Наука цитология получила свое название благодаря. История открытия клетки

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату . В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Инструкция

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.

Флора
Основой живого уголка являются растения. Их должно быть достаточно много, кроме того, они должны быть разнообразны, чтобы дети понимали многообразие природы. Но эти растения не должны быть очень капризны, требовать каких-либо особых условий содержания или полива синтетическими удобрениями, которые могут быть опасны . Если группа детского сада многочисленна, можно устроить соревнование, выделив каждому по горшку с землей и отростку, научив их ухаживать за ним. Дети поймут, ответственность, ведь плохой уход очень быстро покажет свои результаты в виде пожелтевших листьев. Кроме растений, должна быть литература и другие пособия по ним. Если сад оборудован проектором, то можно показать о дикой природе.

Фауна
Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в детском саду. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом дети будут видеть, что есть различные животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить , чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.

Источники:

  • природный уголок в детском саду

Для фиксации наблюдений за природными явлениями обычно используют специальный календарь . Его изготовление не займет у вас много времени. Эта работа предоставит прекрасную возможность проявить фантазию и применить творческие способности на практике.

Вам понадобится

  • - лист плотной бумаги;
  • - простой карандаш;
  • - линейка;
  • - цветные карандаши;
  • - фломастеры.

Инструкция

Положите лист бумаги формата А3 горизонтально. Сделайте рамку шириной 4 см. В верхней части получившегося прямоугольника отчертите строку высотой 2 см. Оставшуюся зону разбейте на таблицу со следующим количеством ячеек: семь по длине и пять по ширине. Выполните работу сначала простым карандашом, затем обведите все контуры темным фломастером.

Запишите по порядку в отделениях заглавной строки. Ниже впишите числа календаря на определенный месяц года. Разместите цифры у левого верхнего угла каждой клетки. Не делайте их слишком крупными, оставьте достаточно свободного места для записи температуры воздуха и нанесения значков, обозначающих те или иные атмосферные явления.

Оформите рамку. Над таблицей напишите крупными буквами название месяца. У нижнего края листа нанесите условные обозначения. По правому и левому краю выполните с характерными признаками времени года. Например, для календаря на декабрь украсьте рамку снежинками, к маю подойдут цветы, к сентябрю - разноцветные листья и т. п.

Придумайте условные обозначения для атмосферных явлений. Так ясную погоду можно изобразить солнышком, простым желтым кругом или улыбающейся рожицей. Пасмурный день обозначьте соответственно тучкой, затененным кружком или грустным лицом. Определите значки для дождя, снега, града, тумана, сильного и слабого ветра.

Видео по теме

Обратите внимание

Календарь наблюдений можно оформить на листе меньшего или большего размера. Соответственно следует изменить ширину рамки и высоту заглавной строки таблицы.

Полезный совет

Календарь наблюдений может стать оригинальным подарком ко дню рождения, началу учебного года и пр. В этом случае необходимо украсить рамку особенным образом. Очень нарядно будет смотреться объемная аппликация из цветной бумаги. Сюжетом для нее может стать морская тема, изображение цветочного луга и т.п. Название месяца и числа лучше всего выложить специальными наклейками.

Не важно, как называть место за городом: сад или дача - желание отдохнуть на свежем воздухе под тенью деревьев и без лишней суеты вокруг будет всегда. Как лучше всего обустроить такое место для себя, зависит, в первую очередь, от доступного свободного места и материалов.

Во-первых, стоит взять в расчет, какого размера вы хотите собственное место для отдыха. Кому-то достаточно и гамака между деревьями в тени, а кто-то готов выстроить целую беседку с полноценной крышей и соответствующим внутренним обустройством.

Если вы все же решили отмести вариант с гамаком ввиду недостаточности уединенности, то вариантов для создания уголка может быть несколько.

Строительство дешевой беседки

Выбрав идеальное место, вам в любом случае стоит либо выровнять землю для установки стола и кресел или дивана, либо сделать полноценный пол. Для пола может подойти заливка бетоном или укладка плит. Стоит использовать материал, который не будет гнить и не потеряет форму от влажности.

Сама беседка может быть двух вариантов – с крышей и без. Строительство без кровли может ограничиться простым вбиванием металлических или деревянных столбиков по кругу. Сверху достаточно пустить тонкие металлические или деревянные пруты. По этой незатейливой конструкции можно пустить виноград, который буквально за пару месяцев разрастется и затянет все от солнца, создав искусственную тень. Его преимущество в том, что растению можно задать любую форму, а по своей сути растение очень неприхотливо.

