Триггер в психологии как спусковой механизм. Психологические триггеры: какое влияние они оказывают на человека? Флаконы, оснащенные триггерами

Еще со времен Чарльза Дарвина, посвятившего этому вопросу специальную работу «Выражение эмоций у человека и животных», универсальность механизма выражения эмоций у людей остается предметом одного из самых долгих споров среди биологов, культурологов и социологов. Так, сторонники универсалистской гипотезы утверждают, что все люди независимо от расы и культуры способны транслировать окружающим шесть базовых эмоций (счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль), используя сходные — в силу биологической и эволюционной общности людей — конфигурации лицевых мышц.

Универсалистский взгляд на эмоциональный «лицевой код» неоднократно подвергался критике в ходе межкультурных исследований, но статистики, достаточной для набора доказательной базы, опровергающей (либо подтверждающей) эту гипотезу, до сих пор не было.

Но сейчас гипотезу универсального распознавания эмоций можно считать опровергнутой благодаря экспериментам, поставленным группой исследователей, работающей под руководством Рэйчел Джек — психолога из Университета Глазго (Великобритания), давно занимающейся этим вопросом. с их описанием публикует Proceedings of the National Academy of Sciences.

Универсалистскую гипотезу решили проверить на научность с помощью группы из специально отобранных 15 взрослых китайцев и 15 взрослых европейцев обоего пола (средний возраст 22 и 23 года соответственно), понимающих английский язык, но имеющих минимальный опыт знакомства с представителями другой культуры (китайская группа состояла из молодых людей, только что приехавших для обучения в Европу), а также специально разработанного генератора изображений, имитирующего все возможные движения различных лицевых мускулов на двух трехмерных аватарах — «азиатском» лице и «европейском». Наблюдатели, распознав ту или иную эмоцию в серии анимаций, состоящей из набора случайных выражений лиц, должны были классифицировать их по шести базовым эмоциям (плюс «не знаю», если эмоция осталась непонятной) и шкале интенсивности из пяти пунктов (от «очень слабо» до «очень сильно» выраженной эмоции).

В общей сложности в каждой группе было распознано (то есть отнесено к одной из шести эмоций) примерно по 4800 генерированных анимаций с примерно равными долями «азиатских» и «европейских» аватаров в каждой, что говорит о несущественном вкладе расового фактора в сам процесс распознавания эмоций (наблюдатели разных рас с одинаковым успехом распознавали эмоции что на «европейских» лицах, что на «азиатских»).

А вот культурный фактор оказался очень сильным: европейцы и азиаты классифицировали конфигурации лицевых мускулов по-разному.

Из 4800 анимаций в соответствии с числом наблюдателей в каждой из двух групп (15), распознаваемых эмоций (6) и рас аватаров, генерирующих виртуальные «рожи» (2), было выделено 180 обобщающих моделей (15х6х2) лицевой экспрессии, актуальных для китайцев, и 180, актуальных для европейцев. Согласно универсалистской гипотезе, эти модели должны группироваться сходным для китайцев и европейцев образом в шесть разных кластеров в соответствии с числом основных эмоций, поскольку каждой эмоции должна соответствовать специфичная и общая для всех людей комбинация лицевых мускулов, которую эти модели обобщают.

Модели, выделенные в группе европейцев, действительно сформировали шесть гомогенных эмоциональных кластеров (см. схему). А вот китайские модели подобного единообразия не демонстрируют: в статистическом отношении их кластеры оказались намного менее различимыми и содержащими многочисленные вкрапления из других.

Означает ли это, что китайцы хуже считывают мимику, чем европейцы, в том числе, как многие, быть может, успели подумать, из-за этического запрета смотреть прямо в лицо собеседника, распространенного в дальневосточных обществах?

Нет, похоже, все выглядит как раз наоборот: анализ полученных моделей, отражающих восприятие чужой мимики китайцами и европейцами, показал, что для китайца в отличие от европейцев самой информативной с точки зрения эмоций областью являются глаза, выражение которых намного хуже поддается контролю, чем мимика других частей лица. В этом смысле китайцы более тонко и, так сказать, оперативно считывают эмоции, чем европейцы, доверяющие более броской мимике, которой китайцы меньше доверяют, распознавая в первую очередь по глазам такие эмоции, как страх, отвращение и гнев (см. илл. 2).

По-видимому, список из шести базовых пунктов плохо годился для точной классификации эмоций, которые китайцы распознавали на лицах, генерируемых компьютером, что провоцировало путаницу и итоговое размывание кластеров в китайской группе. Иначе говоря, если шесть базовых позиций — счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль — адекватно описывают эмоциальный диапазон, считываемый с чужого лица европейцем, китаец интерпретирует язык лица иначе и такая шкала ему не подходит. Особенно это заметно в таких позициях, как «страх», «отвращение» и «гнев», которые, по мнению авторов, недостаточно учитывают такие актуальные для китайцев эмоции и связанную с ними мимику, как «стыд», «гордость» и «чувство вины», которым не нашлось место в «базовом» списке.

Что и немудрено, если список составлялся людьми, принадлежавшими западной культуре.

Используемая шкала эмоций и «мимические коды», таким образом, не универсальны и не описывают эмоциональный опыт людей другой культуры, иначе воспринимающих некоторые конфигурации лицевых мускулов, считают авторы статьи. Причина же различий не генетическая (разница в лицевой анатомии между европейцами и восточными азиатами ничтожна), а культурная: за тысячелетия относительной изоляции в разных популяциях Homo sapiens сформировалась спефицическая мимика, притом одна такая мимика, по стечению скорей исторических, чем научных обстоятельств, была признана «универсальной» .

Задайте этот вопрос своим друзьям и знакомым и, я вас уверяю, вы вряд ли получите общий список. Тем не менее, психологам уже давно удалось придти к согласию в этом вопросе: Радость, Печаль, Гнев, Страх, Удивление и Отвращение .

Что позволяет базовым эмоциям носить это фундаментальное название:

1. Их испытывают люди разной этнической принадлежности по всему миру, т.е. они универсальны.
2. То как люди выглядят при этом, или, как мы это называем в , какие "калибровки" демонстрируют, также достаточно похоже проявляется у разных людей вне зависимости от пола, расы или происхождения.
3. У этих эмоций всегда есть предназначение, то есть они чему-то служат.
4. Избыточное стимулирование этой эмоции может приводить к разрушительному поведению.

Каждая из базовых эмоций сформировалась в результате борьбы человека за выживание в ходе его эволюционного развития. Нашим предкам приходилось ежедневно иметь дело:

    со страхом, чтобы избежать гибели от когтей и зубов хищников,

    с гневом, для того, чтобы противостоять сопернику,

    с отвращением, чтобы избежать заболеваний,

    с эмоцией печали, которая помогала пережить серьезные потери,

    с эмоцией радости, которая была своеобразным поощрением за удовлетворение инстинктивных потребностей для выживания (победа в поединке, сытость, сексуальная удовлетворенность),

    с эмоцией удивления, которая давала понять, что существовавшие до какого-то момента знания могут быть расширены за счет нового опыта.

Однако перед современными людьми давно уже перестали стоять задачи физического противостояния конкуренту за пищу или жилье, в чем помогал нам раньше гнев, да и отвращение давно уже перестало выполнять свое первичное назначение - предохранять от испорченной пищи или отворачиваться от возможного источника заболевания. Функцию наблюдения за качеством еды и сохранностью здоровья взяли на себя государственные институты (которые несут их с большим или меньшим успехом, но мы сейчас не об этом).

Любопытным фактом является то, что базовые эмоции , перестав выполнять свои изначальные функции, стали перекочевывать в смежные области жизни людей. Эти области порой никак не связаны с изначальными функциями. Например, гнев стал "топливом" в борьбе человека за его социальные или материальные преимущества, а также в противостоянии между "своими" и "чужими".

Отвращение теперь на службе у тех, кто в собственных, часто меркантильных целях, сеет рознь между людьми. Ксенофобия - или неприязнь к иностранцам, - также стала поводом для стимулирования этой эмоции. Чего стоят хорошо всем известные карикатуры, в которых "они" -"чужие" представлены в образах крыс, пауков, тараканов, гидр, гиен и пр.

То есть мы с вами оказываемся перед фактом, что если эмоция не может быть удовлетворена напрямую, человек удивительно изощренным способом находит возможность ее "попрактиковать" в своей жизни.

С одной стороны это повод серьезно задуматься, есть ли в вашей жизни место для безопасного выражения палитры базовых эмоций? Или, может быть, список привычных эмоций ограничивается социально приемлемым набором "комфортно"- "некомфортно"? С другой стороны, в нашей с вами действительности уже давно появились другие эмоции , решающие для нас новые, современные задачи. Смущение, жадность, скука, беспокойство, ревность, депрессия и любовь в нашей жизни играют более заметную роль, чем базовые эмоции.

Среди них, как минимум, пять новых эмоций могут претендовать на то, чтобы занять свое место среди Большой шестерки, так как они являются универсальными, легко узнаваемыми и служат определенной цели.

Среди таких эмоций находится Душевный подъем , или воодушевление. Несмотря на то, что эту эмоцию мы испытываем не так часто, все равно, это очень легко распознаваемое чувство. Мы словно впитываем все происходящее, у нас захватывает дух от внезапно открывшегося потрясающего вида природы. Когда мы слушаем любимого музыканта, на глазах выступают слезы восторга, по телу пробегают мурашки и в груди разливается удивительное тепло, знаменующее собой хлынувший поток чувства любви, надежды и восхищения. Многие помнят свои ощущения во время событий 1991 года во время путча, когда удалось отстоять Белый дом, благодаря тому всплеску душевного единства, который вывел людей на улицы и позволил им остановить танки.

Исследования показывают, что воодушевление является универсальным чувством , его испытывают люди в разных странах и принадлежащие к разным вероисповеданиям. Чаще всего это чувство возникает в связи со значимыми позитивными событиями в жизни семьи, общества или во время религиозных ритуалов. В результате тестирования, проводимого в Университете Вирджинии Джонатаном Хайдтом, было выявлено, что у людей, испытывавших эту эмоцию, приходил в возбуждение комплекс нервных окончаний в области шеи и горла, а также то, что в это время в кровоток поступало значительное количество гормона окситоцина, который способствует усилению поведения, направленного на эмоциональное сближение. У людей возникает желание прикасаться друг к другу, обнимать и больше доверять другим людям.

Таким образом, Душевный подъем является очень мотивирующей и сближающей людей эмоцией, несмотря на то, что по статистике, мы испытываем его нечасто - в среднем, один раз в неделю .

Мы можем стимулировать эту эмоцию, вспоминая о самых трогательных и волнующих моментах нашей жизни, при этом черты нашего лица смягчаются, расправляются мышечные напряжения и мимические морщины и, иногда, слегка приподнимаются брови. Это великолепный способ обрести доступ к живительной жизненной энергии, которая всегда находится внутри нас самих.

Другая эмоция, которая также имеет серьезные "претензии" на то, чтобы быть среди Базовых - это Интерес . Это чувство толкает нас на освоение новых знаний, исследование новых территорий или на использование новых стратегий в нашей жизни. Голова чуть склоняется набок, как будто мы пытаемся рассмотреть ситуацию в новом ракурсе, речь ускоряется и активизируется мимика верхней части лица, приподнимаются, "играют" брови, глаза приобретают особую зоркость за счет большей фокусировки и тонуса глазных мышц, вне зависимости от того, пытаетесь ли вы разобраться с новым техникой или с законом термодинамики.

Кроме того, что интерес стимулирует выход за рамки существующих знаний о мире, он в значительной степени способствует снижению уровня стресса и беспокойства, который наступает от огромного объема информации, стремительным потоком рвущимся в наше сознание благодаря СМИ и интернету.

При избыточном стимулировании интереса, в свою очередь возможно возникновение повторяющегося, потребительского и компульсивного поведения (например, шопоголизм).

По словам Паула Сильвиа, психолога из Университета Северной Каролины, наиболее важной для нас является способность интереса, снижать уровень стресса от контакта с чем-то неизведанным, что позволяет человеку продолжать интеллектуально развиваться в условиях обрушивающегося на него потока новой информации.

