник земли Русской за весь мир", " ", “ ” " "

Прочитав эти книги Вы узнаете, почему с такой силой враг рода человеческого восстает на Святую Венценосную Царскую Семью. На Друга Царева – оклеветанного врагами Бога, Царя и России "Человека Божия", Святого Новомученика Григория Нового (Распутина). Узнаете Правду о Святом Благоверном Царе Иоанне Царе Иоанне Васильевиче IV Грозном и получите ответы на многие другие животрепещущие вопросы о которых возвещал Господь устами Своего Угодника – "Столпа Русского Старчества" – духоносного Старца Николая Гурьянова

В свете часто возникающих ныне бурных дисскусий вокруг древнейшего символа Русской Национальной Культуре - Гамматическом Кресте (Ярга-Свастике) на нашем сайте представлена обширная подборка материала по данному вопросу: О русском кресте Воскресения России смотри .

Мы с Вами помним, что Господь Бог указал Императору Константину Великому на то, что с крестом он победит. Обратим внимание на то, что только со Христом и именно с Крестом Русский Народ победит всех своих врагов и сбросит, наконец, ненавистное иго жидовское! Но Крест, с которым победит Русский Народ не простой, а как водится, золотой, но до поры он скрыт от многих Русских Патриотов под завалами лжи и клеветы. В новостных сообщениях, сделанных по книгам Кузнецов В.П. "История развития формы креста" . М.1997 г.; Кутенкова П.И. "Ярга-свастика - знак русской народной культуры" СПб. 2008; Багдасаров Р. "Мистика огненного Креста" М. 2005 , рассказывается о месте в культуре Русского Народа самого благодатного креста - свастики. Свастический крест имеет одну из самых совершенных форм и заключает в себе в графическом виде всю мистическую тайну Промышления Божия и всю догматическую полноту Церковного вероучения!

Кроме того, если мы будем помнить, что Русский Народ является третьим Богоизбранным Народом (Третий Рим - Москва, Четвертому - не бывать; что свастика является графическим изображением и всей мистической тайны Промышления Божия , и всей догматической полноты Церковного вероучения , то совершенно однозначный напрашивается вывод - Русский Народ под державной рукой уже скоро грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (Дому Романовых клялись Богу в 1613 году быть верными до скончания веков ) будет побеждать всех своих врагов под знаменами, на которых будет под ликом Спаса Нерукотворного развеваться свастика (гамматический крест)! В Государственном Гербе свастика также будет помещена на большую корону, которая символизирует власть Царя-Богопомазанника как в земной Церкви Христовой, так и в Царстве Богоизбранного Русского Народа.

На нашем сайте можно скачать и читать, замечательное произведение генерала и писателя Петра Николаевича Краснова “ ”, которое является неувядающим венком доблестным солдатам и офицерам Русской Императорской Армии, живот свой за Веру, Царя и Отечество положившим .Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем Русская Императорская Армия была сильнее всех армий мира и поймете, кто такой генерал Петр Николаевич Краснов. Воин Русской Армии, Русский Патриот, православный христианин очень многого себя лишат, если не найдут время прочитать эту очень благодатную книжечку.

Уникальнейшая книга, в которой специалист-следователь, будучи православным человеком , явно по молитвам святого Царя-искупителя Николая Второго и Новоомученник Иоанна, верного Царского слуги - повара И.М. Харитонова, погибшего вместе с Царем Николаем Вторым и Его Семьей в подвале дома инженера Ипатьева, сумел показать ритуальный характер убийства Царя-Богопомазанника слугами сатаны .