Если такой вариант кажется очень сложным и непрактичным, можно нарезать ивовых лоз, из которых сделать плетеный домик. Если оставлять просветы, в нем будет и достаточно солнечно, и в тоже время многие звуки не будут достигать площади внутри.

Все вышеперечисленные варианты были достаточно бюджетные и простые по своему исполнению.

Строительство полноценной большой беседки

Идей проектов беседки с крышей гораздо больше, но у них всех много общего. Это строение, имеющее каркас в виде бруса или бревен, обшитых досками. Для большей красоты можно добавить узорную резьбу по дереву. Высота обшивки, как правило, доходит до пояса взрослому человек, а все остальное пространство оставляется открытым для обеспечения проветривания.

Крыша также представляет собой деревянный каркас: либо двускатный, либо прямой с уклоном в одну из сторон. Такой выбор дает возможность стока воды в дождь.

В таком месте внутри можно поставить что угодно, не боясь за сохранность из-за погодных условий. Но все же для любого места отдыха достаточно складного шезлонга или простых стульев. В таком месте вы всегда сможете отдохнуть после работы на грядках или просто выбраться во время жары почитать.

ПАСПОРТ уголка природы

средней группы «Солнышко»

МБДОУ №76 города Чебоксары

Выполнила воспитатель Федорова Ирина Николаевна.

Содержание.

1. Введение.

2. Календарь природы.

3. Муляжи овощей и фруктов

4. Макеты: «Ферма», «Лес и его обитатели».

5. Демонстрационный материал.

6. Энциклопедии.

7. Художественная литература.

8. Изобразительное творчество.

9. Дидактические игры.

10. Материалы для труда.

11. Оборудование и материалы для экспериментов и опытов.

12. Картотека опытов и экспериментов.

13. Художественная литература.

14. Комнатные растения с паспортами.

15. Материал для работы с родителями.

16. Аудиозаписи со звуками природы.

Введение.

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее Какое значение имеет уголок природы?

познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводилось в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11, п.7.5.)

Демонстрационный материал.

Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Тематический словарь в картинках «Мир растений».

Альбом «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран».

Альбом «Домашние и дикие животные средней полосы».

Альбом «Времена года»

Набор с карточками «Мир растений и грибов»

Альбом с карточками «Рыбы рек, озёр, прудов».

Набор картинок «Окружающий мир»

Энциклопедии.

Энциклопедия для малышей «Чудо повсюду» (Т. Д. Нуждина)

«Моя первая энциклопедия.» (Е. С. Чейка)

«Энциклопедия лекарственных растений.» (Мазниев Н. И.)

«Самая полная энциклопедия научных опытов.» (Балушевский С. В.)

Художественная литература.

«Рассказы и сказки» (Виталий Бианки)

Русская народная сказка «Репка»

«Алёнушкины сказки» (Д. Мамин-Сибиряк)

«Зоопарк» (В. Степанов)

Русская народная сказка «Ежова шубейка»

«Сто одёжек. Загадки в картинках.»

«Мы –Природы нашей стражи» (И. Токмакова)

Русская народная сказка «Пых»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

«Тараканище» (К. И. Чуковский)

«Муха-цокотуха» (К. И. Чуковский)

Дидактические игры.

Лото «Растения и животные»

Лото «Весёлые зверята»

Домино «Зверюшки»

Пазлы «Там, где всегда мороз»

Мини-игра «Круглый год»

Лото «Времена года»

Домино «Зверюшки»

Набор кубиков «Тропические животные»

Набор кубиков «Птицы»

Развивающая игра «Дары природы»

Картинки с загадками «Что нарисовано»

«Животные и птицы: Как говорят и что едят»

«Чудесный мешочек»

Материалы для труда.

Фартуки.

Нарукавники.

Перчатки.

Ведёрка с крышкой.

Кисточка для смахивания пыли.

Губки и тряпочки для протирания пыли.

Тряпка для мытья поддонов.

Тазик для мытья поддонов.

Лейки.

Опрыскиватель.

Лопатка.

Палки для рыхления.

Пустой горшок для растений.

Земля для комнатных растений.

Галька.

Оборудования и материалы для экспериментов и опытов.

Увеличительная лупа

Затемнённые очки. Зеркало.

Песочные часы.

Природный материал в прозрачных закрытых емкостях (ракушки, камушки, песок, фасоль, горох, тыквенные семечки, пшено, орехи лесные, мох, ячмень, земля, глина, жёлуди, шишки лиственницы, ели, сосны, ольхи, палочки, семена клёна, семена льна)

Космический песок 4 цвета,

Мерные ложки и стаканчики.

