Типы критики. Искусство критики

Весьма сильное эмоциональное чувство представляет собой ненависть. Что такое враждебность и какие события могут стать причиной ее появления? Психологи предполагают, что в человеке изначально заложена потребность в ненависти, которую он иногда с удовольствием реализует. Об этой отрицательной эмоции мы и поговорим в данной статье.

Определение понятия

Ненависть - это длительное, интенсивное, отрицательное чувство, отражающее отвращение, враждебность, неприятие определенного объекта. Им могут оказаться как отдельный человек, так и группа людей, неодушевленный предмет или явление. Вызвать эту эмоцию могут конкретные действия объекта или присущие ему качества. Ненавидеть можно идею, противоречащую убеждениям и ценностям субъекта, явление, которое негативным образом сказывается на его жизни, препятствует удовлетворению важных для него потребностей. Сильное отрицательное чувство может быть связано с испытанием радости от каких-либо неудач объекта эмоций, с желанием ему всяческого зла и даже стремлением причинить ему вред.

Причины возникновения

Чувство ненависти может возникнуть по самому незначительному и мелкому поводу. Именно видимая иррациональность таких причин побудила психологов выдвинуть версию об изначальной потребности человека во враждебности. может быть легко внушено извне. Войны и другие виды социальных и общественных конфликтов часто сопровождаются соответствующей пропагандой, разжигающей злобу между людьми. Ненависть к чужому, непонятному укладу жизни, обычаям и ценностям провоцирует тягчайшие преступления против определенной группы людей или отдельной личности. Враждебное отношение может возникнуть даже по отношению к самому себе, если индивид чувствует, что не достигает должного уровня своих притязаний. В каждом отдельном случае следует найти причину деструктивного отношения к предмету ненависти, тогда возникший конфликт может разрешиться, и враждебные эмоции утихнут.

Любовь и ненависть

Принято считать, что эти два понятия полностью противоположны друг другу и являются антонимами. Однако в различных культурах мира эти эмоциональные явления неразрывно связаны и представляют собой некое единство. Любовь и ненависть могут одновременно сочетаться в человеке по отношению к предмету его чувств. О двойственной природе этих эмоций говорил еще Фрейд. Психоаналитик считал, что в близких отношениях неизбежно возникают конфликты, порождаемые различными противоречиями. Некоторые этологи утверждают, что одновременное проявление ненависти и любви связано с психическими и физическими механизмами, обеспечивающими и людей, и животных способностью к глубоко личным отношениям и естественной склонностью к агрессии.

Возможное объяснение тесной взаимосвязи любви и ненависти кроется в том, что чем больше общего у индивида с другим человеком, тем более тесными узами он с ним связан и тем сильнее оказывается вовлечен в любые отношения. Таким образом, конфликт между близкими людьми протекает всегда с большей яростью и страстью, чем между посторонними. Отсутствие общих черт и интересов заставляет воспринимать оппонента более объективно.

Виды ненависти

Чувство непреодолимого отвращения может вызвать что угодно. По объекту ненависти можно выделить несколько видов этого отрицательного чувства. Например, помимо взрослой, ученые различают также детскую ненависть. Обычно она направлена на родителей после появления в семье сестры или брата. Психологи называют возникновение такой эмоции у детей «чувством Каина».

Страх и ненависть тесно связаны. Человек испытывает враждебность к объекту, который, как ему кажется, способен ему навредить. Такое проявление отрицательных чувств иногда становится непреодолимым. Ученые выделяют несколько видов патологий:

  • Мизогамия - острое отвращение к брачным узам.
  • Мизандрия - враждебность женщины к мужчинам.
  • Мизогиния - страх и ненависть мужчин по отношению к женщинам.
  • Мизопедия - отвращение к детям, в том числе и собственным.
  • Мизантропия - враждебность по отношению к людям вообще.

Виды агрессии

Как уже говорилось выше, порождает желание навредить своему объекту ненависть. Зло можно причинить разными путями, поэтому психологи различают несколько видов агрессии.

