Что держит в руках царь на троне. Коронационные регалии российских императоров

Торжественно-умиротворённый колокольный звон разносился над вечерней Москвой; в монастырях и церквах молились за счастли-вое возведение на престол юного царя. А 16-летний юноша, в недалёком будущем одна из самых гран-диозных фигур истории России — Иван Грозный, снова и снова повторял ритуальные жесты и слова, которые он совершит и произнесёт завтра. Вол-нение его вполне понятно: впервые в Москве в Успенском соборе Московского Кремля возведут на престол российского царя и самодержца.

Обряд этот был придуман ещё его дедом — государем всея Руси Иваном III. В этом ему помогала его жена Софья Палеолог. Гречанка по происхождению, она многое знала из обычаев других государей: «возлюбленная дочь святейшего престола» выросла при дворе Папы римского. Долгое время в Кремле вспоминали её бояре, рассказывали разные истории. О том, как выпро-сила у ханши татарское подворье, издавна рас-полагавшееся в Кремле: не хотела видеть татар так близко от своего двора, потому как боялась мусульман с детства, с тех самых пор, когда ребёнком увезли её в Рим, спасая от турецких отрядов... О том, как слёзно уговаривала она мужа, великого московского князя, не встречать татар на княжеском дворе, не вести под уздцы коня татарского посла. Не могла видеть такого уни-жения наследница византийских императоров. И, как вспоминали старики-бояре, уговорила. Прав-да, сам Иван Васильевич не очень-то в это верил: дед всегда был мудр, суров и грозен, от одного его взгляда женщины лишались чувств, и вряд ли слёзы жены могли стать причиной принятых им самим решений.

Завтра закончится детство будущего самодерж-ца. Все бояре — родня, каждый захочет занять место повыше, получить побольше. Завтра он, внук Софьи Палеолог, станет выше всех — миропома-занный государь, наместник Бога на земле.

Сохранились сведения, что когда-то германский император предлагал прислать в дар корону как знак царской власти ещё его деду и отцу. Но русские князья рассудили иначе — негоже им, прирождённым государям, чей род, согласно преданию, восходит к римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, при-нимать подачки от императора-католика, от Свя-щенной Римской империи, основным ядром кото-рой была территория Германии. В московской казне лежали дары византийского императора Константина, согласно преданию присланные мно-го веков назад в Киев, великому князю Владимиру Мономаху, а потом перешедшие в Москву.

Именно их возложат завтра на будущего государя, и отныне будут они указывать на царский сан владельца, станут символами власти. Сначала, с молитвой, наденут крест на золотой цепи, потом — святые бармы (особые наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями) и самое главное — увенчают голову царским венцом.

Иван Васильевич любил рассматривать в своей казне эти вещицы, особенно венец. Его доставали из специально сделанного ящичка, где он хранился под замком. Эта красивая золотая шапка, сияю-щая дорогими каменьями, говорят, принадлежала самому Владимиру Мономаху. Она, правда, тяже-ла и неудобна, но в ней заключена власть предков, власть над всей русской землёй.

Завтра утром он сам поставит дары на зо-лотое блюдо, накроет драгоценным покрывалом и отошлёт в собор. Ещё раз проверит, надёжные ли люди охраняют царские регалии: правила стро-ги — их не должны касаться те, кто не имеет на это права.

Дед его, Иван III, когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ива-новича. Правда, скипетр — жезл, символизирую-щий государственную власть, не отдал. Будущий государь видел грамоты, хранящиеся в казне, где сказано, что византийские василевсы тоже соб-ственноручно возводили на трон наследников. Да и послы из других стран подтверждали: их государи иногда при жизни короновали наслед-ников. Делалось это для того, чтобы потом не было споров, кому править. Обычай этот показался вполне подходящим: так тому и на Руси быть.

Вскоре, однако, Иван Васильевич посадил Дмитрия в темницу. Гречанка Софья Палеолог не могла позволить, чтобы Ивану III наследовали дети от первой жены князя Ивана и престол обошёл её пятерых сыновей. Потому и княжат теперь на Москве потомки византийских василевсов, а не отпрыски тверских князей.

16 января 1547 г., в воскресенье, в Москве с подобающей пышностью прошло торжественное венчание на престол первого русского царя Ивана Васильевича.

