В мире православной культуры. Великий Князь Константин Константинович Романов – певец добра и красоты

Данная статья содержит: константин константинович романов стихи молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Чтоб и душу Тебе посвятить,

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Ты Своею Пречистою Кровью,

Безкорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Свидетельство о публикации №110121804124

Притом, уже знакомое мне что-то навевает.

Хочу сказать – Любовь не поучает.

То не наука. Может, Таинство прикосновенья,

опознавание и чувствованье Божьего Веленья.

Константин константинович романов стихи молитва

К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердую волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью, –

Научи меня, Боже, любить!

Надпись в Евангелие

Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

В грустной юдоли земной,

Пусть в ваше сердце вливаются, –

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

Не говори, что к небесам.

Не говори, что к небесам

Твоя молитва недоходна;

Верь: как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов; но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что для Него слова? – О чем,

Счастливый сердцем иль скорбящий,

Ты не помыслил бы, – о том

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.

Великой княгине Елизавете Феодоровне

Ты так невыразимо хороша!

Такая же прекрасная душа!

В твоих очах таится глубина;

Твою не запятнает чистоту,

Создавшего такую красоту!

О царь! Скорбит душа твоя,

Томится и тоскует, –

Я буду петь: пусть песнь моя

Твою печаль врачует.

Пусть звуком арфы золотой

Утешит дух унылый твой

И облегчит мученье.

Их человек создать не мог, –

Не от себя пою я:

Те песни мне внушает Бог,

Не петь их – не могу я.

О царь! Ни звучный лязг мечей,

Ни юных дев лобзанья,

Не заглушат тоски твоей

И жгучего страданья.

Но лишь души твоей больной

Святая песнь коснется, –

Мгновенно скорбь от песни той

И вспрянет дух унылый твой,

О царь! И торжествуя,

У ног твоих, властитель мой,

Пусть за тебя умру я.

Меня бранят, когда жалею.

Меня бранят, когда жалею

Я причиняющих печаль

Мне бессердечностью своею;

Меня бранят, когда мне жаль

Того, кто в слабости невольной

Иль в заблужденьи согрешит.

Хоть и обидно мне, и больно,

Но пусть никто не говорит,

Что семя доброе бессильно

Взойти добром; что только зло

На ниве жатвою обильной

Нам в назидание взошло.

Больней внимать таким сужденьям,

Чем грусть и скорбь сносить от тех,

Кому мгновенным увлеченьем

Случится впасть в ничтожный грех.

Не все ль виновны мы во многом,

Не все ли братья о Христе?

Не все ли грешны перед Богом,

За нас распятым на кресте?

Copyright © 2006-2016 Библиотека “Халкидон”

Великий Князь Константин Константинович Романов – певец добра и красоты

Имя великого князя Константина Константиновича Романова, печатавшегося под псевдонимом К.Р., как и его личность, жизнь и деятельность, мало известны широкому кругу читателей. А между тем, деятельность этого человека является частью нашей истории и культуры.

Великий князь Константин (1858-1915гг.) родился в семье управляющего флотом и морским ведомством России великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I, брата императора Александра II.

По традиции императорской семьи ему предстояло стать военным. Константин Константинович плавал в эскадре морского училища, участвовал в боях против турецкого флота в 1877 году. Много лет отдал армейской службе: командовал ротой гвардейского Измайловского экипажа, был командиром лейб-гвардии Преображенского полка, занимал пост генерал-инспектора военно-учебных заведений. «Жизнь моя и деятельность вполне определились,- записывал в 1888 году в своем дневнике великий князь,- Для других я – военный. для себя же я – поэт. Вот мое истинное призвание».

К.Р. вошел в литературу в начале 80-х годов. Это было время подъема интереса к поэзии, когда звучали имена А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова, А.А.Фета и других поэтов.

Первое опубликованное стихотворение К.Р. – «Псалмопевец Давид» – о юном Давиде, призванном ко двору царя Саула, чтобы успокаивать его пением и игрой на арфе, когда царя тревожил злой дух. В этом утверждение высокого назначения поэзии, которой дана способность облегчать душевные муки и спасать от уныния. 70 стихотворений положены на музыку. Среди композиторов – П.Чайковский. С.Рахманинов, Р.Глиэр, А.Гречанинов.

В поэзии К.Р. высокая романтическая настроенность соединяется с теплотой и искренностью, душевностью, с горячим стремлением ко всему, что несет человеческому сердцу любовь, свет и радость.

Когда меня волной холодной

Объемлет мира суета,

Звездой мне служат путеводной

Любовь и красота.

Великий князь был восторженным поклонником искусств во всех его видах: и в живописи, и в драматическом искусстве, и в музыке; был дружен с П.И.Чайковским, проводил долгие часы в беседах с ним. Сам был талантливым пианистом и композитором, положил на музыку не только ряд собственных стихотворений, но и произведения А.К.Толстого, А.Майкова, В.Гюго.

В сердце его неизменно жила любовь к родине. Тоска в разлуке с ней отразилась в многих его стихах:

Несется благовест. Как грустно и уныло

На стороне чужой звучат колокола.

Опять припомнился мне край отчизны милой,

И прежняя тоска на сердце залегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной

И словно слышится мне нашего села

Знакомый благовест. И ласково, и нежно

С далекой родины гудят колокола.

«Служил он этой родине верой и правдой со всех случаях, где только можно ей служить, – вспоминает хорошо знавший Константина Романова известный юрист и общественный деятель А.Ф.Кони, – и в этом отношении в его стихотворениях рассыпано очень много указаний именно на его желание служить родине всеми силами души. Он так понимал русского солдата, он ценил его, ценил в нем те достоинства, которых не поймет и не оценит чуждый взор иноплеменный. Несмотря на его высокое положение, его отношение к нижнему чину было удивительно простым и сердечным. Во всех стихотворениях, посвященных солдатам, чувствуется такое понимание солдатского горя и радости, что эти стихотворения сами по себе одни могли составить значительный вклад в русскую литературу».