Вербальная и физическая

Применение физической силы для выражения своих отрицательных эмоций называется физической агрессией. Враждебность, выказанная в форме ссоры, ругани, словесных обвинений и угроз, считается вербальной.

Косвенная и прямая

Прямая агрессия направлена непосредственно на объект ненависти, косвенная - это поступки, действующие на другое лицо окольным путем, через сплетни, злобные шутки, а также неупорядоченные всплески ярости (топанье ногами, крик и так далее).

Внешняя и внутренняя

Внешняя враждебность направлена вовне, а внутренняя - на себя самого. Последняя проявляется в самоуничижении и желании причинить себе вред.

Обоснованная (здоровая) и деструктивная

Границы агрессии иногда определить трудно. Некоторые видят враждебность в энергичном поведении. Если агрессия выглядит привлекательно и вызывает симпатию, то ее можно назвать здоровой или обоснованной.

В данном разделе приведены далеко не все виды проявления враждебности. В подобного рода нередко бывают весьма изобретательны.

Социальная ненависть

Существует понятие, которое учеными и психологами принято называть термином «социальная ненависть». Что такое явление собой представляет? Одни считают, что это чувство враждебности и отвращения, испытываемое группой людей. При ненависти не имеет значения. Другие предполагают, что подобное чувство называется социальным потому, что направлено на определенную группу людей или конкретного человека как представителя этого сообщества. Объектами враждебного отношения могут стать различные социально-релевантные признаки - пол, раса, национальность, сексуальная ориентация, возраст. В для обозначения подобного рода ненависти существует понятие «нетерпимость». Есть более узкое понимание предмета. Иногда социальной ненавистью называют классовую враждебность. При этом религиозная и расовая рознь исключаются.

Социальная ненависть базируется на различиях между группами, причем им придается неодолимое и неизбежно ведущее к конфликту значение. Иная внешность, жизненный уклад и становятся поводом для серьезной конфронтации. Интересно, что степень этих различий не играет особой роли. Ненависть, злоба между родственными, близкими культурно, сходными группами (государствами, религиозными конфессиями, народами) бывают более ожесточенными, чем между чужими друг для друга сообществами.

Преступление ненависти

В некоторых странах мира есть особая квалификация, называемая преступление на почве ненависти. Этим понятием обозначаются нарушения, совершенные под влиянием отвращения к некоторым группам населения. Обычно подобная классификация увеличивает тяжесть совершенного проступка. В России религиозная, национальная, расовая нетерпимость также является отягчающим фактором.

Во многих государствах считается, что преступлением являются также преднамеренные действия, направленные на то, чтобы между группами людей возникла ненависть, что такое проявление враждебных чувств должно преследоваться по закону. Например, в России пропаганда агрессии по отношению к социальным группам - уголовно-наказуемое действие.

Заключение

В этой статье мы попытались рассказать о том, что представляет собой ненависть. Что такое чувство может принести человеку? С одной стороны, в разумных дозах эта эмоция мобилизует и взывает к активным действиям, с другой - разрушает своего субъекта изнутри, заставляя его совершать бессмысленные и деструктивные поступки. Но мы живем в мире, который основан на борьбе противоположностей, в нем каждое явление несет свой особый смысл. Вот и ненависть идет рука об руку с любовью, базируется на заставляет человека публично выражать накопившиеся сомнения. Разумный индивид должен научиться преодолевать это отрицательное чувство, подчинять его своей воле и разбираться в причинах его появления.

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

Критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то
подвергаемся критики постоянно. Правда, существует ещё самокритика, которая сопровождает человеку всюду, вне зависимости от присутствия других личностей. В принципе цели критики благие, но порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы. Как же относиться к критике и давать отпор критиканам, сохраняя при этом добрые отношения.

