Уровень развития преобразовательной деятельности человека. Четырехъярусная классификация профессий по Е.А

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

3) научное и художественное творчество;

4) формирование общественных ценностей;

5) следование морально-этическим нормам;

6) знания и умения человека.

6. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:

1) артефакт;

2) архаизм;

4) архетип;

5) анимизм;

6) аскетизм.

7. Что такое артефакт?

1) искусственно созданный объект: материального свойства, об­разец поведения, художественный образ и т.п.;

2) исторический факт;

3) явление природы;

4) все перечисленное.

8. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:

1) изучение, осмысление природных явлений;

2) борьбу с ней;

3) обработку, возделывание почвы;

4) подражание животным;

5) украшение места обитания;

6) поклонение духам.

9. Верны ли суждения?

А. Период времени биологической эволюции человека продолжался неизмеримо дольше культурной.

Б. Эволюционный процесс всех млекопитающих, в том числе и человека, тесно связан с социальными изменениями.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения?

А. Духовная деятельность современного человека изменяет всё, что существует в природе.

Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

11. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни норм и культурных ценностей общества называется

1) адаптация;

2) образование;

Социализация;

4) обогащение;

5) воспитание;

6) аккультурация.

12. Слово «civilis» в латинском языке означало…

1) сильный, могущественный, большой;

2) приличный, вежливый, учтивый;

2) умный, образованный, просвещённый;

4) городской, гражданский, государственный;

5) лично свободный, не являющийся рабом;

6) принадлежащий к аристократии.

13. Какие существуют подходы к соотношению культуры и циви­лизации?

1) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

2) цивилизация – уровень социокультурного развития;

3) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

4) все перечисленное.

14. Для какого западноевропейского мыслителя цивилизация - это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество мате­риалистических взглядов, вырождение искусства, невостребован­ность таланта и гения; переход от органического состояния к неор­ганическому?

1) X. Ортега-и-Гассет;

2) Ф. Ницше;

3) О. Шпенглер;

4) Л. Уайт;

5) Ж.-Ж. Руссо;

6) Цицерон.

15. Чье имя носит теория, в соответствии с которой цивилизацией называется последний (третий), наивысший период истории, наступивший с появлением городов, государств и письменности?

1) Моргана – Энгельса;

2) Леви-Стросса;

3) О. Шпенглера;

4) Н.Я. Данилевского;

5) Н.А. Бердяева;

6) Х. Ортеги-и-Гассета.

16. Что такое «картина мира»?

географическая карта, изображающая оба полушария земли - западное и восточное;

Характерное для данной эпохи наиболее общее представление о происхождении мира, его развитии;

карта расселения народов по миру;

фотография Земли, сделанная со спутника из космоса;

представление о мире, отраженное в изобразительном искусстве той или иной эпохи.

17. Представления о прекрасном, сложившиеся в определённую эпоху и лежащие в основе живописных произведений, называются

1) традициями;

2) картиной мира;

3) стилем;

4) этическими нормами;

5) эстетическими нормами;

6) правилами этикета.

18. Новаторство в развитии культуры отражает пример:

1) прочтение классического романа;

2) изобретение персонального компьютера;

3) рождественское гадание;

4) проведение церковного обряда;

5) сдача выпускных экзаменов в школе;

6) ознакомление с достижениями культуры других народов.

19. Преемственность в культуре демонстрирует пример:

1) проектирование здания фондовой биржи;

2) создание скульптуры царя Петра I;

3) съёмка фильма о Джеймсе Бонде;

Среда, 09 Января 2013 г. 16:25 + в цитатник

Думаю, это единственная теория, с которой следует ознакомиться менеджеру по кадрам, хотя бы для расширения кругозора:)

Первый ярус классификации (типы профессий)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

· в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

· в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

· в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

· в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

· в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

· в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

· в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

· в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;

· в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

· в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

Метки: