Из истории русского языка. Ушедшие буквы

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Из истории алфавита

Сценарий школьного вечера

Вечер проводится с целью воспитания у учащихся бережного отношения к родному языку, развития интереса к его глубокому изучению как на уроках, так и во внеурочное время.

Оформление зала: на заднике сцены помещены древнерусский и современный русский алфавиты.

ХОД ВЕЧЕРА

1-й ведущий . Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

2-й ведущий . Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

3-й ведущий . Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой. А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука ?

Ответ . Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита ). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки .

3-й ведущий . Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.

1-й ведущий . Почти все известные алфавитные системы письма имеют общее происхождение: они восходят к семитскому письму Финикии, Сирии и Палестины II тысячелетия до н.э. Это письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков). Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы. В своем классическом варианте, сформировавшемся в Афинах, греческий алфавит включал 24 буквы – 17 согласных и 7 гласных.

2-й ведущий . Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо.

3-й ведущий . В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим. Окончательно сформировался классический латинский алфавит в I веке до н.э. В эту эпоху латинский алфавит (латиница) включал 23 буквы. Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, некоторые изменили свое звуковое значение, некоторые были созданы заново. Изменились и названия букв: A – а , B – бэ , C – це , D – дэ , E – э , F – эф и т.п.

1-й ведущий . В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо – единственно допускаемым письмом для богослужебных книг. На латинском языке писали в Средние века и научные трактаты. В результате латинский язык был на протяжении столетий международным языком европейского культурного мира, а латинский алфавит был принят подавляющим большинством европейских народов.

2-й ведущий . Алфавиты, построенные на основе латиницы, употребляются в настоящее время большинством народов Европы, таковы же и все письменные системы Америки и Австралии, большинство алфавитов стран Африки, некоторые алфавиты народов Азии. Латинским письмом пользуется сейчас треть населения мира.

3-й ведущий . Приспособление латиницы к разным языкам вызвало необходимость дополнить алфавит знаками для передачи особых фонем, характерных для этих языков. Осуществлялось это путем введения диакритик и сочетаний букв.

1-й ведущий . В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. С этой целью он снарядил посольство в Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий направили в Моравию греков – ученого мужа Константина Философа и его старшего брата Мефодия. Родом они были из Солуни (по-гречески Салоники), где жило много славян.

2-й ведущий . Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.

3-й ведущий . Старославянский язык во многом искусственный: чтобы передавать многие книжные и христианские понятия, создатели славянской письменности придумывали слова, пользуясь как славянскими морфемами, так и заимствованиями из греческого. Этот язык, впервые донесший до славян текст Священного Писания, на столетия стал языком славянской культуры. На Русь письменность пришла в X веке (после крещения Владимиром в 988 году), но первые дошедшие до наших дней рукописные книги относятся к XI веку.

1-й ведущий . Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов.

2-й ведущий . Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии – предоставляется...

Сообщение ученика

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.
Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году. Узнав от императора, что ему предстоит проповедовать христианство в Великой Моравии, Константин сказал: «Хотя тело мое утомлено, хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка». Услышав, что букв нет, он возразил: «Как можно на воде слова писать...». Император ответил ему: «Если ты захочешь, Бог тебе их даст». Затворившись в монастыре Полихрон, братья выполнили свою великую задачу.
В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл. Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года.
Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства. Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года.
Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились.

3-й ведущий . Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово ). Так, надписи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. Но ведь Константин Философ перед тем, как уехать в Моравию, составил какую-то одну азбуку...

1-й ведущий . Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.

2-й ведущий . Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей.

3-й ведущий . Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий. Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица. Древнерусские книжники иногда применяли глаголические буквы для тайнописи. На Русь кириллица пришла в 988 г. вместе с крещением.

Слово для сообщения о глаголице предоставляется...

Сообщение ученика

Глаголица – изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность.
Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица – с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник (вероятно, символ Троицы) и круг (возможно, символизирующий вечность, бесконечность, полноту Бога).
Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э , а исчезло намного больше.

1-й ведущий . Кириллица – древнерусская азбука – связана близким родством с латиницей. Они, хотя и появились в разное время, восходят к греческому алфавиту: латиница – к западногреческому, а кириллица – к восточному, классическому греческому.