В Успенском соборе, украшенном алым бар-хатом, в мерцании свечей близ алтаря лежали на золотом блюде регалии царской власти. Немногие присутствующие — великокняжеская семья и двор — «со страхом и трепетом», в благоговейной тишине наблюдали, как митрополит Макарий вместе с другими членами священного собора под молитвенные песнопения возлагали их на юного царя Ивана: животворящий крест, бармы и «венец царский от камене честне» — древнюю великокня-жескую шапку Мономаха.

Митрополит взял государя за руку и отвёл к богато убранному престолу. Там вручил ему скипетр, а затем, бережно поддерживая, помог сесть на царское место. Посажение свершилось.

* * *

Традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Все московские великие князья, начиная с Ивана Даниловича Калиты, получив от ордынских ханов ярлык на великое княжение, «садились» на престол во владимирском Успен-ском соборе. Лишь в XV в. этот ритуал стал совершаться в Москве. До того времени регалии власти были другими: из завещаний великих князей известно, что наиболее ценными вещами в их казне, скорее всего имевшими значение символов власти, были золотые пояса, цепи. Знаменитая же шапка Мономаха упоминается в завещании Ивана Калиты не среди государевых регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды. Но к концу XV в. в описи государевой казны определённые древние предметы всегда

Шапка Мономаха.

назывались в начале завещаний — это золотая шапка, бармы и золотой наперсный (нагрудный) крест на цепи. И в самом конце XV столетия, очевидно когда Иван III собирался возводить на трон своего внука Дмитрия Ивановича, была создана легенда о происхождении московской династии: «Сказание о князьях владимирских». Там появился рассказ о посланных дарах визан-тийского императора Константина великому кня-зю Владимиру Мономаху. Это как раз и были «царский венец», бармы, крест на золотой цепи, из редкого камня сердоликовая шкатулка, от-деланная золотом, и иные не названные конкретно предметы. Этот же набор, но уже как регалии власти царей, записан и во всех официальных документах, в которых определялся порядок церемонии возведения на престол («чины венчания на царство»).

К XVI в., когда поставления на царство в Москве стали регулярными, в европейских го-сударствах подобный обряд коронации уже сло-жился. Сформировался и набор символов власти, которые громкими названиями и своим видом свидетельствовали о престиже государя, его власт-ных полномочиях. Традиционно такими рега-лиями в разных странах были корона, скипетр, держава, меч; однако в каждом государстве кроме общепринятых инсигний (знаков высшей власти) утвердились и свои собственные.

Тронное кресло императрицы Елизаветы Петровны.

На Руси это был своеобразный великокняже-ский головной убор. Впервые его изображение появилось на стенах Софийского собора в Киеве, где в XI в. древние мастера выложили мозаичный портрет Ярослава Мудрого в окружении семьи. Форма шапки осталась практически неизменной и спустя века. В официальных документах начиная с XVI в. этот головной убор стал именоваться царским венцом, и его название указывает на символику предмета, а не на внешний вид.

При возведении на престол Ивану IV также вручили и скипетр. Но это был не привычный для Европы короткий жезл, а дивной красоты резной посох из моржовой кости, украшенный золотом и драгоценными камнями. Такой посох сохранился до наших дней, правда, уже без дорогих украшений. Во всех обрядах венчания на царство XVI в. строго соблюдался установленный ритуал: регалии власти приносили в собор, клали на специально подготовленное возвышение (налой), скипетр ставили рядом.

Держава — круглый шар с крестом (любо-пытно, что в соседней Польше держава офи-циально называлась «яблоком») — появилась позже: впервые она была вручена при венчании на царство Бориса Годунова.

Так на протяжении всего XVI в. набор «даров императора Константина» постепенно пополнялся и становился атрибутом регалий власти наподобие употреблявшихся многими монархами Европы. Но в России в отличие от других европейских государств среди регалий царской власти никогда не было меча. Это довольно странно, ведь у русского народа с мечом связывались идеи победы над злыми силами и символ личного мужества. (Вспомним хотя бы «меч-кладенец», который находят или получают в награду былинные богатыри или герои русских сказок.) В евро-пейских же государствах меч непременно входил в число королевских регалий и вручался монарху во время коронации.

Именно то, что веками во время возведения на трон вручались одни и те же символы, в определённой последовательности произносились одни и те же слова, свидетельствовало, по представлению людей средневековья, о вечности и стабильности данного государства, данной власти. Поэтому коронационные инсигнии так важно было захватить или уничтожить во время войн и восстаний — это означало разбить само госу-дарство, существующую власть.

В России к символам власти царствующих особ относились так же трепетно, как и в других странах. В XVII в. те регалии, которыми освящали возведение на престол, хранились в казне отдельно от других. Цари, Михаил Фёдорович и его сын Алексей Михайлович, велели изготовить несколь-ко собственных комплектов инсигний: удивитель-ной красоты скипетры и державы, внешне похо-жие на европейские. Корона по форме повторяла древнюю шапку Мономаха, только вместо драго-ценных камней поверх сканого кружева (скань — узор из тончайшей золотой проволоки. —Прим. ред.) впервые появились золотые, с бриллиантами, двуглавые орлы; верхняя часть уборов была украшена алмазными и жемчужными крестами.

Позднее, когда в 1682 г. вопреки русской традиции на престол венчались одновременно два царя, Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич, атрибуты власти были разделены между ними и в дальнейшем перешли в собственность каждого. Веками устоявшийся единый комплект царских регалий был нарушен. В XVIII в. появились уже императорские регалии, а древние принадлеж-ности царской власти стали музейной ценностью и были переданы на хранение в Оружейную палату Московского Кремля. Поскольку первоначальное значение они утратили, скипетры стали выдавать придворным для маскарадных костюмов, драго-ценные цепи переплавлялись на украшения.

Правда, со временем «дары императора Кон-стантина» были сложены в одно определённое место, но среди них по ошибке оказались скипетр и держава, изготовленные для Алексея Михайло-вича. Как мы помним, державы не было среди перечня даров, а древний скипетр резко отличался от сделанного в Европе в XVII в. жезла для царя Алексея. Костяной посох-скипетр, который был вручён ещё в XVI в. великому государю Фёдору Ивановичу, оказался разобранным, без золота и камней. Постепенно его назначение забылось, и в XIX в. сотрудники музея описали непонятные предметы как «ножки для стула». Некоторые древние регалии из «даров императора» позднее хранились в московских соборах. В итоге к XIX в. древний комплекс символов царской власти окон-чательно распался.

Обряды возведения на престол во многих странах веками оставались неизменными. Они, как правило, проводились в одном и том же храме, на короля (или царя) в определённой последо-вательности возлагались регалии власти, причём из века в век повторялись позы и жесты участни-ков церемонии, звучали одни и те же слова клятв, наставлений, молитвы.

Так было и в России. Разработанный в конце XV в. Иваном III ритуал венчания на царство почти без изменений был повторён через полвека, когда царский престол занял другой внук Ивана III и Софьи Палеолог — Иван IV. Именно тогда, как указывалось выше, в ритуальную церемонию был введён обряд миропомазания, который всегда проводился при коронации европейских монархов. Святое миро (особым способом изготовленное благовонное масло), при соблюдении строго уста-новленных правил нанесённое на монарха, по представлениям христианской религии, освящало государя и наделяло его даром общения с Богом, ставя над всеми подданными. В России, где многие княжеские семьи считали своим общим предком легендарного варяжского Рюрика и могли вычис-лить степень своего родства с ним, этот обряд не только выделял царя среди его подданных, но и возвышал над остальными Рюриковичами.

Обряд посажения на государев престол просу-ществовал с конца XV в. до конца XVII в., а в XVIII столетии появился уже обряд коронации императоров. В середине XVII в., во время возведения на царство Алексея Михайловича, патриарх всея Руси, так же как и митрополит Макарий сто лет назад, в своём наставлении монарху призывал заботиться о подданных, иметь к ним суд праведный и милостивый, блюсти законы православной церкви.

В европейских коронациях монарх сам произ-носил клятву, которая его обязывала соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Основной текст клятвы не менялся на протяжении веков, но с изменениями, происходившими в обществе, с принятием новых сводов законов, увеличивалось число обязательств, принимаемых на себя королём. Таким образом, регалии власти оставались неизменными и неприкосно-венными: их брали из казны только для коро-нации. Они символизировали государственную власть, её стабильность, вечность. Также не менялся и ритуал возведения на престол, он проводился в одном и том же соборе, всегда в воскресенье, иерархами (высшими чинами) церк-ви. Но это одна сторона медали. А клятвы, которые стал приносить король, обещания, которые он да-вал своему народу, — явление, которое, безуслов-но, отражало новые этапы развития государства.

В России царские регалии не были окружены легендами об их чудесном происхождении, сам их комплекс формировался на протяжении целого столетия. Пришедшая к власти новая династия Романовых осталась равнодушной к легенде о появлении на Руси царских регалий, присланных в подарок князьям Рюриковичам, потому что имела с ними весьма отдалённые родственные связи. Да и сам обряд возведения на престол не отражал развития русского общества; согласно наставлениям и другим речам, звучавшим во

Николай II со всеми регалиями императорской власти в короне и мантии, со скипетром, державой и знаками ордена Святого Андрея Первозванного.

