Проверочная работа по разделу "пунктуация". Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
Тест по пунктуации к ЕГЭ (А15-А19)
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ
1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.
2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.
3) Москва– это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.
4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.
5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.
2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.
5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Муж и жена шли рука об руку и были абсолютно счастливы.
2) Рядом с дорогой тянулись узкие тропинки да длинные цветочные клумбы.
3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
4) Сонечка прекрасно шила и вышивала вязала спицами и крючком.
5) Наступил долгожданный август и родители всё чаще стали говоритьо моих грядущих школьных занятиях.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал(1) и(2) отойдя на несколько шагов(3) смотрел на своё полотно(4) постепенно(5) приобретавшее черты художественной завершённости
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Плохим лектором считается тот, кто монотонно читает лекцию (1) не
отводя взгляда (2) от (3) принесённой из дома (4) рукописи.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Левитан (1) возвращаясь в этот день с прогулки (2) долго смотрел на церковь (3) стоявшую рядом с часовенкой (4) на заволжский лесной простор
7. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За свою(1) в сущности(2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и(3) среди них(4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра– «большое стихотворение».
8. Расставьте знаки препинания.
Красота (1) видно (2) живёт в сердце каждого человека, и (3) безусловно (4) очень важно суметь разбудить её.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
Улов (1) на радость всем (2) был очень богат; временами (3) казалось (4)что крючок с наживкой едва успевал коснуться воды, а на нём уже
переливалась очередная рыбка.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Человек высокого роста(1) при одном появлении(2) которого(3) люди почтительно замолкали(4) прошёл к столу и заговорил.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всякая героиня (1) при создании (2) которой (3) граф Толстой жил нежными воспоминаниями о своей матери (4) является у него натурой эмоциональной и мечтательной.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Как только все срочные дела были закончены (1) мы встретились с девушкой в маленьком ресторанчике (2) и (3) пока мы пили кофе (4) она рассказала (5) как нам добраться до издательства.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я не знаю (1) было ли это в действительности так (2) и (3) нет ли вымысла в рассказанной мне поэтической новелле (4) но всё же мне очень хочется (5) чтобы всё это было правдой.
Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения»
Цель: Проверить знания учащихся.
Вариант I
1. Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.
1. На взгляд-то он хорош да зелен. (И. Крылов) 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов) 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. (И. Гончаров) 4. Дни стояли пасмурные однако теплые. (К. Аксаков) 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. (Л. Толстой) 6. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. (Н. Некрасов) 7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов) 8. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (К. Паустовский) 9. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин)
2. Спишите текст. Подчеркните как члены предложения однородные члены. Как связаны между собой грамматически (союзной - сочинительной связью или бессоюзной)? Почему являются однородными?
Дополнительное задание. На чем основывается однородность слов холодной, высокомерной (красотой); осенний, травянистый (запах)? Почему слова разноцветные и махровые (гвоздики), тонких и зеленых (стручьях), а также чрезмерного, обильного я летнего (материнства) не являются однородными?
Какова роль большого числа определений в тексте?
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину - в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
(А. Куприн. Гранатовый браслет)
1. Ровное монотонное дыхание прерывается. (А. Серафимович) 2. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. (А. Серафимович) 3. Представляете ли вы
себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых простодушных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Паустовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая итожная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)
членами предложения.
1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погружался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... ... полосатую будку часового,... бронзовый памятник полководцу,... колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)
Ключи к заданию 4
и и падал в темноту, вырывая из нее то то или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.
1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - олицетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но...
Ключи к заданию 5
стран: всюду: все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
Вариант II
1. Были и лето и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.
(Н. Гоголь)
3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)
3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жизни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами на всегда загорелом лице. (К. Чуковский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)
2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности. усилий
Ключи к заданию 4
1- Ни cm , ни чувств для ближних не щади. 2. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 3. Его авторитет коренилс* не только в занимаемом им высоком посту, но и в обаянии его образованности.
5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные... то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф , и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - безропотно останется здесь зимовать.
Ключи к заданию 5
1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карм4b
себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых простодушных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Паустовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая интересная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)
4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными
членами предложения.
1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погружался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... падал в темноту, вырывая из нее... полосатую будку часового, бронзовый памятник полководцу, колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)
Ключи к заданию 4
1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, но лишенный многих необходимых знаний, упорства и мужества, погружался в блеск славы. 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, го бронзовый памятник полководцу, то колонну, украшенную замершими листьями. 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.
5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - олицетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но... уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
Ключи к заданию 5
1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - олицетворение прекрасных стран: Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И всюду: на столах, на ролле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
Вариант II
1. Поставьте знаки препинания (если это необходимо) в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися или двойными союзами.
1. Были и лето, и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп, упрям, нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли, не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)
2. Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения.
Считаете ли вы, что в этом художественном тексте предложения с однородными членами - образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отглагольных существительных?
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.
