Индивидуальные особенности и качества мышления. Качества ума

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.

Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление , это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.

Индивидуальные особенности мышления

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления , но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.

Индивидуальные качества мышления человека

Толстой считал, что умный человек - это человек и высоконравственный. Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления .

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.

Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум-это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Мышление в психологии

Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.

Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления. Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума. Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления того учителя, который увлекает их и постоянно учит их думать.

Качества ума

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума : широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.

Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.

Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью , с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность - характерная особенность критического ума. Критический ум - дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

Самостоятельность и критичность ума - необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум - строго логический ум.

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли

13. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

14. К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

16. Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

17. Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

18.Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

19.Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

20.Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышлениякак умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

21.Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.



22.Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

23.Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

24.Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

25.Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

26.Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

27.Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

28.Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.



29.Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

30. Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

31. Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Леонтьев: мышление - процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Изучение особенностей мыслительной, умственной деят. - задача науки о мышлении. В отличии????????????

Поясню свою мысль на примере одной из труднейших проблем, издавна стоящих перед психологическим исследованием, - речь идет о проблеме связи психических процессов и процессов мозговых, физиологических. Вряд ли нужно убеждать сейчас психологов в том, что психика есть функция мозга и что психические явления и процессы нужно изучать в единстве с физиологическими. Но что значит изучать их в единстве? Для конкретно-психологического исследования вопрос этот оказался архисложным. Дело в том, что никакое прямое соотнесение между собой психических и мозговых физиологических процессов проблемы еще не решает. Теоретические альтернативы, которые возникают при таком прямом сближении, хорошо известны: либо это гипотеза параллелизма, роковым образом приводящая к пониманию психики как эпифеномена; либо это позиция наивного физиологического детерминизма с вытекающим из него сведением психологии к физиологии; либо, наконец, это дуалистическая гипотеза психофизиологического взаимодействия, которая допускает действие нематериальной психики на материальные процессы, протекающие в мозге. Для метафизического мышления никакого иного решения попросту не существует, меняются лишь термины, прикрывающие все те же альтернативы.

Вместе с тем психофизиологическая проблема имеет для психологии совершенно конкретный и в высшей степени деловой смысл, потому что психолог должен постоянно иметь в виду работу морфофизиологических механизмов. Нельзя же рассуждать, например, о процессах восприятия, не обращаясь к данным морфологии и физиологии. Однако образ восприятия как психологическая реальность совсем не то же самое, что мозговые процессы и их констелляции, функцией которых он является. Очевидно, что мы имеем здесь дело с разными формами движения, но это необходимо ставит дальнейшую проблему о тех содержательных переходах, которые связывают между собой эти формы движения. Хотя проблема эта является прежде всего методологической, ее решение требует анализа, проникающего, как я говорил, в результаты, накопленные конкретными исследованиями на психологическом и физиологическом уровнях.

На другой стороне, в сфере специально психологической проблематики, внимание стало все более сосредоточиваться на тщательности разработки отдельных вопросов, на повышении технической вооруженности лабораторного эксперимента, усовершенствовании статистического аппарата и на использовании формальных языков. Конечно, без этого прогресс в психологии сейчас попросту невозможен. Но очевидно и другое: что одного этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы при этом частные задачи не заслоняли собой более общих, чтобы методика исследования не заслоняла собой его методологию.

Теоретическая, методологическая беззаботность иногда сказывается и в подходе к решению некоторых чисто прикладных психологических задач. Она проявляется прежде всего в попытках некритического применения в практических целях научно не обоснованных методических средств. Предпринимая такого рода попытки, зачастую спекулируют на необходимости теснее связывать психологию с актуальными задачами, которые выдвигаются современным этапом развития общества и научно-технической революцией. Наиболее грубым выражением таких попыток является практика бездумного использования психологических тестов, чаще всего импортируемых из США. Я говорю здесь об этом только потому, что развитие практики тестирования обнажает один из "механизмов", порождающих в психологии антиметодологические установки.