Император Пётр II со знаком ордена Святого Андрея Первозванного.

Императрица Анна Иоанновна со знаком и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.

Императрица Елизавета Петровна со звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденской лентой.

Императрица Екатерина II со звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденской лентой.

время церемонии, в государе видели помазанника Бога, пастыря в своём государстве, милостивого справедливого судью, и он не давал подданным никаких обещаний.

Но и в коронационном обряде в Российской империи XVIII XIX столетий некоторые правила соблюдались неукоснительно. Все императоры, сменившие русских царей, венчались на престол в Успенском соборе Московского Кремля. В то время столица находилась в Санкт-Петербурге, но к

назначенному дню регалии власти доставляли в Москву, в Оружейную палату, и оттуда, как и в XVI в., выносили в собор. И тем троном, на который возводились российские императоры, было древнее царское место, сработанное старыми мастерами для первого русского царя — Ивана Грозного.

Реставрированное после пожара 1547 г., это царское место до сих пор находится в Успенском соборе.

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Большой наряд царя Михаила Федоровича. Венец - Мастерские Московского Кремля, 1627. Держава - Западная Европа, конец XVI века. Скипетр - Западная Европа, около 1600.

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного:
«На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов».
В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века.
Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Михаил Федорович

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Calling of Mikhail Fedorovich

Большой Наряд царя Михаила Федоровича

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю - Михаилу Федоровичу Романову - необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения, золотую и серебряную утварь, парадное оружие.
А в 1627-1628 годы кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь надевал только в особо торжественных случаях - во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов.

Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными «городками» и ажурными запонками с драгоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму.

Держава «Большого наряда» представляет собой золотой пояс разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.


"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см


Солнцев Фёдор Григорьевич

Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин

Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных с плодородием.

Древний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной палате, в описи Государева большого наряда, составленной в 1642 г. по указу царя и великого князя Михаила Федоровича, описан следующим образом:

«Скипетр золот чеканной с розными финифты и с каменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; наверху три орла пластанных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмицкое. Со скипетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд».

После замены лазоревого яхонта изумрудом этот скипетр большого наряда, как видно из последующих описей, сохранился в том же виде по настоящее время. О нем же упоминается в описи казны и царского наряда царя Иоанна Алексеевича:

«Скипетр золот с розными финифты, на нем орел с короною, на короне изумруд; сверху и на исподе того изумруда по зерну гурмицкому; в нем двадцать алмазов, девять яхонтов червчатых, три изумруда; одного алмаза нет; влагалище оклеено бархатом алым, посредине атласом червчатым».

При общем царствовании царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей этот скипетр принадлежал Иоанну. А для царя Петра Алексеевича сделан был сходный с ним скипетр, золотой с цветною финифтью и также украшенный изумрудом большим, на спне, с двумя бурмицкими зернами, тремя малыми изумрудами, двадцатью алмазами и девятью яхонтами.

Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак - налуч и колчан, стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан играют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свобод! покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.

Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.

На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золе более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.


Михаил Фёдорович в Большом наряде.

Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.

В допетровской Руси царские одежды и утварь были распределены на наряды, т. е. подобраны сообразно виду и ценности. Драгоценное хранилось на Казенном дворе, всё прочее - в казне Мастерской палаты; в каждом хранилище счет Наряда был особый. При царе Михаиле Федоровиче в записной книге Мастерской палаты значилось тридцать нарядов обыкновенного платья, а на Казенном дворе - 8 нарядов.


Казенный двор в Кремле
Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Миниатюра. Фрагмент
Москва, 1672-1673

В состав Наряда Большие Казны входили регалии, в которые государи облекались в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники (например, Шествие на осляти).

Состав Большого наряда

1. Золотой Крест из Животворящего Древа, при нём цепь золотая (цепь крещатая).

Золотая цепь царя Михаила Федоровича работы кремлевских мастеров - самая ранняя из царских цепей в собрании Оружейной палаты. Впервые она упоминается в документах царской казны в 1640 году. В ней 88 круглых, слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне которых исполнена похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо».

2. Шапка Мономаха и другие царские венцы.


Шапка Мономаха.Изготовлена на Востоке (Бухара, Хорезм или Египет). С XVIII в. - геральдическая корона царств Великия, Малыя и Белыя Руси.