Значительное место в творчестве К.Р. занимают переводы Гете, Шиллера, Шекспира, Мюссе.

Большим, искренним, глубоким и непоколебимым было религиозное чувство в душе Константина Романова. Это чувство определяет главную тему стихотворений «Молитва», «Не говори, что к небесам. », поэмы «Себастиан – мученик», драмы «Царь Иудейский» и др.

Жизнь Константина Константиновича Романова богата многочисленными служебными и общественными делами. В 1889г. он назначается президентом Российской академии наук; в 1890г. избирается почетным академиком по разряду изящной словесности. Ученую деятельность он совмещал с обязанностями по военной службе. К этому прибавилось его почетное членство во множестве обществ: Географическом, Археологическом, Историческом, Российском музыкальном, университетов, библиотек, церковных братств.

Он с успехом играет в любительских драматических спектаклях главные роли Гамлета, Дон Цезаря и других. По воспоминаниям очевидцев, игра его отличалась простотой, необыкновенным одушевлением артиста.

Все, знавшие великого князя, отмечают его благородство, такт, сочувствие нуждавшимся. Им была создана постоянная комиссия помощи нуждающимся литераторам, художникам, музыкантам.

Он считал, что задача всякого истинного христианина в умении ставить себя на место другого. Во многих его произведениях звучит голос совести, он сам говорит: «О, если бы совесть в жизни уберечь». В одном из стихотворений К.Р. содержится смысл жизни, как он его понимал:

Поверь, мой друг, не страшно умирать,

Когда средь огорченья и страданья,

Средь испытаний и труда

Ни разу грешные уста

Не изрекали слов роптанья,

Когда умели нежною душой

Мы разделять чужое счастье,

Когда в печали, полные участья,

Мы жили радостью чужой,

Мы плакали чистосердечно

О горемычной участи людей

И относилися беспечно

К печали собственной своей.

Житейские волненья и тревоги не миновали великого князя. Судьба нанесла ему тяжелый удар: в боях первой мировой войны погиб его любимый сын Олег. Было подорвано здоровье и самого Константина Константиновича. Смерть освободила его от ужасного знания о последних днях его молодых сыновей, которые были сброшены живыми в шахту под Алапаевском в 1918г.

В одном из последних стихотворений он говорит:

Как знать, – неведомым крылом

Уж веет смерть и надо мною.

И если б с радостным челом

Отдаться в руки ей без боя

И с тихой, кроткою мольбою,

Безропотно, с улыбкой ясной

Угаснуть осенью безгласной

Пред неизбежною зимой.

Умер великий князь Константин Константинович 2 июня 1915 года, читая мемуары о великой княгине Елене Павловне.

Не говори. Что к небесам

Твоя молитва недоходна:

Верь, как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов: но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для него слова? – О чем

Счастливый сердцем иль

Ты ни помыслил бы – о том

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.

Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда

В грустной юдоли земной

Пусть в ваше сердце вливаются

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой

Владимирской иконе Божией Матери

С какою кротостью

И скорбью нежной

Взирает с полотна!

Как бы предчувствует она!

Как Бог Он взором

И беззаботен, как дитя!

Научи меня, Боже, любить,

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Православный женский журнал «Самарянка»

Константин Романов – К*

Служа поэзии святой,

Благоговейно чти искусство;

Ему отдайся всей душой,

Дари ему и ум, и чувство.

Будь верен долгу своему

И, гордый званием поэта,

Преследуй песнью ложь и тьму

Во имя истины и света.

На лад возвышенный настрой

Свою божественную лиру,

О небесах немолчно пой

Их забывающему миру.

Во зле лежит он искони,

Но люди жаждут обновленья -

К добру и правде их мани

Могучей силой песнопенья.

Пой о любви толпе людской,

Пой величаво, вдохновенно,

Перед поэзией святой.

Великий князь Константин Константинович Романов (К. Р.)

Константин Константинович Романов , поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна - 2 (15) июня 1915, Павловск) - великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.

С 1877 по 1898 годы Константин Константинович служил в различных морских и сухопутных частях, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. С 1898 назначен в Свиту Его Величества. В 1887 году великому князю Константину Константиновичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). Это был первый и единственный в истории России случай, когда Академию наук возглавлял член царствующего дома.

С 1900 – Главный начальник Военно-учебных заведений. Под руководством великого князя Константина Константиновича была произведена большая работа по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведениях. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии и мн. др.

Константин Константинович Романов был также известным русским поэтом, переводчиком и драматургом, печатавший свои стихотворения под инициалами К. Р. Подписывать свои произведения полным именем ему было нельзя выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».

Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первая книга «Стихотворения К. Р.» (1886) в продажу не поступала, была разослана тем, кого поэт считал близким себе по духу. Она вызвала стихотворные посвящения и отклики в письмах – восторженные и не вполне объективные. Поверив в свой талант, великий князь стал печатать все, что выходило из-под пера: любовную, пейзажную лирику, салонные стихи, переводы и вскоре занял прочное место в литературе. В 1888 К. Р. издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).

Мелодичные строфы поэзии Константина Константиновича легко превращались в романсы (самый известный - романс «Растворил я окно. » с музыкой П. И. Чайковского). Они удержались в вокальном репертуаре, так как музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной песней стало стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Самое значительное произведение К. Р. – мистерия «Царь Иудейский» (1913) была запрещена к постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории Страстей Господних на театральные подмостки. По разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.

С Великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи. К. Р. также много переводил на русский язык: трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». К. Р. – автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Сносить в душе с терпением удары

Пращей и стрел судьбы жестокой или,

Вооружившись против моря бедствий,

Борьбой покончить с ним?

Не более; и знать, что этим сном покончишь

С сердечной мукою и с тысячью терзаний,

Которым плоть обречена,- о, вот исход

Многожеланный! Умереть, уснуть; Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот оно!