(Н. Гоголь)
3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
1. Красные, зеленые лиловые желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)
3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жизни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами навсегда загорелом лице. (К. Чуковский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)
4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
1.... сил,... чувств для ближних не щади. (Г. Марков) 2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности."анах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - везде. 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - все это безропотно останется здесь зимовать.
Дополнительное задание. Составить схемы данных предложений.
Задания 15-19 ЕГЭ вариант III .
11.
1) Михаил су-ро-во и от-ры-ви-сто на всех по-кри-ки-вал и вы-гля-дел взволнованным.
2) Сердце в груди за-дро-жит и забьётся и по-то-нет в при-ят-ных воспоминаниях.
3) Большие об-ла-ка мерно плыли по небу и то за-кры-ва-ли то от-кры-ва-ли солнце.
4) Мама лю-би-ла стихи и книги де-ре-вья и небо.
5) Всё кру-гом цвело жуж-жа-ло пело и свет-лое чув-ство охва-ты-ва-ло душу.
12. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.
1) Наша лодка про-плы-ва-ла то мимо тон-ких оси-нок то около ост-ров-ков то неподалёку от за-ро-с-лей тальника.
2) Безотчётная пре-дан-ность идее часто вы-нуж-да-ет че-ло-ве-ка от-ка-зать-ся от близ-ких людей и от дома и от семьи.
3) Москва - это сады и чер-то-ги зо-ло-тые го-ло-вы церк-вей и де-ре-вян-ные дома в ста-рых переулках.
4) Су-мер-ки сгу-ща-ют-ся и опус-ка-ют-ся ниже и на небе за-жи-га-ют-ся пер-вые звёзды.
5) Ветер шумит в вер-ши-нах сосен и про-но-сит под ними ве-ре-ни-цы туч.
13. .
1) Снег ло-жил-ся на де-ре-вья и кусты на ска-мей-ки и дорожки.
2) Вы-гля-ну-ло яркое солн-це и вспых-ну-ли за-све-ти-лись рез-вые ручейки.
3) От дома и от де-ре-вьев и от го-лу-бят-ни по-бе-жа-ли да-ле-ко длин-ные тени.
4) По от-но-ше-нию че-ло-ве-ка к сво-е-му языку можно со-вер-шен-но точно су-дить не толь-ко о его общем куль-тур-ном уров-не но и о ха-рак-те-ре его ду-хов-ных ценностей.
5) Лица при-сут-ству-ю-щих вы-ра-жа-ли не то страх не то бес-по-кой-ство не то недовольство.
14. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений .
1) Ста-ро-го лес-ни-ка не стра-ши-ли не-хо-же-ные тропы и глу-бо-кие пе-ще-ры и не пу-га-ла встре-ча с ди-ки-ми животными.
2) Я видел толь-ко вер-хуш-ки ив-ня-ка да об-ры-ви-стый край про-ти-во-по-лож-но-го берега.
3) У Си-би-ри есть много осо-бен-но-стей как в при-ро-де так и в люд-ских нравах.
4) Чел-каш со-жа-лел об этой мо-ло-дой жизни по-сме-и-вал-ся над ней и даже огор-чал-ся за неё.
5) Ближе к осени мои ла-сточ-ки всё реже при-ле-та-ли к гнез-ду а потом по-кру-жи-лись во дворе ска-за-ли мне что-то на своём пти-чьем языке и уле-те-ли в тёплые края.
15. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.
1) Муж и жена шли рука об руку и были аб-со-лют-но счастливы.
2) Рядом с до-ро-гой тя-ну-лись узкие тро-пин-ки да длин-ные цве-точ-ные клумбы.
3) Не то мысли не то вос-по-ми-на-ния не то мечты бро-ди-ли в го-ло-ве Оленина.
4) Со-неч-ка пре-крас-но шила и вы-ши-ва-ла вя-за-ла спи-ца-ми и крючком.
5) На-сту-пил дол-го-ждан-ный ав-густ и ро-ди-те-ли всё чаще стали го-во-рить о моих гря-ду-щих школь-ных занятиях.
Спокойная ве-ли-ча-вая река с точ-ка-ми лодок и их про-па-да-ю-щи-ми сле-да-ми рас-сти-ла-лась между бе-ре-га-ми и ухо-ди-ла вперёд (1) сжи-ма-ясь меж гро-мад-ны-ми усту-па-ми скал (2) и затем ис-че-за-ла (3) в ярко зе-ле-не-ю-щих (4) долинах.
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старика ра-до-вал и обнадёживал (1) рано проснув-ший-ся в де-воч-ке (2) ин-те-рес ко всем про-фес-си-ям (3) вхо-див-шим (4) в круг от-цов-ских дел и предприятий.
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вокруг од-но-го из сто-лов сби-лись в кучу (1) следя в жад-ном мол-ча-нии за ру-ка-ми банкомёта (2) де-сять или две-на-дцать иг-ро-ков с блед-ны-ми и из-мя-ты-ми ли-ца-ми (3) ка-зав-ши-ми-ся со-всем мёртвыми (4) при сла-бом утрен-нем освещении.