Не прекращались и никогда не прекратятся попытки русских людей понять, что произошло с Царской Семьей в Екатеринбурге в ночь с 17-го на 18-е июля 1918 года. Правда нужна не только для восстановления исторической реальности, но и для понимания духовной сути мученического подвига Государя и его Семьи. Мы не знаем, что пережили они - Господь судил им более года томиться под арестом, в заключении, в полной безвестности, в атмосфере ненависти и непонимания, с грузом ответственности на плечах - за судьбы Родины и близких. Но, претерпев попущенное, приняв всё из рук Божиих, они обрели смирение, кротость и любовь - единственное, что может принести человек Господу и самое главное, что угодно Ему. Труд Петра Валентиновича Мультатули - историка, правнука одного из верных слуг Государя, Ивана Михайловича Харитонова, - необычен. Это не научная монография, а детальное, скрупулезное расследование Екатеринбургского злодеяния . Цель автора - по возможности, приблизиться к духовному пониманию происшедшего в Ипатьевском Доме. В работе использованы материалы архивов России и Франции. Многие документы публикуются впервые

Все новостные сообщения по книге Петра Валентиновича Мультатули на нашем сайте смотри в библиотеке



Примечание I. Данный шаблон оптимизирован для просмотра в Internet Explorer и Mozilla Firefox
Примечание II. Для корректного отображения ряда текстов с нашего сайта Вам потребуются Церковно-Славянские шрифты и шрифты дореволюционной Царкской орфографии. Скачать и установить данные шрифты можно
Примечание III. Если у Вас есть какие-либо конструктивные предложения или замечания по данному материалу присылайте их на наш почтовый ящик [email protected]

Спаси Вас Господи!

Тест 9кл Гражданская война.

Вариант I.

1. Одной из основных целей бел ого движения в Гражданской войне был о:

а) укрепление советского государства;

б) уничтожение советской власти;

в) восстановление самодержавной монархии.

2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:

а) представители кадетов и эсеров;

б) русское офицерство;

в) комитеты бедноты.

3. Интервенцией называется:

а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав;

б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью;

в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения.

4. Массовый террор во время Гражданской войны:

а) применяли красные;

б) применяли белые;

в) использовали оба военно-политических лагеря.

5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:

6. Движения под руководством Антонова и Махно относится:

а) к рабочим движениям;

б) к движениям интеллигенции;

в) к крестьянским движениям.

7. В интервенции не участвовал а:

а) Англия;

б) Япония;

8. Белое движение в Сибири и Дальнем Востоке возглавил:

а) барон Врангель;

б) генерал Деникин;

в) адмирал Колчак.

9. К белому движению не принадлежат:

б) меньшевики;

10. В итоге Гражданской войны на территории России:

а) повысился жизненный уровень населения;

б) была уничтожена Советская власть;

в) потерпело поражение белое движение.

11.Перечислите причины Гражданской войны в России.

Вариант II.

1 . Совместите название противоборствующих сил и их ц ели в борь бе:

а) лагерь красных; 1. уничтожение светской власти;

б) лагерь белых; 2. сохранение и укрепление советского государства;

в) лагерь интервентов. 3. политическое и экономическое ослабление России.

2. Разнесите партии и социальные группы на входящих в лагерь красных (А) и лагерь белых (В):

а) большевики;

б) кадеты;

в) промышленники;

г) зажиточное крестьянство;

д) беднейшее крестьянство;

ж) помещики;

з) большинство рабочих.

3. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:

а) А. В. Колчак; 1) Юг России;

б) А. И. Деникин; 2) Крым;

в) Н. Н. Юденич; 3) Сибирь;

г) П. Н. Врангель. 4) Северо-запад России.

4. К органам власти советской республики во время Гражданской войны не относится:

а) Совет труда и обороны;

б) Революционный военный совет;

в) Комитет членов Учредительного собрания.

а) после приговора публичного суда;

б) по требованию населения;

в) тайно без судебного разбирательства.

а) красный и белый террор в ходе Гражданской войны не уступали друг другу в жестокости и

массовости;

б) белые и красные при помощи террора пытались держать в повинности население и запугать

противников;

в) рост террора вызвал публичные демонстрации народа.

7. Найдите фамилию, выпадающую из общего ряда:

а) В. К. Блюхер;

б) С. М. Буденный;

в) М. В. Фрунзе;

г) Е. К. Мю ллер;

д) .

