Первые русские князья расцвет киевской руси. Развитие и расцвет киевской руси

Расцвет Киевской Руси

На конец X - первую половину XI в. пришелся расцвет Киевской Руси. Особое место в древнерусской истории принадлежит князю Владимиру (980-1015), при котором оформилась территория державы, сформировался единый народ, принявший в 988 г. христианство, упрочилось международное положение Руси.

Князь Владимир . Владимир был младшим сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. При разделе русских земель Владимиру был выделен в управление Новгород. После гибели Святослава в 972 г. его старший сын Ярополк Киевский затеял войну со своим братом Олегом, правившим в Овруче. В битве Олег погиб. Испугавшись подобной участи, Владимир нанял варяжскую дружину, которая по его приказу убила Ярополка. Так он стал киевским князем.

Заняв Киев, Владимир в первые годы своего прав­ления объединил все восточнославянские земли: в 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 984 г. привел к покорности радимичей. Своих 12 сыновей Владимир посадил наместниками в важнейших русских городах. Они собирали налоги, судили и правили от его имени, укрепляя власть киевского князя. С соседними странами князь поддерживал мирные отношения, скрепляя их династическими браками своих детей. Старшего сына Святополка он женил на дочери польского короля, за другого сына - Ярослава - сосватал варяжскую принцессу.

Главной заслугой князя Владимира была органи­зация обороны южных границ Руси от постоянных набегов печенегов. Для защиты от врагов Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра. Крепости располагались так, что бы их самые высокие башни были в пределах видимости друг друга. Дозорный, заметивший приближение врага, разжигал на башне костер, его видели соседи и передавали дальше. «Огненный телеграф» быстро доносил тревожную весть до столицы, и княжеская дружина спешила навстречу врагу. Владимир заботился о своей дружине: награждал, угощал на пирах, советовался со знатными дружинниками по важным государственным вопросам. Народные былины с любовью говорят о Владимире, называя его Красное Солнышко.

Принятие христианства . Язычество, издавна существовавшее на Руси, не способствовало объединению славянских племен, затрудняло международные контакты с развитым христианским миром, мешало политическому и культурному становлению государства. Понимая это, князь Владимир в 980 г. попытался провести реформу язычества, он приказал создать общий для всей Руси пантеон, куда должны были войти 9 богов во главе с Перуном. Однако реформа не была успешной.

Согласно легенде, к Владимиру приходили послы- миссионеры от мусульман, иудеев, папы римского и восточных христиан, каждый из них стремился привлечь князя к своей вере. Да и сам князь отправлял послов в другие страны, посмотреть на храмы и обычаи. В это время все большее распространение получает христианская религия, проникавшая на Русь из Византии. Связь с Византией Владимир пытался укрепить путем своего брака с сестрой византийских императоров принцессой Анной. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе, по другим - в Киеве или в Васильеве. Затем князь стал активно насаждать новую религию. Вслед за ним крестилась его дружина. К концу X в. большинство жителей Руси приняли христианство.

Новая религия не сразу утвердилась в обществе, черты язычества переплелись с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы. Многие языческие обряды сохранились в повседневном быту. На окраинах Руси язычество существовало наряду с христианством до XIII в. Греческие и болгарские священники, приглашенные Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания, трудились переводчиками и переписчиками при монастырях. Одновременно на Русь стали приезжать иностранные зодчие, художники, камнерезы, каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты мастерства местным ученикам. С принятием христианства начался расцвет древ­нерусской культуры, государственная власть получила освящение, а народ - идею общности.

Ярослав Мудрый . На годы правления Ярослава (1019-1054), сына Владимира, пришелся расцвет Киевской Руси. Общество и государственность обрели «зрелость», появились писаные законы, росли города, расцветало искусство. Киев разросся, «спустился» со старокиевской горы, вокруг него были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены с тремя воротами. Расширились и границы Руси: в землях эстов (предки эстонцев) был основан русский город Юрьев (современный Тарту), на западе была завоевана земля лето-литовского племени ятвягов (современные западные белорусы), на востоке началось освоение Поволжья. Удачной борьбой с поляками Ярослав отклонил угрозу Киеву с запада, на юге он разбил подступивших в 1036 г. к Киеву печенегов, которые после этого прекратили свои набеги на Русь.

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г. появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья. Все эти законы составили первый древнерусский кодекс - «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того време­ни. Население Руси в основном состояло из свободных общинников, община отвечала за своих членов и порядок на своей территории. «Завещание Ярослава» (1054) утвердило новый государственный порядок: власть киевского князя переходила не от отца к сыну, а к старшему в роду. Ярослав выделил своим сыновьям в управление княжества (уделы), обязав удельных князей подчиняться великому князю киевскому. Постепенно удельные правители получили самостоятельность во внутренних делах, так в каждом уделе стали складываться собственные династии.

С Западной Европой и Византией князь поддерживал дружественные отношения, закрепляя их брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, дочь Елизавета была замужем за норвежским королем, а дочь Анна стала супругой французского короля Генриха I.

При Ярославе окончательно сложилась организация православной церкви в русских землях. Ранее митрополитов в Киев назначал константинопольский патриарх (обычно из греков или южных славян). В 1051 г. Ярослав, стремясь к независимости от византийской церкви, сам назначил митрополитом Иллариона (русского по происхождению). Правда, после смерти князя Илларион вынужден был покинуть митрополитскую кафедру. В народе Ярославу не зря дали прозвище Мудрый. Он был большим любителем книг и много внимания уделял просвещению. На Руси открывались новые монастыри, при них создавались школы, в храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская.

Владимир Мономах . Великий князь киевский Владимир Мономах (1113-1125) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху (от него он и получил свое прозвище). Владимир вошел в историю как талантливый правитель, успешный воевода, рачительный хозяин, автор блестящего произведения древнерусской литературы «Поучение к детям».

Владимир Мономах сначала княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, затем в Переяславском княжестве. Он всячески пытался прекратить междоусобицы князей, был инициатором созыва княжеских съездов 1097 г. В Любече, 1100 г. в Витичеве, 1103 г. на Долобском озере. На Любечском съезде князья договорились, что каждый должен править только своей «отчиной» - наследственным владением, не воевать между собой и сообща оборонять русскую землю. Князь ратовал за совместные походы русских князей против половцев. Одна из самых знаменитых битв произошла весной 1111 г. и принесла русским убедительную победу. После этого половцы ушли за Дон и на время прекратили свои набеги на Русь.

В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, это послужило поводом к мощному народному восстанию в Киеве. Простолюдины громили дома ростовщиков и некоторых бояр Святополка. Для установления мира киевские бояре, нарушив традицию престолонаследия, пригласили («не в очередь») авторитетного Владимира Мономаха. Он издал указ, улучшавший положение городской бедноты и защищавший ее от произвола ростов­щиков. Волнения прекратились. Мономах оставался киевским князем до самой смерти. Ему удалось объединить под своей властью большинство земель Древнерусского государства, удельные князья признали его «старейшим князем» на Руси. В наиболее важных русских землях Владимир по­садил княжить своих сыновей: Мстислава - в Новгороде, Святополка - в Переяславле, Вячеслава - в Смоленске, Юрия - в Суздале, Андрея - во Владимире-Волынском.

В правление Мономаха практически прекратились междоусобные войны, укрепилась централизованная власть. Это способствовало расцвету хозяйства, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Активно шло строительство городов и сел, по поручению князя были построены Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский. В старых городах возникали новые кварталы, возводились мощные укрепления, строились соборы, монастыри. Владимир Мономах прославился как выдающийся мыслитель, автор нескольких произведений. Наиболее известно его «Поучение», обращенное к собственным детям и «иным, кто прочтет». Здесь он призывает жить по справедливости: помогать убогим и слабым, не наказывать невиновного, соблюдать клятву, чтить старших. Говоря об управлении хозяйством, князь пишет: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, не полагайтесь на тиуна (управляющего)... чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим». В «Письме к Олегу» Моно­мах призывает русских князей к согласию между собой и к совместной борьбе с кочевниками.