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В лучах солн-ца роща озарялась, слов-но в ней всё улыбалось, тон-кие ство-лы берёз (1) при-ни-мав-шие от-блеск бе-ло-го шёлка (2) были ещё влаж-ны-ми от дождя, пест-ре-ли и за-го-ра-лись чер-вон-ным зо-ло-том (3) ле-жав-шие на земле (4) листья.
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Фёдор Ива-но-вич вошёл ко мне в кабинет, что-то спро-сил и тут же (1) не до-жи-да-ясь от-ве-та (2) подошёл ко мне и бес-це-ре-мон-но за-гля-нул в (3) ле-жав-шую пе-ре-до мной (4) книгу.
11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Поэзия пле-ня-ет и не-за-мет-ным образом, но с не-пре-одо-ли-мой силой воз-вы-ша-ет че-ло-ве-ка и при-бли-жа-ет его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) ста-но-вит-ся укра-ше-ни-ем земли, или (3) как простодушно, но ис-крен-не го-во-ри-ли наши пред-ки (4) «венцом творения».
12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Космическая эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым доказал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в космос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ракеты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в космос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циолковский.
13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В об-ра-зе Фа-му-со-ва (1) по-жа-луй (2) на-гляд-нее всего про-яви-лось свое-об-ра-зие са-ти-ры Грибоедова. В этом об-ра-зе (3) по мне-нию кри-ти-ков (4) нет того сгу-ще-ния мрач-ных са-ти-ри-че-ских красок, бла-го-да-ря ко-то-ро-му вни-ма-ние чи-та-те-ля со-сре-до-то-чи-ва-ет-ся на каком-либо одном ка-че-стве героя.
14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В том не-боль-шом уще-лье (1) по сло-вам Игоря (2) было так узко, что (3) ка-за-лось (4) даже серд-цу в груди ста-но-ви-лось тесно.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У нас в Рос-сии самый (1) ка-за-лось бы (2) не-при-ме-ча-тель-ный и скром-ный че-ло-век может ока-зать-ся на по-вер-ку че-ло-ве-ком очень не-за-у-ряд-ным и значительным. Осо-бен-но глу-бо-ко это по-ни-мал (3) по мне-нию К. Па-у-стов-ско-го (4) пи-са-тель Лесков.
11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тёмный ста-рин-ный шкап (1) в бок (2) ко-то-ро-му (3) упи-ра-лась же-лез-ная койка с на-спех на-бро-шен-ным оде-я-лом (4) за-кры-вал собою по-ло-ви-ну и без того уз-ко-го гряз-но-го окна каюты.
12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Государственная Тре-тья-ков-ская га-ле-рея (1) кол-лек-ция (2) ко-то-рой (3) на-счи-ты-ва-ет более ше-сти-де-ся-ти тысяч ху-до-же-ствен-ных про-из-ве-де-ний (4) от-ра-жа-ет раз-ви-тие рус-ско-го ис-кус-ства на-чи-ная с XI века.
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнечным и ясным утром Во-ло-дя и Лида шли по кра-си-вой аллее (1) в глу-би-не (2) ко-то-рой (3) вид-не-лось двух-этаж-ное белое зда-ние (4) и мило беседовали.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Красивые де-рев-ца (1) ство-лы (2) ко-то-рых (3) были уди-ви-тель-но строй-ны (4) при бли-жай-шем рас-смот-ре-нии ока-за-лись смо-ро-ди-ной и крыжовником.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На се-го-дняш-ний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради до-сти-же-ния (2) ко-то-рой (3) имело бы смысл (4) на-чать ядер-ную войну.
11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На окра-и-не го-ро-да раз-бит был чу-дес-ный парк с те-ни-сты-ми ал-ле-я-ми и бе-сед-ка-ми для от-ды-ха (1) и (2) хотя до-би-рать-ся до него было не очень удоб-но (3) го-ро-жа-не лю-би-ли это место (4) и за-ча-стую про-во-ди-ли празд-ни-ки имен-но здесь.
12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Длинной змеёй рас-ки-нул-ся полк (1) и (2) когда лучи солн-ца по-па-да-ли на штыки и ство-лы вин-то-вок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я не знал (1) сколь-ко вре-ме-ни бро-дил по лесам (2) и (3) когда вер-нул-ся в дом лес-ни-ка (4) ока-за-лось (5) что меня там уже давно ждут.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лебеди с кри-ком взле-те-ли ввысь, сде-ла-ли не-сколь-ко про-щаль-ных кру-гов над озе-ром (1) где про-ве-ли лето (2) и (3) когда бе-ло-кры-лая стая скры-лась в ту-ман-ной дали (4) мы со ста-рым еге-рем (5) ещё долго молча смот-ре-ли в небо.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Леонид Ан-дре-ев сде-лал в то время ты-ся-чи фо-то-гра-фий своих родственников, дру-зей (1) и (2) когда мы при-хо-ди-ли к нему в гости (3) он за-став-лял нас (4) рас-смат-ри-вать все эти ты-ся-чи сним-ков (5) так как хотел всех уди-вить своим увлечением.