Благодарность - это эмоция, которая питает взаимоотношения между партнерами, супругами, детьми и родителями, сотрудниками и т.д. Во многих культурах выражение этой эмоции связывается с улыбкой и легким поклоном, иногда люди еще прикасаются ладонью к области сердца или совершают на масте, как в индуистской или буддийской традициях. Благодарность очень сильно стимулирует развитие принципа брать - давать в отношениях. Кроме того, это чувство стимулирует интерес к другому человеку и заставляет нас думать о возможности дальнейшего развития отношений. Надо отметить, что по словам Барбары Фредриксон, книга "Позитивность" (Positivity, 2009), чувство благодарности не только способствует углублению отношений в парах, но и усиливает гармонизацию работы в группах людей, сокращает текучку кадров, стимулирует волонтерскую деятельность в обществе. Чувство благодарности также опосредованно способствует снижению проявления насилия, сокращению загрязнения окружающей среды и разбазаривания природных ресурсов.
Гордость
- Двуликая эмоция. Гордыня названа одним из смертных грехов в христианстве. Тем не менее, гордость может проявляться и в глубоком удовлетворении от того вклада или достижения, который сделал человек. Каждому знакомо это чувство, иногда оно связано с повышением по работе, а иногда и с тем, что мы сделали что-то своими руками: победили в состязании или отгадали какое-то сложное слово в кроссворде.
Чем же отличается Гордыня от Гордости? Интересно, что внешнее, телесное выражение выглядит очень похоже. В обоих случаях человек приподнимает подбородок, расправляет плечи и слегка отводит руки от тела, как бы пытаясь выглядеть больше, чем он есть на самом деле. Любопытно, что в отличие от базовой шестерки, выражение гордости практически не затрагивает лицо, лишь легка улыбка может скользнуть по лицу. Еще одно различие состоит в том, что гордость, так же как и стыд, чувство вины или смущение, требует осознание своего вклада и оценки себя. По словам Джессики Трейси из Университета Британской Колубии в Ванкувере: "Для того чтобы испытать чувство гордости, мне необходимо осознать кем я являюсь, кем я хочу стать и как событие, которое произошло только что, отражается на моих амбициях". Тем не менее, Трейси считает, что у гордости есть основание претендовать на место среди 6 базовых эмоций. Ее исследование рассматривает проявление гордости даже у представителей племен, не имевших контактов с цивилизацией и не создавших свою письменность. Также в исследовании есть примеры, когда чувство гордости испытывали люди, слепые от рождения, таким образом, Трейси предполагает, что это чувство является скорее врожденным, чем научаемым.

Так в чем же смысл чувства гордости, и зачем нам нужны гордость и гордыня, которые чувствуются по разному, а выглядят похоже? В большинстве случаев, когда люди видят выражение гордости, это ассоциируется у них с высоким статусом. Таким образом гордость мотивирует нас к развитию для того, чтобы завоевывать уважение других людей. Есть два различных способа к достижению этого, что возможно и объясняет существование двух сторон гордости.

По словам антрополога Джо Хенриха, статус фигурирует в двух формах. Первый базируется на доминировании и его часто можно наблюдать среди не-человекообразных приматов, когда более крупных и сильных особей почитают, так как они могут напасть или даже убить других. Если проводить аналогию к нашей с вами действительности, то мы можем говорить о поведении жесткого и надменного босса в офисе. Второй тип социального статуса - это престиж. В этом случае, уважение и влияние приобретаются за счет больших знаний или навыков. "Такое описание подходит к двум видам гордости", говорит Трэйси. "Одна ассоциируется с агрессией и с чрезмерной самоуверенностью, тогда как другая мотивирует достижения, усердный труд и альтруистичное поведение".

Сомнение /Confusion - эмоция времени перемен. Это чувство, которое все мы испытываем время от времени, находимся ли мы в лектории или в картинной галерее или исследуем незнакомый город, но его довольно сложно описать. Датчер Келтнер из Университета Калифорнии (Беркли), предполагает, что мы испытываем это ощущение, когда информация, которую мы получаем из внешней среды недостаточна или противоречива. Но является ли замешательство эмоцией?

Для некоторых физиологов, сама эта мысль является скандальной. Некоторые описывают Сомнение, как наиболее пограничное состояние. Тем не менее, Сильвиа считает, что есть достаточно оснований для того, чтобы рассматривать СОМНЕНИЕ среди базовых эмоций, не только потому, что его довольно легко распознать. Мы морщим брови, прищуриваемся, иногда начинаем покусывать губы - вы узнаете СОМНЕНИЕ в то же мгновение, когда видите его на чьем-то лице. В действительности, как показало одно исследование, Сомнение является второй из наиболее легко узнаваемых повседневных эмоций, после радости.

Так чему может служить сомнение? "Сомнение родом из "семейства" эмоций, основанных на знаниях - интерес, удивление", - говорит Сильвиа. Он считает, что таким образом наше сознание говорит нам о том, что способ нашего мышления не срабатывает, что наша ментальная карта мира дала трещину или неадекватна реальности. "Иногда это приводит нас к тому, что мы останавливаемся в своей деятельности, но также сомнение мотивирует нас сменить фокус внимания или изменить стратегию обучения", - говорит он. Есть еще один любопытный аспект этой эмоции. Когда окружающие распознают это выражение лица, это стимулирует их к тому, чтобы помочь человеку, испытывающему сомнение. Если это действительно так, то сомнение стимулирует нас к получению новых знаний и к укреплению социальных связей, делая тем самым эту эмоцию наиболее актуальной эмоцией 21 века.

И помните, чем чаще вы испытываете ту или иную эмоцию, тем больше вы в ней "практикуетесь", тем сильнее те нейронные и биохимические связи, которые вы стимулируете в своем мозге. На чем концентрируется ваше внимание, туда и течет ваша жизненная энергия. И если вы легко раздражаетесь или печалитесь, а хотели бы чаще радоваться или удивляться, то что вы можете изменить в своей жизни и работе, для того, чтобы стимулировать те эмоции, испытывать которые вам хочется больше? Так что выбор за вами: быть влекомым привычным потоком бессознательных реакций или начать осознавать эмоции , которые вы испытываете и делать свой выбор в пользу тех, которые являются для вас желанными.

Кстати, медицинские исследования убедительно доказывают, что люди, которые чаще испытывают эмоцию интереса и высоко ценят и радуются новым знаниям, во много раз реже страдают от расстройств деятельности головного мозга и сердечно-сосудистых заболеваний.

С.К. С использованием материала журнала New Scientist (Jan 2010)

Биография Пола Экмана, размещенная в различных Интернет источниках в большинстве своем начинается словами: «Пол Экман - американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Известен как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня», а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. В 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира».

Исследования Пола Экмана являются научной базой для идентификации эмоций по мимическим проявлениям, по определению «диссонанса» в проявлении эмоций, что может служить критерием обмана и др.

В данной статье мы с вами рассмотрим выводы исследований Пола Экмана в области базовых эмоций.

Итак, базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Критериями для выделения базовых эмоций служат:
наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию);
сходство внешних выразительных движений.

Каждый исследователь эмоциональной сферы человека на основе наблюдений и исследований создает свой список базовых эмоций. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций основных исследователей эмоциональной сферы.

Пол Экман выделяет 7 базовых эмоций:
1. радость
2. удивление
3. печаль
4. гнев
5. отвращение
6. презрение
7. страх

Кэррол Изард (американский психолог; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций; автор дифференциальной теории эмоций) выделяет следующие базовые эмоции:
1. интерес - возбуждение
2. удовольствие - радость
3. удивление
4. горе - страдание
5. гнев - ярость
6. отвращение - омерзение
7. презрение - пренебрежение
8. страх - ужас
9. стыд - застенчивость
10. вина - раскаяние

Базовые эмоции по Плутчику – Келлерману , эта теория объединила базовые эмоции в пары с противоположным знаком:
1. страх – гнев
2. радость – печаль
3. интерес - удивление
4. доверие – отвращение

Исследования эмоций К. Изард и Р. Плутчика не менее фундаментальны, чем П. Экмана. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций этих трех исследователей. Итак, мы видим совпадения по следующим эмоциям:
1. радость
2. удивление
3. печаль (у Изард соответствует пара: горе – страдание)
4. гнев
5. отвращение
6. презрение (нет отдельной эмоции у Плутчика, но Экман и Изард соотносят презрение с отвращением, как некую социализацию данной эмоции)
7. страх

Из этого небольшого сравнения мы можем сделать вывод, что три исследователя независимо друг от друга пришли к одним и тем же базовым эмоциям, что говорит о высокой достоверности сравнительного списка.

Мы так же можем наблюдать, что все эмоции, выделенные Полом Экманом вошли в список, а у Кэррол Изард и Роберта Плутчика остались «неучтенные» эмоции.

На одну из этих эмоций, которая не попала в наш сравнительный список я и хочу обратить ваше внимание. У Кэррол Изард она звучит как «интерес – возбуждение», а у Роберто Плутчика – «интерес».

Почему я обращаю ваше внимание именно на эту эмоцию? Если мы вспомним, что эмоция потенцирует определенное поведение и возникает на когнитивную оценку ситуации, то отсутствие такой эмоции как «интерес» в теории базовых эмоций является «черной дырой» в системе понимания эмоциональной сферы человека.