Какие сны в дремоте смертной снятся,

Лишь тленную стряхнем мы оболочку,- вот что

Удерживает нас. И этот довод –

Причина долговечности страданья.

Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,

Гнет притеснителей, кичливость гордецов,

Любви отвергнутой терзание, законов

Медлительность, властей бесстыдство и презренье

Ничтожества к заслуге терпеливой,

Когда бы сам все счеты мог покончить

Каким-нибудь ножом? Кто б нес такое бремя,

Стеная, весь в поту под тяготою жизни,

Когда бы страх чего-то после смерти,

В неведомой стране, откуда ни единый

Не возвращался путник, воли не смущал,

Внушая нам скорей испытанные беды

Сносить, чем к неизведанным бежать? И вот

Как совесть делает из всех нас трусов;

Вот как решимости природный цвет

Под краской мысли чахнет и бледнеет,

И предприятья важности великой,

От этих дум теченье изменив,

Теряют и названье дел.- Но тише!

Прелестная Офелия!- О нимфа!

Грехи мои в молитвах помяни!

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года. Был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать Лишь

Твою милосердую волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

О, если б совесть уберечь,

Как небо утреннее, ясной,

Чтоб непорочностью бесстрастной

Дышали дело, мысль и речь!

Но силы мрачные не дремлют,

И тучи - дети гроз и бурь -

Небес приветную лазурь

Тьмой непроглядною объемлют.

Как пламень солнечных лучей

На небе тучи заслоняют -

В нас образ Божий затемняют

Зло дел, ложь мыслей и речей.

Но смолкнут грозы, стихнут бури,

Опять заблещет солнца свет

Среди безоблачной лазури.

Мы свято совесть соблюдем,

Как небо утреннее, чистой

И радостно тропой тернистой

К последней пристани придем.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

На балконе, цветущей весною,

Как запели в садах соловьи,

Любовался я молча тобою,

Но твоих я не слушал речей:

Я как будто мечтой погружался

В глубину этих мягких очей.

Все, что радостно, чисто, прекрасно,

Что живет в задушевных мечтах,

Все сказалось так просто и ясно

Мне в чарующих этих очах.

Не могли бы их тайного смысла

Никакие слова превозмочь.

Словно ночь надо мною нависла,

Светозарная, вешняя ночь!

О, не дивись, мой друг, когда так строго

Я пред тобой молчаньем обуян;

На дне морском сокровищ много,

Но их не выдаст океан.

В душе моей загадочной есть тайны,

Которых не поведать языком,

И постигаются случайно

Они лишь сердцем, не умом.

О, пусть духовный взор твой сокровенно

Проникнет в глубину души моей,

И тайны все ее мгновенно

Легко ты разгадаешь в ней.

Так месяц глубь морскую проницает

Снопом своих серебряных лучей

И безмятежно созерцает

На дне сокровища морей.

Здесь, в тишине задумчивого сада,

Опять, о, ночь, меня застанешь ты,

И все одной душа полна мечты,

Что я калиф, а ты - Шехеразада.

Последняя нарушена преграда

Меж миром слез и дольней суеты

И царством грез и горней красоты;

Меж нами нет разлада.

Ты шепчешь мне про таинства небес,

И словно я с лица земли исчез,

Отдавшись весь твоей волшебной воле.

Калиф внимал красавице своей,

Но ты одна мне рассказала боле,

Чем в тысячу уведал он ночей.

Серия сообщений “Стихи”: стихи на разную тему: цветы, мужчина и женщина, отношения, красота, искусство,авторы-поэты, история возникновения, Часть 1 – "По лепесткам прекрасных дивных роз. "

Часто можно встретить людей, которые, оглядываясь назад, вспоминают о своей юности, об атмосфере любви в отчем доме как о чем-то безвозвратно ушедшем. Многие признаются, что жизнь их если не сломала, то искалечила. Воскресающие в памяти картины далекого детства, когда все было так светло, так прекрасно, когда общение с людьми нас радовало, согревало нашу душу, - это то, что уже никогда не придет, не повторится.

Неужели действительно так устроен мир, что мы от лучшего изменяемся к худшему? Сначала находим жемчужину, а потом теряем ее навеки в пыли и прахе страстей… Нет, конечно же мир не так устроен! Но само нравственное чувство, само стремление быть проще, лучше, чище и добрее - которое, надеюсь, ощущают все наши читатели - это Божий дар.

И таким же даром является подлинная любовь. Ни в коем случае нельзя терять это светлое, мирное, радостное состояние, свойственное верующим людям и добрым детям. Это не влюбленность - нечто мимолетное, нахлынувшее, а потом исчезнувшее, растаявшее, словно предрассветный туман, который исчезает, когда день вступает в свои права… Чистый сердцем человек умеет радоваться наступившему дню, улыбкой встречать людей; он по капле собирает любовь и возрастает в ней. Вот о таких людях мы говорим как о гармоничных, цельных натурах.

Что для цветка теплые солнечные лучи, которые приносят жизнь то для подлинной дружбы и настоящей любви Бог. И если в сознании любящего меркнет вечное Солнце Любви - Христос, человеческие чувства, сами по себе прекрасные, неизбежно омрачаются, скудеют. Душа, в конце концов, может ощутить страшную пустоту и уже не сумеет удовлетвориться общением, которое, кажется, еще вчера приносило столько радости. Отвернувшись от Бога, мы теряем разумение истинной дружбы и любви. Когда мы слишком сильно привязываемся к человеку, которого любим, он может заслонить нам Христа Спасителя. И тогда симпатии переходит в антипатии, тогда наша дружба рискует, словно судно, наткнуться на опасный риф - чувство собственничества, желание обладать, владеть другим. Здесь начинается истинное мучение, «мильон терзаний». Мы никогда не насыщаемся минутами и даже часами пребывания в обществе дорогого нам человека, потому что хотим присвоить то, что является собственностью Единого Бога.