Критика бывает разной

Критика не всегда однозначна, так как может выражаться в конструктивной и деструктивной форме. Проще сказать, она бывает хорошей и плохой. Конструктивная критика направлена на совершенствование человека в каких бы то ни было сферах, его улучшение, движение вверх. Деструктивная критика выступает противоположностью конструктивной: не имеет полезных целей, а стремится психологически травмировать критикуемого.

Откуда взялись критиканы?

Первая теория возникновения критики: у человека, встретившегося с каким-то новым явлением, предметом, возникает реакция «понимаю и принимаю» либо реакция «не принимаю, поэтому не принимаю». В случае последней реакции и появляется отрицательная оценка, то есть критика.

Согласно второй теории, люди критикуют те качества в других людях, которые имеют в себе и не приемлют. Не признавая свои недостатки, они обрушивают критику на подобные изъяны в других. Такое проецирование свойственно идеалистам либо завистливым пессимистам, озлобленным на весь мир и всё человечество.

В наше время правит конкуренция, поэтому озлобленных личностей становится всё больше и больше. Главенствует принцип «либо ты меня, либо я тебя». Жаловаться, плакать, искать виновников – это уже не характерно для нашего менталитета; превалирует жёсткость, целеустремлённость.

Как отличить конструктивную критику от деструктивной?

Вы уже знаете, что критика может быть конструктивной и деструктивной, но как отличить одну от другой? При встрече с критиканом сохраняйте трезвый ум, адекватный мысленный поток и прислушивайтесь к внутреннему «Я». Если вы, не осознавая, стремитесь оправдаться, значит, критика в ваш адрес была конструктивной. Для выражения такой критики характерен вежливый тон, спокойствие, корректность. Её задача – обратить ваше внимание на минусы в работе и других видах деятельности, направить на их исправление.

Что касается деструктивной критики, она проецируется на индивидуальность человека, даёт негативную оценку его личности. Услышав такую критику, хочется от неё отмахнуться и нагрубить тому, из чьих уст она вышла. Правда, критикующему нет дела до вашего гнева и раздражения, он не испытывает дискомфорта и рад, что вылил негатив.

По мнению учёных, критика не что иное, как форма сплетен, а сплетни оказывают положительно влияние на продуцирование особого гормона в женском организме, препятствующего возникновению и развитию раковых образований. Не случайно женский пол так любить поболтать. Видимо, матушка-природа всё предусмотрела и таким образом позаботилась о здоровье хрупких женщин.

Мотивация критиканов

Критиканов в нашем обществе как собак нерезаных. Почему они критикуют, какова мотивация?

Ответить на эти вопросы довольно просто.

1. Зависть

Критикующий предпочитает заострять внимание на том, чему очень завидует.

2. Желание повысить самооценку, самоутвердиться

Критикан обрушивает негативные оценки якобы с желанием вам помочь, указать на ошибки, но ведь при этом он ощущает себя идеальным. Значит, истинный мотив такого человека – повысить свой статус, самооценку при понижении авторитета другой личности. Людям такого склада угодить практически невозможно.

3. Стремление избавиться от накопившихся эмоций

Критика – это отличный повод вылить накопившиеся эмоции, дать им выход. Если у человека много проблем в жизни, он ненавидит мир и окружающих людей, поэтому с таким рвением критикует всех подряд. Лучше не попадать ему под руку.

4. Показ своей нелюбви к человеку

Человек постоянно вас критикует – вы ему не нравитесь. С помощью негатива он пытается испортить вам настроение или побольнее ударить.

5. Очернение соперника

К критике часто прибегают конкуренты, желающие убрать соперника с пути. С корыстными целями они выставляют его в невыгодном свете, что, как правило, увенчивается успехом.

6. Только благие намерения

Можно критиковать и с благими намерениями, то есть, преследуя добрые цели. К такой критике грех не прислушаться, ведь чаще всего её адресантами выступают родные, близкие люди.

Защита от критики

Самая обидная критика уходит корнями в детство, когда родители по делу и не по делу предъявляют претензии своим детям. Эту родительскую оценку ребятишки несут через всю жизнь не только в своих умах, но и в сердце (мы говорили, что критика может ранить до глубины души).