2-й ведущий . Когда алфавит, созданный для одного языка, начинает использоваться для другого, обычно возникают некоторые неудобства. Звуковой состав языков в большей или меньшей степени не совпадает, поэтому при заимствовании алфавита, во-первых, появляются лишние буквы (передающие не существующие в данном языке звуки), а, во-вторых, некоторые звуки, специфичные для данного языка, остаются «не обслуженными» алфавитом.

3-й ведущий . К 24 буквам греческого письма были добавлены 19 букв для обозначения особых славянских фонем. Как и в греческом алфавите, каждая буква имела свое название. Большинство этих названий были реальными словами со своими языковыми значениями. Объявляется конкурс «Кто больше?» (кто больше вспомнит названий букв кириллицы).

Ответ . Аз, буки, веди, глаголь, живете, зело, добро, покой, слово, земля и др.

1-й ведущий . Назовите несколько букв, которые были добавлены к 24 существовавшим в греческом алфавите для передачи особых славянских звуков.

Ответ . Это «буки», «живете», «зело», «люди», «мыслете», «цы», «червь», «ша», «юс малый», «юс большой», «ю» и др.

2-й ведущий . Буквы употреблялись и для обозначения чисел. В этом случае над буквами стояли титла. Приведите примеры.

Ответ . «Аз» – 1, «веди» – 2, «глаголь» – 3, «есть» – 5, «люди» – 30, «твердо» – 300 и т.д.

3-й ведущий . Современный русский алфавит восходит к кириллице, которая отличалась от него составом букв, их начертанием и названиями. Первоначально кириллица включала 43 буквы. Некоторые из них с самого начала были дублетными, обозначали одни и те же фонемы. Другие буквы становились дублетными в связи с изменениями в фонетической системе.

1-й ведущий . Из русского алфавита исчезли многие буквы. Приведите примеры.

Ответ . Это «зело», «омега», «ять», «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «фита», «ижица» и др.

2-й ведущий . А сейчас слово предоставим знатокам, которые дадут лингвистический комментарий.

Знаток . Дублетные буквы – это буквы, которые использовались для записи одного и того же звука. Так, буквы о – «он», и – «омега» передавали в греческом языке разницу между кратким [о] и долгим [о], но в славянских диалектах эти звуки не различались. Одна из двух букв, «омега», являлась избыточной. В южнославянских текстах буква «юс малый» соответствовала особому носовому звуку, у восточных славян такого звука не было. В результате тоже появились дублетные буквы.
В южнославянских текстах буква «юс большой» также соотносилась с другим особым носовым звуком, восточные славяне приспособили ее для передачи звука [у], и она вступила в дублетные отношения с буквой оу – «ук» (диграф – сочетание двух букв, передающее один звук).
В кириллице существовало еще несколько рядов дублирующих друг друга букв, например: «зело» и «земля»; «иже», «и» и «ижица»; «он», «омега» и «о звательное»; со временем в этот же ряд попали буквы «есть», «е» и «ять»; «фита» и «ферт». Кроме того, были буквы, которые передавали сочетание звуков, например: «от», «кси», «пси». Эти буквы дублировали написание звуковых сочетаний при помощи отдельных букв (о + т, к + с, п + с ) . На первый взгляд может показаться, что дублетные буквы не затруднят того, кто взялся пользоваться таким перегруженным алфавитом. Ведь одну из букв можно просто не использовать, нужно только выбрать какую... Однако не стоит забывать, что в восточнославянских землях кириллица появилась вместе с христианством, т.е. с текстами, передающими основы христианского учения, и была воспринята как священный алфавит. Текст и алфавит были неразделимы. Восточнославянские писцы в начале XI в. переписывали южнославянские книги, стараясь как можно точнее копировать встречающиеся там написания. Второе возможное решение проблемы дублетных букв еще проще: не ломая голову над выбором, бери наугад любую букву, которая больше нравится. Но это очень затруднит чтение и письмо, когда одно и то же слово можно написать по-разному. Постепенно дублетные буквы устраняли из алфавита. Так исчезло более 10 букв.