Как важно, чтобы наши дети, вступив в отрочество, не были изуродованы грубыми страстями, но берегли сердечную чистоту - дабы никогда Солнце Любви, Христос, не зашло в их душах! Мы - родители, воспитатели, старшие - должны сами уметь любить и учить любить наших детей, чтобы они могли с радушием подать милостыню, стремились бы вместе с нами посетить болящего, почитая подобный визит самым важным и ответственным для себя делом… Мы призваны, день за днем вкладывать любовь в детское сердце, чтобы лампада этой христианской добродетели, едва затеплившись, уже никогда не погасла бы от ветра похоти, себялюбия и эгоизма.

Не оттого ли дети такие шаловливые, непоседливые, - а некоторые бывают и нервными, пугливыми, неуравновешенными, - что мы учим их чему угодно («обкармливая» их своей не слишком мудрой взрослой любовью), но не учим их любить, не взращиваем в них этого ростка; может быть, потому, что сами не знаем, как это делать… Поэт сказал:

Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.

Таким образом, любовь - это нечто бескорыстное, нечто делающее человека подобным Богу… Тот, кто подлинно любит, всегда бывает осторожным, предупредительным, боится быть навязчивым, всегда ощущает себя служащим человеку ради Христа.

В свете любви Христовой так легко увидеть темноту и непросветленность страсти, похоти, которая, просыпаясь неизбежно в сердцах отроков, юношей и девиц, будет лишать их спокойствия; которая станет со свойственной ей настойчивостью, дерзостью, даже наглостью требовать своего, сделает наших детей непослушными - как бывают непослушны необъезженные рысаки, готовые сорваться вот-вот с привязи и умчаться незнамо куда, в чисто поле… Поистине нелегко бывает молодому и неопытному существу! А таковы все девушки и юноши: сколько бы они ни читали, сколько бы ни слышали (а ныне уж - ни видели) сюжетов «на данную тему», - они толком не знают ничего.

Как легко ошибиться и принять за «звезду пленительного счастья» нечто темное, роковое, то, что скрутит все наши душевные силы, опустошит сердце, поставит нас над бездной, искалечит наше нравственное существо… Такова блудная страсть, которая оскверняет ум и сердце безобразными образами, мечтаниями, - ей безразличен даже лик человеческий, она жаждет обладания и говорит: вы мне не нужны, мне нужно ваше! Каждый из нас должен уметь вовремя опознать в себе это самолюбивое, эгоистическое, низменное чувство; через молитву и покаяние постараться подчинить его нравственному идеалу. Этот нравственный идеал именуется супружеством. Ибо если вы в мыслях называете девушку своей невестой, то как посмеете оскорбить то великое счастье, которое вам Бог даст в венчанном супружестве, настойчивостью, требовательностью страсти? Эта страсть хочет лишить вас покоя и мира, эта страсть подобна безумцу, который пилит сук, на котором сидит!

Натуры поверхностные, слабые, эгоистичные (а сейчас молодым особенно трудно дается семейная жизнь, потому что они не научились любить и даже не представляют, что такое истинная любовь) легко ломаются… Хрупкие человеческие судьбы рушатся; люди расходятся каждый в свою сторону, в мрак одиночества, нечистоты и порока. Для того чтобы этого не случилось, нужно ощутить в себе призвание к трудам любви. И если мы вспомним, что сами восхотели этих трудов, сами сказали Господу: «Да, имею сие намерение, да, приемлю этот крест», - то труды эти, горькие поначалу, по мере нашей решимости, претворятся в сладость. Царица Александра Феодоровна, которая так умела любить своего Мужа и Детей, оставила нам бесценные по нравственному богатству и многообразию духовною опыта записки о семейной жизни, в которых она учит культивировать любовь, кирпичик за кирпичиком выстраивать здание семейного счастья, никогда не отчаиваясь, никогда не опуская рук - даже если жизнь разрушает созданное, вновь и вновь браться за свой труд в надежде на помощь Божию.

Нам не нужно стыдиться малых добрых дел. К сожалению, так трудно супругам помнить эту науку христианской любви: светлое лицо, внимательное слово, предупредительный жест, вовремя поданная чашка… Как ни странно, монахи - люди, отказавшиеся добровольно от счастья семейной любви, - хорошо это понимают и чувствуют. Почему? Потому что большое видится на расстоянии. Люди, уневестившие себя Богу, размышляя о том, что они оставили, начинают конечно, без сожаления, без сокрушения - в подлинном свете христианской любви ощущать истинную высоту любви семейной. Они видят, насколько благ Творец, который создал Адама и Еву, соединил их руки, сколь велико это сокровище: иметь рядом с собою человека близкого и по душе, и по телу, единомысленного с тобою; того, кто дан тебе всегдашним земным утешителем.

Когда мы преодолеваем самих себя, превозмогая усталость и подавляя раздражение, когда, отрекаясь от собственного уныния, мы протягиваем руку тому, кто ждет от нас жертвы,- мы умираем для греха и отказываемся от своего «я». Но в ту меру, в какую умираем, и возрождаемся духовно, потому что жертвенные, бескорыстные труды делают человеческую душу все легче, все светлее и просветляют ее совершенно… Увы, в этой жизни почти что не встретишь людей, которые так умеют отдаваться любви. А ведь Любовью именуется Сам Бог! Для того чтобы сохранить любовь, нужна очень большая мудрость, которая проявляется в рассудительности и благодушии. Супруги - немощные люди. Раздражительность одного тотчас, словно огонь, перекидывается в душу другого. Загорится деревня с одной стороны, ветер разнесет пламя в мгновение ока - и вот уж все вокруг полыхает…

Супруги подобострастны - в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков. И поэтому если муж постоянно угрюм, раздражителен, то и жена нервная. Если супруга не в меру игрива, легкомысленна, то и муж часто мстит подруге жизни тем же.