9. Соотнести высказывание политического деятеля, о подписании мира с Германией с его автором:

а) «Объявить Германии и ее союзникам революционную борьбу,

для разжигания мировой революции»; 1. Троцкий

б) «Ни мира, ни войны, армию распустить»; 2. Ленин

в) «Подписать мир на условиях Германии». 3. Бухарин

10. К причинам победы советской власти в гражданской войне не относится:

а) разнородность и разобщенность сил белого движения;

б) отсутствие в белом движении четких и популярных лозунгов;

в) обеспечение прочности своего тыла большевиками;

г) отсутствие кадровых военных офицеров и генералов с белом движении.

Эталон ответов:

I вариант

II вариант

1 а-2, б-1,в-3

2 А - большевики, беднейшее крестьянство, большинство рабочих; В - кадеты, промышленники, зажиточное крестьянство, помещики.

3 а-3, б-1, в-4, г-2

9 а-3, б-1, в-2

Критерии ответов:

Гражданская война в России в н.20в.

1. Характер Гражданской войны в России в 1918 – 1922 гг. …

а) народная; б) империалистическая; в) братоубийственная.

2. Начало гражданской войны обычно относят к периоду …

а) после установления советской власти (октябрь 1917 г.) в форме локального сопротивления установлению прихода большевиков к власти на местах;

б) высадки иностранных десантов в Мурманске и Владивостоке (март-апрель 1918 г.);

в) мятежа чехословацкого корпуса (май 1918 г.).

3. Экономическая политика периода гражданской войны в Советской России получила название …

а) новая экономическая политика;

б) политика военного коммунизма;

в) политика «опоры на собственные силы».

4. Одно из мероприятий экономической политики большевиков периода Гражданской войны – это введение

а) продналога; б) трудовой повинности; в) твердой валюты.

5. Дайте определения предложенных ниже понятий и терминов:

1.Антанта, 2.Белый террор, 3.Военный коммунизм, 4.ВЧК, 5.Гражданская война, 6.Зеленое движение, 7.Красный террор, 8.Комбеды, 9.Продразверстка, 10. РККА

6. ОПРЕДЕЛИТЕ , КТО ИЗОБРАЖЕН НА ФОТОГРАФИИ

А)Сыграл важную роль в разгроме армий Деникина и Врангеля. Трижды Герой Советского Союза.В Гражданскую войну командующий 1-й Конной армией.

Б) Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения как в общероссийском масштабе, так и непосредственно на Востоке России. Верховный правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту всеми руководителями Белого движения, «де-юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де-факто» - государствами Антанты.

7. Кто вытекает из логического ряда

а) Л. Д. Троцкий б) И. И. Вацетис в) С. С. Каменев г) В. М. Альтфатер д) М. В. Алексеев

8. Какая страна не участвовала в интервенции стран Антанты:

а) Великобритания

б) Португалия

в) Индия

г) Франция

д) США

Найдите и напишитекакие города находились под властью

а) Колчака

б) Петьлуры

10. Массовый террор во время Гражданской войны:

а) применяли красные;

б) применяли белые;

в) использовали оба военно-политических лагеря.

11. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:

12 . Движения под руководством Антонова и Махно относится:

а) к рабочим движениям;

б) к движениям интеллигенции;

в) к крестьянским движениям.

13. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:

а) А.В. Колчак; 1 ) Юг России;

б) А.И. Деникин; 2) Крым;

в) Н.Н. Юденич; 3) Сибирь;

г) П.Н. Врангель. 4) Северо-запад России.