Бумага разнофактурная и разноцветная

Гуашь, кисточки, палитра

Восковая свечка и восковые карандаши

Лоскуты тканей

Губка

Кисточки

Поднос

Пуговицы, нитки и проволока

Материалы для работы с родителями.

Папка передвижка «Играем в науку вместе с детьми»

Консультации:

«Прогулки с детьми в природу»

«Ребёнок на даче»

«Грибы»

Летний отдых»

«Домашние питомцы»

Аудиозаписи со звуками природы

«Море»

«Дуновение ветра»

«Ручеёк»

«Музыка дождя»

«Уединение в горах»

«Лес, птицы»

«Летнее деревенское утро»

ВАРИАНТ 7 ГИА 2014

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1-А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

4) многоклеточным

А4. Укажите семейство, к которому принадлежит растение, и тип плода, изображенные

на рисунке.

1) Розоцветные, костянка

2) Крестоцветные, стручок

3) Бобовые, боб

4) Пасленовые, ягода

А5.Одним из способов вегетативного размножения растений является

1) прививка

2) перекрестное опыление

3) самоопыление

4) партеногенез

А6. Для какого класса животных характерно строение мозга, изображенного на

1) земноводных

2) пресмыкающихся

3) млекопитающих

А7. Для какого из перечисленных отрядов насеко­мых характерен цикл развития,

показанный на рисунке?

1) прямокрылых

2) жесткокрылых

3) чешуекрылых

4) перепончатокрылых

А8. Сложное поведение человека и других

млекопитающих обусловлено наличием

1)мозжечка

2) промежуточного мозга

3) коры мозга

4) среднего мозга

А9. Гаметы у человека вырабатываются в

1) семенниках и яичниках

2) сперматозоидах

3) яйцеклетках

А10. Двигательный нейрон рефлекторной дуги обо­значен цифрой 1 1 2

A11. На рисунке показан сустав

1) плечевой

2) коленный

3) тазобедренный

12. Основную функцию в свертывании крови играют

1) тромбоциты

2) эритроциты

3) миоциты

4) лимфоциты

А13. Функцию возврата белков и липидов в систему кровообращения в организме человека выпол­няет

1) тканевая жидкость

4) гемоглобин

А14. Что происходит в отделе дыхательной системы, изображенном на рисунке?

1) согревание воздуха

2) очистка воздуха от пыли

3) образование углекислого газа

4) газообмен

А15. Бескислородный этап обмена веществ осущест­вляется в организме человека

1) в пищеварительной системе

2) в цитоплазме клеток

3) в митохондриях


16. Потовая железа обозначена на рисунке цифрой

17. Одной из характеристик безусловных рефлек­сов человека является то, что они

1) индивидуальны у каждой особи

2) не наследуются

3) характерны для всех особей вида

4) временные

6) минеральные

Для ответов на задания С1-С3 используйте от­дельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Какие физиологические и химические процес­сы происходят в работающей мышце?

Прочитайте текст «Ткани животных» и выполните задание С2.

Ткани животных

У всех многоклеточных животных клетки объединены в особые группы. Группа клеток вместе с межклеточным веществом, имеющих сходное строение и происхождение и выполняю­щих общую функцию, называется тканью. У жи­вотных имеется четыре вида тканей: эпители­альная, соединительная, мышечная и нервная.

Из эпителиальной ткани образованы на­ружные покровы животных и слизистые обо­лочки полостей внутренних органов и крове­носных сосудов. Форма каждой клетки зависит от функции, которую она выполняет. У клеток кишечной ворсинки цилиндрическая форма, и эпителий называется цилиндрическим. Клетки воздухоносных путей покрыты ресничками. Этот эпителий называют реснитчатым. Узнать эпителиальную ткань можно по форме клеток и практическому отсутствию межклеточного вещества.

Соединительная ткань - главная опорная ткань многоклеточного организма. Ею образо­ваны связки и сухожилия, кости и хрящи. Про­слойки между органами заполнены рыхлой со­единительной тканью. Клетки жировой соединительной ткани заполнены жировыми каплями. Кровь - это тоже вид соединитель­ной ткани, только жидкой, и клетки ее под­вижны. Следовательно, у соединительной тка­ни межклеточное вещество хорошо развито.