На качество восприятия критики влияет, кто её произносит, с какой частотой она отпускается в адрес маленького человека. Безостановочная критика приведёт к тому, что ребёнок вырастет очень замкнутым, неуверенным в себе. Так что, уважаемые родители, не ругайте своего малыша, а объясняйте, как делать и поступать правильно, хвалите за хорошее поведение.

Если на вас вылили критику, лучший способ – отшутиться, чтобы выглядеть максимально доброжелательным и не позволить эмоциям взять над вами верх. Имеет место быть парирование конструктивных критических замечаний, чтобы обидчик задумался над своим поведением, своими высказываниями. Старайтесь всегда держать себя в руках — не выставлять уязвимость напоказ.

При деструктивной критике не проявляйте агрессию, не оправдывайтесь, иначе критикан расценит это как свою победу.

Реакция на критику в зависимости от темперамента

Все люди разные, поэтому восприятие критики тоже разнится. Сангвиники, например, предпочитают отшучиваться, холерики – обижаться, но ненадолго. Флегматикам свойственно медленное реагирование, раздумывание над причинами критики, требование объяснений по этому поводу. Меланхолики размышляют над словами критикующего, копаются в себе, расстраиваются и длительное время переживают.

    Критика - это высказывания, в которых один человек осуждает другого, говорит о том, что так делать нельзя, делает замечания.

    Критика может быть на пользу, когда она конструктивна, обычно такая критика встречается в сфере образования или бизнеса. Начальник подчиненному сообщил об ошибках подчиненного - польза для бизнеса есть. Учитель исправил ошибки ученика - польза для образованности ученика есть. Или же родитель сказал своему ребенку, что делать так нельзя, - польза в воспитательном процессе есть. Конструктивная критика в меру - необходима для воспитания и развития человека.

    Но также критика бывает от разных плохих чувств в душе критикующего. Как правило, это гордыня или зависть. Такая критика часто бесполезна или даже вредна для того, кого критикуют, а у критикующего и вовсе вызывает настолько негативные эмоции, которые с точки зрения психосоматики могут приводить к смертельно опасным болезням. Критиковать своих подруг, мужей, коллег, жен - это все неправильно, хотя, не спорю, возможны исключения.

    Критика - это когда человеку напоминают о его личных недостатках, или какое то творческое исполнение,работу

    вс это используется для улучшения качества того объекта, который подвергается этой самой критике, некоторые критику воспринимают болезненно, или не воспринимают вообще, ассоциируя е с придирками, нападками к собственной личности, но не всегда это так происходит, потому, что иногда, или намного полезнее воспринимать критику как

    философское рассуждение,замечание и пытаться стать или сделать что-то лучше, люди которые правильно и спокойно воспринимают критику, более точно и быстро способны совершенствовать сво поведение или же свою деятельность, главное,чтобы критика была целесообразной.Как пишут в характеристиках: на замечания начальства,реагирует правильно. Вот примерно так и нужно совершенствовать сво сознание, конечно нужно отличать добрые дела от худых, иначе так можно правильно реагировать на критику не совсем благополучных людей в плане психики.

    Не буду копировать где то искать ответ на этот вопрос в общем как я понимаю что такое критика?

    Критика бывает положительная и отрицательная бывает с завистью с целью задеть человека.

    Положительная критика это когда человек критикует тебя с целью помочь объяснить тебе, твои недостатки, ошибки.

    Отрицательная критика это когда тебя специально критикуют что бы понизить твою самооценку, унизить тебя перед окружающими.

    Есть выражение что ты всю критику воспринимаешь в штыки? Человек который не умеет адекватно воспринимать критику чаще всего ему трудно жуть.