14. Брестский мир был подписан:

15. Соотнести высказывание политического деятеля, о подписании мира с Германией с его автором:

а) «Объявить Германии и ее союзникам революционную борьбу,

для разжигания мировой революции»; 1. Троцкий

б) «Ни мира, ни войны, армию распустить»; 2. Ленин

в) «Подписать мир на условиях Германии». 3. Бухарин

16. Это агитационный плакат:

а) белых

Б) красных

Гражданская война в России в н.20в. Ответы:

Для современных отечественных СМИ, обслуживающих правящую элиту, Октябрьская революция была путчем, который силой навязала пассивному обществу кучка циничных заговорщиков, не имевших какой-либо реальной опоры в стране.
Этот путч, а в СМИ Октябрьскую революция иначе не называют, перечеркнул естественный путь развития богатой, трудолюбивой, стоящей на верном пути к демократии дореволюционной России.
В рамках этих взглядов сложился миф о гражданской войне, в которой партия большевиков, используя «красный» террор, победила буржуазные партии «белых». Жертвами красного террора стали 20 миллионов граждан, среди которых миллион казаков, уничтоженных как класс, 300 тысяч русских священников, убитых за веру.
Целью этого мифа стала демонстрация окончательного разрыва нынешней элиты, почти целиком состоящей из советской номенклатуры, с породившей её советской системой и символический переход на сторону её непримиримых врагов.
Как всегда, в грамотно сконструированных, исторических мифах в этом мифе есть элементы правды, густо замешанные на злонамеренной лжи и недостоверной информации.
Действительно, основными противоборствующими силами в гражданской войне были «красные» и «белые».
Действительно, в гражданской войне, по разным источникам, погибло от 15 до 20 миллионов человек.
Действительно большевики объявляли о введении красного террора.
Чтобы разобраться в мифе, надо уточнить основные понятия, в нем используемые.
О воюющих силах. В коалиции с большевиками участвовали левые эсеры и анархисты. Кроме белых и красных в гражданской войне участвовали разные националисты и «зеленые». Коалицию белых представлял целый спектр партий, различной ориентации, от монархистов и кадетов, до эсеров и социал-демократов. В рядах белых, с конца 1918г, так называемая «демократическая революция», заявила о необходимости бороться как против большевиков, так и против генеральской диктатуры.
Гражданская война - всегда трагедия, распад государственности, социальная катастрофа, смута, разложение общества, сопровождаемое террором.
О терроре. Этим термином охватывают два, принципиально разнородных явления. Террором именуют массовые репрессии, официально применяемые властью, на контролируемой ей территории.
Другое значение слова террор – демонстративные убийства или покушения на убийства политических противников. Первый тип террора обычно называют государственным террором, а второй – индивидуальным террором.
Гражданская война всегда сопровождается террором. Прежде всего, государственным террором на подконтрольных воюющим силам территориях. Однако, создатели мифов стараются классифицировать «красный» террор, как террор «институциональный», а «белый» террор определять «вторичным, ответным и обусловленным перипетиями гражданской войны». Но это положение не выдерживает критики. Сошлюсь на серьезное исследование этого вопроса: «Обзор законодательных актов белых правительств, противоречит суждениям об отсутствии «институциональной составляющей» белого террора, о якобы исключительно «истероидной» его форме».
(Цветков В. Ж. Белый террор - преступление или наказание? Эволюция судебно-правовых норм ответственности за государственные преступления в законодательстве белых правительств в 1917-1922 гг.)
Индивидуальный террор, как известно, широко использовался партией эсеров. Большевики, и прежде всего, В.И. Ленин отрицал полезность индивидуального террора в политической борьбе.
Эксцессы вооруженной толпы, убивающей офицеров, например, за призывы к продолжению империалистической войны, вряд ли можно отнести к террору первого или второго типа. Его следует отнести к третьему типу терроризма, уходящего корнями в глубины истории, отмеченной вековой ненавистью крестьян к помещикам-землевладельцам, недоверием к городу, и ко всякой форме государственного вмешательства. Этот анархический, крестьянский терроризм был достаточно распространен в годы гражданской войны, но приписывать его большевикам, было бы неверно. Как писал М. Горький брошюре "О русском крестьянстве" :
"Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Трагедия русской революции разыгрывается в среде "полудиких людей… Когда в "звeрствe" обвиняют вождей революции - группу наиболее активной интеллигенции - я рассматриваю это обвинение, как ложь и клевету, неизбежные в борьбе политических партий, или - у людей честных - как добросовестное заблуждение… Недавний раб стал самым разнузданным деспотом, как только приобрел возможность быть владыкой ближнего своего".
Имеет много общего с анархическим терроризмом банальный бандитизм, жертвой которого в годы гражданской войны стали миллионы жителей, но в отличии от терроризма, побудительной силой бандитизма является корысть. При этом в бандитизме участвовали не только уголовники, но и порой представители вооруженных формирований различной окраски и зеленых и белых и красных и анархистов.
Причины широчайшего использования террора в ущерб законным методам разрешения социальных и политических конфликтов в России вполне объясняет высказывание Герцена: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает и правительство».
