Уровень развития преобразовательной деятельности человека. Четырехъярусная классификация профессий по Е.А
Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.
Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.
Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").
Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.
Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.
Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.
3) научное и художественное творчество;
4) формирование общественных ценностей;
5) следование морально-этическим нормам;
6) знания и умения человека.
6. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:
1) артефакт;
2) архаизм;
4) архетип;
5) анимизм;
6) аскетизм.
7. Что такое артефакт?
1) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.;
3) явление природы;
4) все перечисленное.
8. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:
1) изучение, осмысление природных явлений;
2) борьбу с ней;
3) обработку, возделывание почвы;
4) подражание животным;
5) украшение места обитания;
6) поклонение духам.
9. Верны ли суждения?
А. Период времени биологической эволюции человека продолжался неизмеримо дольше культурной.
Б. Эволюционный процесс всех млекопитающих, в том числе и человека, тесно связан с социальными изменениями.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения?
А. Духовная деятельность современного человека изменяет всё, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
11. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни норм и культурных ценностей общества называется
1) адаптация;
2) образование;
Социализация;
4) обогащение;
5) воспитание;
6) аккультурация.
12. Слово «civilis» в латинском языке означало…
1) сильный, могущественный, большой;
2) приличный, вежливый, учтивый;
2) умный, образованный, просвещённый;
4) городской, гражданский, государственный;
5) лично свободный, не являющийся рабом;
6) принадлежащий к аристократии.
13. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?
1) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;
2) цивилизация – уровень социокультурного развития;
3) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;
4) все перечисленное.
14. Для какого западноевропейского мыслителя цивилизация - это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество материалистических взглядов, вырождение искусства, невостребованность таланта и гения; переход от органического состояния к неорганическому?
1) X. Ортега-и-Гассет;
2) Ф. Ницше;
3) О. Шпенглер;
4) Л. Уайт;
5) Ж.-Ж. Руссо;
6) Цицерон.
15. Чье имя носит теория, в соответствии с которой цивилизацией называется последний (третий), наивысший период истории, наступивший с появлением городов, государств и письменности?
1) Моргана – Энгельса;
2) Леви-Стросса;
3) О. Шпенглера;
4) Н.Я. Данилевского;
5) Н.А. Бердяева;
6) Х. Ортеги-и-Гассета.
16. Что такое «картина мира»?
географическая карта, изображающая оба полушария земли - западное и восточное;
Характерное для данной эпохи наиболее общее представление о происхождении мира, его развитии;
карта расселения народов по миру;
фотография Земли, сделанная со спутника из космоса;
представление о мире, отраженное в изобразительном искусстве той или иной эпохи.
17. Представления о прекрасном, сложившиеся в определённую эпоху и лежащие в основе живописных произведений, называются
1) традициями;
2) картиной мира;
3) стилем;
5) эстетическими нормами;
6) правилами этикета.
18. Новаторство в развитии культуры отражает пример:
1) прочтение классического романа;
2) изобретение персонального компьютера;
3) рождественское гадание;
4) проведение церковного обряда;
5) сдача выпускных экзаменов в школе;
6) ознакомление с достижениями культуры других народов.
19. Преемственность в культуре демонстрирует пример:
1) проектирование здания фондовой биржи;
2) создание скульптуры царя Петра I;
3) съёмка фильма о Джеймсе Бонде;
Среда, 09 Января 2013 г. 16:25
+ в цитатник
Думаю, это единственная теория, с которой следует ознакомиться менеджеру по кадрам, хотя бы для расширения кругозора:)
Первый ярус классификации (типы профессий)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:
Второй ярус классификации (классы профессий)
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:
· в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
· в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
· в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
· в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
· в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П). Примеры:
· в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
· в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
· в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
· в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
· в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И). Примеры:
· в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
· в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
· в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
· в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;
· в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
Третий ярус классификации (отделы профессий)
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:
· в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
· в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.
· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).
Метки:Человек - техника и неживая природа Среда, 09 Января 2013 г. 16:34 ()
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом - лифтом. Планета Земля - как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь, например, такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) - это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).
Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.
Международные отношения, если и имеются в виду, то прежде всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.
Условия существования и развития человека (для профессионалов рассматриваемого типа) - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.
Деятельность человечества, людей видится следующим образом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.
Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физические процессы, химические процессы, могучая техника, микроминиатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неисправностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спектре, которые важно различать; звуки работающей машины; перегрев или подгорание изоляции электрических цепей; местоположение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий электропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соединений; признаки возможной неисправности, а не только признаки уже происшедшей поломки устройства; то, что может произойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (например, в процессе напыления); качества припоев; узлы машины, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).
Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.
Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит - «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизированных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручного труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно снимаются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое - ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.
Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего наблюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда (сборщики электронных приборов, ткачихи). В других - надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.). В третьих - обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы равновесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (монтажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).
Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обязательно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, усилия мысли, принятия решений.
Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.
Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.
Профессионал должен иметь широкий кругозор в области естественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Особенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений укажем точность и быстроту движений, хорошую координацию и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков, ручную умелость.
Самое главное в области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека - производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне - они требуют отдельного обсуждения.
Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.
Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.
Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность.
Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые - к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях - на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.
Техника - дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.
При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.
Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и рядом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).
Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каждом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).
1. И деятельности человека, и поведению животных свойствен признак:а\ присваивающий характер
деятельности;
Б\ целенаправленная преобразовательная
деятельность;
В\ создание орудий труда.
2. С социальной сущностью человека связана потребность в:
а\ познании законов природы; б\ получении пищи;
Культура в широком смысле слова?1) все, что создано
человечеством в сфере
искусства
2) набор знаний, верований и
поведений человека
3) уровень воспитанности
определенного человека
4) вся преобразовательная
деятельность человека и ее
результаты
жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.
Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой
это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке
новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
Одним словом, природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь
оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.
В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.
(По материалам интернет-издания)
1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2)Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте? 3)С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества? 4)Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров. 5)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 6)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 7)Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)
1. Гуманизм - это:
А) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;
Б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;
В) сентиментальность;
Г) особый вид деятельности.
2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:
А) нравственность;
Б) культура;
В) общечеловеческие ценности;
Г) общественное сознание.
3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:
А) философия;
Б) мировоззрение;
В) наука;
Г) социология.
4. В наиболее полном виде мораль - это:
А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;
Б) наука о правилах хорошего тона;
В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
Г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.
5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:
А) искусства;
Б) науки;
В) морали;
Г) права.
6. К морали в отличие от права относятся:
А) любой закон;
Б) Конституция государства;
В) устав общественной организации;
Г) определенные принципы, нормы поведения.
7. Мораль в отличие от права:
А) опирается исключительно на поддержку общества;
Б) содержит нормы поведения людей;
В) возникает на основе исторического опыта людей;
Г) находится в развитии.
8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?
А) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
Б) сделать вид, что тебя это не касается;
В) выразить соболезнование тому, кого обидели;
Г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.
9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?
А) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;
Б) сделать вид, что ничего не произошло;
В) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
Г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).
10. Критерии духовности человека:
А) активная жизненная позиция;
Б) обладание высшим образованием;
В) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.
11. Мировоззрение в жизни человека - это:
А) ориентир для его деятельности;
Б) укрепление его жизненного опыта;
В) связь с религией и наукой.
12. Уровень развития духовной культуры измеряется:
А) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;
Б) качеством духовной продукции;
В) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;
Г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.
13. Мировоззрение человека зависит от:
А) исторических условий;
Б) жизненного опыта;
В) от уровня образования;
Г) внутренней культуры.
14. Моральные качества человека:
А) заложены от рождения;
Б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;
В) формируются обществом целенаправленно.
15. Культура в широком смысле - это:
А) все виды преобразовательной деятельности;
Б) все, что связано с искусством;
В) производство духовных ценностей;
Г) образованность человека.
16. К продуктам материальной культуры не относятся:
А) небоскреб;
Б) музыка;
В) автомобиль;
Г) телевизор.
17. К духовным ценностям относится:
А) микроскоп;
Б) компьютер;
В) научное открытие;
Г) видеокассеты.
18. Верно ли суждение?
А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.
Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.
А) верно только А;
Б) верно только Б;
В) верно А и Б;
Г) оба неверны.
19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:
А) с появлением новых произведений искусства;
Б) углублением знаний о культуре;
В) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;
Г) реставрацией памятников культуры.