    Критика - это высказывания о Вас, Ваших действиях, Ваших поступках других людей (отвечаю личными выражениями и высказываниями, поэтому возможно немного ошибусь). Критика бывает разной - положительной и отрицательной. Положительная критика может быть и просто лестной, когда в процессе критикования проскакивают выражения, завышающие самооценку. Чаще всего критика отрицательная поскольку в этом и есть смысл осуждения и обсуждения (да и согласитесь - это всегда интереснее), но следует отметить, что отрицательная критика не всегда уместна и иногда лжива, т.к. людям свойственно завидовать или в целях заработка (например у журналистов или в качестве пиара), иногда человека можно опорочить, чтобы на его фоне выглядеть наиболее выгодно (например различного вида кастинги и др.). Также критика бывает обоснованной и необоснованной. При обоснованной критике говорят о правдивых фактах, к такой критике следует прислушаться, необоснованную критику следует фильтровать, поскольку опять же она применяется, чтобы опорочить человека.

    В наше время критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то

    подвергаемся критики постоянно. Просто одни люди относятся к критике спокойно, другим порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы. Критика бывает разной, она бывает хорошей и плохой.Но есть такой сорт людей которые критикуют других с поводом и без.Вот таких я людей не уважаю.А особенно тогда,когда у самого целый вагон недостатков,а он кого то критикуют.В таких случаях лучше занялся самокритикой,было бы полезно.

    Критика всегда неприятна.

    Потому что критикуют нас, любимых. А мы по умолчанию, для самих себя, конечно, безгрешны, идеальны.

    Даже если мы и признаем, что у нас есть недостатки, но как-то не совсем уверенно. Ну, может быть, я и не прав... Или, да, я неправ! (А в душе - да ничего подобного, прав я!)

    Нет приятной критики - она всегда неприятна. В лучше случае - восприятие нейтральное или безразличное (когда игнор критикана).

    Но есть варианты критики:

    • или оскорбить, или помочь;
    • корректная или некорректная;
    • конструктивная или неконструктивная;
    • желательная и нежелательная для объекта критики.

    Случай, когда критика весьма желательна, - это когда сам, на полном серьезе, просишь покритиковать себя в чем-то.

    Я написала статью для некоего издания. Редакция и комментаторы там весьма придирчивые, если что не так - затравят насмешками.

    Стремясь подстелить себе соломки, я направляю свой опус своей подруге, которой, хлебом не корми, дай покритиковать кого-то (и часто по делу). Прошу прочесть и дать правдивую оценке - где ляпы, неинтересно, затянутости, етс. Она пишет свои фе, я исправляю шедевр, печатаю и собираю аплодисменты.)) Вот такая критика мне нужна, вот за это спасибо!

    Признаться, всегда прислушиваюсь к конструктивной критике, даже если она и неприятна, даже если в первый момент чувствую себя оскорбленной. Но потом понимаю - человек прав! Спасибо ему! И нужно что-то менять в себе.

    Критика - это обсуждение и оценка всех достоинств и недостатков какого-либо труда, произведения, действия. Различают критику объективную и необъективную. Их отличия заключаются в том, что при необъективной критике, происходит специальное унижение всех ваших действий. Высказываются только отрицательные моменты. А ещ чаще необъективная критика происходит когда критикующий сам не обладает достаточного количества нужной информации, но уже сделал свой вывод (то есть поторопился в суждениях). Иногда, просто нужно засудить, показать что ты такой плохой.

    Критика - это когда человек сам творить не умеет, но очень любит давать советы другим и обсуждать сделанное другими.

    Всегда проще обсудить и осудить или одобрить чужие идеи, произведения искусства и науки, рецепты блюд и так далее. А вот придумать что-то новое, написать шедевр, спасти Человечество от надвигающейся экологической катастрофы - под силу не каждому.

    Поэтому так мало гениев и так много посредственностей. Но, с другой стороны, именно благодаря последним человечество ещ не вымерло на этой замечательной планете. Даже трудно вообразить, что было бы на Земле, если бы на ней жили одни гении.

    Так что, да здравствуют критики, какими бы они ни были!

Формы критики

Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.

Критические оценки могут быть:

Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал...»
Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»
Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»
Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».
Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.

По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.

По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
открытой, публичной;
доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.