Мышечная ткань состоит из сократимых клеток. В их цитоплазме находится сократи­тельный аппарат. Эти клетки вытянуты и со­стоят из мышечных волокон. Поперечно­полосатые мышцы обеспечивают движения скелета. Гладкие мышцы вызывают сокраще­ние внутренних органов - мочевого пузыря, желудка, кровеносных сосудов.

Нервная ткань состоит из нейронов - кле­ток, имеющих тело и отростки. Короткие отро­стки называются дендритами, а длинные - ак­сонами. Функция нервной клетки - проводить нервный импульс, иногда на достаточно боль­шое расстояние, например от большого пальца ноги в головной мозг. Именно поэтому аксоны этих клеток имеют значительную длину.

1) Как взаимодействуют между собой мышеч­ная и нервная ткани?

2) Почему внутренние органы, кроме сердца, образованы гладкой мышечной тканью, а не поперечнополосатой?

3) Какая ткань обеспечивает иммунитет чело­века?

С3. На рисунке дан график колебания численности лис и зайцев в экосистеме. Объясните, с какой периодичностью меняется численность лис и зайцев. Какие процессы обозначены цифрами 1,2,3 со стрелками?

Часть 1 (А)

№ задания

№ задания

Часть 2 (В)

№ задания

Часть 3 (С)

Элементы правильного ответа

1) Физиологические процессы: сокращение и расслабление мышц
в результате возбуждения и торможения нервных импульсов

2) Химические: расщепление АТФ, выделение энергии

В ответе правильно указаны все критерии и не содержится биологических ошибок

В ответе указан один критерий и не содержится биологиче­ских ошибок, ИЛИ указано два критерия, но содержатся не­грубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Нервная ткань проводит нервный импульс к мышцам, которые под влиянием импульса возбуждаются и сокращаются

2) Внутренние органы должны сокращаться медленно и независимо от воли человека, иначе они не смогут выполнять свои
функции

3) Жидкая соединительная (кровь)

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содер­жит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из на­званных выше элементов, но содержит негрубые биологиче­ские ошибки.

Ответ включает 1 из названых выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названых выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) Часть 1 графика показывает: увеличение числа зайцев сопровождается увеличением числа лис и последующему снижению числа зайцев

2) Часть 2 показывает, что снижение количества зайцев приводит к снижению количества лис

3) Часть 3 показывает, что с новым ростом количества зайцев
растет количество лис

Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит био­логических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биоло­гические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

) или многих (многоклеточные).

Определение 1

Наука, изучающая строение, химический состав, процессы жизнедеятельности и размножения клеток, называется цитология (от греч. сytos – клетка, logos – наука).

Предметом цитологии является клетка многоклеточных грибов, растений и животных, а также одноклеточные организмы (бактерии, одноклеточные грибы и водоросли, простейшие).

Цитология занимается изучением строения, химического состава и функций клеток, функций внутриклеточных структур, размножения и развития клеток, приспособление клеток к условиям внешней среды.

Современная цитология – комплексная наука. Она очень тесно связаны с другими биологическими науками: физиологией, ботаникой, зоологией, физиологией, эволюционным учением.

Существует общая и частная цитология.

Предметом исследования общей цитологии являются общие для большинства клеток элементы: их структура, функции, процессы метаболизма, реакция на повреждения и патологические изменения, приспособление к окружающим условиям.

В частной цитологии исследует особенности каждого типа клеток в зависимости от их специализации (многоклеточные организмы) или эволюционной адаптации к внешней среде (бактерии).

Чёткие грани между цитологией, биохимией, биологией развития, молекулярной биологией и молекулярной биофизикой стёрлись благодаря новым методам изучения компонентов клетки, развитию и усовершенствованию исследований цитохимии, особенно ферментов, использованию при изучении процессов синтеза макромолекул клетки радиоактивных изотопов, внедрению методов электронной цитохимии, применению для изучения локализации индивидуальных белков клетки с помощью люминесцентного анализа меченых флюорохромами антител, методам препаративного и аналитического цинтрифугирования.

Современная цитология из суто морфологической науки смогла развиться в экспериментальную дисциплину, изучающую основные принципы деятельности клетки и, соответственно, основы жизни организмов.

При диагностике заболеваний человека и животных существенное значение имеют именно цитологические исследования.

Благодаря разработке Б.Гердоном методов пересадки ядер в клетки, соматической гибридизации клеток Х. Харрисом, Дж.Барски и Б. Эфрусси стало возможным изучение закономерностей реактивации генов, определение локализации многих генов в хромосомах человека. Стало также возможным приблизиться к решению ряда практических заданий медицины и народного хозяйства (создание новых сельскохозяйственных культур). Методом гибридизации клеток создано технологию получения стационарных антител гибридных клеток, вырабатывающих специфические антитела (моноклональные антитела). Они используются с целью определения ряда теоретических вопросов микробиологии, иммунологии, и вирусологии.