киевский русь феодальный

Конец Х - первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

Крещение Владимира было совершено в г. Корсуне (Херсонесе). Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви - «десятину». В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступниках, нарушениях нравственных и семейных норм.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также соорудил в Киеве Золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений - процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла международного признания. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (1113-1125). Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство -- серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей. Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому (1125 - 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добры-ни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братья­ми междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

Глава 3. Государство Русь (IX - начало XII в.)


Расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.)


При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объ­единились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоедине­ны вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Про­исходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на грани­це со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего те­чения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апо­стола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Оль­ги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред­шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского им­ператора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владими­ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.


Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейше­го развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию


раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею авенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест­ным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - «десятину» (термин происходит от размеров налога, со­ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впо­следствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - печер, в которых первоначально селились мо­нахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени­ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от несколь­ких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового ве­ликого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое прес-тупление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, кня­живший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав


30______________________________________ Глава 3. Государство Русь (IX - начало XII в)

сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгород­цев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Свя-тошку Окаянного» - зятя польского короля Болеслава Храбро­го - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наи­высшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезо­пасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного по­хода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чуд­ского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутаракан-ского в 103s6 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил пече­негов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудро­сти, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро­славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и пе­реводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назна­чить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Ил­лариона- русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись «об успении (смерти.-Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Все­волода Владимир,- Мономах. Митрополит Илларион справедливо пи­сал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала фео­дальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передавав-

Этот видеоурок создан специально для самостоятельного изучения темы «Расцвет Киевской Руси». В ходе занятия все желающие смогут узнать об истории Киевской Руси, о расцвете Руси в период с 1015 до 1054 года. Учитель расскажет о князе Владимире, его многочисленных потомках, которые в течение многих лет правили нашей страной.

Тема: Древняя Русь

Урок: Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый

На этом уроке мы выясним, какие усобицы начались после смерти Владимира. Кто были первые русские святые. Ярослав Мудрый и почему он получил такое прозвище. Какова его историческая роль?

1. Борьба за киевский престол

Неожиданная смерть Владимира Святого в 1015 г. породила острейший политический кризис, истоки и суть которого до сих пор являются предметом острых научных споров. Традиционная версия тех событий, отраженная в ПВЛ, гласит, что после смерти великого князя вопреки его завещанию киевский престол захватил князь Святополк, который ради достижения высшей власти совершил тягчайший грех братоубийства, предав смерти своих сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава.

Оставшийся в живых новгородский князь Ярослав, узнав о совершенном злодеянии, начал затяжную войну со своим сводным братом (1015-1019 гг.), которая в конечном итоге завершилась победой Ярослава и смертью Святополка, «почившего в Бозе» на пути к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. Однако надо сказать, что ряд современных авторов (Н. Ильин, А. Кузьмин, И. Данилевский, Г. Филист) ставят под большое сомнение данную версию событий, изложенных в ПВЛ, и утверждают, что именно Ярослав повинен в братоубийстве и разжигании жестокой и кровавой междоусобной войны. Но позднее под пером льстивых летописцев, исполнявших «государственный заказ», события тех лет получили нужную трактовку, и Святополк вошел в анналы российской истории как Окаянный, а Ярослав стал Мудрым.

Рис. 2. Серебряник Святополка Окаянного ()

После победы над соперником Ярослав Мудрый занял великокняжеский престол, но его положение на троне все же оставалось неустойчивым, поскольку в далекой Тмутаракани восседал на престоле его младший брат Мстислав.


Рис. 3. Мстислав Тмутараканский в бою с Редедей ()

Вскоре вспыхнула новая междоусобная война (1024-1026 гг.), завершившаяся подписанием Городецкого мира, по которому Ярослав и Мстислав становились равноправными соправителями Руси. При этом резиденцией Ярослава остался Киев, а резиденцией Мстислава стал Чернигов.

В 1028 г. началась очередная русско-польская война, итогом которой стало вторичное вхождением волынских и галицких земель в состав Киевской Руси. Однако вскоре после ее окончания, в 1036 г., умер черниговский князь Мстислав, и Ярослав Мудрый становится единоличным правителем Руси. Тем временем, узнав о смерти Мстислава, слывшего грозой печенегов, «поганые» предприняли грандиозный поход на Киев, но были разбиты Ярославом в битве на р. Альте, после чего они прекратили свое существование как самобытный кочевой этнос, растворившись среди других тюркских племен, в частности торков и половцев.

Вторая половина правления Ярослава Мудрого традиционно трактуется как время наивысшего расцвета Киевской Руси, и тому есть серьезные основания.

Во-первых , именно при нем был создан первый письменный правовой кодекс Древней Руси — знаменитая «Русская Правда», или «Правда Ярослава», представлявший собой синтез норм государственного (раннефеодального) и обычного права. Надо сказать, что ряд авторов (М. Тихомиров, Л. Черепнин) считали, что первые статьи «Русской Правды» — так называемый «Устав о мордобое», был издан Ярославом еще в 1016 г., в бытность его новгородским князем. Но их оппоненты (С. Юшков) склонны датировать принятие всей «Русской Правды» 1035 г.

Во-вторых , в эти годы Ярослав проводит активную внешнюю политику: в 1038 г. он совершает удачный поход против ятвягов, в 1040 г. его войска с триумфом прошлись по землям аукштайтов и жемайтов, в 1041 г. силу русского оружия познали мазовшане, в 1043 г. дружина Ярослава под водительством его старшего сына, новгородского князя Владимира совершила последний в истории русско-византийских отношений поход на Константинополь, итогом которого стал новый мирный договор между двумя державами (1046 г.) и т. д. Все эти славные победы не только укрепляли военную мощь Древнерусского государства, но и резко подняли его авторитет на международной арене. Зримым доказательством этого факта стали браки его сыновей и дочерей на коронованных особах крупнейших европейских государств: Изяслав стал мужем польской королевы Гертруды, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, Всеволод стал мужем византийской принцессы Анастасии, Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андраша I, и Анна стала супругой французского короля Генриха I.

В-третьих ,именно при Ярославе Мудром в русских землях утверждается византийский вариант православия и в 1036/1037 гг. создается Киевская митрополия, главой которой становится греческий архиепископ Феопемт. При нем же возникают первые русские обители — Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде, а также принимается первый церковный устав. Позднее, в 1051 г., желая укрепить автономный статус Русской православной церкви, Ярослав инициирует избрание на митрополичий престол природного русина Илариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати» и одного из основателей Киево-Печерского монастыря.

В-четвертых , при Ярославе Мудром начинается грандиозное каменное строительство на Руси и создаются такие шедевры древнерусского зодчества, как храмы Святой Софии в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), Великокняжеский дворец (1036 г.) и Золотые ворота (1037 г.) в Киеве и т. д.

1. Алексеев С. В. Ярослав Мудрый — самовластец Киевской Руси. М., 2006

2. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005

3. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

4. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001

5. Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. М., 1990

6. Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда». М., 1965

7. Тихомиров М. Н. Исследования по «Русской Правде». М., 1991

8. Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М., 1994

1. Анна Ярославна - королева Франции ().

2. Фильм «Ярославна, королева Франции» ().

После Святослава великим князем Киевской Руси в течение восьми лет был его сын от Предславы Ярополк (972-980). Непродолжительность княжения Ярополка в значительной мере объясняется отрицательными чертами его характера. Он был злопамятным и завистливым челове­ком, хотя одним из первых в Киеве принял христианскую веру. Братья его, новгородский князь Владимир и древлянский князь Олег, каждую весну присылали Киеву богатую дань, но это не удовлетворяло самолюбивого Ярополка. В 977 г. он поссорился с Олегом и пошел со своим войском на древлян. По словам летописца, поводом для ссоры брать­ев послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда, а он был воеводой и первым советником Ярополка. Древля­не были разбиты. Олег погиб в бою, а их землю Ярополк присоединил к Киеву.

Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. Учиты­вая свое плебейское происхождение, неприязнь к себе киевских бояр и реальную возможность нападения Яро­полка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надо думать, не с пустыми руками бежал к варягам. После бегства Владимира Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, едино­личным правителем всей Киевской Руси. Однако его княжение было непрочным.

Через два года Владимир вернулся в Новгород с на­емной варяжской дружиной. Он не только прогнал из своего города киевских наместников, но и решил выступить с войском против строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодой князь не оставлял и честолюби­вых помыслов о киевском престоле.

Жестокая сеча между воинами Владимира и Ярополка произошла в 980 г. на Днепре севернее Любеча. Простой люд в критическую минуту боя поддержал Владимира и помог ему добиться победы. Ярополк со своей дружиной вернулся в Киев, а, когда Владимир обложил город, по совету своего нового воеводы - Блуда бежал с дружиной на юг, в крепость Родня. Владимир осадил крепость и пред­ложил Ярополку мир. Под угрозой голода, при нехватке воды, опять по совету воеводы, изменившего своему князю, Ярополк сдал крепость. Блуд уговорил Ярополка отдаться на волю Владимира. Ярополк приехал к Владимиру, но едва вошел к нему в терем, как два дружинника «подняли его мечами под пазуху». Убивши брата, Владимир стал княжить один над всею Русью. Некоторые историки утвер­ждают, что Ярополк был убит без ведома Владимира, в результате заговора Блуда и некоторой части бояр. Более того, Владимир, узнав о заговоре, приказал публично каз­нить воеводу.

Летописные рассказы о княжении Владимира (980- 1015) похожи на легенды, в которых очень часто христианские предания чередуются с языческо-былинными сказаниями. Поэтому по летописи трудно пред­ставить себе фактическую сторону его деятельности и дать исторически правильную оценку времени его княжения.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связь между его отдельными частями. Много­летние отношения Киева с Византией - страной высокой культуры завершились принятием Русью христианства - единой государственной религии. Это не только не помеша­ло развитию самобытной культуры молодого Древнерус­ского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI-XII вв. всех форм русского искусства. Яркое свидетельство тому - литература Киевской Руси.

Владимир был хорошим полководцем и умным государ­ственным деятелем-реформатором. В 981 г., вскоре после победы над Ярополком, в ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (города Перемышль, Червень и др.) и победил ятвягов, занимавших земли северо-западнее дреговичей. Потом он с успехом ходил на север, в землю вятичей (бассейн рек Оки и Угры). Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток, когда он по сути дела повторил военный маршрут своего отца: река Итиль, город Болгар, Саркел на Дону, Джурджанское (Каспийское) море, Абха­зия, Тмутаракань, Сурожское море, Дикое поле. У Сухого брода Владимир разбил печенегов. Здесь был убит каган Куря, а сам киевский князь ранен.

И все же многочисленные печенежские орды, зани­мавшие обширные степи, продолжали оставаться опасными врагами Руси. Поэтому Владимир построил ряд крепостей, создав таким образом со­лидную оборонительную линию на подступах к Киеву, и прежде всего с юга. Чтобы привлечь к обороне Руси новые силы, гарнизоны пограничных крепостей были укомплек­тованы дружинниками из северных земель (кривичей, вятичей, словен). Народ в своих былинах назвал созданные Владимиром крепости заставами богатырскими, а самого князя Владимира величал Красным Солнышком.

При Владимире отношения Киевский Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Однако, не получив достойной платы за свою помощь, он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии выполнять все ранее заключенные с Русью договоры; вывести свои войска из устья Дуная; заплатить дань воинам (живым и мертвым), скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны.

Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требова­ния он пойдет войнойна Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься. С трудом уговори­ли Анну ехать в Русь. Наконец она согласилась и приехала в Корсунь. По словам летописца, «Владимир тотчас крестился, был назначен во св. крещении Василием и по­сле крестин пошел с Анною к венцу... Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь все кумиры, а Перуна велел привязать к хвосту коня и стащить с горы в Днепр. Народ плакал, но князю не перечил».

В 988 г. христианство стало господствующей, офици­ально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Версия церковных историков о том, что киевляне «охотно принимали христи­анство, побуждаемые примером князя и бояр», не соответ­ствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и на­селение других русских земель первое время открыто сопротивлялись введению христианства.