Как правило, мы заражаем друг друга только пороками, передаем лишь плохое, помрачая доверившуюся нам душу. Напротив, сколь велик пред Богом человек, к которому относятся слова Писания «…если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу [свою] от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,19-20). Если ты, хотя для этого необходимы бесконечное терпение и бесконечная мудрость, умеющая видеть в любимом лучшее, - выстоишь… Душа родного тебе человека действительно перекалится, возродится, более под влиянием твоей жизни и тайной молитвы, чем твоих слов. Это пред Богом многоценно.

Супружеская мудрость заключается в том, чтобы в каждом явлении видеть светлую, а не темную сторону. Если ты истинно любишь, то должен принимать даже несправедливый укор - тем паче обоснованную жалобу или упрек - всем сердцем, всей душой, внутренне говоря: «Господи, я достоин гораздо худшего». Когда мы вдруг видим пред собою искаженный гневом и раздражением лик любимого, подумаем: если ближний мой - а кто ближе мужа, ближе жены? - так серчает на меня, то кольми паче Бог, забыв о служении Которому я соделался искусителем для этой бесконечно дорогой мне души…

К сожалению, супругов, настроенных так высоко, так философски, сейчас мало. Но каждый из нас должен стараться не позволять бытовым неурядицам, подобно серной кислоте, съедать, обращать в ничто светлое, прекрасное, радостное чувство, которое когда-то заставило нас сделать предложение руки и сердца или принять его. Только душа, испросившая у Бога терпения и долготерпения, готовая трудиться бесконечно, становится мудрой, сильной и победоносной в подвиге любви.

Насколько любовь оскверняется ревностью - этим захватническим чувством, чувством неправедной собственности, - настолько украшается любовь жертвенностью и бескорыстием, в основе которых лежит доверие… Действительно, сущее наказание - ревнивый муж, готовый к каждому придорожному столбу, к каждой тени от столба приревновать любимую жену. Непереносимое бремя - жена ревнивая! Ей мерещатся измены там, где их нет, нервы ее - как оголенный провод, она постоянными упреками преследует мужа своего.

Ревность - это болезнь, могущая довести даже до убийства и самоубийства… Тот, кто подлинно любит, доверяет. Мы рассуждаем о сердце ближнего согласно с собственными чувствами - и как сам истинно любящий чужд бывает грязных помыслов, боится запятнать идеал любви единым неверным взглядом, так он и судит о предмете своей любви. На примере наших чудесных народных песен (вспомним известную всем «Степь да степь кругом…») можно видеть, что к подобной жертвенности способны не только великие князья и княгини, не только рыцари, но и совершенно простые люди, которые, казалось бы, ничего не помышляли о «судьбах мира», высоко о себе не думали… Ибо не знатным происхождением и не имущественным положением, а глубиной христианской веры определяется этот дар бескорыстной любви.

С детских лет, слушая песню об умирающем ямщике, я задумывался о дальнейшей судьбе его супруги. И до сих пор мне кажется, что колечко она никому не отдала - потому что настоящая любовь бывает только под знаком вечности. А земная жизнь столь коротка, что, кажется, невозможно этот дар променять на что-либо другое… Мне как-то не верится, что она еще раз вышла замуж. А вам?

Говорят, что горлицы и лебеди не меняют никогда однажды выбранную половину. И в семьях священников так же устроено: батюшка и матушка колечка обручального не передают никому. По существу, так должно быть у всех, ибо Бог сотворил Адама и Еву для взаимной любви и не предусмотрел никого третьего.

А земная жизнь действительно очень скоротечна. Проходит десять, двадцать лет супружества, и если оно осенено Божиим благословением, то каждый день переживается как первый. Чувства не подтачиваются, а, напротив, становятся все сильнее: ведь Сам Бог является их источником. Вот у некогда румяной жены уже видна первая седая прядь в волосах. А жених, который так прыгал высоко, так бегал далеко, уже с одышечкой… Наконец появляется в доме палочка, на которую опираются то муж, то жена. Они выходят под ручку погреться под лучами ласкового весеннего солнышка… Подобно гальке в морском прибое они долго притирались друг к другу и даже внешне стали похожими: одна душа, одно тело, одни уста, одни глаза, одни и те же мысли… Это конечно же дар Божий, идеал, к которому никому из нас, людей женатых и замужних, не запрещено стремиться.

Неужели время властно над человеческой любовью? Неужели любовь, как и все в этом грешном мире, обречена на исчезновение? Нет, конечно: любовь сильнее смерти. Вот почему супруга, потеряв горячо любимого мужа, с которым прожито пятьдесят (а может быть, и более) лет, самым заветным местом - местом встречи - избирает могильный холмик, на котором по весне она высаживает цветы. Здесь ей особенно легко дышится; она не хочет видеть никого другого, постороннего. Здесь она общается с мужем… Любящим супругам часто не удается надолго пережить друг друга. Смотришь: неделя, две, месяц, второй прошли - и осиротевший супруг, супруга вдруг начинают таять, подобно свече… Огонек любви разгорается все ярче, душа молится и чувствует объятия того, кто уже давно покинул бренное тело. На земле нет ничего сильнее любви. Даже болезни супруги несут вместе: если кто-то один уже не встает, Господь, как правило, дает силы другому, чтобы он явился ангелом-утешителем и из его рук немощный мог принять стакан холодной воды.

Лишения и скорби только закаляют любовь, очищают ее от вредных примесей. Любовь испытывается, как злато в горниле… Православные жених и невеста в таинстве венчания пьют из золотой чаши крепкое и сладкое вино супружества, свидетельствуя о готовности вместе принять от руки Божией все, что ни пошлет им Промысл Господень, будь то радость или скорбь. Это и объединяется одним названием - «счастье», если жизненный крест супруги несут вместе. И дай Бог, чтобы все мы пленились, уязвились, возгорелись жаждой любить искренно и нежно, свято и возвышенно, а самое главное - жертвенно, не смущаясь тем, что вокруг нас примеров любви становится все меньше и меньше… Дай нам Бог истинно верить и любить, чтобы под влиянием веры любовь теплела, а любовь возводила веру в степень дерзновения.