Замечание 1

Сейчас стали примененять эти клоны для усовершенствования диагностики и лечения заболеваний человека. Цитологический анализ клеток больных (часто после их культивирования вне организма) важен при диагностировании некоторых наследственных болезней (пигментная ксеродерма, гликогенозы) и изучения их природы. В перспективе предвидится так же использование цитологических достижений при лечении генетических заболеваний человека, профилактике наследственной патологии, созданияи новых высокопродуктивных штаммов бактерий, повышении урожайности растений.

Благодаря многогранности проблем исследования клетки, специфике и разнообразию методов её изучения, в цитологии сформировались шесть основных направлений:

  • Цитоморфологии , которая изучает особенности структурной организации клетки, основными методами исследования которой являются различные способы микроскопии, как фиксированной (светооптическая, электронная, поляризационная), так и живой клетки (темнопольний конденсор, фазово-контрастная и люминесцентная микроскопия);
  • Цитофизиологии , которая изучает жизнедеятельность клетки как единой живой системы, а также функционирование и взаимодействие её внутренних структур; для решения этих заданий используют различные экспериментальные приёмы вместе с методами культуры клеток и тканей, микрокиносъёмки;*
  • Цитохимии , которая исследует молекулярную организацию клетки и химические изменения во время процессов обмена веществ и функционирования клетк. Проводят цитохимические исследования светомикроскопическим и электронно-микроскопическим методами, методами ультрафиолетовой и интерференционной микроскопии, цитофотометрии, фракционного центрифугирования.
  • Цитогенетики , которая изучает функциональную и структурную и организацию хромосом эукариотов;
  • Цитоэкологии , которая исследует реакции клетки на влияние факторов окружающей среды и механизмы адаптации к ним;
  • Цитопатологии , которая изучает патологические процессы в клетке.*

Наряду с традиционными направлениями цитологии развиваются и новые, такие как цитопатология вирусов, ультраструктурная патология клеток, цитофармакология, онкологическая цитология и др.

Цитология преподаётся как самостоятельный раздел в курсе гистологии и биологии в медицинских и других высших учебных заведениях.

История развития учения о клетке

Цитология относится к молодым биологическим наукам, её возраст – около 100 лет. А возраст термина «клетка» - более 300 лет.

История изучения клетки связана с именами таких учёных, как Роберт Гук (впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевины бузины увидел ячейки, которые назвал клетками), Антони ван Левенгук (впервые увидел клетки при увеличении в 270 раз и открыл одноклеточные организмы), Матиас Шлейден и Теодор Шванн (они стали творцами клеточной теории).

Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах учёных второй половины ХІХ столетия. Было открыто деление клетки и сформулировано положение о том, что каждая новая клетка образуется от такой же начальной клетки в результате её деления (Рудольф Вирхов, 1858). Академик Российской Академии наук Карл Бер открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многочисленные организмы начинают своё развитие из одной клетки и этой клеткой является зигота. Открытие К. Бера показало, что клетка – не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

После работ Роберта Гука микроскоп начали широко использовать для научных исследований в биологии.

Исторически развитие цитологии тесно связано с созданием микроскопа и его усовершенствованием, развитием гистологических методов исследования.

В ХVII ст. наблюдения Р. Гука подтвердились и были развиты М. Мальпиги, Н. Грю, А. Левенгуком.

В процессе научно-технической революции середины ХХ ст. цитология бурно развивалась и ряд её представлений были пересмотрены.

Электронная микроскопия дала возможность изучить строение и много в чём раскрыть функции уже известных ранеее органоидов клетки. Связаны эти открытия с именами К. Портера, Дж. Пелейда, Х. Риса, В. Бернхарда, К. де Дюва и других известных учёных.

В результате изучения ультраструктуры клетки весь живой органический мир был разделён на прокариот и эукариот. Исследования молекулярной биологии показали единство для всех организмов (включая вирусы) механизмов синтеза белка и генетического кода.

Замечание 2

Изучение химической организации клетки привело к заключению, что в основе её жизни лежат именно химические процессы, что клетки всех организмов подобны по химическому составу, у них однотипно происходят основные процессы обмена веществ. Единство всего органического мира подтвердили данные о подобности химического состава клеток.