Тестами, как известно, называют краткие испытания, цель которых состоит в том, чтобы обнаружить (а иногда и измерить) то или иное предварительно научно осмысленное свойство или процесс. Когда, например, стала известна реакция лакмуса на кислоту, то появился тест "лакмусовой бумажки" - изменение ее цвета стало служить простейшим индикатором кислотности или щелочности жидкости, смачивающей бумажку; изучение индивидуальных особенностей восприятия цвета привело к созданию известных таблиц Штиллинга, которые по различаемости изображенных на них цифр позволяют достаточно надежно судить об отсутствии или наличии цветоаномалии и о ее характере. Такого рода тесты, широко используемые в самых различных областях знания, можно назвать "понимающими" в том смысле, что они опираются на содержательное представление о зависимостях, которые связывают между собой результаты тестирования с изучаемыми свойствами, состояниями или процессами. Они не эмансипированы от науки и не подменяют собой углубленные исследования.

Принципиально иной характер имеют те тесты, которые служат способом обойти трудности добывания подлинно научных психологических знаний. Типичным образцом таких тестов являются тесты умственного развития. В их основе лежит следующая процедура: прежде всего, допускается существование некоего "психологического флогистона", именуемого интеллектуальной одаренностью; далее изобретается ряд вопросов-задач, среди которых отбираются те, которые обладают наибольшей дифференцирующей силой, и из них составляется "тестовая батарея"; наконец, на основании статистической обработки результатов большого числа испытаний количество правильно решаемых задач, включенных в такую батарею, соотносится с возрастом, расовой или социальной принадлежностью испытуемых. Определенный эмпирически установленный процент решений принимается за единицу, а отклонение от него записывается в виде дроби, которая якобы и выражает "интеллектуальный коэффициент", присущий данному индивиду или группе.

Несостоятельность методологии такого рода тестов очевидна. Ведь единственным критерием, на основании которого вводятся те или иные тестовые задачи, является их валидность, т. е. степень соответствия результатов их решения тем или иным косвенным же выражениям тестируемых психологических особенностей. Это и вызвало к жизни специальную психологическую дисциплину - так называемую тестологию. Нетрудно увидеть, что за подобной трансформацией методической техники в самостоятельную дисциплину кроется не что иное, как подмена теоретического исследования грубой прагматикой.

Хочу ли я этим сказать, что от психологических тестов нужно отказаться? Нет, конечно. Я воспользовался примером давно дискредитировавших себя тестов одаренности, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость серьезного теоретического анализа даже и при решении таких вопросов, которые на первый взгляд кажутся узкометодическими.

Я остановился на тех трудностях, которые испытывает научная психология, и ничего не говорил о ее бесспорных и очень серьезных достижениях. Но именно осознание этих трудностей и составило, так сказать, критическое содержание данной книги. Оно, однако, не является единственным фундаментом, на который опираются развиваемые в ней позиции. К ним во многом привел положительный опыт конкретно-психологических исследований - как моих собственных, так и проведенных другими учеными. Результаты этих исследований я постоянно имел в виду, хотя прямо они упоминаются лишь изредка, в качестве беглых иллюстраций; в большинстве же случаев они вовсе оставались за пределами изложения. Последнее объясняется необходимостью отказаться от длинных отступлений, чтобы сделать общую авторскую концепцию более наглядной и обозримой.

По этой же причине книга не претендует и на то, чтобы дать обзор научной литературы по затрагиваемым вопросам. Многие важные и известные читателю работы в ней не цитируются, хотя и подразумеваются. Так как это может создать неправильное впечатление, я должен подчеркнуть, что если эти психологические работы и остались неназванными, то этот отнюдь не потому, что они, на мой взгляд, не заслуживают внимания. Не иначе обстоит дело и с философско-историческими источниками: читатель без труда обнаружит теоретические рассуждения, за которыми скрывается анализ некоторых прямо не называемых категорий домарксистской классической философии. Все это - потери, восстановить которые можно только в новой, совершенно по-другому написанной большой книге. К сожалению, такой возможности у меня сейчас просто нет.

Почти всякую теоретическую работу можно прочитать по-разному, подчас совершенно иначе, чем она представляется автору. Поэтому я хочу воспользоваться возможностью сказать в предисловии о том, что на страницах этой книги является, на мой взгляд, главным.

Я думаю, что главное в этой книге состоит в попытке психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Это - категория предметной деятельности, категория сознания человека и категория личности.