Известный обличитель большевиков С.П.Мельгунов в книге «Красный террор» пишет: «Кровавая статистика, в сущности, пока не поддается учету, да и вряд ли когда-нибудь будет исчислена».
В записке Дзержинского, поданной в Совнарком в феврале 1922 г., обобщающей работу ЧК, говорится: "В предположении, что старая ненависть пролетариата против поработителей выльется в целый ряд бессистемных кровавых эпизодов, причем возбужденные элементы народного гнева сметут не только врагов, но и друзей, не только враждебные и вредные элементы, но и сильные и полезные, я стремился провести систематизацию карательного аппарата революционной власти». По существу, он, соглашается с наблюдениями Ленина, приведенными в описании мифа 5, о настроении вооруженного народа. И говорит, что для предупреждения кровавых эксцессов, вызванных ненавистью народа к политикам, не желающим прислушиваться к его чаяниям, необходимо канализировать гнев в законные рамки. Объявление декретом Совнаркома «красного террора» 5 сентября 1918 года и было шагом в этом направлении. «Красный» террор ставил перед собой задачу борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности путём изолирования «классовых врагов» в концентрационных лагерях и путём физического уничтожения «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Основанием к объявлению «красного» террора стал «белый» террор. Убийство эсером Канегисером Урицкого, покушение на В.И.Ленина, эсеркой Каплан, восстание в Ярославле, поднятое эсером-террористом Б.Савинковым.
Сколько людей стало жертвами террора за годы Гражданской войны?
С.П. Мельгунов за 1918 год называет число казненных большевиками 5004 человека. Из них 19 священников. При этом, он добавляет, что это только те данные, которые ему удалось документально подкрепить,
Лацис, ссылаясь на публикацию «расстрельных» списков, за первую половину 1918 года, то есть до убийства Урицкого и покушения на Ленина, называет 22 казненного (сметная казнь была узаконена 18 июня 1918 года), и за вторую половину года, после объявления «красного» террора - 4500 казненных. Всего, с учетом расстрелянных в северо-восточной России, данные о которых не попали в первоначальные цифры, Лацис называет цифру 6185. Как можно видеть, расхождение ни такое уж и большое, вполне объяснимое разной методологией счета. Следовательно, данным Лациса, полученным по учету репрессированных органами ЧК вполне можно верить
Лацис утверждает, что в 1919 году по постановлениям Ч К расстреляно 3456 человeк, т. е. всего за два года 9641, из них контр-революционеров 7068. Формально красный террор был прекращён 6 ноября 1918г.
Данные о жертвах белого террора довольно различны в зависимости от источника. Так сообщается что в июне 1918 года сторонники белого движения на захваченных ими территориях расстреляли 824 человека из числа большевиков и сочувствующих, в июле 1918 - 4 141 человека, в августе 1918 года - более 6000 человек(Ланцов С. А. Террор и террористы: Словарь.. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 187 с.)
Для сравнения данные по статистике казней революционеров за два года в царской России, приведенные П.А.Сорокиным в показаниях по делу Конради 1907 г. -- 1139; 1908 г. -- 1340;
В ходе гражданской войны взаимное ожесточение нарастало. Так бывший народоволец, неоднократно арестовываемый и царской охранкой и временным правительством В. Л. Бурцева в своей газете "Общее Дeло", писал: "На террор необходимо ответить террором... должны найтись революционеры, готовые на самопожертвование, чтобы призвать к отчету Ленина и Троцкого, Стеклова и Дзержинского, Лациса и Луначарского, Каменева и Калинина, Красина и Карахана, Крестинского и Зиновьева и т. д."
Если до августа-сентября 1918 года почти не встречаются упоминания о местных ЧК, руководивших убийствами, то с лета 1918 года маховик «красного» террора стал работать на полных оборотах. Косвенно о масштабах красного террора можно судить если подсчитать численность карательных органов Советской власти которая к 1921 г. достигла максимума -31 тыс. человек (в конце февраля 1918 г. это число не превышало 120 человек).
Всего, по разным архивным источникам, от «красного» террора погибло до 50 тыс. человек.
От «белого» террора, по данным В. В. Эрлихмана, погибло 300 тысяч человек.
(Эрлихман В. В. «Потери народонаселения в XX веке». Справочник - М.: Издательский дом «Русская панорама», 2004.)
Основная часть людских потерь в Гражданскую войну (от 15 до 20 миллионов) связана не с «красным» и «белым» террором, а с голодом, тифом, испанкой. и действий "зеленых" и прочих военных формирований. Считается, что от действий регулярных армий «белых» и «красных» погибло около 2-3 млн. человек.
От куда же берутся, повторяемые по TV, цифры о миллионе расстрелянных казаков или сотнях тысячах погибших «за веру» православных священников? Сообщение о казаках базируется на фальшивке опубликованной в 80-е годы в одной канадской газете: “В Ростове захвачены в плен 300 000 казаков войска Донского, 19 декабря 1919 года. - В районе Новочеркасска удерживается в плену более 200 000 казаков войска Донского и Кубанского. В городе Шахты, Каменске удерживается более 500 000 казаков. За последнее время сдались в плен около миллиона казаков. Пленные размещены следующим образом: в Геленджике - около 150 000 человек, Краснодаре - около 500 000 человек, Белореченская - около 150 000 человек, Майкопе - около 200 000 человек, Темрюк - около 50 000 человек. Прошу санкции».