Шапка Мономаха - главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

3. Диадима - широкое круглое ожерелье.


Бармы. Оружейная палата

Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai - круглый щит, или от перс. berme - охранение, защита, или от др.-польск. brama - украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm - край) - широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году - их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.

4. Скипетр.
Скипетр (др.-греч. σκῆπτρον «жезл») - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра - пастушеский посох, присвоенный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами - скипетрами.


«Большой Наряд»: корона Михаила Федоровича и скипетр и держава Бориса Годунова.Кликабельна

В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича. Один из синонимов слова царь стало слово скипетродержатель.


Вид на старое здание Оружейной палаты
П.А. Герасимов. Акварель.
Середина XIX века

Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате. Скипетр, употреблявшийся русскими государями, изготовлен к коронации Павла I, в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; в вершине его знаменитый бриллиант «Орлов».

Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов»
История
Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы - золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль.
Длина скипетра - 59,5 см

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.
Ныне императорский скипетр хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

5. Яблоко золотое с крестом - то есть держава.

Держава (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

Держава царя Михаила Федоровича (вторая половина XVI в.); Держава императорская, 1762 г. (золото, бриллианты, сапфир 200 кар., алмаз 46,92 кар., серебро, высота с крестом 24 см.)

Россия переняла сей знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 году.

Если скипетр считается символом мужского начала, то держава - женского.

Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой.

Держава - символ знания. «Яблоко» - символ плода дерева познания в Библии.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

6. Окладень - цепь или перевязь с орлом.
Золотая сканная цепь

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI-XVII ст. - неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком - Генрихом Оранским. Изготовленный в Западной Европе в 1620 - е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640 - х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев.


Маршальский жезл

Жезл - символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Сохранившиеся до нашего времени маршальские жезлы имеют вид короткой палки, делаются из серебра или золота и украшаются драгоценными камнями и государственными эмблемами. В придворном быту жезл употребляются некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях.

8. Платно царское.

Платно царское - царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.


Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год. Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов. Москва, Оружейная палата. Дерево; темпера, масло. 244 х 119. Поступила в 1891 году. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Описание платна

Платно по крою было аналогично опашню. Длинная одежда с рукавами. От опашня платно отличалось отсутствием нашивок. Нашивки - поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

Царское платно изготовлялось из дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита и других. Подкладка тафтяная, опушка атласная. Длина рукавов 10 или 11 вершков. Ширина рукава 6, 7 или 8 вершков в локтях. Ширина в подоле около 4 аршин. По краям и разрезам Царское платно обшивалось жемчужным кружевом (каймой). Застёгивалось платно на 11 или 12 пуговиц.

Меховое царское платно на мехе горностая.
Царское платно надевали на Царский становой кафтан.
С 1678 года Царское платно начали называть порфирой.
При погребениях тело царя покрывали Царским платном. Платно покрывали гробовым покровом.

9. Кафтан становой царский.

Кафтан (перс. خفتان‎) - мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.

Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застёжками спереди.


Стрельцы в кафтанах

10. Царское место.
Царское место - в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом - почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник -- в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

Мономахов трон.1856

11. Предметы одежды (тафья, колпак, чеботы, посох, подаренный Михаилу Фёдоровичу в 1613 году, калита великого князя Данила).
12. Другие предметы: стоянец (стоян), на который ставилась держава, ковши для угощения послов, топоры рынд, золотые цепи рынд и другое.

***
Рында - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.

История
Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны рынды всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого рынды были по 1-3 подрынды или податня (тоже из стольников). Главный рында пользовался правом прибавлять к своему отчеству -вич. Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего.

Рында с большим саадаком - главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.

Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.

Одежда рынд


Иван Билибин. Костюм для оперы "Борис Годунов" Мусоргского.

Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:

Четыре шубы горностайные под белой камкой, опушены горностаем, на шубах восемь завязок с серебряными кистями.
четыре терлика белых из камки индейской, исподы песцовые белые, ожерелья горностаевые, пять нашивок с серебряными кистями.
четыре кушака кызылбашских с золотыми полосами и шелковыми полосами разных цветов.
четыре шапки рысьих, четыре шапки песцовых белых.
сапоги сафьяновые белые.

Смирная (траурная) одежда.

Четыре шубы собольи под чёрным атласом, шубы с 8 завязками с чёрными кистями.
четыре терлика атлас гвоздичный (или вишнёвый).
четыре шапки тафтяных гвоздичных или вишнёвых.
сапоги сафьяновые чёрные.

Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Вместо терлика могла использоваться ферязь.

В.Семёнов.Рында.

Ношение нарядов

В разное время состав Большого наряда мог незначительно меняться. Например, Фёдор Алексеевич в составе Большого наряда вместо чеботов носил башмаки.

В Большой Казне хранились 10 перстней, которые царь надевал вместе с Большим нарядом на приёмы послов. Например, 18 августа 1647 года при приёме литовского посла на царе было 4 перстня. При приёме голландского посла 20 июня 1648 года - 9 перстней.

В разных случаях вещи Большого наряда могли сочетаться с вещами других нарядов. Например, 6 января 1671 года при царском выходе на царе было: крест, диадима второго наряда, шапка царская первого наряда, платно царское второго наряда и т. д.

Калита передавалась по наследству и хранилась в составе Большого наряда, как напоминание о милосердии Ивана Калиты. 19 апреля 1635 года была скроена новая калита из камки по образцу калиты Ивана Даниловича Калиты.

Стоянец (стоян) - серебряные пирамиды высотой около аршина. На усечённой вершине пирамиды размещалось блюдо для постановки державы. Стоянец стоял слева от трона.

Иллюстрации -Солнцев Фёдор Григорьевич

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Царскую власть невозможно представить без ее символических атрибутов, таких как корона, держава и скипетр. Эти регалии являются общепринятыми - помимо российских правителей, их использовали и используют короли и императоры всех держав. Каждый из этих предметов имеет особое значение и уникальную историю появления.

Яблоко державы

Держава (от древнерусского «държа» - власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название « державы».

Державу не зря называли яблоком, она напоминает не только своей округлостью - этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.


Своей круглой формой держава так же, как , олицетворяет земной шар.

В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в - Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.

Скипетр

По преданиям скипетр был атрибутом богов Зевса и Геры (или Юпитера и Юноны в римской мифологии). Существуют данные, что Древнего Египта также пользовались предметом схожим по значению и внешнему виду со скипетром.

Пастушеский посох – первообраз скипетра, ставший впоследствии знаком пастырской власти у служителей церкви. Европейские же правители укоротили его, в результате получив предмет, который известен по средневековым картинам и многочисленным историческим заметкам. По форме он напоминает жезл, из золота, серебра или других драгоценных материалов и символизирует .


Часто западноевропейские правители имели второй жезл в дополнение к основному, он выступал верховного правосудия. Скипетр правосудия был украшен «дланью справедливости» - перстом, указывающим на .

При венчании на царство в 1584 году Федора Иоановича, скипетр стал полноценным признаком самодержавной власти. А чуть менее века спустя его и державу стали изображать на гербе России.

Символы царской, королевской или императорской власти – это ряд материальных признаков правителя, именуемых регалиями. Набор регалий в различных государствах примерно одинаков. Внешние символы государственной власти известны с глубокой древности и изначально назывались инсигниями.

К символам царской, императорской и королевской власти принято относить разнообразные регалии. В России ими являлись , государственные щит и меч, государственное и большая государственная печать. В широком смысле этого символами являлись также трон и парадные одеяния, такие, как порфира.

Царский сын Филей наблюдал за исполнением договора и подтвердил, что выполнил свою часть обещания. Сын Зевса отвел в сторону русла рек Пеней и Алфей, разрушил стены конюшен и провел через скотный двор канал, в который хлынула вода и за сутки унесла весь навоз. Авгий был рассержен и не пожелал отдавать быков в награду, а своего сына, выступившего в защиту героя, выгнал вместе с Гераклом из страны. Этот подвиг стал шестым в списке двенадцати подвигов Геракла.

Позже Геракл отомстил Авгию: собрал войско, завязал с ним войну, захватил Элиду и убил царя стрелой.

Значение фразеологизма «авгиевы конюшни»

Также иногда авгиевыми конюшнями называют не только место, но и положение дел: например, так можно сказать о запущенной ситуации в стране или беспорядке в делах какой-либо организации. В любом случае это положение, которое требует либо очень больших усилий для исправления, либо кардинальных мер.


Большая императорская корона

Корона - шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры - В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви - символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии - несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

СКИПЕТР ИМПЕРАТОРСКИЙ

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом "Орлов", ограненным в виде высочайшей "индийской розы". Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

АЛМАЗ «ОРЛОВ»

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» - восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза - «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде "высокой розы" (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора - роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости - из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов - всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане - Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Павел I (1797 г.)

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году - на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона