Борьба шуйского с лжедмитрием 2. Второй этап Смуты

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

В 1977 г. принята новая Конституция СССР . В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты » – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат »). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат »). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика. С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

Перестройка 1985-1991 гг.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим переменам. К тому времени очевидным стало технологическое отставание СССР от США, Западной Европы, Японии. Темпы роста советской экономики упали к 1985 г. почти до 3% в год. Застой в экономике сочетался с большими военными затратами. Значительно выросший уровень притязаний населения экономика удовлетворить была не в состоянии.

Правление Горбачева называют «перестройкой», потому что в 1985-1991 гг. происходило масштабное реформирование, охватившее все сферы жизни советского общества. Перестройку обычно делят на три этапа.

Первый этап (1985-1986) характеризовался попытками крупных административных преобразований, не затрагивавших основ строя и направленных на совершенствование социалистической системы.

В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения, активизации человеческого фактора. Развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Началась кампания по борьбе с «нетрудовыми» доходами, произошло введение госприемки – контроля качества продукции.

Сразу после принятия курса ускорения началось серьезное омоложение кадров в высшем эшелоне власти. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% – секретарей областных партий­ных организаций, 40% – членов ЦК КПСС.

Изменилась общественно-политическая обстановка в стране. Перемены в этой сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура. Это вызвало широкий всплеск социальной активности.

Одновременно возник ряд проблем, последствия которых сказались на судьбе перестройки. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть. Многомиллиардные поступления от ее экспорта сократились, не по­зволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудова­ние.

В 1985 г. началась антиалкогольная кампания – политика, направленная на сокращение производства, потребление и продажу спиртных напитков. Она нанесла серьезный ущерб финансовой системе (по самым минимальным подсчетам бюджет недополучил 67 млрд. руб.), привела к катастрофическому росту токсикомании и самогоноварения. Много было отравлений. Дефицитом оказался сахар. Вырубались виноградники. Возросла теневая экономика, усилилось недовольство населения.

В апреле 1986 г. случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ликвидация последствий этой аварии обошлась только в 1986 г. в 14 млрд. руб., требовала затрат и позднее.

Во внешней политике СССР был провозглашен новый курс, получивший название «новое политическое мышление». Центральное место в нем отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми и отказу от принципа пролетарского интернационализма. Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя.

Второй этап (1987-1988) перестройки характеризовался попытками реформирования в духе демократического социализма. Начались широкомасштабные реформы во всех сферах жизни советского общества.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получали право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

После некоторых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. Горбачев объявил, что тормозом является бюрократизм и приступил к реформе политической системы. Она была утверждена летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции.

Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от КПСС Советам. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно действующий Верховный Совет.

Во второй половине 1980-х гг. обострились межнациональные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений. В 1988 г. создаются Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, целью которых стало отделение прибалтийских республик от СССР. Кровавые столкновения имели место между Арменией и Азербайджаном, в Узбекистане и Таджикистане.

Третий этап перестройки (1989-1991) характеризуется тем, что в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране.

Продолжала ухудшаться экономическая ситуация. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Чтобы удовлетворить спрос, государство ввело карточную систему и увеличивало импорт на кредитной основе. К концу 1991 г. внешний долг СССР возрастает почти до 100 млрд. долларов.

Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 г. основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Разрабатывалось несколько программ перехода к рыночной экономике. Одной из таких стала утопическая программа «500 дней», предложенная Г.А. Явлинским.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и «улучшения» социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

Выборы народных депутатов, проходившие весной 1989 г. на альтернативной основе, показали негативное отношение к кандидатам, поддержанным КПСС.

На I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа» (МДГ). В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов и др.

На III Съезде народных депутатов (март 1990 г.) была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым президентом СССР.

Весной 1990 г. в союзных республиках состоялись выборы на собственные съезды народных депутатов. В РСФСР победу одержали оппозиционеры, называвшие себя «демократами». На I Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После прихода Ельцина к власти в России резко усилилось противостояние союзного и российского руководства. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей независимость России и верховенство российских законов над общесоюзными.

Провозглашение Россией и другими союзными республиками независимости поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Его проект предусматривал создание демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В этом случае единое государство существовало бы только формально. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Чтобы остановить происходящий развал СССР часть высшего партийно-государственного руководства 19 августа 1991 г. попыталась отстранить Горбачева от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (19-21 августа 1991 г.). В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев (глава), премьер-министр СССР В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны СССР Д.Т. Язов и другие представители власти. В Москву были введены войска.

С самого начала участники ГКЧП повели себя нерешительно, а их действия были несогласованны. Активное сопротивление ГКЧП оказали российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшего москвичей выйти на улицы. Не ожидавшие такой реакции со стороны российских властей и жителей Москвы, 21 августа члены ГКЧП прекратили свою деятельность. 22 августа 1991 г. они были арестованы.

События 19-21 августа ускорили распад Советского Союза. 23 августа своим указом Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории России, что делало невозможным дальнейшее существование СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президенты России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Н. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Одновременно было провозглашено образование Содружества Независимых Государств(СНГ).

25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование.

Внешняя политика. По мере нарастания проблем внутри страны, внешняя политика СССР становилась более уступчивой. В 1989-1991 гг. происходила сдача позиций западным странам для получения политической и финансовой поддержки. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Из стран-участников ОВД также выводились советские войска. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). В результате «нового политического мышления» позиции СССР в мире были утеряны, «холодная война» прекратилась.

РОССИЯ В 1990-Е ГГ.

14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.

14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.

14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.

Советский партийно-государственный деятель.
Первый секретарь ЦК КПСС с 1964 года (с 1966 г. Генеральный секретарь) и Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960-1964 гг. и с 1977 г.
Маршал Советского Союза, 1976

Биография Брежнева

Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменское Екатеринославской губернии (сейчас это г. Днепродзержинск).

Отец Л. Брежнева, Илья Яковлевич, был рабочим-металлургом. Мать Брежнева, Наталья Денисовна, до замужества имела фамилию Мазелова.

В 1915 году Брежнев поступил в нулевой класс классической гимназии.

В 1921 году Леонид Брежнев окончил трудовую школу, поступил на первую работу на Курский маслобойный завод.

1923 год ознаменовался вступлением в комсомол.

В 1927 г. Брежнев закончил Курский землеустроительно-мелиоративный техникум. После учебы Леонид Ильич некоторое время работал в Курске и в Белоруссии.

В 1927 – 1930 гг. Брежнев занимает должность землеустроителя на Урале. Позже стал заведовать районным земельным отделом, был заместителем председателя Райисполкома, заместителем заведующего Уральским областным земельным управлением. Принимал активное участие в проведении коллективизации на Урале.

В 1928 год Леонид Брежнев женился.

В 1931 году Брежнев вступил в ВКП(б) (всероссийскую коммунистическую партию большевиков).

В 1935 г. он получил диплом Днепродзержинского металлургического института, будучи парторгом.

В 1937 году поступил на металлургический завод им. Ф.Э. Дзержинского инженером и сразу получил должность заместителя председателя Днепродзержинского горисполкома.

В 1938 году Леонид Ильич Брежнев назначен заведующим отделом Днепропетровского обкома ВКП(б), а год спустя получил место секретаря в этой же организации.

В период Великой Отечественной Войны Брежнев занимает ряд руководящих должностей: зам. начальника Политуправления 4-го Украинского фронта, начальник Политотдела 18-й армии, начальник Политуправления Прикарпатского военного округа. Закончил войну в звании генерал-майора, хотя, имел «военные знания весьма слабые».

В 1946 году Л.И.Брежнев назначен 1-м секретарем Запорожского обкома КП(б) Украины, через год в той же должности был переведен в Днепропетровский обком.

В 1950 году он стал депутатом Верховного Совета СССР, в июле этого же года – 1-м секретарем ЦК КП(б) Молдавии.

В октябре 1952 года Брежнев получил от Сталина должность секретаря ЦК КПСС и стал членом ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК.

После смерти И.В. Сталина в1953 году стремительная карьера Леонида Ильича на время прервалась. Он был понижен в должности и был назначен 1-м заместителем начальника Главного политического управления Советской армии и флота.

1954 – 1956 годы знаменитое поднятие целины в Казахстане. Л.И. Брежнев последовательно занимает должности 2-го и 1-го секретаря ЦК КП республики.

В феврале 1956 г. он возвращает себе место секретаря ЦК.

В 1956 году Брежнев стал кандидатом, а годом позже членом Президиума ЦК КПСС (в 1966 г. организацию переименовали в Политбюро ЦК КПСС). На этой должности Леонид Ильич руководил наукоемкими отраслями промышленности, в том числе освоением космоса.

Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 г., в с. Каменское (ныне г. Днепродзержинск, Украина) в семье рабочих. Уже в 1921 г. Брежнев работал на Курском маслобойном заводе. В 1927 г. окончил Курский землеустроительный техникум, а в 1935 г. — Днепродзержинский металлургический институт. Работал заместителем председателя Бисерского райисполкома Свердловской области (1929-1930), директором металлургического техникума в Днепродзержинске (1936-1937). Член КПСС с 1931 г. В 1935-1936 служил в армии. С 1938 г. заведовал отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 — секретарь обкома.

В годы Великой Отечественной войны Леонид Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта; с 1943 г. — начальником политотдела 18-й армии; с 1945 — начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора, присвоенного ему в 1943 г.

В послевоенные годы (1946-1950) Л.И. Брежнев занял пост первого секретаря Запорожского, затем Днепропетровского обкомов. С 1950 г. был первым секретарем Молдавии. На XIX съезде партии в 1952 г. по рекомендации Брежнев был избран секретарем ЦК партии и кандидатом в члены Президиума ЦК партии. В 1953-1954 гг. он работал заместителем начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.

В 1954 г. по предложению Н.С. Хрущева Брежнев был направлен на работу в Казахстан, где сначала занимал пост второго, а с 1955 г. — первого секретаря компартии республики. С 1957 г. член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 г. он был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР. В 1964 г. Леонид Брежнев возглавил заговор против Хрущева, после смещения которого, занял пост первого секретаря ЦК КПСС.

Для стиля государственного управления Леонида Ильича Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х годах компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства начали резко снижаться, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.

Постепенно партийная и политическая жизнь стали бюрократизироваться и формализоваться, что в итоге привело к уничтожению инициативы снизу.

В области внешней политики Л.И. Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки при этом понимался американской и советской стороной по-разному. После введения советских войск в Афганистан в 1979 г. этот процесс был свернут, и между США и СССР начался период роста напряжения в межгосударственных связях.

В отношениях с социалистическими странами-союзниками по лагерю Л.И. Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 г. Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 г. готовилась военная интервенция в Польшу.

С середины 1970-х гг. здоровье Л.И. Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность, неспособность руководить страной и адекватно оценивать ситуацию использовали в своих интересах в ходе борьбы за власть влиятельные члены политического руководства СССР. Леонид Ильич Брежнев скончался 10 ноября 1982 г. в Москве.

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.