Первая из них является не только исходной, но и важнейшей. В советской психологии это положение высказывается постоянно, но раскрывается оно существенно по-разному. Центральный пункт, образующий как бы водораздел между различным пониманием места категории деятельности, состоит в том, рассматривается ли предметная деятельность лишь как условие психического отражения и его выражение, или же она рассматривается как процесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику, являющуюся необходимым моментом собственного движения деятельности, ее развития. Если первая из этих позиций выводит исследование деятельности в ее основной форме - в форме практики - за пределы психологии, то вторая позиция, напротив, предполагает, что деятельность независимо от ее формы входит в предмет психологической науки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет других наук.

Иными словами, психологический анализ деятельности состоит, с точки зрения этой второй позиции, не в выделении из нее ее внутренних психических элементов для дальнейшего обособленного их изучения, а в том, чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности. Эта защищаемая мною позиция требует, однако, перестройки всего концептуального аппарата психологии, которая в данной книге лишь намечена и в огромной степени представляется делом будущего.

Еще более трудной в психологии является категория сознания. Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функционирование языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Задача же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограничиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проникнуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматривать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его образы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности.

Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное сознание, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного анализа тех "образующих" индивидуального сознания, движение которых характеризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в основании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специальная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психологическая "тайна сознания" остается закрытой для любого метода, за исключением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать природу сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадлежит также и человек как субъект сознания.

Наибольшие, вероятно, возражения могут вызвать развиваемые мной взгляды на личность как предмет собственно психологического изучения. Я думаю так потому, что они решительно не совместимы с теми метафизическими культур-антропологическими концепциями личности (как и с теориями двойной ее детерминации - биологической наследственностью и социальной средой), которые наводняют сейчас мировую психологию. Несовместимость эта особенно видна при рассмотрении вопроса о природе так называемых внутренних двигателей личности и вопроса о связи личности человека с его соматическими особенностями.

Широко распространенный взгляд на природу потребностей и влечений человека заключается в том, что они-то и суть определители деятельности личности, ее направленности; что, соответственно, главную задачу психологии составляет изучение того, какие потребности свойственны человеку и какие психические переживания (влечения, желания, чувства) они вызывают. Другой взгляд, в отличие от первого, состоит в том, чтобы понять, каким образом развитие самой деятельности человека, ее мотивов и средств трансформирует его потребности и порождает новые потребности, в результате чего меняется их иерархия, так что удовлетворение некоторых из них низводится до статуса лишь необходимых условий деятельности человека, его существования как личности.

Нужно сказать, что защитниками первой, антропологической или, лучше сказать, натуралистической точки зрения, выдвигается множество аргументов, в том числе такие, которые метафорически можно назвать аргументами "от желудка". Конечно, наполнение желудка пищей - непременное условие любой предметной деятельности, но психологическая проблема заключается в другом: какова будет эта деятельность, как пойдет ее развитие, а вместе с ним и преобразование самих потребностей.

Если я выделил здесь данный вопрос, то это потому, что в нем сталкиваются противоположные воззрения на перспективу изучения личности. Одно из них ведет к построению психологии личности, исходящей из примата, в широком смысле слова, потребления (на языке бихевиористов - "подкрепления"); другое - к построению психологии, исходящей из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность.

Второй вопрос - вопрос о личности человека и его телесных особенностях - заостряется в связи с тем положением, что психологическая теория личности не может строиться, опираясь главным образом на различия конституций человека. Как же можно в теории личности обойтись без привычных ссылок на конституции Шелдона, факторы Айзенка, наконец, на павловские типы высшей нервной деятельности? Соображение это тоже возникает из методологического недоразумения, которое во многом зависит от неоднозначности самого понятия "личность". Неоднозначность эта, однако, исчезает, если принять то известное марксистское положение, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. Проблема тогда неизбежно обращается: антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления. Например, агрессивность как черта личности, конечно, будет проявляться у холерика иначе, чем у флегматика, но объяснить агрессивность особенностью темперамента как же научно бессмысленно, как искать объяснения войн в свойственном людям инстинкте драчливости. Таким образом, проблема темперамента, свойств нервной системы и т.п. не "изгоняется" из теории личности, а выступает в ином, нетрадиционном плане - как вопрос об использовании, если так можно выразиться, личностью врожденных индивидуальных свойств и способностей. И это - очень важная для конкретной характерологии проблема, которая, как и ряд других проблем, осталась в данной книге не рассмотренной.