Давайте рассмотрим на простом примере пару базовых эмоций:

Радость возникает при удовлетворении какой-либо потребности и закрепляет в памяти последовательность действий, которая привела к удовлетворению потребности.

Страх возникает в ситуации угрожающей физической или моральной целостности индивида, страх призван защитить человека путем дистанцирования от стимула, который вызывает эту эмоцию.

Интерес возникает в ситуации, которую человек оценивает как потенциальную для удовлетворения одной из своих потребностей. Именно эмоция интереса вызывает познавательную активность человека, благодаря этой эмоции человек приобретает новые знания, умения и навыки, развивает интеллект и свое творческое начало.

Без эмоции интереса невозможно развиваться и именно эмоция интереса обеспечивает эволюцию человечества.

Вот такой вот «слон» пропущен в теории базовых эмоций Пола Экмана, почему так произошло, об этом история умалчивает. Однако я хочу обратить ваше внимание на выражение лица доктора Лайтмана из сериала «Обмани меня», в первых двух сезонах данного сериала, эмоция интереса не сходит с лица этого актера. А именно первые два сезона и консультировал Пол Экман.

Мы сделали первый шаг в понимании и классификации базовых эмоций, в следующих постах я непременно разберу каждую базовую эмоцию, начиная от стимулов, которые их вызывают до поведенческих реакций. Так же мы затронем идентификацию эмоций по мимике и языку тела.

Определение «триггер» встречается во многих сферах знаний. Происходит оно от английского «trigger» - дословно, «спусковой крючок». Ёмким понятием называют болевую точку, резкий запуск нового состояния, внезапное открытие проблемы. Триггер в психологии - стимулятор внезапной эмоциональной реакции, имеющий для клиента особое значение. Чем сильнее болевая точка сознания, тем ярче возникающая эмоция.

Любое явление может стать триггером для определённой личности:

  • звуки;
  • запахи;
  • слова;
  • события;
  • другой человек.

Действует «спусковой крючок» на эмоциональное состояние. Окраска последующей эмоции бывает разная: положительная, нейтральная, негативная. Обычно триггер в психологии рассматривается как отправная точка отрицательных эмоций: апатии, гнева, злости, тоски, раздражения. Такие проявления мешают адекватной оценке окружающей реальности, так как на время выключают сознание и запускают неконтролируемые реакции.

Не только отрицательные. Событие может вызвать положительную эмоцию, эйфорию. Но если такое воздействие приводит к негативным последствиям, эти ситуации тоже надо прорабатывать и избавляться от желания поддаться искушению во вред себе.

Как работают триггеры?

Появление раздражителя приводит к молниеносной реакции. Она зависит от типа личности, исходного состояния нервной системы, настроения, жизненных обстоятельств и опыта.

В первую очередь именно опыт заставляет нас проявлять эмоции, и он же помогает избежать неприятных последствий.

Допустим, однажды человек пережил автомобильную аварию. За мгновение до неё он услышал визг тормозов. Позже этот звук станет отправной точкой для проявления резкого беспокойства, паники, скачка напряжения. Чем сильнее был шок от пережитого, тем болезненнее будет реакция. Такой человек не сможет находиться, например, на соревнованиях по управлению автомобилем (дрифт), где визг тормозов не является угрозой жизни, а лишь сопровождает эффектное мероприятие. Тем, кто не испытал сильный шок от автомобильной аварии, соревнования покажутся зрелищными и интересными. Но если звук тормоза, высокая скорость, резкие повороты автомобиля - серьёзные психологические триггеры, мозг даст сигнал на выброс адреналина, ощущения от которого не покажутся приятными.

Триггер в психологии: примеры

Так как триггер - это в психологии индивидуальная реакция, то примеров можно привести множество. Для кого-то они станут понятными и знакомыми, другие не поймут, как описанное явление может вызывать бурную эмоциональную реакцию. Вот наиболее распространённые примеры:

  • очередь или толпа: если большое количество людей что-то рассматривает, очередь выходит из помещения на улицу, нам становится интересно, ради чего Запускается реакция любопытства: хочется остановиться и посмотреть: «не пропускаю ли я чего-то действительно важного для меня?»;
  • крик: жизненный опыт даёт указание, если где-то кричат, значит, там опасность. Возможно, это кричат от радости или во время игры. Но запускается состояние беспокойства. После выяснения обстоятельств реакция может поменяться;
  • звуки музыки, фразы, запахи, которые память связывает с близким человеком, запустят в подсознании чувство ностальгии. Возможно, эта песня звучала в тот момент, когда произошёл первый поцелуй или, наоборот, это был прощальный танец перед расставанием. Воспоминания временно выключают сознание из окружающей реальности и перенесут в тот миг, который важен для памяти.

В большинстве случаев влияние психологического триггера не несёт разрушительных последствий: эмоция пропадает с исчезновением раздражителя. Например, разобравшись, что плач ребёнка не означает, что малыш потерялся, а просто он требует от мамы новую игрушку, мы успокаиваемся. Для психологии это триггеры нейтральные, с которыми личность справляется сама ежедневно. Проблемы начинаются тогда, когда реакция длится дольше, чем требует ситуация, стресс слишком сильный, приводит к негативным последствиям. Бывает, «спусковой крючок» - намеренное воздействие, чтобы вызвать нужную эмоцию.

Особенности психологических триггеров

Что такое триггер в психологии? нуждаются те, кто сталкивается с трудностями:

  • события, которые не хочется вспоминать, потому что они вызывают неприятные, болезненные мысли и образы. Это травматические триггеры. Они накапливаются в течение жизни благодаря пережитому опыту. Попытки найти безопасную среду и оградить себя от негативных воспоминаний приводят к психосоматическим болезням и постоянному стрессу;
  • ситуации, нарушающие гармонию и стабильность. Дети боятся строгого учителя и испытывают беспокойство даже за несколько дней до урока. Начальник вселяет такой ужас, что даже невинная встреча в холле вызывает неконтролируемый ужас: начинают дрожать руки, подкашиваются ноги, холодеет спина;
  • манипуляционные триггеры встречаются у тех, кто, например, борется с вредными привычками. Желание закурить за компанию становится невыносимым, если все окружающие приглашают присоединиться. В этот момент стресс достигает максимума, и человек может сорваться.

Психологические триггеры в маркетинге

Широко используются психологические триггеры в сфере продаж. Если знать механизмы управления сознанием, можно повышать количество покупателей и клиентов умело подобранными слоганами, выражениями, действиями. Есть специальный раздел: триггер-маркетинг, основанный на данных о лучших способах продаж.

Способы поймать клиента:

  • обещание лёгкого результата;
  • внесение в список вип-клиентов;
  • объединение против общего врага или ради великой цели;
  • работа только по предзаказу;
  • искусственно созданный дефицит;
  • создание тайны вокруг объекта продажи;
  • отзывы восторженных клиентов.

Известный пример: ажиотаж перед выходом новой модели смартфона известной марки. Создаётся иллюзия, что все вокруг ждут появления обновлённого аппарата, некоторые особенности новинки сохраняются в тайне, другие становятся известны. Тайна - первый «спусковой крючок»: равнодушных становится всё меньше. Очередь перед началом продаж, места в которой якобы занимают за сутки, а некоторые даже продают и покупают - второй триггер, вызывающий жгучее желание обладать новой моделью в числе первых.

Только те, чья «боль» жадность или ощущение потери выгоды, становятся заложниками ажиотажа. В погоне за лидерами страдают те, кто на самом деле не особо нуждается в новом смартфоне: неоправданные траты вгоняют в долги, а результат оказывается не настолько приятным, как казалось.

Так действуют слоганы «Только сегодня!», «Только первым десяти покупателям!», «Тем, кто соберёт тысячу баллов» и так далее. Чтобы уловка подействовала, автор должен чётко представлять, как работают те или иные триггеры с психологией эмоций. Это воздействие направлено обычно на жалость, радость, грусть, тревогу - в зависимости от предлагаемого товара и категории клиентов или покупателей.

Последствия влияния триггеров

Почему же стоит проводить работу над собой, если есть риск попасть под влияние психологических триггеров? В первую очередь, любая манипуляция выводит из состояния равновесия и адекватного восприятия действительности. Психология эмоций - сложная система оценки мира, благодаря которой происходит взаимодействие с окружающими. О нюансах эмоционального самоконтроля и эмоциональном интеллекте подробно рассказывает психолог-гипнолог

Здравствуйте, дорогие читатели! Утро. Вы открываете глаза и слышите за окном крик людей. В нос бьет терпкий запах дыма. Подходите к окну и видите гигантского огнедышащего дракона. Что делать? Паника началась уже в тот момент, когда «включилось» звуковое восприятие окружающего мира, затем добавилось обоняние и зрение, а каждый из этих элементов и были триггерами – крик, дым, дракон.

Триггер, что это такое в психологии, мы и попытаемся выяснить в этой статье. Это довольно популярное слово, особенно среди людей, пытающихся . К сожалению, не всегда его употребляют правильно.

Триггер в психологии

В переводе с английского это слово означает «спусковой механизм». Гипнотизер щелкнул пальцами и «пациент» начал кричать как петух. Именно так представляют себе многие – триггер. Сергей Ковалев, нлп-практик, называет триггером механизм, запускающий любую реакцию в психике человека.

На самом же деле это определение употребляется только в том случае, когда человек сталкивается с событием или явлением, которое откликается в его психике негативно.

Если вы пережили кораблекрушение, то после этого долгое время не сможете смотреть на воду. Если вы слышите плач ребенка, это не значит, что вы тут же побежите кого-нибудь срочно кормить грудью. У каждого свои триггеры, а принцип работы всегда одинаков – включается , а вслед за ним волна отрицательных эмоций и чувств.

Спусковым механизмом может являться сочетание звуков, запахов или визуальный образ. К примеру, некоторые испытывают страх, если видят большую собаку. Другие испытывают волну умиления при одном их появлении.

Вам никто не ответит на вопрос как сделать триггер. Для этого человек должен побывать в шоковом состоянии. Для некоторых впечатлительных людей, им становится фильм ужасов, где слишком реалистично показаны сцены насилия.

Эффект

Предсказать какой эффект вызовет триггер на человека также невозможно. Самое распространенное – это и ужас. Однако, остальное невозможно. Некоторые люди поддаются бессознательному первобытному страху и находятся в оцепенении. Другие наоборот мобилизуют все органы чувств и мозговые процессы начинают происходить активнее.

У одной моей знакомой долгое время начинала болеть нога, стоило ей увидеть нечто неприятное на экране телевизора или в жизни.

Однажды мне на глаза попалась одна Не хочу называть имя автора. Слишком уж он отвратителен. Меня интересовала тема, а потому я обратила внимание на никому неизвестного парня. Прочитала 30 страниц, а потом со всей силы запулила том в самый дальний угол комнаты. Автор настолько красочно описывал геноцид, что мне в какой-то момент показалось, что он действительно маньяк. Так смаковать эти преступления – все равно что самому их совершать.

Даже в фильмах ужасов есть какие-то грани. Но такие авторы могут действительно повредить психику другим. Они используют наше воображение и проникают туда посредством литературы. Это самое чудовищное преступление. Наш мозг – самый нежный орган, создающий невероятные образы.

Если вас интересует схожая литература, могу посоветовать Нила Геймана «Осторожно, триггеры ». Она тоже введет вас в некое состояние оцепенения и транса, но не в таком масштабе. Здесь все-таки есть кое-какие рамки.

Лечение

Вообще триггеры защищают нас от опасности. Они создают память, даже когда мы сами забываем о существовании угрозы. Если вы однажды побывали при пожаре, то запах дыма будет пугать вас и разбудит среди ночи, даже если возгорание происходит на соседней улице. Вы не сможете просто отмахнуться от проблемы.

Некоторые психологи используют триггеры в тайм-менеджменте. Для создания . К примеру, вы можете прочитать об этом в книге Маршалла Голдсмита «Триггеры. Формируй привычки – закаляй характер ». Конечно, речь здесь идет не о полноценных триггерах, а некоем дискомфорте, негативных эмоциях. Он учит правильно на них реагировать, мобилизовать свои сильные стороны и создавать .

А вот как избавиться от мешающего полноценно жить триггера, поможет в первую очередь его осознание. Некоторые психологи в дальнейшем советуют насильно и постоянно сталкиваться с предметом, возбуждающим страх.

К примеру, если сильные негативные связаны с бывшим мужем, они порекомендуют повесить на холодильник его фотографии. Со временем эмоции притупятся, вы устанете испытывать негатив и смиритесь.

Этот прием подойдет не для всех. Лучше всего, конечно же, пообщаться с психологом, дабы не навредить собственному здоровью. Все-таки, это дело нешуточное.