Здесь, на земле, мы с особым благоговением относимся к людям, наделенным способностью любить. У них можно учиться даже без наставлений с их стороны. Такой человек, получивший от Бога дар жертвенной любви, всегда оставляет светлый след в нашей памяти; более того, вдохновляет нас и тогда, когда полная ночь, сумерки опустились над нашей главой… Но будем помнить, что к большой любви, способности вместить в сердце всех и вся, люди восходят постепенно, не вдруг и не сразу. Если разобраться, то Господь для того и вдохнул в нас сыновнюю любовь - никогда не пресекающееся чувство благодарности к матери; родительскую любовь - никогда не изменяющее нам желание служить и трудиться ради благополучия детей; вдохнул в нас дружество - стремление быть рядом с человеком, который без слов понимает и поддерживает нас тогда, когда мы об этом даже не просим; супружескую любовь, ради которой мы оставляем отца и матерь и прилепляемся к своей половине… Все это - ради того, чтобы от различных малых опытов земной христианской любви нам взойти к любви подлинно духовной.

Плохо ты любишь свою жену, если, упиваясь чувством, ты становишься глухим и равнодушным к страданиям этого мира! Плохо ты любишь своих детей, если, полагая жизнь за них в подвигах родительской любви, равнодушно смотришь на чужих: неприкаянных, сирых, несогретых, необласканных… И только тогда мы любим правильно - детей, друга, жену, - когда от низшего восходим к высшему. А высшим для нас является Евангельская заповедь: «…будьте совершенны, как coвершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Как солнце посылает лучи свои на благих и худых, как дождь орошает лице не различая невинного от заслужившего наказания, нам должно любить жертвенно, ничего себе не оставляя.

Но не будем обольщаться, друзья. Не будем думать, что если мы действительно изберем любовь своей путеводной звездой, нас поймут в этой жизни, оценят и похвалят, напишут наши имена на скрижалях истории. Не будем думать, что потомки поклонятся нам низко… Крест Иисуса Христа свидетельствует, что истинная любовь в этой жизни часто бывает непонятой, оболганной, ее распинают, от нее отворачиваются в негодовании, на нее клевещут. Человеку, идущему стезей любви Евангельской, дарует Свою поддержку Единый Господь, исполняя сердце усердного христианина духовным утешением. Великое благо - видеть над собой духовное небо и пребывать в живом общении с угодниками Божиими, каждый из которых одержал победу над рознью мира и усовершенствовался в любви. Утешают нас и сродники, души которых, как звездочки, мерцают над нашими головами, следят за нами из вечности, молятся за нас. С ними мы обретем, если только донесем свечу веры и любви до могилы, вечный и нетленный союз.

На этой ноте мне хотелось бы завершить духовное и лирическое размышление о любви: потому что там, где любовь, - там Бог, там земля смыкается с небом, вечное со временным, а сама жизнь наша становится раем, поставляя пред Престолом Всевышнего, имя Которому - Любовь.

Сценарий общешкольного мероприятия «Роль семейных и православных традиций в духовно-нравственном воспитании ребенка» в рамках Рождественских чтений

«НАУЧИ МЕНЯ, БОЖЕ, ЛЮБИТЬ"
Литературно-музыкальная гостиная

Учитель химии

Цели:

- развитие православных традиций;

- совершенствование форм организации досуга;

- включённость зрителей в эмоционально-ценностный опыт мышления и действий посредством раскрытия творческого потенциала учащихся и педагогического коллектива.

Задачи:

- воспитание у детей чувства любви, милосердия, доброты;

- развитие исполнительских способностей у учащихся, умения сотрудничать в коллективной деятельности с педагогами;

- воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и эстетического сознания;

Оформление зала: технические средства: фортепиано, экран, мультимедийный проектор, ноутбук для воспроизведения музыкального ряда; костюмы для танца; презентация в формате Microsoft Power Point

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись "Флейта, рояль и скрипка" композитор Ю.Пастернак.

2. Ведущий 1 :

Кто богу дни свои вверяет

И чтит его святой завет,

Того он чудно охраняет

Средь жизни, горести и бед.

Ведущий 2:

Все хочет петь и славить Бога

Заря, и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога -

Они зовут за словом слово,

И песню их из века в век

В иных созвучьях слышит снова

И повторяет человек.

3. Песня в исполнении учителей "Научи меня, Боже, любить...

4. Музыкально- поэтическая строка : О.Васичко "Рождественская звезда".... Б.Пастернак (отрывок)

Рождественская звезда

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

- А кто вы такие? – спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

1947 г.

5. Ведущий 1 :

Есть один очарованный храм,

Где молюсь я и ночью, и днем,

Но не свечи колышутся там,

А лучистыеи звезды - огнем.....

6. Инсценировка притчи «Дорога в храм»

Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным. "Что Вы тут делаете?" - задал вопрос пилигрим. Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил: "Что, не видишь, камни ворочаю". Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал: "Не видишь разве? Деньги зарабатываю!" Пилигрим почему-то был неудовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал: "Я здесь строю дорогу к храму".

7. Поэтическая строка "Опять я нарушил..."

Опять я нарушил какую-то заповедь Божью,

Иначе бы я не молился вечерней звезде,

Иначе бы мне не пришлось с неприкаянной дрожью

Бродить по безлюдью, скитаться неведомо где.

Опять я в душе не услышал Господнее слово,

Господнее слово меня обошло стороной,

И я в глухоту и в безмолвие слепо закован,

Всевышняя милость сегодня побрезгала мной.

Господь, Твое имя наполнило воздухом детство

И крест Твой вселенский - моих утоление плеч,

И мне никуда от Твоих откровений не деться,

И даже в молчаньи слышна Твоя вещая речь.