Оговорки, сделанные в этом предисловии (а они могли быть еще более многочисленными), вызваны тем, что автор видел свою задачу не столько в утверждении тех или иных конкретно-психологических положений, сколько в поиске метода их добывания, вытекающего из историко-материалистического учения о природе человека, его деятельности, сознания и личности.

В заключение мне осталось сказать несколько слов о композиции книги. Содержащиеся в ней мысли уже были высказаны в прежних публикациях автора, перечень которых дается в примечаниях к главам. Они, однако, впервые представлены здесь систематически.

По своему составу книга разбивается на три части. Первую из них образуют I и II главы, посвященные анализу понятия отражения и того общего вклада, который вносит марксизм в научную психологию. Главы эти служат введением к ее центральной части, в которой рассматриваются проблемы деятельности, сознания и личности. Совершенно особое место занимает последняя часть книги: она не является продолжением предшествующих глав, а представляет собой одну из ранних работ автора по психологии сознания. Со времени ее первого, ставшего теперь редким издания прошло более двадцати лет, и многое в ней устарело. Однако она содержит некоторые психолого-педагогические аспекты проблемы сознания, которые в других частях книги вовсе не затрагиваются, хотя аспекты эти остаются и сейчас близкими сердцу автора. Это и побудило включить ее в книгу.

Москва, июнь 1974 г.

12. Осознаваемое и неосозноваемые компоненты в мыслительной деятельности.

Вудсворт: этапы творческого мышления: 1) подготовка; 2)созревание - бессознательная работа над проблемой в теч. периода направленности внимания на др. вопросы; 3) вдохновление; 4) проверка истинности. Пономарев взял в качестве исходного факта неоднородность предметного действия: в результате успешного (целенапр) действия получаем результат, соотв. предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, кот. не был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотнош-я этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но оно не представлено в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных св-в вещей и явлений, кот. вкл. в действие, но несущественны сточки зрения его цели. Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящяя задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала реш-ю второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда. Факторы, способств. переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, кот. выполняется подсказка; обобщеность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой связано выделение собственно псих. аспетка исследования. Ориентировка здесь дифферинцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия и... В первом случае человек уверен в успехе реш-я и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет. Феномены бессознательного часто приобретают в сознании форму установок. Опыты Лачинса: давалась последовательность арифм. задач определенного уровня сложности. Затем неожиданно давали более легкие задачи. Испытуемые делавшие сначала > сложн. задачи решали их более сложн. путем. Элиан исходя из теории Узнадзе, называет установки - склонность, направленность, готовность субъекта к совершению определенной деятельности, могущей удовлетворить его потребность, как предуготовленность к совершеню опред. деят. Эливан выделяет фиксированную и динамическую устан. Своеобразие возникновение установки в проблемной сит. закл. в том, что субъективным фактором установки является гностическая потребн, а объективн. - сутуация, которая еще не дана полностью. Специф. челов. психики- осознание действительности и себя как субъекта, нах. во взаимоотношениях с этой действит. (акт объективации). Взаимоотношение установки и образного мышления (Натадзе) - опыт аналогичный Узнадзе (разные шары давали в руки), но здесь все это нужно было вообразить. Возникновение установки здесь зависит от отнош. человека к представляемому. Райков применял постгипнотическое внушение при решении мыслительных задач.

13. Мотивация мыслительной деятельности

Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 групп мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижение результатов, не связ.с познаним объекта) и внутрен. Мотивация необходимое условие для развертывания мыслительной деят. по реш-ю задачи, но она может быть разной: на 1 полюсе - внешняя, а 2... Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализ. новая потребность и внешняя добавляется внутренней. Деятельность по реш-ю задачи полимотивировна. Субъект характеризуется множеством мотивов, нах. в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавл. внутренние и наоборот. Этот момент актуализ. новой познавательной деят. связ. с возник. проблемн. сит. (см. 4). Мотивы - не просто условия развертывания актуальной мыслительной деят, но и фактор, вл. на ее продуктивность (задание «мы исслед. одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения). Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различатся по модальности (+ / -); по форме выражения (верб/нев); по хар-ру проявленя отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям). Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки). + см. 14

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. Качества мышления

Заключение

Глоссарий

Приложения

Введение

мышление ум продуктивность

Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.

Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений. Психические явления определяются как постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) или были в прошлом опыте (память), как обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Известны три основные формы психических явлений: психические процессы - ощущения, восприятие, память, мышление и др.; психические состояния - активность, бодрость, пассивность, усталость и др.; психические свойства личности - характер, темперамент, способности и др.

Одна из основных задач, стоящая перед психологами современности, это исследование процесса мышления.

Целью данной работы является изучение процесса мышления, как протекает данный процесс, каковы его функции, как данный процесс формируется в различных ситуациях. Изучить качества и индивидуальные особенности мышления.

В соответствии с заданными целями были сформулированы следующие задачи для данной курсовой работы:

Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;

Описать природу мыслительного процесса;

Рассмотреть основные операции и фазы мышления;

Рассмотреть основные виды и уровни мышления;

Исследовать качества мышления;

Исследовать индивидуальные особенности мышления;

Сделать выводы на основе рассмотренного и изученного материала.

Многие зарубежные и отечественные психологи занимались и решали проблемы мышления. Например, наш современник, доктор психологических наук, опубликовавший свыше 220 научных трудов, посвященных мышлению, Олег Константинович Тихомиров,. Далее, Лев Семенович Выготский, советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций, ставший лидером легендарной тройки психологов: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Потом, Борис Михайлович Теплов, действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук по психологии, и его классические психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Нельзя не упомянуть Андрея Владимировича Брушлинского, российского психолога, исследовавшего проблемы психологии личности и мышления. А также Жан Пиаже. Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией. Хотя его замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания, тем не менее, его вклад в изучение проблем мышления велик.

1. Мышление с точки зрения психологии

Каждый человек знает, что такое мышление. Практически каждый человек считает себя умным. Существует даже поговорка по этому поводу: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначаются психологические способности человека, причем эти способности являются фундаментальными и значимыми для данного человека.

Опора человека на культурные средства и орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Мышление осуществляется с целью получения знания о тех или иных существенных свойствах объекта. Для решения отдельной конкретной задачи применяются обобщенные знания, общие правила.

Следовательно, существует два признака в определении мышления: обобщенность и опосредствованность. По этим признакам мышление отличается от восприятия. Эти признаки очень важны, но они используются не только в психологии, но и в философии.

Обобщенность и опосредствованность характеризуют мышление как предмет комплексных междисциплинарных исследований, а не только психологии.

В изучении психики имеется в виду тот период, когда психология отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и появились собственные экспериментальные методы. Это произошло во второй половине XIX века.

Можно выделить четыре этапа в истории психологии: первый этап - психология существует как наука о душе, второй этап - как наука о сознании, третий этап - как наука о поведении, а четвертый этап - как наука о психике.

Выдающийся психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн считал предметом психологического исследования мышления процесс и деятельность мышления.

Процесс ориентировки субъекта в окружающей действительности доктор педагогических наук по психологии Петр Яковлевич Гальперин считал предметом мышления. Мышление определяется, как обобщенное отражение действительности.

Основная задача мышления состоит в выявлении и раскрытии существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделении их от случайных совпадений во времени и пространстве. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях жизненных обстоятельств.

С.Л. Рубинштейн высказывался о том, что мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Назвать словом, выразить мысль - это означает обобщить, подвести под понятие или дать определение. В этом состоит отличие мышления человека от мышления животных.

Сущность психологии мышления, как предмета, как понимание этого предмета С.Л. Рубинштейном и П.Я. Гальпериным дополняют друг друга, потому что мышление интересует психологов и как мыслительный процесс, развертываемый во времени, и мыслительная деятельность, в этом случае мышление понимается как процесс решения задач.

По своему внутреннему строению мыслительный процесс является действием. Это действие направлено на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека. Эта цель связана с условиями, которыми она задана.

Для начала мыслительного процесса человека нужен мотив. Мотив появляется тогда, когда появляется проблема. В этот момент появляется потребность что-то понять. Мышление начинается именно с того момента, когда появляется вопрос или проблема, удивление или недоумение, либо противоречие.