Для крещения новгородцев в 991 г. в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторо­на. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания - новгородского тысяцкого Угоняя и языческо­го жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком перепра­вившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что «Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем».

Русь далеко не сразу стала пра­вославной. Профессор Н. С. Гордиенко, автор ряда публи­каций по вопросам идеологии русской православной цер­кви, отмечает: «...во многих регионах нашей страны формальная христианизация местного населения началась значительно позднее начальной фазы «крещения Руси» и тянулась вплоть до Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбой продолжало суще­ствовать как самостоятельное социальное явление, с кото­рым православие не могло совладать. Лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавши­еся дохристианских (языческих) верований, были обраще­ны - по крайней мере номинально - в русское правосла­вие»

Женившись на Анне, Владимир наделил всех своих жен богатством и разрешил выйти замуж по своему усмотрению. К своим титулам он добавил Цесарь и получил прозвище Святой. С этого времени он чеканит монету и изображается с атрибутами императорской власти: в царской одежде, на голове - корона, в руке скипетр с крестом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов

Для заочного отделения.. тема историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов часа..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История, как наука и учебная дисциплина
Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомств

Сущность и формы исторического сознания
Каждый человек, а также любая национальная и социальная общность обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошл

Функции исторического сознания
Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определенный способ существования общества, индивидуальное историческое сознание - составляющей дух


Наиболее распространенными методами являются: 1. генетический, с помощью которого прослеживается причино-следственная связь между событиями; 2. сравнительны

История народов, населявших территорию России
Европейская и азиатская территория России, была населена уже в самые древние времена существования человечества. Однако эти народы, охарактеризованные Н.М.Карамзи

Хитрость
Готские историки отмечают, что славянские воины в то время не славились еще воинским искусством, однако заменяли его природной храбростью и хитроумием: “Сражаться со своими врагами они люб

Жестокость
Летописи VI века изображают самыми черными красками жестокость славян в рассуждении греков; однако это вполне естественно для военных противников, тем более, что сами греки озлобленные частыми напа

Проблема возникновения и развития государственности на Руси в исторической науке
По поводу проблемы зарождения русского государства существует множество точек зрения: от крайней норманнской, которая преувеличивает роль скандинавских народов в становлении восточно-славянского го

Период становления государства Киевская Русь
История Древнерусского государства традиционно разделяется на три периода: 1. IX - сер. X в.в. - формирование государства (правление первых киевских князей Олега, Игоря, Св

Киевская Русь в период правления первых Рюриковичей
При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были

Предпосылки территориально-политической раздробленности
Территориальная раздробленность – закономерный этап в развитии социально-экономических и политически отношений, следующий за этапом формирования раннефеодального государства. Терри

Характеристика удельного периода на Руси
Удельный порядок был одним из по­литических следствий русской колонизации верхнего Повол­жья при участии природы края. Эта колонизация приносила в тот край те же общественные элемен

Экономический и политический уклад удельных княжеств
Владимиро-Суздальская земля. Экономические особенности: Располагалась в междуречье Оки и Волги:

Татаро-монгольское нашествие и установление ига
В XIII в. разрозненные русские земли подверглись мощной атаке со стороны новой военной силытатаро-монгольского войска. Оно обладало рядом особенностей, делавшими его непобедимой


Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имее

Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси
Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имеет смысл рассмотреть каждую сферу об

Правление Ивана IV Грозного (1533-1584)
Вступил на престол в трехлетнем возрасте, поэтому долгое время страной правили боярские группировки. Официальное венчание на царство в 1547. Около 1549 г. вокруг ц

Темы докладов и сообщений.
Марксизм и формационный подход к истории. Развитие представлений о цивилизационном развитии в европейской философии истории. Этнологический подход к историче

Темы докладов и сообщений
Библиографический список Основная литература. 1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск, 2007.

Темы докладов и сообщений
1. Предпосылки, специфика и альтернативность формирования единого российского государства. 2. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды. 3. Иван IV Гр