8. Инсценировка притчи "СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ"

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные - и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья - и видел лишь одну. Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа: - Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь ответил: - Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках.

9. Фортепиано Бах «Настроение»

10. Поэтическое слово "Человек в пути "М.Алигер


Я хочу быть твоею милой.
Я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
насущным хлебом,
над тобою летящим небом.

Если ты собьешься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги
без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,
я ручьем обернусь однажды,-
подойди, наклонись, испей.

Если ты отдохнуть захочешь
посредине кромешной ночи,
все равно -
в горах ли, в лесах ли,-
встану дымом над кровлей сакли,
вспыхну теплым цветком огня,
чтобы ты увидал меня.

Всем, что любо тебе на свете,
обернуться готова я.
Подойди к окну на рассвете
и во всем угадай меня.

Это я, вступив в поединок
с целым войском сухих травинок,
встала лютиком у плетня,
чтобы ты пожалел меня.

Это я обернулась птицей,
переливчатою синицей,
и пою у истока дня,
чтобы ты услыхал меня.
Это я в оборотном свисте
соловья.
Распустились листья,
в лепестках - роса.
Это - я.
Это - я.
Облака над садом...
Хорошо тебе?
Значит, рядом,
над тобою - любовь моя!
Я узнала тебя из многих,
нераздельны наши дороги,
понимаешь, мой человек?
Где б ты ни был, меня ты встретишь
все равно ты меня заметишь
и полюбишь меня навек.

11. Инсценировка притчи "Женщина плачет"

Маленький мальчик спросил маму: "Почему ты плачешь?"
- Потому что я - женщина.
- Я не понимаю!
Мама обняла его и сказала: "Этого ты не поймёшь никогда".
Тогда мальчик спросил у отца "Почему мама иногда плачет без причин?" - "Все женщины иногда плачут без причин" - всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: "Почему же женщины плачут?"
Наконец он спросил у Бога. И Бог ответил:
"Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать детскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда не причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И, наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их, где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске, её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь".

12. Инсценировка притчи "Девушка и ромашки"

Счастье бежало по полю... Так быстро, весело и безмятежно, что не заметило ямы и угодило в нее. Cидит на дне этой ямы и плачет. Люди узнали об этом и стали приходить к яме, чтобы посмотреть на это чудо. Cчастье исполняло их желания, и они уходили, счастливые и довольные. Однажды мимо этого места шел молодой человек. Он остановился у края ямы и долго наблюдал, как люди загадывают всё новые и новые желания, а потом подал руку и вызволил счастье из плена. "Что ты хочешь? Я исполню твое любое желание", - спросило Счастье. А молодой человек ничего не ответил, и пошел дальше своей дорогой. А Счастье побежало рядом...

13. Танец со свечами.

14. Ведущий 1:

Родная Русь!Как прежде ты чиста,

Хоть весь твой путь забрызган клеветою;

Ты по стопам распятого Христа

Идешь все той же светлою стезею!

Растила ты сынов, богатырей,

Вливала в них божественное пламя,

Клоня чело у правды алтарей,

Над миром зла - любви вздымала знамя...

15. Поэтическое слово "Мой лейтенант...." Д.Гранин

16. Фортепиано Бах «Прелюдия».

17.Поэтическое слово "Я попросил у Бога...."

Я попросил у Бога забрать мою гордыню …

Я попросил у Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога вылечить мою дочь, прикованную к постели, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что терпение - результат испытаний. Его не дают, его заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня.

Я попросил Бога беречь меня от боли, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.

Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.

Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я попросил мудрости, и Бог послал мне вопросы, над которыми нужно ломать голову.

Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

Я попросил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.

Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.

Я не получил ничего из того, что просил.

Я получил все, что мне было нужно.

Бог внял моим молитвам.

18. Поэтическое слово Киплинг "Молитва перед битвой"

Пала на земли и воды

Ярости мрачная тень

Восстали на нас народы

Тёмен грядущий день.

Но, извлекая из ножен

Мечи, да страшатся враги

К Тебе притекаем, Боже!

Господи, помоги!

Воинств небесных Владыка

Суди не по нашим делам

Мы в неразумии диком

Творили неистово срам.

Но каемся и умоляем -

Рабов неразумных прости,

На милость Твою уповаем

Дай силы на смерть идти.

А тот, из среды нашей воин,

Что истиной не просвещён,

Тобою дарованной, молим:

Да будет и он прощён.

Веры его неправой

Господи, в грех не вмени

А если вернёмся со славой

Вину его нам помяни.

От поисков суетной чести

О, Сущий на небеси,

И от необузданной мести

И страсти иной упаси.

И нас укрепи, недостойных,

Дабы сражённый в борьбе

Без судорог безпокойных

Сумел отойти к Тебе.

Владычице Пресвятая

Да не оставиши нас

Ныне к тебе прибегаем

В страшный и смертный час

Прощается грешному много

Молитвой твоей преблагой

Когда возвращается к Богу

Душа из юдоли земной.

Подходит воинство вражье.

Близок последний бой.

Даруй нам победу, Блаже!

Отцы побеждали Тобой!

Сияньем знамений чудных

Не Ты ли мир просветил.

День наступает судный.

Услыши нас, Боже Сил.

19. Песня в исполнении учителей : дуэт" Молитва"Окуджава Б.

20.Исполнение притчи «Ангел»

Жил в старой деревне отшельник-горбун.
Его опасались, его не любили,
Шли слухи о нем, будто Он – злой колдун,
и люди его стороной обходили.

Бродил по деревне Он с ветхим мешком
в пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.

А люди глумились, шепча за спиной:
рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
что у него вместо пальцев копыта.

Однажды в деревню вселилась беда:
то всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом в июле придут холода,
то волки порежут на пастбище стадо.

Настали тревожные, тяжкие дни,
придётся им туго зимой без зерна.
Не зная что делать, решили они:
"Горбун виноват! Смерть тебе, Сатана!

Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
Он там, он в землянке живет как изгнанник!"
И двинулись скопом. И в каждой руке,
зажат был в дороге подобранный камень.

Он шел им навстречу, печален и тих,
Он всё уже знал, Он не глупый, Он понял.
И Он не свернул, Он не скрылся от них
и только лицо свое прятал в ладонях.

Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!
Камнями по телу, но сердцу больней.
На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний…»

Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
"Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!"
Пальто все в крови он с убитого скинул.

В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли,
«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба,
под старым пальто белоснежные крылья…

И мимо землянки, глаза опустив,
проходят жестокие глупые люди.
Всевышний, быть может, им все же простит,
но Ангела больше уж рядом не будет...

21. Фортепиано :Бах Ф.Э.«Фантазия»

22. Ведущий 2: (заключительное слово из молитвенного опыта Матери Терезы Калькуттской)

Необходимо найти время на раздумья.

Необходимо найти время на молитву.

Необходимо найти время на улыбку - это источник силы.

Необходимо найти время на отдых.

Необходимо найти время, чтобы любить и быть любимым.

Необходимо найти время, чтобы отдавать другим, - это секрет непрекращающейся любви, это привилегия, которую дал Бог.

Это признание того, что день слишком короток, чтобы быть себялюбцем.

Необходимо найти время на чтение.

Необходимо найти время на дружбу.

Необходимо найти время на труд - это фонтан мудрости.

Это дорога к счастью. Это цена успеха.

Необходимо найти время на милосердие - это ключ от Неба.

Научи меня ходить по облакам,
Научи, ведь ты же Бог и ты всё можешь.
На Земле есть те, кто молятся деньгам,
Хотят всех заставить им молиться тоже.

Я хочу быть не над ними и не с ними.
Босиком уйти по белым облакам.
Ноги сбил, идя дорогами земными,
Средь людей здесь по ухабам и камням.

На Земле живёт народов разных много,
Хвалят все язык свой, веру и уклад.
Своего, другим навязывая Бога,
Несогласным, здесь внизу устроив Ад.

Человек слаб телом, разумом ничтожен,
Облик Твой в...

Научите меня верить в Бога,
И молитвы читать по ночам.
Покажите мне к храму дорогу,
и поставьте к святым образам.

Покажите мне, как в Бога верить,
Не прося себе блага взамен.
И поверить - есть чистые двери,
И дорога в страну перемен.

Верить надо мне в силу молитвы,
Глядя в светлые лица икон,
Чтобы с запахом воска и мирты,
Мне открылся бы Божий закон.

Чтоб под шёпот молитвы зовущей,
Видя свет от церковной свечи,
Что-то стало бы чище и лучше
Для уставшей, заблудшей души.

Научи меня забывать
Научи меня снов не видеть
Научи меня не прощать
Научи меня ненавидеть
Ну, пожалуйста, научи
Покажи мне дорогу к Свету
Я хочу погрузиться в Лету
И прошу тебя - не молчи
Ты освоил науку эту
Научи меня, научи...

Научи меня любить,
Ветер в поле, он так волен.
Полной грудью воздух пить,
Не склоняться своей доле

Научи встречать рассвет,
И ценить свободы сладость.
И росы жемчужный след.
И родного неба ясность.

Научи меня любить,
По ночам летать на воле
Заново саму себя слепить,
Не склонятся ивушкою в поле.

Научи сплетать слова,
В стихотворные куплеты.
Из букв сплетая кружева,
Убранство для родной планеты.

Научи меня любить,
Уважать свои желания.
Чувства сердца отпустить,
Завершив...

Научил меня жить, научил меня верить,
И, не глядя назад, научил меня ждать.
Этой странной любви невозможно измерить,
Невозможно простить, или просто понять.

Всё, что есть – только ты. Мне не нужно другого.
Очень жаль, что при всех мне тебя не обнять.
Между мной и тобой – три коротеньких слова.
Я хочу их на ушко тебе прошептать.

Ты прости, что порой я такой невозможный.
Может быть, это дождь не даёт мне уснуть.
Я не знал, что любить иностранца так сложно,
И порой от тоски...

Научи меня Небо молчанию,
Дай свою глубину и покой.
Подари их огромность сознанию,
Чтобы им, мир объять под тобой.

Научи меня Небо терпению,
Я устал от порывов души.
Помоги, цЕну вспомнить мгновению,
Чтобы им, наслаждаться в тиши.

Научи меня Небо возможности,
Пропустив сквозь себя всё, не брать.
И не вняв, гласу гнева и гордости,
Всегда взвесив всё, в жизни решать.

Научи меня Небо открытости,
Отрешённой от тягот мирских.
Чтобы в ней, оставаясь я личностью,
Мог принять...

«У меня есть странная привычка
иногда слушаться хороших, добрых, умных людей»
(Захар Прилепин)

Научите меня жить
весело и ярко.
И рискну предположить –
лучше нет подарка.
Я такое замучу!
И на всю печёнку
так зажгу, что засвечу
фото-кино-плёнку…

Научите меня жить
праведно и честно.
Чтоб себе не удружить
карою небесной.
Дайте мне такой совет,
чем потом бы хвастать.
Да чтоб после сорок лет
по жаре не шастать…

Научите меня жить
сыто и богато.
И чтоб...

Научи меня пенью ручья,
Остроте соколиного взора,
Покажи первозданья очаг,
Где рождается течь небосвода.

Объясни мне закон естества,
Облачи в невесомость эфира,
Чтоб вкусить, как младая листва,
Пробежится под беглою силой.

И в янтарных стрелах светила,
Что срывают ночную завесу,
Научи меня жить в этом мире,
Как невинного чувством младенца.

Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна - 2 (15) июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, великий князь, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана. Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879-1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).
С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи.
Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила…», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). Сам написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова.
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментарими в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.
Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».


Молитва


Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.


Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.


Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!



Колокола


Несется благовест... Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла.


Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест: и ласково, и нежно
С далекой родины гудят колокола.