Мыслительный процесс можно условно разделить на шесть этапов:

Первый этап разрешения проблемы, т.е. осознание проблемной ситуации;

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

На четвертом этапе появляются гипотезы, как варианты решения задач;

Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

Шестой этап - ее проверка. Осуществляется реализация решения, если проверка подтверждает гипотезу.

Можно выделить следующие операции мышления:

Анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; эта операция связана с синтезом, то есть с соединением элементов в единое целое;

Синтез - мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единую систему; синтез связан с анализом, то есть с расчленением объекта на элементы.

Все остальные, более сложные операции мышления строятся на основе анализа и синтеза:

Мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного - это операция мышления и она носит название сравнение;

Форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от частных его свойств и связей - это операция мышления абстрагирование;

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области - эта операция мышления обобщение;

Система классов объектов какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов - операция мышления под названием классификация;

Сходство предметов в каких-либо свойствах - это операция мышления - аналогия. Аналогия или умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по свойствам и качествам объект.

Основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ - синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.

Несмотря на то, что все формы мышления основаны на чувственном опыте, они не имеют чувственного содержания. Чувственное содержание становится все меньше и меньше по мере продвижения вдоль цепочки: ощущение - образ или продукт восприятия - представление единичное - представление общее - понятие или псевдопонятие.

Понятие - мысль, отражающая выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закрепленные в термине словом или группой слов. Объемом научного исследования являются те мысли, которые содержат самые важные для практики свойства предметов, явлений, процессов. Причем только в результате научного исследования можно выяснить, насколько важны те или иные свойства.

Псевдопонятия формируются согласно тем же законам, что и понятия, они похожи на понятия и нередко выступают вместо понятий. В отличие от понятий, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.

Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения. Суждение (высказывание) - это мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями).

Суждение может быть истинным или ложным.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно, путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть общими, частными, единичными.

Для того чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, необходима последовательная логическая связь нескольких суждений, которая и называется рассуждением.

Лишь только тогда, когда рассуждение приводит к определенному выводу, оно имеет практический смысл.

Итогом поисков мысли будет умозаключение и оно будет являться ответом на вопрос. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к частному или единичному, от общего к менее общему.

Зная общее положение, правило или закон, при дедуктивном рассуждении, делается вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Основными видами мышления являются понятийное и образное мышление, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Основным постулатом является то, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга и практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Пытаясь определить вид мышления, необходимо учитывать, что этот процесс всегда условный и относительный.

В Приложении А Схематично отображена классификации видов мышления.

2. Качества мышления

Типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей являются виды мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов. Если различия в мыслительной деятельности людей устойчивы, их называют качествами ума.

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом определенных качеств. Эти качества в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций и в разной степени присутствуют у различных людей. Какие-то из этих качеств более значимы при решении практических вопросов, какие-то значимы при решении теоретических задач.

Выделяют следующие качества мышления: самостоятельность, внушаемость, инициативность, логичность, глубина, широта, узкое мышление, быстрота, торопливость ума, замедленное мышление, оригинальность, последовательность, пытливость, критичность, доказательственность, гибкость и подвижность ума, инертность ума, способность предвидения, темп мышления, целенаправленность, растекаемостъ мышления, экономичность, любознательность, находчивость, остроумие, продуктивность.

Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения своими силами. Самостоятельность мышления, как качество ума, является базисным показателем общей обучаемости. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи и находить нужные ответы, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность - умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности. Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ.

Внушаемость - противоположное самостоятельности качество мышления. Внушаемые люди меняют одни суждения на другие. На них нельзя положиться.

Инициативность мышления - потребность в постоянном стремлении самому искать и находить пути и средства разрешения задачи, проблемы. Инициативность является волевым качеством, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно.

Логичность - свойство ума. Человек, обладающий логичностью, строит умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, а также умеет быстро находить ошибки в суждениях и выводах

Насколько человек способен организовать свою умственную работу: составить краткий обзор, оперировать терминами, выделить главное, аргументировать доводы, ссылаться на источники; - зависит глубина мышления. Глубина мышления - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубины закономерности. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Широта мышления - способность видеть проблемы во взаимосвязи с другими явлениями или, иными словами, многосторонне. Широта мышления - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Если мышление бывает широким, то это значит, что оно может быть у кого-то и узким. Узкое мышление может быть бедным, мелким, поверхностным, а может быть и содержательным и глубоким, например, мышление «узкого специалиста».

Быстрота мышления - качество мышления, выраженное в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Быстрота мышления - способность в условиях дефицита времени находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их. Быстрого протекания мыслительной деятельности человека требует характер определенной деятельности человека, например водителя, летчика, или, допустим, сложившаяся конкретная аварийная ситуация, которая требует быстроты ума.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от степени развития мыслительных навыков и знаний, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности человека.

Торопливость ума следует отличать от быстроты ума. Человек с торопливостью ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности.

Встречаются, в школе учащиеся с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Для ленивого ума поменьше думать - самое приятное состояние. Это проявление типа нервной системы и следствие своеобразной лени ума.

Оригинальность мышления - способность производить отличные от общепринятых новые идеи. Качество творческого мышления зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным, нешаблонным выводам.Пытливость мышления - потребность всегда находить наилучшие решения поставленных задач и проблем. Насколько человек может сосредоточиться на выполнении работы и насколько его хватает, является пытливостью - свойством ума, отражающем стремление дознаться до основания причин наблюдаемых явлений.

Критичность мышления - способность объективно оценивать явления, собственные устремления, умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Критичность ума - это умение человека всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их слабые стороны, всегда стремится их проверить. И, если его суждения не соответствуют действительности, то он отбросит их, и будет искать новые пути решения. Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.

Доказательственность или аргументированность значит, насколько быстро человек восстанавливает и доступно объясняет теории и научные факты, насколько грамотно умеет донести свои мысли до окружающих, насколько он может цитировать высказывания других людей. Доказательственность - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято непредубежденным собеседником. Нужно именно доказать, а не убедить.

Гибкость мышления - это умение изменять намеченный план действий, способность выйти за пределы ситуативных ограничений. Гибкость ума - это качество людей творчества. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкость и подвижность - это такое качество, которое отражает то, как быстро человек прикладывает к познанию собственный опыт, как быстро он вычисляет взаимосвязи, как он проверяет достоверность своих знаний логикой и как отказывается от стереотипа в мышлении. Если ранее принятые решения перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, человек с гибкостью и подвижностью ума быстро откажется от ранее принятых решений и найдет новые способы решения проблемы.

Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум.

Важное качество ума человека - предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, а также способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Темп - свойство ума, когда человек выражает свои мысли, и при этом учитывается скорость мышления партнера общения.

Целенаправленность - свойство ума сохранять в течение определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче.

Противоположное целенаправленности качество - растекаемостъ мышления. Это такой процесс, когда начинают с проработки одной мысли, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества суждений и умозаключений.

Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать что-то новое, что встречается человеку в жизни.

Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Развитию этого свойства способствуют занятия логикой.

Остроумие свойство ума, отражающее способность к нешаблонным и неожиданным решениям и умозаключениям, возникающим на основе скрытых от других смысловых связей. Остроумие следует отличать от острословия, где в основном ассоциации основаны на игре слов.

Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.

В Приложении Б схематично отображены качества мышления.

Важнейший признак всякого мышления - умение выделять существенное и самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление ведет его дальше, заставляя углубляться в сущность данного явления и открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

3. Индивидуальные особенности мышления

Умные люди обладают положительными качествами, такими, как простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», глубокий анализ ситуации, сила ума, богатство речи и упорство, способность к предвидению и решительность, гибкость и свобода ума, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает:

Потребности и мотивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: специфические познавательные и неспецифические.

В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат любознательность, тяга к знаниям, интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности.

Во втором случае мышление начинается под влиянием не чисто познавательных интересов, а под влиянием более или менее внешних причин. Например, школьник может начать готовить уроки лишь потому, что он боится отстать от товарищей. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, начинают действовать познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки только потому, что его заставляют взрослые, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Таким образом, в ходе мыслительной деятельности человека возникают и познавательные потребности.

Ученики не только старших, но и младших классов вполне способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. А это доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не рассмотреть такое понятие, как продуктивность ума. Понятие ума шире понятия мышления. На рисунке 1 в Приложении представлены составляющие продуктивности ума.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов, таких как наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность. Умный человек, понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём работы над собой. Все качества индивидуальны, изменяются с возрастом и поддаются коррекции. Эти особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

При трактовке процесса мышления необходимо затронуть и такое понятие, как личность. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмём определения из различных сфер психологии.

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это независимый от общества человек, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию.

При формировании понятия личность, необходимо учитывать основной параметр: личность каждого человека не похожа на других людей.

Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

Каждый из нас индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс каждого человека ориентирован на индивидуальные потребности и реальные возможности и протекает в каждом из нас автономно.

Изучая индивидуальные особенности мышления, нельзя их отделять от качеств мышления, поскольку эти две категории процесса мышления тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Тем не менее, в Приложении В схематично отображены индивидуально-типологические особенности мышления.

Заключение

Как было определено ранее, мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

Философия изучает проблемы соотношения бытия и мышления. В гносеологии рассматриваются возможности, границы и пути познания мира посредством мышления. Логика раскрывает основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение, а также принципы их построения. Кроме того, логика устанавливает закономерности, определяющие последовательность мыслительного процесса, правильность суждений и умозаключений. Социология занимается анализом процесса исторического развития типов мышления в зависимости от социальной структуры конкретных сообществ. Физиология стремится раскрыть механизмы и работу мозга, с помощью которых реализуются акты мышления. В кибернетике мышление рассматривается как организованный информационный процесс.

Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам текущей деятельности.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее, до сих пор нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком.

Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Каждый человек обладает определенным набором качеств мышления. Каждое качество мышления имеет свои индивидуальные особенности. Неоспоримо и то, что качества ума воспитываются в процессе обучения или путём настойчивой работы над собой. Все указанные качества не только индивидуальны, но и изменяются с возрастом, а также поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления обязательно учитываются для того, чтобы правильно оценить умственные способности и знания человека.

На данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним неотложные задачи, острые проблемы. Возникновение таких проблем и трудностей означает, что в окружающей нас действительности еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого.

Проблема изучения процессов мышления остается одной из наиболее актуальных в психологии, несмотря на достигнутые успехи в изучении данной проблемы. Перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа.

Глоссарий

Определение

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "абстракция"

Антиципационные и селективные возможности

способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания

Восприятие

процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа

Генетическая эпистемология

(от греч. episteme - знание, logos - учение, genos - происхождение) - направление в исследованиях мышления, способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав, в частности, большое влияние на развитие психологической концепции Ж. Пиаже. Однако исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания

Дедукция

(от лат. deductio - выведение) - процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более общего к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом

Дифференциальная психология

отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей

(от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.)

Индивидуальность

своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей

внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека

Мышление

это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций

Ригидность

заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий

Творческое мышление

вид мышления, связанного с созданием или открытием чего-либо нового

Приложения

Рисунок 1. Составляющие продуктивности ума

Приложение А

Схематическое отображение классификации видов мышления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение Б

Схематическое отображение качеств мышления

Приложение В

Схематическое отображение индивидуально-типологических особенностей мышления

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность мышления как психологического процесса. Фазы мыслительного процесса. Виды мышления и их особенности. Предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Индивидуальные особенности в мышлении. Теории индивидуальных различий.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Сущность мышления как познавательного процесса, его типы и виды. Индивидуальные особенности мышления. Речь как инструмент мышления.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Возникновение, формирование и протекание процесса мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные операции и фазы как стороны мыслительной деятельности. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни, индивидуальные особенности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2009

    Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путем синтеза и анализа всех познавательных процессов. Анализ процесса развития мышления в обучении и профессиональной подготовке. Индивидуальные качества мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Общая характеристика процессов мышления. Виды мышления. Логические операции процесса мышления. Индивидуальные различия и стили мышления. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды. Общая характеристика его индивидуальных особенностей, методические аспекты. Диагностика и критерии оценки индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Понятие мышления, его сущность, типология и основные качества, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы развития черт творческой личности и рекомендации их решения.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.