Знаток . До XIV в. буквы и («иже») и i («и») традиционно распределялись так: буква i считалась необязательной, ее использовали в конце слов и особенно в конце строки, когда не было места и требовалось «ужать» текст. После XIV в. они распределились согласно правилу: пишем i перед гласной, а также перед й , во всех остальных случаях пиши и . Это правило дожило до XX в. и было отменено только после Октября 1917 г.
Книжник Константин Костнеческий работал при Ресавском монастыре в Сербии. Он был представителем самой авторитетной в то время Тырновской школы. Образцом для Константина Костнеческого был греческий алфавит. Поэтому он считал, что слова, заимствованные из греческого языка, нужно писать, копируя греческий образец. Так была определена роль букв «фита», «кси» и «пси». Например, имя Фома следовало писать с «фитой», имя Ксения – через «кси», слово псалом – через «пси». Вот как звучало правило употребления буквы «пси», которое усваивало не одно поколение восточнославянских книжников: «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем».
Константин Костнеческий впервые предложил общие правила распределения на письме дублетных букв. Эти правила учитывали форму слова, позицию звука, а иногда и значение слова. Так, букву – «омега» – стали писать в формах множественного числа, во всех других случаях писали букву он : богы – б г въ .

3-й ведущий . Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. В начале XVII в. ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Но не во власти Мелетия Смотрицкого было запретить использовать ту или иную букву. Реформу азбуки в начале XVIII в. провел Петр I. Он своей властью попытался исключить из алфавита следующие буквы: «и десятеричное», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица», «кси», «пси», «от», – а также все надстрочные знаки. Это решение встретило сопротивление ученых-книжников, оберегавших традиции русского письма. В результате было принято компромиссное решение. Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв – прописные и строчные – и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708–1710 гг. разделила единый алфавит на два: один – традиционный (для написания церковных книг, а другой – новый, светский, гражданский). «При Петре Великом, – шутливо писал М.В. Ломоносов, – не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» (имеется в виду гражданская азбука).
Четверть века спустя Российская академия наук продолжила реформирование алфавита, начатое Петром. В 1735 г. она исключила из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й . В 1797 г. Н.М. Карамзин предложил передавать звуковой комплекс (диграф) iо (jо) изобретенной им буквой ё . Алфавит до реформы 1918 г. выглядел так (демонстрируется слайд).

1-й ведущий . В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв. Ответив на следующие вопросы, вы узнаете, что это за буквы.

Вопрос . Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Какая это буква и почему ее так называли?

Ответ . Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений. Почему? Да потому, что буквы и е обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер и ветер . В слове вечер писали е , а в слове ветер – . Приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

Знаток . Переводчик Дмитрий Иванович Языков писал: «Буква , потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».
Зазубривать слова, в которых следовало писать , было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву:

Блый, блдный, бдный бсъ
Убжалъ, бдняга, въ лсъ,
Лшимъ по лсу онъ бгалъ,
Рдькой съ хрномъ пообдалъ...

Об избавлении от буквы мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права.

Вопрос . Какая буква выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут? Почему эта буква была «изгнана» из алфавита?

Ответ . Это буква «ижица» – . Возьмем три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «Вселенная» и миро – «душистое вещество». В данных словах один и тот же звук [и] обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир) , во втором – i (мiр) , в третьем «ижицу» ро) . Так как буква «ижица» напоминала перевернутый кнут, то пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

Знаток . А.С. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала «Вестник Европы» М.Т. Каченовского, восстанавливающего во всех текстах «ижицу», которую, по мнению многих, давно пора выкинуть из русского алфавита!

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный «Вестник» свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал «ижицу» живой.

Однако «ижица» просуществовала до реформы 1918 года.

Вопрос . Как вы думаете, почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах?

Ответ . Фамилия Федоров могла писаться двояко: и через ф («ферт»), и через «фиту». Буквы ф («ферт») и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а обозначали один и тот же звук.

Знаток . Еще в 1748 году В.К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал: «На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать “фиту” и где ф ? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

Вопрос . Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами? Почему эта буква была самой дорогой буквой мира?

Ответ . Буква «ер» (ъ) , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной корня (съезд, объявление, взъерошенный) . А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ . Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Знаток . Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек. А сколько это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если на набор «Войны и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни твердые знаки. А сколько бумаги тратилось зря!

2-й ведущий . В 1735 году в алфавит были введены две буквы: э и й . Слово предоставляется знатокам.

Знаток . Буква э сравнительно молодая. Она появилась в азбуке, как было сказано, только в 1735 г. Встретили ее неприветливо. Писатель А.П. Сумароков называл эту букву «уродом», М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» не включил ее в азбуку, обосновав свое решение таким образом: «Вновь вымышленное, или, справедливее сказать, старое е , на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно, ибо 1) буква е ... может служить и в местоимении етот , и в междометии ей ; 2) для чужестранных выговоров вымышлять новые буквы весьма невыгодное дело... 3) ежели для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую».
Итак, М.В. Ломоносов считал, что без этой буквы вполне можно обойтись. Она и в современном русском языке не очень-то «своя»: обозначает твердость предшествующего согласного, и то очень «робко», лишь в заимствованных словах (для русских слов необходимости в этом нет). С буквы э начинается всего несколько русских слов, притом только местоимений и междометий: эва, эвон, эге, эге-ге, эй, экий, этак (эдак), этакий (эдакий), этот (эта, это, эти), эх, эхма, эхе-хе . Все остальные слова, начинающиеся с э , – слова-иностранцы: эврика, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, экспорт, экстренный, электричество, элемент, эстетика и т.д.
В древнерусском языке были две буквы: «есть» и «е йотированная». Первая передавала звук [э] после согласных (причем перед этим звуком согласный несколько смягчался – был полумягким), а вторую букву использовали для передачи в начале слова и после гласных. Потом букву «е йотированная» перестали употреблять, и ее функции отошли к букве «есть». Она стала выполнять две «работы»: указывать на мягкость предшествующего согласного и передавать сочетание (эти функции буква е выполняет и сейчас в исконно русских словах). В специальной букве, обозначающей твердость предшествующего согласного, просто не было нужды: твердые согласные перед [э] не употребляли, а в начале слова произносили только .
Когда в русский язык из других языков начали проникать слова с начальным [э] без предшествующего [j], то такое [э] стали передавать буквой «есть». Создалось неудобство: когда надо читать начальное е «есть» как [э], а когда как ? Начались колебания в произношении. Мы сейчас говорим Европа, Египет, епископ с именно потому, что в этих заимствованных из греческого языка словах пишется буква е . В книгах можно встретить написание Ермитаж , тогда как в современном языке оно произносится без [j]. Так что буква э не лишняя, она пригодилась русскому письму.

Знаток . Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э , тоже в 1735 г., хотя ее начали употреблять гораздо раньше – в XVI–XVII вв., а до того писали обычное и : например, доброи (т.е. добрый ).
Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что она составлена была из буквы и , над которой писали значок, называемый кратка – «и с краткой ». А потом, не понимая, что это за кратка , люди стали говорить и краткое , а раз и , то решили, что эта буква передает гласный звук. А на самом деле она передает согласную фонему , которая представлена в речи либо согласным звуком [j]: лка (елка) (но в этом случае буква й как раз и не пишется), либо согласным [й]: мой, майка, мойка, сарай .

3-й ведущий . Самая молодая буква в русском алфавите – это буква ё . Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. В 1797 г. писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё .

Знаток . До этого для обозначения ударного [о] после мягких согласных использовали диграф , введенный в 1735 г., например: слiозы, всiо . А еще раньше, в древнерусском языке, звук [о] после мягких согласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс, Пётр произносили мед, слезы, нес, Петр с [э]. В XVIII и в начале XIX в. такое произношение было свойственно высокому стилю. Вот, например, рифмы Гаврилы Романовича Державина: течет – нет, пчелку – стрелку, в издевку – девку, от весел – был весел . Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

1-й ведущий . Итак, наши буквы имеют более чем десятивековую историю. Своими первоистоками они восходят к просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия, которые и воздвигли основание величественному зданию славянской культуры. И самое удивительное здесь то, что славяне получили благодаря им свою письменность сразу в тех зрелых и совершенных формах, которые вырабатывались в греческом тексте оригиналов многие столетия.

2-й ведущий . Каждый народ считает рождение национальной письменности особой вехой в своей истории. Не всегда удается определить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале своей грамоты. Мы с точностью до года знаем не только время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.

3-й ведущий . Сегодня мы вспомнили, откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произошло литературное богатство Руси. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» – восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян – Кирилла и Мефодия.

Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможна без знания истории создания родной письменности, истории языка.

Игровая часть вечера

1. Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке.

Гостиница, гигиена, беззаконие, акробатика, айсберг, батискаф, гидрокостюм, безмолвие, ботинки, вибрация, вкладка, гидра, акростих, альтруист, виадук, гамбургер, видение, аксиома, академик, акселерация.

2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни.

3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит.

4. Игра «Лесенка». Из существительных, начинающихся с буквы о , составьте лесенку. Лесенка состоит из девяти ступенек. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.

5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а .

6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения.

7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква .

8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний?

Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть (В.Альфьери) ;

Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе прожить ее ничтожно (Б.Дизраэли) ;

Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь (Леонардо да Винчи) ;

Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах) ;

Великие мысли исходят из сердца (Л.Вовенарг) ;

Бояться надо не смерти, а пустой жизни (Б.Брехт) ;

Человек без характера – все равно что кормилица без молока, солдат без оружия или путешественник без денег (О.Петье) .

9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит ?

10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы.

Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он аза в глаза не видел. Сидеть на азах. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки. Аз да буки не избавят от муки. Прописным азом ноги растопырил. Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки. Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако. Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто.

11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...».

Литература

1. Григорян Л.Т . Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.

2. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

3. Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996.

4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998.

5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.

МОУ «ПАВЛОВСКАЯ ООШ»

Лингвистический праздник для 5-9 классов

«История нашей азбуки»

2 ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они переписывали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1 ведущий. Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре .

2 ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника . Их детство прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1 ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать Кирилл, младший из братьев. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2 ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.

На сцену выходит Кирилл и Приезжий человек.

Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл. И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в это не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят со сцены, затем вновь возвращаются.

1 ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своём желании?

Кирилл. Я о нём не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне понятны.

Кирилл и Приезжий человек уходят за кулисы, затем выходят уже взрослые Кирилл и Мефодий, садятся за стол, что-то пишут во время рассказа ведущих.

2 ведущий. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью.

1 ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учиться в Константинополе.

2 ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мёртвым грузом.

1 ведущий. По поручению византийского императора Михаила 3 Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.

2 ведущий. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы, указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.

Кирилл и Мефодий уходят за кулисы.

1 ведущий. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.

2 ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.

1 ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.

2 ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1 ведущий. Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.

На сцену выходит военный в мундире и в треуголке.

Военный. Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются.

Военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.

2 ведущий. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.

Военный. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

Военный прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.

1 ведущий. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.

На сцену выходит Красноармеец в будёновке.

Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.

Красноармеец подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

2 ведущий. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя - shch. В русском языке есть и специальные буквы для изображения сочетаний звуков «if" и "io".

1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.

2 ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

На сцену выходят две команды игроков и ведущий викторины.

Викторина

Учитель. Теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к лингвистической викторине. Прежде чем начнётся это соревнование, представляю вам его участников.

Учитель представляет игроков двух команд.

Учитель. А теперь позвольте представить жюри

1 тур - разминка.

· Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.

Календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.

Кто больше за 1 минуту запишет слов с корнем - един -

Вспомните как можно больше названий букв кириллицы. Называть буквы надо по очереди.

1 тур - викторина. На обдумывание даётся не более 30 секунд. Жюри оценит, насколько ваш ответ был полным и грамотным.

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Азбука - слово исконно русское по происхождению, алфавит - греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков.

Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит - то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

Где используется алфавитный порядок?

Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова.

Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин

Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв?

Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь»

Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.

Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.

В каком веке была проведена первая реформа азбуки?

В начале 18 века при Петре 1

Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года?

Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов.

Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке : беспредложный, звательный, местный, указательный

Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен?

Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям.

В каких странах мира используют кириллицу в наши дни?

Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии

3 тур -Прочитайте вопросы и попытайтесь на них самостоятельно ответить. На подготовку даётся 5 минут.

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

ПРЬСТЪ, ШЕЛОМЪ, ТЪЩЕТА, ЛОВИТВА, ДРУЖИНА, ДЛАНЬ

ПРЬСТЪ - палец - напёрсток

ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить

ТЪЩЕТА - суета - тщетный

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДРУЖИНА - войско - дружинник

ДЛАНЬ - ладонь

Известно, что во многих западноевропейских языках нет особых букв для обозначения на письме некоторых звуков. Подумайте и ответьте: как изображаются Ч и Щ в известных вам европейских языках, например, по-английски, по-французски или по-немецки

Ч - в англ. Ch, во французском tsh, в немецком tsch

Щ - в английском shch, во французском stch, в немецком schtsch

На каком зыке был создан летописный свод «Повесть временных лет»?

Он была написана в 11 веке на древнерусском языке. Он сформировался в Киевской Руси в 8-14 столетиях и был предшественником русского, украинского и белорусского языков

В кириллице буквы, помимо звукового значения, имели и числовое

Для того чтобы буквы читать как обозначение числа, справа и слева от них ставились точки, а над буквами надстрочный знак «титло», указывающий на сокращённое написание. Определите, какие числительные выражены сочетаниями приведённых ниже букв

Каково мирское имя Кирилла?

Константин

Кем был отец братьев?

Военачальник

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: аз, буки, како, омега?

Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом: буки, ижица, ять, юс малый

Кто изобрёл букву Ё?

Карамзин

В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником »: ять, ижица, ер, юс?

Назовите год рождения буквы Ё

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: живите, люди, слово, зело?

Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3: люди, аз, веди, глагол?

Кого считают основоположником русского литературного языка: Державина, Пушкина, Ломоносова, Лермонтова?

Какой буквы не было в кириллице: покой, добро, твердо, небо?

Кто провёл первую реформу азбуки?

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Вы успешно справились с трудными заданиями. Я думаю, что в будущем вам предстоят и другие занимательные путешествия по страницам русской лингвистики.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская обл.

Праздник славянской письменностиУважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи в 6-м классе «Праздник славянской письменности», который рассчитан на 2 часа и проводится в конце мая (24–27).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.

Ребятам предлагается делать краткие записи, чтобы в конце занятий принять участие в викторине. Группе сильных учеников поручается составить план рассказа учителя. Еще одна группа готовит вопросы классу.

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.

Родились они в семье византийского военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске). Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.

Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому, Гермерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия; в течение долгого времени держать лютою зимой, во время урагана, под открытым небом, оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие». Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Учитель проверяет, как сильные ученики справились с заданием.

Возможный план рассказа учителя

1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:

а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.

2. Кирилл и Мефодий идут на апостольское служение к хазарам.

3. Жизнь среди славян. Трудности и победы.

4. Борьба немецкого духовенства против учения Кирилла и Мефодия.

5. Смерть Кирилла и дальнейшая деятельность Мефодия.

6. Заключение Мефодия в тюрьму и недовольство народа.

7. Смерть Мефодия и учреждение праздника в честь святых.

Ученики, готовившие вопросы, задают их классу.

Викторина «Кто внимательнее»

(возможные вопросы для викторины)

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями.)
– Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

II.

(На плакате, вывешенном на доске, представлена славянская азбука.)

– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?

(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси. При наличии театральных способностей у ребят этот материал можно инсценировать.)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)

Названия этих букв записаны на доске. Дети пытаются выучить их и рассказать учителю (I группа).

Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба
веди-аз – ва

люди-есть – ле
покой-он – по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

– Послушайте отрывок из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

III.

А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)

Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

Слово учителя

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

3-й ученик . Буква «ер» (ъ ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

4-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ)
содержит элемент («бог»). Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом . В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».

Заключительное слово учителя

Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука. А теперь небольшая викторина.

Викторина «Кто внимательнее»

– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За что?
– Что значит ходить фертом ? С какой буквой это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать ижицу ?

Handur
19:21 Да мы его вообще биороботом называли. Он странный.
19:22 Он фуражку поправлял резким дёрганьем головы.
19:22 Скосилась она у него. Он так дрыг! головой и фуражка точнохонько на место становилась

Неграм не нравится, когда мы их называем "неграми", и они требуют, чтобы их называли "афроамериканцы". ок.
Мне не нравится, когда они называют меня "/без разницы как/", и я требую, чтобы они меня называли "мой белый господин".
Договорились?

ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.

Ни на какие аналогии не наталкивает?

И рыцари ходили по Камелоту молча, ибо дамы наложили на них обет Политической Корректности, по которому нельзя было назвать подлеца подлецом, вора - вором, разбойника - разбойником, ведьму - ведьмой, людоеда - людоедом. И говорили про безумца: "Он неадекватен", и величали главаря разбойничьей шайки "полевым командиром", а саму шайку - "вооруженным формированием", ведьмы стали "народными целительницами", людоеды - "лицами, практикующими каннибализм".
Чернолицего арапа отныне называли "афробританцем", и даже самый обычный дурак стал теперь "представителем интеллектуального большинства"...

M. Успенский, "Кого за смертью посылать"

Любопытствующему:
"Нет, ну скажите мне, чем люди руководствовались, когда называли село "НОВОДРАЧЁНИНО"? Такое село действительно существует в Алтайском крае (там же есть СТАРОДРАЧЁНИНО), можете проверить на Википедии".

Смею предположить, что название деревни пошло от одного блюда. "Драчена - мучное блюдо белорусской кухни, распространенное также среди русского населения северо-западных областей России. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом. В отличие от других мучных блюд на нее шла не только черная мука (ржаная), но и половина белой (пшеничной). Кроме того, в драчену входило гораздо больше яиц, молока и масла, чем в другие мучные блюда".
А то, о чем некоторые подумали в меру своей испорченности, пишется через "о".
С уважением, без-пяти-минут-филолог

Когда появилось пиво в ПЭТ-буылках их называли "титьками". Как то я подошел к ларьку и слегка наклонившись спросил: "у вас пиво в титьках есть?",из окошка дикий ржач, нагибаюсь ниже-на прилавке груди продавщицы, наверное 10-го размера, она:"Че там только нет!".

xxx: Про одного парнишку рассказывали, ну так у него имя было Баян,так и всегда называли его Баяном...а у его младшего брата было имя Ильдар...но только не Ильдаром звали,а Аккордеоном;)))

В армии было:
Вечером у нас личное время (офицеры и сержанты называли его "лишнее").
Пишем письма на родину. Ко мне подходит сослуживец Марат (только-только
призвался) и просит выручить парой конвертов. При этом в руках у него
этих конвертов целый ворох.
- А эти что? - интересуюсь.
Тут его прорывает:
- Да что за конверты, и где их только делают! Ни один не
заклеивается!..
и т. д. и т. п. (Ругался минуты две).
Пока он ругался, я беру его конверты, рассматриваю. Там, где должна
быть полоска клея, ничего нет. Т. е. клея нет - только бумага.
В дальнейшем разговоре выясняется, что Марат не проводил по клеевой
полоске языком один раз, как все нормальные люди, а старательно ее
облизывал, т. к. на вкус она была сладковатой и потому ему
приглянулась. Облизывание продолжалось до полного исчезновения
сладкого вкуса, т. е. собственно клея.
А позже на гражданке узнал, что клей не только лижут, но и нюхают.
Правда, сам не распробовал до сих пор:)))

В старину взятку называли мздой, а взяточников - мздоимцами.
Кто-нибудь знает, как называли взяткодателей? "Мздуны"?
Анекдот от 26 мая.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря висит огромная икона
"Страшный суд". В верхней части праведники, внизу грешники, а по
диагонали выписан огромный Змей. На его теле нарисованы десятки
кружочков, в каждый вписано название какого-нибудь греха. Лет
двадцать назад был там на экскурсии.
Обратите внимание, сказала экскурсовод - указано даже "винопитие" и
"непочитание родителей" - но нет греха взяточничества! В старину
это, видимо, грехом не считалось. И сейчас не считается, вполголоса
заметил кто-то.
Поэтому вряд ли "мздунов" как-то особо называли: ведь давали - ВСЕ!

«Заглавная буква в именах собственных» - С какой буквы мы напишем имена собственные? д) Выборочное письмо. а) Упражнение 18 Вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные. 4. Постановка целей урока. в) Упражнение 20 Устно. Выписать имена собственные. 2. Чистописание. Запишите каждый свое имя. Имен нарицательных? Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом.

«Буква Б» - Бу. Обучение грамоте. Согласные звуки [б] [б’].Буква Бб. Материалы к уроку. Загадка. Б у к в а Б б. соБака. Найди лишнее слово. С о б е р и б у к в у. Тест к уроку. Ба. Ран. Булка. Ро. Боб. Ра. Спит под крылечком, хвостик колечком. Зеб. Диаграмма успеваемости учащихся. Познакомься с буквой. Громко лает, хозяина встречает.

«Написание букв» - Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Зеркальное написание букв. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Варианты могут быть самые разные. Рекомендации для родителей. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом.

«Гласные буквы» - Веселые гласные. На дворе - такая жалость!- Наша лесенка сломалась. Сходство есть наверняка, Только нету языка! Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. Буква И наискосок Примеряла поясок. Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась … буква Ю. Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится.

«Буква ять» - История буквы ять. Задание областной олимпиады 9 класс. Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена. Исторический комментарий. Ничего не значит!». Бессмыслица: хл бец хл бца отведал?

«Звуки и буквы 1 класс» - Выделение гласных из ряда звуков. Слоговые схемы. Артикуляционные упражнения. Гласные звуки и буквы. Эскалатор.