Председатель В.Ч.К. Дзержинский”.

Резолюция Ленина на письме: “Расстрелять всех до одного. 30 декабря 1919 г.”.
Ни комиссия, созданная Деникиным, для документального подтверждения жертв «красного» террора, ни Мельгунов в своей книге «Красный террор» не упоминает ни чего о таких массовых убийствах. Наконец, нет никаких данных о массовых захоронениях казаков в указанных районах, да и оригинала документа никто и не видел. Следует заметить, что численность населения большинства указанных населенных пунктов, меньше названных цифр пленных.
Похожая ситуация и с 300 тысяч замученных за веру русских священников. Цитирую: «Наверное, придется подождать, пока появятся гении, которые опишут, как Толстой битву под Аустерлицем, гибель трехсот тысяч русских священников, не предавших веру. А пока у нас, слава Богу, есть Солженицын, Шаламов.... И, слава Богу, они есть в школьных программах!(Вице-президент любимовского "Медиа-союза", Зелинская. Журнал Фома)
Нет ни одного документа, из которого следовало, что репрессии против духовенства проводились из-за их веры. Расстреливали за участие священников в боевых действиях, за антисоветскую агитацию и призывы в проповедях вооруженным путем бороться с властью, многочисленны случаи убийства из криминальных мотивов. Историк Церкви Д. В. Поспеловский (член попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института) в 1994 году писал, что «за период с января 1918 г. по январь 1919 г. погибли: митрополит Киевский Владимир, 18 архиепископов и епископов, 102 приходских священника, 154 дьякона и 94 монашествующих обоего пола» . Точность подсчётов вызывает сомнения, но ясно, что историк не обнаружил тысяч расстрелянных Да и откуда было взяться 300 тысячам священников, если в России 1917 году насчитывалось около 100 тысяч священнослужителей русской православной церкви, а все духовное сословие с семьями составляло около 600 тысяч человек?
Так зачем же врет госпожа Зелинская? Вопрос риторический, но, невольно, бросающий тень сомнения на истинность публикаций заслуженных писателей из школьной программы.